МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
данный момент миграционная проблема остается открытой, так как нет оптимальных средств ее решения, но во многих странах, в том числе и в России, правительство старается найти решение этой проблемы путем принятия законов и ужесточения таможенного контроля.
Список использованной литературы:
1. Воробьёва О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики//Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации /Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ - 2003. - № 9 (202). - С. 35.
2. Острецова А.В., Мелкумова Н.А. Межкультурная интеграция в миграционном обмене // Сборник материалов международной заочной конференции студентов и аспирантов по экономике «Институты развития и импортозамещения» . (27-28 ноября 2014 г., г. Анапа). - Краснодар, 2014. - С. 154-156
© Острецова А.В., Богомолова Ю.А., 2016
УДК 338
Е.И.Полуянова, М.В.Сердюк, А.А.Сердюк
Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
Представлены важные уровни формирования инвестиционной привлекательности предприятия. Проанализировано поступление иностранных инвестиций в страну.
Рассмотрены основные составляющие инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования.
Ключевые слова
Инвестиционная привлекательность, инвестиции, рыночное регулирование, государственное
регулирование, факторы, резервы.
Инвестиционная привлекательность предприятий формируется на нескольких уровнях. Это уровень государства, региона, отрасли и непосредственно самого предприятия. Определить наиболее или наименее важный уровень достаточно сложно. С иерархической и политической точки зрения доминантными факторами являются те, которые формируют государственную компоненту инвестиционной привлекательности. За ними следуют факторы, обуславливающие привлекательность региона или отрасли. Низшую ступень формируют факторы инвестиционной привлекательности предприятия.
Однако со стороны определения важности формирования конечной оценки инвестиционной привлекательности, тот или иной уровни являются равнозначными. Например, высокая инвестиционная привлекательность государства, округа или отрасли может быть перекрыта неудовлетворительной деятельностью потенциального реципиента. В то же время, предприятие с удовлетворительными финансовыми показателями не будет считаться привлекательным, если оно находится в стране с нестабильной экономикой. Только оптимальное сочетание высокого уровня всех четырех главных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
направлений формирования инвестиционной привлекательности предприятий может говорить о её удовлетворительном состоянии.
Определение уровней инвестиционной привлекательности предприятий значительно облегчает выявление факторов и резервов ее повышения. Во-первых, повышению инвестиционной привлекательности можно способствовать со стороны государства и международных организаций. Это содействие направлено на изменение показателей, которые характеризуют привлекательность государства, регионов и отраслей. Во-вторых - со стороны предприятия, которое прямо может влиять только на собственную привлекательность.
В настоящее время вопрос привлечения иностранных инвестиций в отечественные предприятия стоит достаточно остро. В связи с этим, повышается актуальность привлечения дополнительных средств вложения в субъекты хозяйствования, что возможно путем повышения их инвестиционной привлекательности. Важность любого уровня в формировании инвестиционного климата неоспорима, однако задача предприятия заключается в предоставлении для потенциального инвестора объективной оценки инвестиционной привлекательности самого субъекта хозяйствования. Одним из важных направлений в формировании объективной оценки является обоснование основных составляющих инвестиционной привлекательности предприятия. Это поможет как самому субъекту хозяйствования в определении узких мест, так и потенциальному инвестору в принятии весомого решения.
Вопросами оценки и повышения уровня инвестиционной привлекательности предприятий занимаются Беломестнов В.Г.[1], Крылов Э.И.[2], Подшиваленко Г.П.[3], Теплова Т.В. [4] и др. Изучение инвестиционной политики государства и необходимость ее активизации представлено в работах Косова Н.С.[5]. Рассмотрением теоретических основ инвестиционных процессов и активизации капиталовложений занимаются Хобта В.М.[6], Майорова Т.В. [7]. В работе Фицжеральда Р.[8] представлен зарубежный опыт методологии оценки инвестиционной привлекательности.
Целью статьи является разработка рекомендаций по определению основных составляющих инвестиционной привлекательности предприятия.
Инвестиционная привлекательность предприятия как объекта инвестирования представляет собой интегральную характеристику с точки зрения существующего положения, возможностей развития, объемов и перспектив получения и распределения прибыли, ликвидности, платежеспособности, финансовой стойкости предприятия, деловой активности и рентабельности.
Предприятия как основные субъекты хозяйствования функционируют под влиянием рыночного и государственного регулирования (рис.1) [6]. Спрос на инвестиционные ресурсы для развития предприятий стимулирует их к увеличению своей привлекательности, таким образом влияя на формирование предложения на рынке капитала. В то же время уровень инвестиционной привлекательности отдельных субъектов хозяйствования обостряет конкуренцию между ними за получение средств, тем самым формируя конкуренцию между инвесторами, которые борются за возможность вложения капитала в наиболее привлекательные субъекты хозяйствования. Отношения, возникающие при этом на рынке, формируют цену инвестиционного капитала.
Государство влияет на уровень инвестиционной привлекательности по средствам прямого и непрямого регулирования. Предприятие и собственник имеют определенные задачи на осуществление и получение результатов от перспективной инвестиции. Инвестор оценивает уровень инвестиционной привлекательности потенциальных предприятий-реципиентов, а, последние, в свою очередь, рассматривают возможные условия привлечения капитала. Только при совпадении их интересов становится возможным осуществление процесса инвестирования [6]. Исследования инвестиционной привлекательности предприятия, пройдя через государственную, региональную и отраслевую стадии, заканчивается анализом потенциальной эффективности конкретного предприятия.
Государственное регулирование
ЗЕ
Прямое государственное регулирование
Непрямое государственное регулирование
Нормативное и законодательное регулирование инвестиционной деятельности
Финансирование инвестиционных проектов
Разработка долгосрочных программ развития государств и регионов
Непрямое финансовое стимулирование инвестиций
деятельность субъектов
по повышению инвестиционной
л л
¡и1
УРОВЕНЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
р
о й
1>
Рисунок 1 - Регулирование инвестиционной деятельности предприятий (построено на основании [6])
Анализ системы инвестиционных отношений базируется на взаимовыгодном сотрудничестве всех участников капиталовложений. Основой данных отношений является оценка инвестиционной привлекательности предприятий, определение которой сформирует представление как инвесторов, так и самих объектов капиталовложений о целесообразности вложения средств. Для получения возможности принятия управленческого решения конечная оценка инвестиционной привлекательности предприятия должна базироваться на интегральном показателе.
Можно сделать выводы, что одним из наиболее важных средств оптимального достижения целей инвестирования, который обеспечивает исполнение функций механизма управления инвестиций, является оценка инвестиционной привлекательности, которая выступает соединительным звеном между этапом
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
анализа и этапом принятия решений об инвестировании. Основной целью оценки инвестиционной привлекательности является обобщение результатов, количественное выражение которых есть интегральный показатель. Таким образом, инвестиционная привлекательность предприятий - это интегральная характеристика объекта инвестирования, обобщающая система показателей целесообразности вложения средств инвестором, который объединяет интересы всех участников инвестиционного процесса.
Формирование инвестиционной политики государства является достаточно сложным процессом, результат которого зависит от большого количества различных факторов. Основные направления и общие положения инвестиционной политики РФ определяются Министерством экономического развития страны, а в частности - департаментом инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства. Поступление иностранных инвестиций в РФ, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики России, представлено в табл. 1 [9].
Данные, представленные в табл.1, показывают небольшое повышение общей суммы иностранных инвестиций в 2013 году (170180 млн. дол.) по сравнению с 2012 (154570 млн. дол.), но при этом наивысший показатель общей суммы иностранных инвестиций наблюдался в 2011 году (190643 млн. дол.). Доля прямых инвестиций в 2013 году составляла 15,35%, в 2012 - 12,08%, в 2011 году - 9,66%. Наибольший удельный вес в 2013 г. среди всех иностранных инвестиций составляли прочие инвестиции, а именно прочие кредиты (приблиз. 67%). Это свидетельствует о недостаточно положительной динамике вложения средств иностранными инвесторами в российские производства.
Таблица 1
Поступление иностранных инвестиций в Российскую Федерацию по типам, млн. дол.
Показатели 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Иностранные инвестиции, всего 10958 53651 114746 190643 154570 170180
в т.ч.
прямые инвестиции 4429 13072 13810 18415 18666 26118
из них
взносы в капитал 1060 10360 7700 9080 9248 9976
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 2738 2165 4610 7495 7671 14581
прочие прямые инвестиции 631 547 1500 1840 1747 1561
портфельные инвестиции 145 453 1076 805 1816 1092
из них
акции и паи 72 328 344 577 1533 895
долговые ценные бумаги 72 125 680 219 282 186
прочие инвестиции 6384 40126 99860 171423 134088 142970
из них
торговые кредиты 1544 6025 17594 27775 28049 27345
прочие кредиты 4735 33745 79146 139931 97473 113950
Прочее 105 356 3120 3717 8566 1675
Для определения приоритетов вложения иностранных средств в национальную экономику рассмотрим рис. 2, где представлены объемы иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за 2010, 2011, 2012 и 2013 года [9].С точки рассмотрения динамики вложений по годам прогноз неутешительный, так как в 2013 году снижение наблюдается практически по всем видам экономической деятельности (рис. 2). Только обрабатывающая промышленность, а также оптовая и розничная торговля в 2013 году имеют тенденцию в сторону увеличения. Остальные же показатели 2013 года либо остаются на том же уровне, либо снижаются. Что касается высокого скачка вложений инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2013
году, то основная доля пришлась на сферу производства кокса и нефтепродуктов (с 19,3 млрд. дол в 2012 году до 53, 9 млрд. дол.в 2013 году). Именно данная категория товаров занимала 2-е место в экспорте страны в 2012 году.
Рисунок 2 - Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, млн. дол.
Основными странами, инвестирующими средства в российскую экономику в 2012 году являлись: Багамы (2,8%), Бермуды (5,5%), Виргинские острова, Британские (8,1%), Германия (5,6%), Ирландия (4,7%), Кипр (22,3%), Швеция (3,3%), Франция (2,5%), Нидерланды (10,6%), Люксембург (8,9%), прочие (25,8%)[10]. Страны-инвесторы 2013 года представлены на рис.3 [9]. Лидерами являются Швейцария (17,8%), Кипр (16,5%), Великобритания (13,7%), Люксембург (12,3%), Нидерланды (10,7%).
Авторы сходятся во мнении, что происходит снижение инвестиционной привлекательности России [11]. В 2013 году РФ занимало 3 место по показателю инвестиционной привлекательности, а в 2014 не вошла в первую десятку, а прямые иностранные инвестиции сократились на 70% до 19 млрд. дол. По оценке ООН, вложения в государства с переходной экономикой (к ним относятся страны Юго-Восточной Европы и государства СНГ) в 2014 г. снизились на 51% по сравнению с 2013 г. Всего в эти государства было вложено 45 млрд. дол. [11]. В 2014 г. самой популярной страной для прямых иностранных инвестиций стал Китай (128 млрд. дол.). На 2-м месте - Гонконг с 111 млрд. дол., США - на 3-м месте (86 млрд. дол.).
Ирландия Китай США 4,9%_ 3,6% 6,3% '
Швейцария 17,8%
Германия 6,6%
Франция. 7,5%
Нидерланды 10,7%
Люксембург 12,3%
Кипр
16,5%
Великобритания 13,7%
Рисунок 3 - Поступление иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам, млн.дол.
МЕЖД УНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
В 2015 году объем прямых иностранных инвестиций в Россию по итогам первого полугодия сократился на 46,1 процента, до 2,81 миллиарда долларов. За первые шесть месяцев 2014 года размер инвестиций составлял 5,21 миллиарда долларов. По данному показателю Россия уступает, к примеру, Боснии и Герцеговине (2,83 миллиарда), Марокко (2,87 миллиарда) и опережает Филиппины (2,79 миллиарда) и Казахстан (2,51 миллиарда). Согласно последнему прогнозу Центробанка, в 2015 году отток капитала из России составит 85 миллиардов долларов. В 2016 году ожидается отток в 56 миллиардов, в 2017-м — 53 миллиарда, в 2018-м — 47 миллиардов [12].
Согласно инвестиционной справке, представленной Министерством экономического развития, в связи со снижением инвестиционного климата России, стране необходим переход на инновационный путь развития, важным условием которого являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на 2012 год доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%. При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех [10].
Основными вопросами, оказывающими негативное влияние на формирование инвестиционного климата России, Министерство экономического развития выделяет следующие[10]: несовершенство российского законодательства; условия нахождения российских граждан на территории российской Федерации; таможенное законодательство; налогообложение; миграционное законодательство; регулирование торговой деятельности; административные барьеры (длительные сроки и высокие затраты при реализации инвестиционных проектов); действия местных администраций, проблемы подключения; защита прав собственности; превышение полномочий государственных органов (злоупотребление); дискриминация иностранных компаний (при рассмотрении споров с российскими компаниями).
Для решения данных вопросов и повышения инвестиционного климата государства, в 2011 году для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который выступает как соинвенстор иностранных инвестиций для модернизации экономики. Главный приоритет РФПИ - обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году - 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах - 8 млрд. долларов.
Таким образом, за последние годы происходит снижение инвестиционной привлекательности РФ перед иностранными инвесторами, однако уровень государства в инвестиционной привлекательности предприятий хотя и играет важную роль, но не является единственным.
Инвестиционную привлекательность предприятия характеризует определённый перечень показателей. Для улучшения уровня любого показателя необходимо осуществить исследование факторов и резервов его формирования. Под фактором понимается существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе и т.д. Под резервом - недоиспользованный элемент системы. Факторы являются более широким понятием, которые включают в себя причины изменений инвестиционной привлекательности в прошлом, настоящем времени, а также причины, позволяющие увеличить их в будущем, т.е. резервы. Поэтому, в первую очередь внимание должно быть направлено на поиск факторов и установление резервов.
Следовательно, первой составляющей инвестиционной привлекательности предприятий является выявление факторов, способствующих ее повышению и определяющих основные особенности функционирования. Ведь для любого предприятия любой сферы деятельности имеются свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании интегрального показателя.
Эффективность выявления факторов и резервов не может быть представлена без числового измерения. Поэтому второй составляющей является показатели оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Обобщенно данные показатели можно сформировать в четыре группы: общие показатели экономики, показатели привлекательности регионов (округов), показатели привлекательности отраслей хозяйствования и показатели привлекательности предприятий.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Для обоснования определения оценки инвестиционной привлекательности предприятий, важным вопросом является выбор методов и инструментов, с помощью которых она осуществляется. Это третья особенность формирования инвестиционной привлекательности предприятий. В практике инвестиционного менеджмента известны различные методические рекомендации, позволяющие сделать оценку. Эти методики наиболее ориентированы на конкретные условия функционирования предприятий и конкретную систему показателей. Это существенно снижает эффективность их использования и формирует новую проблему -выбор наиболее адекватной для конкретной системы факторов методики. В связи с этим, предложенные общетеоретические особенности формирования инвестиционной привлекательности предприятий можно переложить на каждый конкретный субъект хозяйствования. Составляющие инвестиционной привлекательности помогут инвестору в принятии весомого решения.
Таким образом, инвестиционная привлекательность предприятия формируется на нескольких уровнях: государство, регион, отрасль и субъект хозяйствования. Инвестиционная привлекательность предприятия -это интегральная характеристика объекта инвестирования, обобщающая система показателей целесообразности вложения средств инвестором, которая объединяет интересы всех участников процесса.
Однако только оптимальное соотношение всех четырех уровней (государство, регион, отрасль и предприятие), говорит об удовлетворительном состоянии инвестиционной привлекательности предприятия. В работе представлен анализ статистических данных поступления иностранных инвестиций в Россию. За последние годы происходит снижение инвестиционной привлекательности РФ перед иностранными инвесторами. При этом уровень государства в инвестиционной привлекательности предприятий хотя и играет важную роль, но не является единственным. Исследования инвестиционной привлекательности, пройдя через государственную, региональную и отраслевую стадии, заканчивается анализом потенциальной эффективности конкретного предприятия.
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия для инвестора является основной вехой в вопросе принятия важного решения, а для предприятия указывает на его слабые стороны, которые необходимо доработать. Основные составляющие инвестиционной привлекательности предприятия выступают важным критерием в оценке его привлекательности. Для их обобщения предлагается выделить факторы и резервы, показатели, методики и инструменты расчета. Данные составляющие можно применять в любом виде хозяйственной деятельности. Список использованной литературы:
1. Беломестнов В.Г. Управление инвестиционными процессами: Монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 172 с.
2. Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2013. 192 с
3. Инвестиции: учебник / кол.авторов, под ред. Г.П. Подшиваленко. М.: КНОРУС, 2012. С. 25
4. Теплова, Т. В. Инвестиции : учебник / Т. В. Теплова — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 724 с.
5. Косов Н.С., Лютиков С.А. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы: Монография. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007.
6. Хобта В.М. Управлшня швестищями: уч. пос. / В.М. Хобта. - Донецк, 2009. - 448 с.
7. Майорова Т. В. 1нвестицшна дiяльнiсть: [уч. для студ. выс. уч. зав.] / Т. В. Майорова. - К.: Центр учебн. лит-ры, 2009. - 472 с.
8. Фицжеральд Р. Управление финансами предприятия для менеджеров. Руководство по планированию, контролю и принятию решений / Р. Фицжеральд; пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. - 456 с.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.gks.ru/
Ю.Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy. gov.ru
11.Бюллетень департамента содействия инвестициям и инновациям Т1II 1РФ|Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/Aeksandro/Downloads/_40%20(4).pdf -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
12.Журна^еП;а-т [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www. lenta.ru/news/2015/09/15/investfallrus/ (дата обращения 25.11.2015)
© Полуянова Е.И., Сердюк М.В., Сердюк А.А., 2016
УДК 368
Г.Р. Рафикова, студентка 3 курса Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Научный руководитель: Шарифьянова З.Ф. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
СОВРЕМЕННЫЙ СТРАХОВОЙ АГЕНТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА
Аннотация
В данной статье рассматривается современный страховой агент глазами студента. Ведь на сегодняшний день все больше организаций и граждан осознанно выбирают страхование как эффективный механизм защиты своих имущественных и личных интересов, поэтому профессия страхового агента очень востребована и популярна. Профессия страхового агента подразумевает постоянный контакт с людьми и ведение переговоров.
Представитель профессии продает услуги страхования, являющиеся сложными для понимания. Поэтому очень важно наличие у специалиста хороших коммуникативных навыков, слушать и убеждать, умения работать с информацией, чтобы достичь успеха в этой сфере.
Ключевые слова
Страховой агент, страховой портфель, страхование, страховой продукт, профессия.
Кто же такие страховые агенты, на которых, по сути, держится вся сфера страхования? Это сильные и смелые люди, которые не побоялись однажды изменить свою жизнь, начав все с нуля. Страховые агенты — официальные представители компании, реализующие ее услуги.
Статус страховых агентов в условиях современного страхования приобретает все большее значение, так как страховые агенты являются источниками обеспечения реализации страховых услуг в обществе.
Страховой агент - это, по большому счету, продавец страховых услуг. Но рассматривать страхового агента в современных условиях страхования только в качестве продавца страховых услуг не совсем корректно, так как его роль гораздо значительнее.
Конечно, страховой агент - это прежде всего страховой представитель страховщика, но помимо этого он выполняет функции маркетолога страховых услуг. В необходимых случаях агент может выступить в качестве страхового эксперта, принять участие в разработке новых страховых продуктов и т.д. Основное функциональное назначение страхового агента - прежде всего продажа страхового продукта.
Страховой агент выясняет потребности клиента, предлагает необходимые варианты страхования, разъясняет нюансы страховых тарифов, заключает договора от имени страховой компании и контролирует их исполнение.
Обязанности страхового агента во многом похожи на обязанности менеджера по продажам, так как заключаются в продаже услуг. Должностные обязанности страхового агента: активные продажи (поиск клиентов, телефонные и личные переговоры, заключение договоров), поддержание существующей клиентской базы, консультации по особенностям различных видов страхования, решение вопросов по оценке ущерба и страховым выплатам, анализ причин нарушения договоров и принятие мер по их устранению [2, с. 89].