КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА
МВД РОССИИ
PERSONNEL POTENTIAL OF THE BODY OF INTERNAL AFFAIRS AS AN IMPORTANT RESOURCE OF THE TERRITORIAL BODY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 34.08
Аннотация: каждый орган внутренних дел обладает определенным потенциалом, который может быть организационным, социальным, психологическим, правовым, этическим, а также кадровым. Потенциал территориального органа МВД России зависит от каждого из сотрудников, расстановки кадрового состава, профессионализма руководителей, материально-технической оснащенности и так далее. Успешность служебной деятельности каждого сотрудника органов внутренних дел зависит от многих факторов, которые, в свою очередь, сказываются как на количественных, так и на качественных показателях деятельности в целом органа внутренних дел и отдельно взятого сотрудника. Совокупность возможностей всех сотрудников ОВД и составляют кадровый потенциал территориального органа внутренних дел, который можно определить, оценивая субъектом управления степень обеспеченности соответствующими кадрами, адекватностью решения стоящих задач. В данной статье анализируется современное состояние кадрового потенциала органа внутренних дел, обозначены основные направления деятельности по формированию и развитию кадрового потенциала органа внутренних дел.
Ключевые слова: органы внутренних дел, кадровый потенциал, полиция, кадровая политика.
Для цитирования: Николаенко Е.А. Кадровый потенциал органа внутренних дел как важный ресурс территориального органа МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018.
Abstract: each territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia has a certain potential, which can be organizational, social, psychological, legal, ethical, and also personnel. The potential of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia depends on each of the employees, the placement of personnel, the professionalism of managers, material and technical equipment, and so on. The success of the performance of each employee of the internal affairs bodies depends on many factors, which in turn affect both the quantitative and qualitative indicators of the activity of the body of internal affairs and of the individual employee as a whole. The totality of the capabilities of all ATS employees makes up the personnel potential of the territorial body of internal affairs, which can only be determined by evaluating the degree of provision of appropriate personnel, the adequacy of the solution, the tasks to be performed by the subject of management. This article analyzes the current state of the human resources capacity of the internal affairs body, outlines the main activities for the formation and development of the human resources capacity of the internal affairs body.
Keywords: internal affairs bodies, personnel potential, police, personnel policy.
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) nikolaenko.оea@mail.ru
ELENA А. NIKOLAENKO
Сandidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Е.А. НИКОЛАЕНКО,
№ 2. С. 35.
For citation: Nikolaenko E.A. Personnel potential of the body of internal affairs as an important resource of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 2. P. 35.
Происходящие в настоящее время в России изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни, не могут не сказываться и на органах внутренних дел, которые в своей деятельности первостепенную роль отводят созданию устойчивых механизмов по защите прав и свобод человека, жизни, здоровья, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Безусловно, и органы внутренних дел в своем организационно-структурном построении также не стоят на месте, а идут во взаимосвязи с происходящими общественно-политическими, социальными, демографическими и другими обстоятельствами в обществе. В основу проведения данных преобразований положено укрепление связи сотрудников органов внутренних дел с населением, повышение авторитета полицейских и престижа службы в органах внутренних дел.
Последние 7 лет в МВД России идет череда реформирования органов внутренних дел, оптимизация и сокращение личного состава органов внутренних дел, проводятся организационно-штатные мероприятия, а следовательно, преобразовывается и нормативно-правовое регулирование деятельности как конкретных служб и подразделений, так и правовое регулирование прохождения службы в органах внутренних дел в целом. В последнее время преобразования выразились в переходе милиции в полицию, создании новой структуры - Федеральной службы войск национальной гвардии, в состав которой вошли отдельные службы МВД России (ОМОН, СОБР, ЛРС, ОВО), в систему МВД России вернулись некоторые функции, созданы подразделения по контролю за оборотом наркотиков и миграционная служба.
Проведение реформ ставит своей целью оптимизировать количество личного состава МВД России, повысить эффективность функционирования каждой структуры, ориентировать полицию на служение государству и народу, что находит свое закрепление в статье 1 Федерального закона «О полиции»: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»1.
Последующее закрепление отдельных положений по совершенствованию деятельности ОВД, а равно создание государственного института полиции России, который пользуется у граждан высоким доверием, было предложено в разработанной рабочей группой при МВД России «Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации»2, которая одну из мер совершенствования деятельности ОВД обозначает как повышение кадрового потенциала.
В марте 2018 года на расширенном заседании коллегии МВД России генералом полиции В.А. Колокольцевым отмечено, что «в 2017 году первостепенное внимание уделялось формированию и развитию кадрового потенциала. Ведомственная система профессиональной подготовки в значительной степени обеспечивает потребности органов внутренних дел в специалистах различного профиля и уровня квалифи-кации»3.
Положения проекта Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел на период до 2020 года» [4] (Концепция до настоящего времени так и не была принята) содержат дефиниции «кадровый потенциал МВД России» и «кадровый потенциал органов внутренних дел». Дефиниция «кадровый потенциал МВД России» представлена как возможность государства обеспечить деятельность ОВД качественными человеческими ресурсами, в свою очередь «кадровый потенциал ОВД» рассматривается как совокупность профессиональных и личностных возможностей, опыта службы личного состава, его профессиональной подготовленности, а также морально-психологического состояния.
До настоящего времени многие деятели науки в своих исследованиях используют понятия «трудовой потенциал» и «кадровый потенциал». Однако единого мнения относительно содержания понятий «трудовой потенциал» и «кадровый потенциал» нет. Многие ученые настаивают на тождественности этих дефиниций. Хотя «кадровый потенциал» более корректно рассматривать в рамках образований группы людей, объеди-
1 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 2011, № 7, ст. 900.
2 http://crimpravo.ru/blog/reforma_mvd/1995.html.
3 http://www.ormvd.ru/actual/the-text-of-the-official-speech-of-vladimir-a-kolokoltsev-at-the-enlarged-meeting-of-the-collegium-o/.
ненных общей целью в какой-либо профессиональной области.
Кадровый потенциал является наиболее важным ресурсом органа внутренних дел и в совокупности с другими имеющимися ресурсами способствует решению первостепенной социальной функции в обществе - обеспечению правопорядка. Поэтому успешное выполнение задач, поставленных перед Министерством внутренних дел, во многом зависит от состояния кадрового потенциала органа внутренних дел, в связи с чем необходимо систематически анализировать состояние кадрового потенциала органа внутренних дел, изучать произошедшие изменения в его состоянии, изучать факторы, способствующие его изменению, принимать меры, направленные на стабилизацию кадрового корпуса и укрепление кадрового состава, а также применять новые методы и формы работы, совершенствовать подготовку кадров, более тщательно подходить к планированию организации деятельности органа внутренних дел.
Данные о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации свидетельствуют о том, что в целом удается стабилизировать ситуацию кадрового корпуса ОВД. Так, по результатам 2016 года количество опытных сотрудников со стажем службы свыше 5 лет сохранилось на уровне 79,2% (АППГ: 80,7%). На 2,8% увеличилось число сотрудников из числа начальствующего состава, имеющих высшее образование (82,9%; АППГ: 80,1%). При этом на 1,8% повысилась доля лиц данной категории со средним и высшим специальным юридическим образованием (63,0%; АППГ: 61,2%), что является положительным показателем, влияющим на качественный состав кадров. Соотношение количества принятых на службу в органы внутренних дел к количеству уволенных: принято 8,7 % (от штатной численности рядового и начсостава), уволено 7,2%.
При этом любым имеющимся потенциалом необходимо умело управлять, рационально использовать и иметь действенные и своевременные источники пополнения, что будет сказываться на эффективности работы всего территориального органа МВД России.
Безусловно, следует говорить, что на пополнение и состояние кадрового корпуса влияют социально-экономические, демографические, политические и другие факторы, происходящие в обществе, среди которых можно выделить такие как депопуляция населения; снижение числа в целом молодого поколения до 25 лет в общей совокупности населения; ухуд-
шение здоровья молодежи; уровень престижа службы; уровень заработной платы; наличие социального пакета и т.д. Анализ работы по отбору кандидатов на обучение в образовательные организации системы МВД России свидетельствует о том, что основными факторами, влияющими на выбор молодежью профессии, являются материальная обеспеченность, невысокая загруженность на работе, соразмерность затрачиваемого труда выполняемой служебной деятельности, престиж профессии, факторы профессиональной деятельности, наличие свободного времени, наличие компенсации за работу сверх нормальной продолжительности времени и т.д.
О качественном и количественном состоянии кадрового потенциала органа внутренних дел можно говорить, проводя его оценку, которая осуществляется в ходе инспектирования органа внутренних дел, проводимых контрольных проверках, осуществляемых целевых выездах, при проведении мониторинга деятельности органов внутренних дел и отдельно взятого подразделения либо сотрудника органов внутренних дел, а также при аттестации сотрудников ОВД. Проведение анализа кадрового потенциала органов внутренних дел является необходимостью на стадии стратегического планирования кадрового обеспечения деятельности органа внутренних дел, при этом в ходе оценки кадрового потенциала анализируются и негативные просчеты в организации работы с кадрами в органе внутренних дел.
На основе анализа состояния кадрового потенциала органа внутренних дел определяются первостепенные направления развития и совершенствования кадрового потенциала органа внутренних дел, среди которых заслуживают особого внимания следующие направления:
- стратегическое планирование кадрового обеспечения деятельности органа внутренних дел;
- реализация стратегического управления кадровым потенциалом;
- целенаправленная (многоуровневая) профессиональная ориентация молодежи, начиная со школьной скамьи, с целью поступления на первоначальном этапе на обучение в общеобразовательные организации системы МВД России и в дальнейшем в образовательные организации высшего образования системы МВД России. Так, суворовские военные училища МВД России следует рассматривать одним из источников пополнения органов внутренних дел;
- качественный профессиональный отбор на службу в ОВД на постоянной основе;
- анализ и совершенствование системы подготовки кадров, использование новых современных методов обучения, в том числе с широким использованием дистанционных технологий;
- возможность повсеместного создания рекру-тинговых центров с целью исключить субъективный фактор при приёме на службу;
- повышение качественного состава кадров органов внутренних дел за счет укомплектования вакантных должностей преимущественно выпускниками образовательных организаций системы МВД России, что позволит укрепить кадровый потенциал органа внутренних дел с долгосрочной перспективой, а также планомерно осуществить передачу практического опыта молодым специалистам;
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию службы в органах внутренних дел и на престиж службы;
- формирование кадрового резерва для пополнения кадрового состава, способного быстро восполнить «кадровый голод»;
- создание оптимального организационного построения территориальных органов МВД России, способных выполнять в полном объеме задачи, возложенные на МВД России, не допуская случаев дублирования отдельных функций;
- систематическое повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, в том числе сотрудников органов внутренних дел, зачисленных в кадровый резерв;
- целенаправленное проведение работы по профилактике правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел;
- совершенствование профессионально важных личностных качеств сотрудников;
- совершенствование морально-психологического обеспечения личного состава органов внутренних дел;
- совершенствование материально-технических условий труда сотрудников органов внутренних дел;
- стимулирование и социальная обеспеченность сотрудников органов внутренних дел;
- использование и совершенствование информационных технологий в организации работы с личным составом.
Таким образом, перед органами внутренних дел одной из важных задач в организации работы с кадрами является создание стабильного квалифицированного кадрового корпуса, который будет соответствовать современным политическим, социальным и экономическим условиям и составлять действенный кадровый потенциал органа внутренних дел.
Литература
1. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2016 год. - 72 с.
2. Денисенко В.В. Размышления о значении кадрового потенциала для достижения целей реформирования органов внутренних дел / Актуальные проблемы административного и администратвино-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях под редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. -Москва, 2017. С. 13-21.
3. Школа О.В. Кадровый потенциал органов внутренних дел как стратегический ресурс экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 189-193.
4. Жевлакович С.С. Кадровый потенциал ведущих служб органов внутренних дел в части образовательного уровня // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 301-304.
5. Бородавко Л.Т., Игошин Н.А. Актуальные проблемы системы поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 152-154.
6. Кадничанская Э. Повышение кадрового профессионализма системы органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник факультета юриспруденции и ювенальной юстиции. 2014. № 10. С. 202-209.
7. Рыбакова Е.Ф. Совмещение целей органов внутренних дел и ее сотрудников - залог успешного проведения кадровой политики // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 189-191.
= References =
1. Svedeniya o sostoyanii raboty' s kadrami organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii za 2016 god: Sbornik analiticheskix i informacionny'x materialov. - M.: DGSK MVD Rossii, 2016 god. - 72 s.
2. Denisenko V.V. Razmy'shleniya o znachenii kadrovogo potenciala dlya dostizheniya celej reformirovaniya organov vnutrennix del / Aktual'ny'e problemy' administrativnogo i administratvino-processual'nogo prava: materialy' ezhegodnoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3-x chastyax pod redakciej Yu.E. Avrutina, A.I. Kaplunova. - Moskva, 2017. S. 13-21.
3. Shkola O.V. Kadrovy'j potencial organov vnutrennix del kak strategicheskij resurs e'konomicheskoj bezopasnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 5. S. 189-193.
4. Zhevlakovich S.S. Kadrovy'j potencial vedushhix sluzhb organov vnutrennix del v chasti obrazovatel'nogo urovnya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 5. S. 301-304.
5. Borodavko L.T., Igoshin N.A. Aktual'ny'e problemy' sistemy' poe'tapnoj professional'noj podgotovki sotrudnikov policii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 3 (75). S. 152-154.
6. Kadnichanskaya Е. Povy'shenie kadrovogo р|Ое55юпа1^та sistemy' огдаг^ vnutrennix del Rossijskoj Federacii // Vestnik fakul'teta yurisprudencii i yuvenal'noj yusticii. 2014. № 10. S. 202-209.
7. Ry'bakova Е^ Sovmeshhenie celej organov vnutrennix del i ee sotrudnikov - zalog uspeshnogo provedeniya kadrovoj politiki // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 11. S. 189-191.
(статья сдана в редакцию 01.06.2018)