Научная статья на тему 'Государственный долг США: причины бурного роста, последствия для экономики и пути урегулирования'

Государственный долг США: причины бурного роста, последствия для экономики и пути урегулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1597
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСДОЛГА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный долг США: причины бурного роста, последствия для экономики и пути урегулирования»

6. Internet Banking Rank 2018. - Markswebb, 2018. - Mode of access: http://marks webb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2018/

7. Tesfaye M. The evolution of the US neobank market: Why the US digital-only banking space may finally be poised for the spotlight. - 2019. - 16.01. - Mode of access: https://www.businessinsider.com/evolution-of-the-us-neobank-market

2019.03.021. Е Е. ЛУЦКАЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США: ПРИЧИНЫ БУРНОГО РОСТА, ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: США; дефицит государственного бюджета; государственный долг; урегулирование госдолга.

В обзоре представлены взгляды американских исследователей на проблему госдолга США. Основное внимание сосредоточено на таких вопросах, как причины высоких темпов роста госдолга в условиях экономического подъема (2016-2019), пагубные последствия этой тенденции для экономики, действия правительства США по урегулированию госдолга.

Валовой национальный долг (суверенный долг США), т.е. сумма размещенных долговые обязательства, выпущенных казначейством США, по состоянию на 11 февраля 2019 г. равнялся 22 трлн долл., что на несколько процентных пунктов больше ВВП страны. Для сравнения: в 1988 г. его величина достигала 1/2 ВВП. Две трети госдолга составляет так называемый публичный долг (т.е. обязательства федерального правительства перед физическими лицами, компаниями, иностранными государствами и другими инвесторами, не относящимися к федеральным органам власти); по состоянию на конец 2018 г. он был равен 78% ВВП. Одна треть госдолга - это внутриправительственный долг, т.е. обязательства перед федеральными агентствами, например, государственными пенсионными фондами (они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги). Среди последних наиболее крупный - это Фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) (львиная доля его ценных бумаг являются пенсионными средствами бэ-би-бумеров) и другие трастовые фонды [1, с. 1].

Динамика финансовых дисбалансов: отход от исторического опыта. В последнее время США сталкиваются с новой тенденцией - рост экономики сопровождается ростом бюджетного дефицита и госдолга, что радикально отличается от традиционной

«нормальной» динамики этих параметров. До недавних пор бюджетный дефицит играл контрциклическую роль: в периоды экономических спадов он повышался, а в периоды экономического оживления, сопровождающегося ростом занятости и доходов населения, - сокращался. Величина годового «бюджетного разрыва» (fiscal gap) в долгосрочном периоде, как правило, не превышала 2% ВВП, а соотношение «госдолг/ВВП» оставалось на постоянном уровне. В итоге американская экономика была способна преодолевать свои дефициты.

Крупные бюджетные дефициты в США наблюдались в периоды высокой безработицы и значительного «разрыва в ВВП» (output gap), т.е. расхождения между фактическим и потенциальным объемами производства. Так, во время рецессии 1992 г. уровень безработицы был равен 7,4%, «разрыв в ВВП» достигал 3,5% ВВП и дефицит бюджета - 4,5% ВВП. В 2009 г. при безработице в 8,5% и «разрыве в ВВП» в 5,9% ВВП бюджетный дефицит подскочил до 9,8% ВВП [2, с. 2].

Исторический опыт свидетельствует об изменении тренда -показатели экономического роста и дефицита в настоящее время повышаются одновременно, чего не было раньше. В 2018 г. ВВП страны вырос на 3,1% (по прогнозу в 2019 г. этот показатель составит 2,4%); безработица была на рекордно низком уровне -3,4%, тогда как бюджетный дефицит достиг 3,9%. По прогнозам Бюджетного управления Конгресса США, к 2020 г. он возрастет до 970 млрд долл. (4,6% ВВП), а к 2028 г. до 7,1% ВВП. Озабоченность аналитиков вызывает тот факт, что бюджетный дефицит и госдолг США будут увеличиваться в среднесрочной перспективе, независимо от темпов экономического роста [2, с. 3].

Американский эксперт К. Амадео выделяет пять причин высоких темпов роста госдолга [1]:

• Госдолг представляет собой накопленные суммы федеральных бюджетных дефицитов, которые возрастали на протяжении 1989-2018 гг. Для преодоления экономической рецессии все действовавшие в этот период президенты США - Р. Рейган, Дж. Буш и Б. Обама - сокращали налоги и увеличивали госрасходы. В абсолютном выражении крупнейший бюджетный дефицит был отмечен при Б. Обама, которому удалось приостановить кризис 2008 г. с помощью государственных программ помощи бизнесу и

увеличения военных расходов. Второй по величине дефицит сопровождал президентство Дж. Буша.

• Все президенты делали заимствования у Фонда социального страхования. В идеале фонд должен инвестировать свои деньги, чтобы наращивать свой капитал и иметь возможность выплачивать пенсии многочисленному поколению бэби-бумеров. Вместо этого он финансировал возрастающие госрасходы, предоставляя беспроцентные займы правительству. Такие займы позволяли удерживать на низком уровне процентную ставку по казначейским обязательствам (treasuries - трежерис), что способствовало росту госдолга.

• Китай и Япония покупают трежерис с целью сохранить курс своих валют на низком по отношению к доллару уровне. Эти страны заинтересованы в американском рынке - самом крупном потребителе их экспортной продукции, поэтому они охотно финансируют импортеров США.

• Стратегия низких процентных ставок позволяет американскому правительству поддерживать спрос на казначейские обязательства со стороны иностранных государств. В период рецессии 2007-2009 гг. покупки трежерис рассматривались иностранными инвесторами как безрисковые инвестиции (всего за период 19882011 гг. доля этой категории инвесторов в общей сумме трежерис возросла с 13 до 31%).

• Несмотря на существование лимита размера (потолка) госдолга, Конгресс США постоянно изыскивает возможности, чтобы его повысить. Последние повышения имели место в 2017 г. и в марте 2019 г. [1, с. 2].

• Из-за старения населения даже при 3%-ном росте экономики бюджетные доходы не могут покрыть возрастающие расходы на пенсионное обеспечение и здравоохранение. При этом последние законодательные инициативы (увеличение военных расходов в 2018 г. и налоговая реформа 2017 г.) усугубили бюджетные проблемы [2, с. 2].

Последствия высокого бюджетного дефицита и госдолга для экономики США. Как считает Амадео, в краткосрочном аспекте увеличение госрасходов (особенно военных) и бюджетного дефицита стимулирует экономический рост, создание новых рабочих мест и повышение зарплаты. Положительный эффект имеет и рост численности служащих в структурах федерального правительства.

Однако в долгосрочном аспекте растущий госдолг в большей мере является тормозом для развития экономики. По мере увеличения отношения госдолга к ВВП инвесторы будут требовать повышения процентных доходов по трежерис для компенсации растущего риска. Снижение спроса на эти ценные бумаги приведет к дальнейшему повышению процентных ставок, что, в свою очередь, будет сдерживать рост экономики. Негативным результатом роста долговой нагрузки является также снижение обменного курса доллара, вследствие чего растет стоимость обслуживания госдолга [1, с. 3].

Аналитик Ш. Талли утверждает, что уже сегодня «дефициты сдерживают рост экономики» [2]. На покупку долговых обязательств казначейства инвесторы тратят огромные средства (по оценкам, 5 трлн долл. ежегодно), которые могли бы быть вложены в реальное производство, венчурные проекты, центры обработки данных и т.п. Сумма выплачиваемых по госдолгу процентов, по прогнозам Бюджетного управления, достигнет к 2028 г. 1 трлн долл. Это означает, что на эти цели будет тратиться 1/8 часть бюджетных расходов против 1/13 части в 2018 г. [2, с. 2]. Еще одно негативное следствие финансовых дефицитов - сокращение расходов на социальные программы.

Несмотря на высокую задолженность по казначейским обязательствам, долговой кризис в настоящее время не угрожает США, поскольку американский госдолг на 100% обеспечен экономическим потенциалом страны, и глобальный спрос на трежерис по-прежнему остается высоким. Однако ситуация может измениться в ближайшие 20 лет, если средства Фонда социального страхования не будут увеличиваться. Поскольку действующие законодательные нормы, регулирующие размер госдолга, не допускают новых заимствований за рубежом, единственным вариантом решения многих внутренних проблем остается повышение налогов, против чего решительно выступает Конгресс США.

Пути урегулирования госдолга являются предметом ожесточенных споров между двумя политическими партиями в Конгрессе США. Демократы придерживаются кейнсианской доктрины: они защищают политику, направленную на стимулирование государственных расходов и повышение потребительского спроса, что должно стимулировать рост ВВП и налоговых поступлений. Рес-

публиканцы отстаивают принципы « экономики предложения» и делают акцент на сокращении налогов на бизнес, что, по их мнению, приведет к повышению деловой активности и созданию новых рабочих мест.

Как считает Амадео, обе концепции нерезультативны, поскольку они упускают из виду главную цель развития - непрерывный экономический рост. Ни снижение налогов, ни повышение госрасходов не смогут сбалансировать экономку, если она переживает рецессию. В настоящее время обе партии в целях уменьшения бюджетного дефицита стремятся сократить бюджетные расходы, особенно расходы на социальное страхование и здравоохранение. Такой курс будет иметь обратный эффект - увеличение безработицы и обострение всех связанных с нею бюджетных проблем. Сокращать госрасходы целесообразно только тогда, когда экономика находится в повышательной стадии бизнес-цикла и растет не менее чем на 4% в год. В этом случае рост ВВП (в абсолютном и относительном выражении) дает возможность нивелировать негативные последствия повышения налогов и сокращения госрасходов [3, с. 2].

По мнению Талли, принимаемые в настоящее время администрацией президента Д. Трампа меры по сокращению некоторых статей госрасходов (прежде всего, социальных), не будут эффективными. Только радикальная структурная бюджетная реформа или появление нового источника доходов могли бы остановить рост дефицитов и надвигающийся финансовый кризис.

Известный американский экономист, профессор Гарвардского университета К. Рогофф занимает отличную от других исследователей позицию относительно причин и путей урегулирования финансовых дисбалансов США [4]. Его критика направлена, прежде всего, на использование баланса Федеральной резервной системы (ФРС) в качестве источника финансирования бюджетного дефицита. В значительной степени сама ФРС несет ответственность за эту стратегию правительства. Монетарные инструменты ФРС применялись, в частности, при реализации программы количественного смягчения (quantitative easing, QE), включавшую масштабные покупки долговых обязательств казначейства в обмен на банковские резервы. В настоящее время сторонники демократической партии предлагают новые проекты финансирования новых со-

циальных программ за счет баланса ФРС в рамках так называемой «современной монетарной теории» (modern monetary theory). По мнению Рогоффа, все эти инициативы основаны на ошибочных представлениях.

Рогофф не считает проблему госдолга США злободневной и требующей немедленного решения. Признавая тот факт, что госдолг сейчас высок и что он не должен длительное время расти более высокими темпами, чем ВВП, Рогофф, тем не менее, считает допустимым такой рост в течение непродолжительного периода. Он оправдывает это тем, что долгосрочные реальные процентные ставки в США, уровень которых в настоящее время вдвое ниже, чем в 2010 г., и существенно ниже всех прогнозов. Инфляция также находится на более низком, чем ожидалось уровне, несмотря на уверенный экономический рост и низкую безработицу. Кроме того, хотя США были эпицентром глобального финансового кризиса, американский доллар по-прежнему остается доминирующей валютой на глобальных рынках.

Современные благоприятные условия, указывает Рогофф, не будут сохраняться долго, а потому нельзя игнорировать реальные риски, связанные с высоким и растущим госдолгом [4]. В настоящее время сложно найти компромиссный баланс между рисками и выгодами при выработке антикризисной бюджетной политики. Наиболее рациональным подходом к проблеме балансирования рисков и выгод, по мнению Рогоффа, является изменение структуры долговых обязательств за счет увеличения доли долгосрочных заимствований и сокращения краткосрочных. Это поможет стабилизировать расходы на обслуживание госдолга в случае увеличения процентных ставок. В любом случае, если ситуация с госдолгом ухудшается, гораздо легче снизить стоимость долгосрочного долга, чем наращивать краткосрочную задолженность, которую приходится постоянно рефинансировать.

Список литературы

1. Amadeo K. The US debt and how it got so big. Five reasons why America is in debt // The balance. - 2019. - 28.03. - Mode of access: https://www.thebalance.com/the-u-s-debt-and-how-it-got-so-big-3305778

2. Tully S. America's disastrous new normal: A booming economy and soaring deficits // The Fortune. - 2019. - 05.01. - Mode of access: http://fortune.com/2019/ 01/05/us-economy-deficit-government/

3. Amadeo K. The surprising truth about the US debt crisis. A summary, timeline and solutions // The balance. - 2019. - 23.02. - Mode of access: https://www.thebalan ce.com/us-debt-crisis-summary-timeline-and-solutions-3306288

4. Rogoff K. Modern monetary nonsense // Project syndicate. - 2019. - 04.03. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/federal-reserve-modern-monetary-theory-dangers-by-kenneth-rogoff-2019-03

2019.03.022. Г.В. СЕМЕКО. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОГО БАНКИНГА В КИТАЕ. (Обзор).

Ключевые слова: Китай; теневой банкинг; кредитная задолженность; финансовая стабильность; кредитный рынок; денежно-кредитная политика.

Китай входит в числе мировых лидеров по размеру теневого банкинга (ТБ)1, который быстро развивался в последнем десятилетии. По данным Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB)2, активы ТБ составляют 13% всех финансовых активов 29 стран мира, которые входят в сферу компетенции этой организации. В конце 2016 г. активы ТБ превысили 30% мировых финансовых активов. Наиболее высока доля этого сектора в США (31%), Китае (16), Каймановых островов и Японии (по 6%) [5].

Власти Китая первоначально поддерживали развитие ТБ, признавая его роль в поддержании высоких темпов роста экономики, увеличении инвестиционного потенциал, расширении рынка недвижимости и т.д. Господствовало убеждение, что на фоне строгого государственного контроля над процессом кредитования рис-

1 Под теневым банкингом (shadow banking) понимается деятельность, осуществляемая финансовыми фирмами за пределами официального банковского сектора. Теневой банкинг не означает нелегальной активности, а представляет собой совокупность институтов, которые формально не являются банками, а потому не попадают под надзор и контроль регулирующих органов, но фактически представляют альтернативный официальным банкам канал кредитования.

2 Совет по финансовой стабильности (англ. Financial Stability Board) - международная организация, созданная странами «Большой двадцатки» на Лондонском саммите в апреле 2009 г. Основными целями деятельности организации является выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности, разработка и применение регулирующей и надзорной политики в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.