Научная статья на тему 'Основные тенденции по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков'

Основные тенденции по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1309
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / КРИЗИС / TEENAGERS / DEVIANT BEHAVIOR / FORMATION / CRISIS / SOCIOCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайфутдинова А. М.

В статье рассматривается девиантное поведение как психологически сложное образование, преимущественно суммативного характера, объединяющее разнообразные по психорегулирующей силе и эмоционально-волевой обеспеченности чувства, интересы, стремления и потребности личности, формирующие ее ценностные ориентации. Автором определены социальные причины в формировании девиантного поведения, проект реабилитационных мероприятий: программы психологопедагогической диагностики и коррекции, деятельность современных социокультурных учреждений, направленных на социально-культурную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main tendencies on prevention and overcoming of deviant behavior of teenagers

In article the deviant behavior as psychologically difficult education, mainly summativny character, uniting various on the psychoregulating force and emotional and strong-willed security of feeling, interests, aspirations and the needs of the personality forming it valuable orientations is considered. The author defined the social reasons in formation of deviant behavior, the project of rehabilitation actions: programs of psychology and pedagogical diagnostics and correction, activity of modem sociocultural establishments directed on welfare protection and realization of the rights of the teenager, on his successful versatile development and self-realization

Текст научной работы на тему «Основные тенденции по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков»

УДК 14.29.05+376.02

А.М.Гайфутдинова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается девиантное поведение как психологически сложное образование, преимущественно суммативного характера, объединяющее разнообразные по психорегулирующей силе и эмоционально-волевой обеспеченности чувства, интересы, стремления и потребности личности, формирующие ее ценностные ориентации. Автором определены социальные причины в формировании девиантного поведения, проект реабилитационных мероприятий: программы психологопедагогической диагностики и коррекции, деятельность современных социокультурных учреждений, направленных на социально-культурную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, социокультурная деятельность, формирование, кризис.

Gayfutdinova A.M. THE MAIN TENDENCIES ON PREVENTION AND OVERCOMING OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

In article the deviant behavior as psychologically difficult education, mainly summativny character, uniting various on the psychoregulating force and emotional and strong-willed security of feeling, interests, aspirations and the needs of the personality forming it valuable orientations is considered. The author defined the social reasons in formation of deviant behavior, the project of rehabilitation actions: programs of psychology and pedagogical diagnostics and correction, activity of modem sociocultural establishments directed on welfare protection and realization of the rights of the teenager, on his successful versatile development and self-realization.

Keywords: teenagers, deviant behavior, sociocultural activity, formation, crisis

Педагогика девиантного поведения базируется на взаимовлиянии идей экзистенциализма и прагматизма, что выражается в ориентации на воспитание, помогающему девиантному подростку испытывать всю полноту жизненных проявлений, где полноценное проживание и переживание собственной жизни ставит его перед проблемой самостоятельного выбора.

Известно, что подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения, поэтому многие авторы связывают девиантное поведение с нарушенным поведением. Нарушенное поведение - это понятие неоднозначное, в терминологическом отношении нарушенное поведение часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др.

В науке, как правило, выделяются следующие типы девиантных подростков:

1. Подростки с выраженной дисгармонией физического и психического развития, которая часто сопровождается общей раздражительностью, импульсивностью, грубостью, склонностью к насилию, сексуальными аномалиями.

2. Подростки, характеризующиеся нелинейностью умственного развития, которое происходит скачкообразно, вызывая у подростков повышенную самооценку, самонадеянность, самоуверенность, лидерские притязания, способствуя размыванию нравственных установок, формированию автономной шкалы ценностей.

3. Подростки подвижно-беспокойные, чей психический статус пронизан аффективностью и инфантильностью, обучение окрашено малоуспешностью, а поведение - неорганизованностью и недисциплинированностью».

Сегодня также прослеживается тенденция к нарушению межпоколенных позитивных духовных связей, что сказывается на формировании и протекании социализации. Довольно большое количество семей имеет опыт воспитания без участия отца, что не обеспечивает полноценного личностного развития. Если у родителей имеется деформация личностных особенностей, то это неблагоприятно сказывается на формировании личности их детей. Таким образом, основным источником возникновения девиантности подростков рассматривается неправильное семейное воспитание.

Девиантность определяется как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы лю-дей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям. Необходимо отметить, что современные условия усложнили процесс социализации личности, а усвоение системы социальных ролей оказывается противоречивым. К основным причинам девиантного поведения, как правило, относится нарушение социальной справедливости, кризис института семьи, культ гедонизма, пропаганда насилия. При столкновении с такими явлениями возникает значительное расхождение интересов, оценок, ценностей и духовно-нравственных критериев личности. На сегодняшний день недостаток общественного внимания к проблеме девиантного подростка продолжает усугублять его тяжелое положение. Предоставленные сами себе, подростки впитывают все отрицательные явления мира, а агентами их социализации стали СМИ со своей деструктивной информацией. Единственным способом сублимации внутренней пустоты подростков становятся наиболее дерзкие формы и способы девиантного поведения.

Д.Д.Еникеева отмечает, что девиантные подростки в своем эмоциональном поведении и эмоциональных проявлениях инфантильны. Их характеризует неустойчивость выражения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, беспечность,

легкомыслие, неспособность правильно возможные последствия свои поступков, неразвитое чувство ответственности и долга. Они не всегда способны, по мнению Д.Д.Еникеевой, критически оценивать себя и свое поведение: «Им хочется быть самостоятельными, а они еще не имеют возможности сами зарабатывать, поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома, вне школы, пытаясь завоевать авторитет всеми доступными способами и средствами. Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития подростков, существует и диссонанс между подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек. Чтобы не отстать от других, подросток с девиантным поведением пытается «переплюнуть» самых «крутых» и доказать, что он не хуже» [1,с.7 ]. Таким образом, по мнению Д.Д. Еникеевой, девиантность связана с имитацией -стремлением подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Если кто-то, по мнению автора, пытается употреблять спиртное, то из-за стремления к подражанию остальные также поступают [1].

Б.В.Ольшанский, анализируя девиантное поведение, считает, что отклонения в поведении объясняется неспособностью к адекватному принятию роли. По его мнению, такой тип неспособен взглянуть на происходящее со стороны, не имеет времени поставить себя на роль другого. Другой тип девиантной личности, напротив, подолгу сдерживает напряжение, тщательно продумывая возможные последствия, вместо того, что бы принять роль другого и соответственно действовать. Это процесс, по мнению автора, может, происходит сознательно или несознательно, но суть его в том, что подросток, оставаясь субъектом, одновременно становятся объектом своего собственного контроля [2].

А.И.Кочетов, Н.Н.Верцинская выделили, что характер девиантных школьников обладают свойствами стереотипа как совокупности отрицательных привычек, потребностей, негативных реакций. Не случайно девиантный подросток даже в добром слове учителя видит подвох, шутку воспринимает как насмешку, настороженно относится ко всем воздействиям на свое сознание и поведение. Поэтому невозможно, по мнению авторов, перевоспитывать, используя любой метод воздействия, если не изменить отрицательный стереотип характера школьника. По мнению А.И.Кочеткова, Н.Н.Верцинской важно определить взаимодействие средств и методов перевоспитания. В каждом методе применяется срезу два-три педагогических средства. Активизирующая функция методов перевоспитания девиантного подростка обеспечивает интенсификацию деятельности самих воспитанников в процессе преодоления их девиантности. «При преодолении отрицательных свойств методы перевоспитания выполняют две основные задачи - стимуляция положительного поведения и ограничение вредных внешних влияний. Тем самым методы перевоспитания действуют как дополнение к методам воспитания, создавая благоприятные условия для их воздействия» [4,с.112].

В качестве показателя эффективности преодоления и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних является наличие гуманистически ориентированных социальных учреждений, их открытый характер образовательного, социально-педагогического, коррекционного направления.

В педагогическом словаре дается следующее определение социально-педагогического учреждения - « это сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию»[3,с.140].

На сегодняшний день в России имеются различные специальные социальные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие из них являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности по работе с детьми и подростками, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.

В России имеются давние традиции в организации социальных учреждений по работе с девиантными детьми. Еще в прошлом веке стала складываться определенная система работы с ними. Долгое время такими детьми занимались частные лица и организации, монастыри, а государство стало систематически заниматься ими со второй половины XIX в. При Петре I стали создаваться «сиропитальные госпитали», находившиеся под контролем государства.

Проблемы девиантного поведения подростков в условиях школы требуют сосредоточения усилий специально подготовленных людей: специалистов социальной сферы; координации воспитательной деятельности учителей, родителей, администрации школы; создания необходимых условий в классе, школе. Реальная практика действенного решения социальных проблем, в том числе в предупреждении, выявлении и преодолении девиантного поведения обучаемого, диктует необходимость создания специальной социальной службы школы.

Интегративный подход профилактики и преодоления девиантного поведения представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, компонентов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защиты себя и других сверстников в ситуациях связанных с возможным их употреблением). Несовместимые с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт,

творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.), и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.

Можно отметить основные тенденции по профилактике и преодолению девиантного поведения:

Повышение уровня сознательного отношения к нормам, включая разъяснение основ конкретных норм и принципов права, морали, традиций; раскрытие их объективных характеристик, посредством информационного подхода.

1. Демонстрация стабильности нормы и неотвратимости её применения, в том числе путём придания более широкой гласности случаев нарушения социальных норм. Эта информация должна сопровождаться принципиальной, строгой оценкой как содеянного, так и личности нарушителя, моральным осуждением его действий, анализом причин и условий нарушения.

2. Информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

3. Формирование правосознания подростков, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе через театр, художественную литературу, СМИ, кино, а также через систему социального обучения.

4. Формирование таких черт поведения как: быть хозяином своего слова и дела; тормозить стрем-ления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

5. Повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.

6. Повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции)

7. Информирование и повышение социальной компетентности.

8. Предложения специфической позитивной активности, предполагающие сильные эмоции и преодоление сильного рода препятствий.

9. Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью.

10. Поощрение участия во всех видах деятельности.

11. Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Литература

1. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Уч. пособие / Еникеева Д.Д. - М.: Академия, 2001.- 249 с. 2.Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей / Ольшанский В. Б. - М.: Онега, 1994 г.- 136 с.

З.Педагогическая энциклопедия - М.: Сов. энциклопедия, Т. I, 1964 г. - 741 с.

Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. Книга для учителя / Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. - М.: Просвещение, 1986 г. - 160 с.

1. Enikeeva D.D. Kak predupredit' alkogolizm i narkomaniju u podrostkov. Uch. posobie / Enikeeva D.D. - M.: Akademija, 2001.- 249 s.

2. Ol'shanskij V. B. Prakticheskaja psihologija dlja uchitelej / Ol'shanskij V. B. - M.: Onega, 1994 g.- 136 s.

3. Pedagogicheskaja jenciklopedija - M. : Sov. jenciklopedija, T. I, 1964 g. - 741 s.

Kochetov A. I., Vercinskaja N. N. Rabota s trudnymi det'mi. Kniga dlja uchitelja / Kochetov A. I., Vercinskaja N. N. - M.: Prosveshhenie, 1986 g. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.