Научная статья на тему 'Из истории народного образования Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Из истории народного образования Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1484
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВСЕОБЩЕЕ ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / TEACHERS' TRAINING COLLEGES / THE GREAT PATRIOTIC WAR / PUBLIC EDUCATION / TEACHERS / PRIMARY SCHOOL / UNIVERSAL MILITARY TRAINING / CHITA REGION / STUDENTS / WAR YEARS / KARYMSKY AREA / NERCHINSKO-ZAVODSKOY AREA / PEDAGOGICAL INSTITUTE / TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гагарина Александра Михайловна

Статья затрагивает актуальную проблему историю народного образования в Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Также рассматриваются различные стороны жизни школы, на примере Карымского и Нерчинско-Заводского районов. На основе проведенного анализа источников и литературы автором выделен ряд проблем, связанных с образовательными, воспитательными задачами учебных заведений, особое внимание уделено некоторым аспектам, связанным с осуществлением всеобуча и всеобщего военного обучения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гагарина Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of Public Education in Chita Region during the Great Patriotic War (1941-1945)

This article concerns the urgent problem the history of public education in Chita region during the Great Patriotic War (1941-1945). Various aspects of school life, on the example of Karymsky and Nerchinsko-Zavodskoy areas are also considered in the article. The author analyzes sources and literature and identifies a number of issues related to education, educational objectives of schools, and some aspects related to universal military training of citizens in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Из истории народного образования Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

Гуманитарный вектор. 2010. № 3 (23)

рования особого направления государственной политики в отношении женщин Бурят-Монголии. Так, женотделы в Бурят-Монголии стали действенным инструментом политики Советского государства по организации работы с женским населением, выступили важным механизмом повышения легитимности режима. Разнообразие форм и методов работы с женским населением обусловило высокую эффективность деятельности женотделов по повышению политической активности женщин и вовлечению их в новые общественно-

политические институты, причем в институциональных условиях советского режима важным явилось и то, что женотделы выполняли не только функцию трансляции коммунистической идеологии, но и представляли собой своеобразный регулятор политических отношений. Существенно, что итогом реализации мероприятий советского государства явилось реальное улучшение качества жизни женщин, массовое повышение уровня их образования, изменение их социально-политического положения в целом.

Список литературы

1. Бакли М. Политика большевиков и женотделы в 1920-х годах // Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: Алетейя, 2004. С. 355-380.

2. Бартанова А. А. Женщины Советской Бурят-Монголии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1952. 120 с.

3. Вампилова А. С. Первые культурные очаги // Женщины Советской Бурятии. Улан-Удэ.: Бур. кн. изд-во, 1969. С. 110-118.

4. Доржеева В. В. Изменение положения эвенкийских женщин в обществе в середине XIX - 90 гг. ХХ века (на материалах Бурятии). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. 148 с.

5. Ербанова С. Я. Памяти Марии Сагадаровой // Женщины Советской Бурятии. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1969. С. 12-16.

6. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 390. Л. 66-69.

7. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 757. Л. 2-5.

8. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 2298. Л. 8.

9. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 757. Л. 2-5.

10. НАРБ. Ф. 250. Оп. 1.Д. 204. Л. 241.

11. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 1037, Л. 128-129.

12. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 1128. Л. 1-15.

13. Чирков П. М. Решение женского вопроса в СССР: 1917-1937. М.: Мысль, 1978. 255 с.

УДК 68.35 (О) 62 ББК 63.3 (2)

А. М. Гагарина

г. Чита

Из истории народного образования Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Статья затрагивает актуальную проблему - историю народного образования в Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Также рассматриваются различные стороны жизни школы, на примере Карымского и Нерчинско-Заводского районов. На основе проведенного анализа источников и литературы автором выделен ряд проблем, связанных с образовательными, воспитательными задачами учебных заведений, особое внимание уделено некоторым аспектам, связанным с осуществлением всеобуча и всеобщего военного обучения школьников.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, народное образование, педагоги, начальная школа, всеобщее военное обучение, Читинская область.

A. M. Gagarina

Chita

From the History of Public Education in Chita Region during the Great Patriotic War (1941-1945)

This article concerns the urgent problem - the history of public education in Chita region during the Great Patriotic War (1941-1945). Various aspects of school life, on the example of Karymsky and Nerchinsko-Zavodskoy areas are also considered in the article. The author analyzes sources and literature and identifies a number of issues related to education, educational objectives of schools, and some aspects related to universal military training of citizens in educational institutions.

Keywords: the Great Patriotic War, public education, teachers, primary school, universal military training, Chita Region, students, war years, Karymsky area, Nerchinsko-Zavodskoy area, teachers' training colleges, Pedagogical Institute, teacher education.

С точки зрения обобщения исторического опыта период Великой Отечественной войны всегда был и остается приоритетной темой исторических исследований. Одним из источников победы советского народа над фашистской Германией явилась система школьного образования. Эта система была мощным резервом, который обеспечивал Красную армию и тыл кадрами. Поэтому анализ различных сторон жизни и деятельности учебных заведений в 1941-1945 гг. имеет важное научное и практическое значение. Деятельность общеобразовательной школы во время войны получила довольно полное отражение в отечественной исторической литературе, однако многие региональные проблемы до сих пор не стали предметом специального исследования.

Исторические источники по народному образованию указанного периода хранятся в фондах Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК). Анализ этих данных позволяет с различных сторон подойти к исследованию темы, ввести в научный оборот ранее неопубликованный материал. Автором в основном использовались фонды: П-3 (Читинская область в годы Великой Отечественной войны), Р-17 (Отдел народного образования Читинского облисполкома), Р-1758 (Карымский отдел народного образования), П-37 (Отчеты райкомов ВЛКСМ).

В 1941 г. в области работали 899 начальных, 162 неполные средние, 72 средние школы. Весь контингент учащихся состоял из 173 788 учеников, их обучали 5568 педагогов, которых до полного комплекта не хватало (222 чел.) [9, с. 532]. В документах отмечается, что учителей, не окончивших полную среднюю школу, накануне войны работало около 50 %, незначительной была доля учителей с высшим педагогическим образованием. Около 40 % - учителя, имевшие среднее

педагогическое и общее среднее образование. В 1941/1942 учебном году значительно улучшился образовательный уровень педагогов: впервые пятая часть учителей имела высшее педагогическое и общее образование, со средним специальным работали в школах области 23 чел., со средним - 443, с незаконченным средним - 1794 учителя. Повышение образовательного уровня связывалось с переездом в Читинскую область в начале войны учителей из других областей. В связи с этим улучшилась успеваемость: в 1941/42 году в школах области она составила 78,7 %, в железнодорожных школах - 70,39 % [9, с. 532]. Несмотря на это, сложилась напряженная ситуация с учительскими кадрами. Выйти из кризисного положения можно было только через формирование системы подготовки педагогов. К тому времени в области работали педагогические училища в Чите, Сретенске, Петровске-Забайкальском, Агинском, Балее, которые готовили учителей начальных классов, а Сретенский учительский институт с 2-годичным сроком обучения - учителей 5-7 классов [4, с. 27-28]. Училища и учительский институт ежегодно выпускали по 25 специалистов, в целом не более 100 выпускников в год. Необходимо было создавать новые училища, увеличивать набор в имеющиеся учебные заведения. Однако самым важным звеном в обеспечении школ области учителями предметниками являлся Читинский педагогический институт, созданный в 1938 г. За годы войны количество педагогических училищ в области увеличилось с 4 до 6. Наркомпросом на 1944/45 учебный год план приема был установлен в 600 чел., фактически приняли 495 чел. [2, с. 7]. В начале 1944/45 учебного года в Агинском училище числилось 202, в Балейском - 156, в Петровск-Забайкальском - 253, в Сретенском - 257, в Сковородинском - 176, в Читин-

Гуманитарный вектор. 2010. № 3 (23)

ском дошкольном - 101 чел. За учебный год из педагогических училищ области ушли 229 чел. По документам Государственного архива Забайкальского края, основными причинами отсева были те же, что и в средних школах: неуспеваемость - 60, материальная необеспеченность - 30, болезни и смерть - 31, переезд в другую область - 23, переход в другое учебное заведение - 17 чел. [2, с. 7].

Решение вопроса за счет перевода учителей из других областей обошлось бы бюджету в 1,5-2 млн. р. Это, к сожалению, не снимало проблемы, поскольку в силу климатических и социальных условий приезжие учителя работали не более двух лет [9, с. 532]. В 1939/1940 учебном году в области работало 65 полных средних школ (в них числилось 44530 учеников), а также 143 семилетних школы (в них учились 52494 ученика). Кроме острой нехватки учителей в области, общий уровень подготовки работающих педагогов не соответствовал требованиям времени. К концу войны в школах и органах народного образования области было только 8,4% учителей с высшим образованием, 26,9% учителей не имели даже среднего образования. Конечно, это не могло не отражаться на качестве учебного процесса. Ситуацию осложнял тот факт, что «.. .много бывших учителей арестованы органами НКВД и высланы за пределы Читинской области» [1, с. 1].

Главной задачей школ в годы Великой Отечественной войны по-прежнему оставалась борьба за глубокие знания, высокую успеваемость учащихся, охваченность всеобщим начальным обучением всех детей школьного возраста. Существовали и проблемы - достаточно высокий отсев учащихся; неудовлетворительная материальная обеспеченность как учебным материалом, методическими пособиями, так и инвентарем. Определенную трудность представляла нехватка педагогических кадров, даже при существовании педагогического института и краткосрочных учительских курсов эта проблема не была решена. Несмотря на это, итоги первого военного года показали, что в условиях военного времени значительно улучшилась дисциплина. Однако в 1942/43 учебном году вновь обострилась кадровая проблема: не хватало 450 учителей средней школы и 466 учителей начальных классов.

Подробнее хотелось бы остановиться на деятельности школ Нерчинско-Заводского района, как одного из отдаленных от центра, и Карымского, одного из центральных районов. К началу войны в Карымском районе

работало 39 школ: 32 начальных, 6 неполных школ и 1 полная средняя школа, но наблюдалось напряженное положение с учительскими кадрами [7, с. 55]. В докладной записке о работе школ Нерчинско-Заводского района за первое полугодие 1944/45 учебного года отмечается, что на 1 января 1945 в районе работало 37 школ, из которых 31 начальная, пять семилетних и одна средняя [3, с. 2].

Одной из важных проблем народного образования в годы Великой Отечественной войны являлся заметный отсев учащихся. В 1941/42 г. отсев по сравнению с предыдущим стал больше: из школ области ушли 37 188 учеников. Ученики уходили на производство, заменяя отцов и братьев, ушедших на фронт. 26 февраля 1942 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы», который запретил мобилизацию учащихся 8-10 классов средних школ партийными и советскими органами на фабрики, заводы, горнорудную промышленность и спецработы, а также отрыв учащихся во время учебных занятий на выполнение разного рода временных работ.

В Карымском районе все 38 школ в 1941/42 учебном году размещались в 42 зданиях. В большинстве школ занятия велись в две смены (в первую смену занималось 2040 учащихся, во вторую - 1535). Топливом школы были обеспечены удовлетворительно. Занимаемые школами здания совершенно не были приспособлены к занятиям: барачного типа, они строились в своё время под общежития работников железной дороги. При средней школе отсутствовали кабинеты, оборудование по физике, химии, биологии, математике и другим предметам хранилось в кладовой. Зал для проведения занятий по военно-физической подготовке отсутствовал. Не было и комнаты, в которых учителя могли бы отдохнуть во время перемены и между рабочими сменами [8]. В п. Карымское не было интерната для приезжих детей, вследствие чего их не принимали в школы. Горячее питание отсутствовало, выдавали лишь по 50 грамм хлеба, многие дети посещали школу только из-за этого.

В 1941/42 учебном году занятия в целом начались своевременно, т. е. 1 сентября. Однако не все школы дружно приступили к занятиям. Так, в Нерчинско-Заводском районе к 1 сентября были готовы не все школы. В Павловской и Патринской начальных школах занятия начались только во вторую учебную четверть по причине отсутствия учителей. В

школах района не хватало наглядного оборудования по физике, естествознанию, географии: письменных принадлежностей, чернил, карандашей. Директора заявляли, что указанного оборудования они не получили. Вполне естественно, что недостаток письменных принадлежностей и наглядных пособий отрицательно сказывался на качестве обучения в школах. Интернаты при школах располагали неполным комплектом оборудования (столы, койки и т. д. ) [6, с. 45].

Что касается тяжелого материального положения забайкальских семей - из местных ресурсов с большим напряжением удавалось изготовить некоторое количество обуви. Однако пошитой обуви на всех учащихся не хватало. Постоянный же недостаток одежды восполнить из местных ресурсов не представлялось никакой возможности. Следствием данной причины был большой отсев учащихся из школ.

Важнейшей частью жизни школ в годы войны были организация и проведение военно-физкультурного воспитания. В 1942 г. приказом Наркомата просвещения РСФСР «Об организации допризывной военной подготовки учащихся» организовывалось обучение учащихся 5-10 классов по программе всео-

буча. Главной проблемой для развертывания военно-физической и оборонно-массовой работы стал острый дефицит подготовленных преподавателей. В 1941 г. 80% военруков и учителей физкультуры призвали в армию. Выполняя постановления правительства «о всевобуче», с начала 1941/42 учебного года в школах районов были созданы кружки по изучению военного дела [5, с. 160]. Старшеклассники проходили 110-часовую программу. В 177-й неполных средних школах военруками работал 141 мужчина (в том числе

30 участников войны) и 30 женщин. В начальных школах военруками работали по совместительству 524 женщины и 412 мужчин.

На оставшихся в тылу педагогов, учащихся школ, воспитанников детских домов и интернатов легли все тяготы военного времени: непрерывная работа, заготовка дров, сбор средств в фонд обороны, участие в сельскохозяйственных работах, тяжелые материальные и бытовые условия, недостаток продуктов питания. Но, несмотря на все трудности, в годы войны образовательный процесс в Читинской области не прерывался, а преподавательский и ученический состав оказывал помощь стране и армии, работая под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!»

Список литературы

1. ГАЗК. Ф. П.-3. Оп 1. Д. 240. Л. 1.

2. ГАЗК. Ф. П.-3. Оп 1. Д. 270. Л. 7.

3. ГАЗК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 1221. Л. 2.

4. Баркин Г. А. Создание Читинского пединститута // Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет. История и современность: 1938-2008. Чита, 2008. С. 27-28.

5. Гагарина А. М. Всеобщее военное обучение в Нерчинско-Заводском районе в 1941 г. // Студенческие чтения: сб. ст. и материалов по итогам науч. конф. ЗабГГПУ 2008-2009 гг. Чита: ЗабГГПУ, 2009. С. 160-162.

6. Гагарина А. М. Образование в Нерчинско-Заводском районе в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война: уроки истории: материалы регион. науч.-практ. конф. Иркутск: БГУЭП, 2010. Ч. 1. С. 42-51.

7. Готовщик А. С. Образование в Карымском районе в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.) // Забайкальцы - фронту (диалоги о войне, мире и здоровом обществе). Чита: Орион, 2010. С. 37-45.

8. Грудинин П. А. Начиналось все так // Красное знамя. 1998. 29 авг.

9. Константинова Т. А. Из истории народного образования Читинской области в 1937-1945 гг. // Читинская область в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945: сб. документов и материалов. Чита: Экспресс-Изд-во, 2005. С. 532.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.