Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОРТИЗАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиденко В.А.

Бюджетные организации представляют собой объект пристальных наблюдений, потому как их государственное финансирование является трудоемким и многогранным процессом. В настоящее время проблематика основных средств и нематериальных активов в бюджетных организациях не рассмотрена полноценным образом, хотя данная проблема стоит остро в современном обществе. В рамках данной статьи проанализированы основные теоретические и практические моменты основных средств и нематериальных активов бюджетных организаций. Рассмотрены явления амортизационной премии, широко используемой в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

3. Кооперативы в процессе социального развития: доклад генерального секретаря ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.copac.coop/publications/un/a64132r.pdf.

4. Концепция (проект) развития кооперации на селе на период до 2020 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации // Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов 20-21 марта 2013 г. Санкт-Петербург: ЗАО «Экспофорум», 2013. - 63 с

УДК 338.001.36

Сиденко В.А. главный бухгалтер ОМВД России по Ханкайскому району Россия, с. Камень-Рыболов ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Бюджетные организации представляют собой объект пристальных наблюдений, потому как их государственное финансирование является трудоемким и многогранным процессом. В настоящее время проблематика основных средств и нематериальных активов в бюджетных организациях не рассмотрена полноценным образом, хотя данная проблема стоит остро в современном обществе. В рамках данной статьи проанализированы основные теоретические и практические моменты основных средств и нематериальных активов бюджетных организаций. Рассмотрены явления амортизационной премии, широко используемой в современном мире.

Ключевые слова: амортизация, нематериальные активы, основные средства, анализ.

Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет права плательщику налогов включить в состав расходов налогового периода расходование на вложения в капитал в переделах около 10% от первоначальной стоимости (не больше 30% по отношению к основным средствам, которые относятся к третьему - седьмой группе амортизации) основные средства (за исключением основных средств, которые получаются безвозмездно), а так же не больше 10% (не больше 30% - по отношению к основным средствам, которые относятся к третьей - седьмой группе амортизации) расходования, понесенные в случае достраивания, дооборудования, реконструкции, модернизированию, техническому перевооружению, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяют в соответствии со статьей 257 Налогового Кодекса. Сумма, которая составляет 10% (30%) первоначальной стоимости основных средств и расходов на достраивание, дооборудование и иное, одновременно учитываемая в составе расходов в цели налогообложения доходов компаний, и есть амортизация бюджетных организаций в виде премии, о которой будет сказано далее.

Стоит обратиться в ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной

деятельности в Российской Федерации, которая осуществляется форме капитального вложения». Согласно статье 1 данного закона вложения в капитал являются инвестициями в основной капитал, к тому же затраты на новейшее строительство, реконструирование и техническое перевооружение активного предприятия, покупка машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектов и изыскательских работ и иных затрат. В итоге, для того, чтобы воспользоваться заявленным в учетной политике компании для целей налогообложения правом на использование амортизации, налогоплательщику требуется произвести затраты на вложения в капитал в объекты основных средств.

Таким образом, предельная величина амортизации на сегодняшний день составляет:

- по основному средству, который входит в первую-вторую, а так же в восьмую-десятую группу амортизации - 10%;

- по основным средствам, которые входят в третью-седьмую группу амортизации - 30%.

Стоит напомнить, что классифицирование основных средств, которые включаются в группы амортизации бюджетных организаций, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1. Расходование по типу амортизационной премии признаются в виде косвенных расходов того налогового периода, на который в соответствии со главой 25 Налогового Кодекса приходится на дату начала амортизации основных средств по отношению которых осуществляются вложения в капитал.

Учитывать амортизационную премию в составе расходования компания может даже в том случае, когда задолженность перед контрагентом за построение и реконструирование объекта не погашается, так как положения, которые позволяют начислять амортизацию, а так же учитывать в расходах в целях налогообложения доходы амортизационной премии только по истечению полной оплаты расходов на строительство основного средства, глава 25 НК РФ не имеет. Как можно заметить на практике, модернизирование одного и того же основного средства осуществляется в течение срока его эксплуатации не единожды. Правомерно ли компании использовать амортизационную премию при любой дальнейшей модернизации объекта основного средства, проводящегося в целях актуальности технического параметра основного средства для увеличения его мощности и нормализации других эксплуатационных характеристик? Можно очень просто ответить на данный вопрос благодаря Министерству Финансов Российской Федерации от 09.08.2011 №03-03-06/1/462. По мнению Министерства Финансов, амортизационная премия, которая учитывается для целей налогообложения дохода из-за осуществления расходов на обновление основных средств, может учитываться постоянно, когда организация проводит расходы на новейшие обновление одного и того же имущества.

Очень часто возникают такие ситуации, когда вводимое в эксплуатацию основное средства в данном месяце может подвергнуться обновлению. По мнению Министерства Финансов Российской Федерации, налогоплательщик может учитывать амортизационную премию именно в том налоговом периоде, на который может приходиться дата перемены его первоначальной стоимости, который в определенной ситуации может совпасть с периодом введения в работу данного основного средства. Может ли использоваться механизм амортизационной премии государственными унитарными организациями по отношению к расходам капитального характера, которые производятся благодаря субсидиям?

Порядок предоставления инвестиций в бюджетные организации в объекты государственной и муниципальной собственности предусматривается в статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьей 79 Бюджетного Кодекса Российской Федерации ассигнования бюджет на проведение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства собственности государства в России, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности вложений в капиталы в основные средства учреждений государства и унитарных организаций предусматриваются в соответствии с долгосрочной целевой программой, а также с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа власти государства субъекта России, местной администрации или установленное определенными органами в порядке решения основных распорядителей средств из бюджета конкретных бюджетов. Пункт 5 статьи 79 Бюджетного Кодекса устанавливает, что предоставление инвестиций в бюджет государственному унитарному предприятию, который основан на праве хозяйственного ведения, влечет определенное повышение уставного капитала государственной унитарной организации в порядке, который устанавливает закон о данных предприятиях.

Следовательно, деньги в виде бюджетной инвестиции на реконструирование и техническое перевооружение объектов строительства капитала государственной собственности выделяется унитарное предприятие не в рамках применения контрактов государства на осуществление работ и услуг, а для того, чтобы возместить вышеуказанные затраты организации на безвозмездной основе. Данное мнение высказывается в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 19.08.2011 №03-0306/4/103.

Как следует из положения в статье 252 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях налогообложения дохода налогоплательщик может уменьшить полученную прибыть на сумму произведенной, обоснованной и документально подтвержденной статьи расходов, за исключением таких, которые указываются в статье 270 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В письме Министерства Финансов Российской Федерации от

21.02.2012 года №03-03-06/4/10 стоит обратить внимание на то, что статья 270 Налогового Кодекса Российской Федерации не содержит положения, которое не позволяет учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, которые осуществляются налогоплательщиком благодаря средствам, которые получается от собственника имущества данной организации или уполномоченного им органа на безвозмездной основе. Следовательно, расходы, которые производятся государственным унитарным предприятием благодаря средствам, получаемым от собственника имущества данного предприятия или ответственного органа на безвозмездной основе, учитываются в снижение налоговой базы по налогу на прибыль компаний при условии соответствия данных расходов критериям, которые предусматриваются в статье 252 Налогового Кодекса Российской Федерации в порядке, установленном в главе 25 НК РФ.

Стоит напомнить, что имущество, подвергнутое амортизации, признается таким в соответствии с положениями статьи 256 Налогового Кодекса Российской Федерации, которые получаются унитарной организацией от собственника имущества данной организации в оперативное управление или хозяйственное ведение и подлежит амортизации у такого предприятия в соответствии с главой 25 НК РФ.

Такие средства стоит учитывать после того, как были приняты собственником решения о повышении уставного фонда и регистрации перемен в учредительных документах в соответствии с законами Российской Федерации.

Следовательно, расходы на реконструкцию, техническое перевооружение объектов, которые находятся в хозяйственном ведении государственных унитарных организаций, и которые производятся благодаря бюджетным инвестициям, предусмотренными в статье 79 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, учитываются в цели налогообложения дохода в общем порядке.

Может ли арендатор использовать премию по амортизации по отношению к полученным в аренду объектам основных средств в форме неотделимого улучшения, которые не возмещаются арендодателем? Можно ответить на данный вопрос в соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 12.10.2011 №03-03-06/1/663, в котором профессионалы финансовых ведомств напоминают налогоплательщику, что за счет пункта 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации вложения в капитал, которые производятся арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендатором, подлежат амортизации бюджетных организаций арендатором в течение срока активности договора аренды исходя из амортизационной суммы, которая рассчитывается с учетом срока полезного применения, который определяется для арендованного объекта основных средств или для капитального вложения в указанные объекты в соответствии с классифицированием основных средств.

К тому же, не стоит забывать, что амортизироваться могут только неотделимые улучшения в имущество аренды, носящие капитальный характер, то есть, связанные с реконструированием, обновлением и перевооружением имущества.

Имущество, которое получается по договору лизинга может включаться в соответствующую группу амортизации определенной стороны, у которой такое имущество учитывается в соответствии с договорными условиями лизинга, что устанавливает пункт 10 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Следовательно, в случае, если лизингодатель по договорным условиям может учитывать на балансе лизинговый предмет, то он может правомерно использовать механизмы премии по амортизации в порядке, который устанавливается пунктом 9 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации, так как стоимость лизингового предмета может учитываться у него в составе имущества по амортизации.

В случае, если предмет лизинга по условию договора может передаваться на баланс лизингополучателя, то у лизингодателя есть полные основания для использования премии по амортизации по отношению в данному объекту отсутствуют, так как на основании пункта 10 статьи 258 НК Российской Федерации объект может исчислить налог на доходы компании при учете имущества на амортизации у лизингополучателя.

В письме Министерства Финансов Российской Федерации от 15.02.2012 говорится, что основания для использования амортизационной премии лизингодателем, в случае если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, а также лизингополучателем в случае получения лизингового предмета на некоторое время владения и использования, не имеется.

На основании пункта 1, статьи 257 Налогового Кодекса первоначальной стоимостью имущества, который является предметом лизинга, стоит признать сумму расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно может быть пригодным для применения, за исключением налоговой суммы, которая подлежит вычету или учитываемому в составе расходов на основании Налогового Кодекса.

Так как платежи по лизингу не считаются расходами на вложения в капитал, достраивание, дооборудование, реконструирование, обновление, перевооружение техники и частичную ликвидацию основных средств, то премия по амортизации к данным платежам не применяется.

Пункт 1 статьи 28 ФЗ №164 устанавливает, что под платежами по лизингу стоит понимать общую сумму платежей по договорам лизинга за полный срок воздействия договора лизинга, в который стоит включить:

- возмещение затрат лизингодателя, которые связаны с приобретением и передачей лизинговых предметов лизингополучателю;

- пополнение затрат, которые связаны с оказанием иных

предусмотренных договором лизинга услуг; - доходы лизингодателя.

В полную сумму лизингового договора стоит включить выкупную стоимость лизингового предмета, если лизинговым договором не предусматривается правовой переход собственности на лизинговый предмет к лизингополучателю.

В итоге, премия по амортизации бюджетным организациям может учитываться лизингополучателем по отношению к выкупной стоимости лизингового предмета.

Использованные источники:

1. Кузьмичева И. А. Методические вопросы формирования конкурентоспособной себестоимости: монография / А. П. Латкин, И. А. Кузьмичева ; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2013

2. Любимцев Ю. И. Цикл воспроизводства и амортизация основных фондов: вопросы теории и методологии. М. : Экономика, 2013.

3. Выготский С. Л., Афанасьев В. С., Громека В. И. История экономических учений. М. : Мысль, 2015

4. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016.

5. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

6. Васильева Л.А. Амортизационная политика-проблемы и перспективы / Л. А. Васильева // Финансы. - 2013. - № 6. - С. 26-28

7. Экономика и управление организацией (предприятием): учебное пособие / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова, А. Т. Глаз. - Минск: Квилория В. Т., 2014

8. Бабенко М.А. Механизм совершенствования государственной амортизационной политики в контексте модернизации российской экономики // Финансы и кредит. - 2014. - № 25. - С.16-24

9. Овсийчук М. Ф. Основные направления совершенствования учета основных средств и амортизации в организациях различных организационно-правовых форм / М. Ф. Овсийчук, И. Д. Демина // Все для бухгалтера. - 2015.- № 3 (243).- С. 5-8.

10. Толпегина О.А., Толпегина Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Юрайт, 2013. - 217 с.

11. Тараканова Н.В. Амортизационная политика основного капитала как элемент управления предприятием // Экономические науки. - 2014. - №7. -С.143-147

12. Овчинникова, О.А. Концепции о нематериальных активах и интеллектуальном капитале в экономической теории и практике / О.А. Овчинникова // Вестник Орел- ГИЭТ. - 2013. - № 4. - С. 107-112.

13. Балацкий Е. Забелин О. О политике амортизации / Е. Балацкий, О. Забелин // Экономист. - 2015. - № 4. - С. 47-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.