Научная статья на тему 'Государственная политика привлечения инвестиций в строительный комплекс Украины'

Государственная политика привлечения инвестиций в строительный комплекс Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов В. Ф., Фролина Е. Л.

В статье рассмотрена государственная политика регулирования поступления инвестиций в строительную отрасль Украины, формирование новой парадигмы управления инвестиционными процессами с целью активизации деятельности предприятий и улучшения инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика привлечения инвестиций в строительный комплекс Украины»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Таким образом, при сравнении отчетности за какой-либо конкретный период, подготовленной в соответствии с IAS, и составленной российским предприятием, ведущим учет реализации по моменту получения денежных средств за отгруженную продукцию, сумма как дебиторской задолженности покупателей, так и реализации, будет занижена в российской финансовой отчетности по сравнению с финансовой отчетностью, составленной в соответствии с IAS.

Помимо существования различий в законодательстве, применение предприятиями российских законов зачастую затруднено в силу отсутствия точной и своевременной информации в отношении дебиторской задолженности. Для того, чтобы надлежащим образом создать специальные и общие резервы, предприятие должно располагать информацией о вероятности взыскания задолженности, данными о погашении задолженности в прошлом в зависимости от срока задолженности и иметь представление о вероятности погашения задолженности данным клиентом. Российские предприятия зачастую не располагают такой информацией в том виде, который обеспечил бы ее точность. Поэтому решения о создании резерва по сомнительным долгам часто не выполняются или выполняются не точно, и такие резервы не соответствуют сомнительным долгам.

Список использованной литературы

1. ФЗ "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Приказ Минфина РФ "О формах бухгалтерской отчетности организации" от 13.01.2000 г. №4н., М.: Лаинс, 2009. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base

3. Положение по бухгалтерскому учету (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 №33н). [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утверждены приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. №94н. (в ред. от 08.11.2010 №142н). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://base.consultant.ru/cons/cgi/

5. Аникеев С. Методика оценки дебиторской задолженности предприятий - М.: ФОЛИУМ, 2010. - 482 с.

6. Арефьева А.Р., Забирова Е.С. Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью // Финансовый директор - №1. - 2014. - с. 36-38

7. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета. - М.: Проспект, 2012. - 240 с.

8. Гинзбург А. И. Бухгалтерский учет. - 2- е изд. - Спб.: Питер. 2011. - 208

9. Зваров К.Г., Ивлева Е.В. Учет и оценка дебиторской задолженности // Финансовый менеджмент. №3, 2013. - с. 12-16

©Л.И.Саченок , А.П.Никитина, 2015

УДК 338.45

В.Ф.Семенов

д.э.н., профессор Е.Л.Фролина

старший преподаватель Факультет экономики и управления в строительстве Одесская государственная академия строительства и архитектуры

г. Одесса, Украина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОМПЛЕКС УКРАИНЫ

Аннотация

В статье рассмотрена государственная политика регулирования поступления инвестиций в строительную отрасль Украины, формирование новой парадигмы управления инвестиционными процессами с целью активизации деятельности предприятий и улучшения инвестиционного климата.

67

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Строительство, строительный комплекс, экономический кризис, регулирование, инвестиции,

государственная инвестиционная политика.

Трансформации, происходящие в системе государственного управления Украины, требуют формирования новой парадигмы управления инвестиционными процессами. Строительная отрасль относится к одной из наиболее востребованных по своей социальной направленности и инвестиционной емкости. Инвестиционные процессы в ней обеспечивают воспроизводство основных средств отдельных субъектов хозяйствования, отраслей, регионов и национальной экономики в целом. В то же время, эффективность инвестиционного воздействия строительной отрасли на социально-экономическое развитие экономики зависит от совершенства методов регулирования инвестиционных процессов и их соответствия современным потребностям.

Мировой опыт убеждает в императивности вопросов, связанных со строительством зданий и сооружений, обеспечивающих жизнь граждан. Как следствие, обеспечение населения объектами строительства всегда осуществляется при активном участии государства. Общие подходы к регулированию и управлению строительством в муниципальных образований (США, Англия, Франция, Германия) так или иначе, сходятся в одном: регуляторные органы определяют правила работы частных предприятий-конкурентов, защищают права потребителей, гарантируют выполнение стандартов качества на жизненно важные услуги. В идеальном случае вся система менеджмента выглядит как децентрализованное управление с контролем за отклонениями [1, с. 173]. Таким образом, государственная модель управления строительством должна влиять на дестабилизирующие процессы в отрасли и иметь основу для устранения недостатков из сферы управления. Украина не строит своей уникальной модели привлечения инвестиций в строительство, а использует международный опыт.

Рассмотрим влияние дестабилизирующих процессов, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом, политическими и экономическими факторами, на основные показатели строительной отрасли, а именно: объемы освоенных капитальных инвестиций, строительных работ и ввода жилья в эксплуатацию.

В 2012 году в Украине объем капитальных инвестиций в строительство составил 40760,3 млн. грн.,прирост по сравнению с 2011 годом-27%. В 2013 году объем инвестирования в основной капитал остался на уровне 2012 года, а в 2014 году сократился на 12% по сравнению с предыдущим годом и составил 36056,7 млн. грн. (рис. 1).

Рисунок 1 - Капитальные инвестиции в строительство за 2011-2014 года, млн. грн.

В 2012...2014 годах строительно-монтажные работы динамично дорожали, цены на них выросли: в 2012г. (по сравнению с 2011 г.) - на 12,6%; в 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) - на 5,6%, а в 2014 г. - на 9,5% по сравнению с 2013 г. Наибольший рост цен на строительные работы фиксировался в сфере жилищного строительства - на 1,4%, а наименьший - в строительстве транспортных сооружений, всего на 0,9% [2].

Объем привлеченных в Украину иностранных инвестиций рос из года в год, но темпы ежегодного прироста были относительно невысокие и уменьшались, что обусловлено экономической и политической нестабильностью в стране. Так, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины на 1 января 2015 составил 45916,0 млн. дол. США, что на 11140,0 млн. дол. США, или на 19,5%, меньше показателя на начало года в 57056,0 млн. дол. США [2].

Инвестиции направлялись в уже развитые сферы экономической деятельности. Ведущие позиции по объемам прямых иностранных инвестиций за январь-декабрь 2014 занимала промышленность - 32% от общего

68

международный научный журнал «инновационная наука»

№8/2015

ISSN 2410-6070

объема капитальных инвестиций, финансовая и страховая деятельность - 25%. В строительстве было сосредоточено 3% общего объема прямых инвестиций в Украину (рис. 2).

Рисунок 2 - Распределение прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности на

31.12.2014.

В целом же привлечения Украиной иностранных инвестиционных ресурсов находится на низком уровне. По объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения Украина существенно отстает от стран Центральной и Восточной Европы.

С началом кризиса многие строительные компании существенно сократили объемы ввода жилья. Причинами этого было: недостаток финансирования, проблемы с получением банковских кредитов, сокращение объемов ипотечного кредитования, высокий уровень налогов, повышение стоимости стройматериалов, а также снижение платежеспособности населения.

В 2012 году объем выполненных строительных работ увеличился на 45% по сравнению с 2010 годом- до 65484,9 млн. грн. Наблюдается тенденция по улучшению экономической ситуации в строительном секторе. По сравнению с 2010 годом: увеличивается количество заключенных договоров, растут объемы освоенных капитальных инвестиций, работ в строительстве, увеличивается число занятых в данной отрасли(таб. 1).

Таблица!

Основные показатели состояния строительной отрасли Украины[2]

Показатели Единицы измерения 2010 2011 2012 2013 2014

Объемыосвоенных капитальных инвестиций млн. грн. 4966,2 8541,1 36415,1 43442,0 33869,5

в% к 2010 г. - 172,0 733,3 874,8 682,0

Объем выполненных строительных работ млн. грн. 45137,0 64288,2 65484,9 61242,9 51108,7

в% к 2010 г. - 142,4 145,1 135,7 113,2

Введено жилья в эксплуатацию тыс.м2 общей площади 9339,3 9410,4 10749,5 11217,2 9741,3

в% к 2010 г. - 100,8 115,1 120,1 104,3

В 2013 году объемы освоения капитальных инвестиций увеличились в 8,8 раза по сравнению с 2010 годом и составили 43442,0 млн. грн. Предприятиями Украины выполнено строительных работ на сумму 61242,9 млн. грн., что в сопоставимых ценах составляет 135,7% к объемам строительства в 2010 году. В 2013 г. объемы ввода объектов в эксплуатацию выросли на 120,1% по сравнению с 2010 годом и составили 11217,2 тыс. кв. м.

Главным двигателем положительной динамики строительной отрасли стало строительство и

69

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

реконструкция объектов к Евро-2012 (дорог, аэродромов, спортивных сооружений, гостиниц), однако этот фактор не имел длительного характера.

В 2014 году объемы освоения капитальных инвестиций уменьшились на 22% по сравнению с 2013 годом и составили 33869,5 млн. грн. Предприятиями страны выполнено строительных работ на сумму 51108,7 млн. грн., что в сопоставимых ценах составляет 83,5% к объемам строительства в 2013 году. В 2014 г объемы ввода объектов в эксплуатацию снизились на 13,2% по сравнению с 2013 годом и составили 9741,3 тыс. кв. м. (таб. 1).

Сегодня строительная отрасль находится в достаточно сложных экономических условиях, связанных, в первую очередь, с крайне слабой инвестиционной активностью своих трех основных инвесторов -коммерческих предприятий и организаций, государственных структур и населения.

По мнению украинских ученых, объемы инвестиций в экономику Украины пока остаются на низком уровне из-за неблагоприятного инвестиционного климата, что объясняется несовершенной законодательной базой, неразвитым фондовым рынком и финансово-кредитной системой, мощным налоговым давлением, неэффективным использованием амортизационных отчислений, а также низким уровнем трансформации сбережений населения в инвестиции [3, с.5].

Эффективная инвестиционная политика должна учитывать реалии экономического состояния, быть направленной на преодоление экономического кризиса и на стабилизацию экономики. Для этого необходимо, чтобы инвестиционная политика строилась на следующих принципах:

• повышение инвестиционного рейтинга государства;

• совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы для формирования привлекательного инвестиционного климата Украины;

• концентрация на стратегических направлениях инвестиционных программ;

• активизация научно-технической и инновационной деятельности в интересах развития национальной экономики;

• организации взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации собственных ресурсов в инвестиционную деятельность;

• постоянного мониторинга инвестиций.

Государственная политика в сфере развития жилищного строительства, которая проводится сегодня, направлена на ликвидацию проблем, возникающих на местном уровне. Во многом государственная политика основывается на, так называемой, институциональной модели рынка доступного и комфортного жилья. Анализ существующего положения привлечения инвестиций предприятиями строительного комплекса показал, что в условиях современного экономического кризиса в Украине чрезвычайно актуальным остаётся вопрос поиска эффективных механизмов привлечения средств частных инвесторов (тогда как удельный вес других источников финансирования строительства жилья продолжает оставаться неудовлетворительным). На сегодня наиболее оптимальными среди таких механизмов являются фонды финансирования строительства и выпуск беспроцентных (целевых) облигаций. Другие же механизмы по ряду причин не получили достаточного развития [5, с.81]. Для развития финансирования жилищного строительства в Украине приобретают значение адаптация опыта мировой практики к отечественным условиям, анализ различных схем проектного финансирования, используемые в развитых странах и определения возможности их применения в Украине. При этом рекомендуется переходить от тактических целей финансирования жилищного строительства к реализации стратегических целей жилищно-строительной политики, обусловленных социальноэкономическими преобразованиями в обществе. Кроме того, рассмотренные инструменты, которые используются участниками рынка для инвестирования строительной сферы, существуют отдельно друг от друга. Поэтому, принимая во внимание тот факт, что каждый из них является достаточно сложным финансовым продуктом и имеет ряд индивидуальных особенностей, важной является разработка стандарта, который учитывал бы их. Это дало бы возможность органично сочетать эти инструменты, используя индивидуальные предпочтения каждого.

Выводы и перспективы дальнейших разработок. В условиях рыночной экономики целью регулирования привлечения инвестиций и индикативного управления строительной отраслью является решение проблем развития, в первую очередь, жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья

70

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

для широких слоев населения. Необходимо усиление государственного влияния на процессы привлечения инвестиций, активизации действующих и новых инструментов и рычагов социально-экономической политики государства. Основными задачами регулирования строительной отраслью являются: создание полноценного сбалансированного рынка жилья, как со стороны предложения, так и спроса; привлечение частных инвестиций в жилищное строительство; формирование эффективного рынка строительной индустрии; повышение доступности ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений для широких слоев населения. Список использованной литературы:

1. Покатаев П.С. Разработка механизма государственного управления инвестиционной деятельностью в строительстве / П.С. Покатаев // Государство и регионы. Серия: Государственное управление. - 2011. - № 1. -

С. 170-176.

2. Официальный сайт Государственной службы статистики Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua.

3. Активизация инвестиционного процесса в Украине: монография /[Т.В. Майорова, М.И. Дыба, С.В. Онишко и др.]; за науч.ред. М.И. Дыбы, Т.В. Майоровой. - М .: Финансы, 2012, - 472 с.

4. Стороженко Л.А. Организационно-управленческие аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятий строительного комплекса/ Л.А. Стороженко// Инновации. - 2006. - №5. - С. 80-82.

© В.Ф. Семенов, Е.Л. Фролина, 2015

УДК 331.41:378.147

А.Е. Сизонтов

магистрант направление подготовки «Менеджмент» Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Российская Федерация И.В. Сизонтова студентка

специальность «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»

Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Российская Федерация

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются новые функциональные области применения логистики. Рассмотрены вопросы логистического обеспечения инноваций, применения методов логистики в области образования и профессиональной подготовки. Улучшение условий труда персонала методами логистики.

Ключевые слова

Логистика, персонал, обучение, условия труда

Логистика как наука изучает движение материальных потоков и сопровождающих их финансовых и информационных потоков в процессе изучения рынка, производства товаров и их реализации. Собственно в логистике различают несколько базовых разделов или подсистем логистики, каждый из которых охватывает определенную часть потока товародвижения. Такими разделами являются закупочная логистика, производственная логистика, складская логистика, информационная логистика, транспортная логистика, распределительная логистика, торговая логистика. [3] Но логистика, как и любая другая наука, предусматривает диалектический путь развития, который в свою очередь определяет инновации в этом пути. Поэтому мы поставили себе цель: используя методы информационно аналитической работы изучить инновационные аспекты логистики, характерные для ее развития на сегодняшнем этапе развития этой науки. В области инноваций в логистике можно выделить несколько направлений: логистика инноваций, применение логистики в педагогической работе и учреждениях образования, применение логистики как средства повышения производительности труда путем улучшения условий работы персонала.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.