МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Чжоу Вэйди
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ*
Внешняя торговля вносит огромный вклад в экономические достижения Китая, является одним из источников его экономического роста. В конце 2004 г. объем внешней торговли превысил 1 трлн долл. США1 — дойти до такого уровня планировалось Правительством КНР только к 2010 г. С этого времени по масштабам товарооборота Китай вышел на третье место в мире. В соответствии с докладом ЮНКТАД «Международные инвестиции в 2004 г.» Китай наряду с США выступает в качестве одной из главных движущих сил мирового экономического развития.
Несмотря на большой масштаб и быстрые темпы роста, внешняя торговля Китая развивается по экстенсивному сценарию. К настоящему времени в этой сфере накопился ряд проблем, к числу которых можно отнести увеличение числа международных торговых споров, нехватку энергии, низкую долю добавленной стоимости в экспортируемой продукции. Китай нуждается в корректировке стратегии развития внешней торговли в целях изменения статуса страны с большим товарооборотом на статус торговой державы. В данной статье представлены направления необходимой корректировки внешнеторговой стратегии и обозначены тенденции и перспективы развития внешней торговли КНР.
Особенности внешней торговли Китая на современном этапе
После вступления в ВТО темпы реформирования внешнеторговой политики ускорились, что позволило Китаю продемонстрировать впечатляющие успехи во внешнеэкономической сфере. Рассмотрим особенности развития внешней торговли Китая на современном этапе.
Быстрый рост объемов внешней торговли и торгового сальдо
С 2001 по 2006 г. внешнеторговый оборот ежегодно возрастал более чем на 20%. Наряду с этим быстрыми темпами (особенно с 2005 г.) стал увеличиваться торговый профицит — со 100 млрд долл. в 2005 г. до 150 млрд долл. в 2006 г.2
* Данная статья написана при поддержке постдокторского фонда Китая (№:20070410402) и SRF for ROCS, SEM of China.
Чжоу ВЭИДИ — канд. экон. наук, докторант Чжэцзянского госуниверситета (Китай); доцент, декан факультета международной торговли и мировой экономики экономического института Хуачжун-ского педагогического университета. В 2005 г. окончил аспирантуру СПбГУЭиФ по специальности «Мировая экономика». Автор около 20 научных работ, в том числе одной монографии.
© Чжоу Вэйди, 2009 © Л. В. Попова, перевод, 2009
В региональном отношении положительное сальдо складывается у Китая в торговле с ЕС и США, тогда как с основными партнерами в азиатском регионе Китай имеет дефицитный баланс. В 2005-2006 гг. размер профицита в китайско-американской торговле превысил 100 млрд долл. США3. В структурном отношении наибольший профицит складывается у Китая в толлинговых операциях (в торговле продукцией, произведенной из импортного сырья и материалов), тогда как в обычных торговых операциях величина профицита является незначительной. С точки зрения типов предприятий основная часть торгового профицита приходится на предприятия с иностранным капиталом и частный сектор, в то время как роль государственных и коллективных предприятий в быстром росте положительного сальдо во внешней торговле Китая является незначительной.
Развитие экспорта и рост зависимости экономики КНР
от внешней торговли
Зависимость от внешней торговли означает, что экономика одной страны связана с экономической ситуацией в другой стране или в мире и количественно выражается величиной экспортной и импортной квот. Чем выше удельный вес экспорта или импорта в ВВП, тем выше зависимость экономики данной страны от внешних рынков.
С начала 1990-х годов величина внешнеторговой квоты Китая стала возрастать, причем с течением времени темп роста этого показателя ускоряется. В результате быстрого экономического роста и реализации политики внешней открытости уровень внешнеторговой зависимости Китая значительно превысил соответствующий показатель для США, Японии и других ведущих экономических держав. В 2002 г. доля внешней торговли в ВВП составляла в Китае 48,9%, в 2004 г. она возросла до 69,6%, а в 2005 г. превысила 70%4. В 2006 г. этот показатель был равен 65,0%5. Вместе с тем в США и Японии он обычно находится в пределах 20%.
Развитие экспорта и торговли продукцией
перерабатывающих производств
Торговля продукцией перерабатывающих производств оказала положительное воздействие на экономическое развитие Китая, позволила привлечь иностранные инвестиции и технологии, накопить валютные резервы, улучшить положение в сфере занятости населения. Бурный рост экономики приморских районов КНР основывается именно на развитии торговли продукцией, произведенной из импортных сырья и материалов.
С начала проведения политики реформ доля толлинговых операций в общем товарообороте КНР постоянно повышается (с 4,4% в 1982 г. до 48,5% в 2005 г.6), при этом ведущее место в данном сегменте занимает производство экспортной продукции с использованием импортного сырья. Ведущую роль в развитии данной категории торговых операций играют предприятия с иностранными инвестициями, а в ее структуре сокращается доля традиционных трудоемких изделий и повышается доля капитало- и наукоемкой продукции, центральное место в которой занимает продукция электронной промышленности.
Международное разделение и кривая в форме «улыбки»
На рис. 1 представлена стоимостная цепочка продукции, которая отражает конкурентоспособность компании с точки зрения величины создаваемой ею добавленной стоимости. Кривая имеет форму «улыбки», была предложена президентом компании «Асег» Ши Циньжуном в 1992 г. Из рис. 1 видно, что в левой части кривой «улыбка» находятся
Первый этап Средний этап Конечный этап Цепочка стоимости
Рис. 1. Кривая «улыбка» — стоимостная цепочка продукции.
такие функции предприятия, как проектирование, исследования и разработки, обеспечивающие технологическое преимущество выпускаемой продукции. Этот этап играет главенствующую роль в обеспечении глобальной конкурентоспособности предприятий. В середине кривой расположен этап производства продукции, а с правой стороны — функции продажи и защиты торговой марки продукции.
Китайские предприятия, участвующие во внешней торговле, находятся в средней части стоимостной цепочки, т. е. там, где уровень добавленной стоимости создаваемой продукции является наименьшим. Данное обстоятельство означает отсутствие у них ключевых технологий, что выступает препятствием для развития внешней торговли Китая.
Можно привести такой пример: при экспорте единицы DVD стоимостью 32 долл. прибыль китайского предприятия составляет 1 долл., себестоимость производства равна 13 долл. США, еще 18 долл. США идет в оплату зарубежной фирме в качестве роялти за предоставленную технологию. Соответственно в структуре цены единицы МР3 китайского производства стоимостью 78 долл. США 32,5 долл. приходится на себестоимость продукции, 45 долл. — отчисления роялти, и только 1,5 долл. составляет прибыль пред-приятия7.
Отсутствие у китайских предприятий ключевых технологий породило явление «однодолларового китайского производства». Многие иностранные ТНК, имеющие в Китае производственную базу, владеют технологией производства, контролируют поставки главных компонентов для производства продукции, а также сбытовые каналы, тогда как китайская сторона выполняет собственно производственные операции с низким уровнем добавленной стоимости.
Сложившиеся проблемы в развитии внешней торговли Китая
Несмотря на быстрый рост объемов внешней торговли и валютных резервов, Китай должен внести некоторые коррективы в стратегию внешней торговли в силу возникших внутренних и внешних противоречий.
Факторы, препятствующие развитию внешней торговли Китая
Торговые споры с другими странами
За 11 лет с 1995 по 2005 г. Китай стал лидером по числу возбуждаемых против него антидемпинговых расследований — на эту страну приходится примерно одна шестая всех антидемпинговых расследований в ВТО. В 2005 г. против Китая было начато 51 антидемпинговое расследование — наибольшее число за всю историю существования данной организации. В марте 2006 г. в течение 10 дней Китай пережил три крупных торговых конфликта — первый из них был связан с инициированным ЕС против китайских производителей обуви антидемпинговым расследованием (23 марта 2006 г.), второй — с подачей жалобы в ВТО ЕС и США на проводимую Китаем политику в сфере автомобилестроения8, а через день после этого ЕС восстановил антидемпинговую пошлину в размере 44,6% на цветные телевизоры китайского производства, выпускаемые на семи предприятиях9. Эти торговые конфликты свидетельствуют о необходимости изменения внешнеторговой стратегии КНР.
Внешнеторговые споры с участием Китая имеют следующие особенности: во-первых, круг товаров, в отношении которых возникают конфликты, расширяется, при этом основная масса споров касается продукции трудоемких производств — товаров легкой, текстильной и электронно-механической промышленности, в производстве которых Китай обладает очевидным конкурентным преимуществом. Во-вторых, одновременно с обострением торговых противоречий с развитыми странами наметилась тенденция роста числа конфликтов в торговле Китая с развивающимися странами. На долю Индии, Турции, ЮАР и других развивающихся стран, обвиняющих Китай в использовании протекционистских мер в торговле, приходится 60% от общего числа расследований в рамках ВТО. В-третьих, в случае с Китаем главным способом защиты своих рынков в зарубежных странах являются антидемпинговые расследования. Увеличивается число расследований, инициируемых некоторыми членами ВТО по п. 16 протокола о присоединении Китая к ВТО10.
Проблема укрепления курса китайского юаня
21 июля 2005 г. Центральный банк Китая установил курсовое соотношение китайского юаня к доллару США на уровне 8,11 : 1 и объявил о том, что данный курс станет исходной ценой для сделок на межбанковском валютном рынке. С этого времени Китай перешел к режиму плавающего валютного курса, корректируемого в зависимости от изменения стоимости корзины валют. Несмотря на переход к новому режиму валютного курса, стоимость китайского юаня постоянно повышается — так, в июне 2006 г. средний курс доллара к китайскому юаню впервые снизился до 1 : 8, а в июле 2007 г. это соотношение уже составляло 1 : 7,56й.
В краткосрочной перспективе рост курса юаня негативно влияет на величину прибыли, получаемой китайскими предприятиями от внешнеторговых операций. Во-первых, рост курса юаня оказывает негативное влияние на экспорт традиционной продукции, в особенности ослабляет экспорт товаров трудоемких отраслей. Китайские экспортные предприятия для сохранения определенной нормы прибыли вынуждены повышать экспортные цены, что приводит к снижению ценовой конкурентоспособности китайской продукции, сдерживает рост экспорта и вызывает сокращение масштабов присутствия китайской продукции на мировом рынке. В случае сохранения экспортных цен на неизменном уровне сокращается прибыль экспортирующих предприятий, что также неблагоприятным образом сказывается на деятельности этих предприятий, особенно в сегменте трудоемких производств. Во-вторых, рост курса юаня сдерживает приток иностранных
инвестиций, реинвестирование полученной зарубежными предприятиями прибыли и процесс локализации производства. Эта ситуация не благоприятствует развитию обрабатывающей промышленности и изменению специализации Китая в международном разделении труда. В-третьих, сокращение экспорта продукции трудоемких отраслей и сокращение притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вследствие роста курса юаня порождает проблему занятости населения.
В долгосрочном плане рост курса китайского юаня будет способствовать улучшению условий торговли, изменению способа участия Китая в международной торговле, а также содействовать импорту сырья и энергоресурсов. В этой связи реформа системы обменного курса предоставляет шанс для изменения внешнеторговой стратегии КНР, в свою очередь, рост курса юаня также предполагает внесение корректив в стратегию внешней торговли.
Внутренние противоречия в развитии внешней торговли Китая
Рост внешней торговли и нехватка сырья
Внешняя торговля Китая развивается стремительно, ее масштабы огромны, однако это развитие осуществляется по экстенсивному сценарию, предполагающему высокие вложения и расходы, быстрый прирост и низкую эффективность.
Темп роста потребления сырья в Китае и, соответственно, расходов на него, очень высокий. В соответствии с прогнозом к 2010 г. совокупное потребление нефти достигнет 450-610 млн т, тогда как собственное производство будет составлять 180-200 млн т. Это означает, что зависимость Китая от импорта нефти достигнет минимум 55%, железной руды — 57%, меди — 70%, алюминия — 80%. При таких высоких темпах роста потребления затраты на импорт сырья в Китае будут возрастать, а высокая зависимость от импортного сырья ограничит дальнейшее развитие китайской экономики.
Эффективность использования ресурсов в Китае является низкой. В 2003 г. доля КНР в мировом ВВП составляла 4%, вместе с тем на Китай приходилось 7% мирового потребления нефти, 30% угля, 27% стали, 25% алюминия и 40% цемента. Низкая производительность ресурсов обостряет проблемы нехватки сырья. Премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао в своем докладе на 5-й сессии 10-го созыва ВСНП 5 марта 2007 г. в качестве одной из проблем социально-экономического развития в 2006 г. отметил экстенсивный характер экономического роста в Китае, который проявляется в высоком уровне потребления энергетических ресурсов и сильном загрязнении окружающей среды. Несмотря на снижение энергетических затрат на единицу ВВП в последние три года, Китай не смог реализовать намеченную на 2006 г. цель снижения энергоемкости ВВП на 4% и сокращения объема выбросов в атмосферу на 2%. В некоторых районах и сферах деятельности энергоемкость производства не только не уменьшается, но даже возрастает.
Уровень вторичного использования ресурсов в Китае в настоящее время намного ниже, чем в развитых странах мира. Например, уровень душевого потребления водных ресурсов в Китае составляет только 25% от среднемирового показателя, а уровень повторного использования водных ресурсов более чем на 50% ниже, чем в развитых странах. Так же обстоит дело и с повторным использованием других видов ресурсов. В частности, в 2000 г. повторное использование стальных отходов в Германии составляло 80%, в США — 67, а в Китае — только 20%.
Развитие внешней торговли и окружающая среда
По мере экономического развития постепенно возрастает нагрузка на окружающую среду. До 1980-х годов ХХ в. Китай экспортировал главным образом первичное сырье,
стремился увеличить масштабы экспорта, не уделяя должного внимания вопросам экологии. Платой за это стало разрушение окружающей среды. Например, следствием экспорта в 1998 г. из Китая растения «фацай» стало опустынивание около 400 га земли.
Недостаточно жесткий контроль импорта сделал возможным ввоз на территорию Китая опасных отходов. Поскольку в развитых странах действуют строгие стандарты переработки отходов, некоторые компании в целях снижения издержек вывозят эти отходы на переработку в страны, где экологическое законодательство является неразвитым, в частности в Китай. Многие продукты питания, импортированные в КНР, не соответствовали санитарным нормам, например, в импортированном из Европы молоке в большом количестве содержался диоксин, а во французском коньяке был обнаружен элемент Residuum Rubrum. Вредные отходы, ввезенные в Китай, содержат в себе большое количество вредителей и возбудителей инфекций, в том числе заразных болезней, что негативно влияет на среду обитания людей и их здоровье.
Нормы ВТО, касающиеся экологических аспектов торговли, предполагают обеспечение устойчивого развития при снижении негативного влияния торговли на окружающую среду, однако на самом деле становятся основанием для создания «зеленых барьеров» в торговле, что представляет серьезную угрозу для расширения экспорта развивающихся стран, в том числе и Китая.
Таким образом, среди существующих в развитии внешней торговли Китая проблем можно отметить следующие. Быстрые темпы роста экспорта увеличили нагрузку на ресурсы и окружающую среду. В то же время наращивание экспорта не привело к повышению международной конкурентоспособности Китая: торговля продукцией обрабатывающей промышленности находится в нижней части кривой, имеющей форму улыбки, доля добавленной стоимости в создаваемой продукции невелика. Китай превратился в мировой центр производства обрабатывающей продукции, при этом ускорение темпов роста внешнеторгового оборота сопровождается ростом количества торговых споров. Особенно много обвинений в адрес Китая возникает по вопросам демпинга и защиты прав интеллектуальной собственности. Рост валютного курса юаня в краткосрочном плане негативно влияет на экспорт Китая, однако в длительной перспективе такая тенденция благоприятствует внесению корректив во внешнеторговую стратегию страны. Изменение данной стратегии становится насущной задачей для китайского руководства.
Направления регулирования внешнеторговой стратегии Китая
Цели изменения внешнеторговой стратегии Китая
Внешняя торговля является одним из трех факторов быстрого и стабильного экономического роста, однако ее устойчивое развитие не может быть обеспечено только количественным наращиванием товарооборота. Обострение международной конкуренции и постепенное увеличение торговых конфликтов подтверждают это. Изменение внешнеторговой стратегии имеет в качестве долгосрочной цели превращение Китая в мировую торговую державу для обеспечения на этой основе стабильного роста китайской экономики.
Стратегия диверсификации страновой структуры внешней торговли
Стратегия диверсификации внешней торговли является продуманной государственной мерой, предполагающей более полное освоение международного рынка. После провозглашения в Китае в 1990-е годы стратегии диверсификации внешняя торговля Китая стала стремительно развиваться, сформировались и расширялись основные внешнеторговые
рынки, Китай превратился в крупного игрока в международной торговле. Несмотря на достигнутые успехи, в развитии внешней торговли Китая возникли серьезные проблемы, в частности, проблема несбалансированности географической структуры торговли. В настоящее время основной товарооборот Китая приходится на США, Японию и ЕС, что порождает острые торговые споры с данными партнерами и приводит к усилению политического и экономического давления на Китай со стороны этих стран. Китаю необходимо повысить уровень диверсификации страновой структуры внешней торговли, в частности, расширить торговый обмен с Россией, особенно в сфере высоких технологий и энергетики, использовать преимущества рынков с низким уровнем производственных издержек, наряду с достижением эффекта масштаба обходить торговые барьеры и на этой основе содействовать развитию внешней торговли Китая.
Изменение модели экономического развития
В настоящее время быстрый рост внешней торговли основывается на больших капиталовложениях, высокой энерго- и ресурсоемкости производства, сопровождается загрязнением окружающей среды. При условии равенства ВВП Китая нынешнему американскому, спрос на уголь составил бы 124% от мирового уровня, железную руду — 120%, сталь — 128, цемент — 160%. Энергоемкость производства на единицу продукции в Китае выше среднемирового уровня в 2,4 раза, при этом по сравнению с Германией это превышение составляет почти 5 раз, с Японией — 4,4, с Индией — 1,65 раз. Собственная добыча нефти в Китае покрывает только 11% спроса на нее, природного газа — 4,3%. Переход от экстенсивной модели экономического роста к интенсивной, от экстенсивного расширения масштабов внешней торговли к изменению ее качественной структуры является насущной необходимостью, а не простым лозунгом. Корректировка стратегии обусловлена переосмыслением источников и оценкой побочных эффектов быстрого экономического роста.
Пересмотр стратегии экспортной ориентации
Пересмотр стратегии экспортной ориентации связан с необходимостью переноса центра тяжести с экспорта трудоемких изделий на экспорт капитало- и техноемких товаров в целях перехода к более высокой ступени в цепочке создания стоимости, представленной в виде кривой в форме «улыбки».
В первую очередь, следует отказаться от политики стимулирования экспорта трудоемких товаров, привести в равновесие экспортную цену продукции с себестоимостью ее про-изводства13. Для этого необходима дальнейшая либерализация цен на ресурсы, отведение рынку главной роли в определении цен на ресурсы, что позволит более адекватно отражать уровень ресурсной обеспеченности. Большее внимание должно уделяться соблюдению и совершенствованию Трудового кодекса, защите законных прав и интересов служащих, формированию системы медицинского страхования и страхования от безработицы. В-третьих, следует отменить практику возвращения экспортерам налогов при экспорте в целях облегчения финансовой нагрузки на бюджет13. В-четвертых, необходимо усилить ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды, повысить уровень соответствующих налогов.
Необходимым условием экономического развития Китая в настоящее время является стимулирование науко- и капиталоемких производств. При экспорте товаров с различной наукоемкостью может оказываться различный уровень поддержки, например, больший объем поддержки будет оказываться при экспорте таких новейших высокотехнологичных
товаров, как средства оптико-волоконной связи, биотехнологии, в то время как при экспорте обычного механического оборудования уровень поддержки будет минимальным.
Наконец, следует усилить внимание к экспорту услуг. На торговлю услугами приходится все больший удельный вес в международной торговле; она является перспективным направлением развития мирохозяйственных связей. В период с 1982 по 2006 г. экспорт услуг составлял менее 10% от общего объема экспорта КНР (9,4% в 1982 г., 8,9 — 2005, 8,6% в 2006 г.)14. В 2005 г. доля услуг в общемировом экспорте равнялась 18,9% (28% в совокупном экспорте США, 32,7 — Великобритании, 42,9% — в Индии). Таким образом, в Китае услуги в совокупном экспорте занимают долю примерно в два раза меньшую по сравнению со среднемировым показателем. Темпы роста экспорта услуг превышают соответствующий показатель для экспорта товаров. Средний темп роста экспорта услуг составил 7%, тогда как темп роста экспорта товаров за тот же период был равен 6%. Совокупная стоимость экспорта услуг с 1985 по 2006 г. возросла в 7 раз15. Для того чтобы занять достойное место в международной конкуренции, Китай должен учитывать в своей внешнеторговой стратегии необходимость повышения доли торговли услугами в совокупном внешнем товарообороте.
Изменение товарной структуры импорта
Для того чтобы повысить научно-технический уровень страны, необходимо содействовать импорту новейшей и прикладной техники и ключевого оборудования, которые сильно влияют на технологический уровень промышленного производства, и сократить импорт обычных промышленных товаров, а также обратить внимание на стратегическую роль импорта для национального хозяйства.
Импорт таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, газ, химическое сырье, цветные металлы и т. д. обычно активно поддерживается. Поскольку эти ресурсы затрагивают проблему экономической безопасности страны, обладают стратегической значимостью для экономического развития, необходимо создавать их определенные запасы. Импорт редких ресурсов позволяет удовлетворять потребности промышленного развития страны и экономить собственные внутренние ресурсы.
Следует строго запретить незаконный импорт зарубежных отходов производства. В настоящее время размер вредных отходов в мире превышает 340 млн т, большая их часть создается в развитых странах. Прежде в Китае импорт отходов производства возрастал быстрыми темпами, контроль этих операций был слабым, результатом этого стал экологический кризис и нанесение вреда здоровью населения. В будущем необходимо усилить контроль над импортом отходов в целях ограничения его масштабов.
Политика регулирования валютного курса, притока прямых инвестиций,
структуры промышленности и внешнеторговая стратегия
Политика валютного курса должна основываться на двух принципах. Во-первых, система валютного регулирования требует совершенствования. Следует отказаться от меркантилистского подхода поддержки экспорта и ограничения импорта, стимулирования притока капитала в страну и ограничения его оттока. Необходимо усовершенствовать практику торговли валютой, осуществить либерализацию капитальных операций, упорядочить отношения спроса и предложения, выявить ценовую функцию в соответствии с законом стоимости, создать рыночный режим и систему управления для регулирования международных расчетов. Во-вторых, следует направить усилия на совершенствование принципов формирования обменного курса юаня. Необходимо способствовать реформированию механизма обменного курса юаня, гибко регулировать обменный курс вслед
за изменением обстановки на внутреннем и мировых финансовых рынках, изменить способ регулирования обменного курса юаня, усилить его гибкость, постепенно расширить влияние рыночных механизмов на формирование обменного курса юаня, а также гарантировать стабильность национальной валюты.
Если говорить о политике в сфере привлечения иностранных инвестиций, то, с одной стороны, она должна благоприятствовать развитию китайских предприятий, с другой — сочетать в определенной пропорции протекционистские элементы и конкурентные начала в целях сохранения конкурентной рыночной системы. Во-первых, нужно отменить преференции для предприятий с иностранным капиталом, предоставить им национальный режим и поставить в равные условия с национальными предприятиями; во-вторых, стимулировать конкуренцию на китайском рынке между иностранными ТНК. В некоторых сферах конкурентоспособность отечественных предприятий по причине нехватки современных технологий и капитала остается низкой. В этих условиях привлечение инвестиций минимум двух транснациональных компаний в производство одного продукта будет стимулировать конкуренцию между ними. В-третьих, поддержка развития собственных технологий и научных разработок в определенных отраслях производства позволит ограничить монопольные позиции иностранных ТНК, использующих свое технологическое преимущество для раздела китайского рынка.
Промышленная политика должна исходить из наличия в Китае огромной армии трудовых ресурсов и быть нацеленной как на развитие низкотехнологичных производств, так и на выполнение несложных операций в высокотехнологичных секторах экономики, предусматривать использование и импортных технологий, и отечественных разработок, активно поддерживать развитие производств среднего уровня наукоемкости, способствовать их превращению в основной костяк промышленной структуры и движущую силу экономического развития. Следует определить потенциально конкурентоспособные сферы производства, чувствительные к эффекту масштаба и выгодам международной специализации. Необходимо оказывать протекцию и поддержку развитию этих стратегических отраслей экономики, стимулировать отечественных предпринимателей осваивать сферу высокотехнологичных производств, а также монополизированные иностранными компаниями отрасли, в которых они уже утратили свое конкурентное преимущество. Следует активно развивать стратегические сферы производства и использовать внешнеторговую политику в целях стимулирования экономического развития Китая.
1 Китайский статистический ежегодник 2008. Пекин, 2008. С. 708.
2 Китайский статистический ежегодник 2008. Пекин, 2008. С. 708.
3 Китайский статистический ежегодник 2007. Пекин, 2007. С. 733.
4 Чэнь Ли. Об изменении модели внешнеторгового роста Китая в условиях высокого уровня экономической открытости. Б.и. (соискание научной степени магистра), Шанхай, 2006. С. 1.
5 Рассчитано автором по: Китайский статистический ежегодник 2008. Пекин, 2008.С. 708.
6 Рассчитано автором по: Китайский статистический ежегодник 2008. Пекин, 2008. С. 709.
7 Рассчитано автором с использованием данных: У Сючжэнь. Споры о нарушении прав интеллектуальной собственности во внешней торговле Китая // Исследования мировой экономики. 2006. № 2. С. 42.
8 1 июля 2005 г. в Китае был принят закон «О применении ставок импортных пошлин при импорте некоторых комплектующих к автомобилям на уровне ставок, применяемым к импорту готовых автомобилей», после этого при импорте автокомплектующих из США, стран ЕС, составляющих 60% и более от стоимости готового автомобиля, к ним стали применяться такие же пошлины, как при импорте готовых автомобилей. По оценкам ЕС и США, размер рынка автокомплектующих в Китае составляет 19 млрд долл., а из США в 2005 г. было импортировано комплектующих только на сумму 650 млн долл. По оценкам американских экспертов, небольшие объемы поставки комплектующих из США связаны с проводимой Китаем таможенной политикой.
Это послужило основанием для направления США и ЕС совместной жалобы в ВТО для возбуждения судебного разбирательства.
9 Сюй Чжаньго. Современное состояние внешней торговли Китая и проблема роста курса юаня // Исследование международных проблем. 2004. № 4. С. 42.
10 В П.16 Протокола присоединения КНР к ВТО речь идет о механизме применения специальных защитных мер странами — членами ВТО в отношении товаров китайского производства. В нем говорится, что в случае резкого роста импорта китайской продукции, наносящего ущерб местным производителям аналогичной продукции, страна — член ВТО может обратиться к КНР для урегулирования данного вопроса. В случае если в течение 60 дней стороны не достигнут соглашения, пострадавшая сторона вправе предпринять определенные меры для защиты своего рынка от наплыва китайской продукции, в частности ввести ограничения на импорт такой продукции, обратиться с жалобой в ВТО и т. д.
11 Китайский статистический ежегодник 2008. Пекин, 2008. С. 708.
12 Ши Лэй. Изменение внешнеторговой стратегии Китая после вступления в ВТО. Б.и. (соискание научной степени магистра), Шанхай. 2006. С. 69.
13 Причины изменения политики возврата налогов при экспорте продукции связаны со следующим: во-первых, по мере расширения масштабов торговли сумма возвращаемых предприятиям налогов возрастает, что создает дополнительную нагрузку на госбюджет; во-вторых, это связано с внесением корректив в промышленную политику страны и необходимостью повышения конкурентоспособности китайской продукции; в-третьих, это обусловлено необходимостью сдерживания курса юаня.
14 Характеристики развития торговли услугами в Китае // Доклад о развитии торговли услугами Китая (http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/index.shtml?method=view&id=5771).
15 Характеристики развития торговли услугами в Китае // Доклад о развитии торговли услугами Китая (http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/index.shtml?method=view&id=5771).
Статья поступила в редакцию 24 декабря 2008 г.