5. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 90-97.
В.С. Калинушкин, 2015
УДК 339.56.055
Карицкая Ирина Михайловна
канд. социол. наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ Е-тай: irina-karickaya@yandex.ru
Не Лин
магистрант 2 года обучения направление «Международное торговое дело», НГУЭУ
ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
В статье описаны основные статьи экспорта и импорта КНР. Показаны особенности внешнеторговой деятельности страны. Представлена динамика показателей внешней торговли КНР за 2004-2014 гг.
Ключевые слова Внешняя торговля, международный экспорт, импорт.
По статистическим данным таможни Китая, в первом квартале 2015 г. валовой объем импорта и экспорта Китая составил 5 трлн. 540 млрд. юаней, снизившись на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт достиг 3 трлн. 150 млрд. юаней при росте на 4,9%, импорт - 2 трлн. 390 млрд. юаней при снижении на 17,3%. Активное сальдо торгового баланса составило 755,3 млрд. дол. США, с приростом в 7,1 раза. По расчетам в долларах, объем импорта и экспорта Китая составил 904,2 млрд. дол. США, со снижением на 6,3%, в частности, экспорт - 513,9 млрд. дол. США, с приростом на 4,7%, импорт - 390,2 млрд. дол. США, при снижении на 17,6%, активное сальдо составило 123,7 млрд. долл. США, с приростом в 7,1 раза. В первом квартале внешнеторговая деятельность страны имела следующие особенности.
Во-первых, темп роста экспорта колебался в значительном диапазоне, а темп роста импорта значительно замедлился.
Не фоне падения объема глобальной торговли в первом квартале экспорт Китая продолжил расти. Однако темп его роста снизился на 3,7 % по сравнению с четвертым кварталом 2014 г. Темп роста экспорта изменялся следующим образом: в январе снизился на 3,2%, в феврале вырос на 48,9%, в марте снова снизился на 14,6%.
В связи с 9,8-процентным снижением средних импортных цен и депрессией внутреннего спроса, размер снижения импорта по всему Китаю увеличился на 15,7 процентного пункта.
Во-вторых, экспорт из Китая в США быстро увеличился, импорт из стран, обладающих богатыми ресурсами, снизился значительно.
Рост экспорта из Китая в США составил 11,5%, благодаря этому темп роста общего экспорта страны увеличился на 1,9 процентного пункта. Рост экспорта из Китая в страны Европейского Союза составил 2,8% при снижении экспорта в Японию на 11,5%. Импорт из ЮАР, Бразилии, России, Индии и Австралии снизился на 48,1%, 37,3%, 32,4%, 29% и 26,9% соответственно, в связи с чем темп роста импорта в целом снизился на 4,5 процентного пункта.
В-третьих, на фоне повышения статуса обычной торговли, был отмечен отрицательный рост импорта и экспорта в рамках толлинговой торговли. Так, импорт и экспорт в рамках обычной торговли составили 3067,2 млрд. юаней, снизившись на 5,7%, заняв 55,3% от общего импорта и экспорта страны, с приростом на 0,2 %. В частности, рост экспорта составил 12,2%, благодаря чему общий экспорт увеличился на 6,2 %. Импорт и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
экспорт в рамках толлинговой торговли составили 1741,6 млрд. юаней, снизившись на 6,5%, в том числе импорт и экспорт снизились на 5,9% и 7,7%, импорт и экспорт в других торговлях составили 734,5 млрд. юаней, снизившись на 5,9%.
В-четвертых, экспорт продукции машиностроения и электроники лучше общего показателя, импортные цены на основные товары массового потребления снижаются.
Экспорт продукции машиностроения и электроники составил 1818,2 млрд юаней с увеличением на 6,4%, что на 1,5 процентного пункта выше общенационального экспортного показателя, благодаря этому темп роста экспорта страны ускорился на 3,6 процентного пункта . В частности, темп роста экспорта судов, металлообрабатывающих станков и другой производственной продукции с высокой технологией вырос на 20%. Объем экспорта семи видов трудоемкой продукции составил 629,2 млрд. дол. США, при увеличении на 6,1%. За данный период времени импортные цены на сырую нефть, железную руду, готовую нефть, сжиженный нефтяной газ, соевые бобы, медную руду и медные материалы снизились на 46,8%, 45%, 38,7%, 21%, 18,6% 13,9% и 13,2% соответственно. В связи со спадом импортных цен на вышеуказанные семь видов продукции, темп роста импорта Китая замедлился на 10,5 процентного пункта. Импорт высокотехнологической продукции составил 739,9 млрд. юаней, увеличившись на 0,7%.
В-пятых, доля центральных и западных районов Китая в экономике увеличивается, региональное развитие в дальнейшем корректируется.
Импорт и экспорт в центральных и западных районах страны достигли 868,7 млрд. юаней, увеличившись на 2,6%, заняв 15,7% от общего объема импорта и экспорта страны. На долю этих районов пришлось 53,3-процентного роста экспорта Китая. При этом объем импорта и экспорта в восточных районах составил 4674,4 млрд. юаней, снизившись на 7,3%.
В-шестых, главной движущей силой увеличения экспорта из страны стал экспорт продукции частных предприятий при заметном снижении экспорта у государственных предприятий.
Импорт и экспорт у частных предприятий составил 1932,9 млрд. юаней, снизившись на 5,9%, в частности, рост экспорта составил 12,5%, на долю частных предприятий пришлось 102,7% роста экспорта страны.
Импорт и экспорт у государственных предприятий составили 967,5 млрд. юаней, снизившись на 14,1%, что на 8,1 процентного пункта больше против темпа спада объема импорта и экспорта во всей стране. Импорт и экспорт у предприятий с участием иностранных капиталов составил 2642,8 млрд. юаней, темпы их снижения составили 2,7%.
Динамика показателей внешней торговли Китая в 2004-2014 гг. представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Год Экспорт, Темпы Импорт, Темпы Внешне- Темпы Сальдо,
млрд долл. прироста экспорта,% млрд долл. прироста импорта, % торговый оборот, млрд долл. прироста внешнего оборота,% млрд долл.
2004 593,3 35,36 561,2 36,00 1154,5 35,67 32,1
2005 762,0 28,41 660,0 17,58 1422,0 23,15 102,0
2006 969,0 27,18 791,5 19,92 1760,5 23,81 177,5
2007 1220,5 25,68 956,1 20,74 2176,6 23,46 264,4
2008 1430,7 17,46 1132,3 18,50 2563,0 17,92 298,4
2009 1201,6 -16,01 1005,9 -11,21 2207,5 -13,89 195,7
2010 1577,8 31,31 1396,2 38,70 2974,0 34,68 181,6
2011 1898,4 20,32 1743,5 25,00 3641,9 22,52 154,9
2012 2048,7 7,92 1818,4 4,28 3867,1 6,18 230,3
2013 2209,0 7,9 1950,0 7,3 4159,0 7,6 259,0
2014 2340,0 6,1 1960,0 0,4 4300,0 3,4 380,0
Таким образом, Китай, являясь мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, был и остается активным субъектом международной торговли, занимая в мире важнейшие позиции по экспорту и импорту товаров, услуг, сырья и капитала. Для России это имеет огромное значение, так как Российская Федерация и Китайская Народная Республика - дружественные соседи, имеющие давнюю историю взаимовыгодного сотрудничества.
Список использованной литературы:
При написании данной статьи были использованы материалы и статистические данные, опубликованные Министерством коммерции Китайской Народной Республики. URL: http://russia.mofcom.gov.cn/
© И.М. Карицкая, Не Лин, 2015
УДК: 37.013.004.9.
Косова Галина Федоровна
канд.техн. наук, доцент E-mail: sirin52@rambler.ru.
Куприянова Инна Александровна канд. экон. наук, доцент Шевчук Александр Андреевич Начальник отдела дополнительного образования и информатизации СФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Севастополь, РФ
РЕСУРСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы социализации личности, в течении всей жизни путем непрерывного образования. Актуализированы проблемы полного использования человеческого ресурса, формирования современного опыта и навыков пожилых людей в интеллектуальном обществе. Предложены методы организации обучения, технологии, реализующие адаптацию представителей старшего поколения к современным коммуникационным средам.
Ключевые слова
Социализация личности, непрерывное образование, коммуникационные среды.
Термин «социализация», имеет разнообразное значение. В самом общем виде он определяется как факторы влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение социализации: «Социализация (от лат. Socialis - общественный) - развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». В последнее время появились такие термины, как «средовая адаптация» и «социальная адаптация». В Кратком психологическом словаре дается следующее определение социальной адаптации («Адаптация социальная» от латинского слова adapti- приспособление и socialis- общественный): постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса.
Главной проблемой сегодня является игнорирование обществом ценности, и важности мнения и опыта старшего поколения, следствием такого отношения
Особое значение приобретает на сегодня решение задач: обеспечение возможностей пожилого гражданам продолжить трудовую деятельность по достижении пенсионного возраста; повышение качества социальных услуг, повышение их доступности.
Непрерывное образование позволяет осуществить общественную востребованность человека пенсионного возраста, как процесс, в ходе которого индивид продолжает быть активным членом общества, адаптируется к современным нормам и ценностям, пользуется новыми социальными ролями [1].