Научная статья на тему 'Основные тенденции развития педагогического образования в России и Китае'

Основные тенденции развития педагогического образования в России и Китае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогическое образование / образование в России / китайская система педагогического образования / университизация / диверсификации педагогического образования. / teacher education / education in Russia / Chinese system of teacher education / universityization / diversification of teacher education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цуй Линь

В статье излагаются основные тенденции развития педагогического образования в России и Китае. Проведен сравнительный анализ образовательных систем педагогической подготовки России и Китая. Описаны общие тенденции и различия в ценностных, целевых, организационно-педагогических основах педагогических моделей профессиональной подготовки педагогов двух стран. Гуманистическая направленность педагогического образования Китая основана на идеях конфуцианства. Российское педагогическое образование построено на принципах системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов, усиления культурологического и аксиологического подходов. К общим тенденциям относятся технологизация образовательного процесса посредством применения информационно-цифровых технологий, университизация и диверсификации педагогического образования. Различия профессиональной подготовки педагогов проявляются в организационной структуре педагогического образования России и в Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends in the development of teacher education in Russia and China

The article outlines the main trends in the development of teacher education in Russia and China. A comparative analysis of the educational systems of pedagogical training in Russia and China has been carried out. The general trends and differences in the value, target, organizational and pedagogical foundations of pedagogical models of professional training of teachers of the two countries are described. The humanistic orientation of teacher education in China is based on the ideas of Confucianism. Russian pedagogical education is built on the principles of system-activity, competence-based, personality-oriented approaches, strengthening cultural and axiological approaches. General trends include the technologization of the educational process through the use of information and digital technologies, the universityization and diversification of teacher education. Differences in the professional training of teachers are manifested in the organizational structure of teacher education in Russia and China.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития педагогического образования в России и Китае»

■■■; } Альманах «Казачество»

Цуй Линь

Магистрант.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Основные тенденции развития педагогического образования в России и Китае

В настоящее время вопросы развития системы образования в условиях интеграции педагогических систем ведущих стран мира в мировое образовательное пространство, усиления процессов интернационализации образования становятся предметом научно-практических дискуссий в педагогическом сообществе. Важнейшую роль в системе образования играет педагогическое образование, обеспечивающее педагогическими кадрами образовательные учреждения всех уровней. Поэтому качество профессиональной подготовки педагогических кадров оказывает влияние на результативность системы образования в целом.

Расширение международного сотрудничества между Россией и Китаем в образовательной деятельности актуализирует необходимость научного анализа особенностей и тенденций развития педагогического образования в России и Китае. Россия и Китай являются странами, которые имеют значительные межкультурные различия, что оказало влияние на образовательные традиции, ценности, содержание и технологии педагогических систем обеих стран.

Становление ценностных и целевых основ системы педагогического образования Китая связано с китайскими образовательными традициями, с национальным китайским менталитетом, которые в значительной степени развивались под влиянием идей конфуцианства. Идеи конфуцианства в педагогическом образовании Китая нашли отражение в принципах коллективизма, к которым относятся: «высокая ценность образования для китайского общества; уверенность в том, что усердие и ответственное отношение к обучению могут компенсировать недостаток способностей; отношение к преподавателю как к образцу для подражания, носителю неоспоримых знаний» [1, с. 162].

В России в настоящее время цели образования связаны с систем-но-деятельностным подходом, в рамках которого реализуются ком-петентностный и личностно-ориентированный подходы. Гуманисти-

Педагогика №68 год 2023

ческая направленность российского педагогического образования реализует традиционные для российского образования ценности, к которым относятся «предметная фундаментальность, системность, практико-ориентированность, усиление культурологического и аксиологического компонентов образования, воспитание национальных черт и человеческих качеств, то есть достижение синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны» [2, с. 43]. В то же время общей тенденцией системе педагогического образования является ее технологизация. Происходящая в настоящее время цифровизация образовательного процесса на основе использования электронно-цифровых средств обучения, снижает значимость личности педагога в образовательном процессе, усиливает прагматическую направленность педагогического образования. Разрешить данное противоречие возможно при условии отказа «от потребительского подхода к образованию исключительно как к коммерческой услуге и привести его в соответствие с традиционным российским пониманием: воспитание российского гражданина, патриота своей страны» [2, с. 47]. Личность педагога является ведущим в образовательном процессе. Образование осуществляет свою воспитательную функцию только в реальном субъект-субъектном взаимодействии ученика и педагога, который является носителем и транслятором традиционных духовно-нравственных ценностей, о чем заявлено в ценностно-целевых ориентировках педагогического образования России и Китая.

Анализ организационно-педагогической структуры педагогического образования в России и в Китае показал, что в России структура профессиональной подготовки педагогов состоит из трех компонентов, включающая основное педагогическое образование в структуре среднего и высшего педагогического образования и дополнительное педагогическое образование. В Китае, в отличие от России, структура профессиональной подготовки педагогов включает две подсистемы: подготовку педагогов, к которой относятся среднее и высшее педагогическое образование, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников [3].

Общей тенденцией педагогического образования для России и Китая стала университизация педагогического образования, интенсивное развитие которого осуществлялось с начала XXI века. Уни-верситизация педагогического образования «проявляется в форме создания образовательного института (факультета) для подготовки учителей в классическом университете и переводе педагогического

Альманах «Казачество»

института в университет» [3, с. 69]. В России данный процесс развивался, с одной стороны, в направлении перевода педагогических институтов в статус университетов и академий, с другой - в профессиональной подготовке учителей на базе классических университетов. В Китае университизация педагогического образования осуществлялась по пути уменьшения количества учреждений среднего педагогического образования, увеличения числа классических университетов, осуществляющих подготовку педагогов. При этом в структуре высшего педагогического образования Китая, в отличие от России, классические университеты составляют больший удельный вес от всех вузов, осуществляющих профессиональную подготовку учителей.

Вступление в Болонский процесс обусловил переход системы профессиональной подготовки педагогов России и Китая на многоуровневую модель, что предполагало переход на компетентностную парадигму образования, разработку и проектирование новых стандартов и образовательных программ. Российская система высшего образования включает три уровня, в который входит бакалавр, магистр или специалист, аспирант и доктор. В Китае в системе высшего педагогического образования четыре уровня: высшее специальное образование, бакалавриат, магистратура и докторантура. Однако, в настоящее время в России идет подготовка выхода российской системы высшего образования из Болонского процесса, что приведет к структурно-содержательным изменениям российской системы педагогического образования. Основные направления развития педагогического образования в России определены в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», в которой усилены предметную и практическую подготовка педагогов, усовершенствование системы целевого обучения и оценки качества подготовки педагогических кадров.

Одним из перспективных направлений развития российской системы педагогического образования в настоящее время является интеграция образовательных учреждений в учебно-научно-педагогические комплексы, «представляющих собой совокупность связанных образовательно-воспитательных учреждений, реализующих непрерывные образовательные программы различных уровней» [3, с. 67]. Создание учебно-научно-педагогических комплексов направлено на научно-методическое обеспечение, высокое качество и непрерывность педагогического образования. Перспективными являются процессы организационной и содержательной диверсифи-

Педагогика №68 год 2023

кации педагогического образования, которые характерны как для России, так и для Китая. В системе педагогического образования происходит «создание различных видов и типов новых учреждений для подготовки учителей... многообразие уровней и ступеней обучения педагогических кадров» [3, с. 71]. Содержательная диверсификация заключается «в расширении спектра образовательных программ и дисциплин в целях удовлетворения многообразных потребностей личности обучающихся» [3, с. 71].

Таким образом, перспективы развития педагогического образования в России и в Китае имеют как общие тенденции, так и различия. К общим тенденциям относятся гуманистическая направленность педагогического образования, в основе которой лежат национальные духовно-нравственные традиции и ценности обеих стран, тех-нологизация образовательного процесса посредством применения информационно-цифровых технологий, университизация и диверсификации педагогического образования. Различия проявляются в организационно-педагогической структуре педагогического образования в России и в Китае.

Библиографический список

1. Антонова Ю.А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык // Филологический класс. 2022. Том 27. № 2. С. 161-171.

2. Лубков А.В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы //Наука и школа. 2019. № 5. С. 41-49.

3. Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: дис. ... кандидата педагогических наук. - М.: 2018. 216 с.

References

1. Antonova Yu.A. National-psychological portrait of a Chinese student studying Russian // Philological class. 2022. Volume 27. № 2. P. 161-171.

2. Lubkov A.V. Pedagogical education in Russia: current state, experience, problems and prospects // Science and school. 2019. № 5. P. 41-49.

3. Liu Nan. Comparative analysis of the system of teacher education in Russia and China: dis. ... candidate of pedagogical sciences. - M.: 2018. 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.