Научная статья на тему 'Основные тенденции научно-исследовательской деятельности литературоведа профессора Ф. Г. Галимуллина'

Основные тенденции научно-исследовательской деятельности литературоведа профессора Ф. Г. Галимуллина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сабирзянов Н. Н., Мамина Г. Ф.

Данная статья посвящена известному татарскому литературоведу и критику, крупному специалисту в области татарской литературы Ф.Г. Га­лимуллину. В ней представлен обзор основных направлений научно-творческой деятельности, выделены основные аспекты литературно-научных исследований и охарактеризованы основные литературно-научные труды учёного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции научно-исследовательской деятельности литературоведа профессора Ф. Г. Галимуллина»

Список литературы:

1. Белоусов В.Н. Русский язык в ближнем зарубежье и русская речь в российских средствах массовой информации. - М.: Наука, 2000. - 400 с.

2. Воротников Ю.Л. О некоторых особенностях языка средств массовой информации. - СПб.: Просвещение, 1999. - 342 с.

3. Иванова Т., Черкасова Т. Русская речь в эфире: комплексный справочник. - М.: Дрофа, 2000. - 250 с.

4. Николаева Т. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. - М., 2000. - С. 112-131.

5. Тюнинг автомобиля. - 2007. - № 3.

6. Тюнинг автомобиля. - 2007. - № 7.

7. Тюнинг автомобиля. - 2007. - № 8.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРОВЕДА ПРОФЕССОРА Ф.Г. ГАЛИМУТЛИНА

© Сабирзянов H.H.*, Мамина Г.Ф.4

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Казань

Данная статья посвящена известному татарскому литературоведу и критику, крупному специалисту в области татарской литературы Ф.Г. Га-лимуилину. В ней представлен обзор основных направлений научно-творческой деятельности, выделены основные аспекты литературно-научных исследований и охарактеризованы основные литературно-научные труды учёного.

Фоат Галимуллин - видный учёный, педагог и критик, автор свыше 600 научных работ. Среди них научные монографии по проблемам теории и истории татарской литературы, научно-методические пособия для студентов, школьные учебники, учебные программы, множество научно-теоретических и методических статей. Научные проекты Фоата Галимулло-вича Галимуллина дважды были поддержаны грантами РГНФ (г. Москва): «Научно-методические основы современного литературного образования

* Студент кафедры Татарской литература и методика преподавания. Научный руководитель: профессор кафедры Татарской литературы и методики преподавания, доктор филологических наук Г.Э. Ракиповна.

* Студент кафедры Татарской литература и методика преподавания. Научный руководитель: профессор кафедры Татарской литературы и методики преподавания, доктор филологических наук Г.Э. Ракиповна.

на национальных (татарских) отделениях вузов Республики Татарстан в условиях модернизации высшего гуманитарного образования» (грант РГНФ № 08-06-29601 а/В) и «Научно-методические основы преподавания татарской литературы в контексте диалога русской и татарской культур на национальных (татарских) отделениях педагогических вузов Республики Татарстан» (грант РГНФ № 10-06-29603 а/В). Тематика научных исследований Ф. Галимуллина широка и разнообразна: проблемы развития татарской литературы с древнейших времен до наших дней, основные тенденции развития современной татарской прозы.

Начиная с 1975 г. он ведет активную деятельность в области литературной критики. Фоат Галимуллин - автор ряда книг и статей, посвященных осмыслению творчества современных поэтов и писателей [15, с. 180]. Его книги «Речки текут в Волгу. Литературно-критические статьи» («Ине-шлэр Иделгэ кушыла: Эдэби тэнкыйть мэкэлэлэре», 1985), «Взгляд в будущее. Литературно-критические статьи» («Офыкларны алдан куреп. Тэнкыйть мэкалэлэре», 1995) содержат литературно-критические статьи, посвященные современной татарской литературе. В книге «Время поиска. Раздумья о современной татарской литературе и литературном процессе» (2005) Фоат Галимуллин размышляет о работе творческих организаций, в том числе Союза писателей РТ, и их роли в современном обществе, учёный излагает свой взгляд на такие сложные проблемы, как писатель и государство, писатель и народ, писатель и экономика, с присущей для учёного настойчивостью, для общественного деятеля ответственностью и свойственной писателю искренностью и преданностью [14, с. 4]. Монографиям и статьям Ф.Г. Галимуллина характерны демократизм, уважение к творческой личности, объективность и взвешенность в оценке творчества писателей.

В 1980 г. в Башкирском государственном университете г. Уфы он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Характеры людей индустриального труда в современной татарской прозе», а в 1999 г. в Казанском государственном университете ему присуждается учёная степень доктора филологических наук (тема диссертации - «Соотношение эстетического и социологического в татарской литературе 1920-1930-х гг.»). В 1990 г. он вступает в Союз писателей СССР, а в 1994 г. становится членом правления Союза писателей Татарстана, с 1999 по 2004 г. Ф.Г. Галимуллин возглавлял Союз писателей РТ.

Целью нашей статьи является освещение научно-литературной деятельности Ф. Галимуллина, определение его основных направлений и аспектов, ознакомление с его научными работами. Большую часть многолетней творческой работы Ф. Галимуллина составляют материалы, посвященные литературоведению. Особую ценность представляют монографии и статьи, посвященные литературному движению 1920-1930 гг. В данном направлении им написано 4 монографии:

1. «Эстетика и социологизм. Взаимоотношения эстетического и социологического в татарской литературе 1920-1930-х гг.» [16];

2. «Пока мы не рождены... Взгляд на литературу 1920-1930-х гг.» [17];

3. «Искажение действительности. Особенности развития татарской литературы в 20-30-е гг. двадцатого столетия» [18];

4. «Вопросы эстетики в татарской литературе 1920-1930-х гг. [19];

Эти работы раскрывают состояние литературного движения татарской

литературы 20-30 гг. XX столетия. В данной серии монографий автор ставит своей целью изучение взаимоотношений канонов эстетики и требований социологизма в татарской литературе 1920-1930 гг. Данные научные работы, каждая из которых по отдельности составляет 300 страниц, тесно связаны ме^ду собой по содержанию и являются огромным вкладом Ф.Г. Га-лимуллина в современное отечественное литературоведение.

В деятельности Ф. Галимуллина, как ученого-литературоведа можно условно выделить 3 направления. Основное направление, определяющее всю его научную деятельность - его труды, изучающие особенности развития литературы 20-30 гг. XX в. Его научные публикации раскрывают литературный процесс тех годов в условиях наступившей в 1990 гг. демократии.

Ещё одно направление научной и просветительской деятельности Ф. Галимуллина - литературные взаимосвязи. Исследователь не ограничивается изучением литературной взаимосвязи лишь родственных (тюркских) народов, а рассматривает взаимосвязи татарской литературы с литературой народов, проживающих на территории современной России (чуваш, удмурт, мари, мордва и т.д.). В десятках статей Ф. Галимуллина освещаются взаимосвязи татарской и башкирской, татарской и чувашской литератур, татарской и казахской, татарской и узбекской, татарской и азербайджанской, уйгурской и татарской литератур, русско-татарских культурно-литературных взаимосвязей, история этих взаимосвязей и их современное состояние. Многие его труды посвящены проблеме литературно-культурного диалога народов Поволжья. Во многих его статьях подняты важнейшие проблемы, стоящие перед учеными-литераторами Поволжья. В них татарская литература рассматривается в контексте общероссийской литературы. Галимуллин Ф. в качестве председателя Союза писателей РТ (1999-2004) внес значительный вклад в установление, углубление и развитие этих литературных взаимосвязей (вспомним его участие в торжествах, посвященных 1000-летию эпоса «Манас»в Киргизии или его участие в торжествах в связи с 1300-летием «Китабы Деде Коркуд»в Баку; его публикации, посвященные аксакалу башкирской литературы Мостаю Кариму, а также выступление на торжествах по поводу открытия памятника Г. Тукая в г. Уральске (Казахстан). Как руководитель творческого союза татарских писателей, Фоат Галимуллин принимал непосредственное участие в организации и проведении дней татарской литературы в Чувашской республике. В моно-

графии Ф. Галимуллина «Искажение действительности» развитие татарской литературы рассматривается во взаимосвязи с литературами других народов. Об этом свидетельствует главы в данной работы «Основы духовной и исторической связи литературы тюркских народов», а также отдельные статьи, такие, как «Духовное сходство», «Восток и Арабия», «Тюрки и мы», «Духовное родство», «Казахи и мы», «Дух Манаса», «Уйгуры и татары», «Я был в Ташкенте», «Татаро-чувашские взаимоотношения», «Языки разные, но душа общая», «Наши крымские братья»и другие. Таким образом, Ф. Галимуллин целенаправленно исследует связи татарской и тюркской культур и литератур. Им написаны и опубликованы цикл статей, посвященных юбилеям известных деятелей культуры, литературы и науки. Так, например, литературовед рассмотрел творчество татарских литературоведов А. Ахмадуллина, Дж. Валиди, М. Гайнуллина, Т. Галиуллина, М. Гусмано-ва, А. Каримуллина, Ф. Мусина, X. Миннегулова, Г. Халита, Ф. Хатипова, Н. Хисамова, М. Хасанова, М. Яхина. Тем самым исследователь вносит свой вклад в историю татарской литературной науки. Он одним из первых анализировал опубликованные новые научные труды татарских литературоведов (X. Миннегулов, Э. Галеева и другие). Это показатель мобильности учёного, его научной компетентности.

Ещё одно важнейшее направление в научно-литературной деятельности Ф. Галимуллина - проблемы поэтики литературных произведений. Учёный опубликовал труды, посвященные творчеству писателей Г. Ахуно-ва, Г. Баширова, А. Баяна, А. Еники, Т. Миннуллина, X. Сарьяна и других. Под руководством профессора Ф. Галимуллина было написано и защищено несколько диссертаций по вопросам поэтики. Поиски в данной области он продолжает и по сей день. На сегодняшний день изучение проблем поэтики является актуальной как для татарского, так и для всего российского литературоведения.

Основное направление научной деятельности Ф.Г. Галимуллина - изучение татарской литературы в 1920-1930 гг., что особенно важно потому, что в этот период разрабатывается методология татарской литературы советского периода, закладывается её фундамент.

Известно, что после Октябрьской революции эстетическое каноны подменялись зачастую вульгарным социологизмом и принципом партийности. В монографиях Ф.Г. Галимуллина последовательно доказывается, что литература того периода превращается из средства эстетического удовольствия в идеологический инструмент, и получает лишь односторонний путь развития. Автор анализирует взаимоотношения между эстетическими канонами и требованиями социологизма в татарской литературе 19201930 гг., кропотливо изучает большое количество фактического материала тех времен, вводит в научный оборот неизвестных архивных текстов и документов, показывает какой урон наносит соответствующий идеологизм

литературе. Литературовед иа конкретных примерах демонстрирует как основанные на законах искусства, на общечеловеческих ценностях и потребностях эстетические каноны трансформировались под губительным влиянием социологизма, который ущемляет национальный калорит, богатые традиции, искажает историю, деятельность известных личностей, и к каким порой ужасающим последствиям это приводит [12, с. 5]. В своей работе литературовед дает объективную оценку творчеству сотен татарских писателей указанного периода [13, с. 11]. Основная задача трудов Ф.Г. Галимуллина состоит в том, чтобы должным образом оценить достижения, положительные тенденции в литературе 1920-1930 гг., отметить её положительное влияние на литературное движение. В труде Ф. Галимуллина изучены такие проблемы, как творческий метод, стиль, литературные направления, которые получают неоднозначную оценку и среди современных литературоведов. В этой книге получают объективную оценку произведения, которые ранее оставились вне рамок научно-литературных исследований. Важное место в трудах Ф. Галимуллина занимают проблемы судьбы народа, государства и литературы. Даётся объемный материал о многих авторах и их произведениях, которые ранее не были удостоены внимания литературной критики. Автор, работая с широким кругом фактического материалами, каждую информацию обрабатывал как ценнейший факт для науки.

Работы Ф. Галимуллинна восприняты татарской научной общественностью как новое открытие. Они помогли восстановить полную картину литературного движения 1920-1930 гг. Профессор и по сей день ведёт активную научную деятельность по всем названным направлениям, руководит кандидатскими и докторскими исследованиями, научный коллектив под его руководством выполняет научно-практическое исследование по проблемам преподавания татарской литературы в вузе с применением современных методик, как уже было сказано выше, поддержанный грантом РГНФ 2010 г., готовятся к публикации его новые труды.

Галимуллин Ф., изучая особенности развития татарской литературы в разные её периоды, освещая в своих работах жизненный и творческий путь татарских писателей внес и продолжает вносить огромный вклад в развитие теории и истории литературы. Галимуллин Ф. является специалистом татарской литературы древних и средних веков, литературы XIX в. и начала XX в., 1920-1930 гг., советского периода, современной литературы. Галимуллин Ф. - видный учёный, внесший неоценимый вклад в развитие современной татарской литературы и литературоведения.

Список литературы:

1. Галимуллин Ф. Актуальные задачи литературоведов Поволжья: вст. ст. // Проблемы филологии народов Поволжья: межвузовский сб. научн. ст. - 2007. - Вып. 1. - С. 3-7.

2. Галимуллин Ф. Актуальные задачи литературоведов Поволжья: ст. вторая // Проблемы современного филологического образования: межвузовский сб. - 2007. - Вып. 7. - С. 95-100.

3. Галимуллин Ф. Взгляд в будущее. Литературно-критические статьи (на тат. яз.). - Казань: Татарское книжное издательство, 1995. - 200 с.

4. Галимуллин Ф. Время поиска. Раздумья о современной татарской литературе и литературном процессе (на тат. яз.). - Казань: Магариф, 2005. - 247 с.

5. Галимуллин Ф. Диалог культур и литератур приволжских народов // Проблемы филологии народов Поволжья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (19-21 марта 2009 г., г. Москва, МПГУ). -М.; Ярославль: Ремдер, 2009. - С. 12-17.

6. Галимуллин Ф. Искажение действительности. Особенности развития татарской литературы в 20-30-е гг. двадцатого столетия (на тат. яз.). -Казань: Татарское книжное издательство, 2004. - 303 с.

7. Галимуллин Ф. Мы дружбою сильны. К Дням татарской литературы в Чувашской Республике // Хавхалану (Вдохновение). - 2003. - № 2. - С. 6.

8. Галимуллин Ф. Речки текут в Волгу: литературно-критические статьи (на тат. яз.). - Казань: Татарское книжное издательство, 1985. - 136 с.

9. Галимуллин Ф. Русско-татарские литературные взаимосвязи // Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи. Ч. 3. - 2006. - Вып. 2. - С. 60-63.

10. Галимуллин Ф. Современная татарская литература в контексте общероссийского искусства слова // Проблемы филологии народов Поволжья. - 2008. - Вып. 2. - С. 7-10.

11. Даутов Р. Фоат Галимуллин (на тат. яз.) // Писатели нашего детства: библиографический справочник. Кн. 3. - Казань: Магариф, 2005. - С. 70.

12. Закирзянов А. Истина, взятая за основу... (на тат. яз.) // ШэЬри Казан (Город Казань). - 1999. - 29 января. - № 18-19. - С. 5.

13. Сибат Р. Литература «под надзором»(на тат. яз.) // Мэдэни ^омга (Культурная пятница). - 1998. - 13 ноября. - № 46. - С. 11.

14. Харис Р. В поисках пути (на тат. яз.) // Галимуллин Ф. Время поиска. Раздумья о современной татарской литературе и литературном процессе. - Казань: Магариф, 2005. - С. 4.

15. Хатипов Ф. О нашем коллеге (на тат. яз.) // Галимуллин Ф. Пока мы не рождены... Взгляд на литературу 1920-1930-х гг. - Казань: Татарское книжное издательство, 2001. - 320 с.

16. Галимуллин Ф. Эстетика и социологизм. Взаимоотношения эстетического и социологического в татарской литературе 1920-1930-х гг. -Казань: Магариф, 1998. - 223 с.

17. Галимуллин Ф. Пока мы не рождены... Взгляд на литературу 19201930-х гг. - Казань: Татарское книжное издательство, 2001. - 320 с.

18. Галимуллин Ф. Искажение действительности. Особенности развития татарской литературы в 20-30-е гг. двадцатого столетия. - Казань: Татарское книжное издательство, 2004. - 303 с.

19. Галимуллин Ф. Вопросы эстетики в татарской литературе 19201930-х гг. - Казань. - ТГГПХ 2010.

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК НОМИНАЦИЯ УЛИЦ Г. БИРСКА РЕСУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

© Тугузбаева О.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 54, г. Уфа

Автор статьи рассматривает названия утиц г. Бирска Республики Башкортостан, образованных от антропонимов на территории Выявляются лексико-семантические особенности этих наименований.

Топонимика каждого района, города России представляет собой огромный интерес своим разнообразием. Башкирия - многонациональная республика. Происходит постоянное взаимодействие крупных и мелких этносов на уровне культуры и языка, проникновение одного языка в другой. Подобные трансформации становятся причиной причудливого слияния разноязычных наименований. Интерес вызывает топонимика не только крупных мегаполисов, но и небольших городов, имеющих славную историю и давние традиции. Мы рассмотрим микротопонимику одного из красивейших и старейших городов Башкортостана - г. Бирска. Этот город занесен в список городов-памятников России и имеет богатую историю. Он был основан в 1663 г. Еще В.Н. Татищев полагал, что «Бирск прежде Уфы построен». Выдвигалось предположение, что Бирск первоначально возник под названием села Архангельское одновременно с Уфой (1574 г.) как опорный пункт на середине пути от реки Камы до реки Уфы [3, с. 11]. Было мнение, что на месте Бирска в 1555 г. появилось поселение, которое называлось Челядиным по имени его основателя. Документальным подтверждением первого отвода земли Бирской дворцовой волости является отводная земельная книга 1645 г. По ней в этом году была основана деревня Бирь, которую переименовали в село Архангельское. В 1662 г. село Ар-хангельское-Бирь было сожжено башкирами. Видимо, часть спасшихся людей нашла новое место поселения на территории Бирска в 1663 г. [4, с. 8].

История названия города имеет двойственный характер. В соответствии с первой версией город получил название «Бирск» благодоря его территориальной близости к реке Бирь, которая в те годы протекала на этой территории и впадала в реку Белая. По второй версии город получил свое название благодаря тому, что Бирск построен на горе, обдуваемой ветра-

* Учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.