Научная статья на тему 'О научно-педагогической деятельности А. Дж. Сайганова'

О научно-педагогической деятельности А. Дж. Сайганова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ / КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КАФЕДРА ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ / ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ШАРИФ КАМАЛ / ФАТИХ АМИРХАН / ХАДИ ТАКТАШ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА / ТАТАРСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORY OF TATAR LITERARY CRITICISM / KAZAN STATE TEACHER-TRAINING INSTITUTE / DEPARTMENT OF TATAR LITERATURE / PERSONAL HISTORY / LITERARY CONNECTION / HISTORY AND THEORY OF LITERATURE / SHARIF KAMAL / FATIKH AMIRKHAN / HADI TAKTASH / METHODS OF TEACHING LITERATURE / AESTHETICS / AESTHETIC IDEAS / AESTHETIC CONCEPTION OF THE ART / TATAR ENLIGHTENMENT AND CULTURE / SCIENTIFIC HERITAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нигметзянов Ренат Рахимзянович

Исследованы жизненный путь, научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность известного татарского литературоведа Абдуллы Сайганова (1913-1974), проанализированы его основные научные труды, определены вклад учёного в развитие татарской литературоведческой мысли и его место в истории литературной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нигметзянов Ренат Рахимзянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF A.J. SAYGANOV

This article is about noted Tatar scientist Abdullah Sayganov (1913-1974), his life, scientific, pedagogical and methodical activities. We write about fundamental scientific books by A. Sayganov and his place in the history of Tatar literary criticism.

Текст научной работы на тему «О научно-педагогической деятельности А. Дж. Сайганова»

УДК 821.512.145(092)

Р.Р. НИГМЕТЗЯНОВ

О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.ДЖ. САЙГАНОВА

Ключевые слова: история татарского литературоведения, Казанский государственный педагогический институт, кафедра татарской литературы, персональная история, литературные связи, история и теория литературы, Шариф Камал, Фатих Амирхан, Хади Такташ, методика преподавания литературы, эстетика, эстетические идеи, эстетическая концепция искусства, татарское просвещение и культура, научное наследие.

Исследованы жизненный путь, научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность известного татарского литературоведа Абдуллы Сайганова (1913-1974), проанализированы его основные научные труды, определены вклад учёного в развитие татарской литературоведческой мысли и его место в истории литературной науки.

R.R. NIGMETZYANOV ABOUT SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF A.J. SAYGANOV Key words: history of Tatar literary criticism, Kazan state teacher-training institute, department of Tatar literature, personal history, literary connection, history and theory of literature, Sharif Kamal,

Fatikh Amirkhan, Hadi Taktash, methods of teaching literature, aesthetics, aesthetic ideas, aesthetic conception of the art, Tatar enlightenment and culture, scientific heritage.

This article is about noted Tatar scientist Abdullah Sayganov (1913-1974), his life, scientific, pedagogical and methodical activities. We write about fundamental scientific books by A. Sayganov and his place in the history of Tatar literary criticism.

У татарского литературоведения есть богатая вековая история, в которую золотыми буквами вписаны имена крупнейших учёных, чья активная научноисследовательская деятельность способствовала становлению и развитию национальной науки о литературе в ХХ столетии. Многие из этих литературоведов являлись членами профессорско-преподавательского состава кафедры татарской литературы нынешнего Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. В 1920-1930-е годы это были Г. Сагди, Дж. Валиди, Г. Рахим, Г. Губайдуллин и Г. Нигмати. В 1940-1960-е годы их начинания были успешно продолжены М. Гайнуллиным, Дж. Вазеевой, М. Залялиевой, А. Сай-гановым и другими учёными, труды которых послужили обогащению татарской литературоведческой мысли, явились значительным вкладом в гуманитарную науку. Однако если в последние годы увидел свет ряд исследований, посвящённых изучению историко-литературного и литературно-теоретического наследия национальных литературоведов 1920-1930-х годов, то научные изыскания многих татарских советских учёных по сей день остаются малоизученными. Поэтому перед современными исследователями стоит задача «дифференциального подхода к деятельности учёных, способствовавших становлению истории татарской литературы как науки, изучения их трудов с высот сегодняшних достижений» [2, с. 4] и определения их вклада в современную науку.

Одним из таких литературоведов, чьи работы требуют сегодня переосмысления и переоценки, является Абдулла Джамалетдинович Сайганов (19131974). Мы изучаем его жизнедеятельность в русле нового направления российской науки и культурологии - «персональной истории», или «новой биографической истории», основным исследовательским объектом которой являются персональные тексты, а предметом исследования - «история индивида», восстановление «истории одной жизни» [3, с. 344]. Таким образом, мы рассматриваем историю татарского литературоведения 1950 - начала 1970-х годов через личность профессора кафедры татарской литературы бывшего Казанского государственного педагогического института А. Сайганова, индивидуальные особенности его научно-профессиональной деятельности, определяющие вклад учёного в историю науки.

А.Дж. Сайганов - человек непростой судьбы, прошедший тернистый жизненный путь. Выходец из простой семьи астраханского извозчика, он с детских лет испытывает неутолимую жажду знаний, которую не перебивает даже неспокойная пора революций и войн. Не довольствуясь получением среднего образования, А. Сайганов поступает на педагогические курсы, самостоятельно изучает языки и литературу. Любовь к литературе приводит его на факультет русской филологии Астраханского государственного педагогического института, который он с отличием оканчивает в 1940 г. Желая продолжить своё обучение, А. Сайганов поступает в аспирантуру при кафедре русского языка и литературы Астраханского педагогического института, однако реализации его планов препятствует начало Великой Отечественной войны. В первые же дни войны будущий учёный уходит на фронт, принимает участие в ожесточённых боях под Одессой, где получает серьёзное ранение. После длительного лечения в госпитале А. Сайганов возвращается в Астрахань с желанием возобновить обучение в аспирантуре, но волею судьбы он попадает сначала в Тобольск, а затем в Казань -город, с которым будет связана вся его дальнейшая жизнь. В Казани он принимает судьбоносное решение поступить в аспирантуру при кафедре татарского языка и литературы Казанского государственного педагогического института. Осенью 1943 г. в суровые дни войны для А. Сайганова начинается сложная пора напряжённой работы и учёбы, которая даёт свои результаты. С 1946 г. он работает на кафедре в качестве старшего преподавателя. В течение трёх десятилетий преподаёт курсы истории татарской литературы, теории литературы, введения в литературоведение и основ эстетики. В 1948 г. А. Сайганов приступает к исполнению обязанностей декана факультета татарской филологии. В 1950 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему «Рассказы Шарифа Камала» и, получив в 1952 г. учёное звание доцента, возглавляет кафедру татарской литературы, заведовать которой будет до 1972 г., практически до конца своей жизни. Следует отметить, что в Казанском педагогическом институте А. Сайганов был известен также как руководитель семинаров по изучению проблем теоретических основ и методологии советского литературоведения, а организованный учёным в 1952 г. студенческий литературно-творческий кружок продолжает свою работу и в наши дни.

Исследование на тему «Эстетика Фатиха Амирхана и эстетические идеи в татарской реалистической литературе конца XIX - начала ХХ века» (1972) принесло А. Сайганову учёную степень доктора наук и звание профессора. Учёный жил долгосрочными творческими планами, но докончить начатое ему не дала внезапно настигшая его болезнь. Литературовед ушёл из жизни 19 апреля 1974 г.

Деятельность А. Сайганова ещё при жизни была отмечена высокими наградами. За участие в Великой Отечественной войне учёный был награждён медалью «За победу над Германией». А за свою многолетнюю учебно-педагогическую работу он был удостоен значка «Отличник народного просвещения».

Прежде чем охарактеризовать исследовательскую работу А.Дж. Сайганова, необходимо, на наш взгляд, отметить, что в национальном литературоведении 1940-1970-х годов он выступил последователем научных традиций основоположников татарской культурно-исторической школы, основных методологических принципов которой последовательно придерживался в большинстве своих трудов.

Научно-исследовательскую деятельность А. Сайганова в Казанском педагогическом институте можно разделить на три условных этапа, сильно наслаивающихся друг на друга в хронологическом плане. Первый этап охватывает 1940-е - начало 1960-х годов. В эти годы А. Сайганов занимался изучением творчества классиков татарской литературы и межнациональных литературных связей. В работах «М.А. Шолохов (к 25-летию творческой деятельности)» (1948) и «Рассказы Шарифа Камала» (1949) учёным был поставлен вопрос об идейноэстетической связи татарского писателя с творчеством М. Шолохова и М. Горь-

кого. Последующие его труды, посвящённые анализу произведений Ш. Камала («Драмы Ш. Камала», 1950; Роман Ш. Камала «Когда рождается прекрасное», 1966), были отмечены ведущими татарскими литературоведами как значительный вклад в камаловедение.

В статье «Образ лирического героя в поэме Хади Такташа "Письма в будущее" и его идейно-художественное значение» (1957) А. Сайгановым впервые была представлена идея о том, что в системе образов произведения центральное место принадлежит образу лирического героя, который играет немаловажную роль в раскрытии содержания поэмы. Впоследствии оригинальные взгляды учёного нашли развитие в трудах Хатиба Усманова и Гали Халитова.

Второй этап научно-исследовательской работы А. Сайганова представлен трудами, написанными в конце 1950-1960-х годов. В данный период учёным были написаны теоретико-литературные работы по изучению поэтического языка произведений классической татарской литературы, разработаны на татарском языке программа, «Конспект лекций и практикум по введению в литературоведение» (1969). Кроме того, при участии А. Сайганова были составлены и опубликованы школьные программы, учебники, хрестоматии и методические пособия по татарской литературе, впоследствии не раз переиздававшиеся (в 1963-1972 гг.).

Следует отметить, что А. Сайганов был не только учёным-организатором науки и крупным теоретиком литературы, но и прекрасно подготовленным методистом. Учебно-методические взгляды литературоведа были оригинальны. Так, он выступил с идеей о том, что прежде, чем анализировать произведения с учащимися, нужно проводить систематическую работу по развитию культуры их речи, которая должна включать в себя практические упражнения по пересказу и выразительному чтению художественных текстов. Последнее же предполагало наличие у учеников умения излагать мысли в письменной и устной форме, их осведомлённость в вопросах пауз, ударений, темпа, ритма речи и т.д. Если учесть, что разработка методики развития культуры речи учащихся была одной из первостепенных задач татарской методической науки 1950-1960-х годов, становится понятным, сколь своевременны и важны были идеи, выдвинутые в своё время А. Сайгановым.

Кроме того, литературовед придавал большое значение занятиям по выработке у студентов навыков самостоятельной работы над научно-методической книгой, ознакомлению их с методикой записи лекций и конспектирования критической литературы.

Третий этап научной деятельности учёного можно условно ограничить рамками конца 1960 - начала 1970-х годов. В эти годы А. Сайганов плодотворно занимался исследованием истории национальной эстетической мысли. Изучению этого совершенно нового и практически неразработанного на тот момент вопроса были посвящены такие его труды, как «Из истории татарской эстетической мысли» (1971), «Проблема типического в татарской реалистической литературе (на материале творчества Фатиха Амирхана и просветительских реалистов)» (1972), «Эстетика Фатиха Амирхана и эстетические идеи в татарской реалистической литературе конца XIX - начала ХХ века» (1972), «У истоков эстетики реализма: эстетика Фатиха Амирхана и её место в развитии татарской реалистической литературы» (1982) и др. В этих работах А. Сайганов выступил одним из первых исследователей сложных теоретических вопросов эстетики реализма на материале литературного процесса конца XIX - начала ХХ вв. и художественного, литературно-критического и публицистического творчества его выдающегося представителя Ф. Амирхана, в частности. Труды А. Сайганова были восприняты современными ему литературоведами как серьёзные и ценные исследования, вводившие «читателя в малоизученный мир эстетических идей передовых татарских писателей» [5, с. 100].

В своих работах по эстетике Ф. Амирхана учёный выступил с идеей о том, что в истории татарской литературы критического реализма были выдающиеся художники слова, по силе своего таланта и высоте художественного мастерства не уступавшие великим классикам русской революционно-демократической литературы, и одним из таких писателей, по мнению А. Сайганова, являлся Фатих Амир-хан. Другим существенным моментом исследований литературоведа были постановка и разработка им вопроса о том, что прогрессивная эстетическая концепция реалистического искусства Ф. Амирхана, оказавшая большое влияние на развитие всей татарской эстетической мысли ХХ столетия, вызревала под благотворным воздействием на неё эстетических теорий В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и других представителей русской революционнодемократической критики и эстетики. «Эстетика Фатиха Амирхана - оригинальная теория, обогащённая новой для татарской научной мысли могучей традицией, великим опытом русской революционно-демократической материалистической эстетики, эстетическими идеями [...] Гоголя, Тургенева, Чехова», - подчёркивал А. Сайганов [4, с. 204]. Особая же заслуга учёного состоит в том, что он тонко уловил и истолковал национальное своеобразие творчества Ф. Амирхана. По мнению А. Сайганова, оно заключается в том, что в своих произведениях признанный мастер психологизма Фатих Амирхан создал типические характеры людей переходного типа, оставшихся на «перепутье». Они с горечью взирают на устаревшие феодальные устои татарской жизни рубежа XIX-ХХ вв. и всё больше задумываются о приобщении родного народа к культурным достижениям русской цивилизации, европейскому образу жизни, что и порождает в сознании людей напряжённую борьбу между «старым» и «новым».

Необходимо отметить, что научное наследие А. Сайганова, насчитывающее более семидесяти трудов, находится в активном научном обороте и в наши дни. Его исследования востребованы ведущими татарскими литературоведами современности, которые при изучении литературного процесса первой половины ХХ в. и творчества отдельных писателей нередко ссылаются на те или иные суждения учёного, развивая их в своих работах. Многими признаётся, что Абдулла Джама-летдинович Сайганов, вся жизнь которого была посвящена благородному делу служения родному народу, «заслуженно занимает одно из почётных мест в истории становления и развития татарской литературоведческой науки, литературной критики, эстетической теории, национального просвещения и культуры» [1, с. 63].

Литература

1. Галеева Э. Выдающийся деятель татарской науки и просвещения (учёный и педагог А.Дж. Сайганов: жизнь и деятельность) (на тат. яз.) / Э. Галеева // Национальная культура. 2006. № 12. С. 62-67.

2. Гилазова Ч. Проблемы литературоведения в историко-литературном наследии Г. Сагди: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук / Ч. Гилазова. Казань, 2006. 32 с.

3. Репина Л. Персональные тексты и «новая биографическая история»: от индивидуального опыта к социальной памяти / Л. Репина // Сотворение истории. Человек. Память. Текст. Казань: Мас-тер-Лайн, 2001. С. 344-360.

4. Сайганов А. Из истории татарской эстетической мысли: эстетика Ф. Амирхана и эстетические идеи в татарской реалистической литературе конца XIX - начала ХХ в. / А. Сайганов // Учёные записки КГПИ. Вып. 94. Вопросы татарской литературы. Сб. 4. Казань, 1971. С. 5-207.

5. Хатипов Ф. Татарское литературоведение / Ф. Хатипов, М. Залялиева, Ш. Асылгараев, Р. Сверигин, Ф. Галимуллин // Учёные записки КГПИ. Вып. 165. Научные исследования в КГПИ. Казань, 1976. С. 93-105.

НИГМЕТЗЯНОВ РЕНАТ РАХИМЗЯНОВИЧ - аспирант кафедры татарской литературы, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Казань (funnylove@inbox.ru).

NIGMETZYANOV RENATE RAHIMZYANOVICH - post-graduate student, Tatar Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.