Научная статья на тему 'Проблемы формирования кадрового ядра в службе дознания'

Проблемы формирования кадрового ядра в службе дознания Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
435
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЗНАНИЕ / КАДРОВОЕ ЯДРО / ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / STAFF TURNOVER / УВОЛЬНЯЕМОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ / REGIONAL DIFFERENCES / ЖЕНЩИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / WOMEN IN LAW ENFORCEMENT BODIES / PRELIMINARY INVESTIGATION / THE STAFF NUCLEUS / STAFF DECREASE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Лапшин Е.В., Никандрова Л.Р.

В статье рассматривается состояние кадровой ситуации в одной из служб органов внутренних дел службе дознания и анализируются перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation of staff nucleus in the preliminary investigation service

The article discusses the staff situation in one of the agencies of the interior bodies the preliminary investigation service; the prospects of this service are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования кадрового ядра в службе дознания»

ММЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)

Е.В. ЛАПШИН,

заместитель начальника отдела Научного центра

Л.Р. НИКАНДРОВА,

ведущий научный сотрудник Научного центра, кандидат биологических наук

(Академия управления МВД России)

Проблемы формирования кадрового ядра в службе дознания

В статье рассматривается состояние кадровой ситуации в одной из служб органов внутренних дел - службе дознания, и анализируются перспективы ее развития.

дознание, кадровое ядро, текучесть кадров, увольняемость, региональные отличия, женщины в органах внутренних дел.

Отделы (отделения, группы) дознания — самостоятельные структурные подразделения милиции общественной безопасности, которые должны укомплектовываться сотрудниками с высшим и средним профессиональным образованием и опытом работы в органах внутренних дел [1]. На данных должностных лиц возлагается расследование преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно. Кроме проведения дознания на дознавателя законом возлагается выполнение иных процессуальных полномочий [5].

В 2009 г. нами было проведено анкетирование сотрудников основных служб органов внутренних дел, в частности службы дознания. Одной из задач исследования было ознакомление с условиями труда сотрудников органов внутренних дел. Результаты свидетельствовали: для условий служебной деятельности дознавателя характерны ненормированный рабочий день, отсутствие регулярных дней отдыха, частые ночные дежурства, значительное число дел в производстве, большое количество контактов с людьми, в том числе постоянный контакт с криминогенным элементом [2]. Часть рабочего времени дознавателя связана с работой в закрытом помещении при проведении допросов подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Кроме того, во время суточных дежурств он выезжает на место происшествия по сигналу, поступающему из дежурной части милиции, иногда до восьми раз за дежурство. Сами дознаватели свою работу оценивают как тяжелую [6]. При таких условиях деятельности качественное исполнение всех функциональ-

ных обязанностей под силу лишь профессионалу, имеющему достаточный опыт работы в данной службе. Следовательно, нормальное функционирование службы дознания в большой степени зависит от наличия в ней крепкого кадрового ядра.

В МВД России принято считать кадровым ядром контингент сотрудников с выслугой в органах внутренних дел более десяти лет. Основу кадрового ядра составляют лица рядового и начальствующего состава, чей стаж службы в органах внутренних дел исчисляется 20 годами и более [8, с. 33]. Задачей настоящего исследования явилось определение состояния кадрового ядра службы дознания и прогнозирование развития кадровой ситуации.

С этой целью нами были проанализированы статистические показатели, отражающие динамику кадрового состава за период с 1998 г. по 2008 г.1

Сопоставление с другими службами2 позволило выявить, что органы дознания являются одним из самых «проблемных» подразделений органов внутренних дел. Их кадровое ядро, несмотря на отмечающийся рост, все еще крайне незначительно. Доля сотрудников со стажем работы в данной службе более 10 лет за исследуемый период увеличилась только до 8,6 %.

В то же время доля «молодых специалистов» со стажем работы менее трех лет практически никогда не опускалась ниже отметки 50 % (табл. 1).

Отметим, что в некоторых территориальных органах кадровое ядро службы дознания, хотя и недостаточно устойчивое, еще есть, в других —

1 В основу исследования легли прежде всего данные ведомственной статистической отчетности, представляемые территориальными органами внутренних дел в Департамент кадрового обеспечения ежегодно по статформе 1—К.

2 Также были собраны сведения по показателям кадровой ситуации, складывающейся в уголовном розыске, БЭП, следствии, дознании, службе участковых уполномоченных милиции, дежурных частях, ППС, вневедомственной охране, ГИБДД, кадровых и воспитательных аппаратах, тыловых подразделениях.

К

н и О X

Л

<

и н к

О X

Л

<

и н к

X

Л

X о о

03

с

<

к н

Ьй

с

к к

а О и н

51

к н и

0

1

л

<

ы н к

0

1

л

<

ы н к

I

г?

X о о ва

с

<

к н й

г?

с

к к

а О ы н

52

Распределение сотрудников подразделений дознания по стажу работы в своей службе (в % от фактической численности

Стаж службы 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

До 1 г. 21,5 19,2 20,7 23,3 31,8 26,6 21,0 19,5 20,0 19,6 21,6

1-3 г. 38,1 34,8 30,4 28,9 27,9 36,2 40,3 36,5 31,8 30,3 29,5

3-10 л. 38,2 43,6 46,4 44,2 36,4 31,4 32,2 36,8 40,5 41,7 40,3

10-20 л. 1.9 2.2 2.3 3.0 3.5 5.3 6.0 6.7 7.3 7.8 8.3

> 20 лет 0.1 0.2 0.2 0.4 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.4 0.3

Таблица 2

МВД, ГУВД, УВД с наиболее высокой долей сотрудников со стажем работы в подразделениях дознания более 10 лет МВД, ГУВД, УВД с наименьшей долей сотрудников со стажем работы в подразделениях дознания более 10 лет

Республика Северная Осетия-Алания 27,3 % Республика Ингушетия 0 %

Липецкая область 22,9 % Республика Башкортостан 0,2 %

Тамбовская область 19,8 % Калужская область 1,6 %

Кемеровская область 18,9 % Астраханская область 1,8 %

Республика Мордовия 17,9 % Республика Марий Эл 2,0 %

опытных дознавателей практически не осталось (табл. 2).

Уровень увольняемости — производный показатель, высчитываемый от штатной численности подразделения. Поэтому его динамику мы оценивали с учетом оргштат-ных изменений, произошедших в отчетном периоде. Увеличение штатной численности снижает реальный масштаб оттока кадров, уменьшение — несколько завышает. Следует также учитывать существующую практику «переводов через увольнение», которые могут неоправданно завышать реальный уровень увольняемости.

За исследуемое десятилетие подразделения дознания подвергались постоянным оргштат-ным изменениям, в результате ежегодный рост штатной численности в период с 2005 г. по 2008 г. скрывает реальные показатели текучести кадров.

Четко прослеживается взаимосвязь высокой увольняемости и перемещений сотрудников органов внутренних дел между службами с регулярными оргштатными изменениями. Следует признать, что в современных условиях любые изменения в штатной структуре неизбежно ведут к ухудшению кадрового обеспечения, понижению общего профессионального уровня служебных коллективов. И чем чаще это случается, тем быстрее происходит деградация кадровой структуры.

В нормально функционирующем коллективе с устойчивой штатной структурой уровень увольняемости не должен превышать 5 %. Считается, что этот показатель не должен быть и слишком низким, поскольку в этом

Таблица 1 случае может идти речь о проявлении «застойных явлений» в коллективе.

В органах внутренних дел нет ни одной службы, в которой уровень увольняемости сотрудников был бы в допустимых границах. Не представляет исключения и служба дознания (рис. 1).

Согласно статистическим данным, в одних регионах увольняемость сотрудников из подразделений дознания находится в естественных пределах планируемого движения кадров (до 5 %), в других этот процесс носит характер массового явления (табл. 3).

Для понимания причин депрофессионализации кадрового корпуса подразделений дознания весьма важное значение имеют сведения о выслуге лет лиц, увольняющихся из данной службы. Обращает внимание то, что большинство уволившихся (в 2008 г. — 75,1 %) — молодые сотрудники с выслугой менее 10 лет. Проведенные расчеты позволили установить, что средняя продолжительность работы новых сотрудников в рассматриваемый десятилетний период составляла менее 5 лет.

9,4

9,6%

2,1 ^^ 2,0 2,0%

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

"Уволено в % ■

- некомплект

Рис. 1. Динамика показателей увольняемости и некомплекта в органах дознания (в % от штатной численности)

Таблица 3

МВД, ГУВД, УВД с наиболее высоким уровнем увольняемости МВД, ГУВД, УВД с низшим уровнем увольняемости

Республика Ингушетия 35,7 % Республика Саха (Якутия) 1,4 %

Чукотский автономный округ 25,0 % Мурманская область 3,3 %

Еврейская автономная область 20,0 % Республика Северная Осетия-Алания 4,4 %

Республика Карелия 18,9 % Приморский край 4,8 %

Калининградская область 16,5 % Пензенская область 5,0 %

Высокий уровень текучести кадров вызывает необходимость срочного заполнения вакансий. Вследствие этого личный состав органов дознания ежегодно сменяется на 20 % и более. В 2002 г. начсостав службы обновился на 1/3 часть. Численность сотрудников, переводящихся из других служб, в течение исследуемого периода имеет тенденцию к снижению, поэтому комплектование происходит в основном за счет вновь принимаемых на службу в органы внутренних дел. Статистические данные свидетельствуют о невысокой популярности данного подразделения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значимость ведомственной образовательной системы для комплектации органов дознания за этот период также существенно снизилась: с 50,5 % в 1999 г. до 15,2 % в 2008 г.

На наш взгляд, необходимо затронуть еще одну проблему, с которой столкнулись органы внутренних дел в целом. За исследуемый период сильно выросла доля женщин среди личного состава органов внутренних дел: с 6,4 % до 11,9 % за период с 1998 г. по 2008 г. — среди рядового и младшего начальствующего состава, с 15,6 % до 23,2 % — среди среднего и старшего начальствующего состава за то же время.

В милицию женщин приводят различные причины, среди которых сложность самореализации в сфере гражданских профессий, отсутствие опыта по гражданской специальности, невостребованность на рынке труда во время экономического кризиса, недостаточный денежный заработок в гражданской деятельности, отсутствие льгот, социальной защищенности, гарантированного права на отпуск и т.д. В условиях хронического некомплекта во многих службах органов внутренних дел отделы кадров вынуждены заполнять вакансии женщинами.

В органах дознания традиционно было много женщин, но с 2000 г. их стало больше, чем мужчин (рис. 2).

В 2008 г. в целом по органам внутренних дел доля женщин достигла 2/3 части личного состава. По конкретным территориальным органам ситуация имеет принципиальные отличия (табл. 4).

К специфическим трудностям, возникающим в служебных коллективах, имеющих в составе большое количество сотрудников-женщин (как правило, в возрасте от 25 до 45 лет), следует отнести непрогнозируемый уход сотрудниц в декретные отпуска с юридически обязательным «закреплением» за ними их должностей; их осво-

У65,7%

62,3 /

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Рис. 2. Доля женщин среди личного состава подразделений по организации дознания

бождение от служебных обязанностей в связи с уходом за больными детьми; организационные, бытовые и семейные затруднения, связанные с

Таблица 4

МВД, ГУВД, УВД с наиболее высокой долей женщин в подразделениях дознания МВД, ГУВД, УВД с наименьшей долей женщин в подразделениях дознания

Иркутская область 95,3 % Республика Дагестан 4,4 %

Свердловская область 93,9 % Республика Ингушетия 8,0 %

Самарская область 92,9 % Республика Северная Осетия-Алания 10,0 %

Хабаровский край 92,5 % Чеченская Республика 12,9 %

Кемеровская область 91,0 % Карачаево-Черкесская Республика 15,3 %

«авральным» продлением их рабочего дня; невозможность привлечения к выполнению служебных обязанностей в горячих точках.

К этой категории проблем можно отнести и те, которые озвучивают сами женщины-сотрудницы [3, с. 20—22]: трудности в совмещении личностных, семейно-бытовых и профессиональных обязанностей и проблем; низкий уровень гендерной культуры межличностного общения в коллективах, выражающийся в нетактичном и грубом обращении с женщинами некоторых офицеров-руководителей; отсутствие необходимых условий в местах выполнения служебных обязанностей, влияющих на репродуктивное здоровье женщин и их морально-психологическое состояние; факты несправедливого распределения служебных обязанностей среди женщин и оценки их вклада в служебную деятельность со стороны непосредственных начальников (в частности, график и объем служебной нагрузки, выход на службу в выходные дни и внеурочное время, незаслуженное лишение премий, распределение санаторных путевок, составление графиков отпусков и т.д.); низкий уровень медико-гигиенического обслуживания и развитости

К н и о X

Л

<

и н к

О X

Л

<

и н к

X

Л

X о о

03

с

<

к н

Ьй

с

к к

а О и н

53

62,2

60,6

57,6

55,7

54,7

53,9

52,7

48,6

s н u о X

л

<

ы н к

:'5

0

1

Л

<

ы н S I

X о о

вэ %

С

<

S н

iC л

с

к S а

О И

н

54

социальной инфраструктуры; сложности при прохождении врачебной комиссии, неудобное обмундирование, а чаще — некачественный его пошив.

Правоохранительная система в силу традиционно сложившегося в обществе предубеждения относительно места и роли женщины уже на начальном этапе службы предъявляет к ней, как правило, заниженные требования. Скептическое отношение со стороны коллег-мужчин в значительной степени ограничивает женщину в служебном и профессиональном росте [7].

В целом уровень рассматриваемого показателя можно считать верным индикатором непопулярности службы в милиции и степени истощения кадровых ресурсов в регионе.

Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы.

На конец исследуемого периода в службе дознания кадровое ядро фактически отсутствует, что не может не вести к утрате профессиональных «наработок» в служебных коллективах, снижению общего профессионального уровня сотрудников и эффективности деятельности подразделений [4].

Прогноз по изменению профессионального состава службы также неблагоприятен, так как из всех сотрудников, попадающих в подразделения дознания в исследуемый период времени, 53 % уходят, не проработав и 10 лет.

При такой профессиональной структуре кадрового состава существенно ограничивается возможность для формирования реального резерва кадров для выдвижения на руководящие должности, дискредитируется такая важнейшая форма организации работы с личным составом, как наставничество.

Замена уволенных сотрудников новичками приводит к значительным денежно-трудовым затратам, связанным с оформлением увольнения сотрудников, выплатами выходных пособий, поиском, отбором и оформлением на службу новых сотрудников, их обучением, обмундированием и адаптацией. Кроме того, отсутствие кадровой стабильности в органе (подразделении) внутренних дел оказывает негативное влияние на морально-психологический климат в коллективе, снижает результативность его служебной деятельности.

В конкретных регионах отклонения от средних значений у всех основных показателей имеют принципиальные отличия. Несомненно, на эти колебания решающее влияние оказывают организационные мероприятия регионального значения, местные социально-

экономические, демографические и культурологические особенности, стиль и методы управления служебными коллективами.

В условиях сокращения численности и общего старения населения России ресурс пополнения новых кадров для органов внутренних дел исчерпан. В стране давно утверждены рыночные отношения, а Министерству внутренних дел нечего предложить в конкурентной борьбе за молодежь. Фактически из кадрового кризиса 2002 г. удалось выбраться только за счет резкого увеличения численности сотрудниц-женщин. Но эта мера — не решение кадровой проблемы, а создание целого комплекса новых «перспективных» проблем, как для Министерства, так и для государства.

Исправить ситуацию, на наш взгляд, можно при осуществлении срочных мер стабилизационного характера, кардинально изменив условия труда и социально-экономическую составляющую службы.

Список литературы

1. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по раскрытию и расследованию преступлений: Приказ МВД России от 12 августа 1998 г. № 493.

2. Анализ состояния и динамики показателей кадрового состава основных служб органов внутренних дел за период с 1998 г. по 2008 г.: информационно-аналитический обзор. Научный центр Академии управления МВД России. - М., 2009.

3. Ануфриева Д.Ю. Профессиональное развитие женщин, работающих в органах внутренних дел / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4 (39).

4. Бардымова Л.А. Организационно-правовые проблемы работы с молодыми сотрудниками по закреплению их на службе в органах внутренних дел. — М., 2003.

5. Косова С.А., Супрун С.В. Дознаватель органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Ч. 2. — Красноярск, 2003.

6. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова — М., 1997.

7. Родимушкина О.В., Черетаева М.В. Особенности прохождения службы женщинами в милиции. — М., 1998.

8. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 1997 г. ГУК МВД России. — М., 1998.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.