ЭКОНОМИКА
Новая программа стимулирования экономики Китая
И.А. Насибов
Замедление темпов экономического роста в Китае было спровоцировано не только последствиями глобального финансово-экономического кризиса. Действия китайского правительства также были направлены на «охлаждениеэкономики» для снятия существующих социально-экономических дисбалансов. В результате кризиса и действий правительства темпы развития китайской экономики снизились до критического уровня. В сложившейся ситуации правительство КНР приняло решение о запуске новой программы стимулирования национальной экономики. Эта программа качественно отличается от стимулирующей программы 2008-2009 гг.
В 2010 г. мировая экономика вышла из самого глубокого за последние десятилетия глобального финансово-экономического кризиса. В 2009 г. сокращение объема мирового ВВП составило 0,7%, а в 2010 г. мировой ВВП увеличился на 5,1% - один из самых высоких показателей за последние двадцать лет1. Однако последствия кризиса ощущаются до сих пор. На сегодняшний день Китай является основой экономического развития стран Тихоокеанской Азии (ТА)2. Китай занимает второе место в мире по объему ВВП, первое место - по объему экспорта, второе - по объему импорта3. Китай является региональным лидером по объему привлекаемых иностранных инвестиций. И что самое главное -предоставляет странам ТА торговые и деловые возможности. Экспорт в Китай, ведение там бизнеса и предоставление различных услуг для китайских клиентов стимулируют экономический рост всего региона.
Доля Китая в общем объеме внутрирегиональной торговли ТА существенно возросла с 42,3% в 2000 г. до 62% в 2010 г., то есть более 60% внутрирегиональной торговли составлял товарооборот между Китаем и другими странами и территориями Тихоокеанской Азии4. Такая ситуация
таит в себе существенные риски. Если экономический рост Китая резко замедлится, весь регион испытает на себе сильнейший шок. Именно от способности Китая преодолевать последствия глобального финансово-экономического кризиса зависит дальнейшее экономическое и политическое развитие не только стран Тихоокеанской Азии, но и всего мира в целом.
В период 11-й пятилетки (2006-2010 гг.), то есть в частично докризисный период, Китай добился значительных экономических успехов. Был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, энергетики и жилищного строительства. За 5 лет было:
- построено более 190 тыс. домов экономкласса;
- введено в эксплуатацию 120 крупных ирригационных сооружений;
- увеличилось количество аэропортов (в настоящее время - более 190);
- протяженность железных дорог выросла на 16 тыс. км;
- скоростные автотрассы удлинились на 32 тыс. км, достигнув 73 тыс.км5.
Теперь Китай занимает второе место в мире по протяженности скоростных автотрасс, уступая только США;
Насибов Идаят Адолат оглы - атташе Департамента азиатского и тихоокеанского собрудничества МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
- пенсии увеличились с 900 до 1200 юаней в месяц;
- за 2006-2009 гг. среднегодовой рост ВВП составил 11,4%, что на 1,6 процентных пункта превышает показатель 10-й пятилетки, составлявший 9,8% (рис. 1)6.
Рис. 1
Темпы прироста ВВП Китая в годы 11-й пятилетки (%)
Источник: Национального статистическое бюро КНР. www.stats.gov.cn
Благодаря программе поддержки экономики Китай сохранял быстрые темпы роста даже во время кризиса. Как уже было отмечено, рост ВВП по итогам 9 месяцев 2010 г. составил 10,6%. Однако мировые потрясения все же негативно сказались и на Китае, и проявились они в:
- почти трехкратном падении капитализации фондового рынка в 2008 г. по сравнению с 2007 г.;
- уменьшении объемов экспорта по итогам 2009 г. на 13%7;
- сокращении прямых иностранных инвестиций по итогам 2009 г. на 2,6%.
Однако главным следствием кризиса, с точки зрения китайского руководства, стал рост безработицы. В городах безработица выросла незначительно (с 4,1 до 4,3%), в сельских областях работу потеряли около 30 млн человек. Кроме того, число безработных пополнилось за счет выпускников вузов, количество которых в 2009 г. составило 6,1 млн, в дополнение к 800 тыс. выпускников прошлого года, также не нашедших работу.
Последствия кризиса Китай переживает до сих пор. В 2011 г. среднегодовые темпы прироста китайского ВВП составили 9,2% 8, что почти на 1 процентный пункт. ниже, чем в 2010 г. В перв ом кв артале 2012 г. данный показатель снизился до 8,1%9, а во втором достиг своего трехлетнего минимума - 7,6% (рис. 2)10.
Продолжают снижаться темпы прироста объема прямых иностранных инвестиций в Китай. В 2011 г. соответствующий показатель вырос на 9,7%, что было ниже уровня 2010 г. почти на 7 процентный пункт. За первые семь месяцев 2012 г. объем привлеченных иностранных инвестиций сократился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года11. В 2011 г. снизились темпы прироста объемов экспорта и импорта по сравнению с 2010 г. на11 и 13,8 процентный пункт. соответственно. В июле 2012 г. объем китайского экспорта увеличился всего на1% и составил 176 млрд долл., что ниже соответствующего показателя за 2011 г. на 11%12.
Рис. 2
Темпы прироста ВВП Китая в 20112012 гг. (%)
www.stats.gov.cn
Однако резкого падения экономических показателей не наблюдается. Несмотря на замедление, темпы экономического роста Китая все так же высоки, что особенно хорошо видно на фоне других стран (табл. 1). Поэтому, на наш взгляд, говорить о «жесткой посадке» КНР преждевременно.
Таблица 1
Темпы ежегодного прироста ВВП Китая, США, Японии, Германии и России в 2005-2011 гг.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2010
Китай 11,3 12,7 14,2 40 9, 9, 10,4 9, 4555
США 3,1 чО 2, 1,9 -0,4 -3,5 3,0 1,7 1402
Япония 1,9 <о 2, 2,4 -1,2 -6,3 4,0 1-^ -0, 2367
Германия Г-^ <о 3,7 3,3 1,1 -5,1 3,7 3,0 -1040
Россия 6,4 оо ил оо ип -7, 4,0 4,3 1826
Источник: Конференция ООН по торговле и развитию. http://unctad.org
Следует заметить, что замедление темпов роста китайской экономики происходит не только из-за ухудшившейся внешнеэкономической обстановки. В действиях правительства КНР, которое не раз заявляло о необходимости снизить соответствующие темпы до примерно 8%13, также просматривается стремление «охладить экономику». По мнению китайских властей, такое охлаждение способствовало бы ослаблению дисбалансов, которые сложились за время быстрого роста экономики (загрязнение окружающей среды, увеличение разницы в доходах между бедными и богатыми, высокий уровень безработицы, экспортоориентированная экономика и т.д.).
Целенаправленное замедление экономики началось еще в 2007 г., когда среднегодовые темпы прироста ВВП составили более 14%, путем снижения инвестиции в инфраструктуру, а также ограничения кредитной политики. Эти действия совпали с финансовым кризисом, и темпы прироста ВВП действительно сократились до рекордно низких 6,1% в первом квартале 2009 г. Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство приняло ряд мер, направленных теперь на разогрев экономики. Эти меры включали в себя пакеты финансового стимулирования экономики общим объемом порядка 1 трлн. Долл. США14. В результате «кризисные» темпы экономического развития КНР составили 9,2% в
2010 г.
■ Экономика
Однако в результате масштабных денежных вливаний в национальную экономику были запущены инфляционные процессы. Своего максимума в 6,5% рост индекса потребительских цен достиг в июле
2011 г., а по итогам года этот показатель составил 5,4%. Основной проблемой стал рост цен на пищевые продукты (более 11% в 2011 г.)15. С помощью очередного ограничения кредитной политики с высокой инфляцией удалось справиться. В первом квартале 2012 г. индекс потребительских цен вырос всего на 3,8% (на 1,6 пп. ниже соответствующего периода 2010 г.). Цены на продукты питания выросли на 8%16.
Одним из драйверов экономического роста КНР является рынок недвижимости. Местные правительства получают около 50% от стоимости жилья в форме сборов и налогов. Во второй половине 2009 г. цены на жилье резко пошли вверх:
- во-первых, из-за неудовлетворенного спроса;
- во-вторых, из-за спекулятивного спроса в период кризиса (юридические лица инвестировали свой капитал в наиболее надежные активы).
Для недопущения формирования «мыльного пузыря» на рынке недвижимости регуляторами был повышен налог на продажу жилья на вторичном рынке, введен обязательный 40-процентный авансовый платеж на покупку второй квартиры. Эти шаги оказались достаточно эффективными, и в первой половине 2010 г. продажа жилья на основных рынках страны в Пекине и Шанхае сократилась на 56,6 и 53,0% соответственно17.
Кроме того, сократились темпы прироста объема инвестиций в строительство, продолжает сокращаться объем проданной жилой и коммерческой площади, а также темпы прироста площади земель, переданных под застройку. На данный момент рынок затормозили до такой степени, что стали раздаваться призывы со стороны региональных властей о необходимости выкупа уже построенного жилья за счет государственных средств и последующей сдачи его в аренду.
В результате действий и центрального правительства, а также из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, темпы экономического развития Китая действительно значительно замедлились. Причем китайские власти понизили планируемые темпы прироста ВВП в 2012 г. до 7,5%18, подчеркивая, что достижение даже таких «скромных» показателей потребует колоссальных усилий. Основные опасения связаны с сокращением экспорта китайской продукции в ЕС и США, в том числе из-за повышения ее стоимости в связи с ростом заработной платы в Китае, удорожания бензина, дизельного топлива, электричества и других факторов производства на внутреннем рынке.
Учитывая негативную экономическую ситуацию, угрожающую политической стабильности, время для запуска новой стимулирующей программы, видимо, пришло. Однако эта программа достаточно сильно отличается от программы 2008 г. Во-первых, нынешняя программа не принята в качестве генерального плана, а состоит из отдельных действий китайского правительства. Во-вторых, эта программа носит более узкий, специализированный характер, то есть сосредоточение финансовой поддержки только
тех отраслей, которые способствуют модернизации экономики.
В рамках программы вновь начаты инфраструктурные проекты, замороженные во время мирового кризиса. Запущена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Объявлено о запуске программы субсидирования покупки энергоэффективных товаров общим объемом более 5 млрд долл. Запущена программа утилизации старых автомобилей. И самое главное - определены стратегические отрасли для финансирования:
- производство энергоэффективных товаров;
- защита окружающей среды;
- информационные технологии;
- биоинжиниринг;
- производство высокотехнологичного оборудования;
- новые источники энергии;
- новые материалы;
- автомобили на альтернативных источниках топлива.
Отдельные стимулирующие программы были запущены и на местном уровне. В рамках такой программы, рассчитанной на три года, в городе Чунцин будут осуществлены инвестиции в информационнокоммуникационную, автомобильную и химическую промышленность, а также в производство высокотехнологичного оборудования. Общий объем программы составит более 230 млрд долл.19. В Тяньцзине в течение четырех лет будут осуществлены инвестиции в химическую, нефтеперерабатывающую, авиационную и космическую промышленность. Объем программы составит более 230 млрд долл.20. О стимулирующих программах объемом более 620 млрд долл. также заявили города Нинбо (провинция Чжэцзян), Наньцзин (провинция Цзянсу) и Чанша (провинция Хунань)21.
В финансовой сфере, основные действия китайского правительства по стимулированию экономического развития направлены на увеличение объема кредитов для населения, а также средних и малых предприятий путем снижения резервной ставки, которая уменьшалась несколько раз с начала года. По оценкам специалистов, такое снижение дополнительно выведет около 60 млрд долл. на рынок кредитования. Наблюдаются признаки отказа от ограничения роста рынка недвижимости - в некоторых провинциях снижен размер первоначального платежа за квартиру. В июле 2012 г. средняя стоимость жилья в 100 крупнейших городах Китая выросла на 0,33% и составила около 1400 долл. за квадратный метр22.
Постепенно реформируется налоговая система - в Пекине и Шанхае запущен пилотный проект по введению налога на добавленную стоимость для малых и средних предприятий сферы услуг, что позволит им сэкономить около 40% от общего объема налоговых платежей. До 2015 г. сохранится 50-процентная налоговая льгота для малых и предприятий с низким уровнем доходов. Для стимулирования экспорта было отменено 184 разрешительных процедур, 117 процедур перенесено на более низкий административный уровень согласования, 13 - совмещены с другими процедурами23.
В целом у Китая есть ресурсы для поддержания высоких темпов экономического роста. Растут налоговые поступления. Дефицит бюджета незначителен. Золотовалютные резервы огромны. Кроме того, озвучены планы по активному использованию средств частных китайских инвесторов. Положительные результаты программы по стимулированию экономики могут быть достигнуты уже к XVIII съезду Коммунистической партии Китая.
Политическая обстановка в Китае стабильна, несмотря на отдельные инциденты с представителями высшей власти. Главным внутриполитическим событием Китая в 2012 г. станет XVIII съезд КПК, где закрепится расстановка сил в высшем руководстве КНР на последующее пятилетие. Назначение нового лидера в Китае - взвешенное решение, поэтому лишено всякой интриги накануне выборов. Костяк руководства уже известен. Это прежде всего Си Цзиньпин - будущий генеральный секретарь КПК Китая и Ли Кэцян - будущий премьер Госсовета КНР Главным вопросом в преддверие съезда остается конфигурация возможной политической реформы. Большинство высших чиновников, да и населения в целом не сомневаются в необходимости проведения большей демократизации страны. По всей вероятности, реформа пойдет по пути расширения избирательных прав на местах, привлечения к управлению не членов КПК на муниципальном и федеральном уровнях, а также по пути воспитания «ответственного избирателя».
------------ Ключевые слова ---------------------
Глобальный финансово-экономический кризис, Тихоокеанская Азия, экономика, Китай, стимулирующая программа.
Примечательным событием в год 90-й годовщины КПК может стать появление среди членов ЦК КПК большего количества бизнесменов. Самый богатый человек Китая, миллиардер Лян Вэньгань, уже успешно прошел первый круг согласований и станет одним из 300 членов ЦК КПК.
В целом экономическая обстановка в Китае стабильна. Правительству удалось справиться с ростом цен на товары и недвижимость, поэтому факторов, ограничивающих проведение более активной монетарной и фискальной политики по стимулированию экономики, нет. Тем более сейчас подходящий для этого момент и с политической точки зрения. Скорее всего, с третьего квартала 2012 г. темпы прироста ВВП будут набирать обороты. Экономический рост - залог социально-политической стабильности, а это безусловный приоритет китайского руководства.
Nasibov I. A. The new program of stimulation of economy of China.
Summary: Not only have the effects of the global financial and economic crisis provoked the slowdown in economic growth in China. A Chinese government policy was also aimed at cooling the economy to remove the existing socio-economic imbalances. As a result of the crisis and the actions ofthe government of China's economic growth fell to a critical level. In this situation, the government of China has decided to launch a new program to stimulate the national economy However, this program is qualitatively different from the incentive program of2008-2009.
------------- Keywords -------------
Global economic and financial crisis, Asia Pacific, economy, China, incentive program.
Примечания
1. Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта - А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 15.
2. Тихоокеанская Азия включает в себя: Тихоокеанские районы России, Китай, Японию, Южную и Северную Корею, страны АСЕАН, Австралию, Новую Зеландию и Папуа-Новую Гвинею (Тихоокеанская Азия: экономические и политические последствия глобального финансового кризиса /Отв. ред. - В.Б. Амиров, Е.А. Канаев, В.В. Михеев. М.: ИМЭМО РАН, 2010).
3. Целищев И.С. Восточная Азия: новая волна роста и структурная трансформация М.: ИМЭМО РАН, 2012. С. 31.
4. Там же. С.32.
5. http://russian.people.com.cn/31518/7166511.html
6. http://fintimes.km.ru/novosti/ekonomika-kitaya/13278
7. http://www.legal-way.ru/news1079.php
8. Национальное статистическое бюро Китая. http://www.stats.gov.cn
9. Там же.
10. China.org.cn. http://www.china.org.cn/business/2012-08/19/content_26277247.htm
11. Global Times. http://www.globaltimes.cn/content/727469.shtml
12. Там же.
13. Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта - А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 74.
14. Год планеты: ежегодник. Вып. 2010: экономика, политика, безопасность. Гл. ред. - чл.-корр. РАН В.Г. Барановский. М.: Идея-Пресс, 2011. С. 176.
15. Профиль. Притормозил, чтобы разогнаться. http://www.profile.ru/article/pritormozil-chtoby-razognatsya-71034
16. Там же.
17. http://www.chinaknowledge.com/Default.aspx
18. Bloomberg. http://www.bloomberg.com/news/2012-03-04/china-targets-7-5-growth-this-year-as-european-debt-crisis-slows-exports.html
19. The Wall Street Journal. http://online.wsj.com/article/SB10000872396390444443504577602830726946716.html?mod=googlenews_wsj
20. Там же.
21. Ecns.cn http://www.ecns.cn/business/2012/08-27/23586.shtml
22. Global Times. http://www.globaltimes.cn/content/724691.shtml
23. China.org.cn. http://www.china.org.cn/business/2012-08/23/content_26317546.htm