Научная статья на тему 'Основные результаты и направления бюджетной политики на 2007 г. И среднесрочную перспективу'

Основные результаты и направления бюджетной политики на 2007 г. И среднесрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2007 г. И среднесрочную перспективу»

Бюджетная политика

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДжЕТНОй ПОЛИТИКИ НА 2007 г. И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ*

Введение

«... Уже с этого года большая часть расходов федерального бюджета должна быть ориентирована на конечный результат».

Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

10 мая 2006 года

В 2006 г. совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысили 58 тыс. руб., а к 2009 г. достигнут 85 тыс. руб..

Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги — образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

Граждане — и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг — должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности, измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены в первой половине 2000-х гг. восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем:

разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;

последовательного снижения налоговой нагрузки на экономику с 34,2 до 29,3 % ВВП1 и

* http://www1.minfin.ru

1 Расчетно при цене на нефть 20 долл. /баррель.

сокращением государственного внешнего долга с 54 % ВВП в 2000 г. до 10,2 % ВВП в 2005 г.;

создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживания инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;

стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов;

развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.

Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины — основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно — необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

Следующим этапом в повышении результативности бюджетных расходов стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 гг. Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007 — 2009 гг. и проект федерального бюджета на 2007 г. — очередной шаг в ее реализации в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2007 г. и среднесрочную перспективу.

Реализация Концепции должна завершиться принятием системных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающих:

Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты

Положение Бюджетного послания Реализация при формировании проекта федерального бюджета

1 2

Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом. При этом нельзя допускать искусственного увеличения количества принимаемых обязательств, которое будет препятствовать сопоставлению и выбору наиболее эффективных направлений использования бюджетных средств Подготовлены обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета. Поправки к Бюджетному кодексу рассматриваются Правительством РФ

Установленные процедуры и сроки разработки и утверждения перспективного финансового плана должны неукоснительно соблюдаться Проект федерального бюджета на 2007 г. является составной частью перспективного финансового плана РФ на 2007 — 2009 гг., одобренного Правительством Российской Федерации

Уже в следующем году необходимо утвердить законом федеральный бюджет на среднесрочный период (2008-2010 гг. Предусмотрено поправками к Бюджетному кодексу

Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины Предусмотрено поправками к Бюджетному кодексу. В 2004-2006 гг. проводится эксперимент по внедрению главными распорядителями средств федерального бюджета методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты

Необходимо завершить отработку механизмов финансирования медицинской помощи, прежде всего стационарной, с ориентацией на конечный результат и поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений В 2007 г в федеральном бюджете предусмотрено 4,0 млрд руб. на реализацию в субъектах РФ «пилотного» проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с поэтапным переходом на одноканальное финансирование

Требуется внесение изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а также права учреждений по более самостоятельному распоряжению выделенными бюджетными средствами Предусмотрено поправками к Бюджетному кодексу

повышение роли среднесрочного финансового планирования, в том числе — переход к формированию и утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 3 года (в режиме «скользящей трехлетки»);

выделение расходных обязательств и бюджетных ассигнований разных видов, в том числе — приведение порядка финансирования долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в соответствие с едиными принципами и процедурами;

введение в бюджетный процесс обоснований бюджетных ассигнований и государственных (муниципальных) заданий, задающих конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств;

расширение возможностей органов власти разных уровней, в рамках единых принципов и установленных Кодексом общих позиций, по формированию классификации расходов бюджетов и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;

создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;

обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

создание условий для реструктуризации бюджетной сети и введения новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.

В случае его принятия Федеральным Собранием бюджеты всех уровней, начиная с 2008 финансового года, будут формироваться и исполняться в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами. Многие из них уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, в том числе — при формировании федерального

бюджета на 2007 г. Их законодательное закрепление создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.

1. Цели и задачи бюджетной политики на 2007 г. и среднесрочную перспективу

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе — пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности— необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных Сил, их техни-

ческое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит, и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией — необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимые социальные гарантии осуществляются за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007 — 2009 гг. и проект федерального бюджета на 2007 г. соответствуют требованиям Бюджетного послания на 2007 г. о необходимости формирования бюджетной политики «... исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами».

Основными задачами бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2007 г. стали:

последовательное снижение темпов инфляции; обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации;

продолжение политики аккумулирования «коньюктурных» доходов бюджета в Стабилизационном фонде;

прирост непроцентных расходов федерального бюджета темпами, адекватными темпам роста экономики;

повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор принимаемых обязательств;

разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями среднесрочного финансового планирования;

увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов;

В том числе трансферты государственным внебюджетным фондам 21%

Публичные обязательства (трансферты населению) 38%

Иные обязательства 3%

ФЦП и ФАИП (без межбюджетных трансфертов) 6%

Рис. 2.1. Структура расходных обязательств Российской Федерации в 2007 г.

использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в целях расширения частных инвестиций.

2. Финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов

Основное требование к бюджетной политике — гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

2.1. Расходные обязательства Российской Федерации

При формировании бюджетных проектировок на 2007-2009гг. впервые использовался реестр расходных обязательств Российской Федерации, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов.

В первую очередь, это важно для выделения «публичных расходных обязательств» — установленных законами и подлежащих безусловному исполнению «прямых» финансовых обязательств государства перед гражданами (пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных гарантий), которые составляют почти 40 % от общего объема расходных обязательств Российской Федерации (рис 2.1).

Но и все другие виды обязательств должны быть в полном объеме включены в реестр расходных обязательств. Во-первых, это позволит гарантировать их исполнение, а значит, резко повысить ответственность соответствующих ведомств за достижение планируемых результатов. Во-вторых, появится возможность для принятия в соответствии с целями и приоритетами государственной политики новых расходных обязательств, обеспеченных реальными источниками финансирования не только на очередной финансовый год, но и на среднесрочную перспективу.

Обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов 12%

Обязательства, установленные международными договорами

3%

Обязательства по обслуживанию и

погашению государственного долга 7%

Обязательства по

оказанию государственных услуг 30%

18

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основные федеральные законы, устанавливающие публичные обязательства Российской Федерации

♦ О трудовых пенсиях в Российской Федерации

♦ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

♦ Об основах обязательного социального страхования

♦ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

♦ О ветеранах

♦ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей

♦ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

♦ О занятости населения в Российской Федерации

♦ О высшем и послевузовском профессиональном образовании

♦ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

тных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не полностью, что в перспективе может потребовать внесения соответствующих корректив в бюджетную политику и бюджетное законодательство.

2.3. Принципы формирования и приоритеты бюджетных расходов

Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации (табл.

2.2) и субъектам бюджетного планирования (табл.

2.3) обеспечивает исполнение действующих и

2.2. Основные параметры федерального бюджета

В 2007 г. прогнозируется существенное увеличение возможности государства по реализации общенациональных приоритетов (табл. 2.1). По сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году доходы федерального бюджета возрастут на 746,2 млрд руб. (12,1 %), расходы — на 1 074,9 млрд руб. (24,5 %).

В то же время необходимо отметить, что темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в 2007 г. в реальном выражении (17,4 %) превышают прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате объем непроцентных расходов федерального бюджета возрастет с 15,4 % ВВП в текущем году до 17,0 % ВВП в 2007 г. и лишь в 2008 — 2009 г. планируется его снижение до 16,6 — 16,8 % ВВП.

Таким образом, сформулированное в Бюджетном послании требование о том, что в 2007 г. и в среднесрочной перспективе прирост непроцен-

принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.

Общими факторами формирования бюджетных расходов является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической программы, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2.1

Основные параметры федерального бюджета

Показатели 2005 (отчет) 2006 (ожидаемое) 2007 (проект)

млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП

Доходы 5 127,2 23,7 6 159,1 22,6 6 956,3 22,3

В том числе налоговые 3 130,3 14,5 3 579,9 13,2 4 243,0 13,6

неналоговые 1 997,0 9,3 2 579,1 9,5 2 722,4 8,7

из них таможенные пошлины 1 641,1 7,6 2 280,5 8,4 2 414,1 7,7

Расходы, всего 3 514,4 16,3 4 388,6 16,1 5 463,5 17,5

В том числе непроцентные: 3 306,7 15,3 4 196,2 15,4 5 306,6 17,0

процентные 208,4 1,0 192,4 0,7 156,8 0,5

Профицит 1 612,9 7,5 1 770,5 6,5 1 501,8 4,8

Поступления в Стабилизационный фонд 1 230,0 5,7 1703,5 6,3 1 690,7 5,4

Источники финансирования дефицита (включая изменение остатков средств на счетах федерального бюджета) -796,1 -3,7 -501,6 -1,8 188,9 0,6

— привлечение 261,0 1,2 436,5 1,6 514,3 1,7

— погашение -1 057,1 -4,9 -938,1 -3,5 -325,4 -1,0

Таблица 2.2

Динамика расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации

Показатели 2006 (ожидаемое) 2007 (щ юект) 2008 2009

млрд руб. % млрд руб % Темпы роста, % млрд руб. млрд руб.

1 2 3 4 5 6 7 8

Общегосударственные вопросы 642,0 14,8 821,3 15,0 27,9 858,5 905,0

Руководство и управление в сфере установленных функций 179,0 4,7 282,5 5,3 46,3 293,4 317,5

Фундаментальные исследования 39,2 0,9 48,5 0,9 23,5 57,9 62,0

Государственный материальный резерв и резервные фонды 45,0 1,1 69,9 1,3 54,9 70,6 73,0

Обслуживание государственного и муниципального долга 192,4 4,6 156,8 2,9 -20,7 174,1 180,7

Другие общегосударственные вопросы 129,8 3,0 204,7 3,8 58,3 217,2 224,8

Из них Инвестиционный фонд 69,7 0,0 110,6 2,0 58,6 104,2 93,3

Национальная оборона 659,2 15,2 821,2 15,0 24,6 919,5 1 037,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 539,5 12,5 664,8 12,2 23,1 720,8 846,5

Национальная экономика 346,8 8,0 495,9 9,5 49,8 533,6 605,9

Жилищно-коммунальное хозяйство 53,4 1,2 49,9 0,9 -7,8 37,3 31,4

Охрана окружающей среды 6,4 0,1 7,8 0,1 21,9 8,5 9,9

Образование 208,1 4,8 278,5 5,1 33,4 292,5 296,6

Культура, кинематография и средства массовой информации 51,2 1,2 65,1 1,2 25,2 64,2 62,8

Здравоохранение и спорт 156,1 3,6 206,2 3,8 31,5 202,5 213,7

Социальная политика 217,2 5,0 210,9 3,9 -2,4 254,5 324,8

Межбюджетные трансферты 1 443,7 33,4 1 841,9 33,3 26,2 2 117,3 2 272,5

Бюджетам других уровней 386,3 8,9 502,8 8,9 26,0 505,5 531,5

Государственным внебюджетным фондам 901,5 20,9 1 064,7 19,5 18,1 1 336,9 1 495,8

Всего 4 324,3 100,0 5 463,5 100,0 26,4 6 009,2 6 606,5

Таблица 2.3

Динамика расходов федерального бюджета по основным субъектам бюджетного планирования

Субъект бюджетного планирования 2006 г. 2007 г. (по проекту Федерального закона о Федеральном бюджете на 2007 г.) Темпы роста

млрд руб. % млрд руб % %

Министерство обороны* РФ 477,2 11,1 561,2 11,7 17,5

Министерство внутренних дел РФ* 248,1 5,8 292,4 6,1 17,7

Министерство финансов РФ (без учета межбюджетных трансфертов и обслуживания государственного долга) 198,5 4,7 248,1 5,8 39,4

Министерство образования и науки РФ 190,2 4,5 279,9 5,7 44,9

Министерство транспорта РФ 174,7 4,1 222,8 4,6 27,4

Министерство здравоохранения и социального развития РФ 134,4 3,2 233,4 3,0 8,3

Министерство экономического развития и торговли РФ 109,7 2,6 180,4 3,8 64,3

Министерство сельского хозяйства РФ 64,5 1,5 85,7 1,8 32,7

Министерство промышленности и энергетики РФ 69,3 1,6 116,2 2,4 67,6

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ 54,1 1,3 70,6 1,4 28,2

Министерство природных ресурсов РФ 46,1 1,1 53,1 1,1 15,2

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 32,7 0,8 39,3 0,8 19,9

Министерство иностранных дел РФ 15,3 0,4 19,8 0,4 28,3

Министерство информационных технологий и связи РФ 9,8 0,2 20,3 0,4 108,4

*Открытая часть

Приоритетные направления бюджетных расходов

Положение Бюджетного послания

Реализация при формировании проекта _федерального бюджета_

1

2

Правительство РФ должно предусмотреть средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов

На указанные цели проектом федерального бюджета на 2007 г. предусмотрено 1,1 трлн руб. — на 28,2 % больше, чем в 2006 г.

Особое внимание следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера

В 2007 г. предусмотрено повышение размеров социальных пенсий на 21,7 %. К 2009 г. средний размер трудовой пенсии возрастет в 1,84 раза

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ поставлены задачи по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости. Необходи мые для их реализации средства должны быть учтены при формировании

В 2007 г. на реализацию демографической программы в федеральном бюджете предусмотрено 32,2 млрд руб..

федерального бюджета на 2007 г. и в последующие годы

В 2007 — 2008 гг. следует обеспечить выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию приоритетных национальных проектов в 2007 г. составит 206,4 млрд руб., что на 50 % выше уровня 2006 г.

В сфере образования требуется оказывать поддержку регионам, внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом финансировании и направленную на повышение доходов учителей. В этой связи целесообразно расширить применение бюджетных грантов как инструмента проведения структурных реформ в социальной сфере

На 2007 г. в федеральном бюджете в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрено 3,5 млрд руб. для поддержки на конкурсной основе региональных программ модернизации образования

В агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует уделять внедрению современных технологий, дальнейшему развитию кредитования, в том числе ипотечного, сельхозстрахования и иных механизмов, стимулирующих деловую активность граждан и повышение уровня жизни на селе. Развитие лизинга должно стимулировать применение наиболее экономичных в эксплуатации сельскохозяйственных машин и оборудования

На указанные цели в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2007 г. предусмотрено 23,4 млрд руб.

Использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в сфере высоких технологий в целях расширения частных инвестиций

За счет экономии расходов на обслуживании внешнего долга объем Инвестиционного фонда увеличен с 69,7 (в 2006 г.) до 110,6 млрд руб. (в 2007 г.), предусмотрены средства в объеме 11,1 млрд руб. на развитие особых экономических зон.

В рамках реализации данного предложения необходимо, в частности, предусмотреть в 2007 г. дополнительные субсидии регионам в размере не менее 35 млрд руб. на строительство и модернизацию автомобильных дорог

В 2007 г. субсидии бюджетам субъектов РФ на ремонт и строительство автомобильных дорог составят 78,3 млрд руб..

Учитывая необходимость ликвидации перекрестного субсидирования в сфере электроснабжения и железнодорожных перевозок, следует определиться с объемами, механизмами и сроками необходимой бюджетной поддержки

Для ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике на 2007 г. предусмотрено 30,0 млрд руб. на взносы в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики.

Должны быть также предусмотрены средства на развитие индустрии нанотехнологий и создание элементной базы

На указанные цели в 2007 г. предусмотрено 5,5 млрд руб.

3. Достойная жизнь для граждан

Обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократичес-

кого государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан. В то же время крайне важно выделить ту его часть, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Рост заработной платы

в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.

3.1. Заработная плата

В 2007 — 2009 гг. продолжится реализация мер, направленных на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы. В 2007 г. с 1 сентября предусматривается индексация заработной платы работников бюджетной сферы на 15 %. В результате

Сроки повышения оплаты труда за счет средств федерального бюджета

Таблица 3.1

Бюджетники 1 января 1 сентября 1 декабря

Работники бюджетной сферы 15 %

Военнослужащие и приравненные к ним лица 10 % 15 %

Государственные служащие 10 % 15 %

Судьи, прокуроры 7,5 %

Основные расходы федерального бюджета на социальную защиту населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 г., млрд руб 2007 г. (проект), млрд руб. Изменение

млрд руб. %

Пенсии военнослужащим и членам их семей 128,9 146,9 18,0 14,0

Пособия и компенсации военнослужащим 7,8 8,0 0,2 2,6

Социальное обслуживание населения 3,1 3,6 0,5 16,1

Межбюджетные трансферты на цели социальной защиты населения 955,6 1157,8 202,2 21,2

за 2005 — 2007 гг. заработная плата работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС, возрастет в реальном выражении в 1,5 раза.

3.2. Социальная защита населения

В федеральном бюджете предусмотрены средства на полное выполнение предусмотренных законодательством прямых обязательств перед населением, из которых основная часть обеспечивается за счет предоставления трансфертам бюджетам государственных внебюджетных фондов и бюджетам субъектов РФ (табл. 3.2)

Более 50 % обязательств Российской Федерации перед населением (публичных обязательств) исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов. Трансферты «общего» и «целевого» характера этим фондам — самая крупная статья расходов федерального бюджета.

В 2007 г. более чем в 1,4 раза возрастут объемы перечислений на денежные выплаты ветеранам и инвалидам (табл. 3.3).

В 2007 г. размер трудовых пенсий будет увеличен на 21,7 %. К 2009 г. средний размер трудовой пенсии возрастет в 1,84 раза по сравнению с 2005 г., в реальном выражении рост трудовой пенсии составит 38 %. В результате число пенсионеров, доходы которых ниже прожиточного минимума, к 2009 г. снизится на 3,2 млн человек, а их доля в общей численности пенсионеров сократится с 27 в 2005 г. до 15 % в 2009 г. (рис. 3.1).

Таблица 3.2

Таблица 3.3

Трансферты государственным внебюджетным фондам на цели социальной защиты населения

Трансферт 2006 г., млрд руб. 2007 г. (проект), млрд руб. Изменение

млрд руб. %

1 2 3 4 5

В бюджет Пенсионного фонда РФ

На выплату базовой части трудовой пенсии 485,9 559,8 73,9 15,2

На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций 87,8 100,1 12,3 14,0

На денежные выплаты ветеранам 39,3 56,0 16,7 42,5

На денежные выплаты инвалидам 120,1 176,9 56,8 47,3

На дополнительное материальное обеспечение некоторых категорий граждан в связи с 60-летием Победы 14,8 15,2 0,4 2,7

На денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации 7,5 8,6 1,1 14,7

На денежные выплаты и социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров Ордена Славы и Ордена Трудовой Славы 0,8 0,9 0,1 12,5

1 2 3 4 5

На оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера, к месту отдыха и обратно 0,2 0,2 0,0 0,0

На покрытие дефицита Пенсионного фонда 74,5 88,2 13,7 18,4

В бюджет Фонда социального страхования РФ

На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации 5,3 6,4 1,1 20,8

5000

4500

4000

3500

>5 3000

2500

2000

1500

1000

500

0

а

9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

2005

2006

2007

2008

2009

Средний размер трудовой пенсии, рублей

Численность пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел.

Рис. 3.1. Уровень жизни пенсионеров

Как и в текущем году, оказание финансовой поддержки субъектов РФ в целях социальной защиты населения проводится посредством Фонда компенсаций и Федерального фонда софинанси-рования социальных расходов (табл. 3.4).

Объем Фонда компенсаций возрастет на 80,0 млрд руб. (более чем в 2 раза), что, по расчетам, позволит субъектам РФ полностью выполнить обязательства, установленные ими в соответствии с требованиями федерального законодательства, в отношении почти 20 млн человек.

Таблица 3.4

Трансферты бюджетам субъектов РФ на цели социальной защиты населения

Трансферт 2006 г., млрд руб. 2007 г. (проект), млрд руб. Изменение Млн чел.

млрд руб. %

Субвенции из Фонда компенсаций

1 2 3 4 5 6

На плату жилищно-коммунальных услуг ветеранами, инвалидами, лицами, подвергшимся воздействию радиации 58,9 81,7 22,8 38,7 17,5

На осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости, включая социальную поддержку безработных 31,1 33,0 1,9 6,3 1,95

На обеспечение мер социальной поддержки доноров 3,7 3,8 0,1 2,7 0,5

Субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов

На социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла 11,8 12,1 0,3 2,5 13,4

На выплату гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 8,0 8,2 0,2 3,2

На социальную поддержку реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий 2,1 2,4 0,3 14,3 0,8

Другие субвенции и субсидии

На обеспечение равной доступности услуг бщественного транспорта 4,0 4,3 0,3 6,0

Что касается Федерального фонда софинансирования социальных расходов,

то его субсидии предоставляются для софинансирования «собственных» полномочий субъектов РФ. Как и в предыдущие годы, федеральный бюджет будет оказывать целевую поддержку регионам по ключевыми направлениям социальной защиты населения (рис. 3.2).

3.3. Здравоохранение

Основная часть функций в сфере здравоохранения относится к ведению органов власти субъектов РФ и органов

арственное обеспечение (100%) 393

СанаторнО--

курортное лечение Весту

на пригородном железнодорожном {¡анспорте (100%) Бесплатны! на междугороднем транспорте до места лечения и обратно

505

Лекарственное обеспечение Г!

ЭтКпрьезд"

на пригородном железнодорожном .

нспорте (100%) 4.> Бесплатный проезд в пределах

адм и н истрати вного района проживания Льготный проезд 1 раз в год

Бесплатная установка телефона Бесплатное изготовление и ремонт протезов

242

_______рственное

обеспечение (50%) 19}

ьщ проеэд на всех видах городского пассажирского транспорт^кроме такси)

железнодорожном и водном транспорте пригородного синения (50%)

Бесплатное изготовление и ремонт протезов

219

Рис. 3.2. Предоставление мер социальной поддержки реабилитированным лицам и труженикам тыла (руб. в мес.)

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

23

Оплата ЖКУ

Детские пособия

Пособия ветеранам труда

Рис. 3.3. Участие Российской Федерации в финансировании социальных обязательств в регионе

местного самоуправления. Федеральные расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.

В 2007 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение и спорт составят 205,4 млрд руб., что на 31,5 % больше ассигнований текущего года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительная часть дополнительных средств будет направлена на финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье». Поскольку

большая часть расходов на здравоохранение ложится на плечи территориальных бюджетов, в рамках проекта планируется большой объем субсидий, а также централизованные закупки оборудования и медикаментов для региональных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Одной из задач проекта является повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи. Для ее решения значительные средства будут направлены на техническое оснащение учреждений , оказывающих такую помощь на местах, а также увеличение оплаты труда их сотрудников — врачей, фельдшеров и медицинских сестер.

Начиная с 2006 г. значительные средства направляются на обеспечение предоставления гражданам дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи. В 2006 г. начато строительство четырех федеральных центров высоких медицинских технологий, которые позволят сократить время ожидания высокотехнологичной медицинской помощи, а также сократить долю граждан, которые вынуждены получать медицинскую помощь за рубежом.

Для повышения уровня здоровья населения важно не только лечение, но и проведение профилактических мероприятий. Национальный проект «Здравоохранение» предполагает усиление профилактической направленности здравоохранения. К

Таблица 3.5

Основные расходы федерального бюджета на здравоохранение

Показатели 2006 г., млрд руб. 2007 г. (проект), млрд руб. Изменение

млрд руб. %

1 2 3 4 5

Обеспечение деятельности больниц, клиник, госпиталей 55,1 75,2 20,1 36,5

— в т. ч. оказание высокотехнологичной медицинской помощи 9,9 17,5 7,6 76,8

Обеспечение деятельности санаториев, пансионатов, домов отдых и турбаз 5,3 6,9 1,6 30,2

Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора 4,3 4,6 0,3 7,0

Централизованные закупки медикаментов, расходных материалов, медицинского оборудования, машин скорой помощи, реанимобилей 31,7 40,3 8,6 27,1

— в том числе в централизованные закупки рамках национального календаря профилактических прививок 4,2 6,1 1,9 45,2

Федеральные целевые программы 7,6 8,0 0,4 5,3

— в том числе ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» (ранее 2002-2006) 3,6 4,3 0,7 19,4

Межбюджетные трансферты на цели здравоохранения (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования)

В том числе:

на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 6,0 6,0 -

на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) 3,2 3,4 0,2 6,3

на диспансеризацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 0,3 0,3 -

Таблица 3.6

Финансирование национального проекта «Здоровье»

Мероприятие 2006 г., млрд руб. 2007 г. (проект), млрд руб. Изменение Показатели результатов

млрд руб. %

1 2 3 4 5 6

Национальный проект «Здоровье» — всего 62,6 107,7 45,1 72,1

Высокотехнологичные виды медицинской помощи 4,1 17,5 13,4 326,3

Строительство центров высоких медицинских технологий 12,6 19,4 6,8 54,0

Укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи 14,3 15,4 1,1 7,7 5 085 учреждений

Профилактика, выявление и лечение ВИЧ, гепатита В, С 3,3 8,0 4,7 142,4 20 млн чел.

Обследование новорожденных 0,4 0,4 0,0 0,0 1,3 млн чел.

Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи 3,6 3,9 0,3 8,3 6 060 машин

Иммунизация населения 4,2 6,1 1,9 45,2 51,2 млн чел.

Выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам, медицинским сестрам 12,8 20,8 8,0 62,5

Диспансеризация работающих граждан 2,0 4,0 2,0 100,0 11,1 млн чел.

Дополнительная подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров 0,2 0,3 0,1 50,0

Субсидии регионам на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи» 4,7 11,2 6,5 138,4

2009 г. охват населения прививками против гриппа возрастет до 22 % против 15 % в 2005 г..

Серьезной проблемой является рост наркотической зависимости. В последние годы заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (число впервые заболевших) росла и в 2005 г. составила 14,7 человек на 100 тысяч населения. Бюджетные ассигнования Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, деятельность которой направлена на борьбу с незаконным оборотом наркотических веществ, составят в 2007 г. 12,2 млрд руб., что на 12 % выше расходов текущего года. В результате действий этой службы, а также органов здравоохранения и социальной защиты

по предотвращению наркотической зависимости планируется переломить тенденцию роста заболеваемости и к 2009 стабилизировать ее на уровне 14,0 человек на 100 тысяч населения.

3.4. Обеспечение жильем

Начиная с 2006 г., решение жилищной проблемы в основном обеспечивается в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Результатом последовательной государственной политики в сфере обеспечения граждан жильем стало значительное увеличение годового объема

Таблица 3.9

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Наименование 2006 г. (утверждено), млрд руб. 2007 г. (проект), млрд руб. Рост к 2006 г., %

1 2 3 4

Всего 37,1 50,7

1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 — 2010 гг. 33,9 46,6 37,2

В том числе:

Обеспечение жильем молодых семей 2,1 3,6 71,4

Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства — субсидии бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительствокоммунальной инфраструктурой 1,7 3,8 71,4

Модернизация объектов коммунальной инфрастру-куры — всего 4,7 6,0 26,4

в том числе на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жлищного фонда с высоким уровнем износа (70 %) 1,0 1,1 11,0

1 2 3 4

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством 17,8 24,0 34,8

Мероприятия о реализации Концепци развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитовв России, в т. ч. на увеличение установного капитала открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 3,7 4,5 21,6

Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (реализуется вне рамок национального проекта) 3,7 4,5 20,5

Расходы на управление ФЦП «Жилище» на 2002 — 2010 годы 0,1 0,1 -3,5

2. Фонд компенсаций — обеспечение жильем ветеранов и инвалидов 3,2 5,2 62,5

3. Субсидии бюджетам субъектов РФ на обеспечение автомобильными дорогами новых мик-рорайнов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки 3,5

Кроме того:

Предоставление государственных гарантий РФ по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилщному кредтованию» 14,0 16,0 14,3

Предоставление государственных гарантий РФ по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой модернизации коммунальной инфаструктуры в целях жилищного строительства 12,5 17,5 40,0

Информационно:

ФЦП «Жилище» на 2002~2010 годы без Национального проекта 24,0 24,3 0

в том числе по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфаструктуры» — на переселение граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жлищного фонда с высоким уровнем износа (70 %) 1,0 1,1 10

в том числе по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» 17,8 23,8 25

вводимого жилья, построенного как за государственные, так и за частные средства.

Реализация проекта направлена на повышение доступности жилья как для среднего класса, так и для социально незащищенных категорий граждан.

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам Пэссии» | | ФЦП «Жилище», кроме проекта • Годовой объем ввода жилья. м2/чел.

В рамках проекта предполагается значительное увеличение объемов жилищного строительства. Кроме того, за счет предоставляемых государственных гарантий объем ипотечного кредитования возрастет с 60 млрд руб. в 2005 г. до 296 млрд руб. в 2009 г..

Результатом жилищной политики государства, ощутимым для социально-незащищенных категорий граждан, станет сокращение времени ожидания социального жилья с 20 лет в 2004 — 2005 гг. до 8 лет в 2009 г. Для «среднего класса» жилье также станет более доступным: если в 2005 г. средняя рыночная стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м составляла 3,7 среднего годового дохода семьи из трех человек, то к 2009 г. это соотношение должно снизиться до 3,1.

75 60 45 30 15 0

Рис. 3.4. Обеспечение граждан жильем

Ожидаемые результаты государственной жшшщной политики

Таблица 3.10

Показатель 2004 2007 2009

Объем ввода жилья, млн м2 в год 41,2 56,3 80,0

Объем выдаваемых I! год ипотечных ¡кредитов, млрд руб. 20 151 415

Рыночная ставка по ипотечным кредитам 14 - 15 % 11 % 8 %

Время ожидан1м в очереди на пол^ение социального жилья, лет 20 14 7

Доля семей, которым доступно приобретение жилья за счет собственных и заемных средств 9 % 17 % 30 %

Таблица 3.11

Основные расходы федергш>ного бюджета на культуру

Расходы на культуру 2006 г., млрд руб 2007 г. (проект), млрд руб. Изменение

млрд руб. %

Обеспечение деятельности музеев и постоянных выставок 6,6 8,0 1,4 21,2

Обеспечение деятельности библиотек 1,8 2,1 0,3 16,7

Обеспечение деятельности театров, цирков, концертных и иных организаций исполнительских искус ств 6,9 7,9 1,0 14,5

Государственная поддержка кинематографии 3,1 3,7 0,6 19,4

Государственная поддержка телерадиокомпаний 10,4 17,1 6,7 64,4

Федеральные целевые программы 12,4 12,4 0,0 0,0

— в т. ч. ФЦП «Культура России» (2006-2010 гг.) 11,9 12,3 0,4 3,4

3.5. Культура и искусство

Одним из важнейших аспектов качества жизни населения является расширение возможностей духовного развития, удовлетворение потребности в досуге и творчестве, обеспечение доступа к культурному наследию. Обеспечение единого информационно-культурного пространства является основой целостности страны и способствует повышению авторитета Российской Федерации в международном сообществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2007 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации составят 65,1 млрд руб., что на 27 % больше ассигнований 2006 г.

В частности, в результате целенаправленной государственной поддержки доля новых национальных фильмов в кинопрокате увеличится с 15 % (2005 г.) до 18 % (2009 г.), охват населения тремя государственными телепрограммами возрастет с 70,6 % (2005 г.) до 72,1 % в 2009 г..

3.6. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В соответствии с законодательно установленным разграничением полномочий значительная часть бюджетных услуг и социальных гарантий находится в сфере ответственности региональных и местных

Таблица 3.12

Прогноз консолидированных бюджетов субъектов РФ

Показатель 2006 2007

млрд руб. % млрд руб. %

Доходы 3 503,7 117 4 335,5 124

Расходы 3 437,8 117 4 257,4 124

Профицит 65,9 111 78,1 118

Рис. 3.5. Схема распределения средствФедерального фонда финансовой поддержки регионов на 2007 г

органов власти. Соответстаенно, одной из ключевых задач бюджетной политики является выравнивание бюджетной обеспеченносш субъектов РФ.

В 2007 г. прогнозируется устойчивое исполнение бюджетов субъектов РФ.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ с учетом межбюджетных трансфертов на 2007 г прогнозируются с ростом относительно ошзда-емой оценки 2006 г. на 23,7 %. Поступление налоговых доходов увеличится на 21,6 %, что обусловлено ростом налога на прибыль организаций на 30,4 %, налога на доходы физических лиц на 19,8 % и налога на имущество организаций на 8,9 %, которые составляют в объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 76 %. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета составят 777,2 млрд руб. и возрастут в 2007 г. на 46,8 %.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по оценке, уве-

Таблица 3.13

Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности (% к общей численности населения России)

Уровень бюджетной обеспеченности (% к среднему по России) 2007

до выравнивания после выравшпшшя

1 2 3

Критически низкий (до 60 %) 31,4 % -

Низкий(от60% до 70 %) 12,0 % 32,8 %

Нижесреднего(от70% до 95 %) 22,1 % 30,7 %

Средний(от 95 % до 105 %) 2,8 % 4,8 %

Выше среднего (от 105 % до 150 %) 21,2 % 21,2 %

Высокий (более 150 %) 10,5 % 10,5 %

Рис. 3.6. Уровень минимальной бюджетной обеспеченности в регионах России дои после распределения трансфертов ФФПР I! 2007 г.

личатся на 23,8 %. В расчетах расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учтено повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 15 % с 1 сентября 2007 г., что соответствует темпам роста оплаты труда для работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.

Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляет Федеральный фонд фин ансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), который образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и распределяется между регионами в соответствии с утверждаемой Правительством Российской Федерации методикой.

На 2007 г. планируется сформировать Фонд в сумме 260,4 млрд руб., или с ростом к уровню 2006 года на 14,1 %, что выше прогнозируемых темпов инфляции на 6 процентных пунктов.

Распределение средств ФФПР на 2007 г. осуществлено на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации (рис. 3.5).

В результате будут существенно сокращены различия в бюджетной обеспеченности регионов (рис. 3.6, табл. 3.14), а средний уровень доходов бюджетов субъектов РФ в расчете на душу населения составит 21,3 тыс. руб., что на 26 % выше уровня текущего года.

В методике распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предусмотрен механизм, позволяющий субъектам Российской Федерации, проводящим эффективную бюджетную политику, направленную на сокращение кредиторской задолженности и увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты полностью компенсировать снижение уровня трансферта.

В 2007 г. в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 4 240,0 млн руб., или выше уровня 2006 г. на 58,3 %.

Средства Федерального фонда регионального развития направляются на выравнивание обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой регионального и муниципального значения.

Рост налоговых доходов выше среднероссийского уровня

Снижение кредиторской задолженности выше среднероссийских темпов

Доля кредиторской задолженности в объеме

доходов ниже среднероссийского уровня

Рис. 3.7. Принципы распределения дополнительных средств ФФПР

Средства Фонда предоставляются на основании формализованных принципов, с ^гетом уровня софинансирования расходов, определенного исходя из бюджетной обеспеченности регионов с правом субъектов Российской Федерации само-

стоятельно определять конкретные направления использования средств.

В 2007 г. расширяется с 55 до 69 число субъектов РФ, получающих средства Фонда.

Предоставление субсидий из Фонда в 2007 г. будет осуществляться субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского уровня.

В рамках Фонда предусматривается также финансирование части мероприятий, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включен ных до 2007 г. в состав непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. Объем средств для реализации указанных мероприятий будет определен ко второму чтению проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».

Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации

Положение Бюдокетного послания Реализация при формировании проекта федерального бюджета

1 2

Следует усовершенствовать методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддершш субъектов РФ, с тем чтобы сгшзить иждивенческие настроешм и повысить мотивацию регионов 1С развитию собственной налоговой базы. Эго может быть достжнуго, в том числе, щтем изменения порядаа расчета указан-шж дотаций, имея в виду не предусматривать гк сокращегше в сэт^чае достижения субъектом РФ более высоких относитехшно среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития Расч еты указанных дотаций на 2007 г. проведены в соответствии с уточненной методикой, одобренной решением рабочей группы Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений

Также при подготовке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо проводить корректировку общего объема средств Фонда в случае, если по итогам отчетного года фактический уровень инфляции превысил прогнозный Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2007 г. увеличен на 14 %. Поправками к Бюджетному кодексу предусмотрены соответствующие уточнения порядка определения объема Фонда

Целесообразно пересмотреть порядок предоставлешга регионам финансовой помощи на развитие социальной и ШЕкенерной инфраструктуры, отказавшись от включения в федеральную адресную инвестиционную программу большей части объектов регионального и местного значения и передав соответствующие средства регионам в виде субсидий Предусмотрены субсидии для завершения строительства объектов регионального и местного значения, предлагаемых к исключению из ФАИП. Объем указанных субсидий будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год». Кроме того, объем Федерального фонда регионального развития увеличен в 1,58 раза, внесены изменения в методику распределения его средств. Новый механизм поддержки развития региональной и муниципальной инфраструктуры предусмотрены поправками к Бюджетному кодексу

Распыленные в настоящее время по различным каналам средства инвестиционного характера, а также иные трансферты субъектам РФ, предоставляемые на условиях софинансирования, следует объединить в Федеральном фонде софинансирования расходов, 32установив единые и прозрачные принципы его распределения, в первую очередь учитывающие бюджетную обеспеченность регионов. Предусмотрено поправками к Бюджетному кодексу

Правительство РФ могло бы более активно применять систему поощрения субъектов РФ и муниципалитетов, добившихся существенного улучшения качества управления общественными финансами, в том числе за счет применения бюджетных грантов На 2007 - 2009 гг. предусмотрено увеличение объемов Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и количества субъектов РФ и муниципальных образований, получающих на конкурсной основе субсидии на проведение бюджетных реформ

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ предусмотрены в составе расходов федерального бюджета с целью оказания дополнительной финансовой поддержки регионам, имеющим отклонения фактической бюджетной обеспеченности от расчетной, а также для реализации субъектами РФ в полном объеме расходных обязательств.

В 2007 г. объем предусмотренных дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов определен в сумме 34,6 млрд руб., что на 38,8 % выше уровня 2006 г.

Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 29,6 млрд руб. предусмотрено произвести при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания РФ проекта Феде-

рального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в третьем чтении.

Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 000,0 млн руб. предусмотрено осуществить с учетом результатов исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2007 г..

Сформированные в 2007 г. принципы межбюджетных отношений и объем межбюджетных трансфертов направлены на решение задачи совершенствования финансовых взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и позволяют обеспечить финансовыми средствами выполнение расходных обязательств регионов в полном объеме.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.