Научная статья на тему 'История развития культуры в Зауралье в годы первых пятилеток (1927-1941 гг.)'

История развития культуры в Зауралье в годы первых пятилеток (1927-1941 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исмагилова Г. Ш.

В статье на основе богатого архивного и историко-краеведческого материала прослеживаются первые шаги культурного строительства в Зауралье ликвидация безграмотности, развитие школьной сети, очагов культуры (клубов, библиотек, колхозно-совхозных театров и др. культурно-просветительских учреждений), художественной самодеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF CULTURE DEVELOPMENT IN ZAURALJE DURING THE FIRST FIVE-YEAR PERIODS (FROM 1927 TO 1941)

The research article on basis of various archive, historic-local materials observes first steps of cultural centers development, amateur art activities. All the above mentioned is being considered against the background of social-political changes in the context of the Republic's cultural life.

Текст научной работы на тему «История развития культуры в Зауралье в годы первых пятилеток (1927-1941 гг.)»

УДК 94(47+57) «1917-1991»

ББК 63.3(2)6.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ЗАУРАЛЬЕ В ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК (1927-1941 гг.) Исмагилова Г. Ш.

В статье на основе богатого архивного и историко-краеведческого материала прослеживаются первые шаги культурного строительства в Зауралье — ликвидация безграмотности, развитие школьной сети, очагов культуры (клубов, библиотек, колхозно-совхозных театров и др. культурнопросветительских учреждений), художественной самодеятельности.

Изучение развития башкирской культуры в годы первых пятилеток на фоне становления национальной государственности и коренной социально-экономической модернизации общества имеет, на наш взгляд, большое научное, познавательное и практическое значение.

Предлагаемое исследование проведено на материалах районов, территориально входящих в Зауралье Башкортостана - Абзелиловский, Баймак-ский, Учалинский и Хайбуллинский районы. Выбор

обусловлен тем, что в силу исторически сложившихся особенностей хозяйственного уклада и образа жизни, Зауралье выступает в роли этнического хранителя и носителя культуры башкирского народа.

Районы Зауралья, по преимуществу, были сельскими, исключение представлял лишь Баймак-ский район, где действовал золотомедный завод (См.: Таблица 1).

Таблица 1.

Распределение населения по районам Зауралья[1] ______________________

Район Население района Преобладающая национальность Число с/ сов. Число насел. пунктов свыше 4-х дворов

в сельской местности ю а & • р л ие . о ро о с и И всего

Учалинский 34893 - 34893 Башк. 21 93

Абзелиловский 22022 - 22022 Башк. 18 88

Баймакский 29496 6237 35733 Башк. 20 125

Хайбуллинский 32677 - 32677 Башк. 24 120

В районах, где основное количество жителей представляли сельские жители, уровень грамотности был более низким в сравнении с жителями рабочих поселков и городов. Поэтому задача ликвидации безграмотности в районах Зауралья стояла довольно остро. Это понимало партийное руководство районов и уделяло особое внимание решению вопроса о повышении культурного и образовательного уровня населения в сельских районах. Так, на заседаниях бюро райкомов ВКП(б) районов Зауралья, наряду с хозяйственными вопросами начали рассматриваться и задачи по ликвидации неграмотности, повышении политического уровня населения. Об этом свидетельствует, например, протокол № 11 заседания бюро райкома ВКП(б) Абзелилов-ского района от 24 октября 1930 г. Подобное внимание наглядно демонстрирует, что вновь созданные органы районного управления прекрасно понимали важность распространения грамотности в народной среде.

Особое внимание уделялось расширению сети школ и вовлечению в нее населения. 25 июля 1930 г. ЦК партии принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении»[2]. Президиум ВЦИК предложил ЦИК БАССР разработать совместно с Наркомпросом конкретные меры по введению всеобщего начального обучения в Башкирии. Соответствующее постановление по этому вопросу было принято и в правительстве БАССР. В респуб-

лике развернулась работа по расширению сети начальных школ, в том числе и в районах Зауралья.

О работе с населением секретари отчитывались на заседаниях бюро РК ВКП (б). Из среды преуспевающих назначались пропагандисты. Например, в Хайбуллинском районе в 1934 г. через эти курсы прошли 92 пропагандиста [3]. В те годы большую роль в политическом просвещении народных масс играла районная газета «К0рэш бай-рагы» на башкирском языке, которая начала выходить с 7 ноября 1931 г. В Хайбуллинском районе была учреждена районная газета на русском языке «За темпы и качество». Следует отметить, что создание промышленного производства Бурибаевского рудоуправления, Самарского ТИХ, МТИС, 146 колхозов, 2 совхозов [4], а также проводимая культурная революция стали основой для дальнейшего развития экономики и подъема культуры района в 1928-1941 гг.

Вся работа была направлена на полную ликвидацию неграмотности населения, улучшение работы библиотек, изб-читален, красных уголков, организацию театров, развертывание физкультурной работы. Об этом свидетельствует постановление Хайбуллинского райкома ВКП (б) от 1 апреля 1936 г. «О практическом осуществлении постановления Башобкома ВКП (б) о развертывании культурно-просветительной работы в деревне»[5].

В 1920-30-е гг. Баймак становится одним из центров горнодобывающей промышленности в

Вестник Башкирского университета.2006.№4.

151

республике. Выросла численность рабочего класса среди башкир, они составили 44% от всех работающих медьзавода. В 1931 г. завершилась коллективизация сельского хозяйства на основе ликвидации кулачества. Всего были организованы 31 колхоз, 3 совхоза, 2 МТС. Посевная площадь составила 31 120 га [6].

В 1930 г. в Темясове начала работать русская начальная школа, затем преобразованная в неполную среднюю школу. В жизнь села Темясово много изменений внесло переведенное в 1936 г. Оренбургское башкирское педагогическое училище. Педучилище за 20 лет своего существования в селе Темясово подготовило и выпустило тысячи национальных педагогических кадров. В целях подготовки специалистов и руководителей среднего звена -агрономов, зоотехников, ветеринаров, счетоводов для колхозов в 1934 г. была открыта районная колхозная школа с 6-месячным сроком обучения. В 1932 г. возник на базе горнопромышленного ученичества (горнпромуча) и фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Баймакский горнометаллургический техникум. Новое здание Баймакской средней школы (новостройка 1936 г. на 400 мест) вступило в эксплуатацию лишь в начале февраля 1937 г.[7]. В 1933 г. в Баймакском районе были построены 3 новые школы на средства населения, капитальный ремонт прошел в 4 школах. С 1 сентября занятия начали 45 школ I ступени, II ступени - 4 из 6[8]. На основе реализации решений ЦК ВКП (б) школы Башкирии достигли значительных успе-хов[9]. Многие школы стали действительным культурным центром населенных пунктов Баймакского района. Постановление коллегии Наркомпроса БАССР о культурном строительстве в Баймакском районе от 14 января 1933 г. подтверждает достигнутые успехи в области народного образования[10].

В Баймакском районе охват начальной школой достиг до 98% всех детей школьного возраста, расширилась сеть школ повышенного типа, количество которых было доведено до 9 против 6 в 1932 г. В 1930 г. с образованием Баймакского района была открыта районная библиотека. В 1940 г. в районе было 23 сельские библиотеки с книжным фондом 33 тысячи экземпляров. В 1931 г. создан Баймакский колхозно-совхозный театр. Главным режиссером театра был Арслан Мубаряков, будущий народный артист СССР.

Главные усилия партийных ячеек в начале 1930-х гг. были направлены на преодоление отставания культурного строительства. Следует отметить, в этой области учалинцы за короткие сроки и во многих областях культурной деятельности добились заметных результатов, а главное - появилась инициатива самого народа. Как следует из доклада наркома просвещения БАССР тов. Дав-летшина «О результате проверки постановления БОК ВКП (б)», в районе в целом завершена ликвидация неграмотности[11]. Были приняты конкретные мероприятия по реализации решения БОК ВКП (б) от 15 февраля 1936 г. о культполитическо-просветительной работе в деревне. В разрезе выполнения этого постановления по Учалинскому району Президиум РИКа и бюро РК ВКП (б) обя-

зывают[12] укрепить существующие 87 школ по ликвидации неграмотности и организовать еще 23 школы с тем, чтобы в 1936 г. ликвидировать неграмотность у 3400 человек[13].

В Учалинском районе дополнительно было построено 6 новых библиотек, избы-читальни с книжным фондом не менее 1000 экземпляров в колхозах «Имангул» Расулевского с/совета, «Юша-лы» Кунакбаевского с/совета[14].

Среди районов Зауралья наиболее отсталым с точки зрения развития в 1930-1940 гг. был Абзели-ловский район. Как следует из доклада бюро ОК ВКП (б) от 13 февраля 1936 г.[15], аппарат РОНО, многие парторганизации колхозов, совхозов, приисковых управлений и парторганизации МТС не достаточно оперативно руководили ходом ликвидации неграмотности. В результате из 5100 неграмотных охвачено учебой 1520 человек (к плану 1936 г. 53%). Из 2895 малограмотных охвачено учебой только 587 человек (к плану 1936 г. 75%), посещаемость к занятиям только 50-60%, в отдельных сельсоветах (Аскарово, Абзаково) с началом сева работы школы взрослых совершенно приостановлены. Как показало исследование, в 1936 г. в Абзелиловском районе работало 72 неполных, 9 неполно-средних, 1 средняя школа, в них работали 192 учителя, учились 6849 детей; в районе было 40 клубов, 25 библиотек-читален, 13 красных уголков, работал 71 ликпункт с охватом 1789 человек неграмотных и малограмотных. Эти культурные рычаги и вместе с ними колоссальная масса культар-мейцев должны были предоставить возможность еще большего и быстрого культурного роста района. Несмотря на это, слабо велась работа с читателями. Газеты, журналы выписывались в недостаточном количестве [16]. Ассигнованные суммы на поддержку изб-читален и библиотек, как по районному бюджету, так и по бюджету с/советов и колхозов оставались неиспользованными[17].

Самодеятельное искусство в районе также не получило в 1930-гг. должного развития. Олимпиада самодеятельного искусства в 1936 г. не проведе-на[18]. Театрального обслуживания в Абзелиловском районе тоже не было, кино не показывали, 4 аппарата Башкино с лета лежали без действия[19].

Только к началу 1941 г. Абзелиловский район по показателям вышел в число средних районов республики. Функционировали 35 клубов, 17 изб-читален, районная библиотека, кинотеатр с двумя киноустановками. В 79 начальных, 17 семилетних и 3-х средних школах обучалось около 4,5 тыс. учащихся. В с.Аскарово имелась районная, в п. Красная Башкирия и п. Бакр-Узяк - участковые больницы на 50 коек, 4 врачебные амбулатории, 12 фельдшерско-акушерских пунктов, 5 трахоматозных пунктов, 4 детских садов-яслей на 100 мест. В райцентре и в нескольких крупных населенных пунктах было сетевое радио, выходила районная газета «Оскон».

В целом следует отметить, что 1930-е гг. характеризуются нарастанием интенсивности культурных процессов в Зауралье Башкортостана (Таблица 2).

Таблица 2.

Основные показатели по районам Зауралья Башкортостана по состоянию на 1941 г.

Районы Кол-во школ Кол-во газет Клубы и библиотеки Театры Техникумы и училища Избы- читальни

Хайбуллинский 69 2 38 1 22

Баймакский 84 2 55 1 2 29

Учалинский 87 1 54 клуба 17 библ. 1 21

Абзелиловский 82 1 35 клубов 17 библ. 1 17

Сравнительный анализ показал, что в период первых советских пятилеток в Зауралье Башкортостана отмечается значительный рост культуры и образования. Увеличилось число людей, овладевших грамотой. Строились новые школы, открывались библиотеки и избы-читальни, расширялась сеть школ повышенного типа, сделан серьезный шаг в деле ликвидации неграмотности среди рабочих и колхозников. Учреждены районные газеты, районы обслуживаются башкирским театром. Например, в Учалинском районе, по сравнению с 1930 г., в 1941 г. открыто дополнительно 6 новых библиотек. В Баймакском районе с 1933 г. увеличилось число изб-читален с 17 до 29.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие культурно-просветительской работы в Зауралье проходило на фоне глобальных трансформаций в социально-экономической и политической жизни региона и республики в целом. Проблема реализации программы по ликвидации безграмотности, развитие сети школьного образования наталкивались на постоянные трудности, которые заключались в первую очередь в острой нехватке национальных педагогических кадров.

Недостаточным было и материально-техническое обеспечение просветительской работы. Однако, несмотря на отмеченные трудности, руководство районов Зауралья смогло обеспечить необходимые образовательные площадки, на базе которых на протяжении 1930-х гг. постепенно нарастала интенсивность культурно-просветительской работы в регионе. Например, число детей, охваченных школьным образованием за период с 1932 г. по 1941 г. выросло с 258,4 до 365,9 соответственно. Рост даже только этого показателя подчеркивает, какое большое значение придавалось в этот период образованию, и как много было сделано для его развития в регионе. Важное значение для последующего культурного развития Зауралья и Республики Башкортостан в целом имело создание театрального движения, которое довольно интенсивно развивалось в годы первых пятилеток советской власти. Анализ показал, что в период с конца 1920х и в течение 1930-х гг. население исследуемых районов Зауралья смогло не только сберечь исто-рическо-культурное наследие башкирского народа, но и создать базу для дальнейшего развития культуры региона и республики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 9. Д. 46. Л. 4.

2. КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб. док. М. 1963. С. 345-348.

3. Песнь о степи. Хайбуллинский район. Уфа. 2003. С. 24.

4. Там же.

5. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 214. Л. 31.

6. Баймакский край. Краеведческое и энциклопедическое издание. Уфа. 2002. С. 39.

7. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 17. Д. 466. Л. 118.

8. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 12. Д. 505. Л. 140.

9. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 12. Д. 506. Л. 110.

10. ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1 . Д. 2589. Л. 24.

11. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 212. Л. 22.

12. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 212. Л. 43.

13. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 212. Л. 43 об

14. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 212. Л. 43 об

15. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 150. Л. 59.

16. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 17. Д. 445. Л. 78.

17. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 17. Д. 445. Л. 80.

18. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 17. Д. 445. Л. 82.

19. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 17. Д. 445. Л. 83.

Поступила в редакцию 06.10.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.