Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ АКСЕЛЕРАЦИИ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ АКСЕЛЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ АКСЕЛЕРАЦИИ»

вероятности, обусловлена степенью накопления отдельных металлов в организме.

ЛИТЕРАТУРА. Аргирова М., Никифоров Б., Мла-д е н о в а М,— Хиг. и здрав., 1977, № 5, с. 427—432,— Б а л а б а е в а Л. К., Басмаджиева К-, Никифоров Б.— Там же, 1976, № 3, с. 260—264.— Голубев А. А. и др. Количественная токсикология. Л., 1973, с. 89—152.— Казасов П. и др.— Летописи хиг. эпидемиол., инст., 1971, № 30, с. 48—52.— Казасов П. и др.— Там же, № 32, с. 5—165.— Курчатова Г., Аргирова М. Методи за определяие на атмосферни замърсители. София, 1969.— Унифицированные методы определения атмосферных загрязнений. СЭВ. М., 1976.— Vari-an Techtron Working Instructions, 1971.

Поступила 1/VI 1978 г.

Дискуссии и отклики читателей

УДК 614.7-07:612.65-063 + 572.51-053.5

Член-корр. АМН СССР И. И. Беляев, кандидаты мед. наук К■ П. Дорожнова

и Ю. А. Литвинов

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ школьников В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ АКСЕЛЕРАЦИИ

Горьковский медицинский институт

В современных условиях научно-технического прогресса, меняющих социальную среду и природные факторы жизни человека, особое значение приобретает оценка влияния этих изменений на него, его здоровье, на возможные сдвиги его биологической природы (Г. И. Сидоренко и М. А. Пи-нигин; А. П. Шицкова и Л. С. Гурвич, и др.). В связи с этим проблема акселерации подрастающего поколения стала одной из ведущих проблем века. Многочисленные теории акселерации, которые разрабатываются в течение последних 50 лет, говорят одновременно и о многопричинности данного явления, и о трудности решения этого вопроса. Несмомненно, однако, что существенным вкладом в изучение указанной проблемы могут явиться результаты многолетних наблюдений за динамикой физического развития и состояния здоровья детей и подростков разных экологических групп, а также характером изменений условий их жизни.

В этом плане представляют интерес материалы динамического наблюдения за школьниками г. Горького и Горьковской области, проживающих в разных условиях загрязнения внешней среды. Наблюдения за этими группами учащихся ведутся с 1934 г. (К. П. Дорожнова). По методическим условиях районы наблюдения разделены на 3 зоны с разной степенью загрязнения внешней среды: 1 —сельская местность, II — крупный город, старый центр машиностроительной промышленности страны, начавший широко развиваться в предвоенные и послевоенные годы. В настоящее время уровень промышленного потенциала продолжает нарастать. Особо требуется отметить повышение уровня автотранспортного обслуживания (ежегодный рост автопарка города составляет 10—15%). Bill зону включен крупный город, один из центров химической промышленности страны, становление которого относится к 30-м годам и развитие которого в настоящее время продолжается.

Сведения о загрязнении внешней среды этих зон выбросами различных промышленных предприятий, электроэнергетическими и тепловыми уста-

новками и автотранспортом получены в результате специальных исследований атмосферного воздуха, воды, почвы, осадков, растительности и биоматериалов, которые проводятся на кафедре общей гигиены Горьковского медицинского института (И. И. Беляев; П. Е. Шкодич и Е. П. Ракуши-на; В. В. Банковский), а также на основании данных исследований, проводимых санэпидстанциями и гидрометеослужбой.

Общая характеристика загрязнения составлена по показателям состояния атмосферного воздуха: I зона — вредные ингредиенты, лимитируемые современным санитарным законодательством, не определялись или определялись в количестве ниже ПДК и рассматривались нами в качестве фона, II зона — определялся ряд компонентов выброса машиностроительной промышленности, нефтеперерабатывающих и металлургических предприятий, теплоэнергетических установок и выхлопных газов автотранспорта. Некоторые из них (сернистый газ, пыль) находились на уровне, близком к ПДК, а количество других (окислы азота, окись углерода, углеводороды, фенолы и др.) превышало ПДК; III зона — общий уровень загрязнения ниже, чем во II зоне, однако встречаются иные примеси, связанные с особенностями производства (хлор, хлорированные углеводороды, эфиры акриловой и метакриловой кислот, свинец, тетраэтилсвинец, серная и другие кислоты и т. п.), уровень которых приближается к ПДК или превышает ее. Эта зона по интенсивности загрязнения неоднородна: селитебная часть города построена с учетом розы ветров и имеет меньшее загрязнение воздуха, однако на ближайших к промышленному комплексу окраинах города и в поселках, расположенных вблизи санитарной зоны, уровень выбросов выше. Эти три участка III зоны представляют особый интерес и будут рассмотрены ниже.

Сопоставление данных динамики физического развития школьников I, II и III зон по методическим соображениям возможно, начиная с 1948 г.

В 1948 г. физическое развитие школьников I и III зон было сходным, кроме старших групп: в 15 лет мальчики села были ниже на 3,62 см (¿=2,38) и легче на 2,08 кг (/=1,86), чем мальчики III зоны, девочки села были выше ростом на 2,34 см (¿=1,13) и легче на 1,1 кг (¿=1,08). Школьники II зоны были выше учащихся I зоны: мальчики на 3,44— 10,22 см (/=5,29—14,39), девочки на 3,30—9,06 см (/=5,5—10,81) и выше школьников III зоны: мальчики на 5,14—7,42 см (/=5,51—9,71), девочки на 1,12—6,32 см (/=1.36—7,24).

Результаты повторного обследования учащихся этих же зон, проведенного через 20 лет, свидетельствуют о появлении некоторых особенностей динамики физического развития школьников, проживающих в разных условиях внешней среды. Так, впервые отмечены значительные сдвиги в показателях роста школьников I зоны, которые находились на уровне или даже превышали изменения, характерные для школьников II зоны. Однако сдвиги в росте школьников III зоны превышали в 172—2 раза таковые у школьников двух других зон. Таким образом, к началу настоящего десятилетия школьники II и III зон имели близкий уровень физического развития, а учащиеся I зоны продолжали отставать в этом отношении от школьников II и III зон. В показателях роста эти различия выглядят следующим образом: у мальчиков 17 лет рост в разных зонах равен 173,5 см (II зона), 174,19 см (III зона) при /=0,54, /7_1вЛеТ =0,59—2,34 и 167,30 см (I зона). Достоверность различий в показателях роста по I и II зонам высокая (/7_17Лет =3,72—8,54). У девочек 17 лет показатели оказались следующими: 161,74 см (II зона), 160,73 см (III зона) при *17лет =1.35, /7—1 влет =0,12—3,72 и 158,22 см (I зона) при /17лет = =3,71, /7_1блет =3,81—8,15.

Сопоставление данных изменений темпов акселерации в разных зонах с разным уровнем загрязнения внешней среды позволяет говорить об определенной взаимозависимости этих показателей.

Более отчетливо это видно при анализе уровня физического развития в трех пунктах III зоны с разным уровнем загрязнения атмосферного воздуха (см. выше). Характеристика физического развития школьников указанных трех пунктов представлена по типам физического развития, одновременно дающим представление и об индивидуальных особенностях, и о коллективе как совокупности индивидуальностей (К. П. Дорожнова).

Если представить оценки по типам физического развития в сгруппированном виде, объединяющим однонаправленные сдвиги, то различия уровня физического развития учащихся в разных пунктах определяется еще более отчетливо. В пункте 1 с наименьшим уровнем загрязнения воздуха получены самые благоприятные данные и, наоборот, в пункте 3, где наибольшая степень загрязнения, выявлено достоверно большее число детей с низким и пониженным ростом, высокой и повышенной массой тела и наименьшее число детей с высоким и средним физическим развитием.

Анализ полученных данных позволяет предположить, что комплекс факторов, составляющих разный уровень загрязнения внешней среды, неодинаково воздействует на процессы роста и развития: наибольшие загрязнения вызывают их замедление и нарастание дисгармоничности за счет повышенного жироотложения, а при меньших концентрациях вредных факторов процессы акселерации активизируются. Однако, как показывают наши исследования социально-гигиенических и биологических факторов и их роли в онтогенезе детского организма, нельзя объяснить все особенности состояния здоровья современных детей и подростков лишь воздействием химических веществ и других факторов интенсификации промышленного производства. Разберем это на примере динамического наблюдения в течение 10—15 лет за школьниками II зоны. За этот период в динамике физического развития учащихся сохраняются высокие темпы акселерации; изменения в росте мальчиков составляют 1,45—5,34 см, девочек — 2,81—4,90 см (в предыдущее десятилетие они равнялись соответственно 1,50—5,54 и 0,82—4,20 см). Второй особенностью динамики за

10 лет было повышение сдвигов в показателях окружности груди и массы тела, особенно у девочек. Третьей особенностью следует считать снижение темпов нарастания показателей динамометрии, особенно у старших школьников, у которых отмечены даже отрицательные сдвиги (К. П. Дорожнова). Эти материалы свидетельствуют лишь об общей тенденции и недостаточно вскрывают те изменения, которые произошли в индивидуальных характеристиках физического развития. Представление о последних дают материалы о сдвигах в распределении типов физического развития школьников, характеризующих фенотипическое разнообразие в популяции как сложную составляющую генетической обусловленности особенностей организма и одновременно воздействий внешней среды на процессы развития организма. Распределение типов физического развития школьников во

11 зоне прослежено с 1959 г. Оказалось, что имеется тенденция к снижению числа учащихся с низким и пониженным ростом и массой тела, а также с дисгармоническим развитием. Одновременно нарастает число детей с повышенной массой и ожирением. Эти различия в укрупненных группах высоко достоверны.

Таким образом, результаты изучения сдвигов в распределении типов физического развития у современных школьников свидетельствуют о необходимости исследования причин роста числа детей с ожирением, а также выявления тех средовых и внутренних факторов, которые при общем благоприятном фоне обусловливают понижение роста, массы и дисгармоничность развития у некоторых детей.

В характеристике средовых факторов в течение последних 10 лет существенное значение приобретает загрязнение атмосферного воздуха, особенно выхлопными газами, удельный вес которых систематически возрастает. Решение вопросов технического контроля за состоянием двигателей

и разработка планировочных мероприятий проводятся еще неудовлетворительно (П. Е. Шкодич и Е. П. Ракушина; П. Е. Тихомиров и соавт.).

' Одновременно за последние 10 лет выявлены существенные положительные сдвиги в благосостоянии населения: по уровню дохода на одного члена семьи среди обследованных более 500 семей в 10 раз сократилось число семей с минимальным доходом и в 2 раза повысилось число семей f с высоким уровнем дохода. Жилищно-бытовые условия улучшились у 1 80,5 % семей. Существенно возросло употребление населением высококалорийных продуктов: мясо-колбасных, кондитерских и булочных изделий, молока, яиц и молочных продуктов. Улучшено общественное питание в городе, 80,9% учащихся получают организованное горячее питание в школах. Однако в семье эти вопросы решаются неблагоприятно {бутербродное питание, обильная еда на ужин, обилие колбасных изделий и др.) более чем у 40,6 % обследованных. Недостаточным остается и даже несколько сократилось число школьников, занятых в спортивных секциях (24,3 %), систематически занимающихся утренней зарядкой (41,2 %), помогающих дома (38,4 %). Все это наряду с повышающейся учебной нагрузкой школьников свидетельствует о возрастающей гиподинамии. Эти данные характеризуют типичные условия жизни школьников II зоны в течение 10 лет, на фоне которых и сложились особенности динамики их физического развития за этот период.

В литературе приводятся многочисленные высказывания, подтверждающие влияние указанных факторов на процессы роста и развития детских коллективов (Р. А. Калюжная и Г. Н. Сердюковская; А. Н. Дикая; И. П. Грехова и соавт.).

Анализ наших данных показал, что особенности индивидуального развития обусловлены воздействием указанных и многих других факторов развития и риска и определяются не только общим сочетанием их, но и степенью выраженности. Особого внимания в этом плане заслуживают дети с отклонениями в физическом развитии, у которых на особенности онтогенеза существенное влияние оказывают условия антенатального развития (особенности организма матери, ее здоровья, в том числе обусловленные профессиональными и бытовыми вредностями), перинатальный период и генетический фактор. Значение всего этого как факторов развития и риска у детей различных групп с разными отклонениями в физическом развитии неодинаково. Особенно велико значение факторов риска у детей с пониженным и низким ростом, медленными темпами развития и ожирением.

Таким образом, и в данном примере прослеживается общая тенденция: дополнительное влияние (на ранних стадиях онтогенеза) на организм вредных факторов вызывает замедление процессов роста и развития, а также тенденцию к дисгармонии.

Материалы, характеризующие уровень физического развития и динамику этих показателей у школьников трех зон, уровень физического развития учащихся трех пунктов III зоны и данные о факторах, определяющих онтогенез детей с пониженным и низким ростом и ожирением, говорят о том, что в комплексе факторов, влияющих на уровень физического развития коллектива или индивидуума, весьма отчетливо проявляется влияние степени загрязнения внешней среды. Отсюда формирование особенностей физического развития, в том числе характер акселерации и ретардации в групповом или индивидуальном плане, должны рассматриваться как процесс длительного взаимодействия организма и внешней среды и расцениваться как приспособительные реакции организма, имеющие разную степень выраженности в зависимости не только от генотипа, но и от характера комплекса факторов, составляющих экологическую особенность данного пункта. Приведенные данные позволяют конкретно подойти к выяснению причин акселерации и глубже вскрыть сущность этого процесса.

3 Гигиена и санитария JA 4

65

ЛИТЕРА ТУ P.A. Г р е х о в а И. П.. .Жукова Н. П., Бара нов А. А. и др.— В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья детей дошкольного возраста. М., 1973, с. 30—32,— Дикая А. Н. Состояние здоровья неуспевающих школьников. Автореф. дис. канд. М., 1975.— Дорожнова К. П. Физическое развитие школьников г. Горького. Горький, 1975,— Дорожнова К. П.— В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977, т. 2, с. 212.— Калюжная Р. А., Сердюковская Г. Н. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма. М., 1969.— Сидоренко Г. И., Пинигин М. А.— В кн.: Научные основы современных методов гигиенического нормирования химических веществ в окружающей среде. М.р 1971, с. 12—16.—Ш и ц к о в а А. П., Гурвич Л. С,—Гиг. и сан., 1976, № 8, с. 3-8.

Поступила 19/IV 1978 г

Из практики

УДК 628« 191:668*474]:628.1 92

М. X. Шрага, Г. Ф, Добрынина

К ВОПРОСУ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ВОДОРАСТВОРИМОГО СУЛЬФАТНОГО ЛИГНИНА В ВОДОЕМАХ

Архангельская городская санэпидстанция

В последнее десятилетие на крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатах в бассейне Северной Двины были осуществлены значительные по объему водоохранные мероприятия, в результате которых сточные воды новых и реконструируемых предприятий целлюлозно-бумажной промыш- I ленности перед спуском в водоемы подвергаются биологической очистке с последующей доочисткой в биопрудах. Однако, несмотря на этот факт, жидкие отходы целлюлозного производства ухудшают органолептические свойства водоисточников. Так, цветность (окраска) воды водоисточников ниже сброса сточных вод целлюлозно-бумажных комбинатов на 9—36° выше цветности воды в «чистых» створах.

Нам представляется, что сложившаяся ситуация является следствием ограниченности осуществленных водоохранных мероприятий.

В качестве одной из особенностей состава сточных вод следует отметить наличие большого количества лигнинных продуктов. Концентрация последних зависит от ряда причин, в частности от способа делигнификации древесины, исходного сырья; вида готовой продукции и варьирует в сточных водах от 200 до 600 мг/л, а в воде устьевой области Северной Двины — от 2,7 до 16,1 мг/л. Лигнинные соединения практически не поддаются биохимическому разрушению (2оЬе11) и беспрепятственно проходят через сооружения по биологической очистке сточных вод целлюлозно-бумажных предприятий. В водоемы поступают самые разнообразные лигнинные продукты и соединения (поли-, олигомеры; сульфатный лигнин, лигносульфона-ты, хлорлигнины и т. д.). Отсутствие гигиенических норм на содержание этих продуктов в поверхностных водах обусловливает их ничем не регламентированный сброс в водоемы и затрудняет организацию действенного санитарного надзора за санитарным режимом водоемов. Не ставя перед собой задачи проведения специальных работ по санитарно-гигиеническому нормированию лигнинных соединений в поверхностных водах, мы на основании практики санитарного надзора за централизованным водоснабжением населения в устьевой области Северной Двины хотели бы обратить внимание на некоторые свойства лигнинных соединений, загрязняющих водоемы. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.