Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ "ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ" ЗА 2021 ГОД'

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ "ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ" ЗА 2021 ГОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПОСТСЕКУЛЯРИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / ЭТНИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов В.Е., Левина Е.Ю., Хусаинова С.В., Трегубова Т.М.

В 2021 году ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» (далее Институт) работал по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, по трем проектам: FNRR-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»; FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения»; FNRR-2021-0006 «Факторы и причины радикализации личности в культурно сложном региональном сообществе». В статье описаны основные результаты исследований сотрудников Института, в частности, раскрыты: сущностные характеристики когнитивной парадигмы образования. Обоснована методология и инструментарий когнитивной педагогики в эпоху цифровизации образования. Рассмотрены отклоняющееся поведение личности и группы; обоснованы концепты интегративной модели социального отклонения в поведении личности, группы и паттернов развития ксенофобских и экстремистских настроений; проведено теоретико-методологическое обоснование изучения закономерностей отклоняющегося поведения личности склонной к террористической деятельности и паттернов религиозного, межэтнического группового взаимодействия. Раскрыт феномен радикализма в контексте культурной сложности на материале регионального сообщества, выступающего в качестве репрезентативной модели для обобщенного российского социума. Проведен комплексный междисциплинарный анализ факторов и механизмов радикализации в культурно сложном региональном сообществе. Представлены основные результаты деятельности института по реализации международных проектов и программ; охарактеризовано участие института в крупных международных мероприятиях, организованных как рамках Программы «ERASMUS+”, так и по линии двухсторонних стратегических партнерств. Статья предназначена научным сотрудникам и исследователям в социогуманитарной сфере, работникам системы образования, руководителям образовательных организаций; сотрудникам отраслевых министерств и ведомств, представителям духовенства и общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN RESULTS OF FUNDAMENTAL RESEARCH OF FSBSI “INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIAL PROBLEMS” FOR THE 2021 YEAR

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (further -Institute) performed its work on the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, and worked on three projects: FNRR-2021-0004 " Problem of a Modern Methodology of Studying Human’s Formation and Development in the Digitalization Era"; FNRR-2021-0003 " Problem of Deviant Behavior in the System of a Modern Human Sciences"; FNRR-2021-0006 "Factors and the Reasons of Personality’s Radicalization in Culturally-Complicated Regional Community". The article presents the main results of Institute’s staff research, in particular, intrinsic characteristics of a cognitive paradigm of education were revealed. The methodology and set of tools of cognitive pedagogy in the era of digitalization of education were substantiated. Deviant behavior of the personality and group was treated; concepts of integrative model of a social deviation in behavior of the personality, group and patterns in the process of development of xenophobic and extremist mood were substantiated; theoretical and methodological justification of studying regularities of personality’s deviant behavior, inclined to terrorist activity and patterns of religious, interethnic group interaction was carried out. The radicalism phenomenon was revealed in the context of cultural complexity, based on the material of the regional community acting as representative model for the generalized Russian society. The complex cross-disciplinary analysis of factors and mechanisms of radicalization in culturally-complicated regional community was carried out. The article also presents the main results of the Institute's activities in the implementation of international projects and programs; describes the Institute's participation in major international events organized as a part of the ERASMUS + Program, as well as through bilateral strategic partnerships. The article is intended for researchers in the socio-humanitarian sphere; representatives of an education system: heads of the educational organizations; representatives of the industrial ministries and departments, representatives of clergy, and public organizations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ "ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ" ЗА 2021 ГОД»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378:316

Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2021 год

Main results of fundamental research of FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems" for the 2021 year

Козлов В.Е., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», info@ippisp.ru

Левина Е.Ю., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», frau. levina2010@yandex.ru

Хусаинова С.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», sv_husainova@mail.ru

Трегубова Т.М., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», tmtreg@mail.ru

Kozlov V., Institute of pedagogy, psychology and social problems, info@ippisp.ru Levina E., Institute ofpedagogy, psychology and social problems, frau.levina2010@yandex.ru Khusainova S., Institute of pedagogy, psychology and social problems, sv_husainova@mail.ru Tregubova T., Institute ofpedagogy, psychology and social problems, tmtreg@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.001

Ключевые слова: фундаментальные исследования, развитие человека, высшее образование, цифровизация, когнитивная парадигма образования, развитие университета, профессиональное развитие педагога, отклоняющееся поведение, адаптация, радикализация, экстремизм, терроризм, постсекуляризм, ксенофобия, этничность, гендерный конфликт, международное сотрудничество, стратегическое партнерство, международный проект.

Keywords: fundamental research, human's development, higher education, digitalization, cognitive paradigm of education, University's development, teacher's professional development (TPD), deviant behavior, adoption, radicalization, extremism, terrorism, post-secularism, xenophobia, ethnicity, gender conflict, international cooperation, strategic partnership, international project.

Аннотация. В 2021 году ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» (далее Институт) работал по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, по трем проектам: FNRR-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»; FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения»; FNRR-2021-0006 «Факторы и причины радикализации личности в культурно сложном региональном сообществе».

В статье описаны основные результаты исследований сотрудников Института, в частности, раскрыты: сущностные характеристики когнитивной парадигмы образования. Обоснована методология и инструментарий когнитивной педагогики в эпоху цифровизации образования.

Рассмотрены отклоняющееся поведение личности и группы; обоснованы концепты интегративной модели социального отклонения в поведении личности, группы и паттернов развития ксенофобских и экстремистских настроений; проведено теоретико-методологическое обоснование изучения закономерностей отклоняющегося поведения личности склонной к террористической деятельности и паттернов религиозного, межэтнического группового взаимодействия. Раскрыт феномен радикализма в контексте культурной сложности на материале регионального сообщества, выступающего в качестве репрезентативной модели для обобщенного российского социума. Проведен комплексный междисциплинарный анализ факторов и механизмов радикализации в культурно сложном региональном сообществе.

Представлены основные результаты деятельности института по реализации международных проектов и программ; охарактеризовано участие института в крупных международных мероприятиях, организованных как рамках Программы «ERASMUS+", так и по линии двухсторонних стратегических партнерств.

Статья предназначена научным сотрудникам и исследователям в социогуманитарной сфере, работникам системы образования, руководителям образовательных организаций; сотрудникам отраслевых министерств и ведомств, представителям духовенства и общественных организаций.

Abstract. Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (further -Institute) performed its work on the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, and worked on three projects: FNRR-2021-0004 " Problem of a Modern Methodology of Studying Human's Formation and Development in the Digitalization Era"; FNRR-2021-0003 " Problem of Deviant Behavior in the System of a Modern Human Sciences"; FNRR-2021-0006 "Factors and the Reasons of Personality's Radicalization in Culturally-Complicated Regional Community".

The article presents the main results of Institute's staff research, in particular, intrinsic characteristics of a cognitive paradigm of education were revealed. The methodology and set of tools of cognitive pedagogy in the era of digitalization of education were substantiated.

Deviant behavior of the personality and group was treated; concepts of integrative model of a social deviation in behavior of the personality, group and patterns in the process of development of xenophobic and extremist mood were substantiated; theoretical and methodological justification of studying regularities of personality's deviant behavior, inclined to terrorist activity and patterns of religious, interethnic group interaction was carried out. The radicalism phenomenon was revealed in the context of cultural complexity, based on the material of the regional community acting as representative model for the generalized Russian society. The complex cross-disciplinary analysis of factors and mechanisms of radicalization in culturally-complicated regional community was carried out.

The article also presents the main results of the Institute's activities in the implementation of international projects and programs; describes the Institute's participation in major international events organized as a part of the ERASMUS + Program, as well as through bilateral strategic partnerships.

The article is intended for researchers in the socio-humanitarian sphere; representatives of an education system: heads of the educational organizations; representatives of the industrial ministries and departments, representatives of clergy, and public organizations.

Исследования, проводимые Институтом, соответствуют основным научным направлениям научных исследований РАН, Российской академии образования и Министерства образования и науки Российской Федерации и опираются на академический ресурс фундаментальности, решая первоочередные задачи отечественной образовательной практики и психологического обеспечения

жизнедеятельности, также предполагается использование результатов для превентивной профилактической работы согласно реализации задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года.

В процессе исследования, в рамках первого проекта «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации» осуществляется генезис когнитивной парадигмы образования, поддерживающей смену социокультурного типа образования при сохранении методологических норм, традиционных ценностных критериев и присвоении человеком в процессе высшего образования высших ценностей бытия и мировоззренческих установок осознанности гуманистического и деятельностного потенциала научного знания в эпоху цифровизации [1].

Ведущие условия жизнедеятельности -высокая неопределенность и цифровизация в корне изменили содержание устойчивых

образовательных трендов, влияющих на образовательные системы (глобализация, ускоряющееся технологическое развитие, циркулярная экономика, внешняя интеграция). В этом контексте мы выделяем следующие векторы развития высшей школы: общемировые (развитие модели компетенций, образование через всю жизнь, экологизация образования) и страновые (ориентация на государственно-общественное управление высшей школой, внутренняя интеграция, регенерация педагогического образования). Мы полагаем, что названные «стратегические приоритеты требуют создания новых образовательных пространств,

формирующих «качественно сложного» человека, обладающего уникальными личностно-профессиональными качествами, позволяющими найти свое место в сложном цифровом и динамичном мире; определение акторов образования, способных формировать образовательную среду будущего» [2]. Новая социокультурная ситуация требует

трансформации высшего образования и определяет необходимость генезиса новой образовательной парадигмы для обучения и развития Человека будущего, с использованием всех норм и традиций отечественной педагогики и нового цифрового инструментария.

Мы видим резерв образования в эпоху цифровизации в его «когнитивности»:

обращению к знанию как результату когнитивной деятельности человека, и соответственно, его когнитивному развитию; направленности образования на формирование и развитие личностных когнитивных механизмов познания человека в условиях высокой информационной насыщенности; расширению возможностей организации образовательной деятельности и управления ею за счет капитализации знаний университета. Базируясь на междисциплинарных достижениях когнитивных наук и учитывая запросы современной образовательной системы, мы формируем новую методологию высшего образовнаия.

Когнитивная парадигма образования в нашем представлении базируется на обращении к способам, видам и технологиям переработки информации субъектами образования (студент, педагог, образовательная организация) в целях создания собственной личностной или организационной системы познания мира, обусловливающей генерацию новых знаний и обобщение закономерностей развития [1]. Когнитивная парадигма, не разрушая достижений знаниевой и компетентностной парадигм, противопоставляет «мертвое» знание «живому» знанию, ставшему достоянием личности, базой для ее дальнейшего профессионального и духовного роста с пониманием необходимости бесконечного развития [3]. Мы подчеркиваем значимость инициации человекосообразности, акцентирующей уникальность каждого субъекта образования в условиях реализуемого массового универсального обучения, и поддерживающие ее природосообразность, культуросообразность и социосообразность. Эти метапринципы должны стать базисом существования и развития всех видов образовательных систем.

Способом реализации когнитивной парадигмы образования служит когнитивная педагогика, до сих пор не имеющая системной организации в педагогической теории при наличии разнообразных и достаточно эффективных инструментах, применяемых в практике высшей школы [4]. Расширяя разработанный в психологии когнитивный подход (ранее не имеющий массовой интерпретации относительно развития личности) мы учитываем: личностно-ориентированную направленность образовательного процесса; приоритет знания как ядра образования и формирования механизма генерации знаний как его результата; «сходимость» представления и восприятия «образования» как многомерных информационных потоков. Такое видение послужило основой разработки двух

методологических подходов в когнитивной педагогике [5;6]:

- социо-когнитивного подхода, рассматриваемого нами с точки зрения трансформации процессов профессиональной социализации и межличностного взаимодействия субъектов образования в многообразии культурно-смысловой направленности образовательного пространства высшей школы;

- информационно-когнитивного подхода, служащего опорой педагогического и организационного управления образовательными процессами и ситуациями через снижение неопределенности информационного поля объекта управления любого типа (субъекты образовательного процесса, образовательные ситуации, процессы и структуры) за счет анализа необходимой и достаточной информации и когнитивных механизмов генерации знаний, способных выявить его сущностное ядро для выработки адекватных управляющих воздействий.

Ядром авторских интерпретаций социо-когнитивного и информационно-когнитивного подходов, обусловливающих взаимодополнение в личностном и управленческом аспектах современной образовательной деятельности, выступают следующие методологические принципы: хронотопа, фрактальности, итерационности, гармонической соразмерности, социальной ориентации, комплиментарности и экологической конгруэнтности.

Мы выделяем три направления в когнитивной педагогике: когнитивное развитие личности, связанное с формированием личностной концептосферы обучающихся и формированием их индивидуальных механизмов познания предметной картины мира; когнитивную дидактику, нацеленную на адаптацию дидактических возможностей образования к конкретным условиям реализации

образовательной деятельности с учетом полученных результатов исследования познавательных структур обучающихся; когнитивный менеджмент, служащий решению задач управления образовательной деятельностью на всех ее уровнях и капитализации университета как инновационной структуры.

I) Когнитивному развитию личности способствует реализация итерационного алгоритма учебно-воспитательной деятельности, раскрывающий когнитивный потенциал научно-предметного знания: «знание - смысл - ценность - концепт - личностная концептосфера» [7]. В качестве стратегий когнитивного развития личности обучающегося для реализации данного

алгоритма исследователями предлагается: 1) организация когнитивного диалога субъектов образования, осуществляемого в

гуманистическом контексте и поддерживающего свободу личностного выражения, возможность искренно и открыто проявлять свои эмоциональные состояния, но при этом сохраняя как собственное самоуважение и достоинство, так и уважение к другой личности (человекосообразность и гармоническая соразмерность) [8]; 2) реализация ценностно-смысловых приоритетов субъект-субъектного взаимодействия в высшей школе через установление партисипативных отношений и подключение эмоционального интеллекта (в первую очередь, эмоционального интеллекта педагога), как связующего звена развития гуманистических смыслов, ценностного осознания, понимания и регуляции когниций и эмоций субъектов образования, влияющим на успешность их взаимодействия [9]; 3) акцентуация на взаимодействия когнитивных стилей педагога и студентов в образовательном пространстве высшей школы для поиска эффективных способов дидактической организации педагогического взаимодействия в системе «педагог - студент - образовательная среда». Продуктивность данного взаимодействия предопределяет эффективность обучения студентов и развитие личностных механизмов познания [10].

II) Системообразующей целью когнитивной дидактики является организация

образовательного процесса в рамках предметной сферы, нацеленной не только на освоение конкретных предметных компетенций, но и развитие личностных механизмов познания обучающихся, их оснащение универсальными инструментами для решения учебно-познавательных и жизненных проблем. С этой целью предлагается нелинейная организация образовательного процесса (в отличие от традиционной - «средство-результат») через использование ситуационно-событийного

механизма в виде индивидуального набора инструментов (интеллект, память, внимание, воображение и т.д.) обработки и преобразования предоставленной в этой определенной педагогической ситуации информации [11]. Тогда, методической задачей преподавателя высшей школы становятся проектирование педагогических процессов и конструирование педагогических ситуаций в рамках преподаваемой дисциплины с учетом особенностей познавательной деятельности каждого обучающегося.

III) Реализация задач когнитивного менеджмента, нацеленного на управление знаниями университета, находящегося на пересечении задач образования, науки, культуры и рынка, существенно усложняется необходимостью его реализации с учетом гуманитарных измерений. Для нас принципиальным является сохранение ценностей образования; переосмысление и фундаментальное изменение профессионально-педагогических связей, коммуникаций и отношений между субъектами образования, имеющих прямое влияние на результат образовательной деятельности - подготовку студентов; гуманистическая ориентация вопросов; связанная с человеком как объектом гуманитарных измерений и со сферой высшего образования, несущей социокультурную миссию

распространения и передачи ценностей, науки и культуры [12]. И в этом контексте мы выделяем когнитивный капитал образовательной организации как интегральное приложение человеческого, интеллектуального, социального и организационного капиталов,

трансформирующее процессы генерации знаний субъектов образования для достижения ее конкурентоспособности и повышения значимости высшего образования как общественного блага

[13].

Развитие когнитивного капитала

университета во многом обусловливается его организационным развитием, нацеленным на обеспечение конкурентоспособности

университета. Нами обоснованы признаки когнитивной капитализации университета:

- нацеленность на университет как интеллектуальную корпорацию, обеспечивающую вклад в социально-экономическое, технологическое и инновационное развитие территорий своего присутствия [14];

- социосообразное образование, организационно представляющее собой определенную систему горизонтальных и вертикальных связей, которые способствуют человеческой капитализации, обеспечивая возможность каждого получить качественное образование и продвигаться согласно индивидуальной траектории развития в целях успешной самореализации в социуме [15];

- распределение зон и границ социальной ответственности агентов образования за ход образовательной деятельности и ее результативность, а также определение коллективной социальной ответственности образовательной организации и высшего

образования как системы в целом. В основу предлагаемой классификации (типологии социальной ответственности) положена идея «непрерывного улучшения» функционирования высшего образования в рамках границ образовательных процессов, когда качество процессов определяет качество результата;

- профессионально-корпоративная идентичность сотрудников университета как интегративную характеристику личностной принадлежности профессиональному педагогическому сообществу и конкретной образовательной организации, осознание и принятие ценности своей профессии, образовательной организации, отождествление собственной репутации с репутацией организации и своего будущего с траекторией ее развития;

- доверие в педагогическом коллективе как состояние субъективного переживания сотрудника образовательной организации, форма признания, характеризующаяся уверенностью в профессиональных и личностных характеристиках коллег (субъектов образования), с которыми он вступает в профессиональное взаимодействие, а также вера в успешность их совместной педагогической деятельности и разработки ее стратегии и тактики [16].

Когнитивная капитализация университета, по нашему мнению, является первым шагом к формированию образовательной экосистемы на базе образовательного пространства

университета. Мы, опираясь на постулаты когнитивной парадигмы, полагаем что «экологичность» в таком представлении должна развиваться по отношению ко всем субъектам образования и образовательной среде, не ориентируясь исключительно на существование, а на развитие человека будущего и сохранение традиционных культурных ценностей и смыслов [17]. Коррелирует с этим представлением и гуманитарный базис экологии - здесь человек рассматривается как целостный феномен, как социокультурный, так и биосоциальный. Мы полагаем, что образовательная экосистема должна строиться свободно, но на базисе университета, включая элементы

образовательных, природных и социальных экосистем [18]. Университет как «основное тело» образовательной экосистемы, выступает гарантом качества реализуемых образовательных программ и образовательной деятельности в целом при сложности нормированности и стандартизации образования в его экологичном формате и актуальнейшей проблеме отсутствия

практической ориентации на качество образования, востребованное социумом.

В рамках данного проекта ведутся эмпирические исследования по следующим направлениям:

1) выявление проблем и барьеров реального внедрения в образовательный процесс университета достижений когнитивной педагогики. Несмотря на высокий уровень междисциплинарности, инструментарий когнитивной педагогики применяется крайне точечно, хотя стремление к этому имеется. Разработан и апробирован опросник для руководящего и педагогического состава образовательных организаций высшего образования. Проводится лонгитюдное исследование;

2) когнитивный анализ стратегического управления и рисков образования в современных университетах. Когнитивный анализ осуществляется на основе научного познания и функционального праксиологического исследования закономерностей образования; теории управления функционированием и развитием социальных систем; закономерностей управления образовательными организациями, учебной и воспитательной деятельностью, управления персоналом; теорий обучения и воспитания, позволивших и позволяющих исследовать трансформации моделей образовательного процесса, связанных с реализацией идей человеко-, природо-, культуро-и социосообразности;

3) бенчмаркинг эффективных моделей профессионального развития преподавателей высшей школы за рубежом. Сделана попытка формирования типологии исследуемых моделей исходя из выделения признаков социальной, личностной, профессиональной ориентации и организационных условий их реализации [19-21]. Полученные когнитивные карты, имеющие формализованный вид и качественно-количественный формат, будут использованы для аналитических обобщений и построения страновых моделей систем профессионального развития преподавателей высшей школы и оценки рисков и преимуществ их имплементации в отечественную практику;

4) разработка дидактического обеспечения когнитивного развития обучающихся. Адаптированы и технологизированы методики для массового применения в учебном процессе с целью индивидуализации обучения, в частности: определение ведущего типа восприятия информации в студенческой группе (на основе диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева); определение стилей мышления студентов в студенческой группе (на

основе диагностики А. Алексеевой и Л. Громовой «Индивидуальные стили мышления»); определение ценностно-смысловых приоритетов субъект-субъектного взаимодействия в высшей школе (на основе диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко).

В процессе исследования, в рамках второго проекта «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения» осуществляется проведение исследования отклонения в поведении человека, склонного к радикализму и терроризму.

Данный проект имеет как научную, так и практическую значимость, поскольку

комплексное междисциплинарное исследование отклоняющегося поведения включает изучение предпосылок формирования личности, склонной к террористической деятельности. Разработка концептов интеграции отклоняющегося поведения личности и группы служит основой для проведения социо-психологических исследований.

Введение нового направления социопсихологического исследования отклоняющегося поведения человека требует разработки методологической основы, позволяющей подойти к изучению девиантности с позиции междисциплинарности. Поэтому, в качестве базиса нами рассматривается и дополняется интегративный подход, относительно которого возможно рассмотрение в психологии и социологии особенностей взаимодействия личности и группы с отклонениями в поведении.

Выявлением предпосылок формирования особого вида социального отклонения системным, комплексным и интегративным методами возможно охватить девиантность, которую трудно, а иногда и невозможно проконтролировать, так как возникает побочный эффект, проявляющийся в единичном и массовом девиантном поведенческом акте. Психология и социология, обладая схожими методами исследования, позволяют изучать социальные отклонения личности и группы с позиции, ракурс которой развернут на их взаимодействие с точки зрения категории Другого - изучения проблематики анализа гносеологического и онтологического аспекта нормативности, включающей собирательный образ («чужой», «иной»).

Проводя теоретическое обобщение научных исследований социального отклонения в социопсихологическом направлении, нами определен интегративный вектор проведения его изучения. Инструментом выстраиваемых концептов явилась «смысловая» модель, имеющая прикладное

значение, где поставленные для решения задачи обоснованы и связаны друг с другом на основании интегративного поля сходимости. Это демонстрирует изменения во взаимодействиях личности и социальной группы и позволяет провести описание и исследование изучаемых нами феноменов личности и группы в поле «сходимости». Для изучения взаимодействия личности и группы нами используется интегративный подход, достаточно широко представленный в социо-гуманитарных исследованиях. Его суть состоит в интеграции как расширении возможностей на всех уровнях научного знания - философского, общенаучного и т.д., что позволяет расширить теорию отклоняющегося поведения и способствует обоснованию нового направления исследований с позиции теории социального отклонения.

В процессе исследования, при определении методологических основ социального отклонения был сделан вывод о недостаточно полном исследовании проблемно-исторического ряда психологических и социологических теорий. Дело в том, что методология социального отклонения находится пока в стадии становления. Нами введен термин «алиология». Алиология -(лат. alius - «Другой», и греч. logos - «смысл», «учение»), учение о познании взаимодействия и противостояния «Я» и «Другого», как общекультурных универсалий. Особенно актуален изучаемый нами аспект - проблема отклонения в поведении личности и группы и их связи с конфликтами религиозных и ксенофобных отношений. Любая

аксиологическая наука в своем развитии имеет проблемный характер и претерпевает изменения в процессе своего становления. Это становится возможным с помощью философских, психологических и социологических теорий и концепций, связь которых с алиологией носит междисциплинарный характер.

Однако одним из ведущих критериев научности вновь создаваемой теории и средством разграничения любой науки является освобождение ее теоретической системы от всякого рода чуждых ей дополнений при сохранении многочисленных интернаучных отношений. Рассматривая возможные признаки неблагополучия теории в определении методологических основ алиологии, авторы стремились к удержанию единой мысли описания проявления закономерностей и выводов, исключая или адаптируя ранее обоснованные идеи и теории. Алиология может выступать одним из направлений в области психологии, социологии и гуманитарных наук. Основной

предмет ее изучения - социальное отклонение, находящее свою реализацию в познании сущности «Я» и «Другого». В данном направлении нами осуществляется изучение отклонения в поведении личности и группы и их взаимодействия и связи с конфликтами религиозных и ксенофобных отношений.

Социо-психологические науки как междисциплинарное исследование социального отклонения находят свое отражение в проявлении механизмов и закономерностей,

подтверждающих принципы этих наук, которые однозначно должны стать основой для проведения исследований, распространившись на последующее системное сопровождение личности и группы входящих в общество риска. Также существует необходимость учета современной динамики неустойчивости мира и цифровой активности на всех уровнях их проявления. Именно выработка механизмов интеграции личности и группы, на наш взгляд, дадут возможность развития безопасной жизнедеятельности человека. Аналогичным образом, необходимо развивать механизмы безопасности субъектов образования, непосредственных его устроителей, и у образовательных организаций (через управление знаниями).

В современном обществе растет криминализация подростковой среды. Данный процесс обусловлен многими обстоятельствами и факторами, прежде всего - общей неблагополучной социально-экономической ситуацией в стране и ее отдельных регионах. В настоящее время обострился вопрос шуттинга, различных молодёжных движений, которые формируют в личности агрессию и склонность к совершению или планированию противоправных действий. Сюда же можно включить разные неформальные образования: криминальные группировки, организации молодежных вписок и иных сообществ.

Мы полагаем, что в аспекте алиологии могут быть созданы средства для предотвращения криминогенных ситуаций и поднятия уровня благополучия среди молодежи и подростков. Она, как мы полагаем, даст научный инструментарий работы с данными группами, выявлять их особенности, возможности личности и предрасположенность к вступлению в данные организации. Этот вопрос необходимо рассматривать с разных сторон - в том числе привлекая представителей власти, специалистов медицинской сферы, социологов, юристов и педагогов.

В современных условиях проблема радикализации и ресоциализации личности становится не только государственно-правовой проблемой, но и явилось важной научной проблемой (в нашей трактовке -методологической проблемой алиологии). Это подчеркивает необходимость проведения теоретико-методологического обоснования

изучения жизненного пути лиц категории особого внимания (О-В). Актуализацией задачи, по разработке научно-обоснованных механизмов и инструментов, является внедрение результатов научных исследований в деятельность - по реализации профильных государственных программ, осуществляемых уполномоченными государственными органами и учреждениями (НАК, ФСИН, МВД, ФСБ, Министерство Просвещения РФ, Министерство Науки и высшего образования РФ, Министерство культуры, Министерство спорта, Министерство здравоохранения), а также общественными религиозными объединениями.

С позиции интегративного подхода социопсихологическое направление позволило провести рандомизацию выборок по выявленным характеристикам личности и группы, склонных к девиантному поведению, и может изучаться в комплексе адаптивными методами. Более подробное описание выборки лиц в исследовании, это мыслящие иначе, имеющие личностные и характерологические особенности (импульсивность, мнительность, конфликтность, социопатия, паранояльность, ригидность, шизоидность, колеблющиеся и склонные к стрессам, попавшие под религиозное и даже радикальное влияние и др.). На основании интегративного подхода разработана модель социального отклонения личности и группы склонной к террористической и экстремистской деятельности.

Установлено, что интегративный подход может быть использован к построению методологической схемы взаимодействия личности и группы средствами стандартных и разрабатываемых методов и методик, результаты которых могут быть применимы в психологии и социологии. Данный подход позволяет расширение границ проведения исследования. Нами выявлено появившееся множественное проблемное поле, где присутствует необходимость выбора имеющихся методов, тестов и анкет, применимых к изучению социального отклонения. На основании проведенного анализа появилась возможность рассмотрения данного вопроса под другим углом.

Итак, по теме «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения» получены следующие научные результаты.

Инструментом выстраиваемых концептов явилась «Смысловая» модель, имеющая прикладное значение, где поставленные для решения задачи обоснованы и связаны друг с другом на основании интегративного поля «сходимости». Смысл «схождения» заключается в изменении взаимодействия личности и социальной группы и позволяет провести описание и исследование неизученных конструктов, а также зафиксировать смысл интеграции феноменов в поле «сходимости». Посредством интегративного подхода в исследовании, рассматривается как

психологические, так и социологические основания взаимодействия личности и группы с отклонениями в поведении. Социопсихологические науки, при междисциплинарном исследовании социального отклонения находят свое отражение в проявлении механизмов и закономерностей, подтверждающих принципы этих наук, которые однозначно должны стать основой для проведения исследований, распространившись на последующее системное сопровождение личности и группы входящих в общество риска.

На основании интегративного подхода проведено исследование представлений о справедливости лиц категории особого внимания, которое указало на то, что она является основной способа социализации лиц категории особого внимания. Разработан механизм радикализации личности как формы социализации [22].

Проведено теоретическое обоснование исследования религиозного радикализма как формы социокультурной девиации на примере исламского радикализма. Ключевые

характеристики биографий религиозных экстремистов («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Таблиги джамаат). Постсекулярная исламизация это процесс взаимного влияния, где мусульманский фактор оказывается в первую очередь маркером, а практическая сторона воплощения оказывается комбинацией мусульманских и светских идей, норм и паттернов.

Ксенофобия и экстремизм в виртуальных сообществах проявляется как в классической, так и в новых формах (хэйтинг, киберсталкинг, кибербулинг и т.д.). Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что некоторые проявления конфронтационных стратегий межгруппового взаимодействия вызывают высокую

вовлеченность и одобрение пользователей [2325].

Систематизированы теоретико-

методологические основания для интерпретации и анализа данных мониторинга безопасности образовательной среды, заложены основы доказательной базы исследования

депрессивности и агрессивности как маркеров субъективного неблагополучия личности в контексте безопасности образовательной среды [26;27].

Выявлено, что защитная активность группы фиксируется в поведенческих проявлениях ее участников и направлена на определенную цель, при этом функция контроля выполнения норм может включать организованную деятельность. В данной деятельности протекает контролируемый осознанный процесс поддержания позитивного состояния групповой реальности и сохранения ее целостности [28-30].

Методологическая основа исследования группировок сконструирована на базе интегративного подхода в социопсихологическом обосновании. Оно сочетает в себе субъектно-деятельностный подход (несовершеннолетний член группировки может быть рассмотрен с точки зрения сформированное™ его субъектности), комплексный подход (группировка представляет собой относительно замкнутую систему, самовоспроизводящуюся по всем законам функционирования систем); ценностный подход (в основе функционирования группировки лежит ценностно-нормативная система или, по-иному, специфическая субкультура) [31].

Выявлены психолингвистические маркеры вовлечения личности в противоправную деятельность религиозно-политической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направленности и возможности коррекции отклоняющегося поведения средствами когнитивной лингвистики.

В настоящее время проводятся исследования вносящие вклад в развитие теории социального отклонения в поведении в трех сферах. 1. В области изучения личности террориста / экстремиста и личности, склонной к радикализации (терроризму и экстремизму). 2. В области изучения рисков отклоняющегося поведения в образовательной среде. 3. В области возникновения ксенофобских и экстремистских настроений, возникающих в виртуальных молодежных сообществах; религиозной и этнической средах.

Кроме того, выделенные в данной работе социально-психологические особенности

личности и группы, дают ключ к пониманию

механизма выстраивания отношений внутри группы и членов группы с ближайшим социальным окружением. Более детальный анализ каждой из таких групп особенностей (нравственно-психологических, ценностных, мотивационных, поведенческих, рефлексивных) позволяет выйти на дифференцированную коррекционную работу с лицами групп риска. Одновременно это выступает и направлением дальнейших перспективных исследований в данной области психологического и междисциплинарного знаний.

В рамках третьего проекта по теме «Факторы и причины радикализации личности в культурно сложном региональном сообществе» (в рамках 2 этапа программы научных исследований и прикладных работ, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности ПР-71) проводится комплексный междисциплинарный анализ факторов и механизмов радикализации в культурно сложном региональном сообществе.

Согласно сложившимся подходам к изучению межгрупповых отношений, основными формами взаимодействия являются кооперация или конфликт. Этничность, религиозность и субкультурность имеет высокие риски конфронтационности, поскольку представляет собой деление на группы и противопоставления «мы» - «они» на основе различий, которые представляются достаточно яркими

дифференцирующими маркерами.

Раскрывая тему, направленную на проведение комплексного междисциплинарного анализа факторов и механизмов радикализации в культурно сложном региональном сообществе, были выявлены предпосылки возникновения ксенофобских и экстремистских настроений в реальной и виртуальной средах. Очагами риска развития ксенофобских и экстремистских настроений могут стать как этнические и религиозные сообщества, так и молодежные субкультурные объединения. Появляются новые площадки распространения конфликтогенности, главной из которых становится Интернет. Данная проблема остается актуальной в Российской Федерации и продолжение исследований необходимо в связи с необходимостью определения методологических основ, которые позволяют сделать вывод о недостаточно полном исследовании проблемно-исторического ряда психологических и социологических теорий. В данном направлении полипарадигмальный подход, способствует аддитивному применению

теоретических и методических инструментов, имеющих релевантную основу.

В рамках изучения факторов и предпосылок конфликтогенности этнических и религиозных сообществ в сложносоставном обществе, изучена роль виртуальных сообществ в языковом конфликте в Татарстане, проанализированы основные антагонистические концепты гендерной направленности, изучены случаи обращения в ислам русских как постсекулярного феномена размывания прежних религиозных границ, выявлен контекст, что под психическим (психологическим) воздействием понимается такое воздействие на психическую сферу человека которое способно против воли адресата воздействия изменять его психическое состояние, идеи, установки, убеждения, потребности и тем самым существенным образом влиять на его поведение, что способствовало систематизации знаний о социально-психологических

особенностях и ресурсах лиц категории особого внимания.

Проанализированы основные

антоганистические концепты гендерной направленности, получившие распространение среди широких слоев молодых россиян в последние годы, транслируемые в сообществах маскулинно патриархального типа и феминистских. Рассматриваемая проблема обусловлена необходимостью

междисциплинарного осмысления набирающего популярность среди российской аудитории феномена - мизандрии и мизогинии, наиболее заметно представленного в виртуальном пространстве. Было проведено эмпирическое исследование с использованием методов глубинного интервью и включенного наблюдения в сообществах радикальной гендерной направленности, которые брендированны как «Радфем», «ФемКызлар», «Мужское

государство» и др., артикулирующих радикальные социокультурные и социально-политические концепты.

На основании проведенного анализа, был сделан вывод, что гендерный конфликт становится одним из наиболее распространенных видов виртуальной социальной агрессии. Его содержательная «повседневность» и

эксплицитная коммуникативная форма, позволяют использовать данный вид социального конфликта как рамочную конструкцию для создания деструктивных идеологем,

формирующих в количественно значимых демографических группах атмосферу неприятия и ксенофобии с целью повышения уровня социальной аномии в обществе, дискредитации

традиционных культурных норм, нанесения морального и психологического урона различным социокультурным группам и их отдельным представителям. Данные особенности гендерного конфликта ставят перед научным сообществом серьезные исследовательские и практические задачи [32].

В исследовании изучена роль виртуальных сообществ в языковом конфликте в Татарстане, вызванном отменой обязательного преподавания татарского языка в школах республики. Для этого были проанализированы две группы в социальной сети «ВКонтакте», выражающие противоположные взгляды: сообщество противников обязательного преподавания татарского языка в школах «За единое образовательное пространство России» и сообщество сторонников обязательного преподавания татарского языка в школах «Татар ата-аналары / Татароязычные родители». Была установлена хронология возникновения сообществ, их цели, стратегии деятельности по отстаиванию своих интересов. Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследовалась роль виртуальных сообществ в языковом конфликте. В результате исследования были установлены функции каждой из групп в данном противостоянии [33].

Изучены случаи обращения в ислам русских как постсекулярного феномена размывания прежних религиозных границ на основе метода кейс-стади. Выдвинута гипотеза о том, что в русском исламе сформировалось свое дискурсивное поле, ключевой характеристикой которого является интеллектуализм и рефлексия относительно духовного поиска [34].

Выявлен контекст, что под психическим (психологическим) воздействием понимается такое воздействие на психическую сферу человека, которое способно против воли адресата воздействия изменять его психическое состояние, идеи, установки, убеждения, потребности и тем самым существенным образом влиять на его поведение. Важным условием вовлечения становится и актуализация скрытого группового конфликта за счет формирования чувства враждебности [35;36].

Составлен психологический портрет лиц склонных к террористической деятельности для систематизации знаний о социально-психологических особенностях и ресурсах лиц категории особого внимания, осужденных по статьям террористического характера во время отбывания наказания и после освобождения.

В настоящее время проводятся исследования позволяющие обратить внимание на риски

возникновения ксенофобских и экстремистских настроений, возникающих в виртуальных сообществах; религиозной и этнической средах с высоким потенциалом их проекции в социальную повседневность.

Международное академическое

сотрудничество одним из стратегических направлений научной деятельности Института в 2021 году и был ознаменован участием научных сотрудников Института в крупных международных научно-образовательных

мероприятиях и Программах, направленных на долгосрочное партнерство в различных сферах научной деятельности и определяющих содержание и условия международного сотрудничества с позиций развития культурной и общественной дипломатии, организации академической мобильности и повышения международной репутации Института на глобальном и региональном рынках научно-образовательных услуг.

Непрерывный рост числа и интенсивности международных контактов как в реальном, так и on-line форматах по различным направлениям научной деятельности, в результате которых реализовывались совместные международные проекты, проводились международные конференции и форумы, транснациональные встречи и вебинары, стимулировал качественные изменения в деятельности научных сотрудников Института и их профессиональном развитии, позволял интегрировать мировые знания и российский опыт, благодаря чему образовывались профессиональные платформы для обсуждения и трансфера наиболее эффективных отечественных и международных практик перехода к новой образовательной парадигме. Институт укреплял собственные позиции в национальных и международных рейтингах, а научные сотрудники приобретали мировую репутацию, повышали свою узнаваемость за рубежом.

Все это подтверждается востребованностью и высоким качеством результатов исследований двух международных проектов Института в рамках Программы "ERASMUS+": «ENTEP» -«Совершенствование практики преподавания в вузах России и Китая» на основе лучших европейских образовательных практик» https://tu-dresden.de/gsw/slk/slavistik/forschung /forschungsproj ekte /j oint-proj ect-enhancing-

teaching-practice-in-higher-education-in-russia-and-shina201d-entep) и проекта «Рго-VET» -«Профессиональное развитие преподавателей профессиональных школ с учетом европейского опыта» (https://www/provet.online), реализуемых в 2021 году с постоянным расширением базы

апробации и тестирования для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых осуществлять инновационную деятельность, обучаться на протяжении всей жизни, готовых к преодолению глобальных вызовов.

Работа в международных консорциумах проектов опосредовала активное освоение научными сотрудниками трансформирующейся терминосистемы, что дало дополнительную информацию для интерпретации новых терминов и понятий в расширяющемся профессиональном тезаурусе системы образования и минимизировало трудности в интерпретации целевых, содержательных и ценностных аспектов реформирования профессионального

образования. На всех заседаниях международных консорциумов неоднократно подчеркивалось, что сегодня научно-исследовательские организации являются лидерами прогнозируемых изменений, и проектная деятельность Института -единственного научного учреждения среди вузов-партнеров в обоих консорциумах является важнейшим фактором обеспечения качества результатов решения задач совместных проектов.

Важнейшим результатом международной деятельности Института в 2021 году было завершение проекта "ENTEP", его успешное прохождение международного мониторинга и внешнего аудита, проведенного представителями компании «ЕвроГрант» и Еврокомиссии, которые подтвердили высокий статус проекта и отметили эффективность проведения ключевых мероприятий в рамках проекта: Международной конференции 6 - 8 апреля 2021 г. с публикацией статей в журнале SHS Web Conf.Volume 99, 2021 DIHELT 2021; прошедшей 3 - 14 мая 2021 года международной учебы преподавателей и научных сотрудников России и Китая, успешность которой во многом была обеспечена активностью «казанской группы»; высокую продуктивность транснациональной встречи консорциума проекта в Португалии в Университете г. Коимбра и др. Во всех этих мероприятиях сотрудники Института принимали активное участие, что нашло отражение в росте числа их публикаций в международных базах данных изданий Web of Science и Scopus, в подготовке глав для двух монографий на английском языке для издания в известных европейских издательствах BRILL и Peter Lang (publisher) одновременно с увеличением числа публикаций в российских и китайских журналах и в материалах конференций.

В ходе решения задач проекта "Pro-VET" была продолжена разработка научно-методического сопровождения апробации и

внедрения пилотного варианта программы курса "Developing skills for tutoring in the e-learning context" (Развитие навыков тьюторинга в онлайн-образовательной среде) для преподавателей профессиональных школ). Подготовленный пилотный проект курса и описательные метаданные программы размещены на платформе LMS MOODLE и инициировано их обсуждение российскими и европейскими экспертами.

Разработанный Институтом курс успешно прошел Alfa-тестирование, в результате которого была проведена коррекция архитектуры образовательного курса согласно дидактическим особенностям онлайн обучения (модульность, системность и последовательность, наглядность в обучении, ориентация на взаимодействие преподавателя и обучающегося, организованного с помощью особого построения учебного курса, форм контроля, коммуникации с помощью технологий Интернета). Ведется подготовка экспертизы содержания курса к принципиально высокому уровню открытости Beta-тестирования, в котором помимо научных сотрудников Института примут участие представители экспериментальных площадок Института и его социальных партнеров.

Итоги двух мониторингов эффективности проекта со стороны ЕС и национального российского офиса Программы ЭРАЗМУС+ показали успешность реализации его задач и ценность индивидуальных и групповых консультаций российских и европейских партнеров проекта по вопросам педагогики и андрагогики дистанционного обучения, политики и планирования в области профессионального образования, формирования soft skills, определения общих принципов и дальнейшей интернационализации профессионального

образования, в целом.

Важными направлениями в международной деятельности Института в 2021 году были также развитие двухстороннего международного сотрудничества и стратегического партнерства с университетами Сербии и Китая, имеющими схожие позиции по глобальным вопросам и выступающими за развитие долгосрочного партнерства в различных направлениях и поддержку совместных мероприятий по формированию многополярного справедливого миропорядка; активное взаимодействие с международными ассоциациями и

профессиональными сообществами; привлечение ведущих иностранных ученых и профессоров из вузов Италии, Сербии, Финляндии, Германии к участию в международных конференциях и форумах Института; развитие академических

обменов научными сотрудниками; участие в экспертизе и оценке кандидатов обменных научно-образовательных программ Fulbright и DAAD; формирование сильных

исследовательских команд по

интернационализации профессионального

образования; расширение спектра компетенций научных сотрудников на основе лучших отечественных и европейских практик.

В Институте разработана методология проведения сравнительных исследований и бинарных сопоставлений [37], определена совокупность организационно-педагогических маркеров отбора и использования конструктивного зарубежного опыта в условиях

его глобализации и интернационализации на основе универсальных норм отечественной академической свободы, диалога ментальностей и специфики российских образовательных традиций, регулирующих деятельность образовательных и научных организаций [38-40]; введены в научный оборот не переведенные ранее научно-исследовательские публикации

зарубежных экспертов, периодика,

информационно-статистический материал и электронные источники, которые способствуют обогащению теории сравнительной педагогики и до настоящего времени не использовались в отечественной практике профессионального образования.

Литература:

1. Генезис когнитивной парадигмы образования: монография / Е.Ю. Левина Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, О.В. Стукалова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. -Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. - 232 с.

2. Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Старые новые тренды образования: конверсия университетов [Электронный ресурс] / Е.Ю. Левина, Л.А. Шибанкова // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - Вып. 4(36). - Режим доступа: htlps://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=7165

3. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С. 8-18.

4. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленикова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. -Казань: «ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2020. - 228 с.

5. Levina E., Kamaleeva A., Mukhametzyanova L. Cognitive Approach: Methodology Development in the Era of Digitalization // In: Gafurov I, Valeeva R (Eds) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 - June 9, 2020. ARPHA Proceedings 2020, 3, 1449-1464.

6. Левина Е.Ю., Стукалова О.В. Социокогнитивный подход в контексте общественного запроса к развитию высшего образования / Е.Ю. Левина, О.В. Стукалова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2021. - № 4(110). - C. 203-211.

7. Мухаметзянова Л.Ю. Когнитивно-ориентированные технологии развития личностной концептосферы обучающихся / Л.Ю. Мухаметзянова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2020. - № 3(106). - С. 183-189.

8. Мухаметзянова Л.Ю. Когнитивный диалог как человекообразующая стратегия образования / Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. -2021. - № 2. - С. 34-40.

9. Kamaleeva A.R., Mukhametzyanova L.Yu. et al. Cognitive organization of cognitive activities of students on the basis of effective /A.R. Kamaleeva, L.Yu. Mukhametzyanova, V.M. Nigmetzyanova, N.A. Nozdrina and E.B. Pokaninova // 5th International Scientific and Practical Conference 2021 "Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)" SAHD 2021 SHS Web Conf. 101, 2021. https://doi. org/10.1051/shsconf/202110103037

10. Кац А.С. Когнитивные стили современных педагогов: от дефиниции к реализации / А.С. Кац // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -

2020. - № 3(107). - С. 176-182.

11. Камалеева А.Р. Научно-методические основы когнитивной дидактики / А.Р. Камалеева // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 2(36). - С.160-169.

12. Левина Е.Ю. Развитие университета будущего: задачи управления / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4 (147). - С.22-33.

13. Левина Е.Ю., Гильмеева Р.Х., Шибанкова Л.А. Когнитивный капитал образовательных организаций: гуманитарная ориентация на развитие высшего образования / Е.Ю. Левина, Р.Х. Гильмеева, Л.А. Шибанкова // Педагогика. - 2020. - № 7. - С. 91102.

14. Гильмеева Р.Х. Развитие университета как социально-ориентированной интеллектуальной корпорации / Р.Х. Гильмеева // Вестник КазГУКИ. -

2021. - № 4. - С. 172-179.

15. Гильмеева Р.Х. Особенности социокультурной миссии высшего образования в период цифровой трансформации общества / Р.Х. Гильмеева // Педагогический журнал Башкортостана. -2021. - № 1. - С. 44-55.

16. Шибанкова Л.А. Доверие как условие развития когнитивного капитала университета / Л.А. Шибанкова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2021.

- № 1(110). - С. 232-240.

17. Стукалова О.В. Современные аспекты культуросообразного процесса обучения и воспитания в университете / О.В. Стукалова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 6. - С. 13-19.

18. Прокофьева Е.Н. Предпосылки развития образовательных экосистем / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 5 (148).

- С. 53-59.

19. Трегубова Т.М. Модели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик / Т.М. Трегубова // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 3 (56). - С. 364368.

20. Кац А.С. Исследование подходов к профессиональному развитию педагогов высшей школы в Китае и Японии / А.С. Кац // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2021. - № 4(113). - С. 157-167.

21. Забелина Т.Г. Исследование особенностей карьерного развития педагогов в высокорейтинговых университетах Европы / Т.Г. Забелина // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 5. - С. 81-88.

22. Жемчугова А.А. Адаптационный потенциал семьи как фактор радикализации личности / А.А. Жемчугова // Казанский педагогический журнал. -2021. - № 4 (147). - С. 246-251. БМ 10.51379/КР12021.148.4.033

23. Махмутов З.А. Социальные установки по отношению к татарам в русских сетевых сообществах (на примере социальной сети «ВКонтакте») / З.А. Махмутов // Манускрипт. - 2021. - №4. - С. 678-681. doi.org/10.30853/mns210147

24. Махмутов З.А., Титова Т.А. Стратегии взаимодействия с русскими в татарских виртуальных сообществах (на примере социальной сети «ВКонтакте») / З.А. Махмутов; Т.А. Титова // Манускрипт. - 2021. - № 6. - С. 1112-1116. БОТ: 10.30853/тю210210.

25. Махмутов З.А. Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах XVIII - середины XX в. / З.А. Махмутов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2021. -№1. - Т. 20. - С. 61-73. БОГ 10.22363/2312-8674-202120-1-61-73.

26. Ничипоренко Н.П. Специфика восприятия некоторых аспектов образовательной среды обучающимися группы риска / Н.П. Ничипоренко // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 5 (148).

- С. 267-273. БОГ 10.51379/КР12021.149.5.037.

27. Ничипоренко Н.П., Хусаинова С.В. Проблема психологической безопасности обучающихся в образовательном пространстве высшей школы / Н.П. Ничипоренко, С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 6. - С. 237-243. БО! 10.51379/КР12021.150.6.034.

28. Хусаинова С.В. Ориентировка и саморегуляция деятельности группового субъекта в напряженных условиях // С.В. Сарычев, С.В.

Хусаинова, П.В. Лебедчук // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 3 (146). - С. 255-261. DOI 10.51379/KPJ.2021.147.3.035.

29. Хусаинова С.В. Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении человека / С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4 (147). - С. 241-246. DOI 10.51379/KPJ.2021.148.4.032.

30. Хусаинова С.В. Исследование продуктивного поведения во взаимосвязи с личностными и регуляторными характеристиками студентов в учебном процессе / С.В. Хусаинова, М.В. Федоренко, Г.Ф. Шакирова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 6. - С. 193-291. DOI 10.51379/KPJ.2021.150.6.028.

31. Чернова Е.О. Грязнов А.Н. Девиантное поведение подростков в условиях общества риска: факторы профилактики / Е.О. Чернова, А.Н. Грязноа // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 6. - С. 243-250. DOI 10.51379/KPJ.2021.150.6.035.

32. Иванов А.В., Козлов В.Е. Социокультурные аспекты гендерного конфликта в радикальных сетевых сообществах Рунета (по материалам полевого исследования) / А.В. Иванов, В.Е. Козлов // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4 (147). - С. 264270. DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.036

33. Махмутов З.А. Роль виртуальных сообществ в языковом конфликте в Татарстане / З.А. Махмутов // Манускрипт. - 2021. - Т. 14. - Вып. 12. - С. 2592-2596. DOI: 10.30853/mns20210474

34. Гараев Д.М. Женский религиозный радикализм в современном Татарстане / Д.М. Гараев // Международный научный журнал «Символ науки». -№12-2/2021. - С. 62-63.

35. Махмутов З.А. Образ русских в татарских сетевых сообществах как предиктор межэтнического взаимодействия / З.А. Махмутов // XIV Конгресс антропологов и этнологов России. - Томск, 2021. - С. 788.

36. Палеха Е.С. К проблеме речевой идентификации лидера девиантной группы (на примере экспертиз собраний групп, запрещенных на территории РФ) / Е.С. Палеха // Новеллы Конституции Российской Федерации и задачи юридической науки / Материалы конференции (Международная научно-практическая конференция «Научная школа судебной экспертологии и ее роль в развитии теории и практики судебной экспертизы», 26 ноября 2020 г.): в 5 ч. -Москва, 2021. - С. 354-358.

37. Tregubova, Tatiana. Benchmarking of University teachers' professional development: successful European, Chinese, and Russian practices //International Scientific Conference "Delivering Impact in Higher Education Learning and Teaching: Enhancing Cross-Boarder Collaborations" (SHS Web Conf.Volume 99, 2021 DIHELT 2021) - 8 March, 2021. - Ekaterinburg, 2021.

38. Трегубова Т.М., Кац А.С., Забелина Т.Г. Online-tutoring как инструментарий сопровождения профессионального развития педагога: взгляд компаративистов / Т.М. Трегубова, А.С. Кац, Т.Г. Забелина // Материалы 15 международной научно-практической конференции «Инновации и качество

профессионального образования». - 21 мая 2021 г.Казань: КГАСУ, 2021. - С. 40-43.

39. Tregubova Tatiana, Kats Alexandra. Innovative pedagogical approaches to students' social activities in the multicultural space of Russian universities / Tatiana Tregubova, Alexandra Kats // Materials of the International scientific-practical conference "Framing challenges in higher education: bridging the gap between Russia, China and Europe". - (19-23 November, 2019). - Sanya: University of Sanya, 2021. - P. 100-107.

1. Genesis of the cognitive paradigm of education: monograph / E.Yu. Levina R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Katz, L.Yu. Mukhametzyanova, E.N. Prokofiev, O.V. Stukalova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Yu. Levina. - Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2021. - 232 p.

2. Levina E.Yu., Shibankova L.A. Old new trends in education: conversion of universities [Electronic resource] / E.Yu. Levina, L.A. Shibankova // Continuous education: XXI century. - 2021. - Issue. 4(36). - Access mode: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=7165

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Levina E.Yu., Mukhametzyanova L.Yu. Development of the Man of Knowledge in the Perspective of the Cognitive Paradigm / E.Yu. Levina, L.Yu. Mukhametzyanova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. -№ 3 (140). - P. 8-18.

4. Cognitive pedagogy: teaching aid / R.Kh Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslenikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Yu. Levina. - Kazan: "FGBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", 2020. - 228 p.

5. Levina E., Kamaleeva A., Mukhametzyanova L. Cognitive Approach: Methodology Development in the Era of Digitalization // In: Gafurov I, Valeeva R (Eds) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 - June 9, 2020. ARPHA Proceedings 2020, 3, 1449-1464.

6. Levina E.Yu., Stukalova O.V. Sociocognitive approach in the context of public demand for the development of higher education / E.Yu. Levina, O.V. Stukalova // Bulletin of the Chechen State Pedagogical University. AND I. Yakovlev. - 2021. - № 4(110). - C. 203211.

7. Mukhametzyanova L.Yu. Cognitive-oriented technologies for the development of students' personal concept sphere / L.Yu. Mukhametzyanova // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. AND I. Yakovlev. -2020. - № 3(106). - S. 183-189.

8. Mukhametzyanova L.Yu. Cognitive dialogue as a human-forming strategy of education / L.Yu. Mukhametzyanova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. -№ 2. - S. 34-40.

9. Kamaleeva A.R., Mukhametzyanova L.Yu. et al. Cognitive organization of cognitive activities of students on the basis of effective /A.R. Kamaleeva, L. Yu. Mukhametzyanova, V.M. Nigmetzyanova, N.A. Nozdrina and E.B. Pokaninova // 5th International Scientific and

40. Трегубова Т.М., Шибанкова Л.А., Кац А.С. Профессиональное развитие педагогов вузов: капитализация, потенциал цифровой трансформации / Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова, А.С. Кац // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические чтения - 2021: гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации» (22 сентября 2021 г.). - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. - С. 299-305.

ces:

Practical Conference 2021 "Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)" SAHD 2021 SHS Web Conf. 101, 2021. https://doi. org/10.1051/shsconf/202110103037

10. Kats A.S. Cognitive styles of modern teachers: from definition to implementation / A.S. Kats // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University I. Yakovlev. -

2020. - № 3(107). - S. 176-182.

11. Kamaleeva A.R. Scientific and methodological foundations of cognitive didactics / A.R. Kamaleeva // Scientific and pedagogical review. - 2021. - № 2(36). -P.160-169.

12. Levina E.Yu. Development of the university of the future: problems of management / E.Yu. Levina // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 4 (147). - S.22-33.

13. Levina E.Yu., Gilmeeva R.Kh., Shibankova L.A. Cognitive capital of educational organizations: humanitarian orientation to the development of higher education / E.Yu. Levin, R.Kh. Gilmeeva, L.A. Shibankova // Pedagogy. - 2020. - № 7. - S. 91-102.

14. Gilmeeva R.Kh. Development of the university as a socially oriented intellectual corporation / R.Kh. Gilmeeva // Bulletin of KazGUKI. - 2021. - № 4. - P. 172179.

15. Gilmeeva R.Kh. Features of the socio-cultural mission of higher education in the period of digital transformation of society / R.Kh. Gilmeeva // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2021. - № 1. - S. 44-55.

16. Shibankova L.A. Trust as a condition for the development of the university's cognitive capital / L.A. Shibankova // Bulletin of the Chechen State Pedagogical University I. Yakovlev. - 2021. - № 1(110). - S. 232-240.

17. Stukalova O.V. Modern aspects of the culturally appropriate process of education and upbringing at the university / O.V. Stukalova // Kazan Pedagogical Journal. -

2021. - № 6. - C. 13-19.

18. Prokofieva E.N. Prerequisites for the development of educational ecosystems / E.N. Prokofiev // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 5 (148). - S. 53-59.

19. Tregubova T.M. Models of professional development of teachers in the context of digitalization: benchmarking of successful practices / T.M. Tregubova // Business. Education. Right. - 2021. - № 3 (56). - S. 364368.

20. Katz A.S. Study of approaches to the professional development of higher school teachers in China and Japan / A.S. Kats // Bulletin of ChGPU im. I. Yakovlev. - 2021. -№ 4(113). - C. 157-167.

21. Zabelina T.G. Study of the features of career development of teachers in high-ranking universities in Europe / T.G. Zabelina // Kazan Pedagogical Journal. -2021. - № 5. - C. 81-88.

22. Zhemchugova A.A. The adaptive potential of the family as a factor in the radicalization of the individual / A.A. Zhemchugova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. -№ 4 (147). - S. 246-251. DOI 10.51379/KPJ.2021.148.4.033

23. Makhmutov Z.A. Social attitudes towards Tatars in Russian network communities (on the example of a social network "VKontakte") / Z.A. Makhmutov // Manuscript. -2021. - № 4. - Pp. 678-681. doi.org/10.30853/mns210147

24. Makhmutov Z.A., Titova T.A. Strategies for interaction with Russians in Tatar virtual communities (on the example of the VKontakte social network) / Z.A. Makhmutov; T.A. Titova // Manuscript. - 2021. - № 6. - S. 1112-1116. DOI: 10.30853/mns210210.

25. Makhmutov Z.A. Functions and some results of the activities of the Tatar mullahs in Kazakhstan in the transforming political contexts of the 18th - mid-20th centuries. / BEHIND. Makhmutov // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. - 2021. - № 1. - T. 20. - P. 61-73. DOI: 10.22363/2312-8674-2021-20-1-6173.

26. Nichiporenko N.P. The specificity of the perception of some aspects of the educational environment by students at risk / N.P. Nichiporenko // Kazan Pedagogical Journal. -2021. - № 5 (148). - S. 267-273. DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.037.

27. Nichiporenko N.P., Khusainova S.V. The problem of psychological safety of students in the educational space of higher education / N.P. Nichiporenko, S.V. Khusainova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 6. - P. 237-243. DOI 10.51379/KPJ.2021.150.6.034.

28. Khusainova S.V. Orientation and self-regulation of the activity of a group subject in stressful conditions // S.V. Sarychev, S.V. Khusainova, P.V. Lebedchuk // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 3 (146). - S. 255-261. DOI 10.51379/KPJ.2021.147.3.035.

29. Khusainova S.V. The potential of the limiting approach in the study of deviations in human behavior / S.V. Khusainova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 4 (147). - S. 241-246. DOI 10.51379/KPJ.2021.148.4.032.

30. Khusainova S.V. Study of productive behavior in relation to personal and regulatory characteristics of students in the educational process / S.V. Khusainova, M.V. Fedorenko, G.F. Shakirova // Kazan Pedagogical Journal. -2021. - № 6. - S. 193-291. DOI 10.51379/KPJ.2021.150.6.028.

31. Chernova E.O. Gryaznov A.N. Deviant behavior of adolescents in a risk society: prevention factors / E.O. Chernova, A.N. Gryaznoa // Kazan Pedagogical Journal. -2021. - № 6. - S. 243-250. DOI 10.51379/KPJ.2021.150.6.035.

32. Ivanov A.V., Kozlov V.E. Sociocultural Aspects of Gender Conflict in Radical Network Communities of Runet

(Based on Field Research) / A.V. Ivanov, V.E. Kozlov // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 4 (147). - S. 264270. DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.036

33. Makhmutov Z.A. The role of virtual communities in the language conflict in Tatarstan / Z.A. Makhmutov // Manuscript. - 2021. - T. 14. - Issue. 12. - S. 2592-2596. DOI: 10.30853/mns20210474

34. Garaev D.M. Women's religious radicalism in modern Tatarstan / D.M. Garaev // International scientific journal "Symbol of Science". - № 12-2/2021. - S. 62-63.

35. Makhmutov Z.A. The image of Russians in Tatar network communities as a predictor of interethnic interaction / Z.A. Makhmutov // XIV Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia. - Tomsk, 2021.

- S. 788.

36. Palekha E.S. To the problem of verbal identification of the leader of a deviant group (on the example of examinations of meetings of groups banned on the territory of the Russian Federation) / E.S. Palekha // Novels of the Constitution of the Russian Federation and the tasks of legal science / Conference proceedings (International Scientific and Practical Conference "Scientific School of Forensic Expertology and its Role in the Development of the Theory and Practice of Forensic Expertise", November 26, 2020): at 5 o'clock - Moscow , 2021. - S. 354-358.

37. Tregubova, Tatiana. Benchmarking of University teachers' professional development: successful European, Chinese, and Russian practices //International Scientific Conference "Delivering Impact in Higher Education Learning and Teaching: Enhancing Cross-Boarder Collaborations" (SHS Web Conf.Volume 99, 2021 DIHELT 2021) - March 8, 2021. - Ekaterinburg, 2021.

38. Tregubova T.M., Kats A.S., Zabelina T.G. Onlinetutoring as a toolkit for supporting the professional development of a teacher: a view of comparativists / T.M. Tregubova, A.S. Katz, T.G. Zabelina // Proceedings of the 15th International Scientific and Practical Conference "Innovations and Quality of Vocational Education". - May 21, 2021 - Kazan: KGASU, 2021. - P. 40-43.

39. Tregubova Tatiana, Kats Alexandra. Innovative pedagogical approaches to students' social activities in the multicultural space of Russian universities / Tatiana Tregubova, Alexandra Kats // Materials of the International scientific-practical conference "Framing challenges in higher education: bridging the gap between Russia, China and Europe". - (November 19-23, 2019). - Sanya: University of Sanya, 2021. - P. 100-107.

40. Tregubova T.M., Shibankova L.A., Kats A.S. Professional development of university teachers: capitalization, potential of digital transformation / T.M. Tregubova, L.A. Shibankova, A.S. Katz // Proceedings of the international scientific and practical conference "Pedagogical readings - 2021: the humanitarian vector of education in the era of digitalization" (September 22, 2021).

- Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2021. - P. 299-305.

Сведения об авторах:

Козлов Вадим Евгеньевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: info@ippisp.ru

Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: frau.levina2010@yandex.ru

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: sv_husainova@mail .ru

Трегубова Татьяна Моиссевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: tmtreg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.