Научная статья на тему 'Рассказ г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» в литературной критике 1910-х годов'

Рассказ г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» в литературной критике 1910-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WRITER / LITERARY CRITICISM / "FIRST ATTEMPTS AT LITERARY WRITING" / SPIRITUAL DEVELOPMENT / NATIONALISM / NATION / NARODNICHESTVO / PUBLIC INTERESTS / IMAGERY / ПИСАТЕЛЬ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / "ПЕРИОД ПРОБЫ ПЕРА" / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИЯ / НАРОДНИЧЕСТВО / ОБЩЕНАРОДНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гилазов Тагир Шамсегалиевич

В статье рассматриваются литературно-критические работы 1910-х годов, посвященные рассказу известного татарского писателя, общественного и государственного деятеля Г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» (1909), написанному автором в период его раннего творчества. Это произведение после выхода в свет привлекло внимание не только читателей, но и исследователей: в литературном споре принимали участие такие известные критики, как Дж. Валиди, Х. Искандеров, Н. Гасри, З. Нуркин и др. В данной работе раскрывается проблематика произведения в контексте татарской общественной и философской мысли, определяются идеалы национальной интеллигенции, показаны пути служения татарскому народу и нации, а также пути обновления и реформирования татарского общества. Наряду с исследованиями некоторых художественных особенностей рассказа, научно-критическая мысль, находящаяся под влиянием духовного и культурного обновления эпохи, особое внимание уделяет его содержанию. В этой плоскости рассматривается общественно-национальная ценность этого произведения. В процессе анализа рассказа Г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» в контексте литературы того времени определяется связь с произведениями писателей-современников, подчеркивается его влияние на творчество писателя 1910-х годов, хотя он и написан в «период пробы пера». Использованные при исследовании научно-критического материала принципы историзма, герменевтики и сравнительно-исторические методы дали возможность определить перспективы развития и обновления «ибрагимоведения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. IBRAGIMOV’S STORY “ONE EPISODE FROM THE LIFE OF YOUNG PEOPLE” IN THE LITERARY CRITICISM OF THE 1910s

The paper analyzes critical articles devoted to the story of the famous Tatar writer, public and state figure G. Ibragimov “One Episode from the Life of Young People” (1909), written by the author in his early literary career. In the 1910s, this work attracted the attention of scientific critical thought, when famous literary critics, such as J. Validi, H. Iskanderov, N. Ghasri, Z. Nurkin, etc., took part in the literary dispute. The paper determines the principles, on which the evaluation of the story is based, and, in the context of the Tatar social and philosophical thought, reveals the problems, raised in the story, defining the ideals of the national intelligentsia. The paper identifies the ways of serving the Tatar people and the nation, as well as the ways of updating and reforming the Tatar society. Along with researching the artistic features of the story, the paper focuses on its content as the scientific critical thought influences the spiritual and cultural renovation of the era. In this plane, we consider the social and national value of the story. Analyzing G. Ibragimov’s story “One Episode from the Life of Young People” in the context of the literature of those times, we establish its connection with the works of contemporary writers and emphasize the influence of the story on G. Ibragimov’s work of the 1910s, although this story was one of his first attempts at literary writing. The principles of historicism, hermeneutics and comparative historical methods, used in the study of the scientific-critical material, made it possible for us to determine the prospects for the development and renewal of “Ibragimov Studies”.

Текст научной работы на тему «Рассказ г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» в литературной критике 1910-х годов»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №2(48)

УДК 821.512.145

РАССКАЗ Г. ИБРАГИМОВА «ОДИН ЭПИЗОД ИЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ» В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ 1910-Х ГОДОВ

© Тагир Гилазов

G. IBRAGIMOV'S STORY "ONE EPISODE FROM THE LIFE OF YOUNG PEOPLE" IN THE LITERARY CRITICISM OF THE 1910s

Tagir Gilazov

The paper analyzes critical articles devoted to the story of the famous Tatar writer, public and state figure G. Ibragimov "One Episode from the Life of Young People" (1909), written by the author in his early literary career. In the 1910s, this work attracted the attention of scientific critical thought, when famous literary critics, such as J. Validi, H. Iskanderov, N. Ghasri, Z. Nurkin, etc., took part in the literary dispute. The paper determines the principles, on which the evaluation of the story is based, and, in the context of the Tatar social and philosophical thought, reveals the problems, raised in the story, defining the ideals of the national intelligentsia. The paper identifies the ways of serving the Tatar people and the nation, as well as the ways of updating and reforming the Tatar society. Along with researching the artistic features of the story, the paper focuses on its content as the scientific critical thought influences the spiritual and cultural renovation of the era. In this plane, we consider the social and national value of the story. Analyzing G. Ibragimov's story "One Episode from the Life of Young People" in the context of the literature of those times, we establish its connection with the works of contemporary writers and emphasize the influence of the story on G. Ibragimov's work of the 1910s, although this story was one of his first attempts at literary writing. The principles of historicism, hermeneutics and comparative historical methods, used in the study of the scientific-critical material, made it possible for us to determine the prospects for the development and renewal of "Ibragimov Studies".

Keywords: writer, literary criticism, "first attempts at literary writing", spiritual development, nationalism, nation, narodnichestvo, public interests, imagery.

В статье рассматриваются литературно-критические работы 1910-х годов, посвященные рассказу известного татарского писателя, общественного и государственного деятеля Г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» (1909), написанному автором в период его раннего творчества. Это произведение после выхода в свет привлекло внимание не только читателей, но и исследователей: в литературном споре принимали участие такие известные критики, как Дж. Валиди, Х. Искандеров, Н. Гасри, З. Нуркин и др. В данной работе раскрывается проблематика произведения в контексте татарской общественной и философской мысли, определяются идеалы национальной интеллигенции, показаны пути служения татарскому народу и нации, а также пути обновления и реформирования татарского общества. Наряду с исследованиями некоторых художественных особенностей рассказа, научно-критическая мысль, находящаяся под влиянием духовного и культурного обновления эпохи, особое внимание уделяет его содержанию. В этой плоскости рассматривается общественно-национальная ценность этого произведения.

В процессе анализа рассказа Г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» в контексте литературы того времени определяется связь с произведениями писателей-современников, подчеркивается его влияние на творчество писателя 1910-х годов, хотя он и написан в «период пробы пера». Использованные при исследовании научно-критического материала принципы историзма, герменевтики и сравнительно-исторические методы дали возможность определить перспективы развития и обновления «ибрагимоведения».

Ключевые слова: писатель, литературная критика, «период пробы пера», духовное развитие, национализм, нация, народничество, общенародные интересы, образность.

В 2017 году исполняется 130 лет со дня рождения талантливого писателя, литературоведа, филолога и общественного деятеля Г. Ибрагимова, а также 110 лет его творческой деятельности.

Первый его рассказ «Изгнание шакирда Заки из медресе» был написан в 1907 году, «период пробы пера», как называл его сам писатель, продолжался до 1910 года. Концептуальное исследова-

ние многогранного духовного наследия Г. Ибрагимова в контексте обновления татарского литературоведения является одной из актуальных задач на сегодняшний день. Хочется отметить, в этом направлении ведутся научные исследования: особого внимания заслуживают материалы научных конференций, посвященных 120-, 125-летию писателя, кандидатские, докторские диссертации по литературе и языкознанию, монографии, посвященные исследованию отдельных этапов его многосторонней деятельности. Огромную роль в исследовании эволюции творчества писателя, связанной с изменениями его литературно-эстетических взглядов, сыграли первые его произведения и критика современников. Несмотря на то что в «ибрагимоведении» нет монографий, посвященных раннему творчеству писателя, в последние годы появляются некоторые наблюдения, касающиеся начального этапа его творчества. Например, в диссертации З. Са-ляховой «Натурализм в творчестве Галимджана Ибрагимова» [Саляхова] исследуется поэтика натурализма в рассказе писателя «Изгнание ша-кирда Заки из медресе», в монографии Д. Заги-дуллиной рассказы Г. Ибрагимова «Жертвы любви» (1908), «Один эпизод из жизни молодежи» (1909) рассматриваются через философскую призму платонической любви и идеи служения народу [Заhидуллина, с. 119-120]. Литературовед Ф. Мусин в своей статье говорит о необходимости обновленного осмысления многогранного творческого наследия Г. Ибрагимова в новом столетии, делает акцент на необходимости пересмотра первых вариантов его отдельных произведений и в целом раннего периода его творчества: «Но стилевое своеобразие и вообще поэтический мир дооктябрьского Ибрагимова еще ждут научного осмысления. Кроме того, в тогдашнем творчестве писателя до сих пор как-то оставляются в тени его произведения - первые варианты романов „Судьба татарки" и „Наши дни". Между тем эти произведения заслуживают внимания как читателей, так и исследователей, ибо являются весьма заметными на самом деле явлениями в тогдашней прозе писателя, свидетельствующими о его существенных исканиях» [Мусин, с. 7].

Интересно, что в 1913-1914 годах, когда литературная критика достигла профессионального уровня и начала формироваться теоретическая мысль, вокруг первых произведений Г. Ибрагимова разгорелась литературная дискуссия. Эти рецензии остались неизученными, в советское время о них упоминалось лишь вскользь; к сожалению, и сегодня им мало уделяется внимания. На какие же стороны ранних произведений писателя обращали внимание критики и ученые, при-

нимавшие участие в литературном споре? С какой позиции они оценивали его произведения? Научная новизна данной статьи состоит в систематизации литературно-критического материала, посвященного одному из рассказов раннего творчества Г. Ибрагимова и определении принципов его рассмотрения, которыми руководствовались критики.

Рассказ Г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» (1909) спустя пять-шесть лет после выхода в свет привлекает к себе внимание критической и общественной мысли, и в периодической печати появляются критические статьи. Авторов этих статей побудило к написанию и то, что они сами являлись представителями той татарской молодежи, которая изображена в произведении, и нашли отражение своих идеалов в поступках главного героя рассказа Салима. В 1910 году в журнале «Идель» публикуется рецензия С. Рамиева на этот рассказ, в которой отмечается реалистичное изображение автором действительности, интересное содержание произведения и привлекательность темы. «Критик отмечает реализм рассказа, изображение автором типичных характеров», «в его изображении присутствует своя поэтика», «из-под пера писателя сыплются искры таланта» (см.: [Ибраhимов, с. 507]).

В рецензии, опубликованной в газете «Иль», Н. Гасри делает краткий обзор жизни татарской молодежи рубежа Х1Х-ХХ веков, говоря о смене ее мировоззрения. Татарская разночинная молодежь, являющаяся противником старометодных мектебов и медресе и выступающая за необходимость изменения учебных программ и методов обучения, под влиянием событий 1905 года начинает борьбу за обновление жизни, освоение европейских достижений в науке и культуре. Н. Гасри отмечает, что молодежь использует религию, религиозные науки, аяты и хадисы не только для аргументации своих целей, но и в борьбе против фанатизма. Этот этап в жизни молодежи автором называется периодом «философии».

После этого наступает период «национализма», в котором ставятся следующие задачи: развитие нации, издание газет, открытие школ, реформирование системы образования, медресе, создание новой литературы, обучение девочек, организация новых культурно-просветительных учреждений. «Среди представителей вспыльчивой, деловой, мыслящей молодежи» в период пробуждения появляются «поэты, писатели, редакторы, ученые, труженики» [Гасрый]. По мнению автора, жизнь молодежи этого времени отражена в исторически-революционной драме Г. Исхаки «Тартышу» («Борьба», 1908). Необос-

нованные идеи и цели молодежи, выступавшей за духовно-общественное и культурное обновление татар, быстро меняются под влиянием времени и исторических событий. На смену ярости и бунтарству приходит новая тяга к знаниям, обучению в светских школах, высших учебных заведениях, и в молодежном движении после «национализма» начинается новый этап - этап «общечеловечности».

Н. Гасри, охарактеризовав историю молодежного движения на рубеже двух столетий, переходит к анализу образа Салима, который является воплощением этого молодежного движения. Действительно, в татарской литературе основной темой стала судьба нации, произведения проникнуты раздумьями о будущем татарского народа, о свойствах татарского характера, сложившегося в национальной истории. И в рассказе Г. Ибрагимова изображается жизнь татарской молодежи. Писателем не раскрывается воздействие событий на психологию героя, в трансформации взглядов Салима отсутствует историко-социальная детерминация, на что в первую очередь обратила внимание литературная критика. Постоянная смена идеалов «великодушного» Салима в течение трех-четырех лет не соответствует его характеру. «Идеал - означает „надежный". Такие люди преданно верят в свою идею, доказывают ее; живут только ею и не сходят с пути» [Там же]. Продолжая размышлять над художественным оформлением произведения, Н. Гасри о событиях, описанных в рассказе, говорит, что они «безжизненные, в них нет динамики, бездушные, а должны были быть динамичными, как кадры в кинематографе» [Там же]. Н. Гасри в идейной эволюции главного героя выделяет просветительский, национальный и общечеловеческий этапы, которые обусловлены атмосферой переходного периода начала ХХ века.

Ознакомившись с рецензией Н. Гасри, Дж. Валиди публикует свою статью в газете «Ва-кыт», чтобы внести некоторые уточнения, в частности о татарском общественном движении. В вводной части критик определяет тему произведения: «В „Одном эпизоде из жизни молодежи" показаны изменения в мировоззрении молодежи в дни революции» [Вэлиди]. И у Дж. Валиди этапы взросления главного героя рассматриваются в контексте общественной жизни татар и литературно-культурных условий того времени. В одной из статей, где оценивается вклад Дж. Валиди в историю татарской литературной мысли, говорится, что «он в своих исследованиях опирался на принципы историзма и достижения культурно-исторической школы» [Гилазов, с. 206-207]. Как известно, Г. Ибрагимов в своем

творчестве поднимает целый ряд актуальных социальных вопросов своего времени, поэтому его произведения являются ключевыми в изучении татарской повседневности начала ХХ века. В последнее время ученых-гуманитариев интересует историческая составляющая литературного наследия. Ее «можно использовать при реконструкции реалий татарского мусульманского общества рубежа Х1Х-ХХ столетий» [Габдрафико-ва, с. 123].

Знаток истории общественной и философской мысли, Дж. Валиди показывает историческую неточность, ошибочность отдельных культурных фактов, описанных в рассказе Г. Ибрагимова. Например, дата выхода газеты «Мухбир», годы открытия первых библиотек и др. Можно было бы и не обращать внимания на эти неточности, считая это выдумкой автора, но статья Салима «Горе нации», которая раскрывает мысли и взгляды писателя в ту эпоху, не отражает первый этап изменения мировоззрения молодежи, пишет Дж. Валиди: «В этой статье присутствует особый дух, это не мысль и философия татарских шакирдов, готовых растаять на солнце, словно тонкий лед. Там во всем присутствует твердая мысль, бросаются в глаза тщательное изучение и правильное суждение» [Там же].

Размышления Салима в статье «Горе нации, или город Казань» о прошлом и настоящем татарского народа не соответствуют 1900-м годам. По мнению Дж. Валиди, первый период должен был описываться словами, используемыми в то время: «тафсир, хадис, исламская нация, прогресс, культура Андалуссии, против миссионеров, известный мыслитель, Ахмед Мидхат» [Там же]. На этом этапе новые идеи и светская направленность не входят в конфликт с религиозными воззрениями молодежи. Анализируя рассказ в контексте национальной литературы, критик отмечает объективное изображение первого этапа духовного обновления молодежи в рассказе Ф. Амирхана «Сделать нацию прогрессивной» (первые годы двадцатого века).

Дж. Валиди, размышляя об эпохе национализма и учитывая особенности этого времени, разделяет его на два периода: на период «против тангизма» и период «после тангизма». Показаны политические оттенки национализма, появление новых методов борьбы в период «тангизма», выступающего за идеи социализма и национальной свободы. После «тангизма» наступает период «национализма», объединивший все социальные прослойки, группы населения. Этот новый период объединяет активную татарскую молодежь, стремящуюся к новизне.

Дж. Валиди обращает свое внимание на сложную проблему, связанную с определением места личности в национальной истории. На проблему индивидулизма он смотрит с иной точки зрения: по его мнению, исчезновение татарской интеллигенции после периода «тангизма», ее уход на заработки и увлечение учебой, идущие вразрез с идеями служения народу, идеалам, не могут представлять собой целую эпоху так называемых личных интересов [Там же]. Несмотря на то что личная выгода является главной целью каждого человека, она не может быть препятствием служению своей нации. Автор, опираясь на философские взгляды о диалектической взаимосвязи между личным и общественным интересом, считает, что только служением обществу можно добиться авторитета и славы. Дж. Валиди, приводя пример служения своему народу, доказывает наличие достойных личностей среди татарской молодежи, «идущей впереди нации, оставляя свой след в ее истории» [Там же].

Исследуя образ Салима в контексте татарской общественной мысли, рецензент отмечает, что Г. Ибрагимовым нарушается диалектика образа героя, вследствие чего раскрыть логику его характера не представляется возможным, указывает на отсутствие взаимосвязи изменения взглядов и характера «остроумного и великодушного» Салима с общественно-национальной средой, татарской молодежью, несмотря на то что основные ее черты показаны верно. Дж. Валиди придерживается мнения, что условия, описанные в произведении, определяют для героя действительность. Критик высоко оценивает художественное мастерство автора, красоту стиля рассказа, хотя его взгляды в оценке характера Салима совпадают со взглядами Н. Гасри.

После статей Н. Гасри и Дж. Валиди З. Нур-кин, по некоторым причинам не печатавшийся в то время, решил опубликовать свою статью, которая впервые вводится в научный оборот. Критик, журналист и переводчик Нуркин Загид (За-гидулла) Садретдинович родился в 1888 году в деревне Сургодь Спасского уезда Тамбовской губернии в семье муллы. В 1918 году окончил медресе «Мухаммадия» в Казани, затем юридический факультет Московского университета. Работал на ответственных должностях в системе образования, государственных учреждениях, редакциях газет и журналов. Научно-критической и публицистической деятельностью начал заниматься в 1913 году [Ибраhимова, с. 424]. Его статья «Чье преступление?» значительно отличается от других отношением к теме. З. Нуркин выражает свое недовольство тем, что на рассказ

«Один эпизод из жизни молодежи», «значимостью поднятых вопросов» способный вызвать большие споры на страницах печати, достойный стать темой для многочисленных статей и исследований, литературная критика того времени не обратила внимания. По его мнению, в произведении Г. Ибрагимова поднимается важная проблема, связанная с будущим татарской нации.

В первой части статьи, состоящей из четырех глав, автор обращается к теме «народничества», «народнической молодежи» и отношения к ней в татарском мире. Характеристика этого общественного движения освещается в работах Г. Исха-ки, Дж. Валиди и других общественных мыслителей. Народничество - качество, связанное с общественным характером литературного произведения. Интерес татарской интеллигенции к революционно-демократическим, социалистическим идеям, перестройке национальной действительности, размышления о путях ее обновления, развитии общественно-философской мысли в начале ХХ века приводят к углублению и пополнению содержания народничества. Такие тенденции, как социальные различия, классовое разногласие, идеализация крестьянского характера, в татарской литературе не наблюдаются. На первый план выходит идея самопожертвования ради служения народу, отказ от личных интересов, семейного счастья, любви.

Прежде чем приступить к анализу произведения, З. Нуркин раскрывает черты характера народнической молодежи: «Их было много. С открытым взглядом, острым чувством, страстной душой, преданные учебе, желающие служить народу, заботливые, надежные парни... Их главной целью было служение народу» [Нуркин, с. 76]. В отличие от современников, он говорит, что цели и действия этой части молодежи не были восприняты народом на должном уровне: вместо определения путей развития будущего нации, возникают разногласия. В итоге, несмотря на то что любовь к знаниям у них сохраняется, исчезает желание служить народу: «Только в душе у них что-то исчезло, умерло. Мысль о служении народу, народу, изгнавшему их из своих рядов; осторожно, после многочисленных страданий, невозможно это отрицать, эта мысль была изгнана, возможно, навсегда...» [Там же, с. 76]. Автор статьи, анализируя изменения во взглядах Салима (отказ от своей главной идеи - идеи служения народу), обвиняет народ в том, что он не направил эту силу в свою пользу.

Говоря о художественных особенностях рассказа, З. Нуркин отмечает, что процесс трансформации взглядов героя на жизнь показан через описание его душевных переживаний, сомнений,

внутренней борьбы: «и все-таки в душе Салим не может смириться с этим, в самой глубине его души еще теплится искра недовольства своим положением, иногда под действием каких-то сильных впечатлений она дает о себе знать, терзает душу Салима» [Там же, с. 77]. З. Нуркин отмечает, что художественное изображение условий, которые определенным образом повлияли на мировоззрение героя, «показывает нам художественное мастерство писателя» [Там же, с. 77]. Недостаток, считает критик, состоит в том, что автор описывает душевные терзания главного героя, отказ от прежних убеждений, но все это не находит отражения в конкретных поступках.

Духовные искания татарской молодежи, описанные в статье З. Нуркина, можно увидеть также в произведениях Ф. Амирхана, Г. Исхаки, Ш. Камала и др. Например, Н. Думави в своем рассказе «Старые учителя» (1914), описывая состояние души шакирдов, желавших служить народу, обращается к тексту Г. Ибрагимова. Размышления Гали о Закире, отрекшегося от идеи всенародной любви, тесно переплетаются с проблемой отношения татарского народа к интеллигенции:

Мы сейчас дети-сироты, наши крылья подрезаны, душа растоптана. Сколько было беспокойства, мучений, страданий в начальном периоде старой, начальной школы - все вонзилось в нас, а теперь мы ни к чему непригодные, брошенные [Думави, с. 293].

Слова: Вы, бескрылые птицы, летайте в безвоздушном пространстве! - сказанные Закиром одноклассникам при прощании с другом, говорят об их положении в татарском обществе: при всем желании служить народу, у образованной молодежи в действительности не было ни возможности, ни условий, ни почвы для его реализации.

Идея рассказа Г. Ибрагимова «Один эпизод из жизни молодежи» тесно связана с философской проблемой поиска человеком своего места в жизни, определения его сущности - в этом состоит суть литературной концепции раннего творчества писателя. Герои его произведений «Потухший ад» (1911), «Молодые сердца» (1913), «Из тетради покойного» (1914), «Наши дни» (1-й вар., 1914, изд. в 1920) и др. являются продолжателями идей Салима. Мы видим, что творческое кредо Г. Ибрагимова было определено уже в произведениях начального периода его творчества.

Произведение «Один эпизод из жизни молодежи» Г. Ибрагимова исследуется в контексте литературно-критической и татарской общественно-философской мысли того периода. Известные критики начала XX века Дж. Валиди,

Н. Гасри, Х. Искандеров, З. Нуркин и др. оценивают не художественную сторону начального периода творчества писателя, а в первую очередь его общественно-национальную значимость. Размышления критиков, переплетаясь с такими философскими проблемами, как смысл жизни, смысл бытия, подтверждают, что служение нации, народу требует от человека самопожертвования.

Список литературы

Габдрафикова Л. Р. Татарская литература рубежа XIX-XX вв. как исторический источник // Tatarica. 2016. № 2 (7). С. 109-126.

Гилазов Т. Ш. Вклад Джамала Валиди в историю татарской литературной мысли // Филология и культура. Philology and Cuiture. 2015. № 4 (42). С. 206-209.

Мусин Ф. М. Ибрагимов: вчера, сегодня и завтра // Галимджан Ибрагимов и XXI век: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Г. Ибрагимова. Казань: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, 2007. С. 6-18.

Саляхова З. Г. Натурализм в творчестве Галимджана Ибрагимова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2004. 23 с.

Вэлиди Щ. Эдэби месахэбэлэр. Яшьлэр хэятыннан бер лэYхэ // Вакыт. 1913. 26 гыйнвар. № 1460.

Галимжан Ибракимов hэм XXI гасыр: тууына 120 ел тулуга багышланган халыкара фэнни-гамэли конференция материаллары. Казан: Г. Ибраhимов исем. Тел, эдэбият hэм сэнгать институты, 2007. 332 б.

Гасрый Н. Яшьлэр хэятыннан бер лэYхэ // Ил. 1914. 2 гыйнвар.

Думави Н. Тормыш сэхифэлэре: шигъри эсэрлэр hэм проза. Казан: Татар. кит. нэшр., 1985. 384 б.

Заhидуллина Д. Ф. Модернизм hэм йез башы татар прозасы. Казан: Татар. кит. нэшр., 2003. 255 б.

ИбраЫмов Г. Эсэрлэр: сигез томда. 1 т.: хикэялэр (1907-1929) / тез. Г. К. Камалиев; текст., иск. hэм ацл. эзер. Р. Р. Гайнанов. Казан: Татар. кит. нэшр., 1974. 510 б.

ИбраЫмова Ф. И. Нуркин Закид // Татар энциклопедиясе. 6 томда. 4 т.: М - П / баш мехэррир Э. М. Эзhаров, ^аваплы мехэррире Г. С. Сабир^анов. Казан: ТР ФАньщ Татар энциклопедия институты. 2014. Б. 424.

Нуркин З. Кем ^инаяте? (Галимждн Ибракимовныц «Яшьлэр хэятыннан бер лэYхэ»се менэсэбэте белэн) // Ац. 1914. № 4. Б. 66 - 67.

References

Dumavi, N. (1985). Tormysh ьэккг/эЬгв: shig"ri эsэrlэr hэm proza [Pages of Life: Poetry and Prose]. 384 p. Kazan, Tatar. kit. mshr. (In Tatar)

Gabdrafikova, L. R. (2016). Tatarskaia literatura rubezha XIX-XX vv. kak istoricheskii istochnik [Tatar

Literature of the 19th-20th Centuries as a Historical Source]. Tatarica, No. 2 (7), pp. 109-126. (In Russian)

Galimjan Ibrahimov ham XXI gasyr: tuuyna 120 el tuluga bagyshlangan khalykara fanni-gamali konferentsiia materiallary (2007). [Galimjan Ibragimov and the 21st Century: On the 120 Birth Anniversary. Proceedings of the International Scientific-Practical Conference]. 332 p. Kazan, G. Ibrahimov isem. Tel, adabiiat ham sangat' instituty. (In Tatar)

Gasryi, N. (1914). Iash'lar khaiatynnan ber laYkha [A Look at the Lives of Young People]. Il, 2 gyinvar. (In Tatar)

Gilazov, T. Sh. (2015). Vklad Dzhamala Validi v istoriiu tatarskoi literaturnoi mysli [Jamal Validi's Contribution to the History of Literary Ideas]. Filologiia i kul'tura. Philology and Cuiture, No. 4 (42), pp. 206-209. (In Russian)

Ibrahimov, G. (1974). Osarlar: sigez tomda [Works: In Eight Volumes]. 1 t.: khikaialar (1907-1929) / tez. G. K. Kamaliev; tekst., isk. ham a«l. azer. R. R. Gainanov. 510 p. Kazan, Tatar. kit. nashr. (In Tatar)

Ibrahimova, F. I. (2014). Nurkin Zahid. Tatar entsiklopediiase [Nurkin Zahid. Tatar Encyclopedia]. 6 tomda. 4 t.: M - P. (Bash mekharrir O. M. Ozharov,

Гилазов Тагир Шамсегалиевич,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. tgilazov@bk.ru

жауар1у mekharrire G. S. Sabirnanov). 424 p. Kazan, TR FAnyH Tatar entsiklopediia instituty. (In Tatar)

Musin, F. M. (2007). Ibragimov: vchera, segodnia i zavtra [Ibragimov: Past, Present and Future]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 120-letiiu so dnia rozhdeniia G. Ibragimova, pp. 6-18. Kazan, Institut iazyka, literatury i iskusstva im. G. Ibragimova. (In Russian)

Nurkin, Z. (1914). Kem щinaiate? [Who Committed the Crime?] (Galimjan IbrahimovnyH "Iash'lar khaiatynnan ber laYkha" se menasabate belan), No. 4, pp. 66-67. (In Tatar)

Saliakhova, Z. G. (2004). Naturalizm v tvorchestve Galimdzhana Ibragimova: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Naturalism in the Works of Galimjan Ibragimov: Ph.D. Thesis Abstract]. Kazan, 23 p. (In Russian)

Validi, Ж;. (1913). ddabi mesakhabalar. Iash'lar khaiatynnan ber laYkha [Literary Conversations. A Look at the Lives of Young People]. Vakyt, 26 gyinvar, No. 1460. (In Tatar)

Zahidullina D. F. (2003). Modernizm ham iez bashy tatar prozasy [Modernism and Tatar Prose of the Beginning of the Century]. 255 p. Kazan, Tatar. kit. nashr. (In Tatar)

The article was submitted on 28.05.2017 Поступила в редакцию 28.05.2017

Gilazov Tagir Shamsegalievich,

Ph.D in Philology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. tgilazov@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.