Научная статья на тему 'ГИГИЕНА ОБУЧЕНИЯ ДЕВУШЕК, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЛОДООВОЩЕВОДА'

ГИГИЕНА ОБУЧЕНИЯ ДЕВУШЕК, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЛОДООВОЩЕВОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.А. Бузунов, A.H. Ратушная, A.M. Hагорная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of physiological and hygienic I studies carried out among girls of 15—18 trained in a rural , vocational technological school to become fruit-and-vegetable growers, and city schoolgirls of the same age are presented. The routine and conditions of 3-year training were shown to be most favorable ones contributing to the improvement of the functional state of adolescents’ organism. Adaptation to training involves several stages: strain of the functions throughout the first year, and improvement throughout the second and third year of training. Physical and sex development of the girls trained in rural vocational technological schools meets the age requirements, though developmental process in the rural residents is somewhat slower than in the city girls of the same age; their mental development is somewhat inferior compared to the city girls. Training positively affects certain indices of physical development of future fruit-and-vegetable growers: external respiration function improves, physical work capacity increases, hemodynamic indices in physical exercise are elevated, morbidity rate associated with temporary disability decreases. No observable relationship between the health status and training routine and conditions has been established.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА ОБУЧЕНИЯ ДЕВУШЕК, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЛОДООВОЩЕВОДА»

во всех исследованных точках, фенола превышало Г1ДК в 1,7 раза только в 1 точке (на расстоянии 500 м от башни), цианидов — в 2 точках: на расстоянии 500 м в 2,2 раза, 1000 м — в 1,7 раза.

Следовательно, использование обесфеноленной воды при тушении кокса значительно снижает поступление вредных веществ в атмосферу и воздух рабочей зоны (хотя полного соответствия показателей санитарным нормам не достигается), уменьшает степень загрязнения атмосферного воздуха и радиус загрязнения, так как на расстоянии 1000 м от башни тушения только содержание цианистого водорода несколько (в 1,7 раза) превышает ПДК.

Изучение процесса мокрого тушения кокса технически чистой водой показало, что выброс вредных веществ в атмосферу при этом тоже не исключается. Содержание сероводорода в паро-газовой смеси равно 13,52 ±2,72 мг/м3, фенола — 3,24 ± ±0,86 мг/м3, цианистого водорода — 0,32± ±0,06 мг/м3. Суточный выброс сероводорода 37,97 кг, фенола 9,09 кг, цианнстого водорода 0,84 кг. Полученные данные свидетельствуют о том, что снижен выброс только фенола, выброс сероводорода и цианнстого водорода практически остался на том же уровне, что и при тушении обесфеноленной водой. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в основном удовлетворяло требования ГОСТа 12.1.005—76, за исключением незначительного превышения (в 1,3 раза) количества фенола и цианистого водорода.

Сравнение результатов, полученных при тушении кокса обесфеноленной и технически чистой водой, показало, что при использовании технически чистой воды значительно снижался выброс в атмосферу лишь фенола, а объем выбросов сероводорода и цианистого водорода существенно не изменялся.

Современные способы биохимической очистки фенольных сточных вод позволяют значительно

уменьшить содержание в них вредных веществ, сократить объем вредных выбросов в атмосферу и поступление их в воздух рабочей зоны. На современном уровне развития технологии коксохимического производства основным путем сокращения вредных выбросов в атмосферу и в воздух рабочей зоны при тушении кокса (наряду с частичной заменой мокрого способа тушения сухим) является внедрение и совершенствование (в плане эффективности очистки) установок биохимической очистки сточных вод коксохимического производства. При наличии технических возможностей, с гигиенической точки зрения, наиболее целесообразно использование для тушения кокса технической воды.

Литература. Андоньев С. М., Филипьев О. В. Пы-легазовые выбросы предприятий черной металлургии. М., 1973.

Калюжный Д. Н., Булгаков В. В., Костовецкий Я■ И. Гигиена внешней среды в районе размещения промышленных предприятий. Киев. 1973. Калюжный Д. Н., Волкова Л. М., Турецкая Э. С. —

Гиг. и сан., 1948, № 5, с. 11—15. Костовецкий Я■ И. — Там же, 1958. № 8, с. 82—84. Петров В. И. — Гиг. и сан., 1960, № 12, с. 75—77.

Поступила 25.01.83

Summary. Coke slaking with phenol-containing effluents causes a significant contamination of atmospheric and work zone air. The phenol and cyanide hydrogen content exceeds the allowable concentrations for these substances in the air of work zone and industrial premises. Coke slaking with phenol-free water obtained by biochemical treatment was found to considerably reduce the release of hazardous substances in the atmosphere. Coke slaking with industrial water does not eliminate, but only reduces the emission of hydrogen sulfide, phenol, hydrogen cyanide. The use of phenol-free and industrial water does not produce any significant impact on the atmospheric and work zone air joI-lution. It is recommended to use phenol-free water for coke slaking which would facilitate the disposal of by-product coke industry sewage, causing the minimum air pollution.

УДК 377:634.1/7

В. А. Б узу нов, А. Н. Ратушная, А. М. Н ггорна I

ГИГИЕНА ОБУЧЕНИЯ ДЕВУШЕК, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ

ПЛОДООВОЩЕВОДА

Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

В последние годы гигиене профессионально-технического образования уделяется огромное внимание в связи с необходимостью изыскания и разработки мероприятий, способствующих сохранению здоровья молодежи и повышению эффективности профессиональной подготовки рабочих кадров.

Многие аспекты физиолого-гигиеническон характеристики условии и режимов обучения в средних профессионально-технических училищах (СПТУ) различного профиля нашли свое отражение в литературе (Н. В. Алишев и А. Д. Храмцова;

В. А. Ильина; Н. В. Ростомбекова; И. Н. Яковлева и соавт.; Г. Н. Сердюковская и Н. В. Алишев; Л. С. Сухарева и соавт., и др.).

Настоящая работа посвящена фнзиолого-гнгие-нической характеристике обучения девушек профессии плодоовощевода на базе СПТУ. Под наблюдением находилось 117 учащихся в возрасте 15—18 лет. Исследования проводились в начале 1-го, 2-го и в конце 3-го годов обучения.

У девушек определяли физическое и половое развитие на основании роста, массы и поперечных размеров тела, длины верхних и нижних конеч-

ноете», окружлости и диаметров суставов, выраженности жироотложення, а также некоторых показателей функция легких. Полученные данные сравнивали с результатами аналогичных исследований, проведенных у 78 городских школьниц того же возраста.

Кроме того, у девушек-плодоовощеводов изучали некоторые показатели умственного развития. При этом использовали (выборочно) психологические тесты. Предлагаемые тесты применяются для исследования умственного развития (интеллекта) и дают некоторое представление о наклонностях индивидуума. Эти тесты пригодны для обследования лиц с различным уровнем образования и развития.

Исследуемым подросткам предлагались задачи логического характера, не требующие специальных знаний, но предпосылкой для правильного решения которых является логическое рассуждение. Подобные задачи, по общему мнению, одновременно являются хорошим индикатором наличия математических способностей, поскольку они направлены на выявление ряда типологических особенностей математического мышления. Кроме того, у обследуемых выявлялась способность к пространственным представлениям, решению математических тестов, оперативности и гибкости в подборе слов (вербальная подвижность). При анализе фиксировали количество правильных ответов (/V) и время выполнения задания (/) по секундомеру. Рассчитывали величину полезной работы (К)

N

и производительность (7?) по формулам: К — — и

/?=/С—5, где 5 — поправочный коэффициент, определяемый по специально составленным таблицам.

Состояние высшей нервной деятельности изучали по показателям памяти, внимания и скорости зрительно-моторной реакции, кардиореспираторной системы — по данным степ-теста с нагрузкой 50 и 100 Вт, проводимого с учетом массы тела, и записи ЭКГ. Первая нагрузка составляла 50 Вт и выполнялась в течение 3 м! н, затем применялась нагрузка 100 Вт в течение 3 мин. Восстановительный период определялся госле второй нагрузки. ЭКГ регистровалн на одноканальном электрокардиографе «Малыш» в 12 отведениях. У испытуемых определяли функцию зрительного анализатора (остроту зрения, бинокулярное и стереоскопическое зрение) и физическую работоспособность (ручная и становая динамометрия, выносливость к статическому усилию). По форме № 286 и данным терапевтического осмотра судили о состоянии здоровья.

Подготовка подростков к профессии плодоовощевода осуществляется в соответствии с учебными планамн и программами, утвержденными Государственным комитетом совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в 1969 г. Планы рассчитаны на 3-летнее обучение лиц, окончивших 8 классов общеобразовательной школы, и

предусматривает получение профессиональной подготовки со средним образованием.

Программа включает общеобразовательную и професионально-техническую подготовку. В период обучения недельная нагрузка 38ч. Теоретическое и практическое обучение чередовалось по дням недели. Уроки физического воспитания были 2 раза в неделю. Производственная практика проводилась в конце 1-го учебного года в течение 1 нед, в конце 2-го — 3 нед, в конце 3-го — 16 нед.

За этот период учащийся должен изучить основные биологические особенности плодовых, ягодных и овощных культур, возделываемых в данном регионе, условия для выращивания рассады и саженцев, районирование сортов этих культур, знать виды удобрений и способы их внесения в почву, основы агротехники, устройство инвентаря и аппаратуры, орудий и машин, применяемых в садоводстве и овощеводстве, а также правила обращения с ними и эксплуатации. Кроме того, обучающийся должен научиться выполнять все основные работы по подготовке почвы для посева и посадки, а также по уборке урожая.

Санитарно-гигиенические условия в учебно-производственных помещениях в основном соответствовали существующим требованиям. Однако в период производственной практики при работе на открытом грунте и в теплицах учащиеся подвергались воздействию неблагоприятных метеорологических условий (труд при любых погодных условиях, а в теплицах в период плодоношения температура достигает 40—45 °С, относительная влажность 90—95%) и воздействию химических веществ в период опрыскивания ядохимикатами.

В результате проведенного анализа установлено следующее. Физическое и половое развитие обследованных лиц соответствовало возрасту. Рост девушек как учащихся СПТУ, так и школьниц города практически завершался к 16—17 годам и составлял соответственно 158±0,78 и 161,0± 1,11 см. Это согласуется с данными литературы о более раннем завершении роста в длину у современных подростков всего мира, что связывают с продолжающимся процессом акселерации (В. Г. Властовский; Г. И. Яковенко; БаЫег; МаПпо^вк!, и др.). Однако рост в длину у сельских девушек достоверно меньше, чем у их городских сверстниц. Аналогичная картина отмечена при изучении физического развития городских и сельских школьников различных республик (Т. С. Криворучко; А. А. Пе-релыгина и соавт., и др.). Масса тела к концу обучения у учащихся СПТУ достоверно возрастала (от 54,7±1,1 кг на 1-м году до 61 ±1,3 кг в конце обучения, Р<0,001). в то время как у школьниц города не изменялась (53,7±1,02кгв 9-м классе и 55.4±1,4 кг в 10-м). За этот период увеличивались также окружность груди (от 84,1 ±0,84 до 89.4 ± ±1 см), диаметр и окружность локтевого и коленного суставов, ширина и длина кисти, жизненная емкость легких (Ж0.001). Если на 1-м году обучения у учащихся СПТУ окружность грудной

ч

клетки была такой же, как у городских школьниц, то к концу обучения этот показатель возрос и был достоверно большим. Подобное наблюдалось и в отношение диаметра и окружности коленного и локтевого суставов. Длина и ширина кисти, жизненная емкость легких у девушек-плодоовощеводов к концу обучения приближались к таковым у школьниц. Вероятно, возникновение указанных изменений связано с большими физическими нагрузками, обусловленными особенностями учебно-производственной деятельности и жизни девушек, обучающихся в СПТУ.

Изучение полового развития девушек из СПТУ показало, что оволосение, переход от одной стадии к другой наступает примерно в те же сроки, что и у городских. Процесс увеличения молочной железы более выражен у сельских девушек. Время наступления менархе у городских школьниц 12,8±0,12 года, у сельских — 13,7±0,08 года.

Резюмируя изложенное, можно прийти к заключению о том, что девушкам села присущи общие закономерности физического и полового развития. Отмечаемая тенденция к ускорению темпов этого развития, более ранние сроки полового созревания по сравнению с прошедшими десятилетиями свидетельствуют о продолжающемся процессе акселерации (А. А. Перелыгина и соавт.; В. Н. Чу-сова и соавт., и др.). Следует, однако, отметить, что акселерация у сельских подростков протекает медленнее, чем у городских (Р. В. Силла и М. Э. Тео-сте, и др.).

Под влиянием учебно-производственной деятельности у учащихся СПТУ увеличиваются некоторые показатели физического развития, в то время как у городских школьниц в динамике обучения они практически не изменяются.

В результате изучения умственного развития установлено, что его некоторые показатели у учащихся СПТУ ниже, чем у школьниц города и в динамике обучения плодоовощевода и школьниц города существенно не менялись. У девушек-плодоовощеводов от 1-го к 3-му году обучения отмечалось достоверное улучшение показателей внимания (от 167,4 ±6,3 до 156,0±11,5 усл. ед., Р<0,001), скорости простой зрительно-моторной реакции (от 34,4±1 до 28,7±0,87 мс, Я<0,001), увеличивалась сила мышц кистей рук (от 28,4± ±0,7 до 30,0±0,8 кг, Р<0,001) и становая сила (от 53±2 до 77,3±2,3 кг, Я<0,001). Это свидетельствует об особенностях адаптации к процессу обучения у учащихся СПТУ. На 1-м году происходило изменение динамического стререотипа, условий учебно-производственной деятельности и жизни, что, несомненно, отражалось на физиологических показателях. Ко 2-му году наступала адаптация к этим условиям и улучшалось функциональное состояние подростков. Такую же динамику адаптации к обучению в СПТУ наблюдали И. Г. Горгас-лидзе и др. в отличие от 1- и 2-летнего обучения (В. С. Маляревич и др.). Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности также

были наиболее высокими на 1-м году обучения и снижались ко 2-му и 3-му годам —соответственно 103 случая и 490,6 дня на 100 работающих, 91,7 случая и 436,7 дня, 67,8 случая и 407,8 дня.

В структуре заболеваемости основными являлись болезни органов дыхания (острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, бронхит, ангина, хронический тонзиллит), органов пищеварения и мочеполовой системы.

Используемая нами проба PWC17o позволила охарактеризовать состояние физической работоспособности у девушек, осваивающих профессию плодоовощевода, в динамике обучения: она достоверно увеличивалась от 1-го к 3-му году. Такая же закономерность наблюдалась и у учащихся городских средних школ.

Исходная частота пульса у девушек на 1, 2 и 3-м годах обучения составляла соответственно 78,5, 81 и 78,4 в минуту, а у городских школьниц была достоверно выше (85,4 и 86,1 в минуту). Артериальное давление систолическое было соответственно 113,3, 111,4 и 101 мм рт. ст. (у городских школьниц 103,6 и 102,3 мм рт. ст.), диастол и чес кое — 65,2, 67,6 и 59 мм рт. ст. (у городских 55,6 и 56,2 мм рт. ст.).

При применении степ-теста с нагрузкой частота пульса у плодоовощеводов на 1-м году обучения увеличивалась при нагрузке 50 Вт на 32,2%, а при нагрузке 100 Вт — на 68,6%; прирост систолического давления составлял соответственно 13,6 и 30,6%. Диастолнческое давление при нагрузке 50 Вт повышалось на 2,4%, а при 100 Вт снижалось на 5%. На 2—3-м году обучения реакция на физическую нагрузку была такой же. Время восстановления частоты пульса и артериального давления было в пределах 2—3 мин. При сравнении показателей реакции на нагрузку у школьниц старших классов отмечались такие же изменения при несколько более высокой исходной частоте сердечных сокращений. Полученные результаты позволяют считать реакцию со стороны сердечнососудистой системы на нагрузку в основном нор-мотонической как у девушек-плодоовощеводов, так и у школьниц старших классов.

Данные ЭКГ свидетельствовали о том, что все показатели ее находились в пределах физиологических колебаний и соответствовали существующим стандартам (Р. Э. Мазо; Р. А. Калюжная; А. Г. Дембо и соавт.). Изредка отмечалось изменение положения сердца и направления электрической оси вправо (6%) и влево (4%), ко 2—3-му году обучения — некоторое увеличение зубцов Я и 5, что, вероятно, связано с ростом сердечной мышцы и увеличением силы сердечных сокращений^ в этом возрасте.

При осмотре учащиеся, как правило, жалоб не предъявляли. У 27,7% обследованных в начале обучения выявлены кариес зубов, у 46,1% — гипертрофия миндалин, в конце периода обучения это зарегистрировано соответственно у 30 и 45%. При аускультации сердца определялся систологи-

ческий шум на верхушке, в основном функционального характера (примерно у 45% обследованных). Легочной патологии не выявлено. При пальпации органов брюшной полости в начале обучения у 24,5% учащихся отмечено увеличение печени на 2—2,5 см, у 18% был положительным симптом Ортнера. В конце обучения увеличение размеров печени зафиксировано у 27,5% осмотренных. Большинство девушек, у которых была увеличена пе-■4т чень, жалоб не предъявляли. Лишь изредка они жаловались на боли в подложечной области (возникающие в основном после приема жирной или острой пищи), горечь во рту, тошноту, запоры.

У 53,8% обследованных обнаружено снижение остроты зрения, из них у 14,5% сильное, частичное подавление бинокулярного (38,4%) и нарушение стереоскопического (у 13,8%) зрения. Эти данные в динамике обучения практически не изменялись.

Таким образом, изучение влияния учебно-производственной деятельности на организм девушек, осваивающих профессию плодоовощевода в сельском СПТУ, позволило установить, что 3-летний режим обучения с чередованием теоретических и практических занятий по дням недели является благоприятным и способствует улучшению функционального состояния их организма. Адаптация подростков к процессу учебно-производственной деятельности происходит поэтапно. Физическое и половое развитие у девушек-учащихся СПТУ соответствует возрасту, хотя и протекает несколько медленнее, чем у их городских сверстниц. Умственное развитие у них несколько ниже, чем у городских школьниц, и практически не изменяется в динамике * обучения.

Под влиянием обучения у девушек-плодоовощеводов возрастают некоторые показатели физического развития, повышается физическая работоспособность, улучшаются функция внешнего дыхания и показатели гемодинамики при физической нагрузке, снижается заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Не выявлено видимой взаимосвязи состояния здоровья с условиями и режимом обучении. В основном отмечено успешное овладение девушками профессией плодоовощевода.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости улучшения лечебно-профилактического контроля за состоянием здоровья учащихся как на этапе приема в училище, так и в динамике обучения.

Литература. Алишев Н. В., Храмцова А. Д. — В кн: Вопросы гигиены труда подростков. М., 1973, с. 68—80.

Ч Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1976.

Горгаслидзе И. Г. — В кн.: Вопросы гигиены труда, профессиональной патологии и промышленной токсикологии. Тбилиси, 1975, т. 14, с. 326—335. Дембо А. Г. и др. — Физиология человека, 1978, № 3, с. 387—394.

Ильина В. А. Влияние производственных факторов на некоторые показатели состояния здоровья подростков, обучающихся в профессионально-технических училищах химического профиля. Автореф. дне. канд. М., 1974.

Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. Криворучко Т. С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев, 1976. Мало Р. Э. Электрокардиограммы здоровых детей. Минск, 1961.

Маляревич В. С. — В кн.: Российская респ. науч. конф. по вопросам гигиены. Материалы. Новосибирск, 1971, с. 301—303.

Перелыгина А. А. и др. — В кн.: Вопросы организации медицинской помощи женщинам и детям в сельской I местности. М., 1976, с. 28—30. Ростомбекова Н. В. — В кн.: Вопросы гигиены труда, профессиональной патологии и промышленной токсикологии. Тбилиси, 1975, т. 14, с. 322—326. Сердюковская Г. Н., Алишев Н. В. Режим труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ. М., 1981, с. 294—296. Сияла Р. В., Теосте М. Э. — В кн.: Гигиена детей, подростков и студентов. Вильнюс, 1978, с. 23—26. Сухарева Jl. М., Самотолкина Н. П., Крамарен-ко И. Б. — В кн.: Режим труда и отдыха учащихся средних профтехучилищ. М., 1981, с. 145—212. Чусова В. #., Зданович И. £., Сай С. Ю. — В кн.: Охрана труда женщин в сельском хозяйстве. Орел, 1979, с. 182—184. Яковенко Г. И. — Там же, с. 172—174. Яковлева И. Н.. Гришко Ф. И., Нагорная А. М. —

Гиг. и сан., 1978, Л» 12, с. 30—32. Salzler А. — В кн.: Международная конф. европейских

стран «Здоровый ребенок». 1-я. М., 1979, с. 44. Malinowski A.. Halicka-Ambroziak D., Skotnieka-Fedo-rowicz В. — Pediat. pol., 1978, v. 53, p. 947—953.

Поступила 20.12.82

Summary. The results of physiological and hygienic studies carried out among girls of 15—18 trained in a rural vocational technological school to become fruit-and-vege-table growers, and city schoolgirls of the same age are presented. The routine and conditions of 3-year training were shown to be most favorable ones contributing to the improvement of the functional state of adolescents' organism. Adaptation to training involves several stages: strain of the functions throughout the first year, and improvement throughout the second and third year of training. Physical and sex development of the girls trained in rural vocational technological schols meets the age requirements, though developmental process in the rural residents is somewhat slower than in the city girls of the same age; their mental development is somewhat inferior compared to the city girls. Training positively affects certain indices of physical development of future fruit-and-vegetable growers: external respiration function improves, physical work capacity increases, hemodynamic indices in physical exercise are elevated, morbidity rate associated with temporary disability decreases. No observable relationship between the health status and training routine and conditions has been established.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.