9.8. ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ
Маржохов Мурат Алиуасович. Должность: руководитель отдела. Место работы: Следственный комитет Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. Подразделение: Следственное управление, Прохладненский межрайонный следственный отдел. Ордоков МирзабекХаутиевич. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра огневой подготовки. E-mail: arsmarina@mail.ru
Аннотация: В статье исследуются причины и природа экстремизма; преступных деяний экстремист-кой направленности в республиках Северного Кавказа; анализируются проблемы борьбы с этим явлением; рассматривается состав его ключевых элементов, имеющих четко выраженную региональную и национальную специфику.
Ключевые слова: угрозы государству, национальная безопасность, экстремизм, противодействие экстремизму.
EXTREMISM IN THE NORTH CAUCASUS: HISTORY, BACKGROUND
Marzhokhof Murat Aliuasovich. Position: Head of department. Place of employment: Investigative Committee of Russian Federation for Kabardino-Balkar Republic. Department: Prokhladnenskiy interdistrict investigative Department. Ordokov Mirzabek Hautievich. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia. Department: fire training chair. E-mail: arsmarina@mail.ru
Annotation: The article examines the causes and nature of extremism; criminal acts of extremist orientation in the North Caucasus republics; analyzes the problems of combating this phenomenon; considers the composition of its key elements with a clearly expressed regional and national specificity.
Keywords: threats to the state, national security, extremism, counteraction to extremism.
Рождению в России современного терроризма в конце XX века способствовал кризис всех жизненно необходимых сфер, охвативший практически все регионы, а на Северном Кавказе принял наиболее болезненный и конфликтный характер. Необдуманные реформы действующей власти привели к всплеску жестокости и насилия. Именно с начало 90-х годов частое применение субъектами политики террористических методов борьбы, особенности на Северном Кавказе, стало одно из существенных вопросов, препятствующих устойчивому развитию российского государства.
Что такое террор? Устрашение общества, мирного населения, для его контроля включая и физическое уничтожение посредством массового убийства либо причинение телесных увечий, разрушение объектов и зданий, не только как сейчас принято в современном государстве, различными противозаконными организациями, но и государством включительно - есть террор, («TERRA» от латинского - страх, ужас). Данное понятие ввел Аристотель в греческом театре, как тип особого ужаса овладевающего зрителями. Позже на Западе был открыт это мощное оружие по воздейст-
вию на мысли и поведение общества. Доктрина использования страха как орудие власти принадлежит Якобинцам во главе с Максимилианом Робеспьером -призыв к жесткому внутреннему террору в отношении противников Франции.
Противоправные деяния террористического характера, несмотря на свою историческую известность, в последние десятилетия стали принципиально новым феноменом. Изложенные ниже некоторые обстоятельства, позволяют утверждать это.
1. Произошло видоизменение рассматриваемых преступлений, а именно с 60-х годов второй половины прошлого столетия, человечество столкнулось с невиданными по масштабам и формам акциями террористического характера.
Террористические преступления, меняя облики, одномоментно или попеременно проявляются в различных странах и регионах. К числу территорий, где террористическая угроза особенно значительна, относится юг Российской Федерации.
2. Терроризм стал фактором милитаризации. Если ранее существовала некоторая линия между войной и терроризмом, на данный момент происходит своего рода интеграция терроризма и войны, что свидетельствуют ранее происходившие события на Северном Кавказе (Чечне и Дагестане).
3. В террористической деятельности произошла глобальная политизация преследуемых целей, что проявляется в сливании политического терроризма с уголовной преступностью. Их различие возможно определить по мотивам, а методы и формы -тождественны[3].
По своему содержанию терроризм можно поделить на виды:
1) социально-политический;
2) этнический;
3) этносепаратистский, преследующий национальные интересы или сепаратистские цели, а также цели по борьбе против возможного господства «третьих лиц». Данный вид терроризма сложно отличить от борьбы за справедливость, и задача такого характера не должна сниматься с повестки дня.
Эти разновидности терроризма редко выступают в истинном виде, в основном взаимодействуя, смешиваются между собой. Наибольшую проблему для Российской Федерации представляют две последние разновидности, достаточно часто приобретающие религиозную окраску.
Для познания терроризма как социального явления, вскрытия его детерминант и выработки мер предупреждения необходим тщательный исторический анализ.
Причины, вызвавшие терроризм в нашей стране, представляют собой довольно сложный комплекс и прослеживаются на начальных уровнях[2].
К их числу относится распад мощнейшей державы как СССР, сопровождающийся превращением СевероКавказский регион в зону этнического бедствия. Вместе с этим исчез коллективизм всех народов союза и такое конституционное право как право на восьмичасовой рабочий день, возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Уровень жизни на Кавказе стал не высок[8]. Банкротство заводов и фабрик привел к отсутствию рабочих мест для простых граждан бывшего союза. Такие результаты политического представления привели к тому, что значимая часть жителей субъектов региона имела доход ниже установленного прожиточного минимума и росту безработицы. Развитие инфраструктуры, промышленности и
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА НА КАВКАЗЕ
Маржохов М.А. Ордоков М.Х.
экономики в целом носил остаточный принцип. Ко всему этому добавились неразрешенные проблемы с народами, перенесшими репрессии во время войны. Отсутствие заработка, неготовность к проявлениям и действиям современного терроризма правоохранительной системы страны, паралич власти, социально-экономический кризис, стремительное падение уровня жизни населения, обострение противоречий в политической и социальной сфере, разногласие в национальных и региональных интересах, падение культурных нравов, торжество цинизма, нигилизма приводил к росту правонарушений, преступлений и социальных проблем.
Основной проблемой не только Северо-Кавказских регионов, но и всей России стал терроризм, рождение отдельных религиозных группировок не согласных с положением внутренней политики государства^ ].
Терроризм стал внушительной угрозой, развития общественно-политических отношений на Северном Кавказе и в некоторой степени выражением протеста в отношении действующих социальных норм государства и орудием передела сфер влияния уголовного мира под лозунгом достижения «справедливости наро-да»[7].
Наряду с этим проводились террористические акции, которые ввиду их высокой подготовленности и целеустремленности на изменение государственного устройства вполне можно считать политическим терроризмом. Крупными и показательными проявлениями политического терроризма стали разворачивание осетино-ингушского конфликта, а также становление «Республики Ичкерия», которое было бы невозможным без помощи извне. В результате Северный Кавказ стал плацдармом политического и экономического терроризма мирового (в перспективе) масштаба[4].
Профессионально подготовленные и спланированные нападения на населенные пункты, объекты жизнеобеспечения и органов власти принимают систематический характер в конце 90-х годов и на территории Республики Дагестан. Анализ деятельности незаконных вооруженных формирований скорее всего носил политический характер, будучи направленными на нарушение территориальной целостности РФ и насильственное установление других форм правления.
Для осуществления финансового обеспечения терроризма использовалась «серая» экономика и знамёна борьбы за защиту ислама и ее независимость, идеологией являлась борьба с Россией, основным направлением деятельности - исламское объединение всего Кавказа.
Решение данной задачи сорвалось из-за религиозной неоднородности в среде исламистов, представляющих различные секты и ветви ислама, вследствие широко распространившегося в советское время атеизма, а также благодаря сплоченным действиям руководства Республик Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея[5].
Суть религиозного экстремизма в субъектах Северного Кавказа выражалась в действиях отдельных сил по внедрению идеологии ваххабизма, путем пропаганды борьбы за становление так называемого «чистого ислама» и создание «Исламской Республики», не гнушаясь использования силовых методов как средства аргументации.
Распространению «вируса» ваххабизма на Северном Кавказе содействовало то, что по рекомендации Духовных управлений множественное количество ве-
рующих молодых людей, в конце 80 - начале 90-х годов, направлялись в страны Ближнего Востока на учебу, в родину ваххабизма Саудовскую Аравию, где они получали исламское образование соответствующего толка. По возвращению в свои регионы после учебы, такие выпускники исламских ВУЗов, начали вести насаждение ваххабизма в умах молодых людей, которые в последующем шли на прямой конфликт с имамами, обвиняя их в неправильном толковании норм ислама. Особо стремительное распространение фундаменталистских идей, и в том числе экстремистского направления, произошло в 1985 - 1995 годах. Приобрести книги, газеты и другие печатные продукции, содержащие идеи возрождения ислама, его единства и священной войны - джихада не составляла никакого труда.
С приходом к власти Масхадова данное течение ислама было принято на вооружение чеченскими бандформированиями. Начиная с 1995 года конфликт между традиционалистами и фундаменталистами вышел в фазу открытого противостояния. Это особо сильно проявилось в Дагестане, где в 1997 году даже был создан не подчиняющийся властям ваххабитский анклав. Благодаря принятым федеральным центром мерам и вследствие военного поражения ваххабизма в 1999 году количественный состав данного течения в исламе значительно начал уменьшаться.
Говоря о факторах терроризма на Северном Кавказе, нельзя обойти молчанием и деятельность правоохранительных органов, которая не являлась эффективной. Степень влияния причин, и уровень преступности в указанной сфере находился в прямой зависимости от деятельности правоохранительных органов, которые характеризовались недостаточным знанием особенностей обстановки при принятии ответственных решений, касающихся противодействия терроризму, неподготовленностью антитеррористических подразделений, недостаточной адекватностью реалиям дня[6].
Сегодня разработано очень много силовых методов борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма, принимаются и проводятся профилактические меры по предупреждению и пресечению таких проявлений в российском обществе, и не только. От государства требуется комплексное решение вопросов реализации противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму. Разработка эффективных методов, включающие в себя меры запретительного и регулирующего характера, совершенствование правовой базы борьбы с проявлениями такого рода преступлений, совершенствование деятельности спецслужб, выявление и предотвращение каналов финансирования религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также комплексная разъяснительная работа среди молодежи по пропаганде правильной веры.
Список литературы:
1. Бидова Б.Б. Философско-идейный фундамент экстремизма //Вестник чеченского государственного университета. 2017. № 3. С. 138-144.
2. Карданов Р.Р. Проблемные вопросы осмотра места происшествия на территории Кабардино-Балкарской республики. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 84-86.
3. Кучмезов Р.А. Правовой статус адвоката. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 112114.
4. Нагоева М.А. Систематичность в уголовном законодательстве Российской Федерации. // Современный ученый. 2018. № 1. С. 113-116.
5. Нагоева М.А. Терроризм как глобальная проблема современности. // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 255-257.
6. Ордоков М.Х. Криминалистические проблемы доказывания при дефиците доказательств. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 112114.
7. Ордоков М.Х. Проблемы процессуального оформления осмотра места происшествия. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 114-115.
8. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.
Рецензия
на научную статью на тему: «Экстремизм на Северном Кавказе: история возникновения, предпосылки»
В современном мире умы многих людей будоражит слово «экстремизм», которое в бытовом, обыденном понимании является синонимом «терроризма» и означает противоправную агрессивную деятельность, несущую в себе угрозу жизни, здоровью, имуществу и благополучию людей в целом. Для научного осмысления данного понятия необходимо, в первую очередь, рассмотреть его в контексте существующей нормативно-правовой базы. В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 114-ФЗ от 25 июля 2002 г.) экстремизм определяется как система противоправных действий, направленных на подрыв и разрушение: государственно-политических, нормативно-правовых, социально-культурных, морально-нравственных основ конституционного строя страны. Безусловно, с этим можно согласиться, т.к. экстремизм нарушает основные права и свободы граждан, а соответственно, и принципы, на которых функционирует большинство современных государств и обществ. В широком смысле, жертвой экстремизма становится человек и общество в самых разных аспектах своей жизнедеятельности — социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности.
Таким образом, укрепление демократических начал современного гражданского общества невозможно без конструктивного взаимодействия органов внутренних дел и гражданского общества. И несмотря на то что сотрудничество полиции как государственного института с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в сфере противодействия экстремистской деятельности не имеет пока четкого нормативно-правового регулирования, этот процесс получает свое развитие практическим путем.
Старший преподаватель, кандидат юридических наук М.А.Нагоева
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 94,42%