Научная статья на тему 'Произведение И. Нуруллина «Моңлы саз чыңнары» («Саз мой нежный»): специфика жанра и воплощения тукаевской темы'

Произведение И. Нуруллина «Моңлы саз чыңнары» («Саз мой нежный»): специфика жанра и воплощения тукаевской темы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЖАНР / ТУКАЕВЕДЕНИЕ / ПЕРВОИСТОЧНИК / ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА / LITERARY WORK / GENRE / TUKAY STUDIES / PRIMARY SOURCE / LITERARY-AESTHETIC / PHILOSOPHICAL VIEWS / DOCUMENTALITY / CULTURAL INTERACTION / LITERARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гилазов Тагир Шамсегалиевич

В статье анализируется книга литературоведа и писателя Ибрагима Нуруллина «Моңлы саз чыңнары» («Саз мой нежный»). Представлены материалы, касающиеся истории создания произведения и творческой лаборатории писателя. Уделяется внимание эволюции авторского замысла. Определен жанр произведения. Выявлена специфика раскрытия тукаевской темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MOÑLY SAZ CHYÑNARY» BY IBRAHIM NURULLIN: PARTICULARITIES OF GENRE AND TUKAY-THEME OBJECTIFICATION

The article studies «Moñly saz chyñnary» by Ibrahim Nurullin, a literary scholar and writer, and presents information on the history of the work and the writer’s creative laboratory. The research is focused on the evolution of the author's intent and the genre of the work. The features of the Tukay theme development are revealed.

Текст научной работы на тему «Произведение И. Нуруллина «Моңлы саз чыңнары» («Саз мой нежный»): специфика жанра и воплощения тукаевской темы»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)

УДК 821.512.145

ПРОИЗВЕДЕНИЕ И.НУРУЛЛИНА «МОЦЛЫ САЗ ЧЬЩНАРЫ» («САЗ МОЙ НЕЖНЫЙ»): СПЕЦИФИКА ЖАНРА И ВОПЛОЩЕНИЯ ТУКАЕВСКОЙ ТЕМЫ

© Т.Ш.Гилазов

В статье анализируется книга литературоведа и писателя Ибрагима Нуруллина «Моцлы саз чьщнары» («Саз мой нежный»). Представлены материалы, касающиеся истории создания произведения и творческой лаборатории писателя. Уделяется внимание эволюции авторского замысла. Определен жанр произведения. Выявлена специфика раскрытия тукаевской темы.

Ключевые слова: художественное произведение, жанр, тукаеведение, первоисточник, литературно-эстетические, философские взгляды, документальность, культурные связи, литературная школа.

В многогранном наследии литературоведа, критика и писателя И.Нуруллина (1923-1995) огромное место занимают труды по тукаеведению. Ученый посвятил изучению творчества Г.Тукая всю свою жизнь. Первые шаги в изучении данной темы он сделал еще студентом. И.Нуруллин поступил в Казанский университет летом 1945 г. За его плечами опыт Великой Отечественной войны: ему было 18, когда он ушел добровольцем на фронт. В годы учебы в аспирантуре И.Нуруллин работает над проблемой изучения литературно-эстетических взглядов Г.Тукая.

В ходе научных изысканий молодой ученый окунулся с головой в поэтический мир прославленного сына татарского народа. И. Нуруллин внес огромный вклад в развитие тукаеведения в ХХ в. и снискал славу ученого-тукаеведа [1: 90]. Знакомство с архивными материалами (воспоминаниями, письмами, первоисточниками художественных текстов), связанными с именем Тукая, с одной стороны, позволили ученому написать ряд фундаментальных трудов в данном направлении, с другой стороны - вдохновили на литературное творчество.

К созданию литературных произведений документально-биографического жанра И.Нуруллин приступил в 1960-е гг. Оттолкнувшись от биографических фактов, окрыленный творческой фантазией, он создает яркий и светлый образ великого поэта в книгах «Тукай в Петербурге» (1965) [2] и «Рассказы о Тукае» (1971) [3]. Ему удалось передать жизненную драму Г.Тукая, глубину его переживаний и чувств.

Документальный роман «Габдулла Тукай» (1979) стал высшей ступенью художественных изысканий И.Нуруллина [4]. Хотя произведение датируется 1974-1976 гг., оно явилось плодом его многолетней работы по изучению тукаевско-

го наследия. Автор не счел нужным обозначить жанр своего произведения.

Ученый продолжает работу по сбору и анализу материалов, касающихся жизни Г. Тукая и его творческой лаборатории. Во второй половине 1980-х гг. в нашей стране произошли демократические перемены, позволившие выйти исследованиям за узко социологизированные рамки, взглянуть на давно известные факты по-новому. Смеем предположить, что известный ученый в течение десятилетий испытывал огромный дискомфорт из-за невозможности донести до широких слоев материалы о Г. Исхаки, с которыми познакомился в ходе изучения публицистики тука-евской эпохи. Естественно, ученый понимал, что сознательное замалчивание и игнорирование наследия великого прозаика и драматурга ведет к обеднению картины истории татарской литературы. Литературовед был вынужден выстраивать биографический миф о Тукае, выверенный в свете идеологии советского государства. Но стоило повеять ветрам перестройки, как ученый приложил все силы для того, чтобы возвратить наследие «опального писателя» татарскому народу. И.Нуруллин приступил к работе над второй редакцией книги: прозвучали новые имена, стали достоянием читателей неизвестные доселе факты. К сожалению, автор не дожил до переиздания своей знаменательной книги. Произведение вышло в свет в 2000 г. после смерти своего создателя [5]. Изменилось ее название: «Моцлы саз чыцнары».

Для современного литературоведения характерен устойчивый интерес к историко-биографи-ческим литературным произведениям [6-11]. Исследователи обращают внимание на их жанровое своеобразие, стилистические особенности, структуру композиции, систему образов. И.Нуруллин внимательно отслеживал литературоведческие

работы по данной тематике, активно осваивал опыт собратьев по перу.

До последнего времени роман И.Нуруллина «Моцлы саз чьщнары» почти не привлекал внимания исследователей нуруллинского творчества, поскольку традиционно рассматривался как чисто агиографическое произведение. В одной из работ автора статьи рассматриваются некоторые аспекты воплощения тукаевской темы в романе [12: 127-132]. В данной статье поставленная проблема исследуется в ракурсе нового литературоведческого материла, а также значительно расширился привлекаемый к рассмотрению фактологический материал. Научная новизна статьи состоит в том, что предпринята попытка изучить границы и принципы сочетания фактического и фикционального материала, а также выявить взаимопроникновение художественного и документального в структуре произведения.

Как известно, миф о Тукае был создан еще его современниками в начале ХХ века. Этому способствовала безвременная кончина поэта и вышедшая в свет книга «Татар шагыйрьлэре» (1913) («Татарские поэты») Г.Ибрагимова, в которой автор ставил под сомнение поэтическое мастерство Г.Тукая. В опубликованных в печати статьях-некрологах, заметках, мемуарах его смерть оценивается как большая утрата для татарского народа [13]. Авторы этих статей, размышляя о роли и месте Габдуллы Тукая в духовно-культурной и национально-общественной жизни татарского народа, отводили ему особое место среди поэтов-современников. Именно в эти дни всенародного горя Тукай был вознесен на пьедестал народного поэта и признан народным и общенациональным поэтом, а также классиком татарской литературы: «Анъщ эсэрлэре, -дип яза тэгъзия авторларыннан берсе, - татар эдэбиятыныц классиклары сэрмаясенэ1 кичеп, мэцге калачагына да Ыч швбhэ юктыр» [14]. («Нет сомнений в том, - писал один из авторов соболезнований, - что его произведения займут свое достойное место в составе татарской классической литературы и будут жить вечно»)2. И.Нуруллин в своем романе «Моцлы саз чыцнары» как бы развивает этот миф о Тукае.

А.С.Афанасьев, в одной из своих работ, рассматривая особенности функционирования мифа В.С.Высоцкого в литературе и киноискусстве XXI века, изучает способы и механизмы создания его [15: 69-72]. В романе И.Нуруллина мифологизация происходит прежде всего, как было сказано выше, на материале поэтического твор-

1 сэрмая - дэрэ^э

2 Здесь и далее подстр. пер наш - Г. Т.

чества. Развивая биографический миф о Г.Тукае, автор стремится к достоверной передаче исторических фактов и воссозданию событий общественной и национальной жизни начала XX века. Ученый стремится выявить их взаимообусловленность. Книга, помимо биографического материала, содержит оценки, которые позволяют читателям сформировать представление о литературно-эстетических и философских воззрениях ее создателя. Мы считаем, что «Моцлы саз чыцнары» написана в жанре научно-литературной биографии, что сказалось как на уровне содержания, так и формы. Автор романа стремился к синтезу художественного и документального, что позволило ему создать уникальное произведение. Вслед за П.В.Балдицыным мы считаем, что творческое одухотворение и перевоплощение, свойственные литературе вымысла, открывают такие горизонты, которые недоступны документу. Однако документ дает художественной литературе нечто незаменимое - знание жизни [16: 74].

И.Нуруллин, характеризуя поэтический мир Г.Тукая, стремится определить его место в литературно-культурной жизни эпохи. Придерживаться фактической достоверности в период со-циологизированного литературоведения, естественно, было очень трудно. Все это свидетельствует о мужестве исследователя и его непоколебимой вере в свои силы. Как известно, первые изменения в общественном сознании в тоталитарном государстве произошли лишь на волне хрущевской оттепели. «В 1960-е годы в тукаеве-дении происходит качественный скачок: общественно-политические перемены оказали заметное влияние на литературно-эстетическое восприятие Тукая. «Хрущевская оттепель» в какой-то мере создала для художественной литературы и литературоведения возможность выхода за пределы идеологических рамок, в которых доминировал социальный аспект. Кроме того, почву для этого подготовили необходимость развития ту-каеведения, а также предыдущие достижения и уровень развития теоретико-литературной мысли» [17: 138]. Все это не могло не найти отражения в новой книге И.Нуруллина «Моцлы саз чыцнары».

Внимание ученого прежде всего приковано к фактам из литературно-общественной жизни, оказавшим влияние на формирование Тукая как самобытной личности и художника слова. Автор книги убедительно доказывает: гений Тукая мог появиться на свет лишь благодаря богатой многовековой литературной традиции и стихии свободомыслия, зародившейся в народной среде: «[Эмма] Тукай шагыйрь булып танылды. Димзк,

ул, барыннан да элек, шигъри традициялэргэ игътибар итэргэ, шуларга таянырга тиеш иде. БYтзн талантлы шагыйрьлэр кебек ук, Тукай да куп кенэ бYтэн халыкларныц поэзиясеннэн, эйтик, рус, тврек, билгеле кулэмдэ гарэп hэм фарсы шагыйрьлэреннэн Yрнэк hэм гыйбрэт ал-ды. Шулай да аныц игътибары, беренче чират-та, Yзенец туган поэзиясенэ юнэлергэ, ищаты шул туфрактан Yсеп чыгарга тиеш иде» [5: 61]. («[Однако] Тукай стал известен как поэт. Значит, он прежде всего должен был обратить внимание на многовековые поэтические традиции, опираться на них. Естественно, как и другие талантливые поэты, он должен был взять во внимание достижения в области поэзии многих других народов, скажем, он был знаком со стихотворениями русских, турецких, в какой-то степени арабских и персидских авторов. В то же время его внимание прежде всего было приковано к своей родной поэзии, его творчество должно было произрасти из этой почвы».

Подобную мысль он высказывает и при оценке Уральского периода в жизни поэта: «Габдулланыц шигъри талантын уяткан, зэвыгын тэрбиялэгэн, эдэбиятка карашын калы-плаштыруга этэргеч ясаган эдэби фактлар куп hэм тврле... Энэ шул факторлар Габдулланыц шагыйрь булып китYенэ мвмкинлек тудыралар. Эмма бу мвмкинлекнец чынлыкка эверелYе вчен, ягъни Габдулланыц кулына калэм алып, шигырь яза башлавы вчен ниндидер YPнэк, гыйбрэт, тышкы тээсир кирэк, икенче тврле эйткэндэ, бу талантныц эдэби атмосферага элэгYе кирэк иде» [5: 61-62]. («Многочисленны и разноплано-вы литературные факты, пробудившие талант в Габдулле, сформировавшие его эстетические взгляды, систематизировавшие его взгляды на литературы... Именно эти факты дали возможность Габдулле сделать как поэту первые шаги. Однако, чтобы этот потенциал мог быть реализован, то есть, чтобы Габдулла, взяв перо в руки, начал писать, необходим был какой-то образец, пример, внешний толчок или, говоря иными словами, необходимо, чтобы этот талант оказался в соответствующей литературной атмосфере»). Этим объясняется стойкий интерес великого поэта к поэзии Пушкина и Лермонтова, явившейся для него школой литературного мастерства. И. Нуруллин, руководствуясь поэтической интуицией, реконструирует жизнь Тукая Уральского периода, опираясь на документальные свидетельства: «Г.Тукайныц куцел mYрендэге иц беренче, иц кадерле урынны алган Пушкин татар шагыйрен гомер буе озатып барды. Мондый зур мэхэббэтнец тууына Пушкинныц ди^лыгы hэм рус эдэбиятында тоткан урыныннан кала,

Уральск шартлары да купмедер дэрэщэдэ роль уйнаган. Бвек шагыйрь 1833 елда Щаек каласын-да булып киткэн, шунда щыйган материалла-рыннан чыгып, «Пугачев тарихы» исемле гыйль-ми хезмэтен hэм «Капитан кызы» повестен ищат итэ» [ 5: 46-47]. («В центре души Тукая, на самом первом, почетном месте был Пушкин, сопровождавший его поэтическую жизнь. Такая большая любовь зародилась не только благодаря гению Пушкина и месту, отводимому ему в русской литературе, свою роль сыграли и [социо-культурологические] условия города Уральска. Великий русский поэт бывал в Уральске, когда собирал исторические материалы для написания научной работы «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка»).

И. Нуруллин считает, что начинающий поэт не мог не оказаться на юбилейных городских мероприятиях в честь столетия Пушкина. Исследователь предполагает, что юный поэт мог стать свидетелем открытия «Пушкинского дома». Возможно, его вместе с одноклассниками туда привел учитель Ахметша» [5: 46-47]. В Уральске в разное время побывали по своим делам

A.Н.Плещеев, М.Л.Михайлов, Л.Н.Толстой,

B.К.Короленко и др. Естественно, все эти факты стимулировали интерес Г.Тукая к творчеству русских писателей, пробудили в нем желание окунуться в богатейший мир русской культуры.

Очевидно стремление автора книги охарактеризовать личность Г.Тукая и его окружение. Изменения во взглядах поэта в период 1907-1908 гг. И.Нуруллин объясняет «ветрами эпохи», определяющими направление национальной жизни [18: 86]. «Инде килеп, заман Yзе, щэмгыятьнец ба-рышы, андагы Yзгэрешлэр Тукайдан шушы ике талантын (лирика hэм сатира - Г.Т.) эшкэ щигYне талэп итте. Аца кадэрге татар поэзия-се, тулаем алганда дидактик характерда булып, лирикага чагыштырмача ярлы иде... Менэ 1905 ел давылы шаулап узды. Ул кешенец куэтен, Y3 язмышын Yзе хэл итэргэ сэлэтле икэнлеген курсэтте. Эмма кеше азатлык, бэхеткэ ирешэ алмады. Ник болай? Ник кеше hаман михнэттэ, золым астында? Бу хэлдэн ничек чыгарга? Бор-чылу, уйлану, швбhэлэнY,эзлэнY. Революция яшененнэн куцелендэ вмет чаткысы кабынган энэ шул яца кешенец борчылуны уй-тойгыларын шигърият теле белэн эйтеп бирергэ кирэк иде» [5: 134]. («Наступившая эпоха, течение общественной жизни, ее изменения потребовали от Тукая наличия двух талантов (лирики и сатиры -Т. Г. ). До него татарская поэзия была преимущественно дидактической направленности, лишенной лирического начала. Вот пронесся вихрем 1905 г. Он продемонстрировал, что человек в си-

лах изменить свою натуру, свою собственную судьбу. Однако человек не смог добиться свободы, счастья. Почему так случилось? Почему человек остается под гнетом насилия, гнета? Как избавиться от этого? Тревога, размышления, подозрения, поиски. Необходимо было языком поэзии рассказать о тревогах новых людей, растревоженных искрой от революционной молнии, передать их мысли-переживания»).

Далее И.Нуруллин характеризует взаимоотношения Г.Ибрагимова и Г.Тукая. Мы подробно останавливались на этой проблеме в своей работе «Проблема литературной репутации Г.Тукая в научно-критической мысли первой четверти ХХ века» [14: 182-183]. И.Нуруллин пытается оценить имеющийся фактический материал с разных сторон, взвесить на разных весах. От пристального взгляда исследователя не ускользнула ни одна реплика, брошенная в ходе полемики или литературного спора между великими писателями. Позицию автора книги отличает взвешенность и беспристрастность оценок. Автор, воспользовавшись случаем, дает характеристику личностным качествам художников слова. В результате ученый-биограф, отбросив субъективные оценки и факты, объясняет причину споров расхождением во взглядах писателей на проблему народности и природу творчества [5: 252].

Однако не стоит ограничивать деятельность И.Нуруллина по изучению наследия Г.Тукая законами и принципами вновь обновленного в татарском литературоведении в конце ХХ столетия культурно-исторического направления. Исследователь использует все богатство возможностей биографического метода. Автор по крупицам воссоздает биографию поэта и его родных, родословную. Пристальное внимание уделяет разным периодам в жизни поэта: Кырлай, Уральск и Казань. И.Нуруллин обращает внимание на автобиографизм стихотворения «Бер мэн» (1910) («Неведомая душа». Пер.Д.Бродского ), в котором нашло отражение разочарование Тукая в С.Рамиеве и в людях вообще [5: 173].

Анализ творчества Г.Тукая периода реакции со всей очевидностью показывает, что исследователь успешно применяет достижения психологической школы. Целый ряд произведений рассматривается исследователем в свете экзистенциализма. Основанием для таких выводов становятся стихотворения «Катиле нэфескэ» (1910) («Самоубийце». Пер. В.Тушновой), «бзелгэн емид» (1910), («Разбитая надежда». Пер. А.Ахматовой), «бмидсезлек» (1910), («Отчаяние». Пер. С.Северцева) [5: 195].

Знакомя читателей с критической и публицистической деятельностью Г.Тукая, И.Нуруллин

не умалчивает о спорных и тенденциозных моментах в наследии великого деятеля татарского народа, критически переосмысливает материалы, связанные с именами таких известных личностей, как И.Гаспринский, М.Бигиев, Р.Фахрет-динов, Ф.Карими, Х.Максуди, С.Максуди, или с деятельностью газет «Вакыт» («Время»), «Йол-дыз» («Звезда»). Автор романа видит причину столь тенденциозных оценок в индивидуальных особенностях характера Г.Тукая, объясняет его общественно-демократической позицией.

Таким образом, И.Нуруллин снискал в истории татарской литературы славу писателя и литературоведа, увековечившего образ Г.Тукая. Ему удалось воссоздать во всем своеобразии короткую, но яркую жизнь великого татарского поэта. В книге «Моцлы саз чьщнары» («Саз мой нежный») он выступает как ученый, биограф и писатель. Кроме того, ему удалось раскрыть перед читателями тайны поэтического мастерства Г. Тукая, помочь осознать его гений.

1. Гилазов Т.Ш. Г.Тукай в эстетике И.Нуруллина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - №4 (2). - С. 90 - 94.

2. Нуруллин И. Тукай Петербургта. - Казан: Тат.кит. нэшр., 1965. - 92 б.

3. Нуруллин И. Тукай турында хикэялэр. - Казан: Таткнигоиздат., 1956. - 135 б.

4. Нуруллин И. Габдулла Тукай. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. - 304 б.

5. Нуруллин И. Моцлы саз чыцнары: Документаль роман. Тезэтелгэн hэм тулыландырылган икенче басма. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2000. - 272 б.

6. Холиков А.А. Биография писателя как жанр. Учебное пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2000. - 96 с.

7. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра. -Тверь: Твер.гос.ун-т, 2002. - 140с.;

8. Подчиненов А.В., Снигирева Т.С. Литературная биография: документ и способы его включения в текст // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. - № 4(30). - С. 152 - 155.

9. Белова Т.Н. Художественное и документальное в мемуарных романах В.Набокова «Другие берега» и «Память, говори» // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. - №4 (30). - С.77 - 81.

10. Зиятдинова Д.Д. Синтез документального и художественного в повестях Д.Рубиной «Джазбанд на Карловом мосту» и «Холодная весна в Провансе» // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. - №4 (30). - С. 186 - 185.

11. Гайнуллина Г.Р. Становление автобиографического жанра в татарской литературе // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. - № 4(30). С. 90 - 92.

12. Гыйлащев Т.Ш. И.Нуруллинныц «Моцлы саз чыцнары» эсэрендэ Тукай // Ученые записки Альметьевского государственного института муниципальной службы. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - С. 127 - 132.

13. Щаруллаh М. Габдулла эфэнде Тукаев // Ва-кыт.1913. - 27 апрель; Вэлиди Щ. Габдулла Тукаев // Вакыт. - 1913. - 4 апрель; Искэндэрев Х. Ша-гыйрь Габдулла Тукаев // Йолдыз. - 1914. - 2 апрель; Уйгур. Тукайныц ике елы // Йолдыз. - 1915. - 2 апрель; Тагирджанова А. Муса Бигиев и Тукай (из рукописи «Книги о Мусе-эфенди, его времени и современниках») // Татарские новости. -№ 4. - С.11 и др.

14. Габдулла Тукаев // Вакыт. - 1913. - 6 апрель.

15. Афанасьев А.С. Биографический миф В.С.Высоцкого в современном масскульте // Филология и

культура. Philology and Culture. 2012. - № 4(30). -С. 69 - 185.

16. Балдицын П.В. Документальное и художественное в творчестве А.П.Чехова // Филология и культура. Philology and Culture. 2012. - № 4(30). - С.73 - 76.

17. Гилазов Т.Ш. Тукаеведение в 1960-1980-е гг. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. - № 3 (2). - С. 137-140.

18. Эдэбият белеме. Терминнар h9M тешенчэлэр CYЗлеге. - Казан: Мэгариф, 2007. - 231 б.

19. Гилазов Т.Ш. Проблема литературной репутации Г.Тукая в научно-критической мысли первой четверти ХХ века // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. - № 3 (33). - С. 181 - 185.

«MONLY SAZ CHYNNARY» BY IBRAHIM NURULLIN: PARTICULARITIES OF GENRE AND TUKAY-THEME

OBJECTIFICATION

T.Sh.Gilazov

The article studies «Monly saz chynnary» by Ibrahim Nurullin, a literary scholar and writer, and presents information on the history of the work and the writer's creative laboratory. The research is focused on the evolution of the author's intent and the genre of the work. The features of the Tukay theme development are revealed.

Key words: literary work, genre, Tukay studies, primary source, literary-aesthetic, philosophical views , documentality , cultural interaction, literary school.

1. Gilazov T.Sh. G.Tukaj v jestetike I.Nurullina // Vest-nik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo uni-versiteta. - 2010. - № 4 (2). - S. 90 - 94. (In Russian)

2. Nurullin I. Tukaj Peterburgta. - Kazan: Tat.kit.nashr., 1965. - 92 b. (In Tatar)

3. Nurullin I. Tukaj tuynda hikajalar. - Kazan: Tat-knigoizdat., 1956. - 135 b. . (In Tatar)

4. Nurullin I. Gabdulla Tukaj. - Kazan: Tat. kit. nashr., 1979. - 304 b. . (In Tatar)

5. Nurullin I. MoHly saz chyHnary: Dokumental' roman. Tezatelgan ham tulylandyrylgan ikenche basma. -Kazan: Tatar. kit. nashr., 2000. - 272 b. . (In Tatar)

6. Holikov A.A. Biografija pisatelja kak zhanr. Ucheb-noe posobie. - M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2000. - 96 s. (In Russian)

7. Malkina V.Ja. Pojetika istoricheskogo romana. Problema invarianta i tipologija zhanra. - Tver': Tver.gos.un-t, 2002. - 140 s. (In Russian)

8. Podchinenov A.V., Snigireva T.S. Literaturnaja biografija: dokument i sposoby ego vkljuchenija v tekst // Filologija i kul'tura. Philology and Culture. 2012. -№ 4 (30). - S.152 - 155. (In Russian)

9. Belova T.N. Hudozhestvennoe i dokumental'noe v memuarnyh romanah V.Nabokova « Drugie berega» i «Pamjat', govori» // Filologija i kul'tura. Philology

and Culture. 2012. - № 4 (30). - S.77 - 81. (In Russian)

10. Zijatdinova D.D. Sintez dokumental'nogo i hudoz-hestvennogo v povestjah D.Rubinoj «Dzhazband na Karlovom mostu» i «Holodnaja vesna v Provanse» // Filologija i kul'tura. Philology and Culture. 2012. -№ 4 (30). - S. 186 - 185. (In Russian)

11. Gajnullina G.R. Stanovlenie avtobiograficheskogo zhanra v tatarskoj literature // Filologija i kul'tura. Philology and Culture. 2012. - № 4 (30). S. 90 - 92. (In Russian)

12. Gyjla^ev T.Sh. I.NurullinnyH «MoHly saz chyHnary» asarenda Tukaj // Uchenye zapiski Al'met'evskogo gosudarstvennogo instituta municipal'noj sluzhby. -Kazan': Izd-vo MOiN RT, 2010. - S. 127 - 132. (In Tatar)

13. Warullah M. Gabdulla afande Tukaev // Vakyt.1913. - 27 aprel'; Validi W Gabdulla Tukaev // Vakyt. -1913. - 4 aprel'; Iskandarev H. Shagyjr' Gabdulla Tukaev // Joldyz. - 1914. - 2 aprel'; Ujgur. TukajnyH ike ely // Joldyz. - 1915. - 2 aprel'; Tagirdzhanova A. Musa Bigiev i Tukaj (iz rukopisi «Knigi o Muse-jefendi, ego vremeni i sovremennikah») // Tatarskie novosti. - №4. - S.11 i dr. (In Tatar)

14. Gabdulla Tukaev // Vakyt. - 1913. - 6 aprel'. (In Tatar)

15. Afanas'ev A.S. Biograficheskij mif V.S. Vysockogo v sovremennom masskul'te // Filologija i kul'tura. Philology and Culture. 2012. - № 4(30). - S. 69 - 185. (In Russian)

16. Baldicyn P.V. Dokumental'noe i hudozhestvennoe v tvorchestve A.P.Chehova // Filologija i kul'tura. Philology and Culture. 2012. - № 4 (30). S.73 - 76. (In Russian)

17. Gilazov T.Sh. Tukaevedenie v 1960-1980-e gg // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo

universiteta. -2009. № 3 (2) - S.137-140. (In Russian)

18. Odabijat beleme. Terminnar ham teshenchalar sYzlege. - Kazan: Magarif, 2007. - 231 b. (In Tatar)

19. Gilazov T.Sh. Problema literaturnoj reputacii G.Tukaja v nauchno-kriticheskoj mysli pervoj chet-verti HH veka // Filologija i kul'tura. Philology and Culture. 2013. - № 3 (33). - S. 181 - 185. (In Russian)

Гилазов Тагир Шамсегалиевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Gilazov Tagir Shamsegalievich - Ph. D. in Philology, Associate Professor, Department of Татаг Literature and Instruction, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 20.05.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.