ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)
УДК 821.512.145
ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕПУТАЦИИ Г. ТУКАЯ В НАУЧНО-КРИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА
© Т.Ш.Гилазов
В данной статье рассматривается проблема литературной репутации классика татарской литературы Г.Тукая. Выявляются основные характеристики его поэзии: народность, национальность, татарский дух. Отмечается влияние факторов, способствовавших исследовательским поискам в этой области: развитие профессионального уровня национальной литературной критики, формирование научно-теоретических школ, русско-европейские литературные взаимосвязи.
Ключевые слова: татарская поэзия ХХ века, татарский народный поэт Г.Тукай, проблема литературной репутации, народное и национальное творчество, литературно-культурные связи, народное мышление, татарская пресса, народное самосознание и психология.
В начале ХХ века научно-критическая мысль сделала серьезные шаги на пути постижения личности Габдуллы Тукая и его неповторимого литературного наследия. В связи с этим в тукае-ведении наметились новые проблемы и новые направления в осмыслении творчества поэта. Проблема литературной репутации Тукая базируется на критических оценках и точках зрения на его художественный мир. Кроме традиционных проблем гражданственности и народности в поэзии Тукая, его места в литературе, тукаеведе-ние углубилось, обогатилось такими новыми аспектами, как талант, читатель-критик, роль личностного начала в формировании литературной популярности поэта и др.
В тукаеведении литературная репутация поэта исследовалась и оценивалась с различных точек зрения, и в этом направлении накоплен богатый опыт. Однако существовавшие идеологические рамки порой делали освещение этого вопроса односторонним. В связи с этим данный аспект тукаеведения требует обновления и оценки с современной точки зрения. Этим определяется актуальность данной работы.
1910-е гг. являются самым богатым периодом на различные тенденции, противоречивые взгляды, литературные споры и идейно-эстетические воззрения. Определяя цели и задачи, стоящие перед современным тукаеведением, и намечая перспективы дальнейшего развития этого направления, Ф.Мусин пишет: «Взгляды таких великих писателей, как Г.Исхаки, Ф.Амирхан и Г.Ибрагимов, долгие годы остававшиеся в тени, имеют принципиально важное значение для оценки сути и значения поэзии Тукая» [1: 33]. Действительно, впервые литературная репутация поэта начинает формироваться в рецензиях Ф.Амирхана, написанных по случаю выхода в свет сборников стихов Г.Тукая, в его публицистических статьях и в
статьях-воспоминаниях. Уже в одной из первых публикаций Ф.Амирхан высоко оценивает творчество Тукая, проводит параллель между ним и поэзией А.С.Пушкина в русской литературе, считая, что поэзия Тукая позволит высоко поднять авторитет татарского народа в глазах других народов мира: «Особый татарский дух, характерный для поэзии Тукая, говорит о том, что вскоре появится истинно независимый татарский поэт. Литература, имеющая своего независимого поэта -счастливая литература. Однако среди развитых в культурном отношении наций только особо счастливые могут достичь такого высокого авторитета» [2: 93].
1913 г. является переломным в истории татарской литературы. В этом году из-за тяжелой болезни в расцвете своего таланта в возрасте 27 лет ушел из жизни Г.Тукай. Уже в самых первых некрологах утверждалось, что основным качеством духовного наследия Тукая является народность. В некрологе, помещенном в газете «Вакыт», сделана попытка осмыслить народность творчества поэта: «Это самый молодой человек, завоевавший огромную популярность в нашем татарском мире в столь раннем возрасте. В этой его популярности нет ни тени лести или фальши. Это по-настоящему заслуженная популярность. Творчество Тукая свободно от всяких внешних воздействий. Поэт сам был выходцем из народной среды и пел его песни, поэтому народ его быстро и хорошо понимал. В общем, можно сказать, он был для народа своим» [3].
Личность Тукая рассматривается критиками в тесной связи с накопленной веками народной мудростью, силой духа, с народными традициями и общественной реальностью. «Для формирования такого поэта наша нация вынуждена была столько веков проявлять терпение и выдержать невероятные потрясения начала ХХ века» [3]. Отмечается,
что поэт пользовался любовью и почитанием представителей всех слоев общества, независимо от социального и общественного положения, и все одинаково скорбят о его безвременной кончине.
Литературная репутация и место поэта в памяти народа описаны авторами статей в возвышенном стиле с использованием метафор и условно-романтических образов. «Из какого бы твердого камня не были созданы великолепные дворцы и исторические памятники великим героям, всего за один день они могут быть стерты с лица земли, а впечатанный поэтом в душу народа «драматизм» будет жить, пока жив этот народ. Даже такие великие герои, как Александр Македонский, по сравнению с поэтом бессильны» [4].
Таким образом, духовный мир поэта, сила его слова и мастерство пера ставятся выше подвигов прославленного полководца Александра Македонского, имя которого упомянуто автором статьи не случайно. Следует отметить очень важный для тукаеведения факт: имя Александра Македонского (Искандера), представляющее определенную тенденцию в художественном изображении исторической темы в национальной литературе, среди публикаций, посвященных жизни и творчеству поэта, впервые упоминается только здесь и больше нигде не встречается. Автор проводит параллель между талантливым, мудрым полководцем, который героически защищал свою Родину от врагов на поле битвы, и поэтом Тукаем, который своим пером служил татарской нации, спасая ее от духовной деградации, во имя того, чтобы она имела «свое царство» и «свой трон». Именно в эти дни всенародного горя Тукай был вознесен на пьедестал народного поэта. «До настоящего времени среди татар не было ни одного поэта, достигшего столь высокого авторитета в народе, как Габдулла эфенди» [3], - писали о нем. Так было определено место Тукая в духовной и общественно-культурной жизни татарского народа. А плоды его творчества были отнесены к произведениям татарской классической литературы.
Естественно, при обсуждении литературной репутации поэта, его поэтического авторитета невозможно проигнорировать мнение Г.Ибрагимова. В одной из первых критических статей «Татарская печать» (1910) он подчеркивает, что на поэтической арене ведущую позицию занимает Г.Тукай. Однако через три года в книге «Татарские поэты» (1913) он уже выражает сомнение по этому поводу. Именно эта работа, а также статьи, написанные им в 1914 г. («Трагедия таланта», «Последний привет»), вносят новые штрихи в понимание проблемы литературной репутации, литературной популярности Тукая [5:173].
С одной стороны, труд Г.Ибрагимова «Татарские поэты» разрушал существующее в массовом сознании стереотипное представление о безусловной «положительности» оценок творчества поэта. С другой, именно он вносил разногласия во взгляды критиков на литературную репутацию Тукая и разделил их на две группы. В качестве оппонента Г.Ибрагимова выступил Дж.Ва-лиди: «После смерти Тукая отношение к нему немного изменилось, стали оценивать его творчество с более критической точки зрения». Даже стали возникать вопросы типа «Поэт ли Тукай?». Задающиеся таким вопросом встречаются и в наши дни. Раньше среди друзей Тукая вроде бы много было слепо поклонявшихся ему. В последнее время появилось немало таких, кто дилетантски поразмыслив, безапелляционно заявляет «Тукай поэтом не был» [6: 264].
Действительно, до сих пор в критических статьях преобладали только положительные стороны творчества Тукая, недостатки и индивидуальные качества оставались в тени. В эти же годы всплывает проблема «врагов» Тукая, которую критическая мысль советского периода старалась обойти стороной. Этот факт зафиксирован также в статьях Ф.Амирхана. «Даже личные враги Тукая не смогли отрицать народный дух, народное звучание и народную музыкальность его поэзии» [2: 176]. Кого имеет в виду Ф.Амирхан, говоря о личных врагах Тукая? Г. Ибрагимова? Или Ти-мерша Соловьева? Сейчас уже трудно получить однозначный ответ на этот вопрос. Известно, что Тукай был человеком требовательным, разборчивым, в том числе и в выборе друзей. Видный писатель Ф.Амирхан, многие годы друживший с Тукаем, в своих статьях характеризует его как человека исключительно правдивого, справедливого, эмоционального. Он подчеркивает, что Тукай был очень самолюбивый человек, совершенно не мог переносить ни малейшего намека на пренебрежительное отношение к себе, даже сама возможность такого отношения воспринималась им очень болезненно [2: 163].
Г.Ибрагимов в книге «Татарские поэты», наряду с подробным анализом поэзии Тукая, отдельно останавливается на его репутации и его быстро завоеванной славе. Он приводит несколько причин этой быстрой славы. Первая -национальный характер его поэзии, простота, естественность: «В нем есть татарский дух, есть способность выразить этот татарский дух, татарский образ жизни по-народному, естественно и просто... Именно в этом секрет привлекательности Тукаева для благовоспитанных людей с хорошим литературным вкусом» [7: 133].
Г. Ибрагимов, отрицая в творчестве Тукая его собственное «я», его индивидуальность, говорит, что он больше выразитель интересов среды, общественности. Так что присущую поэзии Тукая народность, отражение в ней интересов и чаяний народа Ибрагимов считает одной из причин роста его поэтического авторитета. Как видим, автор отрицательно оценивает то, что в поэзии Тукая отражены общественные проблемы, социально-политические устремления.
М.Фридерих в своей монографии «Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы» (2011), посвященной жизни, творчеству Габдуллы Тукая, а также сложным и спорным проблемам тукаеве-дения, на основе анализа публикаций тех лет выявил, что критики почти исключительно концентрировались на значении, которое имело творчество Тукая для общественно-политического развития татар. Тукая изображали и представляли общественности как борьца против недостатков в современной жизни татар, готовившего почву для лучшего будущего мусульманско-татарской нации. <...> Огромная потеря, которой явилась смерть Тукая, была представлена в татарской прессе только в этом нелитературном аспекте [8: 78-79]. Позиция М.Фридериха близка к теоретическим взглядам Г.Ибрагимова. На наш взгляд, немецкий ученый Михаэль Фридерих рассматривает творчество и личность Г.Тукая сквозь призму западноевропейского представления о поэте и художественной литературе. Д.Загидуллина истолковывает позицию Г.Ибрагимова относительно поэзии Тукая исходя из литературно-эстетической концепции школы «духовников», сформировавшейся в литературоведении в начале ХХ века [9: 50].
Менее крупные критики так называемого второго плана исходят в своих суждениях из схемы народ - поэт. Татарская литература начала ХХ века приближается к жизни простого народа, ее нуждам, поднимая до уровня философской проблему образа жизни простого человека. С этой точки зрения, творчество Тукая - это энциклопедия жизни татарской нации, поэтому его произведения читаются народом с любовью. «Некоторые критики пытаются принизить Тукая как поэта, смея даже ставить такие вопросы, как «Тукаев поэт или нет?». Тукаев признан поэтом не по рекламе, не под влиянием интриги или стечения обстоятельств, из всех многочисленных пишущих стихи людей народ выделил и признал именно его, назвав его своим, народным, поэтом [10: 257].
В качестве самого большого недостатка в стихах поэта Г.Ибрагимов отмечает их назидательность и поучительный тон. Ученые-литературоведы в своих работах доказывают, во-
первых, своевременность создания такого содержания стихов и их необходимость для отсталой в культурном отношении нации, которая еще не до конца пробудилась от векового сна. Во-вторых, отмечают они, такие же черты характерны и для творчества русско-европейских писателей: «<...> следует отметить, что между проповедью, нравоучением и стихом нет такого большого противоречия, как полагают некоторые, проповедь тоже может иметь форму стиха, и у Пушкина, и у Лермонтова есть стихи-проповеди» [6: 265]. Этого же мнения придерживается Г.Рафики.
Г.Ибрагимов затрагивает и такой аспект литературной популярности и славы, как талант, способности. Они воспринимаются им как божий дар, который дается человеку от природы: «Человек может стать поэтом, выпустить даже сборник стихов, благодаря своему старанию и трудолюбию, но чтобы стать истинным поэтом, надо им родиться. Человек не может стать поэтом по собственной воле, поэта создает природа» [5: 173]. Г.Исхаки именно в этом ключе, в этой философской плоскости решает проблему литературных способностей, таланта в своей статье «Национальная трагедия» [11: 80].
В статьях, посвященных Тукаю, красной нитью проходит тема «литературные друзья - литературные враги (литературные оппоненты)». Безусловно, невозможно втянуть в какие-то рамки такую значимую личность, как Тукай, который имел огромный талант, создал в национальной поэзии литературную школу, свое направление. Авторы дискуссионных статей старались подойти к проблеме литературных друзей и оппонентов как можно более философски. Литературные друзья Тукая тоже серьезно размышляли об этом. И Дж.Валиди, и Г.Ибрагимов приводили в пользу своих доводов множество примеров из истории человечества, арабо-исламской и евро-пейско-российской культуры.
Заслуживает внимания точка зрения А.Му-хетдинии, также исследовавшей творчество Тукая, первой женщины-студентки Казанского университета, обреченной культом личности Сталина на трагическую судьбу. «Если поэт начал войну со всем миром, рассмотрев ход каждого события, показал народу его собственную вину, то вполне естественно, что у него много будет и друзей, и врагов, его не волнует чужое мнение, он выше того, чтобы жить по правилу: «рука руку моет и обе руки остаются чистыми» [12: 283].
По проблеме литературной репутации Г.Тукая имеется много интересных и аргументированных мнений. Если их обобщить вокруг ка-
кого-то одного стержня, то образуется вполне убедительная концепция. Например, Р.Фахрут-дин в одной из своих статей в газете «Вакыт» за 1906 г. сравнивает Тукая с арабским поэтом Ма-арри. Позднее Дж.Валиди пишет пространное предисловие к сборнику избранных стихов Тукая и, касаясь освещения творческого и жизненного пути Тукая в печати, упоминает об этом литературном факте. Это заставило Р.Фахрутдина выступить в журнале «Шура» в 22 номере за 1914 г. со статьей под названием «Мусамара» (Звезды востока и запада) [13], в которой он дал подробный анализ идейно-эстетических особенностей поэзии Тукая, характеристику личности поэта, а также глубокие размышления об этапах развития его поэтического мастерства. На эту статью обратил внимание и Дж.Валиди: «У нас среди противников Тукая есть и приверженцы Востока. Они придираются к Тукаю уже совсем с другой стороны. Самый крупный среди них Риза Казый. В его понимании стихи - это мудреные слова, намеки, иносказания, афоризмы, а у Тукаева этого нет, говорит он» [6: 267]. Заслуживает внимания то, что Дж.Валиди критикует манеру оценивать Тукая в отрыве от судьбы татарского народа, от окружающей его среды, от Казани, исходя из художественно-эстетических принципов восточной и арабской литературы. В статьях Ф.Амирхана «Сколько нападок выдержал этот сирота» (1923) и Дж.Валиди «Значение Тукая» (1923) высоко оценена поэтическая роль Тукая.
Литературовед и фольклорист Г.Рахим, в отличие от других критиков, утверждает, что творчество поэта своими корнями тесно связано с народным духом, национальными традициями и обычаями: «Слава Тукая совсем иная. Популярность в народе он приобрел не через критиков (в нашей литературе до сих пор нет серьезных критических работ), не через литературоведческие школы. Народ сам нашел своего певца и выделил его из массы других певцов. Никакие критики никогда не смогут снизить важность значения Тукая в нашей литературе. Он навсегда остается нашим первым народным поэтом [6: 237].
В формировании литературной репутации того или иного писателя большую роль играет периодическая печать. Татарский народ, веками жаждавший свободы слова, свободы мысли, получив свободу печати, спешил воспользоваться ею в полном объеме для самых разных целей. Споры, дискуссии, обмены мнениями, столкновение различных точек зрения относительно литературной славы, поэтической миссии Тукая заполняли страницы газет и журналов. Г.Исхаки, глубоко понимавший роль печати в развитии на-
ционального самосознания, уделяет в своей общественно-политической деятельности теме «Тукай - печать» огромное внимание. Он возлагает на печать в качестве основной обязанности пропагандирование и комментирование творчества Тукая. «Показать несчастного Тукая, постоянно испытывавшего голод и нужду, с лучшей стороны, показать его чистоту и поэтическое восприятие мира, показать его как героя и национального поэта - это обязанности нашей печати и литературы, наш долг перед будущими поколениями» [14: 83]. Эта обязанность, по-мнению Г.Исхаки, должна определять некий критерий силы, чистоты и качества печати, но это не удовлетворяет писателя в полной мере. Г. Исхаки особенно беспокоит появление в печати публикаций, снижающих роль и ценность Тукая, наносящих вред чувству почитания его народом. Он призывает очень осторожно пользоваться пером, особенно при освещении отдельных проблем. Г.Исхаки считает преступлением с точки зрения национального воспитания печатание о Тукае сведений, рождающих подозрение и различные домыслы.
Иногда под влиянием общей тенденции наблюдается стремление умалить значение литературной среды в школах-медресе, в которых учился Тукай, и литературно-культурной обстановки в городах Уральске и Казани. Для формирования литературной репутации, для роста поэтического авторитета Тукая большое значение имели литературные вечера, проводившиеся в медресе «Мутыгия» в городе Уральске, а также в Восточном клубе Казани. В статьях Ф.Амирхана, Г.Шарафа и др. содержится информация о работе литературного кружка, говорится, что члены кружка с удовольствием слушали и тепло принимали произведения Тукая: «На заседаниях кружка читалось много произведений <...> и все же не могу припомнить, чтобы какое-нибудь произведение оказало такое же сильное впечатление на слушателей, как «Сенной базар» Тукая» [2: 102].
Таким образом, вопрос о поэтическом авторитете, литературной репутации Тукая красной нитью проходит через все научно-теоретические и литературно-критические публикации первой четверти ХХ века. Оказавшись в центре внимания прессы в 1906 г., этот вопрос продолжал интересовать литературную общественность до середины 1920 г. и получил к этому времени весьма серьезное развитие, вызвав горячие литературные дискуссии. В 1920-е гг. еще не ставилась задача подчинить личность и творчество Тукая марксистско-ленинской идеологии и заставить его служить делу социалистического строитель-
ства, политического давления еще не было. В начале ХХ века ученых и писателей беспокоили иные ориентиры. Столкновения точек зрения вокруг творчества Тукая, его литературной популярности, его славы были связаны с борьбой за новое направление в развитии новой литературы,
с борьбой за реалистичную, народную литературу.
На разработку проблемы литературной репутации Г.Тукая оказало серьезное влияние формирование научно-теоретических школ, становление взаимовлияний и взаимодействий западных и восточных культур, развитие профессионального уровня национальной критики. Также не следует забывать, что в формировании литературного портрета Тукая определенную роль сыграли и психологический фактор, и индивидуальные качества как самого поэта, так и критиков, их личные взаимоотношения.
1. Тукай и культура XX века. Материалы международной конференции, посвященной 110-летию поэта. Сборник статей. - Казань, 1997. - 322 с.
2. Амирхан Ф. Сочинения в 4-х т. / Литературно-художественная критика, биографические материалы, письма. - Казань: Тат. кн изд-во, 1986. -389 с.
3. Габдулла Тукаев // Вакыт. - 1913. - 4 апреля.
4. Вакыт. - 1913. - 5 апреля.
5. Гилазов Т. Литературная репутация Тукая в эстетической концепции Г.Ибрагимова // Известия ВГПУ. - 2009. - №10 (44). - С. 172 - 174.
6. Современники о Тукае: Сборник воспоминаний, статей и литературных произведений. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1960. - 294 с.
7. Ибрагимов Г. Сочинения. В восьми томах / Статьи, труды о литературе и искусстве (1910-1933). - Казань: Тат. кн. изд-во, 1978. - Т. 5. - 614 с.
8. Фридерих М. Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы / Пер. с нем. И.А.Гилязева. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2001. - 343 с.
9. Загидуллина Д. Формирование и этапы становления теории татарской литературы (первая треть): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2001. - 70 с.
10. Карам Г. Габдулла Тукаев // Современники о Ту-кае: Сборник воспоминаний, статей и литературных произведений. - Казань, 1960. - С. 256 - 258.
11. Исхаки Г. Национальная трагедия // Мирас. -1992. - № 4. - С. 80 - 82.
12. Мухутдиния А. Литература Габдуллы Тукаева // Современники о Тукае: Сборник воспоминаний, статей и литературных произведений. - Казань, 1960. - С. 280 - 285.
13. Фахрутдин Р. Мусамара // Шура. - 1914. - №22. -С. 701 - 704.
14. Исхаки Г. Любовь Тукая // Мирас. - 1992. - №4. -С. 82 - 84.
THE ISSUE OF G.TUKAI'S LITERARY REPUTATION IN THE CRITICAL WORKS OF THE FIRST QUARTER OF THE 20TH CENTURY
T.Sh.Gilazov
The paper deals with the issue of the literary reputation of the Tatar literature classic G. Tukai. The main features of his poetry are identified: national character, ethnicity, Tatar spirit. The factors that contributed to the research efforts in this area are noted: the higher professional level of the national literary criticism, the formation of theoretical schools of thought and the achievements of Russian-European literary relationship.
Key words: Tatar poetry of the 20th century, Tatar national poet G.Tukai, issue of literary reputation, folk and national art, literary and cultural links, ethnic thinking, Tatar press, national self-consciousness and psychology.
Гилазов Тагир Шамсегалиевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры истории татарской литературы Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
E-mail: tgilazov@bk.ru
Поступила в редакцию 15.06.2013