Научная статья на тему 'Текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России'

Текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России»

ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

A.B. Дулов, начальник отдела

ИМЦ ГУК МВД России Важнейшей задачей аппаратов органов внутренних дел является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса. Современное кадровое обеспечение органов внутренних дел напрямую зависит от анализа работы с личным составом, снижения уровня текучести кадров. Одним из главных источников преодоления кадрового голода в сложившихся социально-экономических условиях являются образовательные учреждения МВД России.

Для всестороннего анализа проблемы текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России следует, прежде всего, рассмотреть ее в сравнении с динамикой текучести кадров начсостава основных служб территориальных органов внутренних дел. В 2001 г. удалось добиться некоторого увеличения его численности (рис. 1), однако уровень текучести кадров этой категории сотрудников ОВД продолжает расти.

1996

1997

1998

1999

2000

2001

12,0%

11,0% 10,5% J-" 10,1"/. __---*

11,1%.

7,8%, . .

7,6%

7,9% в-1"/»

12,3% ~ —♦ 10,8% СУУМ 9;5°4 * 9,4% ур 8,3%

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

► - участковые уполномоченные *• уголовный розыск *— следственные аппараты

Рис. 2. Динамика уровня текучести кадров начсостава некоторых основных служб (в % от фактической численности).

Текучесть начсостава следственных аппаратов приобретает угрожающие размеры — 12,3% от фактической численности в 2001 г., а по некоторым МВД-ГУВД-УВД субъектов Российской Федерации еще выше (рис. 3).

15,9%

16,2%

12,3%

13,2%

13,7%

13,0%

Él!

• i

:□ штатная численность И замещено должностей ¡

Рис. 1. Изменение численности начсостава территориальных органов за периоде 1996 по 2001 гг. (чел.).

Обращает на себя внимание тот факт, что по таким основным службам, как следствие, уголовный розыск, участковые уполномоченные, уровень текучести кадров начсостава еще более высокий (рис. 2).

Рис. 3. Текучесть кадров начсостава следственных аппаратов за 2001 г. (в % от фактической численности).

Отток кадров из ОВД восполняется за счет увеличения набора новых сотрудников. Значительную часть лиц, приходящих на службу в ОВД на должности начальствующего состава, составляют выпускники образовательных учреждений МВД России, но их доля в последние три года имеет тенденцию к уменьшению, что связано с ежегодным уменьшением набора учащихся1.

Обращает на себя внимание тот факт, что доля выпускников образовательных учреждений МВД России в общем числе лиц, приходящих на службу в указанные основные службы территориальных органов внутренних дел, начиная с 1998-99 гг. также снижается.

Аналогичная динамика наблюдается и в основных службах территориальных органов внутренних дел, в

1 Сведения основаны на базе данных ГИЦ МВД России. В число выпускников образовательных учреждений МВД России входят выпускники образовательных учреждений Министерства юстиции, ФАПСИ, ВВ МВД России, поступающие на службу в территориальные органы внутренних дел. Их численность в период с 1998 по 2000 гг. составляет около 6% от общей численности данной категории молодых сотрудников.

частности, в следственных аппаратах, уголовном розыске, в службе участковых уполномоченных милиции.

Текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России на первом году службы. Средний уровень увольняемости выпускников образовательных учреждений МВД России на первом году службы в территориальных органах внутренних дел за период с 1996 по 2000 гг. составил 3,4% от пришедших на службу после окончания учебы. Данный показатель значительно колеблется в различных МВД-ГУВД-УВД субъектов Российской Федерации (от 0% до 14,6%). Так, наибольшее число молодых специалистов уволились на первом году службы из МВД Республики Тыва.

Имеющиеся статистические данные говорят о том, что средний по территориальным органам уровень увольняемости выпускников образовательных учреждений МВД России на первом году службы ниже аналогичного показателя для лиц других категорий, принимаемых на службу на должности начальствующего состава (рис. 4).

1896 г.

1997 г.

1998 г. 1999 г. 2000 г.

выпускники ОУ МВД России —■—лица иных категорий

Рис. 4. Динамика увольняемости выпускников образовательных учреждений МВД России и лиц других категорий начальствующего состава на первом году службы в территориальных органах внутренних дел(в % от числа лиц данной категории, принятых в текущем году).

Следует подчеркнуть, что уровень текучести кадров выпускников гражданских учебных заведений, поступающих на службу в органы внутренних дел, существенно выше уровня текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России. Как пример, можно привести данные по УВД Белгородской области (рис. 5).

18,9%

15%

1996 г. 1997 г

6,6%

4% 2,7% I-1

7,4%

6,3%

5,3%

1998 г.

1999 Г.

2000 г.

России за данные 5 лет (1,8%). За этот же период из следственных аппаратов УВД на первом году службы уволились 19,4% лиц, не являвшихся выпускниками вузов или ссузов МВД, из уголовного розыска — 8,1% лиц данной категории, из службы участковых уполномоченных милиции — 5,8%.

Сходные процессы наблюдаются в ГУВД г. Москвы (рис. 6) и в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (рис. 7). Статистические данные по этим регионам также говорят о том, что текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России (в среднем за 5 лет) существенно ниже, чем увольняемость на первом году службы лиц других категорий (за тот же период).

9,7%

9,3%

6,3%

2,7% 311111"

выпускники ОУ МВД следственные России аппараты (не

выпускники ОУ МВД)

уголовный розыск участковые (не выпускники ОУ уполномоченные (не МВД) выпускники ОУ МВД)

Рис. 6. Увольняемость выпускников образовательных учреждений МВД России и лиц других категорий в течение первого года службы в ГУВД г. Москвы (в среднем за 5 лет, в % от общей численности лиц соответствующей категории, поступивших на службу за гот же период).

11,4%

6,9%

6,3%

. 'г- •:,'■? •¿а

уголовный розыск (не выпускники ОУ МВД)

участковые уполномоченные (не выпускники ОУ КвД|

Ш выпускники ОУ МВД России □ выпускники гражданских вузов |

Рис. 5. Сравнительная динамика уровней текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России и выпускников гражданских вузов на первом году службы в УВД Белгородской обласги(в % от количества поступивших в текущем году лиц данной категории).

Аналогичная динамика отмечается и в других территориальных органах. Например, в УВД Кировской области с 1996 по 2000 гг. уволились на первом году службы всего 10 человек из 560 выпускников, пришедших из различных образовательных учреждений МВД

Рис. 7. Увольняемость выпускников образовательных учреждений МВД России и лиц других категорий в течение первого года службы в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (в среднем за 5 лет, в % от общей численности лиц соответствующей категории, поступивших на службу за тот же период).

Как представляется, снижение уровня увольнений выпускников является результатом целенаправленного учебно-воспитательного процесса, проводимого коллективами образовательных учреждений МВД России, в том числе и работы по формированию у учащихся профессионально важных личностных качеств, а также морально-психологической подготовки курсантов и слушателей к действиям в сложных опера-тивно-служебных условиях. Этому в немалой степени способствует созданная ГУК МВД России нормативная база воспитательной работы с учащимися и психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Входящие в нее нормативные документы предусматривают поэтапную подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности, включая раннюю профессиональную ориентацию молодежи, профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу, первоначальную адаптацию к

условиям учебной и служебной деятельности, комплексные мероприятия психолого-педагогического и воспитательного характера по подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Однако в некоторых территориальных органах отмечаются высокие показатели текучести кадров выпускников на первом году их службы, например, в УВД Омской области.

В данном случае не следует ссылаться на «перенасыщенность» комплектующего органа выпускниками образовательных учреждений МВД России. Например, в УВД Брянской области, где из пришедших за 5 лет (с 1996 по 2000 гг.) 808 выпускников, уволился, проработав менее 1-го года, только 1 молодой специалист, доля сотрудников с юридическим образованием существенно выше, чем по УВД Омской области, где из 1517 выпускников уволились на 1-м году службы 123 человека.

Одним из значительных недостатков работы комплектующих органов является отсутствие реального конкурса кандидатов на учебу. Например, количество изучаемых при профессионально-психологическом отборе кандидатов на поступление в Омскую академию на протяжении последних лет не создает даже минимального конкурса (2 человека на место).

Следует отметить, что существующие методы профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу позволяют прогнозировать уровень текучести кадров будущих выпускников. Кандидаты 3-й группы пригодности к обучению (условно пригодные) обладают низкой мотивацией на дальнейшую служебную деятельность и чаще увольняются из ОВД.

Имеющиеся данные указывают на то, что после окончания образовательного учреждения лица 3-й группы пригодности к обучению увольняются из ОВД, не проработав даже трех лет, т.е. почти в три раза чаще, чем лица 1 -й группы пригодности (пригодные в первую очередь) (рис. 8).

11,8%

1 группа пригодности 2 группа пригодности 3 группа пригодности

Рис. 8. Увольняемость выпускников различных групп психологической пригодности к обучению (в % от численности соответствующей группы).

Текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России в первые три года службы. Качество отбора кандидатов на учебу и уровень морально-психологической готовности выпускников — не единственные факторы, влияющие на продолжительность их службы в ОВД. Пришедшие на службу выпускники образовательных учреждений МВД России сталкиваются в различных территориальных органах с неодинаковыми социально-экономическими условиями регионов, разным морально-психологичес-ким климатом в коллективах, разными методами и стилем руководства ими. Эти факторы оказывают сильнейшее воздействие на уровень текучести кадров в ОВД, в том числе и на уровень текучести кадров молодых специалистов.

95% выпускников образовательных учреждений МВД России — молодые люди в возрасте 20-22 года. Хотя они уже носят лейтенантские погоны, у них нет не только опыта практической работы, но и жизненного опыта. В первые годы службы должна происходить адаптация молодых сотрудников к условиям практической служебной деятельности, закрепление их в служебных коллективах, формирование уровня психической деятельности, определяющего адекватное заданным требованиям и условиям среды профессиональное поведение, эффективное взаимодействие с социальным окружением и успешную деятельность.

Изучение проблемы текучести кадров в ОВД показало, что между МВД-ГУВД-УВД субъектов Российской Федерации также отмечается весьма существенное различие по количеству выпускников, уволившихся в период до трех лет после окончания ими ведомственного вуза или ссуза. При среднем уровне текучести кадров молодых специалистов (до 3-х лет после окончания образовательного учреждения) 9,6% от общего числа поступивших на службу в территориальные органы дан-ный показатель колеблется от 0,2% в УВД Брянской области до 28% в ГУВД Самарской области, 31% — УВД Чукотского автономного округа и 40% в УВД Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО.

Уровень текучести кадров молодых специалистов, как правило, меньше уровня текучести кадров начсостава в данном регионе. Например, в УВД Брянской области этот показатель — 0,2% (от общего количества выпускников, поступивших на службу за 5 лет) гораздо ниже, чем уровень текучести кадров начсостава в основных службах.

Аналогичная динамика наблюдается и в УВД Ульяновской области, где средний уровень текучести кадров молодых специалистов — 4,2% (от числа пришедших на службу за 5 лет).

Данные примеры показывают, что выпускники образовательных учреждений МВД России являются одним из основных факторов, стабилизирующих кадровую ситуацию в территориальных ОВД.

В то же время в некоторых регионах отмечается уровень текучести кадров молодых специалистов, аналогичный текучести кадров в основных службах или даже превышающий его.

Например, в ГУВД Свердловской области средний уровень текучести кадров молодых специалистов 12,5%, что в основном соответствует уровню текучести кадров начсостава основных служб данного территориального органа.

В УВД Тульской области средний уровень текучести кадров молодых специалистов 14%, что выше показателя текучести начсостава.

Аналогичная ситуация в ГУВД Тюменской области, где средний уровень текучести кадров молодых специалистов составил 15,2%.

Один из самых высоких уровней текучести кадров молодых специалистов — в ГУВД Самарской области — 28%. Он в два раза превышает уровень текучести кадров начсостава основных служб ГУВД Самарской области, который также очень высок.

Анализ проблемы текучести кадров в ОВД, в том числе и выпускников ведомственных образовательных учреждений, позволяет выявить ряд факторов социально-экономического, социально-психологического и организационно-кадрового характера, оказы-

вающих непосредственное влияние на увольнение сотрудников. Результаты проведенного опроса бывших сотрудников, уволившихся со службы, позволили проранжировать психологическую значимость причин, повлиявших на их решение: низкий уровень материального обеспечения (100%); ненормированный рабочий день (71 %); непрестижность службы в ОВД (54%); нерешенность жилищной проблемы (46%); неудовлетворительный морально-психологический климат в коллективе (44%).

Действие всех этих факторов носит взаимосвязанный и взаимопроникающий характер. Например, низкий уровень денежного содержания сотрудников является основной причиной низкого престижа службы в ОВД, сокращения числа потенциальных кандидатов на службу в систему МВД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценке Госкомстата России, начисленная средняя заработная плата по стране в декабре 2001 г. составила 4294 рубля и возросла по сравнению с декабрем 2000 г. на 42,4%. В то же время среднее денежное содержание сотрудника ОВД с пятилетним стажем работы составляет 2880 рублей. Рост оплаты труда в сфере промышленного производства создает предпосылки к значительному оттоку кадров ведущих милицейских служб, низкая оплата труда сотрудников ОВД уменьшает приток кандидатов на службу.

В тех регионах, где наблюдаются позитивные тенденции развития экономики и соответственно улучшаются показатели социальной сферы, прослеживается существенный дефицит кадров в основных службах.

При этом следует отметить, что дефицит в кадрах восполняется, в основном, выпускниками образовательных учреждений МВД России.

Выпускники образовательных учреждений МВД России в современных условиях становятся наиболее надежным источником пополнения личного состава основных служб ОВД. Скорейшее их вхождение в коллектив, успешная адаптация к условиям служебной деятельности — важнейшая задача комплектующих органов.

Особенности профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений МВД России вытекают из особенностей и специфичности их служебной деятельности в качестве офицеров ОВД. В ходе выполнения служебных задач часто возникают ситуации с реальной опасностью для жизни и здоровья. Наряду с этим здесь действуют факторы неожиданности, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденных ситуаций.

Весьма значимыми для молодых офицеров являются такие трудности, как преодоление психологического барьера, возникающего в их сознании после окончания образовательного учреждения; смена социального окружения; неуверенность в правильности своих действий на службе, в построении правильных отношений с сослуживцами; недостаточная помощь со стороны руководства, трудности социально-психологического характера, неумение применять полученные теоретические знания в практической деятельности; неумение организовывать и планировать свою работу.

По мнению большинства опрошенных выпускников, основной вклад в успешность адаптации молодых сотрудников к условиям службы внесли их коллеги по работе и наставники. Наименьший — сотрудники кадровых аппаратов, психологических служб и руководители подразделений (рис. 9).

Руководители подразделений Щ 4% Сотрудники психологической службы Ц 2,4% Сотрудники кадрового аппарата Ц 1,7%

Рис. 9. Факторы, влияющие на успешность адаптации к условиям службы.

Влияние коллектива в процессе психологической адаптации молодого сотрудника доминирующее. Чем сплоченнее коллектив, чем лучше в нем морально-психологический климат, тем эффективнее процесс адаптации, тем меньше текучесть кадров молодых специалистов.

Морально-психологический климат проявляется в особенностях настроения членов коллектива, в индивидуальном самочувствии каждого из них и в их удовлетворенности результатами служебной деятельности. Неблагоприятный морально-психологический климат снижает эффективность совместной работы, провоцирует конфликтные ситуации в служебных коллективах, приводит к неоправданной текучести кадров.

Следует отметить, что сами служебные коллективы в ОВД в последние годы коренным образом меняются. В них начинают преобладать сотрудники, пришедшие на службу после 1991 г., когда в обществе резко обесценились такие понятия, как честь, совесть, патриотизм, профессиональная гордость. Почти 70% начсостава (по основным службам — 75-80%0 и более 80% рядового и младшего начсостава имеют на настоящее время стаж службы в ОВД менее 10 лет.

Изменение социально-политической и экономической обстановки в стране, ослабление духовных и нравственных ценностей, происходящие в нашем обществе в настоящее время, не могут не влиять на сознание молодых сотрудников, ведут к потере нравственных ориентиров поведения, утрате веры в необходимость и престижность службы офицера ОВД. Важнейшей задачей кадрово-воспитательного аппарата МВД стала работа по установлению в среде вновь принятых сотрудников норм этики сотрудника ОВД, определенных Кодексом чести.

Учитывая уровень денежного обеспечения сотрудников милиции, высокая текучесть кадров в ОВД — процесс вполне объяснимый и естественный. В существующих условиях его нельзя остановить, но можно существенно замедлить целенаправленными мерами социально-психологического и воспитательного характера.

Совершенствование процесса адаптации выпускников образовательных учреждений МВД России

В целях совершенствования процесса адаптации молодых сотрудников в коллективах ОВД целесообразно осуществлять мероприятия организационно-педагогического, методического и психологического характера, активизировать деятельность руководителей всех уровней системы органов внутренних дел, кадровых и воспитательных аппаратов, а также практических психологов по закреплению кадров.

Предлагается:

— активизировать деятельность всех лиц, принимающих участие в работе с молодыми сотрудниками в период их адаптации;

— развивать собственную активность молодых сотрудников, те качества их личности, от которых в наибольшей мере зависит успешность адаптации;

— придать работе с молодыми сотрудниками системный, комплексный характер;

— усовершенствовать систему управления процессом адаптации;

— сформировать систему наиболее эффективных методов и психотехнологий, направленных на ускорение адаптационных процессов;

— специализировать методики работы с молодыми сотрудниками по видам и этапам адаптации с учетом индивидуальных трудностей адаптационного периода.

Для того чтобы активизировать деятельность всех лиц, участвующих в работе с молодыми сотрудниками в период их профессиональной адаптации, рекомендуется решать вопрос о назначении наставников, учитывая их психологическую совместимость с молодыми сотрудниками, психолого-педагогическую подготовленность, умение устанавливать психологический контакт с подшефным, педагогический такт, общительность и культуру, а также повышать уровень психологической и педагогической подготовленности всех лиц, участвующих в работе с молодыми сотрудниками.

К первоочередным задачам, стоящим перед сотрудниками кадровых аппаратов, относятся:

— изучение сущности и содержания процесса адаптации, специфики этапов его протекания;

— обучение кадров воспитателей молодых сотрудников конкретным способам изучения и учета психологических особенностей личности молодого сотрудника;

— расширение подготовки всех категорий лиц, работающих с молодыми сотрудниками в период их адаптации, развитие их коммуникативных способностей как ведущего компонента педагогического мастерства;

—расширение практики материального стимулирования наставников за успешную работу по профессиональной адаптации молодых сотрудников;

— пропаганда опыта успешной работы конкретных сотрудников.

Первостепенной задачей по снижению уровня текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России является разработка программы их социально-психологической адаптации к службе в органах внутренних дел. Принятие этой Программы позволит скоординировать в одном направлении деятельность всех субъектов этого процесса. На завершающем этапе профессиональной адаптации необходимо создавать условия для выявления перспектив роста молодого сотрудника. Этот период является периодом профессионального саморазвития и должен сопровождаться постепенным повышением социального статуса молодых сотрудников, улучшением, по возможности, материально-бытовых условий и др.

Успешное прохождение процесса адаптации молодым сотрудником позволит ему перейти к этапу профессионального становления, приобрести боль-

шую самостоятельность, уверенно совершенствоваться в избранной профессии, приобрести заинтересованность в самом процессе работы. В конечном итоге все указанные психолого-педагогические приемы позволят закрепить молодого специалиста в ОВД, снизить текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России, будут способствовать дальнейшей стабилизации кадрового состава ОВД.

СООТНОШЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Б ВИНОВНОМ ПОВЕДЕНИИ

Канд. юрид. наук, доцент C.B. Векленко

Омская академия МВД России Со времен Рене Декарта представление о «homo sapiens» (человеке разумном) было неразрывно связано с его сознанием: «Мыслю, следовательно, существую» (3,169). По мнению А.Ф. Зелинского, сознание относится к той категории понятий, которые мы понимаем до тех пор, пока никто не спрашивает нас, как их определить (6,9).

Представители различных наук трактуют сознание неодинаково. В философской литературе господствует широкое толкование сознания, которое сводится, в конечном счете, к идеальному. Большинство психологов, наоборот, рассматривают сознание как одну из двух основных сфер внутренней духовной жизни человека, присущую только ему, его личности. Некоторые авторы считают возможным исходить из двоякого понимания сознания — общефилософского и психологического (19,119).

Известный отечественный философ А.Г. Спиркин, используя достижения психологии, предлагает следующее определение данного понятия: «Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конст-руктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (15, 83).

Для того чтобы постигнуть природу человеческого сознания, необходимо изучить его структуру, анализ которой издавна принято начинать с созерцания, т.е. с ощущений и восприятий. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств; это элементарное, далее психологически неразложимое, не имеющее структуры познавательное явление. Восприятие — это уже структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений (15,91-94).

После того как тот или иной предмет перестает воздействовать на органы чувств человека, образ этого предмета не исчезает бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти. Память — это форма познавательной деятельности, направленная на запечат-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.