Научная статья на тему 'Восстановление и развитие системы школьного образования Ставропольского края в первые послевоенные годы (1945-1953 гг. )'

Восстановление и развитие системы школьного образования Ставропольского края в первые послевоенные годы (1945-1953 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1634
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / SOVIET SCHOOL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ / CIVIC DUTY / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / PATRIOTIC WAR / КОМСОМОЛ / KOMSOMOL / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ВСЕОБУЧ / UNIVERSUUCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подрезова Т.А., Михайлова М.А.

В статье анализируется состояние школ на территории Ставропольского края в первые послевоенные годы (1945-1953гг.). Автор подчеркивает, что большую роль в восстановлении школ края и увеличении контингента учащихся сыграла политико-массовая работа, проводимая государственными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the state of schools in the territory of the Stavropol Territory in the first post-war years (1945-1953). The author emphasizes that the political and mass work carried out by state bodies played a big role in the restoration of the schools of the region and the increase in the contingent of pupils.

Текст научной работы на тему «Восстановление и развитие системы школьного образования Ставропольского края в первые послевоенные годы (1945-1953 гг. )»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 908

Т.А. Подрезова, М.А. Михайлова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953 ГГ.)

Аннотация: В статье анализируется состояние школ на территории Ставропольского края в первые послевоенные годы (1945-1953гг.). Автор подчеркивает, что большую роль в восстановлении школ края и увеличении контингента учащихся сыграла политико-массовая работа, проводимая государственными органами.

Ключевые слова: Школа, советская школа, образование, гражданский долг, Отечественная война, комсомол, учащиеся, всеобуч.

Профессиональная подготовка будущего учителя истории не может быть успешной без обращения к опыту развития системы образования в региональном аспекте. Особенно значимым является изучение трудностей послевоенного периода 1945-1953 гг., когда образование находилось в упадническом состоянии.

Советская школа внесла большой вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Она успешно преодолела суровые испытания и доказала свою жизненность. Поколения людей, воспитанных советской школой, в условиях войны показали пример выполнения гражданского долга, проявили мужество и героизм в тылу и на фронте. Генерал армии П.И Батов с полным основанием утверждал: «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне - подвиг школы, ее питомцев» [1].

Несмотря на огромные трудности, которые принесла война, по всей стране в кратчайшие сроки были восстановлены и построены тысячи школьных зданий. В Ставропольском крае по плану капитального строительства в 1945-1946 году необходимо было восстановить в городах 11 школьных зданий. Однако к 1 сентября было восстановлено только одно школьное здание средней школы №4 в г. Буденновске. Все работы по капитальному восстановлению школ Ставрополья производил «Ставропольгражданстрой». Однако он развернул основную деятельность только в августе 1945 года, из-за нехватки строительных материалов, главным образом, леса, железа и стекла. К 1 октября 1945 года в действие

научный журнал

были введены средняя школа №2 Ставрополя, средние школы №9, №12 и семилетние школы №7 и №8 Пятигорска, средняя школа №5 Георгиевска, средняя школа №2 Минеральных Вод [1].

Текущему ремонту в городах и селах Ставрополья подлежало 1282 школьных здания. Из них удалось отремонтировать вовремя 1006 школ. К числу не сданных в эксплуатацию школьных зданий относились те, в которых не был закончен ремонт крыш, остекление окон и наружная побелка [3].

В строительстве школ активно участвовали промышленные предприятия, совхозы и колхозы. Комсомольцы, рабочие предприятий, а также студенты и учащиеся трудились на стройках во время субботников и воскресников. Особенно хорошо они были организованы в Ставрополе, Пятигорске, Железноводске и Ессентуках [3].

В 1946-1947 учебном году в крае было открыто 11 средних и три семилетних школы, где обучалось 2279 человек. Систематически увеличивались ассигнования на нужды народного образования и культуры. Более прочной становилась материально-техническая база учебных заведений.

В 1950-1951 учебном году по сравнению с довоенным 1941 годом количество образовательных школ в СССР увеличилось на 27 тысяч. Всего в общеобразовательных школах СССР обучалось к началу 50-х гг. около 35 миллионов учащихся [2].

Из-за материальной необеспеченности населения в первые послевоенные годы в крае, как и других регионах, имел место отсев учащихся. В 1944-1945 учебном году только за одно полугодие из 1 - 4 классов выбыло 6536 человек. За то же время в 7-х классах прекратили учёбу в школе 1116 учащихся[2]. Основной причиной было отсутствие у учеников одежды и обуви. Их количество, изготовленное предприятиями края, не могло удовлетворить имеющиеся потребности. В случае плохой погоды посещаемость резко снижалась, дети на уроки нередко ходили без обуви.

Вследствие возникших затруднений, сложившихся в крае после неурожая 1946 года, оказалось невозможным организовать при школах горячие завтраки. Не удалось увеличить в крае и число интернатов. Все это также негативно отразилось на посещаемости учащимися школ[4].

В отдельных районах Черкесской автономной области, Советском, Туркменском, Степновском и других районах из-за вспышки кори и скарлатины возникла сложная эпидемиологическая обстановка, увеличился отсев детей из школ, составивший 1087 человек.

По плану в школах края в 1947-1948 учебном году должно было обучаться 259000 человек, а фактически на конец первого учебного полугодия контингент составил 238543 человек. За шесть месяцев отсев по

научный журнал

неуважительным причинам составил 6107 школьников. Чтобы избежать большого отсева, на местах проводилась активная шефская работа. Из 35 школ полностью выполнила закон о всеобуче 31 школа[5]. В Ессентуках в начале учебного года были выявлены дети - сироты. Остро нуждающиеся учащиеся были снабжены обувью и одеждой. В течение учебного года детям было выдано за счет шефских организаций и родительских комитетов 412 пар обуви, 97 костюмов, 11 брюк, 18 платьев [5].

Однако в школах по - прежнему не хватало классных комнат и учителей, в первую очередь, по музыке, рисованию и физкультуре, а также руководителей различных кружков. Занятия проводились в две и три смены. Это негативно сказывалось на успеваемости учащихся. Росло также количество второгодников [5]

В 1947-1948 учебном году по сравнению с итогами 1946-1947 учебного года успеваемость повысилась. Если общее число учащихся, получивших отрицательные оценки за 1947- 1948 учебный год составило 34780 человек или 17%, то за 1945-1946 учебном году их было 37038 человек или 19% [2].

К числу причин низкой успеваемости учащихся также относились низкое качество уроков у некоторой части учителей, ограниченность в выборе методов обучения, нечеткая структура урока.

Учитывая опыт первых послевоенных месяцев, в 1946 году краевой отдел народного образования поставил перед собой задачу начать подготовку к новому учебному году с ранней весны. В марте 1946 года крайоно разработал план подготовки школ на новый учебный год. В соответствии с ним была дана директива городским и районным отделам народного образования.

Задания первого послевоенного пятилетнего плана по росту сети школ и воспитательных учреждений в Ставропольском крае были выполнены. Общее количество учебных заведений превысило довоенный уровень. Если в 1940- 1941 учебном году их было 1490, то в 1950 - 1951 учебном году - 1659. Были созданы реальные предпосылки для перехода ко всеобщему семилетнему обучению [2].

Большую роль в развитии советской школы сыграли правительственные постановления о введении с 1944 - 1945 учебного года обязательного обучения детей с семилетнего возраста. Были введены в действие «Правила для учащихся», установлена пятибалльная система оценки знаний и поведения учащихся. Важное значение для улучшения учебно-воспитательной работы имело постановление Совета Народных Комиссаров СССР о введении выпускных экзаменов в 4 и 7 классах и экзаменов на аттестат зрелости за среднюю школу, об учреждении золотых и серебряных медалей для награждения наиболее отличившихся в учебе школьников [5].

научный журнал

1949-й год ознаменовался важнейшим политическим и культурным событием - переходом к всеобщему обязательному семилетнему образованию. Повсеместно расширилась сеть неполных средних школ, создавались благоприятные условия для посещения их детьми (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живших вдали от школы и т.д.). Одновременно проводилась работа по вовлечению в старшие классы средней школы учеников, окончивших семилетку. Тогда же, в апреле 1949 года, было принято решение исполкома крайсовета депутатов трудящихся «О подготовке школ к новому учебному году», обязывающее исполкомы горрайсоветов тщательно подготовить все школы к занятиям и обеспечить материальную базу каждой школы в учебном году. В крае между сельскими советами районов развернулось социалистическое соревнование за образцовую встречу нового учебного года.

Но вовлечение детей в школы - это только начало дела, самое же главное было в том, чтобы удержать весь контингент учащихся до конца учебного года. В этих целях районо и школы провели ряд мероприятий по его закреплению. При средних школах №4, №5 Молотовского района были организованы интернаты, а на время сильных холодов - колхозные общежития. Каждый месяц в районо заслушивались руководители школ по вопросу о выполнении всеобуча. Данный вопрос обсуждался на исполкомах и сессиях сельских советов, и каждая школа предпринимала в свою очередь срочные необходимые меры по каждому отдельному факту неявки учащихся в школу. Аналогичная работа проводилась и во многих других районах.

В послевоенные годы в общеобразовательной школе большое место отводилось политехническому обучению как составной части всестороннего развития личности. Политехническое образование советская педагогика рассматривала как совокупность знаний основных научных принципов важнейших процессов современного производства и общетехнических знаний, а также умений и навыков, необходимых для включения учащихся в производительный труд. Начиная с 1951 года, в крае создавалась база политехнического образования: оборудовались школьные мастерские, создавались политехнические кабинеты, музеи. Предприятия, стройки, заводы выделяли рабочие места для производственной практики учащихся [5].

К началу 1951-1952 учебного года в Ставропольском крае количество средних школ возросло до 326 (вместо 170 в первые послевоенные годы), а количество учащихся в них увеличилось в городах в 4,1 раза, на селе - в 4,8 раза. Наибольший рост численности учащихся старших классов был достигнут в Ставрополе, Александровском, Будённовском, Курском, Георгиевском и Левокумском районах [2].

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

Итак, в первые послевоенные годы, несмотря на огромные трудности, вызванные последствиями войны, в школьном образовании Ставропольского края были достигнуты определенные успехи в школьном строительстве, улучшении их материально-технической базы, повышении качества обучения в школах всех типов. В крае стало традицией проведение в период подготовки школ к новому учебному году воскресников по ремонту школьных зданий, заготовке топлива, ремонту и изготовлению мебели.

Большая работа проводилась по выполнению закона о всеобщем обязательном семилетнем обучении детей, по совершенствованию среднего общего образования.

Библиографический список

1. Козлова Н.А. Система народного образования Ставропольского края в 1945-1964 гг.: состояние и тенденции развития: Автореферат диссертации канд. ист. наук: 07.00.02: Пятигорск, 2005 27 С. РГБ ОД, 61:05-7/429

2. Козлова Н.А. - Развитие школьного образования в 1945-1964 гг.//Сборник научных трудов ПГТУ. Финансово-экономический факультет. По материалам круглого стола: «Проблемы социально-экономических систем» (под ред. докт. ист. Наук, прф., акад. В.А. Казначеева). - Пятигорск: издательство «Спецпечать», 2004. - С. 18-27.

3. Очерки истории Ставропольского края, т. II. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1986.-462

с.

4. Подрезова Т.А. Голод 1946-1947 гг. на территории Ставропольского края: причины, масштабы и последствия// Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 13. Пятигорск, 2008. С. 68-74

5. Соляникова А.М. Народное образование - предмет неустанной заботы коммунистической партии Советского правительства. В кн.: Ставрополье за 40 лет Советской власти. (Материалы по изучению Ставропольского края, № 9) 1917-1957. -Ставрополь, 1957. -С.198.

Т.А. Podrezova, М.А. Mikhailova

Restoration and development of the school system of the Stavropol Territory in the first post-war years (1945-1953)

Abstract. The article analyzes the state of schools in the territory of the Stavropol Territory in the first post-war years (1945-1953). The author emphasizes that the political and mass work carried out by state bodies played a big role in the restoration of the schools of the region and the increase in the contingent of pupils. Keywords: School, Soviet school, education, civic duty, the Patriotic War, the Komsomol, students, universuuch.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.