Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД'

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.И. Чурьянова, Я.А. Ананьева, В.И. Белявская, Я.А. Бесстрашная, Л.А. Борисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД»



только в 1 % случаев. Однако при выполнении физической нагрузки в третий раз 20 % детей уже не смогли справиться с ней и отказывались от ее выполнения в начале или середине тестирования, а показатель ИГСТ снизился до 31. Следует отметить, что в среднем отдых в течение 5 мин не способствовал полному восстановлению ЧСС до исходных величин и она была выше на 8—10 в минуту по сравнению с исходными показателями. Если принять исходную ЧСС за П, то перед второй нагрузкой она составила П-Ь8, а перед третьей — уже П+8+ 10. В течение первых 30 с после нагрузки ЧСС возросла: после первой нагрузки (у 75 % детей) на 22 в минуту, после второй — на 16, после третьей — на 18 в минуту. У некоторых детей (9 %) первая нагрузка в первые 30 с периода восстановления вызвала некоторое снижение ЧСС с последующим подъемом.

Итак, проведенные исследования выявили относительно низкую физическую работоспособность детей шестилетнего возраста и высокую лабильность ЧСС, т. е. физическая нагрузка у детей данной возрастной группы сопряжена со значительными функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы. Эмоциональное воздействие при мотивации благодаря волевым усилиям позволяет выполнить больший объем физической нагрузки, но это приводит к значительным перегрузкам сердечно-сосудистой системы, подчас близким к предельным. Несомненно, что данный факт необходимо учитывать при дози-

ровании двигательной активности детей шестилетнего возраста как в школе, так и в детском саду. Считаем, что данный тест позволит учителю или воспитателю выявлять индивидуальные возможности каждого ребенка и с учетом полученных результатов объединять детей в отдельные группы для выполнения той или иной физической нагрузки. Объем и характер физической нагрузки детей 5—6-летнего возраста, возможно, недостаточны для увеличения резервных возможностей организма. В связи с этим требуется пересмотр содержания физического воспитания. Естественная потребность в движении, подвижных играх, присущая ребенку, в сочетании с регулярной физической активностью могут внести существенный вклад в поддержание здоровья, поэтому определение динамики общей работоспособности детей представляет собой важный критерий оценки функционального состояния организма.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической

нагрузке / Под ред. М. В. Антроповой, А. Г. Хрипковой.— М., 1982.

2. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине.— М., 1988.

3. Литер А. И. // Новые исследования по возрастной физиологии.— М., 1988.— С. 59—65.

4. Новиков В. П., Карпушко И. А. Теория и методика физического воспитания.— Владимир, 1988.

Поступила 30.06.89

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 РДК 613.955/.956:008

М. И. Чурьянова, Н. А. Ананьева, В. И. Белявская, Н. А. Бесстрашная, Л. А. Борисова, В. Е. Карасик,

Л. Л. Ковалева, Н. А. Краснушкина, 3. И. Сазанюк, Н. Г. Самотолкина

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков В НИЦ профилактической медицины Минздрава

СССР, Москва

С профилактическим направлением в медицине и сохранением здоровья детей тесно связана актуальная проблема нашего времени — проблема их социальной адаптации, предусматривающая исследование адаптационных возможностей детского организма и разработку профилактических мероприятий по предупреждению срывов адаптации [9]. В этом плане заслуживают внимания исследования А. И. Баркан [2], позволившие охарактеризовать особенности и закономерности течения процесса адаптации детей к дошкольному учреждению, школе, больнице. На основе изучения динамики функциональных параметров у детей в этих условиях доказана правомерность использования концепции «нормы реакций» для уточнения клинико-функциональной ха-

рактеристики синдрома адаптации в целом. Показано, что социальная адаптация, являясь естественной функциональной нагрузкой, имеет определенный диапазон защитно-приспособительных реакций, своеобразную адаптивную «норму реакций», превышение которой сопровождается пред-патологией и симптомами дезадаптации. Доказано, что разные типы адаптации можно использовать как показатели уровня здоровья, а специфика здоровья обусловлена особенностями адаптационной ситуации. Это позволило впервые предложить ситуационные группы здоровья; установлены критерии выделения детей группы адаптационного риска, или прогностические критерии дезадаптационных расстройств, что имеет важное практическое значение.

В плане социальной адаптации детей представляются новыми и актуальными исследования, направленные на разработку гигиенических основ оптимизации учебных занятий в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей учащихся, на обоснование дифференцированного подхода к обучению детей одного и того же возраста, испытывающих затруднения в обучении [12]. Научно обоснованы и сформулированы критерии, позволяющие еще до поступления в школу выделить группы детей, нуждающихся в дифференцированном обучении. Это следующий комплекс показателей: степень функциональной готовности к обучению, уровень школьной мотивации и работоспособности, особенности функционального состояния организма, специфические отклонения в состоянии здоровья, личностные особенности. Разработанные критерии позволили предложить 4 вида дифференциации начального обучения: классы выравнивания, классы адаптации, обучение в санаторных школах, облегченный режим в условиях массовой школы.

В плане реализации одного из принципиальных положений школьной реформы — об изменении структуры школы и постепенном переходе к обучению детей с 6 лет — в настоящее время актуальны гигиенические вопросы создания оптимальных условий окружающей среды для обучения и воспитания 6-летних детей в школе. Проведенные научные исследования по гигиеническому обоснованию размеров классных помещений и расстановки учебного оборудования для обучения 6-летних детей в условиях общеобразовательной школы позволили установить, что общая площадь классного помещения в этом случае должна составлять 54 м2 (длина 9 м, ширина 6 м) при расчетной наполняемости 26 человек, а не 30, как принято в настоящее время [14].

Осуществляемая в настоящее время широкая компьютеризация средней общеобразовательной школы выдвинула, помимо социально-экономических и педагогических, ряд гигиенических проблем по охране здоровья и профилактике неблагоприятного воздействия учебных занятий с использованием компьютеров на организм учащихся. На основании проведенных исследований состояния здоровья и работоспособности учащихся 7—10-х классов выявлена зависимость функционального состояния их организма от комплекса факторов, возникающих в новых условиях учебной среды: возраста учащихся, исходного уровня состояния здоровья и работоспособности, длительности и интенсивности работы, мотивации школьников к данной форме обучения, а также от условий окружающей среды, качества изображения на дисплее и эргономических характеристик рабочего места. Впервые обоснованы гигиенические регламенты длительности и режима работы учащихся за компьютером; разработаны гигиенические требования к ус-

тройству и оборудованию кабинетов электронно-вычислительной техники [10].

В настоящее время одним из важнейших элементов в системе мероприятий по планированию и управлению трудовыми ресурсами страны становится профессиональная ориентация молодежи. При проведении ее первостепенное значение имеет медицинский аспект. В плане охраны здоровья подростков важную роль призван сыграть подготовленный силами ряда научных учреждений гигиенического профиля новый Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям различных отраслей промышленности. Перечень разработан на основе санитарных характеристик более 2000 профессий и анализа влияния про^ изводственно-профессиональных факторов на организм подростков здоровых и с отклонениями в состоянии здоровья с учетом половых различий. Он может быть использован как для профессионального отбора, так и для профессиональной ориентации, что определяет его большую практическую ценность.

Интенсивное развитие различных отраслей народного хозяйства обусловило необходимость расширения подготовки квалифицированных рабочих кадров через систему профтехобразования. Привлечение подростков при профобучении к работам, связанным с нагрузкой, не соответствующей их возрастным функциональным возможностям, особенно при неблагоприятных условиях трудового обучения, может оказать отрицательное влияние на их здоровье как в начале трудовой деятельности, так и в будущем, когда они станут основной производительной силой страны. Указанное делает актуальными необходимость научного обоснования норм нагрузок, а также поиск оптимальных форм и сроков подготовки молодых рабочих, обоснование условий лучшей адаптации их к последующей самостоятельной работе на производстве [4, 5].

При разработке физиологических основ приспособления организма подростков к профессиям, связанным с воздействием шумового фактора, установлено большое значение индивидуальных особенностей подростков. Менее устойчивыми к влиянию производственного шума оказались лица с повышенной возбудимостью ЦНС, высокой слуховой чувствительностью при восприятии тона 4000 Гц, отставанием физического развития. Полученные данные позволяют осуществлять дифференцированный отбор подростков на профессии, связанные с производственным шумом [13].

Впервые на основе методики автоматизированного эксперимента установлены возрастные особенности адаптации подростков 16—18 лет к комплексному воздействию теплового фактора и физической нагрузки. Дана количественная характеристика особенностей перестройки регулирования физиологических функций организма подростков при комплексном воздействии указанных произ-

водственных факторов по сравнению с их изолированным влиянием. Полученные данные имеют важное значение для прогнозирования профессиональной устойчивости подростков в условиях производственной деятельности [4].

Впервые на примере профессии швеи-мотористки научно обоснованы оптимальные сроки (3 года) овладения в СПТУ профессиями, обучение которым связано одновременно с выработкой сложных профессиональных навыков и воздействием на организм учащихся комплекса выраженных профессионально-производственных факторов. Подготовка будущих рабочих в системе профтехобразования по программам, учитывающим предложенные оптимальные сроки обучения, будет способствовать сохранению здоровья учащихся в процессе производственного обучения, успешности овладения профессией и прогнозированию особенностей адаптации на начальном этапе последующей самостоятельной работы на производстве [5].

Впервые изучены особенности функционального состояния организма девушек с разным уровнем здоровья при воздействии комплекса профессионально-производственных факторов в период освоения профессии в СПТУ нефтехимического профиля и на начальном этапе самостоятельной работы в условиях производства. Получены данные о влиянии учебно-производственных факторов на организм девушек в зависимости от функционального состояния их специфических функций (нормальной и нарушенной менструальной функции в разные периоды менструального цикла). Установлены возрастные особенности мозгового кровообращения девушек 17—18 лет в условиях воздействия химических веществ. Разработаны рекомендации по снижению неблагоприятного воздействия учебно-производственных факторов нефтехимического производства на организм девушек [6].

Профилактическое направление советского здравоохранения нашло свое отражение в семейной диспансеризации населения. Предложен опыт семейного оздоровления и реабилитации часто болеющих детей (ЧБД), основанный на создании медицинского учреждения нового типа на базе поликлиники — семейного диспансера. Комплексное обследование и активное систематическое лечение не только ЧБД, но и всех членов их семьи обеспечивают высокую медицинскую, социальную и экономическую эффективность оздоровления и реабилитации данного контингента детей и семьи в целом [3].

Большое значение имеют результаты фундаментальных и методических исследований, направленных на познание физиологических процессов жизнедеятельности здорового организма ребенка. Впервые с использованием комплекса физиологических данных количественно оценена неравномерность развития отдельных функциональных механизмов, лежащих в основе проявления двигатель-

ных качеств. Выделено 5 этапов развития энерге-тико-мышечной деятельности у мальчиков 9— 17 лет. Изучение особенностей повозрастного энергообеспечения позволит осуществлять дифференцированный подход к развитию двигательных качеств у детей и подростков [11].

Впервые в качестве критериального интегрального показателя темпов и уровня соматического

развития учащихся предложен комплексный параметр «площадь поверхности тела». Установлена связь темпов соматического развития учащихся с их функциональными возможностями и работоспособностью; показано, что уровень соматической зрелости играет ведущую роль в успешности обучения детей. Поскольку показатель площади поверхности тела более прост и доступен по сравнению с традиционными методами оценки биологической зрелости организма, он рекомендован для использования при массовых обследованиях учащихся [7].

Предложен новый способ для экспресс-диагностики функционального состояния организма ребенка при массовых обследованиях. Он позволяет сократить время обследований путем сравнительной оценки скорости сенсомоторной реакции, скорости переработки информации и электрического сопротивления кожи до и после физической нагрузки. Если электрическое сопротивление кожи изменено на ±2 Ом, а скорости сенсомоторной реакции и переработки информации отличаются от исходной не более чем на 5 %, состояние ребенка считают нормальным. Изменение электрического сопротивления на ±3 Ом и более, увеличение скорости сенсомоторных реакций более чем на 5 % исходной и снижение скорости переработки информации более чем на 5 % исходной указывают на перенапряжение физического и нервно-психического состояния ребенка [1].

Разработан новый методический подход к оценке состояния здоровья студентов, основанный на комплексной характеристике заболеваемости. Предложена схема комплексной оценки состояния здоровья студентов вузов, учитывающая ряд биологических и социально-гигиенических факторов. Использование при этом метода нормирования интенсивных показателей позволяет прогнозировать риск возникновения заболеваний и наметить конкретные лечебно-профилактические мероприятия с учетом существующих факторов и специфики обучения в вузе [8].

Немецкими учеными предложена новая классификация типов высшей нервной деятельности (ВНД) в зависимости от доминирующего анализатора. Выделены визуальный, аудитивный, моторный и смешанный сенсомоторный типы ВНД. Представлены данные о встречаемости типов ВНД в популяции в целом, а также среди мужчин, женщин, детей. Дети с определенным типом ВНД, обусловленным доминирующим анализатором, характеризуются разными способами запоминания. Эти индивидуальные особенности детей

рекомендуется учитывать при построении учебного процесса в целях оптимизации и дифференциации обучения, а также при проведении профориентации [15].

% Литература

1. А. с. 1355245 СССР // Открытия.— 1987.—№ 44.

2. Баркан А. И. Динамика функциональных параметров при адаптации детей к дошкольному учреждению, школе и больнице: Автореф. дис. ...д-ра мед. наук.— М., 1988.

3. Гавалов С. М., Горшкова И. Ф. // Сов. здравоохр.— 1988.— № 9.— С. 40—44.

4. Дружинин П. В. Гигиеническая оценка комплексного воздействия теплового фактора и физической нагрузки на организм подростков: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1988.

5. Калинина М. П. Влияние учебно-производственной нагрузки на организм девушек, осваивающих профессию швеи-мотористки в СПТУ с разными сроками обучения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1988.

6. Покало В. Н. Влияние учебной и производственной Ф деятельности на организм .девушек в условиях нефтехимического производства: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— М., 1988.

Для изучения влияния условий труда на состояние здоровья промышленных рабочих на сегодняшний день создано и апробировано большое количество методов.

Многовариантность методологии исследований делает крайне затруднительными выбор и широкое внедрение достаточно эффективных приемов и методов, пригодных для практического воплощения в системах динамического наблюдения за влиянием условий труда на здоровье работающих. В настоящее время общепризнанным средством или инструментом динамического наблюдения становятся автоматизированные информационные системы (АИС), создание которых требует разработки унифицированных методов и алгоритмов анализа, а также критериев оценки.

В настоящем сообщении рассматривается один из концептуальных вариантов решения задач по анализу и оценке зависимости заболеваемости ^ в трудовых коллективах крупного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса (производственного объединения) от факторов

производственной среды, испытанный в ходе опыт-

• •

7. Прошкувене Р. Т. Гигиеническая оценка учебной нагрузки на организм учащихся национальных школ с угулблен-ным изучением иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1988.

8. Саркисянц Э. Э., Должанская И. А. // Здравоохранение: Международ, журн.— 1987.— № 3.—С. 253—259.

9. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан.— 1986.— № 9.— С. 4—7..

10. Сердюковская Г. Н. // Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательной школы.— М., 1988.— С. 3— 5.

11. Сонькин В. Д. // Физиология человека.— 1988.— Т. 14, № 2.— С. 248—255.

12. Сорокина Т. И., Барсукова Н. К. // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.— Могилев, 1988.— С. 193.

13. Сухарева Л. М., Молчанова С. С., Павлович К. Э. и др. // Актуальные вопросы профилактики воздействия шума, вибрации, ультразвука в условиях современного производства.— М., 1988.— Т. 1, вып. 33.— С. 78.

14. Шарова М. А., Стан В. В., Шумкова Т. В., Бородина Е. В. Ц Гиг. и сан.— 1988.—№ П.—С. 17—19.

• •

15. Mutafor S. II Wiss. Z. Humboldt Univ. Gesellschaftswiss.— 1988.— Bd 36, N 8.— S. 749—751.

Поступила 21.06.89

ной эксплуатации АИС. Эффективный способ решения указанных выше задач создан из совокупности известных в гигиене и статистике методов. При этом сформирована логическая последовательность действий и операций, реализованная с помощью АИС в виде единого автоматизированного алгоритма анализа. Данный алгоритм включает сравнительную характеристику производственных факторов на заводах и в цехах; сравнительную характеристику показателей заболеваемости контингентов и групп рабочих; оценку вклада факторов производственной среды в формирование показателей заболеваемости; комплексную гигиеническую оценку условий труда на заводах и в цехах; прогнозирование ожидаемого оздоровительного эффекта при приведении уровней неблагоприятных производственных факторов к гигиеническим нормативам; разработку рекомендаций по улучшению условий труда и снижению заболеваемости рабочих.

Существо анализа, заложенное в указанном алгоритме, состоит в выявлении достоверных связей между изучаемыми явлениями и опреде-

Социальная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.6-07

В. М. Прусаков, Я. А. Лещенко, В. А. Минченко, С. К. Тканенко АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОЧИХ

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.