УДК 330.3 Л. В. Попова
КИТАЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Успешные экономические преобразования, проводившиеся с конца 1970-х годов, вывели Китай в число лидеров мирового экономического роста и ключевых игроков международных экономических отношений. На протяжении тридцати лет китайская экономика развивалась на уровне свыше 9% в год, причем в последние годы этот показатель был двузначным. Быстрый подъем китайской экономики основывается на высокой норме инвестиций и наращивании экспорта и становится все более важным фактором общемирового развития, обеспечивая в последние годы 15-20% роста мирового ВВП, а также расширения международной торговли и инвестиционных потоков.
Особенности развития китайской экономики накануне кризиса
Несмотря на впечатляющие результаты, достигнутые Китаем в ходе реформ, экономический рост носит преимущественно экстенсивный характер. С конца 1990-х годов высокий динамизм развития сопровождался усилением ряда дисбалансов в экономике, повышением уровня сбережений и инвестиций, а также очевидным смещением акцентов в сторону внешнеэкономического сектора. Норма сбережений возросла в последние годы до небывало высокого уровня — 50% от ВВП. Повышение этого показателя обусловлено ростом накоплений в корпоративном и государственном секторах экономики*. Несмотря на повышение благосостояния и низкую доходность по депозитам (в отдельные годы даже отрицательную), уровень сбережений населения по отношению к располагаемому доходу также повышался — с 17% в 1995 г. до 24% в 2005 г., однако по отношению к ВВП этот показатель остается относительно стабильным (около 20%) [14]. Население вынуждено наращивать сбережения в силу неразвитости системы социальных гарантий и растущей стоимости медицинских и образовательных услуг. В связи с этим потребительская активность населения остается невысокой — потребительские расходы в Китае составляют 35% от ВВП, значительно ниже среднемирового уровня (60%) и почти вдвое меньше по сравне-
Людмила Валерьевна ПОПОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики Экономического факультета СПбГУ. Окончила Восточный факультет Университета. В 1995-1996 гг. стажировалась на Экономическом факультете Китайского народного университета (г. Пекин). С 1998 г. работает в СПбГУ. Сфера научных интересов — экономика стран Восточной Азии, интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор более 50 научных публикаций.
© Л. В. Попова, 2009
нию с началом 2000-х годов (рис. 1) [28; 36]. Такая же тенденция прослеживается и с точки зрения вклада частных потребительских расходов в рост ВВП — в середине 2000-х годов этот компонент обеспечивал только 1/3 от общеэкономического роста по сравнению с 45% в предыдущее десятилетие. Одно из объяснений этого феномена состоит в снижении доли заработной платы в ВВП в последнее десятилетие с 53 до 40% [43]. Доля же инвестиций в ВВП в 2000-е годы, напротив, повысилась до 45%, при этом примерно половина инвестиций направляется на расширение экспортно ориентированного производства.
Рис.1. Уровень частных потребительских расходов, % от ВВП.
Источник: [15].
Присоединение Китая к ВТО в 2001 г. привело к значительному расширению масштабов внешнеэкономических операций и повышению позиций Китая в мировом торговом рейтинге — в 2007 г. по объему товарного экспорта Китай вышел на второе место в мире после Германии. Заметно возрос за этот период и уровень вовлеченности китайской экономики в мирохозяйственные связи: экспортная квота Китая составляет почти 40% от ВВП, что значительно выше, чем у других крупных развивающихся стран, таких как Бразилия и Индия.
Развитие внешнеторговых операций характеризовалось растущим профицитом, вследствие чего экспорт стал играть большую роль в общеэкономическом росте (чистый экспорт составляет почти 12% от ВВП, что на 2% больше, чем в предыдущее десятилетие) [27]. Либерализация рынка в рамках Соглашения о присоединении к ВТО значительно повысила привлекательность Китая для размещения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и превратила его в крупнейшего реципиента прямых иностранных инвестиций в группе развивающихся стран. Огромные масштабы поступающих в страну ПИИ наряду с неполной либерализацией капитальных операций также обусловливают профицит по этой части платежного баланса КНР. Феномен «двойного профицита» во внешнеэкономических связях привел к накоплению колоссальных валютных резервов, породил новое для китайской экономики явление чрезмерной наличной денежной массы (excess liquidity). В условиях политики сдерживания темпов роста курса юаня, низкого уровня развития рынков капитала и регулирования объема кредитной массы2* чрезмерная денежная ликвидность обусловила образование ряда спекулятивных пузырей в экономике — вначале на фондовом рынке, впоследствии на рынке недвижимости. Китайские власти вовремя вмешались в ситуацию и ликвидировали эти пузыри, прежде чем они приняли угрожающие размеры.
С 2003 г. в Китае велись жаркие дискуссии о необходимости повышения качества роста, переноса акцента с наращивания количественных показателей на обеспечение сбалансированного развития, снижения ресурсоемкости производства, реализации принципа социальной справедливости, повышения уровня социальной защищенности
населения. Высказывались опасения по поводу усиления экономической зависимости Китая от внешних рынков, низкого уровня вовлеченности страны в процесс международного разделения труда, специализации на сборочных и толлинговых операциях, составляющих половину всего экспорта страны и предполагающих высокую зависимость от импортных компонентов. Подобный характер включенности в мирохозяйственные связи удерживает Китай на низшем конце международной стоимостной цепочки. Ведущую роль во внешнеэкономической деятельности Китая на современном этапе играют предприятия с иностранными инвестициями, на которые приходится около 60% экспортно-импортных операций. Особо остро встала проблема обеспечения равных условий деятельности для национальных и иностранных компаний, отмены для последних налоговых преференций, стимулировавших их экспортную активность и вызвавших структурный перекос в сторону быстрого расширения экспортно ориентированного сектора3*, что, в свою очередь, способствовало ускоренному накоплению Китаем валютных резервов. В центре внимания оказались вопросы низкой эффективности производства, сохраняющихся искажений в цене на ресурсы из-за ограничения мобильности рабочей силы, государственного монополизма в сфере земельных отношений и ряда других факторов [54, с. 68]. Большую тревогу стали вызывать также экологические последствия ускоренного роста. Крайне невыгодной для страны в условиях обесценивающегося доллара стала считаться практика приобретения американских ценных бумаг, в частности, американских гособлигаций, рассматривавшаяся как субсидия экономике США [52, с. 58].
Необходимость изменения модели экономического роста, обеспечения большей сбалансированности в развитии и повышения в нем роли внутреннего спроса, особенно потребительского, стала очевидной в Китае еще до наступления кризиса. Определенные шаги в этом направлении осуществлялись на протяжении последних лет. В частности, вносились коррективы в налогообложение доходов физических лиц в целях сдерживания роста социальной дифференциации, были разработаны схемы социального страхования для сельских жителей, предполагающие участие в них государства, стали возрастать масштабы поддержки сельскохозяйственных производителей при одновременной отмене для них 5% налога. Наконец, была начата реформа экспортного сектора, нацеленная на снижение в структуре вывоза доли трудоемких товаров и продукции перерабатывающих производств. С июля 2005 г. китайские власти пошли на постепенное укрепление национальной валюты — за три года курс юаня вырос почти на 18% по отношению к доллару США. С 1 января 2008 г. были внесены изменения в Налоговый кодекс, направленные на устранение налоговых преференций для иностранного бизнеса.
Темпы роста китайской экономики стали замедляться еще в начале 2008 г., что было связано с действием ряда факторов, а именно с ликвидацией пузыря на рынке недвижимости, ростом цен на продовольствие и ресурсы, а также с проведением рестриктивной кредитно-денежной политики в целях борьбы с инфляцией. Массовое банкротство предприятий, производивших экспортную продукцию, также началось еще в первой половине 2008 г. из-за снижения ценовых преимуществ китайских экспортных товаров на мировых рынках вследствие повышения курса юаня, уровня издержек и участившихся претензий к качеству производимых товаров со стороны иностранных покупателей. Так, в течение первых семи месяцев 2008 г. закрылось более половины фабрик, производивших игрушки4* [29]. Начавшийся осенью 2008 г. мировой финансовый кризис усугубил падение китайской экономики, заставил руководство страны резко изменить характер
макроэкономической политики и приостановить проведение многих реформ, прежде всего в экспортно ориентированном секторе.
На фоне глобальной рецессии, вызвавшей резкое ухудшение мировой экономической ситуации, темп прироста экономики КНР в 4 квартале 2008 г. сократился до 6,8%, хотя в целом за год этот показатель составил 9% [48, с. 65]. Основной удар по экономике наносит сокращение экспортных поставок, особенно на американский рынок. С конца 2008 г. отмечается отрицательный рост экспорта, причем с наступлением 2009 г. темпы падения ускорились, хотя на фоне других стран Восточной Азии спад экспортной активности не выглядит таким катастрофическим5*. В большей степени снизились темпы прироста промышленного производства и импорта. Так, промышленное производство в 2008 г. возросло только на 5,7% (18% в 2007 г.), а в январе-феврале 2009 г. рост замедлился до 3,8%. Значительное падение темпов роста промышленного производства связано не столько с сокращением экспортных поставок (спад чистого экспорта в 2008 г. обеспечил менее половины всего снижения ВВП [40]), сколько с коллапсом на рынке жилищного строительства, сократившим, в свою очередь, спрос на продукцию широкого спектра производств, начиная с металлургической отрасли и заканчивая производством кон-диционеров6*. Большее по сравнению с экспортом сокращение импорта объясняется параличом экспортного обрабатывающего производства, сырье для которого ввозилось из-за рубежа, а также снижением спроса на импортные материалы со стороны строительной индустрии и действием конъюнктурного фактора (снижением уровня цен на энергоресурсы и товарную продукцию на мировых рынках).
Даже в условиях падающего спроса на китайскую экспортную продукцию в последние месяцы Китай столкнулся с ростом торгового профицита [12]. В соответствии с прогнозом, китайский экспорт будет падать в течение всего 2009 г. и, возможно, впервые за последнюю четверть века сократится на 6%. Предполагается, что, напротив, во второй половине 2009 г. приостановится спад импорта, что связывается с повышением спроса на сырье и оборудование в результате массовых инвестиций государства в инфраструктуру (таблица).
Прирост экспорта и импорта в конце 2008 — начале 2009 г., в % к аналогичному периоду предыдущего года
Прирост 2008 г. 2009 г.
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март
Экспорт 19,1 - 2,2 - 2,8 - 17,5 - 25,7 - 17,1
Импорт 15,5 - 17,9 - 21,2 - 42,9 - 23,8 - 25,1
Начавшийся кризис повлиял и на потоки капитала в китайскую экономику. Во второй половине 2008 г. был зарегистрирован чистый отток капитала, в результате впервые за последние десять лет у Китая возникло отрицательное сальдо по капитальному счету7*. Даже рекордная сумма освоенных страной в 2008 г. прямых иностранных инвестиций (92 млрд долл. США) не смогла нейтрализовать негативный эффект мирового кризиса. С начала 2009 г. потоки поступающих в страну ПИИ также стали сокращаться (в январе-феврале 2009 г. приток ПИИ снизился на 26% по сравнению с аналогичным периодом
2008 г.) [57].
Антикризисные программы
Финансовый кризис в США не оказал прямого негативного воздействия на китайское население и основную массу компаний, которые в силу ограничений на вывоз капитала не имеют возможности инвестировать свои сбережения за рубежом. Основной отток капитала приходится на Правительство КНР, а также на государственные институты, корпорации и банки. При этом источником капитала выступают прежде всего валютные резервы страны. Большая часть китайского капитала инвестирована в американские государственные облигации и ценные бумаги таких агентств, как «Fannie Mae» и «Freddie Mac». По некоторым оценкам, на июнь 2008 г. Китай держал почти треть своих золотовалютных резервов в облигациях этих агентств [6]. К этому можно добавить вложения в долговые обязательства американского корпоративного сектора («Lehman Brothers», «Morgan Stanley», «Blackstone Group», «Bear Stearns», «Citigroup» и др.), в том числе в ценные бумаги обанкротившихся банков и финансовых компаний. Например, совокупные вложения трех ведущих китайских госбанков (Банка Китая, Промышленного и коммерческого банка Китая, Строительного банка Китая) в «Lehman Brothers» составляли 472 млн долл. По данным Казначейства США, общий размер вложений КНР в американские корпоративные ценные бумаги на конец 2008 г. оценивался от 77 до 160 млрд долл [38].
После ипотечного кризиса в США в 2007 г. ведущие китайские банки стали сокращать долю американских ценных бумаг, связанных с ипотечным кредитованием, в своих инвестиционных портфелях8*. В итоге к осени 2008 г. доля так называемых «токсичных» активов в общей капитализации китайских банков колебалась в диапазоне от 0,1% (Строительный банк Китая) до 1,2% у Центрального банка Китая [35]. Не все вложения можно рассматривать как чистые потери, учитывая полугосударственный статус агентств и политику властей США по реструктуризации задолженности ряда ведущих игроков американского инвестиционного рынка. В целом прямые потери китайской банковской системы в результате краха американских инвестиционных институтов и финансовых компаний считаются незначительными [53, с. 25; 55, с. 13] .
Банковская система КНР также не сильно пострадала в результате ликвидации пузыря на китайском рынке недвижимости, что объясняется небольшими масштабами кредитования рынка недвижимости в Китае. Так, доля кредитов, связанных с кредитованием рынка жилья, составляет в Китае около 20% от общей массы кредитов (в США доля такого рода кредитов превышает 50%), в том числе на долю ипотеки приходится только 12% [21]. Недостаточно развитым является пока и потребительское кредитование — на условиях кредита приобретается менее половины всей товарной продукции, в том числе только 10% автомобилей.
Основной удар финансового кризиса пришелся на реальный сектор китайской экономики. Кризис осложнил ситуацию в целом ряде отраслей промышленности, связанных со строительным комплексом — металлургической, стекольной, цементной, и распространился на экспортно ориентированные производства. В наиболее тяжелом положении оказались уже упоминавшееся производство игрушек, текстильные предприятия и отрасль информационных технологий. В региональном отношении в большей степени пострадали восточные и южные провинции, где сосредоточена основная масса экспортных предприятий.
Главная опасность, которую несет с собой кризис для Китая, состоит в снижении темпов экономического роста и повышении безработицы9*. Прогнозируемый на 2009 г. темп роста в 6,5% является недостаточным, поскольку не позволит абсорбировать приток
рабочей силы из сельской местности в город. Появление большой массы безработных может вызвать социальную и политическую нестабильность в стране10*. В группе риска находятся в первую очередь трудовые мигранты, приезжающие в города на заработки, а также выпускники вузов. По официальным данным, число трудовых мигрантов внутри страны составляет 150 млн человек, из которых 26 млн уже лишились работы [24] . Их труд активно используется в сфере строительства, которая серьезно пострадала из-за ипотечного кризиса, а также в экспортном секторе. По официальным данным, до наступления кризиса уровень безработицы составлял 4%, но по альтернативным оценкам он был равен 10% в городах и 20% в сельской местности [13]. В дельте реки Янцзы, где сосредоточена вся промышленная база КНР, безработица в производственном секторе достигает 50% [7]. Другой уязвимой категорией населения выступают выпускники университетов, число которых ежегодно возрастает — в этом году эта цифра составит 6,1 млн человек, в следующем — 7 млн человек. Проблемы с трудоустройством молодых специалистов, существовавшие и до кризиса, могут иметь крайне негативные последствия для китайского общества, принимая во внимание отмечаемый в нынешнем году ряд юбилейных дат, в том числе 20-летнюю годовщину событий на площади Тяньаньмэнь. Антикризисные меры Китайского правительства направлены, прежде всего, на стимулирование реальной экономики и решение проблемы занятости. С наступлением кризиса китайские власти были вынуждены резко изменить характер макроэкономической политики, отказаться от тех мер, которые они использовали в целях борьбы с инфляцией и перегревом экономики, и перейти к активной финансовой политике. В определенной степени Китай опирается на успешный опыт антикризисного управления десятилетней давности и в целом использует схожий инструментарий для нейтрализации его негативного эффекта, однако речь о копировании этого опыта не идет в силу возросшей экономической мощи страны, с одной стороны, и уровня вовлеченности в мировую экономику — с другой [50].
Основной стержень китайской антикризисной программы общей стоимостью 4 трлн юаней (584 млрд долл.), утвержденной в ноябре 2008 г.11*, — расширение внутреннего потребления (в том числе со стороны населения), призванное компенсировать сокращение внешних рынков. Эта сумма будет инвестирована в экономику Китая до 2010 г. для развития объектов национальной инфраструктуры и социально ориентированных проектов. В отличие от программы стимулирования экономики десятилетней давности, нынешний пакет мер нацелен на решение долгосрочных задач развития и повышение жизненного уровня населения. Основной объем средств (38%) будет выделен на реализацию крупных инфраструктурных проектов (строительство железных, шоссейных дорог, электростанций и проч.). Крупные суммы будут ассигнованы на восстановление районов в провинции Сычуань, пострадавших от землетрясения в мае 2008 г., а также на здравоохранение, поддержку сельской экономики, инновации и техническое перевооружение предприятий (рис. 2)12*. Подобные вложения должны обеспечить рост ВВП на уровне не менее 7% в 2009-2019 гг. Из центрального бюджета будет выделено около трети всех инвестиций, в основном на проекты в сфере образования, социального обеспечения и строительства доступного жилья, остальное будет финансироваться из средств провинциальных и местных бюджетов [20].
Для стимулирования экономики китайские власти ослабили монетарную политику: с сентября 2008 г. базовая процентная ставка снижалась пять раз, были резко понижены и нормативы обязательных банковских резервов. В ноябре прошлого года были отменены кредитные лимиты, введенные в середине 2007 г. с целью преодоления роста товарных цен и перегрева экономики13*. Около 15 млрд долл. дополнительных средств для расширения
ев ло вр аи рт к ^ ае в
ж к
и
инфраструктурное строительство восстановление районов социальные проекты сельское развитие развитие технологий экология, энергетика образование, культура
0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600
млрд юаней
Рис. 2. Структура распределения средств в рамках пакета антикризисных мер, млрд юаней.
Источник: [20].
кредитной массы получили три банка некоммерческого кредитования — Банк развития Китая, Экспортно-импортный Банк Китая и Банк развития сельского хозяйства Китая [25]. По оценкам Банка HSBC, в результате этих шагов китайская банковская система в четвертом квартале 2008 г. получила не менее 1,3 трлн юаней дополнительной ликвидности [4].
Большое внимание уделяется стимулированию приоритетных рынков и ключевых секторов экономики. Для поддержания внутреннего спроса и жизнедеятельности предприятий активно используются инструменты фискальной политики и кредитного стимулирования. К числу стратегических отраслей, которым оказывается поддержка, относятся сталелитейная промышленность, автопром, судостроение, нефтехимия, текстильная и легкая промышленность, производство цветных металлов, машиностроение, электроника, сектор ИТ, а также рынки недвижимости и капитала. Меры поддержки в отношении этих отраслей включают: снижение налогового бремени на предприятия, расширение объемов кредитования, проведение технологической модернизации, поддержку сделок по слияниям и поглощениям для повышения уровня конкурентоспособности национальных компаний на китайском и мировом рынках [18]. В целях стабилизации ситуации на фондовом рынке, капитализация которого сократилась на 2/3 после пика в октябре 2007 г.14*, Правительство увеличило участие в государственных коммерческих банках (Банке Китая, Промышленном и коммерческом банке Китая и Строительном банке Китая) и рекомендовало 147 государственным предприятиям выкупить свои акции на рынке [31]. Для поддержания спроса на рынке недвижимости был в два раза уменьшен минимальный размер первоначального взноса от стоимости жилья (с 30-40% до 20% в настоящее время [40]), отменен налог на операции с недвижимостью, предполагается увеличить масштабы строительства социального жилья.
Со второго полугодия прошлого года были приняты комплексные меры для поддержки внешнеторговых предприятий, которые включают четырехкратное повышение ставки возврата налога на экспорт текстильной и другой трудоемкой продукции15* (в общей сложности повышение коснулось 3,5 тыс. товарных позиций), отмену или снижение части таможенных пошлин на экспортируемые товары, в том числе на сталь и удобрения. Налоговые стимулы широко используются также для увеличения объема продаж автотранспортных средств и содействия техническому перевооружению национальных компаний. В 2009 г. началась реформа налога НДС, в ходе которой реальная ставка снизится с 17 до 14%. В общей сложности планируется отменить около сотни налогов и сборов.
Особое внимание в ходе реализации антикризисных программ уделяется повышению доходов населения и уровня его социальной защищенности, что является главной предпосылкой расширения потребительского спроса. В конце 2008 г. был представлен черновой вариант первого закона о социальном страховании, который предусматривает право для всех жителей страны на пособия по болезни, безработице, нетрудоспособности и т. д. [17]. Поставлена задача создания к 2011 г. системы базового медицинского обслуживания на 90% жителей страны16*. Предстоящие коррективы в практике налогообложения физических лиц нацелены на обеспечение большей социальной справедливости за счет снижения налогового бремени для лиц с низким уровнем доходов и повышения ставок налогообложения высокооплачиваемых категорий населения. Так, при взимании подоходного налога будет приниматься в расчет число иждивенцев [44]. Возможно также снижение ставки социального налога (его выплачивают около 200 млн человек).
Для улучшения жизненного уровня сельских жителей повышаются минимальные государственные закупочные цены на зерно, что позволит увеличить доход сельского населения на 11 млрд юаней (3,6% от располагаемого дохода). Будут пересмотрены условия аренды земли (вместо нынешних 30 лет будет введено право бессрочной аренды), введен рыночный принцип компенсации за изымаемые из сельхозборота земли, создан рынок арендных прав на землю [37]. С 1 февраля 2009 г. в Китае начала работать национальная программа субсидирования продаж бытовой техники в сельских районах, рассчитанная на четыре года. Размер субсидии составляет 13% от стоимости приобретаемого товара. Наиболее бедной части населения выплачиваются разовые пособия.
Обеспечение занятости
Резко (на 55%) вырастут расходы на создание новых рабочих мест [2]. Государственным компаниям, на которые приходится треть всего промышленного выпуска и почти половина внутренних инвестиций, дана установка не сокращать занятость и капитальные вложения. Такого же подхода власти ожидают со стороны частного бизнеса. Для обеспечения трудоустройства выпускников вузов разработан специальный пакет мер, включающий предоставление молодым специалистам кредита (до 7300 долл.) для того, чтобы начать бизнес, финансовые и налоговые стимулы компаниям, нанимающим таких специалистов. Выпускники, которые устраиваются на работу в бедных или отдаленных западных провинциях Китая, получают от Правительства компенсацию расходов на обучение [47].
Несмотря на резкое снижение объемов экспорта, Китайское правительство не пошло на девальвацию юаня. Китайская валюта росла вплоть до июля 2008 г., когда резкое замедление экспорта и усиление курса доллара по отношению к другим валютам (за исключением иены) остановили этот рост на уровне 6,8 юаня за доллар [3].
Возможные негативные последствия антикризисной программы. Массированные финансовые вливания в экономику позволят Китаю поддержать приемлемый темп роста. По подсчетам Всемирного банка, директивное кредитование экономики обеспечит 3/4 экономического роста Китая в 2009 г. Под вопрос ставятся качество роста и побочные последствия активной финансовой политики, которые снизят эффективность предпринимаемых мер. Прежде всего, в условиях накачивания экономики дополнительной ликвидностью возникает опасность нецелевого использования средств, создания излишних производственных мощностей и увеличения доли «плохих долгов» в банковской системе [11]. В середине 1990-х годов доля невозвращенных кредитов доходила до 35% от общего объема банковского кредитования, однако в результате финансовых реформ была снижена до 5% к 2008 г.
Реализация антикризисной программы может существенно увеличить долги Правительства. Снижение налогов в условиях спада приведет к сокращению правительственного дохода от налогов приблизительно на 300 млрд юаней. В 2009 г. дефицит бюджета, согласно предварительной оценке, составит 3% ВВП [2]. Возрастет и государственный долг КНР, который на сегодняшний день, по оценкам западных экспертов, уже достиг 60% ВВП Китая.
Политика «защиты занятости» может ухудшить деловой климат в стране и поставить компании на грань банкротства. Повышение минимального уровня оплаты труда приведет к росту издержек в трудоемких производствах и снижению темпов создания новых рабочих мест [17]. Негативным следствием политики субсидирования потребительских расходов и программ кредитования является усиление регионального протекционизма, которое наблюдается уже сейчас. Практически во всех провинциях субсидии покупателям выдаются при условии приобретения ими продукции местного производства. То же касается и приоритетов при выделении финансовых ресурсов на уровне провинций — предпочтение отдается компаниям, закупающим продукцию местных поставщиков (стали, цемента, стекла, угля и т. д.) [42].
Критики правительственного пакета антикризисных мер обращают внимание на то, что основная часть средств будет направлена на инфраструктурное строительство и поддержку отраслей тяжелой промышленности, а не на расширение потребительского спроса. Львиную долю выделенных средств получают госкомпании, тогда как предприятия частного сектора фактически оказываются за рамками кредитования. Например, в январе из общей кредитной массы 90% было выдано госпредприятиям для реализации правительственных проектов [33]. Антикризисные меры кажутся недостаточными с точки зрения поддержки экспортно ориентированных отраслей промышленности — китайские банки практически не кредитуют последних, поскольку относят их к категории повышенного риска.
Первые результаты реализации антикризисной программы и перспективы развития китайской экономики. На первый взгляд показатели развития китайской экономики в 1-м квартале 2009 г. выглядят не очень оптимистично. По официальным данным, темп экономического роста составил всего 6% (почти вдвое ниже обычного). Еще более низкие темпы роста наблюдались в сфере промышленного производства, невиданными прежде темпами падает экспорт. Вместе с тем можно обнаружить признаки того, что пакет стимулирующих мер начал оказывать положительное воздействие на экономику. В частности, в марте был отмечен более высокий рост производства по сравнению с первыми двумя месяцами 2009 г. (8,3% и 3,8% соответственно [11]), несколько замедлился темп падения экспорта (17% по сравнению с 26% в феврале). Существенно возросли объемы кредитования экономики: так, в первые два месяца нынешнего года ежемесячный объем выданных китайскими банками кредитов составил в среднем 200 млрд долл.17* Для сравнения: в первом полугодии прошлого года китайские банки ежемесячно кредитовали бизнес лишь на 45-60 млрд долл. [4]. При этом за первые два месяца банки выдали свыше половины от определенного на 2009 г. объема кредитов. Объем инвестиций в основной капитал вырос на 30%, в том числе инвестиции в строительство железных дорог повысились в три раза. Около половины всех вложений в экономику обеспечивается предприятиями госсектора [49]. Уровень розничных продаж в первом квартале 2009 г. увеличился на 16% по сравнению с предыдущим годом, в частности, продажи легковых автомобилей в марте возросли на 10% в сравнении с предыдущим годом и на 27% в сравнении с февралем. Определенные признаки стабилизации продемонстрировал также и рынок недвижимости. В целом, по оценкам экспертов, хотя рост экономики в 2009 г. существенно
сократится по сравнению с предыдущими годами, все же он останется на относительно высоком по мировым меркам уровне — 6-7%. Считается, что Китай пройдет «дно кризиса» в середине 2009 г. и во второй половине года ситуация начнет выправляться.
В нынешних условиях Китай играет стабилизирующую роль в международной финансовой системе и в перспективе можно ожидать повышения его авторитета, прежде всего в группе развивающихся стран, и роли в международных организациях. По просьбе Правительства США он согласился в дальнейшем держать и даже приобретать еще больше казначейских облигаций и других ценных бумаг, готов оказывать и оказывает финансовую поддержку ряду развивающихся стран на двусторонней и многосторонней основе. По просьбе МВФ власти КНР выделяют дополнительные средства фонду в размере 40 млрд долл., чтобы оказать помощь сильно пострадавшим странам [41]. Со стороны Китая условием увеличения финансирования является расширение его квоты в структуре финансирования МВФ. Не исключено также введение Китая в состав Большой восьмерки, что, скорее всего, будет поддержано нынешней американской администрацией [8].
Главным предметом беспокойства для китайских властей являются большие долларовые активы, составляющие, по разным оценкам, 1,2-1,7 трлн долл. Китай держит облигации Казначейства США на сумму свыше 700 млрд долл. и является крупнейшим держателем американских государственных ценных бумаг. Кроме того, в собственности КНР находится еще на 600 млрд долл. бумаг ипотечных агентств [39]. Отказ от этой практики приведет к росту процентных ставок в США, к еще большему сокращению импорта из КНР и прочим негативным последствиям для китайской экономики.
Китай согласился продолжить приобретение американских гособлигаций при условии поддержания денежными властями США курса доллара, однако проводимая ими денежная политика ведет к обесценению американской валюты, что все меньше устраивает Китай, держащий в долларах около 70% своих валютных резервов. О своем недовольстве существующим положением дел Китай дал понять мировому сообществу накануне саммита Двадцатки в Лондоне, предложив ввести в международный оборот валюту СДР как альтернативу доллару. Хотя это предложение не было озвучено на самом саммите, Китай намерен изменить структуру своих зарубежных активов, и прежде всего валютных резервов, путем сокращения в них доли доллара, но так, чтобы не вызвать паники на валютных рынках. По мнению Б. Стетцера, специалиста из вашингтонского Совета по международным отношениям (CFR), целью Китая является доведение соотношения долларовых и недолларовых активов до уровня 50 на 50. Для достижения этой цели Китаю придется «сбросить» около 500 млрд долл. [1].
Одним из способов более рационального использования своих валютных накоплений станет наращивание зарубежных инвестиций в стратегические активы, в первую очередь приобретение месторождений природных ресурсов за рубежом. Только за два месяца 2009 г. Китай купил или договорился о покупке подобных активов на 50 млрд долл. Нынешняя ситуация является крайне благоприятной для китайского бизнеса в осуществлении подобных сделок [51, с. 104]. Власти КНР поддерживают национальные компании в их зарубежной экспансии, а банки проинструктированы оказывать бизнесу содействие в заключении сделок по зарубежным слияниям и поглощениям (СиП) [16]. В числе состоявшихся и планируемых приобретений можно назвать заключенную в конце марта сделку по покупке китайским предприятием «Geely» второго в мире производителя коробок передач — австралийской компании «DSI», предстоящее поглощение австралийской компании «Rio Tinto», а также намерение компании «Beijing Automotive Industry Co.» купить несколько подразделений компании «Chrysler» [22; 46]. Недавно
было высказано намерение о ряде приобретений в европейском регионе через суверенный инвестиционный фонд.
Китай предпринимает реальные шаги для постепенного продвижения юаня в качестве региональной торговой валюты. В феврале 2009 г. Центральный банк Китая официально объявил о начале реализации программы по переходу на юань для расчетов со странами Азии. Местным банкам уже разрешено вести операции в юанях с Гонконгом и Макао. Некоторые китайские провинции получили разрешение осуществлять операции в китайской валюте со странами АСЕАН. В дополнение Центральный банк Китая подписал шесть соглашений о валютных свопах на сумму 650 млрд юаней (95 млрд долл.) с Республикой Корея, Гонконгом, Малайзией, Индонезией, Беларусью и Аргентиной [23]. В перспективе Китай рассматривает заключение таких договоров с Японией и Россией. О своем намерении использовать юань в качестве резервной валюты объявил Казахстан. Все это можно рассматривать как первый шаг на пути интернационализации китайской валюты.
Наибольшим препятствием для превращения юаня в международную резервную валюту является то, что он не является полностью конвертируемой валютой. Перед встречей Двадцатки в Лондоне появилась информация о планах Китая осуществить интернационализацию юаня путем либерализации капитальных операций. Достижение полной конвертируемости юаня возможно к 2016 г., однако статус резервной валюты юань сможет приобрести не раньше, чем к 2030 г. [26].
* * *
Таким образом, Китай на данном этапе в меньшей степени пострадал от мирового экономического кризиса, чем другие страны в силу относительной изолированности его финансовой системы и более консервативной политики в отношении финансовых рынков по сравнению с западными странами. Наступивший кризис нанес удар экспортно ориентированному комплексу отраслей, усугубил внутренние проблемы китайской экономики, более отчетливо выявил существующие в развитии дисбалансы и уязвимые места сложившейся экономической системы. Международные эксперты отмечают быструю реакцию китайских властей на начавшийся кризис, состоявшую в резком изменении характера макроэкономической политики и незамедлительной реализации масштабных антикризисных программ. Преодолению кризиса способствуют самые большие в мире валютные резервы, профицитный госбюджет, большой объем сбережений в экономике и здоровая ситуация в банковской системе страны. Вместе с тем реализация антикризисных программ фактически перечеркивает результаты большинства реформ последних лет, в первую очередь в финансовой сфере, секторе госпредприятий и экспортных производств.
В нынешних условиях Китай оказывает стабилизирующее влияние на международные рынки и международную финансовую систему. Заметно повышается его авторитет в мировом сообществе и особенно в группе развивающихся стран, которым Китай оказывает поддержку в выходе из кризиса. Растет доверие к китайской валюте, которая все больше начинает использоваться в торговых расчетах. Столкнувшись не только с падением экспорта, но и с волной протекционизма в отношении своей продукции на западных рынках, Китаю удалось избежать роста аналогичных настроений внутри страны. Наряду с другими экспортно ориентированными странами Восточной и Юго-Восточной Азии он выступает против протекционизма в международной торговле и выполняет договоренности по снижению тарифов в отношении стран АСЕАН в соответствии с договоренностью о создании зоны свободной торговли с 2010 г. [5].
В соответствии с прогнозами Китай раньше других стран преодолеет последствия мирового кризиса и выйдет на устойчивую траекторию развития уже во второй половине
2009 г. В ближайшее время следует ожидать изменения модели экономического развития страны, повышения социальной составляющей в экономическом росте. Возрастет участие страны в ведущих международных экономических организациях, расширится присутствие китайских компаний во всех регионах мира — Северной Америке, Европе, Южной Азии, Африке, Латинской Америке.
Играя заметную роль в выводе мирового сообщества из кризиса, на современном этапе Китай не может и не пытается заменить США в качестве локомотива мировой экономики. Основное внимание руководства страны направлено на решение внутренних задач, устранение сложившихся дисбалансов, недопущение социальных конфликтов. От того, насколько успешно будут решаться эти вопросы в Китае, в немалой степени будет зависеть благополучие всей мировой экономики.
* Рост сбережений корпоративного сектора связан с падающей прибылью от экспортных операций по причине повышения курса юаня и ограниченной номенклатуры финансовых инструментов (см.: [30]).
2* Отношение кредитов к депозитам (LDR) в Китае находится на уровне 60% (в большинстве развитых стран — более 100%) (см.: [4]).
З* Например, для экспортных производств с участием иностранного капитала предусматривался возврат НДС и освобождение от уплаты пошлин на импортные компоненты, а на товары (импортированные или местные), предназначенные для продажи на местном рынке, производилось начисление НДС. С 1 января 2008 г. началась налоговая реформа, предполагающая постепенное выравнивание налоговых ставок для иностранных и китайских компаний.
4* В первой половине 2008 г. в результате снижения экспорта в Китае было закрыто 67 000 фабрик (см.:[10]).
5* По итогам 2008 г. объем китайского экспорта увеличился на 18,5% (аналогичный показатель в 2007 г. составлял 26%) (см.: [7]).
6* В результате действия мер со стороны Правительства по ликвидации «пузыря» на рынке недвижимости и влияния мирового экономического кризиса объемы продаж жилья в 2008 г. (по количеству проданных квадратных метров) сократились на 20%. Эксперты ожидают падения цен на недвижимость в размере 40-50% в течение ближайших двух лет (см.: [9]).
7* Чистый отток капитала во второй половине 2008 г. составил 112,2 млрд долл. Дефицит по операциям с капиталом за 2008 г. был равен 22,2 млрд долл. (см.: [45]).
8* Банк Китая сократил свой портфель ценных бумаг в агентствах «Fannie Mae» и «Freddie Mac» на четверть, начиная с июня 2008 г., Китайский строительный банк — на 2 млрд долл. США, а Банк коммуникаций Китая вообще продал все свои активы в этих агентствах. Например, доля американских ценных бумаг, связанных с ипотекой, у Банка Китая, одного из ведущих государственных банков страны, составляла 3,5% от инвестиционного портфеля в 2006 г., к сентябрю 2008 г. она снизилась до 1,4%. На конец 2008 г. вложения трех ведущих китайских госбанков в ценные бумаги, связанные с ипотечным кредитованием, составляли 12 млрд долл. (см.: [34]).
9* Только в 2008 г. в результате финансового кризиса закрылось около 670,000 малых предприятий (см.: [32]).
10* Чтобы абсорбировать приток рабочей силы из сельской местности в города, нужен рост ВВП на уровне не менее 8%. По существующим оценкам, 1% роста ВВП создает до 1 млн рабочих мест.
11* Это самый крупный пакет антикризисных программ в мире, составляющий 12% от китайского ВВП (см.: [28]).
12* В апреле 2009 г. антикризисный пакет финансирования подвергся корректировке в сторону увеличения инвестиций в социальную сферу.
13* К концу 2009 г. годовая процентная ставка по кредитам будет снижена до 5,6% (7,2% в начале 2009 г.), норма обязательного резервирования снизится до 12% (16,5% на начало 2009 г.) (см.: [31]).
14* Капитализация китайского фондового рынка резко упала вследствие массового вывода средств иностранными инвесторами после ипотечного кризиса в США.
15* Новая ставка возврата НДС на экспортируемые товары составляет 14%. Ставка возврата НДС для предприятий, экспортирующих текстиль и одежду, будет повышена до 15%.
16* В настоящее время медицинским страхованием не охвачено около 200 млн человек.
17* Официальные данные говорят о резком росте операций с финансовыми векселями — на них пришлось около 40% всех выданных кредитов, при том что в 2008 г. их доля не достигала и 13% (см.: [4]).
1. Быков П., Власова О., Кокшаров А., Сумленный С., Завадский М. Мир после Лондона // Эксперт. 2009. № 13 (652). 6 апреля. URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/13/mir_posle_londona/ (дата обращения:
11.04.2009).
2. Держать восемь процентов // Эксперт. 2009. № 9 (648). 9 марта. URL: www.expert.ru/printissues/ expert/2009/09/news_derzhat_8_procentov (дата обращения: 22.03.2009).
3. Завадский М. Спор о юане. Эксперт. 2009. № 4 (643). 2 февраля. URL: www.expert.ru/printissues/ expert/2009/04/spor_o_yuane/ (дата обращения: 06.02.2009).
4. Завадский М. Китайская финансовая стена // Эксперт. 2009. № 7 (646). 23 февраля. URL: http://www. expert.ru/printissues/expert/2009/07/kitaiskaya_finansovaya_stena/ (дата обращения: 22.03.2009).
5. Кокшаров А., Сумленный С., Завадский М. Если это не протекционизм // Эксперт. 2009. № 15 (654). 20 апреля. URL: www.expert.ru/printissues/expert/2009/15/esli_eto_ne_protekcionizm/ (дата обращения: 24.04.2009).
6. Мадиев Е. Третий кризис китайской экономики. 11.01.2009. URL: http://easttime.ru/analitic/2/8/555.html (дата обращения: 24.02.2009).
7. Шабалов П. Последняя надежда Китая — год Быка // Труд. 27.01.2009. № 013. URL: http://www.trud. ru/issue/article.php?id=200901270130029 (дата обращения: 28.01.2009).
8. Altman R. The Great Crash, 2008. A Geopolitical Setback for the West // Foreign Affairs. January/February 2009. URL: www.foreignaffairs.com/articles/63714/roger-c-altman/the-great-crash-2008 (дата обращения: 07.02.2009).
9. Anderlini J. Growing signs of recovery in China’s economy // The Financial Times. 2009. April 14. URL: www.ft.com/cms/s/0/93ebd99c-284d-11de-8dbf-00144feabdc0.html (дата обращения: 16.04.2009).
10. Bajoria J. Financial crisis may worsen poverty in China, India. November 20, 2008. URL: www.cfr.org/ publication/17812/financial_crisis_may_worsen_poverty_in_china_india.html (дата обращения: 22.01.2009).
11. Bamboo shoots of recovery // The Economist. 2009. Apr. 16. URL: www.economist.com/finance/displaystory. cfm?story_id=13497030 (дата обращения: 18.04.2009).
12. Beijing puzzle // The Economist. 2009. Jan 14. URL: http://www.economist.com/world/asia/displayStory. cfm?story_id=12923831 (дата обращения: 22.01.2009).
13. Can China save the world from the economic crisis? // The observers. 10.11.2008. URL: http://observers. france24.com/en/content/20081110-can-china-save-world-economic-crisis (дата обращения: 22.01.2009).
14. Chamon M., PrasadE. Why are saving rates of urban households in China rising? Working paper 31. December 2008. URL: www.brookings.edu/papers/2008/12_china_prasad.aspx (дата обращения: 20.02.2009).
15. China statistical yearbook. 2007. URL: www.stats.gov.cn (дата обращения: 23.03.2009).
16. China encourages domestic firms to invest overseas. 10.04.2009. URL: news.xinhuanet.com/english/2009-04/10/content_11165682.htm (дата обращения: 16.04.2009).
17. China Quarterly Update, March 2009. World Bank. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTCHINA/ Resources/318862-237238982080/CQU_March2009_fullreport.pdf (дата обращения: 20.03.2009).
18. China Tackles Economic Crisis with Fiscal Stimulus, Consumption Plans. The China business review. March-April 2009. P. 12-13. URL: http://www.chinabusinessreview.com/public/0903/cmi.html (дата обращения:
16.04.2009).
19. China’s March exports continue falling but at slower pace. 10.04.2009. URL: http://www.chinadaily.com. cn/bizchina/2009-04/10/content_7666984.htm (дата обращения: 14.04.2009).
20. China’s Stimulus Package: A Breakdown of Spending. By EO Online Staff. 07.03.2009. URL: www.eeo.com. cn/ens/finance_investment/2009/03/07/131626.shtml (дата обращения: 16.04.2009).
21. Chinese banks to face test during economic crisis. International Herald Tribune. 24.11.2008. URL: iht.nytimes. com/articles/2008/11/24/business/inside25.php (дата обращения: 22.01.2009).
22. Ding Y. China’s Geely Buys Australian DSI. 01.04. 2009. URL: www.eeo.com.cn/ens/Industry/2009/04/01/ 134089.shtml (дата обращения: 16.04.2009).
23. Dyer G. China assumes lead on world economy // The Financial Times. 2009. April 2. URL: www.ft.com/cms/ s/0/f6f67efe-1f1d-11de-a748-00144feabdc0.html (дата обращения: 16.04.2009).
24. Economic downturn leaves 26 million unemployed in China // Telegraph. 2009. Feb. URL: http://www. telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/china/4438965/Economic-downturn-leaves-26-million-unemployed-in-China. html (дата обращения: 21.03.2009).
25. Economic stimulus // The China business review. 2009. January-February P. 8. URL: chinabusinessreview. com (дата обращения: 16.04.2009).
26. Expanding use of yuan in Asia and worldwide. 10.04.2009.
URL: news.xinhuanet.com/english/2009-04/10/content_11162176.htm (дата обращения: 11.04.2009).
27. Global financial crisis will hurt China much more than the US / By Elliot Ng. URL: http://cnreviews.com/ china_economy/china_financial_crisis_20081125.html (дата обращения: 28.01.2009).
28. Hale D. China and the global financial crisis. 2008. December 16. URL: http://www.stabroeknews.com/2008/ features/12/16/china-and-the-global-financial-crisis/ (дата обращения: 06.02.2009).
29. Hsiao R. Global Crisis Presents Challenges and Opportunities for China’s Economic Reform // China brief. Vol. 8. Issue 20. 2008. October 23. URL: www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=5199 (дата обращения: 22.01.2009).
30. Hu is saving in China? URL: http://www.econstrat.org/index.php?option=com_content&task=view&id=16 9&Itemid=1 (дата обращения: 25.03.2009).
31. Leung B., Yim J. Mainland China’s monetary policy easing begins. 2008. October. URL: info.hktdc.com/ econforum/image/hsb081001e.pdf (дата обращения: 22.01.2009).
32. LiL. Unemployment Blues. Beijing review. N 4. Jan. 22, 2009. URL: http://www.bjreview.com/quotes/txt/2009-01/19/content_174995_2.htm (дата обращения: 22.01.2009).
33. Liu Zh., Xi S., Wei L., Li P. Private Business Sidelined by China’s Stimulus. 16.03.2009. URL: www.eeo.com. cn/ens/Industry/2009/03/16/132582.shtml (дата обращения: 16.04.2009).
34. Morrison W. M. China and the Global Financial Crisis: Implications for the United States. URL: opencrs. com/getfile.php?rid=65656 (дата обращения: 22.01.2009).
35. Nick Lardy Gives Upbeat China View. URL: http://www.jlmpacificepoch.com/blog.php?id=141993_0_72_0_C (дата обращения: 11.04.2009).
36. Pugliese D. China and the global financial crisis. 09.01.2009. URL: http://communities.canada.com/ ottawacitizen/blogs/defencewatch/archive/2009/01/09/china-and-the-global-financial-crisis.aspx (дата обращения:
28.01.2009).
37. Rural land policy reform // Beijing review. N 51. 2008. Dec.18. URL: http://www.bjreview.com.cn/document/ txt/2008-12/16/content_170318_3.htm (дата обращения: 04.02.2009).
38. Rx for U.S. banks: Made in China? The road to restructuring Citigroup and Bank of America may run through Beijing / By Fink R. // Financial week. 2009. February 23. URL: www.financialweek.com/apps/pbcs.dll/ article?AID=/20090223/REG/902209973/1028 (дата обращения: 23.03.2009).
39. Setser B., Pandey A. China’s $1.7 Trillion Bet. China’s External Portfolio and Dollar Reserves. January. 2009. URL: www.cfr.org/content/publications/attachments/CGS_WorkingPaper_6_China.pdf (дата обращения: 07.02.2009).
40. Strong as an ox? // The Economist. 2009. Jan 22. URL: www.economist.com/world/asia/displayStory. cfm?story_id=12987564 (дата обращения: 02.02.2009).
41. Taking the summit by strategy // The Economist. 2009. Apr. 8th. URL: www.economist.com/world/asia/ displaystory.cfm?story_id=13447015 (дата обращения: 15.04.2009).
42. The next Great Wall // The Economist. 2009. Mar. 12th. URL: www.economist.com/business/displaystory. cfm?story_id=13278289 (дата обращения: 23.03.2009).
43. Troubled tigers. The Economist. Jan 29th 2009. URL: www.economist.com/finance/displayStory.cfm?story_ id=13022067 (дата обращения: 02.02.2009).
44. Xi S. China to Revamp Tax System to Narrow Income Gap. 19.02.2009. URL: www.eeo.com.cn/ens//Politics /2009/02/19/129776.shtml (дата обращения: 16.04.2009).
45. Xu Y. Huge Capital Outflow Likely in 2008 Second Half. March 23,2009. URL: http://www.chinastakes. com/Article.aspx?id=1081 (дата обращения: 26.03.2009).
46. Wang Q. Chinese Auto Firm May Use State Funds for Foreign Acquisition. 12.03.2009. URL: www.eeo.com. cn/ens/Industry/2009/03/12/132074.shtml (дата обращения: 16.04.2009).
47. Where will all the students go? // The Economist. 2009. Apr. 8th. URL: http://www.economist.com/world/ asia/displaystory.cfm?story_id=13446878 (дата обращения: 09.04.2009).
48. World Economic outlook. Crisis and recovery. April 2009.Ch.2. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/2009/01/pdf/c2.pdf (дата обращения: 11.04.2009).
49. ZhangJ. China’s Exports Slump While Stimulus Boosts Investment. 11.03.2009. URL: www.eeo.com.cn/ens/ Industry/2009/03/11/131976.shtml (дата обращения: 16.04.2009).
50. ЕІЙ, Ш&, 2008.12. Р.4З (Ба Шусун. Влияние
нынешнего финансового кризиса на Китай превышает последствия азиатского финансового кризиса // Новая экономика и финансы. Декабрь, 2008). China Academic Journal Electronic Publishing house. URL: http://www. cnki.net (дата обращения: 24.01.2009).
51. 2008 ^Ш2 Я. Р. 103-104. (ГоЮйхуай, Чжан Чжоюань. Влияние финансового кризиса на экономику Китая // Экономика и торговля Севера. 2008. № 12) China Academic Journal Electronic Publishing house. URL: http://www.cnki.net (дата обращения: 24.01.2009).
52. (И Сяньжун. Последствия финансового кризиса на Уоллстрит для Китая и меры по его противодействию). Social Outlook. P. 58-60 // China Academic Journal Electronic Publishing house. URL: http://www.cnki.net (дата обращения: 24.01.2009).
53. 2008, Nov. (Хэ Циньмэй. Уроки американского финансового кризиса для реформирования финансовой системы Китая // Финансы и экономика. 2008. Ноябрь). P. 24-26. China Academic Journal Electronic Publishing house. URL: http://www.cnki.net (дата обращения: 24.01.2009).
54. (Чжан Шугуан. Экономическая глобализация и выбор Азии: переходный период, рост и благосостояние). i'fti£iS2008.
2008 (Шанхайский экономический форум 2008: Сборник статей. Шанхай, 2008).
55. № Ф, Й Ш. 2008. Sep. Р. 11-15 (ЧэньХуа, Чжао
Линь. Воздействие американского ипотечного кризиса на экономику Китая и необходимые меры по преодолению последствий // Экономическая перспектива. 2008. Сентябрь). URL: http://www.cnki.net (дата обращения:
24.01.2009).
56. 2009^2Яйй (Основные показатели развития экспорта и импорта в феврале 2009 г.). 12.03.2009. URL: zhs.mofcom.gov.cn/aarticle/Nocategory/200903/20090306095221.html (дата обращения:
26.03.2009).
57. 2009^1-2Я^І®^^ЬЙЖЙЙЙ!нЙ. (Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику КНР в январе-феврале 2009 г.). 2009. 03.17. URL: http://tzswj.mofcom.gov.cn/aarticle/g/200903/20090306104882. html (дата обращения: 26.03.2009).
Статья поступила в редакцию 25 мая 2009 г.