© С.С. Жевлакович, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ КАДРОВОГО СОСТАВА ВЕДУЩИХ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Сергей Степанович Жевлакович,
профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя,
кандидат социологических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные тенденции процессов, происходящих в области структуры кадрового состава основных служб и подразделений органов внутренних дел, а также проблемы воспроизводства квалифицированных кадров сотрудников органов внутренних дел в период с 2000 года по 2016 год. В основе анализа — результаты исследования автора.
Ключевые слова: структура кадрового состава, ведущие службы органов внутренних дел, прием на службу, увольнение со службы, отток кадров, текучесть кадров, стаж службы, профильное профессиональное образование, качественный некомплект кадров, воспроизводство кадров, ведомственная образовательная система МВД России, ведомственная политика в области подготовки кадров.
Для цитирования: Жевлакович С.С. Основные тенденции динамики структуры кадрового состава ведущих служб и подразделений органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):249-55.
MAIN TRENDS OF DYNAMICS STRUCTURE OF THE STAFF OF THE LEADING SERVICES AND DIVISIONS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
Sergey S. Zhevlakovich,
Professor of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor
Abstract. The main tendencies of the processes taking place in the structure of the personnel structure of the main services and subdivisions of the internal affairs bodies are considered, as well as the problems of the reproduction of qualified personnel of employees of the internal affairs bodies in the period from 2000 to 2016. The analysis is based on the author's research results.
Keywords: personnel structure, leading services of internal affairs bodies, admission to service, dismissal from service, outflow of personnel, turnover of staff, length of service, specialized vocational education, qualitative shortage of personnel, reproduction of personnel, departmental educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, departmental policy in the field of training.
Данная статья посвящена анализу процессов, происходивших в области структуры кадрового состава основных служб и подразделений органов внутренних дел в период с 2001 года по 2016 год. Объект исследования — динамика кадровой ситуации в части среднего, старшего и высшего начальствующих составов (далее — начальствующий состав) — основной категории сотрудников ведущих служб и подразделений органов внутренних дел.
Кадровую ситуацию в органах внутренних дел характеризует, прежде всего, динамика приема на службу и увольнения сотрудников.
В предреформенные годы (2001—2010 гг.) доля уволенных сотрудников из числа начальствующего состава органов внутренних дел в среднем за год составляла более 7,1% от штатной численности. Наибольший отток специалистов происходил из ведущих служб и подразделений органов внутренних дел: из следствия — 9,8%, подразделений участковых уполномоченных — 9,6%, дознания — 8,5%, уголовного розыска — 8%, БЭП — 7,8%, подразделений по делам несовершеннолетних — 7,2%.
Основной причиной увольнения было увольнение по инициативе сотрудника до окончания сро-
ка службы. По этой причине в рассматриваемый период из следствия увольнялось в среднем за год 65,5% от числа уволенных, из дознания — 65,3%, из уголовного розыска — 59,3%, из БЭП — 59,3%, из подразделений участковых уполномоченных — 56,5%, из подразделений по делам несовершеннолетних — 60,0%, из ГИБДД — 50,0%, из экспер-тно-криминалистических подразделений — 51,9%. Всего по начальствующему составу всех служб в этот период по данной причине увольнялось ежегодно 47,5% от числа всех уволенных. И эта тенденция до 2007 года нарастала в негативном плане. С 2008 года доля уволенных по инициативе сотрудников стала в большинстве служб медленно сокращаться. В 2010 году она уменьшилась по сравнению с 2007 годом с 52% до 45,1%.
В связи с реформированием МВД России, преобразованием милиции в полицию, сокращением штатной численности органов внутренних дел, проведенной в этот период внеочередной аттестацией в 2011 году количество сотрудников из числа начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел, резко увеличилось — в 1,6 раза по сравнению с 2010 годом. Доля уволившихся по собственной инициативе до окончания срока службы в этом году существенно снизилась. Основной причиной увольнения в этом году было сокращение штатов — 34,9% всех уволенных (в 2010 году — 6,0%).
После проведенного сокращения штатов количество уволенных сотрудников из числа начальствующего состава в 2012 году уменьшилось по сравнению с 2010 годом почти в 2 раза и составило в среднем в основных службах 4,7% от штатной численности. Наибольшее количество уволенных было в подразделениях участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних — 6,4%. Сократилась и доля сотрудников, увольнявшихся по собственной инициативе до окончания срока службы — в среднем более 42% от всех уволенных. Однако эта причина увольнения оставалась основной. Исключение составляли подразделения следствия и дознания, где эта доля приближалась к 50%, а среди начальствующего состава подразделений патрульно-постовой службы она превысила 50% всех уволенных.
В 2013—2015 годах количество уволенных сотрудников из числа начальствующего состава
вновь стало возрастать. В 2015 году (очередные оргштатные мероприятия) оно увеличилось по сравнению с 2012 годом в 1,7 раза — с 4,5 % до 7,8% от штатной численности (в предреформен-ный период — 7,1%). В тоже время доля сотрудников, увольнявшихся по собственной инициативе до окончания срока службы, стала последовательно сокращаться. В 2015 году она уменьшилась по сравнению с 2012 годом в 1,9 раза — с 34,0 % до 17,8% от уволенных. С этого года в основных службах главной причиной увольнения становится выслуга лет, дающая право на пенсию (40% от уволенных). Исключение и в 2015 и в 2016 г.г. продолжали составлять подразделения патрульно-постовой службы и дознания: в 2015 году уволились по собственной инициативе 38,3% и 37,6% соответственно, в 2016 году — 38,1% и 36,6% соответственно. В 2016 году количество уволенных сотрудников из числа начальствующего состава вновь сократилось до 6,5%, а доля сотрудников, уволившихся по собственной инициативе до окончания срока службы, возросла до 19,7%. Наибольшее количество уволенных в 2013—2016 гг. продолжало оставаться в подразделениях участковых уполномоченных и ПДН, а также предварительного следствия — в среднем ежегодно соответственно 7,2% и 7%.
Текучесть, ротация кадров, перемещение их между службами в период реформирования МВД России временно сократилась. На время проведения внеочередной аттестации движение кадров было приостановлено. В 2011 году перемещение из службы в службу начальствующего состава полиции составило: выбыло — 2,9%, прибыло — 4,2% от числа работающих.
В последующем текучесть постепенно стала восстанавливаться. В 2012 году перемещение из службы в службу начальствующего состава полиции составило: выбыло — 3,7%, прибыло — 4,4% от числа работающих, в 2013 году — 3,7% и 4,5% соответственно, в 2014 году — 3,8% и 4,0% соответственно. В 2015 году в связи с очередными оргштат-ными мероприятиями, не смотря на временную приостановку комплектования органов внутренних дел, число прибывших продолжало расти — 5,2% от числа работающих (только по начсоставу полиции), что составило в 1,2 раза больше, чем в
2011 году. Число выбывших в этом году (4,4%) возросло достаточно резко — в 1,5 раза больше, чем в 2011 году.
Процесс оттока кадров и продолжающаяся текучесть кадров в период реформирования МВД России проходили на фоне последовательного и существенного сокращения численности выпусков из образовательных организаций МВД России в 2011—2014 годах. В 2015 и 2016 годах численность выпусков из ведомственных вузов была наименьшая за все шестнадцать лет XXI века и достигла критического уровня.
Это приводило к нарастающему притоку в органы внутренних дел выпускников гражданских вузов и лиц из других сфер общества. Таким образом, в этот период в новом пополнении кадров начальствующего состава нарастала доля сотрудников, не имеющих профильного образования, общеполицейской и профильной специальной подготовки.
Для ведущих служб в предреформенный период (2000—2010 годы) была характерна также наибольшая доля уволенных молодых (начинающих) специалистов, прибывших из образовательных учреждений. Всего из числа начальствующего состава всех служб увольнялось молодых специалистов в среднем за год 3,3% от числа уволенных, в т.ч. из следствия — 7,6%, дознания — 4,3%, уголовного розыска — 6,6%, БЭП — 5,7%, участковых уполномоченных — 5,3%. Этот отток был связан с двумя основными причинами: недостаточными мерами, направленными на закрепление выпускников образовательных организаций МВД России и недостаточным уровнем профильной подготовки к службе в органах внутренних дел выпускников гражданских образовательных организаций.
В рамках рассматриваемого периода этот отток начинающих специалистов в целом оставался примерно на одном уровне. Только в 2009—2011 годах наметилась тенденция к его медленному снижению. Отчасти это связано с мерами, направленными на закрепление начинающих специалистов в подразделениях органов внутренних дел, а также с последовательным сокращением в этот период численности выпусков из ведомственных вузов.
Однако в 2012—2013 годах обозначилась негативная тенденция к быстрому нарастанию отто-
ка из органов внутренних дел специалистов уже на первом году службы.
Всего в период с 2011 года по 2013 год количество уволенных на первом году службы из числа начальствующего состава всех служб возросло в 3 раза, в т.ч. из следствия — в 1,9 раз, подразделений участковых уполномоченных и ПДН — в 2,8 раза, ЭБ и ПК — в 3,6 раза, уголовного розыска — в 4,2 раза, дознания — в 4,9 раза, ГИБДД — в 9 раз.
С одной стороны, в некоторых подразделениях сокращение штатов неоправданно проводилось частично за счет только что пришедших молодых специалистов. С другой стороны, все сильнее стало проявляться ухудшение качества пополнения, замещавшего должности начальствующего состава. И это связано, как уже отмечалось, с сокращением численности выпусков из вузов МВД России и нарастанием доли сотрудников, принятых на службу из других источников комплектования органов внутренних дел и не имеющих профильного образования, не прошедших полноценной общеполицейской и профильной специальной подготовки, не адаптированных к специфике службы в органах внутренних дел. С 2011 года по 2015 год доля сотрудников, принятых на службу из образовательных организаций МВД России уменьшилась более чем в 2,2 раза. В 2016 году она уменьшилась по отношению к 2015 году еще в 6 раз.
В 2014—2016 годах количество уволившихся на первом году службы из числа начальствующего состава медленно стало сокращаться. С 2013 года по 2016 год она уменьшилась в 2 раза — с 1,2% до 0,6%. На этот процесс повлиял ряд факторов, в том числе: улучшение качества подготовки специалистов в вузах МВД России; стали работать меры, направленные на возмещение стоимости обучения в ведомственных образовательных организациях лицами, не отработавшими положенный срок в органах внутренних дел; линия руководства ДГСК МВД России на сокращение приема на службу выпускников гражданских вузов. Сказалось также усиление оттока специалистов, имеющих право на получение пенсии, и, как следствие, возрастание дефицита подготовленных кадров.
Приведенные данные свидетельствуют в целом о положительных тенденциях в части оптимиза-
ции кадровой структуры начальствующего состава органов внутренних дел. Вместе с тем, говорить о существенном переломе в борьбе с оттоком и текучестью кадров пока еще рано. Об этом свидетельствует ряд факторов, в том числе:
• относительно большое количество сотрудников, увольняющихся по собственной инициативе до окончания срока службы, не смотря на проведенное дважды в рамках реформирования МВД России существенное сокращение штатной численности органов внутренних дел и принятые меры по повышению денежного довольствия сотрудников;
• нарастающие масштабы перемещения сотрудников между службами;
• продолжающийся отток начинающих специалистов.
Структура кадрового состава в ведущих службах органов внутренних дел в части стажа службы, имеющегося у сотрудников, в предреформенный период (2000—2010 годы) в целом характеризовалась неоправданно высокой долей сотрудников начальствующего состава, имеющих минимальный стаж работы — менее 3-х лет. В среднем за год доля начинающих сотрудников в этот период во всех службах составляла 16%—17%. Особенно остро эта проблема стояла в подразделениях участковых уполномоченных, где доля начинающих сотрудников, имеющих стаж службы менее 3-х лет, в среднем за данный период составляла 24,6%, в подразделениях дознания — 28,9%, в подразделениях по делам несовершеннолетних — 33,5%.
С 2001 года по 2004 год доля сотрудников начальствующего состава, имеющих минимальный стаж работы — менее 3-х лет, возрастала и достигла критического уровня — почти 20% в 2004 году. Однако с 2005 года она начала сокращаться. В 2012 году по сравнению с 2004 годом она уменьшилась почти в 2,9 раза и составила 6,8%. Сказалось, в значительной степени, уменьшение оттока и текучести кадров. В 2013 и 2014 годах эта доля вновь стала возрастать. Причинами стали два фактора: усиление оттока кадров и отмена действовавшей в первый период реформирования МВД России (2011—2012 годы) временной приостановки комплектования органов внутренних дел новыми сотрудниками.
В 2015 году эта доля, сократилась в 1,2 раза по сравнению с 2014 годом — с 7,8% до 6,5%. Сказался второй этап реформы МВД России — в связи с очередным сокращением штатной численности личного состава органов внутренних дел вновь была введена временная приостановка комплектования органов внутренних дел. Вакантные должности, как правило, не комплектовались новыми сотрудниками, а подвергались сокращению1.
Однако уже в 2016 году эта доля вновь возросла в 1,3 раза по сравнению с предыдущим годом — с 6,5% до 8,2%. Эти факты свидетельствуют о наличии в условиях реформирования МВД России устойчивой негативной тенденции к росту доли сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы менее 3-х лет.
Доля основной продуктивной части кадрового состава органов внутренних дел из числа сотрудников начальствующего состава со стажем службы от 3-х до 20-ти лет в предреформенный период с 2001 года по 2010 год в среднем за год составляла 75,9%.
Кроме того, структура кадров органов внутренних дел в данный период характеризовалась недостаточной долей сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы более 10-ти лет и, соответственно, наибольший опыт работы — 41,8% в среднем за год.
Тем не менее, на протяжении предреформенно-го периода (2000—2010 гг.) структура кадров органов внутренних дел, в части стажа службы, улучшалась, хотя и относительно медленно.
С 2005 года по 2010 год доля наиболее продуктивной части кадрового состава органов внутренних дел из числа сотрудников начальствующего состава со стажем службы от 3-х до 20-ти лет стала медленно, но последовательно возрастать — с 74,1% до 80,7%. В 2011—2012 годах этот рост продолжался. В 2012 году доля этой категории сотрудников начальствующего состава составляла 84,9%.
Однако с 2013 года наметилась негативная тенденция сокращения доли сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж службы от 3-х до 20-ти лет. В 2016 году доля этой категории сотруд-
1 Распоряжение МВД России от 02.02.2015 № 1/693 (отменено распоряжением МВД России от 06.08.2015 № 1/6191).
ников сократилась по сравнению с 2012 годом на 8,3% и составила 76,6%.
Наблюдаемое сокращение наиболее продуктивной части кадрового состава специалистов органов внутренних дел со стажем службы от 3-х до 20-ти лет связано с рядом факторов и, прежде всего, с возрастанием доли сотрудников со стажем службы более 20-ти лет, имеющих право на пенсию, что связано с ускоренным выбыванием этих сотрудников из группы со стажем от 3-х до 20-ти лет.
Доля сотрудников начальствующего состава, имеющих наибольший стаж работы — более 20-ти лет, с 2001 года по 2011 год сократилась почти в 1,7 раза — с 9,4% до 5,6%. Однако с 2012 года она стала резко возрастать и в 2016 году увеличилась по сравнению с 2011 годом в 2,7 раза — до 15,3%, а в экспертно-криминалистических подразделениях — в 3,3 раза (19,7%), ГИБДД — в 3,2 раза (14,2%), в подразделениях предварительного следствия — в 2,6 раза (11,1), уголовного розыска — в 2,9 раза (10,3%), экономической безопасности и противодействия коррупции — в 3,2 раза (9,4%), подразделениях участковых уполномоченных полиции — в 3 раза (8,5%), подразделениях дознания — в 4,2 раза (6,7%). Таким образом, в ведущих службах резко увеличилась доля сотрудников с наибольшим опытом работы, имеющих право на получение пенсии.
Характерно, что нарастание доли сотрудников, имеющих право выхода на пенсию, происходило одновременно с последовательным и резким нарастанием темпов увольнения данной категории, что было обусловлено проведением в период реформы МВД России дважды сокращений штатной численности органов внутренних дел. С 2011 года по 2016 год доля уволенных сотрудников из числа начальствующего состава со стажем службы свыше 20 лет увеличилась более чем в 2 раза — с 20,7% до 42,2% от числа уволенных. Существенное вымывание наиболее опытных кадров требует соответствующего их воспроизводства.
В рассматриваемый период сохранялась устойчивая тенденция постепенного увеличения в основных службах доли сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы более 10-ти лет и наибольший опыт работы. С 2001 года по 2010 год эта доля возросла среди сотрудни-
ков начальствующего состава в целом более чем в 1,4 раза.
В период реформирования эта тенденция сохранилась. В 2016 году доля сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы более 10-ти лет, возросла по сравнению с 2001 годом уже в 1,9 раза и составила 61,8%. В тоже время с 2011 года этот рост обеспечивался практически только за счет увеличения доли сотрудников, имеющих право на получение пенсии — со стажем свыше 20 лет. Если доля сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы более 20-ти лет, как уже отмечалось, в 2016 году увеличилась по сравнению с 2011 годом в 2,7 раза — с 5,6% до 15,3%, то доля сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы от 10 лет до 20 лет, за тот же период возросла только на 2,6% — с 43,6% до 46,5%.
Анализ приведенных статистических данных позволяет сделать следующие выводы:
а) В рассматриваемый период (2001— 2016 гг.) структура кадров сотрудников из числа начальствующего состава органов внутренних дел последовательно улучшалась:
• Доля сотрудников, замещающих должности начальствующего состава и имеющих минимальный стаж работы — менее 3-х лет, достигавшая в начале рассматриваемого периода критически высокого уровня, последовательно сокращалась;
• Возрастала доля сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы свыше 5 лет (в 2016 году — 79,2%), в том числе возрастала и доля сотрудников, имеющих стаж от 10 до 20 лет (в 2016 году — 46,5%) и, соответственно, оптимальный возраст и опыт работы.
б) В период реформирования МВД России проявились тревожные тенденции:
• Резко возросла доля сотрудников начальствующего состава, имеющих стаж работы свыше 20 лет, т.е. имеющих выслугу лет, дающую право на получение пенсии, и (или) достигших предельного возраста. Одновременно началось нарастание оттока этой части наиболее опытных кадров, усилилась угроза превращения этого процесса в нарастающий лавинообразно. Ускорение темпов этого оттока, превращение его в кадровый обвал могут спровоцировать,
подтолкнуть любые неосторожные меры, процессы, носящие негативный, с точки зрения сотрудников, характер, или даже информация о них (например, очередное сокращение штатов органов внутренних дел или даже слухи о нем);
• Одновременно с оттоком наиболее опытных кадров происходит существенное и нарастающее сокращение притока квалифицированного пополнения специалистов в органы внутренних дел из вузов МВД России, которое стало результатом последовательно нарастающего многократного сокращения штатной численности переменного состава ведомственных образовательных организаций. Эти негативные процессы, нарушают своевременное, последовательное, поступательное и полноценное по количеству и качеству восполнение, воспроизводство квалифицированных кадров, имеющих оптимальный возраст, стаж и опыт работы, а также профильное образование, полноценную общепрофессиональную (общеполицейскую) и профильную специальную подготовку. Вследствие этих процессов чрезмерно и угрожающе уменьшился потенциал, необходимый для восполнения оттока квалифицированных специалистов. Возникает угроза некой «кадровой ямы», «кадрового провала», невозможности из-за отсутствия необходимого по количеству и, особенно, по качеству ресурса в оптимально короткие сроки и полноценно возместить реально возможный лавинообразный отток кадров, имеющих выслугу лет, дающую право на получение пенсии, и (или) достигших предельного возраста.
Таким образом, анализ динамики структуры кадрового состава сотрудников органов внутренних дел, в части продолжительности стажа работы, показывает: в период 2012—2016 годов стала нарастать негативная тенденция вымывания возрастающими темпами наиболее опытной (с учетом продолжительности стажа работы) части специалистов, замещающих должности начальствующего состава.
Как уже отмечалось, в период реформирования этому, в значительной степени, способствовали оргштатные мероприятия. В 2011 году доля сотруд-
ников, замещающих должности начальствующего состава, уволенных в связи с сокращением замещаемой должности, возросла более чем в 5,8 раз по сравнению с 2010 годом. В 2010—2011 годах было сокращено около 20%2 штатной численности сотрудников органов внутренних дел. В 2015 году было проведено следующее сокращение штатной численности сотрудников органов внутренних дел3. Доля сотрудников, замещающих должности начальствующего состава, уволенных в связи с сокращением замещаемой должности, вновь резко возросла — в 2,3 раза по сравнению с 2014 годом.
В условиях, когда реформа МВД России, преобразование милиции в полицию сопровождаются существенным сокращением штатной численности личного состава органов внутренних дел, неизбежно возрастает роль факторов, обеспечивающих интенсификацию правоохранительной деятельности. В том числе такого важнейшего фактора, как повышение качества кадрового потенциала органов внутренних дел, основным критерием которого является уровень профессиональной квалификации сотрудников.
В тоже время, последовательное и значительное сокращение количества образовательных организаций МВД России и штатной численности их личного состава, в том числе обучающихся по очной форме, произведенное в предреформенный период и в ходе реформирования МВД России, ведет к существенному снижению роли ведомственной образовательной системы в процессе воспроизводства квалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел. Негативные последствия этой тенденции особенно усиливаются в условиях нарастающего оттока наиболее квалифицированной части кадров специалистов органов внутренних дел.
Параллельное развитие этих процессов неизбежно сопровождается снижением качества (с точки зрения наличия полноценного профильно-
2 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации».
3 Указ Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 356 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
го образования, общеполицейской и профильной специальной подготовки) пополнения кадров сотрудников из числа начальствующего состава, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел. Об этом, в частности, свидетельствует увольнение специалистов уже на первом году службы.
Представляется, что преодоление качественного некомплекта кадров становится в данных условиях важнейшим стратегическим направлением кадровой политики МВД России, призванной обеспечить приведение деятельности органов внутренних дел в соответствие с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Основным инструментом реализации этой задачи по-прежнему остается образовательная система МВД России. В связи с этим обостряется вопрос о путях ее дальнейшего развития, о формировании внятной научно-обоснованной ведомственной политики в сфере ведомственного образования, подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел.
Литература
1. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2001 год. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 11, 12, 20.
2. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2004 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 13,
16, 34, 37.
3. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2005 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 14,
17, 35, 38.
4. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 15,
18, 36, 39.
5. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2007 год: Сборник аналитических и информационных ма-
териалов. М.: ЦОКР МВД России, 2008. С. 15, 18, 36, 39.
6. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2008 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 14, 17, 35, 38.
7. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2009 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2010. С. 14, 17, 35, 38.
8. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2011. С. 14,
17, 35, 38.
9. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2011 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2012. С. 15,
18, 33.
10. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2012 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2013. С. 14, 17, 19, 30.
11. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за
2013 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 17, 19, 23, 32.
12. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за
2014 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2015. С. 17, 19, 23, 32.
13. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за
2015 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2016. С. 15, 17, 19, 23, 32.
14. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за
2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2017. С. 15, 17, 19, 23, 32, 61.