5.4. СПЕЦИФИКА БОРЬБЫ С МОЛОДЕЖНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ
НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Сурцев Александр Владимирович, преподаватель кафедры специальных дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
arsmarina@mail.ru
Аннотация: статья посвящена детальному анализу основных причин возникновения молодежного экстремизма как в России в целом, так и в республиках Северного Кавказа в частности. Автором рассмотрены основные специфические признаки религиозного экстремизма в молодежной среде, его развития в настоящее время, а также особенности борьбы с ним.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, качество жизни, духовный мир, молодежная субкультура, ваххабизм, криминализация, террористический акт.
THE SPECIFICS OF THE FIGHT AGAINST YOUTH EXTREMISM
IN THE NORTH CAUCASUS
Surtsev Alexander V., teacher of the Department of special disciplines
Place of employment: North-Caucasus Institute of advanced training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia
arsmarina@mail.ru
Abstract: the article is devoted to a detailed analysis of the main causes of the emergence of youth extremism both in Russia in general and in the republics of the North Caucasus in particular. The author examines the main specific features of religious extremism in the youth environment, its development at the present time, as well as the peculiarities of combating it.
Keywords: youth extremism, quality of life, spiritual world, youth subculture, Wahhabism, criminalization, terrorist act.
Будущее любого государства - это ее молодежь. Молодые люди являются важнейшим ресурсом в развитии государства, его экономики и других сфер. В отличие от старшего поколения они всегда полны сил и энергии, которые необходимы для решения любых возникающих в государстве проблем.
Однако, если трезво оценивать сложившуюся ситуацию в современном Российском обществе, то несложно заметить, что современная молодежь проходит стадию формирования в крайне неблагоприятных условиях, когда растоптаны и практически полностью уничтожены прежние ценности, существовавшие на протяжении десятилетий советской власти. Если старшие поколения воспитывались на принципах равенства и братства, то сейчас, как не прискорбно осознавать данный факт, этого нет. На передние позиции вышли не самые лучшие черты человечества - корысть, жажда скорейшей наживы, зависть и злоба. Так называемые капиталистические отношения, прививаемые нашему обществу западной культурой, пришедшие на смену социализма, в очень короткий срок разделили российское общество на сверхбогатых и очень бедных, а зачастую и откровенно нищих людей. Это в свою очередь приводит к таким последствиям в психике молодежи как растерянность, пессимизм, неверие в свое будущее. На этом фоне среди молодежи растут агрессивность, экстремизм, шовинизм и криминализация. В связи с этим, такие вопросы социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура, в настоящее время крайне актуальны. Сейчас можно с большой долей уверенности обозначить проблему отсутствия в России унифицированной системы гуманитарного воспитания в молодежной среде. Все те нормы и ценности высокой культуры, которые были присущи советскому государству, с приходом
дикого капитализма были подменены не самыми лучшими образцами массовой культуры присущей западноевропейским странам и США. Молодежь - это особая социальная группа, которой присущи специфические социальные и психологические черты, характеризующиеся первично возрастом данной категории граждан страны и тем, что их социально-экономическое и политическое положение, а также просидит исходное формирование их духовного мира [1, с. 21]. Здесь нужно отметить, что основными факторами подверженности определенной части молодежи различным экстремистским настроениям являются:
- низкие темпы роста качества жизни;
- социальное неравенство, желание молодежи самоутвердиться во взрослом мире;
- недостаточные социальная зрелость, профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (маргинальный) социальный статус.
Большинство исследователей крайне обеспокоены проявлениями религиозного экстремизма и терроризма в республиках Северного Кавказа. Если объективно оценивать сложившуюся на настоящий момент ситуацию, то становится очевидным, что в республиках Северного Кавказа на сегодняшний день уровень социально-экономического развития и осуществления государственного управления остается достаточно низким. Кроме этого, вызывает сомнение качество обеспечения национальной безопасности граждан, проживающих в указанном регионе [2, с. 77-80]. Именно здесь широкое распространение получило срастание молодежных экстремистских проявлений с этносепа-ратизмом и религиозной нетерпимостью. На протяжении долгого периода времени наибольшую озабоченность вызывает в этом плане Республика Дагестан, однако, положение в приграничных субъектах остается также напряженным.
Сурцев А. В.
СПЕЦИФИКА БОРЬБЫ С МОЛОДЕЖНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
После распада СССР осуществлением распространения идей так называемого «чистого ислама» в Дагестане (а также и в соседних субъектах региона) занимались по большей части иностранные граждане -преподаватели арабского языка и различных религиозных дисциплин, представители ряда благотворительных и гуманитарных исламских организаций, открывших в то время тогда определенное количество представительств в Северо-Кавказском регионе. Довольно большое значение в осуществлении распространения этих идей сыграли множественные контакты Дагестана с зарубежным мусульманским миром. Значимое место в этом занимало ежегодное паломничество к святым местам, а также обучение в основном молодых жителей Дагестана в иностранных исламских центрах. В тот же период ваххабизм незаметно превратился в Дагестане в своеобразный социокультурный феномен. Так называемые джамааты (ваххабитские общины) появившиеся в тот период и по настоящее время действуют в очень большом количестве сел и городов республики Дагестан.
Не обошли стороной идеи радикального ислама и Кабардино-Балкарию. Первый президент КБР В.М. Коков неоднократно заявлял в своих публичных выступлениях о чуждости идей ваххабизма жителям республики. Он возлагал ответственность за распространение таких идей на духовное управление, а также глав городских и сельских администраций. Так называемым ваххабитам приписывался ряд совершенных в тот период в республике террористических актов. Наиболее резонансным из них являлась (в апреле 1997 г.) попытка взорвать в столице республике -Нальчике монумент, посвященный 400-летию присоединения Кабарды к России.
Продолжительное время руководство Российской Федерации различными мерами (в том числе и военными) наводило конституционный порядок в Чеченской Республике, однако «раковые метастазы» уже успели проникнуть в соседние республики (в основном Ингушетию и Северную Осетию).
На этом общем фоне Кабардино-Балкарская республика на первый взгляд казалась «островком стабильности». Поэтому для внешнего наблюдателя совершенно неожиданным стало вооруженное нападение членов НВФ на Нальчик. С конца 1990-х - начала 2000-х гг. в регионе имела место антиваххабитская кампания, проводимая силовыми структурами, которая постепенно превратилась в борьбу с экстремизмом [3; 4, с. 168-170].
Формирование многочисленных, разных по составу и количеству вооруженных групп, образовавших впоследствии террористическое подполье в республике, началось после первой чеченской войны. Помимо этого, в период с 1998 г. по 2005 г. в КБР имелось так называемое сообщество неформальных мусульманских групп - джамаат Кабардино-Балкарии. Многие из этого джамаата принимали участие в нападении на Нальчик. С начала 2000-х гг. стало очень заметным углубление множественных противоречий между Духовным управлением мусульман республики и членами местных мусульманских общин, которые входили в джамаат. При этом, последние выступали против так называемой коммерциализации ислама, которая прежде всего выражалась в увеличении количества денежных подношений имамам. Идеологической
основой джамаата республики стал салафизм, а общины, входящие в джамаат, стали руководствоваться нормами шариата.
В свою очередь, антиваххабитская кампания, которая была развернута властными структурами КБР, привела к множественным ограничениям прав мусульманских организаций. Наиболее ярким примером этого являлся запрет любой просветительской деятельность на территории мечетей и молитвенных домов. В ряде городов республики (Нальчике, Нарткале и Чегеме) главы администраций на протяжении длительного времени ущемляли автономный статус религиозных общин, зачастую вмешиваясь в работу избранных общинами имамов, пытались сместить их с должностей и назначить на их место подконтрольных людей.
В нападении на Нальчик осенью 2005 года принимали участие незаконные вооруженные формирования (НВФ) так называемого «Кавказского фронта» ВС ЧРИ. Руководил нападением Шамиль Басаев. При этом большую часть боевиков составили именно местные жители, которые являлись последователями сала-физма. Организаторами и руководителями данного нападения на Нальчик являлись лидер кабардино-балкарского джамаата Анзор Астемиров^ и лидер джамаата «Талибан» Илесс Горчханов. Кроме этого, в данной операции активное участие принимали члены джамаата «Ярмук», базировавшегося в КБР. По информации Генеральной прокуратуры РФ численность нападавших на Нальчик в октябре 2005 г. составляла не менее 250 человек.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция со стороны руководства республик СевероКавказского на воспитание с самых малых лет здорового во всех смыслах подрастающего поколения. Практически повсеместно открываются физкультурно-оздоровительные комплексы, куда с ранних лет идут в различные секции дети. И это не только в крупных городах региона, но и в отдаленных сельских поселениях, где молодежи долгое время практически нечем было заняться в свободное время. Тем самым молодежь с ранних лет вовлекается в нормальное социальное общество. Однако и в настоящее время имеется некоторая часть экстремистски настроенной молодежи. Здесь нельзя не отметить, что к настоящему моменту их количество гораздо меньше. По нашему мнению, если государство будет целенаправленно заниматься вопросами молодежи, то численность такой молодежи будет неуклонно падать в дальнейшем. Ведь если молодой человек будет видеть нормальные перспективы своего развития в современном Российском обществе, то у него, скорее всего, не будет появляться озлобленность к власти и уж тем более не появится стремление взять оружие в руки чтобы эту власть сместить. Важнейшим направлением противодействия экстремистской деятельности в настоящий момент является ограждение умов современной молодежи граждан от разрушительных идей религиозного экстремизма. Ведь от того, кто победит в борьбе за умы и сердца российской молодежи, и в частности молодежи Северо-Кавказского региона, во много будет зависеть будущее нашей страны.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,38%.
Список литературы:
1. Гособвинение начало излагать обвинительное заключение по делу о нападении на Нальчик // РИА «Новости». 2009. 14 апр.
2. Карданов Р.Р. К вопросу соотношения составов похищения человека и захвата заложников / Карданов Р.Р. // В книге: Деятельность правоохранительных органов в современных условиях Сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции: В 2 томах. 2015.
3. Кучмезов Р.А. Правовой статус адвоката.//Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 112-114.
4. Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма / Нагоева М.А. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10.
5. Татаров Л.А. Молодежный экстремизм. Вопросы противодействия: отечественный и зарубежный опыт // Закон и право. 2014. № 6.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью преподавателя кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майора полиции Сурцева Александра Владимировича «Специфика борьбы с молодежным экстремизмом на Северном Кавказе» Рецензируемая статья А.В. Сурцева посвящена актуальной
теме, научная и практическая значимость которой предопределяется существующими в Российской Федерации вызовами. Молодежный экстремизм представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поэтому вопросы борьбы с этими явлениями, в частности на Северном Кавказе, имеют комплексный характер.
Автор анализирует причины возникновения молодежного экстремизма в России, делая акцент на генезисе этой проблемы в республиках Северо-Кавказского региона. Рассматривается роль властных структур и духовенства в контексте данной проблемы в Российском обществе, а также вопросах ее борьбы с ней.
Не претендуя на полный анализ всех сторон этой важнейшей для Российского общества проблемы, автор рассматривает многие ее аспекты и предлагает пути их решения. Думается, что рецензируемая работа будет как студентам, аспирантам и профессорско-преподавательским работникам, так и широкой аудитории тех, кто интересуется данной проблемой.
Статья А.В. Сурцева «Специфика борьбы с молодежным экстремизмом на Северном Кавказе» рекомендуется для опубликования.
Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета, кандидат юридических наук, полковник полиции
М.М. Адваров