Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ВОДОРАСТВОРИМОГО СУЛЬФАТНОГО ЛИГНИНА В ВОДОЕМАХ'

К ВОПРОСУ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ВОДОРАСТВОРИМОГО СУЛЬФАТНОГО ЛИГНИНА В ВОДОЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ВОДОРАСТВОРИМОГО СУЛЬФАТНОГО ЛИГНИНА В ВОДОЕМАХ»

ЛИТЕРА ТУ P.A. Г р е х о в а И. П.. .Жукова Н. П., Бара нов А. А. и др.— В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья детей дошкольного возраста. М., 1973, с. 30—32,— Дикая А. Н. Состояние здоровья неуспевающих школьников. Автореф. дис. канд. М., 1975.— Дорожнова К. П. Физическое развитие школьников г. Горького. Горький, 1975,— Дорожнова К. П.— В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977, т. 2, с. 212.— Калюжная Р. А., Сердюковская Г. Н. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма. М., 1969.— Сидоренко Г. И., Пинигин М. А.— В кн.: Научные основы современных методов гигиенического нормирования химических веществ в окружающей среде. М., 1971, с. 12—16.—Ш и ц к о в а А. П., Гурвич Л. С,—Гиг. и сан., 1976, № 8, с. 3-8.

Поступила 19/IV 1978 г

Из практики

УДК 628,191:668,474]:628.1 92

М. X. Шрага, Г. Ф, Добрынина

К ВОПРОСУ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ВОДОРАСТВОРИМОГО СУЛЬФАТНОГО ЛИГНИНА В ВОДОЕМАХ

Архангельская городская санэпидстанция

В последнее десятилетие на крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатах в бассейне Северной Двины были осуществлены значительные по объему водоохранные мероприятия, в результате которых сточные воды новых и реконструируемых предприятий целлюлозно-бумажной промыш- I ленности перед спуском в водоемы подвергаются биологической очистке с последующей доочисткой в биопрудах. Однако, несмотря на этот факт, жидкие отходы целлюлозного производства ухудшают органолептические свойства водоисточников. Так, цветность (окраска) воды водоисточников ниже сброса сточных вод целлюлозно-бумажных комбинатов на 9—36° выше цветности воды в «чистых» створах.

Нам представляется, что сложившаяся ситуация является следствием ограниченности осуществленных водоохранных мероприятий.

В качестве одной из особенностей состава сточных вод следует отметить наличие большого количества лигнинных продуктов. Концентрация последних зависит от ряда причин, в частности от способа делигнификации древесины, исходного сырья; вида готовой продукции и варьирует в сточных водах от 200 до 600 мг/л, а в воде устьевой области Северной Двины — от 2,7 до 16,1 мг/л. Лигнинные соединения практически не поддаются биохимическому разрушению (2оЬе11) и беспрепятственно проходят через сооружения по биологической очистке сточных вод целлюлозно-бумажных предприятий. В водоемы поступают самые разнообразные лигнинные продукты и соединения (поли-, олигомеры; сульфатный лигнин, лигносульфона-ты, хлорлигнины и т. д.). Отсутствие гигиенических норм на содержание этих продуктов в поверхностных водах обусловливает их ничем не регламентированный сброс в водоемы и затрудняет организацию действенного санитарного надзора за санитарным режимом водоемов. Не ставя перед собой задачи проведения специальных работ по санитарно-гигиеническому нормированию лигнинных соединений в поверхностных водах, мы на основании практики санитарного надзора за централизованным водоснабжением населения в устьевой области Северной Двины хотели бы обратить внимание на некоторые свойства лигнинных соединений, загрязняющих водоемы. ф

Результаты опытного хлорирования водных растворов сульфатного лигнина

я и Ш Доза хлора, мг/л Хлорпоглощаеность, мг/л Цветность (окраска), градусы Расчетная необходимая доза глинозема, мг/л

° 2 о Ь

Я и с. -«оо» в I при 7° С при 20°С при 7° С при 20°С при 7°С при 20°С при 7°С при 20°С

0,5 4,0 15 50 1,5 1.5 1,5 1,3 2,2 5,8 14,1 0,4 0,4 0,4 0,2 1,15 4,7 13,1 7 22 95 250 7 22 95 250 8 39 60 8 39 60

Цель настоящей научно-практической работы состоит в постановке вопроса о влиянии различных концентраций водорастворимого лигнина на хлор поглощаемость и окраску воды.

Опытное хлорирование водных растворов сульфатного лигнина проводилось в 2 сериях опытов с имитацией холодного (7—8°С) и теплого (19—20°С) периодов года. В качестве модельного образца использовали сульфатный лигнин Архангельской лаборатории лигнина, выделенный из черных щелоков одного из местных сульфат-целлюлозных заводов. Хлор-поглощаемость модельных растворов определяли после 30-минутной эк-спозицли с хлором при достижении концентрации остаточного активного хлора 1,0—1,1 мг/л. Опытному хлорированию подвергали водные растворы сульфатного лигнина с концентрацией 0,5, 4, 15 и 50 мг/л. Подбор концентраций не носил случайного характера. Концентрации 4 и 15 мг/л отражают средние и максимальные данные о содержании лигносульфонатов в поверхностных водах устьевой области Северной Двины за 1976—1977 гг. Концентрация в 50 мг/л принята на основании рекомендации кафедры общей гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института проектному институту Мосгипробума по гигиеническому нормированию сульфатного лигнина на основании органолептического лимитирующего признака.

Результаты исследования представлены в таблице.

При низких температурах концентрация сульфатного лигнина, при заданных условиях, не оказывает влияния на хлор поглощаемость растворов. При температуре воды 19—20°С (летний период) хлор поглощаемость воды увеличивается с ростом концентрации сульфатного лигнина.

Окраска растворов сульфатного лигнина также определяется его концентрацией. При концентрации 4—50 мг/л цветность (окраска) воды превышает нормативы ГОСТа «Вода питьевая», что обусловливает необходимость ее осветления.

Для осветления воды при концентрации сульфатного лигнина 15— 50 мг/л необходимы большие дозы сернокислого алюминия. Это позволяет предположить, что при таких дозах глинозема, особенно в зимний период, остаточное содержание в воде алюминия будет превышать нормативы стандарта. С другой стороны, осветление интенсивно окрашенных, маломутных и холодных вод будет представлять сложную санитарно-техническую и хозяйственную задачу.

Выводы

1. Сульфатный лигнин существенным образом влияет на хлорпогло-щаемость воды, что позволяет отнести его к числу соединений, оказывающих неблагоприятное влияние на процессы обеззараживания водопроводной воды.

2. Сульфатный лигнин интенсивно окрашивает воду водоисточников. Осветление высокоцветных, маломутных и холодных вод представляет собой сложную гигиеническую и санитарно-техническую задачу.

67

3. Имеется настоятельная необходимость в системном гигиеническом изучении различных водорастворимых форм лигнинных;- соединений для разработки обоснованных предельно допустимых концентраций.

ЛИТЕРАТУРА. Zobell С. Е.—Biol. Bull., 1940, v. 78, p. 388.

Поступила 7/1X 1978 г-

Краткие сообщения

УДК 813.155 + 628.11:656.343

Проф. В. А. Гофмеклер, кандидаты мед. наук О. И. Грибанова А.С. Игумнов, кандидаты хим. наук А. П. Малыхин и И. С. Новикова, И. Е. Герасимова

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ И ВОДОСНАБЖЕНИИ

МЕТРОПОЛИТЕНА

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Пыль и химические загрязнения воздуха попадают в подземные сооружения с пассажирским потоком, вентиляционным воздухом. В загрязнении воздуха играют роль и местные источники — выхлопные газы автодрезин, движущихся/ в ночное время по тоннелям, стирание тормозных колодок, разрушение отделочных материалов и др. В отдельных разрозненных исследованиях, проводимых ранее и в настоящее время, установлены разные уровни пыли и С02 в подземном воздухе (С. Ф. Казанский; А. М. Калягина; П. Н. Матвеев).

Метрополитен в целом следует рассматривать как коммунальный объект с временным пребыванием пассажиров в течение дня до 2—21/2 ч, а иногда и больше. Увеличению сроков пребывания пассажиров способствует быстрое удлинение сети метрополитена. В настоящее время он имеется в 7 городах нашей страны и будет во всех городах с населением более 1 млн. человек. Исходя из этого получение систематических данных о степени загрязнения воздуха вестибюлей, станций и салонов вагонов метрополитена поможет разработать комплекс мероприятий для создания оптимальных условий проезда пассажиров.

В настоящей работе приводятся материалы исследования воздушной среды (загрязнения и микроклимата) на трех станциях с переходами и в вагонах одного из метрополитенов страны, а также некоторые вопросы подземного водоснабжения и водоотведения.

В воздухе определяли содержание пыли, Ы02, С02 и СО (3847 анализов), температуру, влажность, скорость движения воздуха (1016 замеров). Анализировали показатели ежедневных замеров температуры и влажности за последние 3 года и данные Гидрометеослужбы о наземном климате. Исследования проводили стандартными методами, пыль определяли с помощью пылемера ИКП-1, дающего мгновенный результат, С02 — газохромато-графическим методом на приборе АХМ-8М.

Отмечена обратная зависимость уровня запыленности от влажности воздуха на станциях. На запыленность влиял и поршневой эффект движения поезда. Поэтому более высокие концентрации ее оказались в головной части платформ (2,0 мг/м8) по сравнению с хвостовыми (1,68мг/м3). При отсутствии поезда содержание пыли относительно низкое (1,49 мг/м®), оно возрастает при появлении поезда из тоннеля (1,58 мг/м3), при остановке (1,83 мг/м3) и становится наибольшим сразу после отхода поезда (2,43 мг/м3). На переходах и в вагонах уровни пыли зависят от числа пассажиров. В вагонах концентрация ее в пределах от 0,81 до 1,21 мг/м3. Средние уровни (из разовых) запыленности на станциях выше (1,39—2,24 мг/м8), чем на переходах (0,86—1,33 мг/м3) и в салонах вагонов (0,98 мг/м3). Эти уровни незначительно превышают максимальную разовую ПДК пыли для атмосферного воздуха. Такое превышение ПДК исходя из 3-го класса опасности нетоксической пыли (Временные инструктивные материалы, 1977) можно оценить как допустимое.

Анализ концентраций С02 показал, что на станциях и переходах они очень невысоки (соответственно 0,059 и 0,07 об. %), в вагонах выше (до 0,135 об. %), а в часы «пик> и в среднем в вагонах составляют 0,1 об. %. На станциях, в головной части платформ, уровни С02, так же как и пыли, выше, чем в хвостовых частях (соответственно 0,061 и 0,057 об.%). Несколько большее повышение концентрации СОг в вагонах и увеличение в часы «пик» свидетельствуют о худшем проветривании вагона с естественной вентиляцией по сравнению со станциями. (

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.