Научная статья на тему 'Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России'

Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / модернизация / профессиональное образование / учебные программы / техникум / училище / education / modernization / vocational education / training programs / technical school / college

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Лися

Цель статьи – проведение сравнительного анализа основных тенденций модернизации систем профессионального образование в России и Китае. Методы, использованные в статье – сравнительный анализ, обобщение, классификация. Результаты. Модернизация профессионального образования в России и Китае проходила на продолжении длительного времени сходными путями, имеет аналогичные моменты в своём формировании и совершенствовании. Выводы. Сходство между тенденциями модернизации в образовании в Китае и России заключается, прежде всего, в уделяемом внимании инновациям в системах образования, а также в разработке направленных на рынок труда программ обучения. Другим важным аспектом является использование технологий для улучшения образовательного процесса. Различия, которые можно выделить: специфика подходов к реформам в каждой стране, а также в особенности взаимодействия образовательных учреждений с рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends in the modernization of vocational education systems in China and Russia

The purpose of the article is to conduct a comparative analysis of the main trends in the modernization of vocational education systems in Russia and China. The methods used in the article are comparative analysis, generalization, classification. Results. The modernization of vocational education in Russia and China has been going on for a long time in similar ways, has similar moments in its formation and improvement. Conclusions. The similarity between the modernization trends in education in China and Russia lies primarily in the attention paid to innovations in education systems, as well as in the development of training programs aimed at the labor market. Another important aspect is the use of technology to improve the educational process. The differences that can be distinguished are the specifics of approaches to reforms in each country, as well as in particular the interaction of educational institutions with the labor market.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России»

Ван Лися

Магистр. Факультет педагогического образования, управление образованием.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России

Однажды один небеизвестный канцлер сказал: «Эту войну выиграл школьный учитель». С этого момента прошло более ста лет. Никто не оспорил этой сентенции. Однако это крайний, экстремальный случай, который надо всячески избегать и не стремиться к нему. Гораздо большее значение имеет созидание, труд. В том числе и для упомянутого случая. Поэтому мы больше ценим другую максиму: «Победа ковалась в тылу». Созидание в любой сфере важнее всего.

Как известно созидание не возможно без уверенного владения профессией в выбраной отрасли. Каковое владение невозможно без образования, в том числе и профессионального.

Как всякий феномен и часть общественной жизни профессиональное образование в России имеет свою историю. Можно уверенно сказать, длительную историю.

Изначально это имело форму непосредственной передачи ремесла от мастера к ученику. Начало системного, под эгидой государства, как и многое в России связывают с именем великого царя-реформатора. Именно в царствование Петра Первого были открыты первые светские, профессиональные учебные заведения. Школы математических и навигацких наук. В них готовили не только навигаторов, но и специалистов многих специальностей, в основном технических.

На протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков число профессиональных учебных заведений непрерывно расширялось. От училищ связанных с военными и инженерными специальностями осуществлялся переход к образованию, связанному с гражданскими специальностями. Образование не было исключительно мужским, создавались училища и для женщин.

Не обошлось разумеется и без частной инициативы. Так в 1803 году в Ярославле было открыто Демидовское высших наук училище,

впоследствии Демидовский юридический лицей. Лицей имел высо-_

кий статус - первый после центральных университетов, то есть Московского, Санкт Петербургского и Казанского.

Таким образом можно констатировать, что в девятнадцатому веку и продолжении первой его половины сложилась и совершенствовалась система высшего профессионального образования.

Великие реформы тысяча восемьсот шестидесятых годов и сопровождавший их рост промышленности потребовал новых подходов в деле профессионального образования. Строительство железных дорог, заводов, развитие аграрного сектора требовали всё больше и больше квалифицированных рабочих, мастеров (менеджеров низшего звеена), техников.

В этой связи необходимо отметить, что не смотря на то, что развитие профессионального образования происходило во многом по инициатие и планам правительства, так по инициативе министра Вышнеградского И.А был разработан «Общий нормальный план промышленного образования в России», можно без преувеличения отметить, что это план способствовал не только развитию профессионального образования, но и развитию промышленности в целом. Особенно интересно отметить, что весь этот процесс происходил в рамках государственного, частного, общественного партнерства. Большую роль в деле развития профессионального образования сыграли частные лица и земства.

К концу девятнадцатого века сложилась следующие система профессионального образования. Специалистов уровня техников готовили в средних технических училищах (прообраз будущих техникумов). Квалифицированных рабочих-универсалов обучали в низших технических училищах. Ремесленные училища обучали как правило одной специальности, связанной с бытом населения. Для поступления во все три типа образовательных учреждений требовался определённый уровень начальной подготовки (как говорили в последствии грамотности). Учебные программы составлялись в тесном взаимодействии между государством, земством и объединениями промышленников.

Отдельно следует обратит внимания, что обучение крестьянских детей старались проводить без отрыва от деревни. Для этого был создан специальный тип низшей ремесленной школы. Там не только обучали ремеслу, но и расширяли и упрочняли общее начальное образование.

Таким образом можно констаировать, что к началу двадцатого века в России сложилась многоуровневая , вариативная система про-

фессионального образования. Можно обозначить, что уже в то время она носила практически непрерывный характер. Позволявший постигать и совершенствовать профессию от ступени к ступени.

Революция 1917 года, данное событие затронуло все стороны общественной жизни. Менялись ценностные установки, менялись и подходы к профессиональному образованию.

Так профессиональное образование рассматривалось как часть подготовки трудовых резервов. В 1920 году Советское Првитель-ство приняло декрет, обязывающий всех работающих до сорока лет учиться. Для этого стали массово открывать школу Фабрично-заводского ученичества.

В 1940 году ФЗУ были преобразованы в ФЗО и ремесленные училища. Они отличались квалификацией выпусников.

Это оказалось шагом в правильном направлении и в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов двадцатого века учебные заведения, подведомственные Государственным Трудовым Резервам, были преобразованы в профессионально техническте учиища. С различным сроком обучения.

В силу естественного развития советская система профессионально-технического образования приняла стабильный вид. Профессиональные технические училища - где на основе проблемно-развивающего обучения намечался переход к подготовке специалистов рабочих специальностей высококвалифицированных, много профильных, обладающих творческим началом. Техникумы готовили специалистов, способных решать некоторые инженерные задачи, не требующий высокой инженерной или даже научной квалификации. Оба типа учебных заведений: профессионально-техническое училище и техникум давали общее среднее образование и на вершине этой пирамиды были технические высшие учебне заведения.

К сожалению события девяностых годов двадцатого века негативно сказались и на системе профессионального образования. Однако у системы оказался прочный фундамент и система смогла выстоять и трансформироваться в соответствии с вызовами двадцать первого века.

Прежде чем мы перейдём к обобщающей части нашей статьи сделаем экскурс в историю и текущее состояние профессионального образования в Китае.

Если внимательно всмотреться в историю развития профессионального обучения, в Китае имеются сходные черты с развитием профессионального обучения в России.

Китай на протяжении длительного времени был достаточно закрытой страной. Происходило это в силу особенностей развития китайской цивилизации, связанного с этим менталитета. Кроме этого Китай был самодостаточной страной. Он обладал необходимыми ресурсами как материальными, так интеллектуальными для самодостаточного существования и развития.

Как и в России, история профессионального образования в Китае уходит в глубь веков. Отличительной чертой этой системы был централизованный характер. Несмотря на то, что учебные заведения могли быть как государственными, так и частными. Другой отличительной особенностью была развитая, многоступенчатая система экзаменов. Можно сказать, что это было базой для профессионального образования.

Однако система эта была предназначена в первую очередь для отбора и обучения чиновников. Система эта доказала свою эффективность и жизнеспособность на протяжении длительного времени. Пока в девятнадцатом веке западно-европейские страны и США не начали компанию по проникновению в Китай.

Ряд поражений, понесёных центральным правительством Китая, вынудил страну пересмотреть подходы к образованию, в том числе и профессиональному.

Здесь мы опять можем найти аналогии с процессами происходившими в России. Это и открытие «языковых», корабельных школ. Шанхайская «Механическая школа» и морская академия в Кантоне имели военную направленность. Тем не менее этот период можно определить как начальную точку начала модернизации китайской системы профессионального образования.

Новый импульс китайская система профессионального образования получила в 1949 году с момента образования Китайской Народной Республики. Не удивительно, что многие основополагающие моменты были заимствованы в СССР. Вплоть до использования методических материалов и учебников.

С 1978 года модернизация системы профессионального образования приобретает перманентный характер [3].

Причем этот процесс имеет программный характер. Например, такого как «Решение Государственного совета об ускорении реформы и развитии профессионального образования» опубликованом в 2002 году.

Современная система профессионального образования имеет многоступенчатый интегрированный характер [1]. Выбор професси-

онального пути начинается сразу после окончания начальной школы. На этом этапе делается выбор продолжить обучение в общеобразовательной школе, для дальнейшего поступления в высшее учебное заведени, что удаётся только самым лучшим выпусникам или начать профессиональное образование и получить востребованную на рынке труда профессию.

Не случайно правительство Китайской Народной Республики рассматривает профессиональное образование как одни из важных факторов влияющих на национальное благосостояние и в целом на экономику государства. Как мощный драйвер социального развития. Поэтому одна из проблем, а именно доступность обучения, решается через организацию дистанционнго обучения. Отсюда некоторый приоритет в развитии образования в сфере информационных технологий.

Правительство Китайской Народной Республики активно поощряет интеграцию профессионального образования и промышленных предприятий. Несколько тысяч китайских предприятий совмещают образовательный и производственный процессы. Необходимо отметить так же изменение в сторону достутупности и массовости, что не-сомнено является большим достижением китайского правительства. Следовательно Китай уверенно движется в двадцать первом веке с системой профессионального образования сохраняющей лучшие национальные традиции и модернизированную в соотвествии с со-времнностью.

Правительство и Президент Российской Федерации уделяют большое внимание развитию профессионального образования. Так например принято окола ста стандартов профессионального образования. В целом, этот процесс определяется, принятыми федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Так же применяется проектное образование - особенно можно отметить Федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого были были созданы несколько десятков образовательных групп на базе интеграции образовательного учреждения и производственного предприятия. Понятно, что масштабы модернизации в России и Китае несколько разные, хотя бы в силу различной численности населенния.

Среди сходных черт с китайской системой профессионального образования можно обратить внимание на внедрение демонстрационного экзамена, как основной завершающей формы государственной аттестации. Проведение соревнований по профессиональному мастерству в том числе «Worldsills Russia».

Отдельно обращаем внимание на тенденцию, когда выпускник школы изначально планирует продолжить образование в среднем профессиональном образовательном учреждении. Имеются в виду пофессионально-технические училища, лицеи и техникумы. Таким образом многие выпускники школ планируют начать трудовую карьеру в качестве специалистов среднего звена, в меньшей степени востребованы «рабочие» профессии. Сегодня в колледжах и т.п образовательных учреждениях обучаются примерно половина граждан проходящих по возрасту.

Сравнительный анализ модернизации систем профессионального образования в Китае и России позволяет выявить несколько сходств и различий [2].

В Китае система профессионального образования стремится к улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Основные тенденции модернизации включают акцент на техническое и профессиональное образование, внедрение инноваций в учебный процесс, развитие онлайн-образования и гибкие формы обучения, а также укрепление партнерских отношений с работодателями для обеспечения соответствия образования потребностям рынка труда.

В России также происходят изменения в системе профессионального образования. Основные тенденции включают уклонение от классической системы трудоустройства и переход к развитию навыков и компетенций соответственно потребностям рынка труда. Также активно внедряются технологии в образовательный процесс, повышается внимание к развитию soft skills у студентов, расширяются возможности для прохождения практики и стажировок.

Сходство между тенденциями модернизации в образовании в Китае и России заключается, прежде всего, в уделяемом внимании инновациям в системах образования, а также в разработке направленных на рынок труда программ обучения. Другим важным аспектом является использование технологий для улучшения образовательного процесса.

В то же время различия проявляются в специфике подходов к реформам в каждой стране, а также в особенностях взаимодействия образовательных учреждений с рынком труда.

Резюмирую всё сказанное возьмём на себя смелость утверждать, что развитие и модернизация в Росии и Китае проходили на продолжении длительного времени сходными путями, имеют аналогичные моменты в своём формировании и совершенствовании. На сегод-

няшний день имеют прочную основу, включая национальную специфику и неисчерпаемый потенциал для модернизации.

Библиографический список

1. Бобыло А.М. Сравнительный анализ подходов к модернизации высшей школы в России и КНР. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-podhodov-k-modernizatsii-vysshey-shkoly-v-rossii-i-knr

2. Васюхин О.В. Сравнительный анализ образования в Китае и России / О.В. Васю-хин, Цзяньхуа Сюй. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. С. 79-81. // URL: https:// moluch.ru/conf/econ/archive/131/6380/

3. Чжэн Лэй Сравнительный анализ системы образования Китая и России. // URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022-4/a11-zheng-lei.pdf.

References

1. Bobylo A.M. Comparative analysis of approaches to the modernization of higher education in Russia and China. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sravnitelnyy-analiz-pod-hodov-k-modernizatsii-vysshey-shkoly-v-rossii-i-knr

2. Vasyukhin O.V. Comparative analysis of education in China and Russia / O.V. Vasyukh-in, Jianhua Xu. — Text: immediate // Problems and prospects of economics and management materials of the III International. scientific conf. (St. Petersburg, December 2014). - St. Petersburg: Zanevskaya Square, 2014. P. 79-81. // URL: https://moluch.ru/conf/econ/ archive/131/6380/

3. Zheng Lei Comparative analysis of the education system of China and Russia. // URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022-4/a11-zheng-lei.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.