Научная статья на тему 'Проблемы развития школьного образования Башкирского Зауралья в послевоенные годы'

Проблемы развития школьного образования Башкирского Зауралья в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ СЕМИЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / БАССР / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / COMPANY’S PATRONAGE / PATRIOTISM / GENERAL SEVEN-YEAR TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исмагилова Гульнара Шавкатовна

На основе богатого архивного историко-краеведческого материала исследуются особенности образовательной политики, содержание и формы работы школ в послевоенные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of school education development in the Trans-Urals of the Republic of Bashkortostan in the post-war period

The article is based on archival historical-and-local sources to investigate specific features of educational policy, as well as the contents and forms of school education in the Trans-Urals of the Republic of Bashkortostan in the post-war period.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития школьного образования Башкирского Зауралья в послевоенные годы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321).

История. Вып. 57. С. 46-50.

Г. Ш. Исмагилова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

На основе богатого архивного историко-краеведческого материала исследуются особенности образовательной политики, содержание и формы работы школ в послевоенные годы.

Ключевые слова: всеобщее семилетнее обучение, шефская помощь предприятий, БАССР, советская школа.

Великая Отечественная война 1941— 1945 гг. поставила под угрозу все прежние достижения и успехи, как и всего советского общества в целом, так и системы образования в виде его важнейшего института. Этот жизненный экзамен образовательной системой Зауралья Башкортостана был выдержан достойно.

В проведенном нами исследовании рассматривается большой исторический период, полностью охватывающий послевоенные годы (1945-1953 гг.). В этот период особенностью образовательной политики советского государства была концентрация управленческих и политических функций в партийных органах. Партия осуществляла строгий контроль над выработкой основных направлений политики в сфере образования, определяла кадровую политику и направленность учебно-воспитательного процесса. Такая модель системы образования в послевоенные годы стала одним из важных факторов успешного всеобщего семилетнего обучения.

В послевоенные годы партийные органы еще ужесточили контроль над системой образования. Это было связано с тем, что она была кузницей профессиональных кадров для восстановления народного хозяйства. Пропаганда патриотических ценностей в годы войны и в послевоенный период превратилась в генеральную линию идеологического воздействия на всё советское общество.

Словом, патриотизм, ставший одним из краеугольных камней фундамента народной победы, сформировался и воспитывался во всех сферах общества, прививался со школьной скамьи и в стенах других учебных заведений.

В послевоенные годы партийно-советское руководство Зауралья Башкортостана стремилось не только сохранить достигнутый уровень образования и обеспечить текущие

потребности региона в квалифицированных специалистах, но и создать основы для дальнейшего подъема системы школьного образования.

В области народного образования центральной задачей оставалось осуществление всеобщего семилетнего обучения. Предстояло восстановление и расширение сети общеобразовательных школ, укрепление их материально-технической базы, улучшение качественного состава педагогических кадров. Принятые меры способствовали возвращению в школы молодежи, прервавшей учебу из-за трудностей военного времени. В 1943/1944 уч. г. по плану республиканских властей подлежало охвату учебой 479,3 тыс.. а было принято в школы 430,5 тыс., в 1944/1945 уч. г., соответственно, 496,4 тыс. и 474,9 тыс. учащихся1. В 1943/1944 уч. г. план по республике по всеобщему обязательному обучению был выполнен на уровне 94,46 %2.

В 1944 г. на цели народного образования было выделено средств в 1,5 раза больше, чем в довоенном 1940 г. В конце войны зауральские школы, как и во всей республике, стали работать бесперебойно3. Для строительства школ наряду с бюджетным финансированием привлекались средства промышленных предприятий, строительных организаций, колхозов и совхозов. Многие предприятия взяли шефство над конкретными школами. Предпринятые меры обеспечили постоянное осуществление семилетнего всеобуча детей. Вначале в городах удалось добиться приема в 5-й класс всех учащихся, оканчивавших начальную школу. Об этом свидетельствуют данные о предварительных итогах работы школ в 1944/1945 уч. г. и ходе их подготовки к новому 1945/1946 уч. г.4

К началу первого мирного после войны -1945/1946 - учебного года всего в системе образования республики насчитывалось

5047 школ, из которых начальными были 3842, семилетними - 955, средними - 250 школ. Во всех типах школ общая численность учащихся составляла 498592 человек5.

Несмотря на принятые меры по стабилизации положения в системе образования, в первые послевоенные годы продолжался отсев учащихся из школ (данные об этом см. в табл. 1). Анализ, проведенный Наркомпросом республики, показал, что большинство учащихся младших классов выбывали из школы из-за отсутствия обуви и одежды, отдаленности школы от дома, а из старших классов - по этим же причинам, а также «вследствие ухода на работу»6.

Таблица 1

Данные об отсеве учащихся из школ БАССР

(1944-1946 гг.)7

Клас- сы Первое полугодие 1944/1945 уч. г. Первое полугодие 1945/1946 уч. г.

Число отсеявшихся, чел. % отсева Число отсеявшихся, чел. % отсева

Г-ГУ 10700 3,5 7759 2,1

У-УГГ 2000 2,7 1865 1,7

УШ-Х 726 3,5 406 2,1

Итого 14426 3,3 10030 2,0

В 1945/1946 уч. г. в районах Башкирского Зауралья количество средних школ составляло 15 единиц. В Абзелиловском районе располагались 2 средние школы - Аскаровская и Бакар-Узянская, в Баймакском районе - 6: Иткуловская, Сибаевская, Тубинская № 1, Тубинская № 2, Баймакские городские СШ № 1 и СШ № 2, в Учалинском районе - 4: Учалинская, Миндякская, Поляковская и Тунгатаровская, в Хайбуллинском районе - 3: Акъяровская, Антинганская и Бурибаевская8. Насчитывалось 37 школ рабочей молодежи, в которых обучалось 3491 человек, школ сельской молодежи - 300 и 7248 учащихся9.

С 1945/1946 уч. г. началось введение всеобщего семилетнего обучения детей и в Башкирском Зауралье. К этому времени число учащихся семилетних школ в республике выросло на одну треть - до 292,7 тыс. против 193,8 тыс. человек в 1946 г.10 В период 1945/1946 по 1950/1951 уч. г. число школ-семилеток по республике увеличилось с 963 до 1274, в то же время количество начальных школ несколько уменьшилось, главным образом вследствие преобразования некоторых из них в семилетние. Количество средних школ Башкирского Зауралья осталось без измене-

ния10. Многие из них были укомплектованы учителями с высшим образованием и с образованием в объеме учительского института.

Важное место в системе народного образования зауральских районов занимали вечерние школы. Учащиеся получали в них образование, сочетая учебу с трудом на производстве. В 1945/1946 уч. г. в республике насчитывалось 323 таких школ, где обучалось 12,7 тыс. человек, а в Башкирском Зауралье -

9 школ с общим количеством более 300 учащихся. В таких школах подавляющее большинство составляли ученики 5-10 классов, по тем или иным причинам вынужденные оставить учебу в годы войны. Вечернее и заочное обучение стало одним из эффективных средств повышения общеобразовательного уровня молодежи, занятой на производстве. Райкомы партии, исполкомы районных Советов Учалинского, Баймакского районов наметили меры по дальнейшему укреплению материальной базы таких школ, улучшению содержания их работы. Усилилась шефская помощь промышленных предприятий: в частности, Баймакский машиностроительный завод, Учалинский горно-обогатительный комбинат на свои средства построили учебные здания для вечерних школ. Кроме того, быстро росла сеть детских музыкальных и художественных школ. Такие школы открылись во всех районах Башкирского Зауралья11.

В послевоенные годы восстановлению дееспособности школьной системы уделялось разностороннее внимание, включая обеспечение школ педагогическими кадрами. Серьезное внимание вопросу подготовки учительских кадров уделила XXI областная партийная конференция. В апреле 1948 г. на бюро Башкирского обкома партии обстоятельно был обсужден отчет Министерства просвещения БАССР «О работе с учительскими и руководящими кадрами». Вскрыв серьезные недостатки, бюро обкома партии указало на необходимость существенного увеличения числа студентов в педагогических и учительских институтах.

Значительное расширение подготовки учителей в институтах республики помогло укрепить полноценными кадрами семилетние и средние школы, особенно в зауральских районах республики, ранее отстававших по комплектованию квалифицированными кадрами. В течение первых четырех послевоенных лет школы Баймакского района по-

полнились 52 выпускниками институтов: в 1946/1947 уч. г. в педагогический коллектив района влились 9 учителей с высшим образованием, в 1947/1948 - 15, в 1948/1949 - 28 человек. На начало 1954/1955 уч. г. в 7 средних школах района трудились 76 учителей с высшим образованием. В 2 средних школах Хай-буллинского района в 1945/1946 уч. г. всего работало 5 учителей с высшим образованием и 4 учителя - с образованием в объеме учительского института.

В зауральских районах имелись хорошие начинания ряда интернатов средних школ, которые помогали коллективам учителей добиваться прочных знаний учащихся и воспитания в них лучших гражданских качеств. Понимание значения и роли интернатов в обучении и воспитании подрастающего поколения в трудные годы послевоенного времени привело к заметному росту их количества во всех зауральских районах.

В послевоенные годы наряду с кадровым вопросом состояние материально-технической базы зауральских школ продолжало оставаться одной из самых острых проблем. Причинами такого положения были последствия военного времени и послевоенного восстановления, недостаточного обеспечения системы образования.

Для создания соответствующих условий работы школ сельской местности Совет Министров СССР принял постановление № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» от 10 февраля 1948 г. Документ предусматривал следующие действия: «1. Обязать исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. [...]

4. Обязать Советы Министров республик и обл(край)исполкомы:

а) производить строительство жилых домов при сельских школах за счет средств, собранных путем самообложения, наряду с использованием этих средств на ремонт школ и другие мероприятия;

б) привлекать колхозы к проведению работ по строительству жилых домов при сельских школах и оплачивать колхозам и колхоз-

никам за выполненные ими работы по строительству указанных домов за счет средств самообложения»12.

После издания данного постановления райисполкомы стали получать планы по строительству жилья для сельских учителей и обеспечения их топливом. Таким путем правительство страны стремилось снизить текучесть кадров в сельских школах, заинтересовать учителей закрепляться в школах.

Как правило, отслеживание проблем в системе образования происходило регулярно, однако и здесь наблюдались элементы советской кампанейщины. Накануне нового учебного года происходили комплексные проверки состояния школ, обеспеченности кадрами, учебниками и всем остальным, производившиеся Министерством образования с привлечением представителей РОНО и райкомов партии.

Показательны результаты такой проверки, проведенной в Учалинском районе накануне начала 1951/1952 уч. г. В том году в районе всего насчитывалась 71 школа, из них 5 -средних, 17 - семилетних и 49 - начальных. Документ, составленный по итогам проверки, показывает, что фактическая подготовленность школ района к новому учебному году находилась на низком уровне. По плану был намечен капитальный ремонт 4 школ, а реально он был начат только в 2 школах: Учалинской и Наурузовской средних школах. Из 25 проверенных школ района (5 средних, 12 семилетних и 8 начальных), кроме Ахуновской семилетней школы, ни в одной школе текущий ремонт не был завершен. В Калуевской, Совхозной семилетних школах, Суяргуловской, Галиахмеровской, Старо-Муйнаковской и Карагужинской начальных школах ремонт фактически не был даже начат. В таком же неподготовленном состоянии накануне учебного находились и интернаты при школах района - из запланированных к ремонту 4 интернатов ни в одном из них ремонтные бригады даже и не появлялись.

Такие низкие темпы ремонта, как указывается в документе, не могли обеспечить готовность школ к новому учебному году. Причиной такого положения стала нерасторопность местных органов власти и отдела образования исполкома района, не сумевших организовать своевременный ремонт школьных зданий. На их ремонт средства из бюджета в размере 3219 р. были запланированы, однако оказались неосвоенными13.

Трехлетний план строительства жилых домов для учителей района был выполнен лишь наполовину: из 22 запланированных домов построено и приспособлено всего 11 домов. Школы района плохо обеспечивались учебно-наглядными пособиями и художественной литературой. В большинстве школ района не было учебно-опытных пришкольных участков, ни одна из семилетних и средних школ не имела оборудованного спортивного зала и физкультурных площадок. В таком лесном районе, как Учалинский, срывался план по заготовке дров: к началу учебного года он выполнен был лишь наполовину, а многие школы (Миндякская и Наурузовская средние, Калуевская семилетняя, Галиахмеровская и др.) даже и не приступали к заготовке дров14.

Как видно из табл. 2, в 1951/1952 уч. г. в Абзелиловском районе функционировало 99 школ, в Баймакском - 115, в Учалинском -71, в Хайбуллинском - 67 школ.

Таблица 2

Количество и типы школ в районах Башкир-

ского Зауралья в 1951/1952 уч. г.15

Районы Типы школ

Началь- ные Семи- летние Сред- ние Итого

Абзелиловский 75 22 2 99

Баймакский 85 25 5 115

Учалинский 49 17 5 71

Хайбуллинский 46 19 2 67

Всего 255 83 14 352

К началу 1950-х гг. была полностью восстановлена система образования, что позволило сделать еще один существенный шаг в ее развитии. В 1951 г. было завершено введение всеобщего семилетнего обязательного обучения, начавшееся с 1945/1946 уч. г. Введение семилетнего всеобуча планировалось еще в годы второй пятилетки, однако оно не было реализовано, затем накануне и во время войны откладывалось по объективным причинам. Преодоление негативных последствий войны и послевоенное восстановление народного хозяйства, наконец, позволили перейти к реализации программы семилетнего всеобуча.

Подводя итоги истории развития системы образования в регионе Башкирского Зауралья в годы войны и в первые послевоенные годы, следует отметить, что это было временем сурового испытания советской образовательной системы на живучесть.

Сохранению и развитию системы образования в послевоенные годы способствовали совокупные факторы: активная роль партийно-государственных органов по управлению отраслью, привлечение ресурсов всего общества для поддержания и обеспечения системы, развитие системы вечерних школ и школ фабрично-заводского ученичества и т. д. Огромную роль сыграло шефское движение над школами со стороны промышленных предприятий и организаций, колхозов и совхозов, общественных организаций и населения. В Башкирском Зауралье наибольшую активность в этом направлении проявляли ведущие промышленные предприятия региона: Баймакский Медьзавод, предприятия Тубин-ского, Байкаринского и Учалинского рудоуправлений, трест «Башзолото», Сибайский медеплавильный завод. Баймакский машиностроительный завод и Учалинский горнообогатительный комбинат построили здания для вечерних школ, где стали получать образование молодые труженики их производств.

В послевоенные годы положение системы образования в районах Башкирского Зауралья постепенно начало улучшаться: укреплялась материально-техническая база, завершалось введение всеобщего обязательного семилетнего обучения, увеличились количество средних школ и численность учащихся в них, росла доля учителей с высшим и неполным высшим образованием в общем составе педагогических работников. В 1951 г. был осуществлен переход к обязательному всеобщему семилетнему обучению, став результатом преодоления последствий войны и послевоенного восстановления системы образования и всего народного хозяйства.

Подготовка учителей в вузах и педучилищах республики помогло укрепить квалифицированными кадрами семилетние и средние школы. В рассматриваемый период в регионе насчитывалось 352 школы, из них 255 начальных, 83 семилетних и 14 средних.

Примечания

1 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 25. Д. 375. Л. 3.

2 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 431. Л. 57.

3 Мустафина, Ф. Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа, 1968. С.31-32.

4 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 25. Д. 375. Л. 124.

5 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 26. Д. 461. Л. 3.

6 Там же. Л. 9.

7 Там же. Л. 9.

8 Там же. Л. 3, 206, 210; Д. 344. Л. 1.

9 Там же. Л. 3.

10 Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Уфа, 1964. С. 240.

11 Мустафина, Ф. Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. С. 159.

12 Постановление Совета Министров СССР «О льготах и преимуществах для учителей

начальных и семилетних школ» от 10 февраля 1948 г., № 246 [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://intellect-invest.org.ua/rus/social_ Ыstory_pedagogical_offitial_documents.

13 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 344. Л. 1.

14 Там же. Л. 2-5.

15 Подсчитано по: ЦГИА РБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 893. Л. 176, 177, 178, 179, 190, 258, 259, 260, 261, 266, 267, 268, 269, 400, 401, 402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.