■■■; } Альманах «Казачество»
Цуй Линь
Магистрант.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Основные тенденции развития педагогического образования в России и Китае
В настоящее время вопросы развития системы образования в условиях интеграции педагогических систем ведущих стран мира в мировое образовательное пространство, усиления процессов интернационализации образования становятся предметом научно-практических дискуссий в педагогическом сообществе. Важнейшую роль в системе образования играет педагогическое образование, обеспечивающее педагогическими кадрами образовательные учреждения всех уровней. Поэтому качество профессиональной подготовки педагогических кадров оказывает влияние на результативность системы образования в целом.
Расширение международного сотрудничества между Россией и Китаем в образовательной деятельности актуализирует необходимость научного анализа особенностей и тенденций развития педагогического образования в России и Китае. Россия и Китай являются странами, которые имеют значительные межкультурные различия, что оказало влияние на образовательные традиции, ценности, содержание и технологии педагогических систем обеих стран.
Становление ценностных и целевых основ системы педагогического образования Китая связано с китайскими образовательными традициями, с национальным китайским менталитетом, которые в значительной степени развивались под влиянием идей конфуцианства. Идеи конфуцианства в педагогическом образовании Китая нашли отражение в принципах коллективизма, к которым относятся: «высокая ценность образования для китайского общества; уверенность в том, что усердие и ответственное отношение к обучению могут компенсировать недостаток способностей; отношение к преподавателю как к образцу для подражания, носителю неоспоримых знаний» [1, с. 162].
В России в настоящее время цели образования связаны с систем-но-деятельностным подходом, в рамках которого реализуются ком-петентностный и личностно-ориентированный подходы. Гуманисти-
Педагогика №68 год 2023
ческая направленность российского педагогического образования реализует традиционные для российского образования ценности, к которым относятся «предметная фундаментальность, системность, практико-ориентированность, усиление культурологического и аксиологического компонентов образования, воспитание национальных черт и человеческих качеств, то есть достижение синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны» [2, с. 43]. В то же время общей тенденцией системе педагогического образования является ее технологизация. Происходящая в настоящее время цифровизация образовательного процесса на основе использования электронно-цифровых средств обучения, снижает значимость личности педагога в образовательном процессе, усиливает прагматическую направленность педагогического образования. Разрешить данное противоречие возможно при условии отказа «от потребительского подхода к образованию исключительно как к коммерческой услуге и привести его в соответствие с традиционным российским пониманием: воспитание российского гражданина, патриота своей страны» [2, с. 47]. Личность педагога является ведущим в образовательном процессе. Образование осуществляет свою воспитательную функцию только в реальном субъект-субъектном взаимодействии ученика и педагога, который является носителем и транслятором традиционных духовно-нравственных ценностей, о чем заявлено в ценностно-целевых ориентировках педагогического образования России и Китая.
Анализ организационно-педагогической структуры педагогического образования в России и в Китае показал, что в России структура профессиональной подготовки педагогов состоит из трех компонентов, включающая основное педагогическое образование в структуре среднего и высшего педагогического образования и дополнительное педагогическое образование. В Китае, в отличие от России, структура профессиональной подготовки педагогов включает две подсистемы: подготовку педагогов, к которой относятся среднее и высшее педагогическое образование, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников [3].
Общей тенденцией педагогического образования для России и Китая стала университизация педагогического образования, интенсивное развитие которого осуществлялось с начала XXI века. Уни-верситизация педагогического образования «проявляется в форме создания образовательного института (факультета) для подготовки учителей в классическом университете и переводе педагогического
Альманах «Казачество»
института в университет» [3, с. 69]. В России данный процесс развивался, с одной стороны, в направлении перевода педагогических институтов в статус университетов и академий, с другой - в профессиональной подготовке учителей на базе классических университетов. В Китае университизация педагогического образования осуществлялась по пути уменьшения количества учреждений среднего педагогического образования, увеличения числа классических университетов, осуществляющих подготовку педагогов. При этом в структуре высшего педагогического образования Китая, в отличие от России, классические университеты составляют больший удельный вес от всех вузов, осуществляющих профессиональную подготовку учителей.
Вступление в Болонский процесс обусловил переход системы профессиональной подготовки педагогов России и Китая на многоуровневую модель, что предполагало переход на компетентностную парадигму образования, разработку и проектирование новых стандартов и образовательных программ. Российская система высшего образования включает три уровня, в который входит бакалавр, магистр или специалист, аспирант и доктор. В Китае в системе высшего педагогического образования четыре уровня: высшее специальное образование, бакалавриат, магистратура и докторантура. Однако, в настоящее время в России идет подготовка выхода российской системы высшего образования из Болонского процесса, что приведет к структурно-содержательным изменениям российской системы педагогического образования. Основные направления развития педагогического образования в России определены в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», в которой усилены предметную и практическую подготовка педагогов, усовершенствование системы целевого обучения и оценки качества подготовки педагогических кадров.
Одним из перспективных направлений развития российской системы педагогического образования в настоящее время является интеграция образовательных учреждений в учебно-научно-педагогические комплексы, «представляющих собой совокупность связанных образовательно-воспитательных учреждений, реализующих непрерывные образовательные программы различных уровней» [3, с. 67]. Создание учебно-научно-педагогических комплексов направлено на научно-методическое обеспечение, высокое качество и непрерывность педагогического образования. Перспективными являются процессы организационной и содержательной диверсифи-
Педагогика №68 год 2023
кации педагогического образования, которые характерны как для России, так и для Китая. В системе педагогического образования происходит «создание различных видов и типов новых учреждений для подготовки учителей... многообразие уровней и ступеней обучения педагогических кадров» [3, с. 71]. Содержательная диверсификация заключается «в расширении спектра образовательных программ и дисциплин в целях удовлетворения многообразных потребностей личности обучающихся» [3, с. 71].
Таким образом, перспективы развития педагогического образования в России и в Китае имеют как общие тенденции, так и различия. К общим тенденциям относятся гуманистическая направленность педагогического образования, в основе которой лежат национальные духовно-нравственные традиции и ценности обеих стран, тех-нологизация образовательного процесса посредством применения информационно-цифровых технологий, университизация и диверсификации педагогического образования. Различия проявляются в организационно-педагогической структуре педагогического образования в России и в Китае.
Библиографический список
1. Антонова Ю.А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык // Филологический класс. 2022. Том 27. № 2. С. 161-171.
2. Лубков А.В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы //Наука и школа. 2019. № 5. С. 41-49.
3. Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: дис. ... кандидата педагогических наук. - М.: 2018. 216 с.
References
1. Antonova Yu.A. National-psychological portrait of a Chinese student studying Russian // Philological class. 2022. Volume 27. № 2. P. 161-171.
2. Lubkov A.V. Pedagogical education in Russia: current state, experience, problems and prospects // Science and school. 2019. № 5. P. 41-49.
3. Liu Nan. Comparative analysis of the system of teacher education in Russia and China: dis. ... candidate of pedagogical sciences. - M.: 2018. 216 p.