Научная статья на тему 'Основные технологические подходы к решению проблемы профилактики социально-психологической дезадаптации студентов-сирот'

Основные технологические подходы к решению проблемы профилактики социально-психологической дезадаптации студентов-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-СИРОТЫ / STUDENTS-ORPHANS / КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ И ВИЗУАЛЬНО-НАРРАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ / COGNITIVE-BEHAVIORAL AND VISUAL NARRATIVE TECHNIQUES / SOCIAL AND PSYCHOSOCIAL DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова Ольга Александровна, Чебулин Алексей Александрович

В статье рассмотрено краткое изложение базовых теоретических подходов к организации психологической работы со студентами-сиротами и студентами, оставшимися без попечения родителей с позиции инновационных для образовательной практики технологий, а именно когнитивно-бихевиорального психологического консультирования и визуально-нарративных техник с использованием спектрокарт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TECHNOLOGICAL APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF PREVENTION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION OF STUDENTS - ORPHANS

The article considers a summary of basic theoretical approaches to psychological work with students-orphans and students without parental care from the perspective of innovative for educational practices technologies, namely cognitive-behavioral psychological counseling and visual -narrative techniques using spektrocards.

Текст научной работы на тему «Основные технологические подходы к решению проблемы профилактики социально-психологической дезадаптации студентов-сирот»

ISSN 1029-3388

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Бокова О.А., Чебулин А.А.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ

Реализуя профилактику социально-психологической дезадаптации студентов-си-рот и студентов, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в среднем профессиональном образовательном учреждении, мы рассматриваем ее с позиции определения технологии Л. Дейвиса: «Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях», как наиболее полно отвечающее нашему пониманию специфике психологической работы с данным контингентом обучающихся [4, с. 79].

Ведущими в практической деятельности являются гуманистические (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл) и когнитивно-бихевиоральные (А. Бек, Д.Г. Мейхенбаум, М. Лай-нен, Р. Солсо, А. Эллис) технологии работы практического психолога образования. Данные теоретические конструкты позволяют нам понимать человека во взаимодействии с его окружением, способного воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий. Использование этих подходов в работе со студентами-сиротами позволяет актуализировать осознание важных моментов их актуальной жизнедеятельности; продвижение вперед и интеграцию разрозненных моментов опыта (вытесненных и осознаваемых).

Профилактика в контексте психологической работы с сиротами понимается нами как специальный вид деятельности педагога-психолога, который предполагает работу по предупреждению нарушения адаптации и возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии. Она направлена на своевременное выявление и предупреждение особенностей студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей, которые могут привести к определенным сложностям или отклонениям в развитии, поведении и отношениях, а именно социально-психологической дезадаптации.

В связи с тем, что социальный статус сиротства связан со снижением витальности и сопротивляемости стрессам, значимым технологическим подходом для нас также является опора на концептуальное понимание жизнестойкости (С. Кобейса, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, Е.И. Рассказова и др.). В теоретическом отношении «понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных

34

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности» [3, с. 3].

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже). С нашей точки зрения, именно это внутреннее качество необходимо формировать у студентов-сирот для успешного снижения риска социально-психологической дезадаптации.

Все мероприятия психологической работы нами компонуются вокруг теоретических основ планирования тренинга жизнестойкости, прямо или косвенно воздействуя на ее формирование. Данный тренинг основан на предположении, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Это система убеждений, которая может быть развита.

С другой стороны, жизнестойкость представляет собой гипотетический конструкт, следовательно, не может быть речи о прямом воздействии на нее. При разрешении этой проблемы С. Мадди использует модель жизнестойкости: взаимосвязи между социальной поддержкой, трансформационным совладанием, практиками здоровья и самой жизнестойкостью допускают косвенное воздействие на последнюю.

Можно выделить две основные цели, преследуемые данным тренингом:

1. Достижение более глубокого понимания стрессовых обстоятельств, путей совладания с ними; нахождение путей активного разрешения проблем.

2. Постоянное использование обратной связи, за счет чего углубляется самовосприятие включенности, контроля и принятия риска.

Тренинг жизнестойкости, разработанный С. Мадди, включает в себя три «основных техники»:

1. Реконструкция ситуаций (situational reconstruction). При использовании этой техники акцент ставится на воображение и разрешение проблемы. Определяются ситуации, воспринимаемые как стрессовые; стрессовые обстоятельства рассматриваются в расширенной перспективе. Реконструируя ситуации, обучающийся узнает о формируемых им самим латентных допущениях, которые определяют, насколько обстоятельства воспринимаются как стрессовые и какие шаги могут облегчить ситуацию. В рамках реконструкции ситуаций использовалось представление лучших и худших альтернатив ситуации.

2. Фокусирование (focusing).

Применяется в случае невозможности прямой трансформации стрессовых обстоятельств. Техника разработана Ю. Джендлином и представляет собой поиск плохо осознаваемых эмоциональных реакций (в особенности препятствующих принятию решения) путем обращения к «внутреннему смыслу». Целью является эмоциональный инсайт, способствующий обращению стрессовых ситуаций в возможности.

3. Компенсаторное самосовершенствование (compensatory self-improvement). Если трансформации ситуации произойти не может, делается акцент на другой проблеме, которая как-то связана с данной. Ее решение побудит человека уделять внимание тому, что можно изменить (ибо невозможно контролировать все)» [3, с. 13].

35

ISSN 1029-3388

Именно эти техники используются нами в качестве базовых при организации групповой работы и индивидуального консультирования студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительным технологическим подходом, актуальным и доказавшим свою эффективность для работы с социальным фактором сиротства, является когнитивно-бихе-виоральное консультирование (А. Бек, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) [2, 5]. Преимущества когнитивного консультирования в работе со студентами-сиротами и студентами, оставшимися без попечения родителей:

1. Помогает лучше приспособиться и изменить недостаточно адаптивное поведение, что особенно актуально для профилактики социально-психологической дезадаптации.

2. Обучает продуктивным реакциям, устраняет дефицит в поведенческих репертуарах, развивает эффективные социальные навыки и способность к саморегулированию, позволяет устанавливать конкретные цели и подцели, достигая их, устраняет изнурительные реакции тревоги, развивает способность расслабляться, свойственные сиротам, что в определенной степени позволяет снижать трудности их социализации и проявления девиантного поведения.

Общие принципы когнитивного консультирования:

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании.

2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Выявление источника нарушений (стимулов) - важный этап метода.

3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.

4. Когнитивный компонент является решающим в процессе научения. Считается, что поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним и устранения когнитивного дефицита или когнитивных искажений.

5. Прогноз и результативность психологического консультирования определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения [2].

При организации групповой работы со студентами нами используется следующая структура тренингового занятия.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей. Этапы тренинга: организационный - ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников; второй этап - самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; третий этап - переосмысление представлений о себе и своем общении с родителями на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; четвертый этап - проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик; пятый этап - рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих

36

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

планов участниками группы. Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур, однако их применение не является обязательным: консультант

должен чувствовать потребности участников.

Методики работы по профилактике социально-психологической дезадаптации студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в среднем профессиональном образовательном учреждении, рассматриваются нами как состоящий из множества компонентов комплекс, рассчитанный на длительное применение в решении поставленных задач. Он включает в себя традиционные методы работы педагога-психолога: лекции-беседы, индивидуальные и групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя психологические упражнения, этюды, психогимнастику и т. д. Дополняется и расширяется комплекс за счет инновационных для образовательной среды практик: когнитивно-поведенческое консультирование с использованием адаптированных для восприятия студентов-сирот когнитивных карт; работа с проективными арт-терапевтическими методиками (спектрокарты) и элементы нарративного рассказывания с использованием спектрокарт.

Цели когнитивно-поведенческого психологического консультирования представляются нам следующим образом: проведение функционального поведенческого анализа; изменение представлений о себе; коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; развитие компетентности в социальном функционировании. Дополнительно в процессе индивидуального консультирования нами используются психологические карты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которые с одной стороны, вносят элемент новизны в работу психолога, с другой позволяют студентам задуматься о поиске ресурсов с опорой на текст. Карты эстетично оформлены, что способствует дополнительной стимуляции сенсорики [1].

В процессе профилактики социально-психологической дезадаптации сирот реализуется работа с проективными арт-терапевтическими методиками (спектрокарты). «Спектрокарта» (У. Халкола, А.И. Копытин) - новая проективная методика с использованием фотографий. Она стимулирует воображение и творчество, помогает выражать чувства, способствует преодолению защит и сопротивления; помогает в переработке информации и решении проблем; применяется в психологическом консультировании, тренинге, педагогической практике [6].

Преимущества использования спектрокарт в работе со студентами-сиротами, по нашему мнению, заключаются в следующем:

1. Позволяют эффективно и малотравматично работать с наиболее болезненной стороной развития сирот - эмоционально-волевой сферой, а именно используя спектрокарты, студенты могут: выражать чувства и представления; описывать значимый опыт и воспоминания; исследовать, анализировать и систематизировать информацию и опыт; создавать нечто новое (заниматься творчеством); рассказывать истории; выражать фантазии и интуитивные переживания; находить новые перспективы для восприятия разных явлений.

2. Выбор фотографий и их обсуждение позволяет осознать то, что людям представляется важным. Выбор карт также способствует словесному описанию опыта. Во многих случаях благодаря этому достигается лучшее понимание человеком своего внутреннего мира, и общение выходит на более глубокий уровень.

3. Исследование чувств участников в самом начале групповой работы: выразить чувства и ожидания от занятий, противоположные чувства.

37

ISSN 1029-3388

4. Выбор спектрокарт оказывает успокаивающее воздействие и мультисенсорное стимулирование, что особенно актуально для стимуляции проявлений положительных эмоций.

Также нами используются элементы визуально-нарративного рассказывания с использованием спектрокарт. Визуально-нарративный подход предполагает сочетание какого-либо визуального материала (фотографий, рисунков, видеозаписей) с устными или письменными повествованиями. В одних случаях такое повествование представляет собой развернутый комментарий автора к фотографии или рисунку; в других - созданный клиентом литературно-художественный текст. Кроме того, различные повествования, включая поэзию, сказки, притчи и т. д., могут использоваться в качестве стимула для изобразительной деятельности, выбора или создания фотографий, что позволяет студенту найти новый ракурс восприятия жизни. Использование визуально-нарративных приемов обеспечивает психологическую интеграцию клиента, а во многих случаях - также изменение и развитие его образа Я. Существует достаточно большой арсенал использования нарративных техник. В практической работе со студентами-сиротами мы используем технику «Создание текстов-набросков», которая является наиболее легкой для восприятия и реализации студентов указанной категории.

Структурированные подобным образом технологии психологической работы со студентами-сиротами и студентами, оставшимися без попечения родителей, в нашем понимании, приносят выраженный эффект в профилактике социально-психологической дезадаптации.

Литература

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сокровищница жизненных сил: Набор психологических карт. - СПб.: Речь, 2012.

2. Лайнен М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. - М.: Вильямс, 2008. - 592 с.

3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Издательство: Дело, 1997. - 704 с.

5. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.

6. Халкола У. Копытин А.И. Спектрокарты: методическое руководство пользователя. - СПб.: Речь, 2012. - 78 с.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.