Научная статья на тему 'Вклад Джамала валиди в историю татарской литературной мысли'

Вклад Джамала валиди в историю татарской литературной мысли Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
284
37
Поделиться
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / НАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЗМ / РАЗВИТИЕ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / LITERATURE / NATION / RELIGION / CULTURE / HISTORICISM / DEVELOPMENT / LITERARY CONCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гилазов Тагир Шамсегалиевич

В статье обобщен материал по литературно-критической деятельности татарского литературоведа Джамала Валиди. Кратко охарактеризована методология его анализа литературного процесса в целом и истории татарской литературы в частности. Статьи и монографии ученого, не потерявшие актуальности и сегодня, позволяют рассмотреть историю татарской литературы сквозь призму национальных особенностей и в рамках мировой литературы. Дж.Валиди ввел в научный оборот татарского литературоведения такие понятия, как цивилизация, литературный процесс, национальная литература, литературно-исторический период, литературная эпоха, динамика культурно-художественной жизни, эволюция, национальный характер. Заслуживают внимания исследователей его наблюдения о природе национального характера татар.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гилазов Тагир Шамсегалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JAMAL VALIDI’S CONTRIBUTION TO THE HISTORY OF LITERARY IDEAS AMONG THE TATARS

Тhis paper summarizes the material on literary-critical activity of the Tatar literary critic Jamal Validi. It describes briefly the methodology underlying his analysis of the literary process on the whole and the history of Tatar literature in particular. Today, the papers and monographs of this scientist have not lost their relevance, which enables us to see the history of Tatar literature through the prism of national peculiarities and in the context of world literature. J.Validi introduced such concepts as civilization, literary process, national literature, literary-historical period, literary era, dynamics of cultural and artistic life, evolution and national character into the scientific literature on Tatar literary studies. The observations that he made on the nature of Tatar national character deserve special attention of researchers.

Текст научной работы на тему «Вклад Джамала валиди в историю татарской литературной мысли»

УДК 821.512.145

ВКЛАД ДЖАМАЛА ВАЛИДИ В ИСТОРИЮ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ МЫСЛИ

© Т.Ш.Гилазов

В статье обобщен материал по литературно-критической деятельности татарского литературоведа Джамала Валиди. Кратко охарактеризована методология его анализа литературного процесса в целом и истории татарской литературы в частности. Статьи и монографии ученого, не потерявшие актуальности и сегодня, позволяют рассмотреть историю татарской литературы сквозь призму национальных особенностей и в рамках мировой литературы. Дж.Валиди ввел в научный оборот татарского литературоведения такие понятия, как цивилизация, литературный процесс, национальная литература, литературно-исторический период, литературная эпоха, динамика культурно-художественной жизни, эволюция, национальный характер. Заслуживают внимания исследователей его наблюдения о природе национального характера татар.

Ключевые слова: литература, нация, религия, культура, историзм, развитие, литературная концепция.

В современном татарском литературоведении огромное внимание уделяется изучению национальных корней теории литературы, выявлению через компаративистические исследования национального своеобразия литературы. Без скрупулезного изучения научного наследия ученых, чьи фундаментальные труды составили основу татарского литературоведения, этих целей достичь невозможно. Многие работы в свое время были запрещены по идеологическим причинам и вновь введены в научный оборот лишь в годы перестройки и гласности.

Одним из ярких и прогрессивных представителей татарского просветительского движения начала ХХ века был видный историк татарской общественной мысли, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли Джамал Валиди (1887-1932). Именно ему выпала участь открыть трагический счет жертв научно-творческой интеллигенции.

Джамал Валиди (Вэлиди Жамал, Жамалетдин Жэлэлетдин улы Вэлидов) (1887-1932) - языковед, литературовед, педагог, историк, публицист и общественный деятель [1: 529]. Родился в семье муллы в деревне Апастово Тетюшского уезда Казанской губернии. Образование получил в сельском медресе и медресе Иж-Буби. В 1911-1917 гг. преподавал в Оренбургском медресе «Хусаиния». Совмещал преподавательскую деятельность с работой в газетах «Вакыт» («Время») (1906-1918) и журнале «Шура» («Совет») (1908-1918). Именно в эти годы им были написаны первые литературно-критические статьи. Так ученый снискал славу первого литературного критика и литературоведа. Г.Ибрагимов назвал его первым критиком нового века [2: 16]. И.Нуруллин указал на верность оценок Дж.Валиди творчества Г.Тукая [3: 252], а

Р.Мухамадиев назвал его «первым тукаеведом», «первым настоящим исследователем творчества Г. Тукая в подлинном смысле этого слова» [4: 81].

В 1919-1923 гг. Джамал Валиди преподавал в школах, на Татарском рабфаке, на курсах подготовки учителей, в Восточной академии, одновременно работал в Комиссариате земледелия, руководил комиссией по разработке терминов татарского языка [1: 529].

Литературно-критическая деятельность Джа-мала Валиди до сих пор не была предметом самостоятельного исследования. В нашей статье мы попытаемся систематизировать сведения о литературно-критической деятельности ученого - жертвы сталинского террора.

Дж. Валиди можно по праву считать основателем самостоятельной школы татарского литературоведения, проторившим дорогу для развития теории литературы и критики на рубеже XIX-ХХ вв. Ученый внес огромный вклад в формирование теоретической основы татарского литературоведения (М.Усманов [5: 15]).

В 1912 г. была написана монография «Татар эдэбияты барышы» («История татарской литературы»), а 1914 г. - «Нация и национальность», сыгравшие огромную роль в развитии татарской эстетической мысли.

«Татар эдэбияты барышы» была «первой ласточкой» татарского литературоведения, в которой содержались интересные наблюдения о прошлом и настоящем татарской литературы. Дж.Валиди одним из первых татарских ученых прибегнул к синхронному и диахронному рассмотрению литературы. Литературовед предпринял в ней попытку рассмотреть историю татарской литературы в тесной связи с общественно-историческими условиями и развитием татар-

ской культуры в этот период в целом. В предисловии автор книги так определяет свою задачу: «мне хотелось дать не столько характеристику татарской литературы, сколько рассмотреть ее физиономию и физиологию» [5: 98]. Впервые в критический оборот Дж.Валиди были введены такие понятия, как цивилизация, литературный процесс, национальная литература, литературно-исторический период, литературная эпоха, динамика культурно-художественной жизни, эволюция, национальный характер; были высказаны интересные наблюдения о природе типического и особенного в психологии татар. Дж.Валиди в своих исследованиях руководствовался принципом изучения истории татарской литературы в неразрывной взаимосвязи с общественно-политическими обстоятельствами [5: 95].

Ученый рассматривает историю формирования и развития татарской литературы, опираясь на принцип историзма в изучении литературы, выявляя ее специфику через ее взаимосвязи с другими литературными явлениями. Дж.Валиди достиг колоссальных результатов, работая в данном направлении.

В современном татарском литературоведении бытуют порой диаметрально противоположные взгляды в оценке его деятельности. Так, например, литературовед Д.Загидуллина рассматривает его наследие в рамках школы «духовников» [6: 210]. В то же время М.Усманов, осмысляя феномен Дж.Валиди, обращает внимание на то, что он был личностью, уверовавшей в то, что литературные произведения, так же как и литературное творчество, несут на себе отпечаток конкретной эпохи, веяний общественной жизни, конкретных исторических обстоятельств [5: 15]. Мы считаем, что изучение творчества ученого-энциклопедиста Дж.Валиди в рамках какой-либо литературоведческой школы или группы обедняет масштаб его личности и мешает объективному рассмотрению его вклада в историю татарского литературоведения. Смеем предположить, что он в своей деятельности руководствовался достижениями разных научных школ.

В основе размышлений Дж.Валиди по теории литературы лежат понятия «нация» («миллият») и способствующие ее сохранению «язык» («тел»), религия и верования («дин вэ игътикад» (ышану)»), «Отечество» («Ватан»), «традиции» («ганганэлэр»), «литература» («эдэбият») [5: 45, 53]. Среди них он особо выделяет значение религии и литературы. Литературовед исходит из того, что литература в самом широком понимании является одним из структурных элементов культуры, ее история своими корнями уходит в глубину веков, ассоциируется с зарей человечества

[5: 94]. Дж. Валиди был уверен, что литература играла огромную роль в жизни татарского народа и государства, развиваясь в тесной взаимосвязи с исламской религией. В этом состояло новаторство учения литературоведа. Дж.Валиди, ориентируясь на опыт истории народов в неразрывной связи с религией, наукой и культурой, приходит к выводу, что исламская религия была основой культуры татар [5: 350]. Это была ступенька в просвещении татарского народа [5: 351].

В том же русле рассматривает ученый развитие искусства слова у татар, фиксирует его ключевые тенденции. Дж.Валиди констатирует, что именно религиозные деятели первыми заговорили о необходимости реформ в исламоведении и общественной жизни мусульман, татар в последней четверти XIX века, отстаивали идеалы европеизации. Все дальнейшие изменения в жизни татар происходили в единстве с обновлением религии и пробуждением свободной мысли в области культуры. Среди ученых-реформаторов Дж.Валиди выделяет Г.Курсави, Ш.Марджани и К.Насыри, отмечая общность их взглядов и целей.

Литературовед был сторонником внедрения в общественно-политическую, литературно-культурную жизнь татар лучших достижений европейской цивилизации. Он считал, что эти тенденции обновления были требованием эпохи. Свою позицию Дж.Валиди доказывал примерами из истории татарской литературы.

Как известно, в 1910-е гг. Г.Ибрагимов и Г.Губайдуллин начинают обмениваться мнениями по проблемам художественного изображения человека и его жизни в литературе. В этот процесс активно включился и Дж.Валиди. В своей монографии он высказывает весьма ценные наблюдения по данной проблеме. Ученый фиксирует движение татарской литературы в сторону реализма, избавление от «красивостей», пустых фантазий, создание правдивых образов, встречающихся в реальной жизни, серьезный отбор житейского материала, лежащего в основе произведений [5: 156]. В 1913-1915 гг. возрастает идейно-эстетическое значение литературы, понимание ее высокой миссии. Дж.Валиди это осознал раньше всех, опираясь на художественные произведения Р.Фахретдина, Г.Исхаки, Г.Тукая. Осмысляя их вклад в развитие татарской культуры, ученый указывает на необыкновенное трудолюбие, присущее этим сынам татарского народа, их стремление к служению интересам нации [5: 156]. В развитии литературы Дж.Валиди выделяет три периода: «тэмамилэ хыялый дэвер» (эпоха, включающая в себя образы и фантастические

ситуации из религиозной мифологии), деньявилыкка борылган чор «табигыйлеккэ вэ хакыйкыйлыкка якын бер гYЗЭллек дэвере» (период подражания жизни, воспевающий красоту окружающего мира), реалистик чор «чын-чын хакыйкый дэвер» (эпоха «настоящего реализма»). Размышляя об истоках развития литературы, Дж.Валиди опирается на принцип историзма. Ученый уверен, что «исторические обстоятельства определяют ключевые тенденции в развитии литературы» [5: 156].

Излагая свои теоретические взгляды на историю литературы, Дж.Валиди приводит примеры из истории мировой литературы. Татарский литературовед писал о том, что Ломоносов, Фонвизин, Жуковский, Карамзин, Батюшков подготовили реалистическую почву для русской литературы, Пушкин открыл «ворота реализма», а Гоголь ознаменовал наступление эпохи реализма. Дж.Валиди, Х.Искандеров, Г.Губайдуллин, Г.Ибрагимов, систематизируя сведения по истории татарской литературы, часто прибегают и используют термины «романтизм», «реализм», превращая их в инструменты изучения литературного процесса.

О принципиальности Дж.Валиди свидетельствует тот факт, что он осмелился пойти против позиции Г. Ибрагимова по отношению к Г. Тукаю, озвученной в книге «Татар шагыйрьлэре» («Татарские поэты») [7: 182].

В 1923 г. был написан фундаментальный труд Дж.Валиди «Очерк истории образованности и литературы волжских татар». Как верно подметила М.М.Хабутдинова, данное исследование до сегодняшнего дня является наиболее целостным очерком по истории общественной мысли и духовной культуры татарской нации, памятником собственно джадидского направления в татарской историографии, которое в 1920-е гг. концентрировалось на изучении развития нации через историю просвещения и литературы. «Очерк» «стал первым исследованием на русском языке по эволюции духовной культуры татар от эпохи Курсави до современности и анализом современного состояния литературы и направлений общественной мысли у татар». В данном труде нация определяется как «татаро-башкиры». Здесь впервые дается «целостная картина процесса образования в традиционном медресе, раскрывается история реформаторского движения у татар с конца XVIII в.». Дж.Валиди, наряду с общественной жизнью, уделяет огромное внимание характеристике литературной деятельности А.Курсави, Ш.Марджани, К.Насыри, И.Гаспринского, Г.Ибрагима, Р.Фахретдина,

М.Биги, Ю.Акчуры, А. и С.Максуди, Г.Исхаки, братьев Буби [8: 271-272].

В 1922-1924 гг. Дж.Валиди осмелился открыто выступить против идеологического тезиса о «буржуазной» культуре дореволюционного периода, который отстаивал Г.Ибрагимов. Ученый выступил против деления литературных произведений на «пролетарские» и «буржуазные», а писателей - на «наших» или «не наших». Дж.Валиди считал, что произведение следует оценивать из его «непреходящей художественной ценности» [9]. Если произведение обладает такой ценностью, то превращается в «общенациональное достояние». Чтобы заявить такое, надо было обладать в эпоху революции и террора мужеством. Г. Сагди, Г.Нигмати, С.Атнагулов и другие обрушились на ученого с критикой и объявили его сторонником так называемой «теории единого потока». В 1930-е гг. этот ярлык означал полное отлучение от литературы. За Дж.Валиди закрепилась репутация «антимарксиста», отрицающего «классовый принцип в литературе». Ученый был вынужден отойти от литературной критики и посвятил себя развитию лингвистики.

«Истинный интеллигент, человек удивительно скромный при его таланте и известности, пришелся не ко двору у новой власти. В конце 1920-х в задавленной идеологическими штампами гуманитарной науке начался поиск „окопавших врагов и вредителей". Первым „врагом" в татарской филологии объявили Дж.Валиди», - так объясняет причину ареста ученого С.Рахимов, заместитель директора ЦГА РТ. В прессе началась ревизия научного наследия Дж.Валиди, апогеем которой стала статья в журнале «Яцалиф» (1930) молодого и небесталанного писателя и критика Г.Тулумбайского, ставшего заложником тех, кто направлял идеологическую чистку в республике. Дж.Валиди был признан человеком, «откровенно пропагандирующим национально-буржуазные взгляды». Его арестовали 8 мая 1931 года. Дж.Валиди объявили участником «контрреволюционной группы, находящейся в идейно-организационной связи с султангалиевщиной». В вину ему поставили и то, что он подписал «протест 82-х» против введения латинской графики, и членство в издательстве «Янга-Китап», которое назвали «организующим центром буржуазно-националистического движения в Татарии» [10]. Р.Мустафин, основываясь на воспоминаниях дочери ученого Амины, пишет о том, что Дж.Валиди, устав от побоев и издевательств, пытался совершить самоубийство -выпрыгнул из окна третьего этажа. Так он оказался в тюремной больнице, где скончался от плеврита 30 ноября 1932 г. [11: 66].

Его богатейшее публицистическое, литературно-критическое и научное наследие не потеряло актуальности и сегодня. Дж.Валиди одним из первых сформировал методологию изучения литературного процесса, исходя из национальных особенностей. Взгляды ученого на литературный процесс, литературные произведения, роды и жанры, заслуживают наше внимание и сегодня.

1. Хаков В.Х. Валиди Джамал // Татарская энциклопедия в 6 т. - Т. 1. - Казань: Институт татарской энциклопедии. 2002. - С. 529 - 530.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ИбраЫмов Г. Матбугат hэм эдэбиятыбызньщ ба-рышы (Еллык хисап урынында ) // Ац. - 1913. -№1. - Б. 12 - 16.

3. Нуруллин И. Моцлы саз чыцнары: Документаль роман. Тезэтелгэн hэмм тулыландырылган икенче басма. - Казан: Татар. кит.нэшр., 2000. - 272 б.

4. Мухамадиев Р. Проблемы формирования татарской литературной критики (1905-1917). - Ка-зань:Татар.кн.изд-во, 1982. - 144 с.

5. Вэлиди Жамал: эдэби hэм тарихи документаль ^ыентык / тез. Дилэрэ Абдуллина, ЖЭYДЭT Мицнуллин. - Казан: Жыен, 2010. - 624 б.

6. Заhидуллина Д.Ф. Эдэбият кануннары hэм заман (Татар эдэбият нэзариясенец барлыкка килYе hэм Yсеш баскычлары). - Казан, 2000. - 271 б.

7. Гилазов Т.Ш. Проблема литературной репутации Г.Тукая в научно-критической мысли первой четверти ХХ века // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - №3 (33). - С. 181 - 185.

8. Хабутдинова М.М. «Очерк истории образованности и литературы волжских татар» (1923) // Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. - Казан: Магариф, 2004. - С. 271 - 272.

9. Вэлиди Щ. Матбугат деньясы. Эдэби мосэхабэ // Татарстан хэбэрлэре. - 5 март.

10. Валиди Дж. «У меня разногласия с соввластью» // Гасырлар авазы. - 1996. - №1/2. - С. 150 - 173.

11. Мостафин Р.Э. Соцгы кеннэрдэ // Жамал Вэлиди - энциклопедист галим: республика фэнни-гамэли конференциясе материаллары. - Апас - Казан: 2007. - Б. 63 - 67.

JAMAL VALIDI'S CONTRIBUTION TO THE HISTORY OF LITERARY IDEAS AMONG THE TATARS

^Sh-Gi^oy

Ibis paper summarizes the material on literary-critical activity of the Tatar literary critic Jamal Validi. It describes briefly the methodology underlying his analysis of the literary process on the whole and the history of Tatar literature in particular. Today, the papers and monographs of this scientist have not lost their relevance, which enables us to see the history of Tatar literature through the prism of national peculiarities and in the context of world literature. J.Validi introduced such concepts as civilization, literary process, national literature, literary-historical period, literary era, dynamics of cultural and artistic life, evolution and national character into the scientific literature on Tatar literary studies. The observations that he made on the nature of Tatar national character deserve special attention of researchers.

Key words: literature, nation, religion, culture, historicism, development, literary conception.

1. Xakov V.X. Validi Dzhamal // Tatarskaya e'ncik-lopediya v 6 t. - T. 1. - Kazan': Institut tatarskoj e'n-ciklopedii. 2002. - S. 529 - 530. (in Russian)

2. Ibrahimov G. Matbugat hэm эdэbiyatybyznyц bary-shy (Ellyk xisap urynynda ) // Ац. - 1913. - №1. - B. 12 - 16. (in Tatar)

3. Nurullin I. Mo^y saz chyцnary: Dokumental' roman. Tеzэtelgэn hэmm tulylandyrylgan ikenche basma. -Kazan: Tatar. kit.mshr., 2000. - 272 b. (in Tatar)

4. Muxamadiev R. Problemy formirovaniya tatarskoj literaturnoj kritiki (1905-1917). - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1982. - 144 s. (in Russian)

5. Vэlidi Жamal: эdэbi hэm tarixi dokumental' ^yentyk / tеz. Dibre Abdullina, ЖэYdэt МщшШп. - Kazan: Жуєп, 2010. - 624 b. (in Tatar)

6. Zahidullina D.F. Эdэbiyat kanunnary hэm zaman (Tatar эdэbiyat nэzariyaseneц barlykka kilye hэm Ysesh baskychlary). - Kazan, 2000. - 271 b. (in Tatar)

7. Gilazov T.Sh. Problema literaturnoj reputacii G.Tukaya v nauchno-kriticheskoj mysli pervoj chetverti XX veka // Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. - 2013. - №3 (33). - S. 181 - 185. (in Russian)

8. Xabutdinova M.M. «Ocherk istorii obrazovannosti i literatury volzhskix tatar» (1923) // Islam na evropejskom Vostoke: E'nciklopedicheskij slovar'. -Kazan: Magarif, 2004. - S. 271 - 272. (in Russian)

9. Vэlidi Щ. Matbugat dеn'yasy. Эdэbi mosэxabэ // Tatarstan xэbэrlэre. - 5 mart. (in Tatar)

10. Validi Dzh. «U menya raznoglasiya s sovvlast'yu» // Gasyrlar avazy. - 1996. - №1/2. - S. 150 - 173. (in Russian)

11. Mostafin R.d. Soцgy kеnnэrdэ // Жamal Vэlidi -e'nciklopedist galim: respublika fэnni-gamэli konferenciyase materiallary. - Apas - Kazan: 2007. -B. 63 - 67. (in Tatar)

Гилазов Тагир Шамсегалиевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: tgilazov@bk.ru

Gilazov Tagir Shamsegalievich - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Татаr Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: tgilazov@bk.ru

Поступила в редакцию 19.11.2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.