Научная статья на тему 'Основные тенденции борьбы с терроризмом на Северном Кавказе'

Основные тенденции борьбы с терроризмом на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВУ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ордоков Мирзабек Хаутиевич

В статье исследуются причины и природа терроризма; преступных деяний террористической направленности в республиках Северного Кавказа; анализируются проблемы борьбы с этим явлением; рассматривается состав его ключевых элементов, имеющих четко выраженную региональную и национальную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS OF TERRORISM IN THE NORTH CAUCASU

The article examines the causes and nature of terrorism; criminal acts of terrorist orientation in the North Caucasus republics; analyzes the problems of combating this phenomenon; considers the composition of its key elements with a clearly expressed regional and national specificity.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции борьбы с терроризмом на Северном Кавказе»

Ордоков М. Х.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

5.5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Ордоков Мирзабек Хаутиевич, преподаватель кафедра огневой подготовки

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

Аннотация: в статье исследуются причины и природа терроризма; преступных деяний террористической направленности в республиках Северного Кавказа; анализируются проблемы борьбы с этим явлением; рассматривается состав его ключевых элементов, имеющих четко выраженную региональную и национальную специфику.

Ключевые слова: угрозы государству, национальная безопасность, терроризм, противодействие терроризму.

THE MAIN TRENDS OF TERRORISM IN THE NORTH CAUCASU

Ordokov Mirzabek H., Teacher of fire training Department

Place of employment: North Caucasus Institute of advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia

Abstract: the article examines the causes and nature of terrorism; criminal acts of terrorist orientation in the North Caucasus republics; analyzes the problems of combating this phenomenon; considers the composition of its key elements with a clearly expressed regional and national specificity.

Keywords: threats to the state, national security, terrorism, counteraction to terrorism.

На территории Северного Кавказа продолжается процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам, и, в целом, наблюдается процесс усиления влияния этой религии на политическую и общественную жизнь данного региона. Особенно заметными и объективно тревожными являются радикальные формы процесса исламизации СКФО. Эти процессы усиливают сепаратистские тенденции, обостряют межконфессиональные, межэтнические и межнациональные отношения, увеличивают количество и содержание экстремистских и террористических способов ведения политического и межконфессионального противодействия.

Неоднократные попытки отечественных и зарубежных политологов, юристов, социологов и психологов установить природу и сформировать понятие терро-ризма[1], не увенчались успехом. По всей видимости, такая ситуация сложилась по причине выделения учеными большого количества разных видов терроризма, отображающих различные стороны явления, и исследования ими разных подходов к определению этого понятия. Сегодня существует несколько обозначений понятия терроризма: международный и внутренний; левый и правый; этнонациональный, политический, уголовный, молодежный и пр. Промеж всех перечисленных разновидностей терроризма, политический играет особую роль. Он способен дестабилизировать политическую систему страны.[2]

Во избежание пагубных последствий следует огромное внимание уделять препятствованию терроризма, выраженному в «совокупной деятельности федеральных структур, общественных организаций и сообществ в рамках их круга ведения, определенной законодательством на государственном и региональном уровне, с применением правовых, политических, общественно-экономических, мировоззренческих и прочих мер». При этом деятельность должна быть ориентирована на: «выяснение и нейтрализацию первопричин и условий, обуславливающих появление данного явления; предотвращение, ликвидацию и обнаружение преступных террористических деяний; реализацию рассмотрения уголовных деликтов и преступлений в

части террористов в; уменьшение до минимума последствий террористических их актов».[3]

Исходя из практического опыта, большая часть результативных мер политической и организационной направленности не в состоянии снять проблемы, появляющиеся у уполномоченных органов правопорядка в процессе рассмотрения и разоблачения преступных террористических деяний.

Ряд задач препятствования и предотвращения разнородных преступных деяний, имеющих отношение к терроризму, нуждается в научном исследовании. Для того, чтобы разобраться в особенностях и сформировать криминалистические характеристики таких преступных деяний, как «содействие террористической деятельности» и «организация незаконного вооруженного формирования или членство в нем», надо тщательно изучить массу расследованных уголовных дел, заведенных согласно ст. 205.1 и ст. 208 УК РФ, соот-ветственно.[4,с.133] С точки зрения ситуативного подхода надлежит подготовить и общие цели, и конкретные приемы и способы достижения этих целей в расследовании преступных деяний террористической направленности со специфическими чертами, к примеру, с этнорегиональными особенностями, неучтенными в процессе следствия в силу невозможности этого сделать как таковое.

В процессе следования своим политическим амбициям террористические объединения для обеспечения своей незаконной деятельности могут кооперироваться с разными преступными сообществами и совершать множество неспецифичных правонарушений, например: нелегальный оборот наркотиков, фальсификация денежных знаков или ценных бумаг, торговля живым товаром, оружием, придание правомерного вида денежным средствам, полученным нелегальным способом и пр.

Своевременное обнаружение подготовительных действий к совершению преступных террористических деяний является чрезвычайно важным для официального подтверждения выявленных фактов (выявления) коррупции в органах государственной власти, в том числе в органах правопорядка.[5]

Социально-политические науки

3'2018

Исходя из полученных результатов в ходе проведенного анализа следственной деятельности, можно установить, что террористы практикуют использование разных способов насилия над людьми. Это может быть и физическое, и психологическое насилие. При этом в каждом конкретном террористическом акте один из видов насилия превалирует над остальными.

Для успешного осуществления препятствования терроризму следует строить процесс расследования преступлений террористических ситуационно. То есть нужно определить типовые первичные данные следственных ситуаций и типовые ситуации разных следственных действий, среди прочего, важно уделить внимание ситуациям допроса подозреваемых.

В процессе расследования террористских преступных деяний может возникнуть множество характерных для этого вида деятельности проблем.

К примеру, вовсе непросто привлечь понятых к следственным действиям, потому что люди опасаются за свою жизнь и здоровье. Вследствие этого сотрудникам уголовного розыска приходится использовать другие способы регистрации результатов, обретенных в ходе следственных действий. В данном случае, факультативные средства закрепления хода и результатов расследования (фотографии, видео- и аудиозаписи) имеют значение основных и обязательных.

Помимо этого в процессе следственных действий необходимо принимать во внимание этническую специфику местного населения. Как правило, люди в разных регионах имеют свое, нестандартное представление о том, в чем заключается исполнение роли понятого, свидетеля, учителя и переводчика. Бывают случаи прямого препятствования следственным действиям родственниками или близкими людьми лиц, проходящих по делам террористской направленности.

Также надлежит учитывать этноконфессиональные качества подозреваемых в причастности к религиозному терроризму в момент избрания тех или иных методов и способов ведения расследования, тем более на этапе налаживания психологической атмосферы между допрашиваемым и следователем, побуждающей подозреваемого к общению со следователем и передаче ему сведений по расследуемому делу. [6] И еще. Скорее всего, придется смириться с тем, что попытки следователя вызвать у подозреваемого симпатию по отношению к себе, если национальность или вероисповедание следователя как раз та, против которой подозреваемый ведет свою борьбу, не увенчаются успехом. Надо думать, что произойдет эффект, обратный ожидаемому.

В процессе следственных действий может возникнуть еще одна проблема: применение материалов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности, в качестве доказательств в ходе предварительного следствия без соответствующей законодательству проверки.

В целом, проблема постижения и исследования существующей практической деятельности в области препятствования терроризму в нашей стране и за ее пределами, а также создания на основании полученных результатов действенной технологии расследования и раскрытия преступных террористических деяний, не потеряла своей актуальности и требует особого внимания.

Среди основных направлений деятельности террористских мусульманских организаций на территории Северного Кавказа можно отметить такие, как: переформатирование диверсионной противогосударственной работы в законспирированную подпольную деятельность, объединение представителей исламского

радикального движения с местными этническими организациями, поползновения со стороны иностранных структур сформировать стабильную систему управления салафитско-ваххабитскими общностями на территории Северного Кавказа с разработкой путей их информационно-ресурсного обеспечения, формирование боевых террористических групп в салафитско-ваххабитских общинах, создание других религиозных исламских объединений с целью формирования «Кавказского халифата» или прочих государств с теократической формой правления, замещение выборных административных органов местного управления авторитетным положением религиозных структур с ярко выраженной разрушительной направленностью. Такие политические схемы, расширение разновидностей политических практик распространяются за пределы регионов. Последующее возрастание перечисленных направлений представляет собой опасность дестабилизации политических, социальных и экономических отношений, установленных и защищаемых основным законом нашей страны в Северо-Кавказском регионе.

Существуют исторически сложившиеся внутренние и внешние источники терроризма в Северо-Кавказском регионе.

Внутренние причины возникновения терроризма в республиках Северного Кавказа: социально-экономические, включающие недовольство местного населения своим благосостоянием, разочарованность в региональном истеблишменте, неспособном найти решение экономических проблем в регионе, ненасытность, продажность многих исламских работников административного аппарата и их приближенных, ничем не ограниченное тяготение к лидерству в религии и социуме, умышленное использование в своих целях трепетного отношения местного населения к религии и своей национальности во время предвыборных гонок и других кампаний, тяга к нелегальной наживе, поборы, передел сфер влияния на рынке недвижимости.

Существенную роль в этом процессе играет всеобщее недоверие к федеральным властям со стороны большей части граждан Северо-Кавказского федерального округа, исповедующих ислам. Население региона утвердилось во мнении, что федеральная власть нестабильна и бессильна, потому что не в состоянии продуктивно управлять духовно-нравственными и общественно-экономическими процессами в округе. Только культурная и образовательная сфера является задействованной в процессе реализации политических долгосрочных целей. Получив дополнительное образование, будь-то религиозное или светское, появляется возможность в дальнейшем совмещать религиозную деятельность с общественной, что способствует инфильтрации в политическую жизнь на федеральном уровне. В этом контексте важно исследовать деятельность много лет свободно функционирующих на территории Северо-Кавказского округа международных исламских образовательно-просветительских центров и последствия их деятельности, а также процесс культивирования тенденции получения образования местной молодежи за рубежом, причем в исламских учебных заведениях, в которых преобладает преподавание и распространение радикального течения ислама.

Внешние причины возникновения терроризма в республиках Северного Кавказа: функционирование каналов взаимосвязи между местными мусульманами и мусульманами стран соседей (Сирии, Турции, Саудов-

Ордоков М. Х.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

ской Аравии, Иордании и пр.) со сформированной довольно внушительной диаспорой выехавших из Северо-Кавказских республик людей (большая часть россиян, каждый год посещающих святые места в Мекке и Медине, являются выходцами Северо-Кавказских республик), действенная работа сообществ религиозно-террористской и прочих направленностей определенных зарубежных стран (среди прочего и при прямом содействии спецслужб этих стран) в СевероКавказском и Южном федеральных округах и их нацеленность на управление (законное, полузаконное и даже незаконное) религиозными делами в этих регионах, материально-техническое и финансовое обеспечение людей, исповедующих радикальный ислам на территории этих регионов, иностранными религиозными и гуманитарными организациями.

Также причиной увеличения количества проявлений терроризма в южных регионах РФ является неэффективность региональных властей в управлении религиозными и экономическими делами в этой местности, коррумпированность местных чиновников и неавторитетность региональной и государственной власти в глазах проживающих там людей. Рост терроризма в данном районе также провоцирует несогласованность действий между местными административными и государственными институтами власти.

То, что именно правильность ведения дел региональными властями влияет на подконтрольность им религиозных сообществ свидетельствует пример Астраханской области в ЮФО, в которой межконфессиональные отношения складываются достаточно гармонично. При этом данная область является самой поликонфессиональной на территории Южного федерального округа и всей страны, и недостаточно экономически устойчивой, а также здесь установлен самый большой процент незаконной миграции. Все дело в том, что местные власти очень ответственно относятся к противодействию религиозному экстремизму, реализуя соответствующую разработанную программу. В области сформирован специальный совет, в который входят представители местных конфессий, не прекращается постоянное взаимодействие между разными религиозными организациями. Такие меры имеют позитивный политический результат. Не менее важной является гибкость регионального правового поля, вовремя и правильно реагирующего на проявления регионального экстремизма.[7].

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93%.

Список литературы:

1. Бидова Б.Б. Философско-идейный фундамент экстремизма //Вестник чеченского государственного университета. 2017. № 3. С. 138-144.

2. Карданов Р.Р. Проблемные вопросы осмотра места происшествия на территории Кабардино-Балкарской республики. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 84-86.

3. Кучмезов Р.А. Правовой статус адвоката. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 112-114.

4. Нагоева М.А. Систематичность в уголовном законодательстве Российской Федерации. // Современный ученый. 2018. № 1. С. 113-116.

5. Нагоева М.А. Терроризм как глобальная проблема современности. // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 255-257.

6. Ордоков М.Х. Криминалистические проблемы доказывания при дефиците доказательств. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 112-114.

7. Ордоков М.Х. Проблемы процессуального оформления осмотра места происшествия. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 114-115.

8. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью на тему: «Основные тенденции борьбы с терроризмом на Северном Кавказе»

Статья посвящена детальному анализу преступных деяний террористической направленности в республиках Северного Кавказа.

В статье анализируются проблемы борьбы с этим явлением; рассматривается состав его ключевых элементов, имеющих четко выраженную региональную и национальную специфику характерные

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности является деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ. дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ.

В статье раскрываются процессы задач препятствования и предотвращения разнородных преступных деяний, имеющих отношение к терроризму на Северном Кавказе.

Значительное внимание уделяется исследованию причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.

Статья на тему: «Основные тенденции борьбы с терроризмом на Северном Кавказе», отвечает необходимым требованиям и рекомендуется к публикации.

Старший преподаватель кафедры огневой подготовки

СКИ(ф) КрУ МВД России, канд. юрид. наук

М.А. Нагоева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.