МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2018.03.006. ЕЕ. ЛУЦКАЯ. ОСНОВНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. (Обзор).
Ключевые слова: глобальная экономика; экономический подъем; риски развития мировой экономики; риски фискальной политики; риски монетарной политики.
В обзоре анализируются современное состояние и риски развития мировой экономики в ближайшие годы.
В настоящее время глобальная экономика находится в стадии синхронизированного подъема, свидетельствующего об окончательном выходе из финансового кризиса 2008 г. Оживление рынков, в том числе рост инвестиций, - это своего рода компенсация за годы десятилетнего слабого рыночного спроса. При этом К. Ро-гофф отмечает, что усиление независимости центральных банков (ЦБ) в развитых странах обеспечивает инвесторам определенные гарантии стабильности экономического роста. Многие инвесторы рассматривают ЦБ как «наиболее значимый экономический институт» (3).
В целом итоги 2017 г. оказались более оптимистичными, чем это следовало из угрожающей риторики президента Д. Трампа в отношении многих стран и борьбы интересов среди членов его кабинета. Д. Трамп успел реализовать некоторые свои инициативы, например касающиеся отхода от обязательств по защите окружающей среды. Но в целом, благодаря удачной комбинации двух факторов - роли американских институтов и некомпетентности президентской администрации, образовался существенный разрыв
между намерениями Д. Трампа и тем, чего ему действительно удалось достичь (1).
Общие риски глобальной экономики и риски, связанные с особенностями развития отдельных регионов. Несмотря на относительно благополучное состояние, глобальная экономика таит в себе серьезные риски развития. Экономический рост, отмечает Стиглиц, не является ни устойчивым, ни инклюзивным. В мире растет неравенство, особенно в развитых странах; цифровая революция чревата рисками для безопасности, занятости и демократии, связанными с растущей монопольной властью нескольких американских и китайских гигантов в сфере информационных технологий (ИТ); изменения климата угрожают всей глобальной экономике. В США доля трудовых доходов в ВВП падает, реальные доходы большинства домохозяйств не повышаются, ожидаемая продолжительность жизни сокращается второй год подряд (2).
Стиглиц обвиняет участников рынка в близорукости - те из них, кто воодушевлен сегодняшними результатами, забыли о том, что за подъемом 2007 г. последовал экономический спад 2008 г., имевший такие последствия, как рост бюджетного дефицита и госдолга, безработицы и социального неравенства. Оптимисты, полагающиеся на долгосрочный рост, не принимают во внимание риски деглобализации, заложенные в протекционистские программы Д. Трампа, а также риски существенного роста госдолга США, обусловленные новым законом о снижении налогов с богатых американцев. Стиглиц считает, что экономические агенты еще раз показывают свою неспособность к долгосрочному предвидению.
Схожая картина в сфере прогнозов в Европе. Решение Великобритании о выходе из ЕС не стало толчком к росту экономической активности, главным образом из-за обесценения фунта стерлингов. В стране нет ясности относительно механизма Брексита и взаимоотношений Великобритании и ЕС после него. В то же время власти ЕС не проявляют готовности реформировать структуру организации. Кроме того, неизбежный в ближайшем будущем рост процентных ставок будет способствовать развитию кризисной ситуации в странах с высоким уровнем суверенного долга, например в Италии. Принципы политического устройства и развития демократии в таких странах, как Венгрия и Польша, подрывают сами
основы существования ЕС. В 2018 г. эта проблема вряд ли окажет прямое воздействие на экономическое развитие ЕС, но в более отдаленной перспективе такая угроза существует.
Также существуют риски, связанные с быстрым ростом Китая и его стремлением стать центром роста евразийского региона. Беспрецедентный экономический успех Китая в последние четыре десятилетия в значительной мере базируется на тесном союзе коммунистической партии и государства и концентрации власти в руках Председателя КНР. Однако Китай сталкивается с серьезными вызовами по мере перехода от роста, ориентированного на экспорт, к росту, основанному на внутреннем спросе, от промышленной экономики к экономике услуг и от сельского общества к городскому. Темпы экономического роста в Китае падают; население быстро стареет; социальное неравенство отличается столь же высоким уровнем, что и в США; деградация окружающей среды угрожает здоровью и благосостоянию людей. Все острее встает вопрос, в какой мере централизованная система управления совместима с таким крупным и сложным финансовым рынком, как в Китае (1).
Существенным препятствием для долгосрочного глобального экономического роста являются также растущие политические издержки развития. Как отмечает Рогофф, во многих развитых странах проявляется неустойчивость политических принципов и неопределенность политических инициатив. Потенциально еще более тревожным феноменом является эрозия доверия общества к основным политическим институтам. «Сколько бы ни спорили экономисты, что лежит в основе функционирования экономики - культура или институты - им обоим в настоящее время угрожает волна популизма и авторитаризма». С приходом к власти Д. Трампа это с наибольшей очевидностью подтверждается в США (3).
Современная монетарная и фискальная политика развитых стран: потенциальные угрозы. В американском бизнес-сообществе и в университетских кругах нет единодушного мнения относительно фискальной политики США и, в частности, нового закона о налогах, принятого Конгрессом в декабре 2017 г. Дж. Стиглиц считает, что возможные последствия этого закона не были оценены и проанализированы американским обществом. Сторонники новых налоговых правил (в основном руководители крупного бизнеса) утверждают, что благодаря снижению налогов с корпораций в
стране будут созданы инвестиционные стимулы; новый закон наряду с ослаблением госрегулирования позволит решить все экономические проблемы США. Но, подчеркивает Стиглиц, исторический опыт показывает, что «trickle-down economics» (экономика, в которой самые бедные слои населения получают выгоду от увеличения богатства и прибыли наиболее богатых) не работает. Новый закон снижает налоги на доходы, полученные от сделок с недвижимостью, но одновременно способствует росту уровня неравенства - налоги всех других (кроме самых богатых) групп населения, в частности с большей части среднего класса, будут повышаться. Среди других негативных последствий нового закона - существенный рост бюджетного дефицита и госдолга США.
Фелдстайн придерживается иной точки зрения. Он отводит фискальной политике главную роль в регулировании будущих экономических спадов. Временные сокращения персональных подоходных налогов, по его мнению, являются незначительным экономическим стимулом, поскольку большинство налогоплательщиков используют дополнительный доход в основном для уплаты долгов и роста сбережений, а не для увеличения расходов. Налоговый закон 2017 г. создает условия для преобразования временных сокращений в постоянные. Предполагается, что последующие законопроекты будут предусматривать сохранение налоговых сокращений на период после 2025 г. и «будущий спад будет подходящим временем для введения практики постоянных сокращений» (4).
Еще один путь противостояния спаду - это увеличение государственных расходов, в частности расходов на инфраструктурные проекты. При президенте Б. Обаме эта мера была провозглашена одним из основных стимулов восстановления экономики, однако из-за недостаточного финансирования реализация многих проектов была отложена. Целесообразно также увеличить военные расходы (согласно бюджетным наметкам, эти расходы должны сократиться к 2023 г. до 2,8% ВВП, т.е. до самого низкого со времени Второй мировой войны уровня). М. Фелдстайн присоединяется к мнению военных экспертов, считающих, что расходы на оборону в размере 4% ВВП могли бы обеспечивать национальную безопасность и одновременно стимулировать рост совокупного спроса. Однако он вынужден признать, что существенным препятствием для наращивания госрасходов и сокращения налогов в США является высокий уро-
вень госдолга, который в настоящее время равен 77% ВВП, а в течение ближайшего десятилетия, как ожидают, увеличится до 97% (4).
Столь же противоречивы позиции экспертов по вопросам монетарной политики развитых стран. По мнению Рогоффа, одним из наиболее серьезных рисков глобальной экономики в ближайшем будущем станет риск ужесточения монетарной политики. До последнего времени низкие процентные ставки и мягкая монетарная политика в какой-то мере сглаживали финансовые проблемы во многих странах, например в Италии и Японии - странах с высоким уровнем суверенного долга, а также в развивающихся странах. В 2018 г. существенного роста процентных ставок не произойдет. Если даже Федеральная резервная система (ФРС) будет планомерно поднимать ставки в течение всего года, вероятность того, что ЦБ других стран будут действовать в том же ключе такими же темпами, очень мала. Очевидно одно - процентные ставки в ближайшие годы уже не будут такими низкими, как раньше, а это означает повышение стоимости заемных средств, рост волатильности финансовых рынков и возникновение других, в том числе политических, рисков (3).
Фелдстайн, напротив, наибольшую угрозу видит не в ужесточении монетарной политики, а в сохранении стратегии низких процентных ставок, которая, по его мнению, снижает потенциал ФРС в сфере противостояния рецессии. Следствием необычайно низких ставок, сохраняющихся в последнее десятилетие, явился чрезмерный рост цен на активы и падение доходности ценных бумаг. Реальная доходность десятилетних казначейских облигаций находится на нулевой отметке, а коэффициент цена / доходность акций 500 компаний США (8&Р 500) на 70% превышает среднюю историческую величину. Если цены упадут до своего «нормального» уровня, инвесторы понесут убытки, превышающие 10 трлн долл., что приведет к падению деловых инвестиций и потребительских расходов. Традиционным ответом ФРС на экономические спады является снижение ставки по федеральным фондам. Во время последней рецессии ставка была сокращена с 5% в июле 2007 г. до 0,16% в декабре 2008 г., т.е. на 5 процентных пунктов (п.п.). В настоящее время, когда она равна 1,4%, ФРС уже не может активно использовать этот механизм. Согласно прогнозу (декабрь
2018 г.), ключевая ставка к концу 2019 г. все еще будет находиться на весьма низком уровне (2,9%) (4).
ФРС начала использовать «нетрадиционную монетарную политику» - увеличение своего баланса путем покупки долгосрочных облигаций при одновременном удержании краткосрочных процентных ставок на низком уровне в течение длительного времени. Эта политика имеет своей целью повысить спрос на ценные бумаги и недвижимость и таким образом увеличить расходы компаний и домохозяйств. Фелдстайн скептически относится к тому, что эта стратегия ФРС сможет создать реальный стимул экономического роста.
Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы глобальная экономика будет по-прежнему находиться в стадии экономического подъема; темпы роста в 2018 г. будут более высокими, чем в 2017. Однако прослеживаемые уже сейчас риски развития (касающиеся, прежде всего, США, ЕС и Китая) могут проявиться в более отдаленном будущем, причем «угрозы возникают не только для глобальной экономики, но и для демократии повсюду в мире. Не стоит самоуспокаиваться из-за кратковременного успеха» (2).
Список литературы
1. Stiglitz J.E. The global economy's risky recovery // Livemint. - 2018. - 01.01. -Mode of access: http://www.livemint.com/Opinion/ME7iFtlBwiQzLkGjBBWqrN/ Joseph-E-Stiglitz--The-global-economys-risky-recovery.html
2. Stiglitz J.E. Post-Davos Depression // Project syndicate. - 2018. - 01.02. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/davos-ceos-tax-cuts-trump-by-joseph-e--stiglitz-2018-02
3. Rogoff K. This is how populism threatens economic growth // World Economic Forum. - 2018. - 09.01. - Mode of access: https://www.weforum.org/agenda/ 2018/01/kenneth-rogoff-this-is-how-populism-threatens-economic-growth
4. Feldstein M. Future of Economic Progress // Project syndicate. - 2018. - 26.01. -Мс^ of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/us-recession-inadequate-stimulus-tools-by-martin-feldstein-2018-01