Научная статья на тему 'Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России'

Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
945
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
образование / обязательное бесплатное образование / общеобразовательная школа / болонская система образования / квалификация / education / compulsory free education / general education school / Bologna education system / qualification

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сюй Юйцзя

Образование в каждой стране является неотделимой частью показателей социальной, культурной, политической и экономической жизни. Для сохранения достойного уровня образования, необходимого для решения государственных задач, а также всестороннего развития личности требуется не только постоянное повышение квалификации учителей и учебных методик, но и глубокое изучение достижений и провалов систем образования других стран. Системы образования в Китае и России имеют свои особенности и различия. Автором в статье приведен сравнительный анализ некоторых аспектов образования в двух странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the education system in China and Russia

Education in every country is an inseparable part of the indicators of social, cultural, political and economic life. In order to maintain a decent level of education necessary for solving state tasks, as well as comprehensive personal development, not only continuous professional development of teachers and teaching methods is required, but also a deep study of the achievements and failures of education systems in other countries. The education systems in China and Russia have their own peculiarities and differences. The author of the article provides a comparative analysis of some aspects of education in the two countries.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России»

Сюй Юйцзя

Магистр, факультет педагогического образования. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России

Интересен опыт Китайской Народной Республики, как лидера от производства и до внедрения самых последних научных технологий в последние десятилетия. Все страны заметили огромный прорыв в развитии всей китайской промышленности. Сейчас в мире есть огромный и постоянно повышающийся спрос на высококлассных специалистов различных профессий из Китая как внутри страны, так и за её пределами. Вся эта огромная положительная динамика развития Китая произошла не сама собой, а благодаря продуманной китайской системе образования. В высшем руководстве КНР давно поняли одну аксиому, что без необходимого количества обученного персонала и квалифицированных специалистов невозможно массовое внедрение новейших цифровых технологий. Только благодаря этому решению, в своё время, произошло быстрое строительство магистралей для высокоскоростных поездов. Это яркий пример того, для чего необходима высококачественная система образования, которая охватывает, как спрут, все её этапы от начального до высшего.

Судьбоносным для КНР оказался 2015 год, ведь именно тогда были внесены последние правки в Закон Китайской Народной Республики об образовании, важным элементом которого явился доступ к обязательному бесплатному девятилетнему образованию. Рассмотрим из чего же состоит система образования в Китае. Это четыре этапа [3].

1. Дошкольное (детские сады).

2. 12 лет трёхступенчатого образования, включающее в себя как начальную, так и среднюю школу

3. Если родители школьника готовы оплачивать обучение, то ребёнок может обучаться в китайской полной средней школе.

4. Четвёртая ступень состоит из высшего образования.

Интересно, что к обучению малыша начинают готовить уже с

трёхлетнего возраста. Малолетний ребенок в коллективе приучается к строгим правилам и железной дисциплине. Авторитет учителя не-

jftSi_

пререкаем с раннего возраста, ведь любая игра трёхлеток находится под постоянным контролем воспитателя. Может быть это немного и жестко, но это просто жизненная необходимость, благодаря которой дети постепенно стремятся к тому, чтобы влиться в общество и стать неотъемлемой его частью. И конечно же, благодаря этому, без труда смогут найти свое место во взрослой жизни.

В 6 лет ребёнка отдают в начальную школу для непрерывной шестилетней учёбы, в течении этого времени он познаёт такие предметы, как математика, родной язык, этика, естествознание. Физкультура для шестилетки один из самых важных предметов в это время, и это правильно. Ведь именно в этом возрасте закладывается основа здоровья человека на всю его последующую жизнь.

С двенадцати лет дети стараются активно изучать дополнительные предметы, такие как таких как химия, физика, география. После окончания школы целых три года повзрослевшие дети готовятся к поступлению в ВУЗ, этот период уже не является бесплатным.

Когда ребенок учится все эти годы, то получается, что каждые три года он меняет свой привычный коллектив — это положительно сказывается на его социализации.

В общей сложности дети в Китае учатся с шести до восемнадцати лет, при этом если уровень знаний и результатов обучения высокий, то часто родители выбирают каждое учебное заведение с более высоким уровнем, чем предыдущее. Ребёнок с детства понимает то, что после упорного труда и обучения в хорошей школе дорога в университет ему будет открыта. Это относится как к государственным, так и частным школам.

Система обучения в высших учебных заведениях КНР также сильно отличается от системы обучения в Российских ВУЗах, как и оценка знаний во время учебного процесса. Зачастую в России есть обязательный экзамен, который, как показывает практика, решает все. С экзаменом не сравняться такие внеклассные активности студента, как любые домашние задания, рефераты, доклады и самостоятельно выполненные лабораторные работы.

В Китае же всё происходит наоборот. Здесь у каждого студента есть свой личный рейтинг по выбранному предмету, и если он составит более 60%, то проблем с учёбой и быть не может. Личный рейтинг китайского выпускника складывается из следующих параметров: домашние задания, контрольные работы, посещаемость, проект, экзамен, который не имеет решающего значения, которое можно набрать за счет выполнения домашних заданий, контрольных и прочей активности.

Таким образом, уже со школы и получения высшего образования человек готовится к получению стабильного и высокого социального рейтинга, а это немаловажно для успешной жизни во взрослой среде.

Теперь рассмотрим образовательную систему в РФ. В 2018 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании Федеральному собранию обратил внимание на острую необходимость модернизации высшего и средне-специального образования с использованием современных технологий. Именно тогда для реализации установок, содержащихся в тесте послания, был разработан национальный проект «Образование» [2]. Данный проект содержал несколько основных мыслей по улучшению существующей системы: обновление образовательных программ, создание современной высокотехнологичной инфраструктуры, обучение и содействие в устройстве на работу высококвалифицированных специалистов а также переподготовка и постоянное повышение квалификации. Именно тогда в основу российской системы образования была положена идея общедоступной единой общеобразовательной школы, данная тенденция наследием перешла к нам ещё с советских времён и предусматривает значительную степень унификации образовательного процесса и системы преподавания. Просто замечательно, что уже с полутора лет ребенка можно в России отдавать в детский сад, поэтому развитие начинается очень рано. Несмотря на то, что деятельность работы детских садов находится под постоянным контролем, всё же поле для специализированной направленности имеется и таким образом учитывается детская индивидуальность.

Наши дети идут в школу уже с 6 лет и могут совершенно бесплатно учиться 9 или 11 лет в соответствии со стандартами (ФГОС). В России при желании дети могут находиться на семейном образовании или самообразовании.

В отличие от Китая в России дополнительному образованию придаётся огромное значение как детей, так для подростков и молодежи. Именно оно развивает детей и помогает стать им полноценными членами общества, социализирует их. Для повышения стандартов образования в России действует четыре государственных образовательных центра [1]:

Международный детский центр «Артек», Всероссийский детский центр «Смена», Образовательный центр «Сириус» и Всероссийский детский центр «Океан». С 2014 г. Появилась целая сеть технопарков «Кванториум». Завершающей ступенью системы образования в России является вузы- университеты, академии и институты. Так

же следует отметить отказ России из болонской системы образова- ■

ния [4], [5].

В заключении можно сказать, что обе системы имеют свои достоинства и недостатки. Китайская система образования во многом направлена на безусловное усвоение базовых ценностей таких как строгая дисциплина, патриотизм, трудолюбие, нерушимые нормы морали, этика, традиционные церемонии и обряды.

Последствие применения болонской системы привели к тому, что российская система образования была настроена на выпуск специалистов узкой квалификации, обладающими профильными знаниями и компетенциями.

Системы образования в Китае и России имеют свои особенности и различия. Ниже приведен сравнительный анализ некоторых аспектов образования в двух странах.

1. Структура системы образования. В Китае система образования включает детский сад, начальную школу, среднюю школу, высшее образование и послевузовское образование. В России система образования включает детский сад, начальную школу, среднюю школу, высшее образование и дополнительное образование.

2. Образовательные программы. В Китае образовательные программы строятся на основе государственных стандартов и предусматривают обучение национальным языкам, английскому языку, математике, наукам, истории и другим предметам. В России образовательные программы также строятся на основе государственных стандартов и включают в себя широкий спектр предметов, включая русский язык, литературу, математику, науки, историю, иностранные языки и другие предметы.

3. Формы обучения. В Китае широко распространены формы обучения в школах и университетах, такие как лекции, семинары и практические занятия. В России также используются эти формы обучения, но также широко распространены формы обучения, такие как дискуссии, проектная работа и самостоятельная работа.

4. Система оценки. В Китае система оценки основана на тестировании и экзаменах, которые проводятся национальными органами управления образованием. В России система оценки также основана на экзаменах, но также включает в себя оценку учебных достижений в течение учебного года.

5. Финансирование. В Китае государство финансирует большую часть системы образования, включая строительство и обслуживание

школ и университетов. В России также существует государственное _

финансирование системы образования, но также значительную роль играют частные инвестиции.

6. Дополнительное образование. В Китае дополнительное образование является обязательным для многих учеников и включает в себя различные курсы и занятия. В России дополнительное образование является необязательным, но широко распространено и включает в себя курсы по интересам, спортивные секции и другие виды дополнительного образования.

В целом, системы образования в Китае и России имеют свои особенности и различия, но обе страны придают большое значение образованию и вкладывают значительные ресурсы в его развитие.

Библиографический список

1. Ло Ваньци, Болотова Е.Л. Сравнение некоторых элементов системы образования в Китае и России. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-nekotoryh-elementov-sistemy-obrazovaniya-v-kitae-i-rossii.

2. https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie.

3. Чжэн Лэй Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России. // URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022-4/a11-zheng-lei.pdf

4. Петров А.М. Роль университетов в достижении устойчивого экономического роста // Дискуссия. 2021. № 2-3 (105-106). С. 49-59. - DOI 10.24411/2077-7639-2019-10095.

5. Теплякова О.А. Юридическая ответственность учащихся в сфере образовательных отношений // Евразийский юридический журнал. 2022. № 3 (166). С. 462-464.

References

1. Lo Wanqi, Bolotova E.L. Comparison of some elements of the education system in China and Russia. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-nekotoryh-elementov-siste-my-obrazovaniya-v-kitae-i-rossii.

2. https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie.

3. Zheng Lei Comparative analysis of the education system in China and Russia. // URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022-4/a11-zheng-lei.pdf

4. Petrov A.M. The role of universities in achieving sustainable economic growth // Discussion. 2021. № 2-3 (105-106). Р. 49-59. - DOI 10.24411/2077-7639-2019-10095.

5. Teplyakova O.A. Legal responsibility of students in the field of educational relations // Eurasian legal journal. 2022. № 3 (166). Р. 462-464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.