Научная статья на тему 'ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ЕДИНСТВО ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ / STUDY ON TEACHER'S COGNITIVE STYLE / INDIVIDUAL STYLE OF TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY / INTEGRAL UNITY OF PERSONAL AND PROFESSIONAL CHARACTERISTICS / VECTOR OF TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FEATURES OF TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кац А.С.

Трансформация образовательных процессов и роли педагога в эпоху цифровизации актуализирует поиск путей профессионального развития преподавателей высшей школы. Важным становится не только введение цифровых технологий, необходимость адаптации способов педагогического взаимодействия «педагог - студент - образовательная среда» при освоении новых знаний и формировании компетенций. В этом контексте исследование когнитивных стилей педагогов приводит к осознанному пониманию степени сформированности индивидуального стиля профессиональной деятельности и его образовательных возможностей в учебном процессе. Цель статьи заключается в исследовании особенностей и классификации когнитивных стилей педагогов как элемента дидактического процесса высшей школы. Автором сформулировано, что влияние когнитивного стиля педагога обусловливает наличие особенностей профессиональной деятельности, которые должны быть учтены в процессе формирования дидактических механизмов профессиональной деятельности педагога. Раскрыта сущность феномена «когнитивный стиль педагога» (во взаимосвязи с профессиональным развитием), заключающаяся в сформированности индивидуального стиля профессиональной деятельности, связанного с определенными личностно-профессиональными характеристиками, детерминирующего характер, направленность профессиональной деятельности и специфику дидактической организации занятий и обусловливающего особенности его профессионального развития. Установлено, что систематическая работа по исследованию когнитивных стилей педагогов - это поэтапный процесс, результатом которого является достижение педагогического мастерства средствами критического переосмысления методик обучения и инновационных технологий обучения, релевантных ведущему когнитивному стилю педагога. Доказано, что систематически-организованная работа по исследованию когнитивных стилей педагога ориентирована на раскрытие его когнитивных возможностей, что предполагает большую вероятность успешности его профессионального развития в контексте поэтапного достижения педагогического мастерства. Статья предназначена для ученых-исследователей и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A VECTOR OF UNIVERSITY-TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT: STUDY ON COGNITIVE STYLES OF THEIR PEDAGOGICAL ACTIVITY

The transformation of educational processes and teacher's role in the era of digitalization actualize search for the new ways of University-teachers' professional development. Not only the implementation of digital technologies, but the need to adopt the ways of pedagogical interaction in the system “teacher-student- educational environment” while acquiring new knowledge and formation of competences becomes essential. In this context, the study of teachers' cognitive styles leads to conscious understanding the degree of formadeness of an individual style of professional activity and its capacities in the educational process. The purpose of the article is in study of the features and classification of teachers' cognitive styles as an element of didactical process in the University. The author formulated that the influence of teacher's cognitive style defines specific features of his (her) professional activity, which should be taken into consideration in the process of formation didactical mechanisms of teacher's professional activity. The essence of phenomenon “teacher's cognitive style” (in accordance with professional development), which is in formadeness of professional activity's individual style, connected with definite personal and professional characteristics, which determine the character and orientation of the professional activity, specifics of the didactic organizations of the studies, and define features of teacher's professional development, is revealed. It is introduced, that a systematic work on study of teachers' cognitive styles is a step-by-step process, resulting in achievement of pedagogical mastery via critical reconsideration of methodic of teaching and innovative technologies of teaching, relevant to teacher's leading cognitive style. It is proved, that systematically-organized work on study teachers' cognitive styles is aimed at revealing teachers' cognitive abilities and presupposes more assurance in his (her) successful professional development in the context of step-by-step achievement of teachers' pedagogical mastery. The article is intended for researchers, and practicing teachers.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Вектор профессионального развития преподавателей высшей школы: исследование когнитивных стилей педагогической деятельности

A vector of University-teachers' professional development: study on cognitive styles of their pedagogical activity

Кац А.С., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», cats. schura@yandex. ru

Kats A., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, cats.schura@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2020.61.36.004

Статья выполнена по государственному заданию №0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Ключевые слова: исследование когнитивного стиля педагога, индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога, единство личностно-профессиональных характеристик, вектор профессионального развития педагогов, особенности профессионального развития педагогов.

Keywords: study on teacher's cognitive style, individual style of teacher's professional activity, integral unity of personal and professional characteristics, vector of teachers' professional development, features of teachers' professional development.

Аннотация. Трансформация образовательных процессов и роли педагога в эпоху цифровизации актуализирует поиск путей профессионального развития преподавателей высшей школы. Важным становится не только введение цифровых технологий, необходимость адаптации способов педагогического взаимодействия «педагог - студент - образовательная среда» при освоении новых знаний и формировании компетенций. В этом контексте исследование когнитивных стилей педагогов приводит к осознанному пониманию степени сформированности индивидуального стиля профессиональной деятельности и его образовательных возможностей в учебном процессе. Цель статьи заключается в исследовании особенностей и классификации когнитивных стилей педагогов как элемента дидактического процесса высшей школы.

Автором сформулировано, что влияние когнитивного стиля педагога обусловливает наличие особенностей профессиональной деятельности, которые должны быть учтены в процессе формирования дидактических механизмов профессиональной деятельности педагога. Раскрыта сущность феномена «когнитивный стиль педагога» (во взаимосвязи с профессиональным развитием), заключающаяся в сформированности индивидуального стиля профессиональной деятельности, связанного с определенными личностно-профессиональными характеристиками, детерминирующего характер, направленность профессиональной деятельности и специфику дидактической организации занятий и обусловливающего особенности его профессионального развития. Установлено, что систематическая работа по исследованию когнитивных стилей педагогов - это поэтапный процесс, результатом которого является достижение педагогического мастерства средствами критического переосмысления методик обучения и инновационных технологий обучения, релевантных ведущему когнитивному стилю педагога.

Доказано, что систематически-организованная работа по исследованию когнитивных стилей педагога ориентирована на раскрытие его когнитивных возможностей, что предполагает большую вероятность успешности его профессионального развития в контексте поэтапного достижения педагогического мастерства. Статья предназначена для ученых-исследователей и педагогов-практиков.

Abstract. The transformation of educational processes and teacher's role in the era of digitalization actualize search for the new ways of University-teachers' professional development. Not only the implementation of digital technologies, but the need to adopt the ways of pedagogical interaction in the system "teacher-student- educational environment" while acquiring new knowledge and formation of competences becomes essential. In this context, the study of teachers' cognitive styles leads to conscious understanding the degree offormadeness of an individual style of professional activity and its capacities in the educational process. The purpose of the article is in study of the features and classification of teachers' cognitive styles as an element of didactical process in the University.

The author formulated that the influence of teacher's cognitive style defines specific features of his (her) professional activity, which should be taken into consideration in the process of formation didactical mechanisms of

teacher's professional activity. The essence of phenomenon "teacher's cognitive style" (in accordance with professional development), which is in formadeness of professional activity's individual style, connected with definite personal and professional characteristics, which determine the character and orientation of the professional activity, specifics of the didactic organizations of the studies, and define features of teacher's professional development, is revealed. It is introduced, that a systematic work on study of teachers' cognitive styles is a step-by-step process, resulting in achievement of pedagogical mastery via critical reconsideration of methodic of teaching and innovative technologies of teaching, relevant to teacher's leading cognitive style. It is proved, that systematically-organized work on study teachers' cognitive styles is aimed at revealing teachers' cognitive abilities and presupposes more assurance in his (her) successful professional development in the context of step-by-step achievement of teachers' pedagogical mastery. The article is intended for researchers, and practicing teachers.

Введение. Влияние эпохи цифровизации обусловило появление значительных цифровых трансформаций всех сфер человеческой деятельности, в том числе и в системе высшего образования. В современных условиях прослеживается сочетание форм обучения (онлайн-обучение, оффлайн-обучение,

смешанное обучение); диверсификация форматов обучения (массовые открытые онлайн курсы (МООС), вебинары, видеоконференции, интерактивные кейсы и др.); широкое применение традиционных и инновационных (цифровых) технологий в обучении. Эти принципиальные изменения обусловили переосмысление роли педагога в образовательном процессе высшей школы, мотивировали поиск инновационных подходов к изучению специфики его профессиональной деятельности,

исследованию детерминант, обусловливающих склонность педагога к профессиональному развитию. В связи с тем, что «принципиально важен процесс передачи знаний, формирования компетенций и организации многомерных педагогических коммуникаций между субъектами образования с разными типами мышления и восприятия (поскольку эту задачу ставит цифровизация)» [1, с.159], первостепенно значимым становится исследование когнитивных возможностей педагога, влияния когнитивных стилей на успешность профессиональной деятельности педагога и аспекты его профессионального развития.

В пособии «Когнитивная педагогика» предложено следующее определение: когнитивный стиль педагога - это уникальный способ переработки и структурирования информации, генерации знаний и их трансляции педагогом в рамках образовательной деятельности [1, с. 159]. Применительно к данному исследованию, мы рассматриваем когнитивный стиль педагога как индивидуальный стиль профессиональной деятельности, связанный с определенными личностно-профессиональными характеристиками,

детерминирующий характер и направленность профессиональной деятельности, специфику

дидактической организации занятий и обусловливающий особенности его

профессионального развития.

Совершенствование когнитивных стилей педагогов в аспекте профессионального развития является значимым, поскольку средствами систематической работы по анализу и учету особенностей когнитивных стилей и их влияния на профессиональную деятельность педагог может совершенствовать дидактику

преподавания. Задача начинающего педагога в процессе совершенствования когнитивных стилей - это профессиональное становление, формирование индивидуального,

профессионального стиля на основе изучения особенностей своей когнитивной сферы и развития собственных механизмов познания и генерации знаний, совершенствования слабых профессиональных позиций и акцентирования на сильных профессиональных позициях. Опытный педагог, стремящийся к совершенствованию профессионального мастерства, также мотивирован на систематическую работу по развитию личностно-профессиональных

характеристик. Результатом этой внутренней работы является осознанный выбор форм, методов и технологий обучения, релевантных когнитивному стилю педагога, а также формирование индивидуального,

профессионального подхода педагога к обучению студентов в эпоху цифровизации, требующей адаптации между системами познания преподавателя и студента при освоении новой информации и формированию собственной концептосферы и системы генерации знаний.

С.В. Панжев полагает, что «как динамическая система индивидуальный (когнитивный) стиль способствует обретению преподавателем новых системных личностных и профессиональных качеств, способствующих личностному и профессиональному росту» [2, с.66]. Действительно, потребность в

совершенствовании когнитивных стилей как у «молодых» педагогов, так и у опытных наставников, заключается в том, что в процессе систематической работы по улучшению личностно-

профессиональных характеристик педагог может достичь высокого уровня педагогического мастерства, что является определяющим в профессиональном развитии педагога.

В связи с тем, что у каждого педагога механизмы познания (когниции)

индивидуализированы, можно предположить, что процесс совершенствования когнитивных стилей педагогов в аспекте профессионального развития будет иметь свои особенности, выраженность которых в профессиональном развитии будет определяться преобладанием параметра когнитивного стиля педагога.

Методологические основания. Данное исследование реализовано в контексте когнитивной парадигмы образования, предложенной д.п.н. Е.Ю. Левиной, которая возникла в результате обращения ученых-исследователей к исследованию потенциальных возможностей когнитивной сферы человека в эпоху цифровизации.

Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова определяют когнитивную парадигму как «обращение к способам, видам и технологиям переработки информации человеком в целях создания личностной системы представлений, знаний, и компетенций в конкретной предметной области с выходом на генерацию знаний» [3, с.11]. Когнитивная парадигма базируется на «процессах восприятия и переработки знаний, их генерации как базиса развития Человека и создании инновационных продуктов и технологий» [3, с. 12].

В контексте когнитивной парадигмы образования сотрудники Института педагогики, психологии и социальных проблем разработали два подхода: информационно-когнитивный и социо-когнитивный. Информационно-

когнитивный подход предполагает «совокупность информации, которая должна быть не только организована определенным образом, но и обработана, удовлетворяя потребности практики управления образованием» [1, с.29]. Социо-когнитивный подход заключается в том, что «личность овладевает смыслами в реальностях предметного мира, культуры и речи посредством социального взаимодействия, определяющего

исходный контекст обучения в образовательной организации высшего образования как детерминацию ценностных и смысловых преобразований личности» [1, c.31].

Один из принципов информационно-когнитивного подхода, реализующийся в контексте когнитивной парадигмы образования -это принцип хронотопа. Принцип хронотопа (ЕЮ. Левина [4, c.119], Д.Д. Калимуллин [5, с. 117], А.А. Тихонов и А.А. Тихонова [6, c.79], К.Э. Бурнашев [7, с.16]) рассматривается в контексте определения цикличности

когнитивных процессов личности (педагога и студентов), в частности, и управления системой высшего образования, в целом. На наш взгляд, он реализуется в степени восприимчивости и динамике усвоения предложенной информации в определенные временные периоды: в периоды подъема прослеживается прилив

интеллектуальных и творческих возможностей студентов, обусловливающий их

профессиональное развитие; в периоды спада интеллектуальной активности наблюдается частичное отсутствие мотивации к обучению у студентов, перенасыщение информацией («информационный взрыв»), что приводит к временной стагнации.

Принцип хронотопа рассматривается нами как «особая форма организации профессиональной деятельности, которая обусловливает связь пространственно-временных координат и способствует определению интенсивности, динамики и длительности выполнения профессиональных действий» [8, с.37]. В аспекте педагогического взаимодействия уместно говорить о хронотопе, предполагающем единство образовательного и социального пространства в сочетании со временем.

Результаты исследования. На основе характеристики параметров когнитивных стилей поленезависимость / полезависимость, когнитивная сложность / простота, рефлексивность / импульсивность и анализа трудовых функций, подробно рассмотренных в пособии «Когнитивная педагогика» [1], мы пришли к следующим выводам:

Таблица 1. - Взаимосвязь параметра когнитивного стиля с особенностями профессионального развития

Параметр когнитивного стиля Особенности параметра когнитивного стиля Выраженность параметра когнитивного стиля в профессиональном развитии (ПР)

Педагог с поленезависимым когнитивным стилем 1. Самостоятельность в постановке и решении профессиональных задач 2. Уверенность в профессиональных возможностях 3. Осознанность смыслов в профессиональной деятельности 1. Склонность к непрерывному профессиональному развитию 2. Самодисциплина и самостоятельный творческий поиск 3. Фокус на содержательных аспектах ПР

Продолжение таблицы 1

Параметр когнитивного стиля Особенности параметра когнитивного стиля Выраженность параметра когнитивного стиля в профессиональном развитии (ПР)

Педагог с полезависимым когнитивным стилем 1. Зависимость от экспертного мнения коллег 2. Восприимчивость к педагогическому воздействию 3. Недостаточная самостоятельность в принятии профессиональных решений 1. Склонность к педагогическому сопровождению профессиональной деятельности 2. Предпочтителен тьюторинг как форма индивидуальной работы с педагогом 3. Требуется консультация тьютора относительно вектора и направлений профессионального развития

Педагог с когнитивно-сложным стилем 1. Умение работать с информацией 2. Умение структурировать и систематизировать большие объемы данных 3. Умение делать логические умозаключения 1. Глубинное изучение аспектов профессионального развития 2. Склонность к интроспективному анализу личности педагога 3. Склонность к всестороннему анализу особенностей профессиональной деятельности педагога, обусловленных влиянием когнитивных стилей

Педагог с когнитивно -простым стилем 1. Работа с информацией в готовом виде 2. Недостаточная сформированность умения структурировать информацию 3. Недостаточная сформированность умения отбирать релевантную информацию в большом объеме данных 1. Не всегда прослеживается четкое желание к профессиональному развитию 2. Необходима мотивация для изучения новой информации 3. Профессиональное развитие на основе совершенствования практических навыков преподавательской деятельности

Педагог с рефлексивным когнитивным стилем 1. Осознанная работа по переосмыслению индивидуальных, профессиональных качеств 2. Само-рефлексия профессиональной деятельности 3. Прослеживается системность при работе с информацией 1. Склонен к профессиональному развитию 2. Осознанный подход к переосмыслению ключевых позиций профессиональной деятельности 3. Прослеживается комплексный подход к анализу профессиональной деятельности

Педагог с импульсивным когнитивным стилем 1. Склонен к принятию необдуманных профессиональных решений 2. Не склонен к видам деятельности, требующим системного подхода 3. Не склонен к самоанализу 1. Профессиональное развитие может быть фрагментарным 2. Требуется дополнительная мотивация для достижения системности профессионального развития 3. Задания на развитие творческих, профессиональных способностей и развитие навыков импровизации будет способствовать профессиональному развитию

Педагоги с поленезависимым когнитивным стилем обладают большей сформированностью жизненных смыслов для осуществления профессиональной деятельности. Ввиду того, что педагоги с поленезависимым когнитивным стилем более самостоятельны в постановке и решении профессиональных задач, более уверены в собственных профессиональных возможностях, то они имеют большую склонность к непрерывному профессиональному развитию, могут четко определить основные направления профессионального развития, они более

сконцентрированы на содержательных аспектах профессионального развития. Они

самостоятельны в выборе ключевых позиций профессионального развития, им нравится самостоятельный, творческий поиск.

Полезависимые педагоги, ввиду зависимости от экспертного мнения коллег, ориентированы на педагогическое сопровождение

профессиональной деятельности. Тьюторинг профессионально-педагогической деятельности является наиболее актуальной формой профессионального развития, поскольку

тьюторинг имеет индивидуально-личностную направленность, призван актуализировать профессиональный потенциал педагога. Полезависимые педагоги предпочитают тьюторинг профессионально-педагогической деятельности, поскольку вектор и ключевые позиции профессионального развития заданы тьютором, задача тьюторанта с полезависимым когнитивным стилем - быть восприимчивым и мотивированным на профессиональное развитие.

В связи с тем, что когнитивно-сложные педагоги умеют эффективно работать с большим объемом данных (структурировать и систематизировать, генерировать и транслировать информацию), процесс профессионального развития является для когнитивно-сложных педагогов достаточно естественным и плодотворным. Когнитивно-сложный педагог в процессе профессионального развития мотивирован на глубинное изучение профессиональных аспектов, в том числе связанных с интроспективным изучением личности педагога (формированием его профессионального «портрета»), исследованием особенностей реализации профессиональной деятельности на основе анализа особенностей когнитивного стиля.

Ввиду того, что когнитивно-простые педагоги предпочитают получать теоретические знания и практические навыки в готовом виде и в доступной для понимания форме, у них не всегда может прослеживаться осознанное, четко-выраженное желание к профессиональному развитию. На изучение дополнительного материала их следует стимулировать, актуализируя внимание на практических аспектах преподавательской деятельности.

На основании того, что педагоги с когнитивным стилем «рефлексивность» склонны к осознанной, вдумчивой работе над индивидуальными, профессиональными

качествами и аспектами профессиональной деятельности, можно полагать, что рефлексивый педагог склонен к профессиональному развитию. Рефлексивного педагога характеризует осознанный подход к переосмыслению ключевых профессиональных позиций, последовательность и системность при работе с информацией.

Вследствие того, что педагог с когнитивным параметром «импульсивность» склонен к принятию необдуманного, профессионального решения, то у импульсивного педагога есть склонность к фрагментарному

профессиональному развитию. Мотивацией к систематическому профессиональному развитию у импульсивного педагога будет выступать

ориентированность на творческие аспекты профессионального развития, возможность профессиональной импровизации в процессе профессионального развития.

Исследователи особенностей параметров когнитивных стилей (Wilkin [9], Gardner [10], Холодная [11]) убеждены, что определение специфики параметров когнитивных стилей существенно влияет на личностные и профессиональные аспекты деятельности педагога, что, на наш взгляд, обусловливает наличие индивидуальных различий в особенностях профессионального развития.

Заключение. Таким образом, когнитивный стиль педагога определяет способ дидактической организации педагогического взаимодействия в системе «педагог - студент - образовательная среда». Продуктивность данного взаимодействия предопределяет эффективность обучения студентов и развития личностных механизмов познания. Наивысшим уровнем

профессионального мастерства владеет педагог, у которого спектр ведущих когнитивных стилей наиболее сформирован, причем ведущими когнитивными стилями будут являться «полезависимость-поленезависимость», «когнитивная сложность - когнитивная простота», «рефлексивность - импульсивность».

Исследование когнитивного стиля «полезависимость-поленезависимость» призвано определить степень самостоятельности педагога в постановке педагогических задач и принятии профессиональных решений, степень

осознанности смыслов педагогической деятельности, фокус на определенных содержательных аспектах. Применительно к профессиональному развитию, педагог способен определить формы и инструменты профессионального развития, которые будут релевантны особенностям когнитивного стиля «полезависимость-поленезависимость», что

призвано обеспечить поэтапный переход от позиции «педагог - ученик» к позициям «педагог - мастер» и «педагог - исследователь».

Изучение когнитивного стиля «когнитивная сложность - когнитивная простота» позволило установить степень сформированности умений работы с информацией на основе отбора релевантных данных, структурирования информации, систематизирования информации, и формирования системы генерации новых знаний. Степень выраженности данной особенности у педагога определяет качество обработки новых данных в процессе профессионального развития, что будет, с одной стороны, способствовать раскрытию когнитивных возможностей личности,

а, с другой стороны, позволит перейти на качественно-новый уровень исследования дидактических механизмов профессиональной деятельности педагога.

Всесторонний анализ когнитивного стиля «рефлексивность-импульсивность» позволил нам определить степень осознанности

профессиональной деятельности, склонность к саморефлексии профессиональной деятельности, степень системности при работе с информацией. Выявленные особенности влияют на системный характер профессионального развития, наличие циклов профессионального развития,

сопоставимых с когнитивными циклами личности. Соответственно, в данном контексте достижение педагогического мастерства рассматривается как установка на непрерывное

профессиональное развитие и цикличности совершенствования личностно-

профессиональных характеристик.

Следовательно, вектор профессионального развития педагога должен быть направлен на само-исследование текущих профессиональных позиций, четкое понимание собственных механизмов трансляции учебного процесса и развитие личностно-профессиональных

характеристик, предопределяющих

формирование когнитивного стиля, отвечающего потребностям современных образовательных процессов. Гибкость и инвариантность когнитивных стилей создают множественность успешных педагогических практик, требующих дальнейшего изучения и многофакторного анализа.

Литература:

1. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.

2. Панжев С.В. Когнитивный стиль профессиональной деятельности педагога / С.В. Панжев // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти почетного профессора АГУ А.В. Буровой «Весенние психолого-педагогические чтения» (19 апреля 2017 г.). - Астрахань: Астраханский государственный университет, 2017. - С. 64-68.

3. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Е.Ю.Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3. - С. 8-18.

4. Левина Е.Ю. Система управления развитием высшего образования на основе информационно-когнитивного подхода: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Левина Елена Юрьевна. - Казань, 2018. - 414 с.

5. Калимуллин Д.Д. Хронотоп в гуманитарном познании / Д.Д. Калимуллин // Социально -гуманитарные знания. - 2017. - № 10. - С. 116-122.

6. Тихонов А.А., Тихонова А.А. Когнитивные циклы в познании и образовании / А.А. Тихонов, А.А. Тихонова // Поволжский педагогический поиск. - 2016. - № 2(16). - С. 78-83.

7. Бурнашев К.Э. Хронотоп - ключ к познанию социального пространства / К.Э. Бурнашев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия социальные науки. - 2007. - № 2(7). - С. 15-19.

8. Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации: сборник научных трудов / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной, Л.Ю. Мухаметзяновой. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020.

9. Witkin H.A., Moore C.A., Goodenough D.R., & Cox P.W. (1975). Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications/ H.A., Witkin C.A. Moore, D.R. Goodenough & P.W. Cox // ETS Research Bulletin Series, 1975(2), 1-64. doi:10.1002/j.2333-8504.1975.tb01065.

10. Gardner R. et al. (1968) Cognitive control of differentiation in the perception of persons and objects/ R. Gardner et al. // Percept. and Motor Skills. Vol. 26. - P. 311-330.

11. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума / М.А.Холодная. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

References:

1. Cognitive pedagogy: textbook / R.H. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslennikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the editorship of E.Yu. Levina. -Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2020. - 228 pages.

2. Panzhev S.V. Cognitive style of teacher's professional activity / S.V. Panzhev // Materials of the

Interregional academic and research conference devoted to memory of honorary professor of AGU A.V. Burova "Spring psychological and pedagogical readings" (April 19, 2017). -Astrakhan: Astrakhan state university, 2017. - Page 64-68.

3. Levina E.Ju., Mukhametzyanova L.Ju. Development of the person of knowledge in the context of cognitive paradigm / E.Yu. Levina, L.Yu. Mukhametzyanova // Kazan pedagogical journal. - 2020. - № 3. - P. 8-18.

4. Levina E.Ju. System of management of higher education development on the basis of information and cognitive approach: diss. ... Doctor of ped.sciences: 13.00.01 / Levina Elena Jurevna. - Kazan, 2018. - 414 p.

5. Kalimullin D.D. Hronotop in humanitarian knowledge / D.D. Kalimullin // Social and humanitarian knowledge. - 2017. - № 10. - P. 116-122.

6. Tikhonov A.A., Tikhonova A.A. Cognitive cycles in knowledge and education / A.A. Tikhonov, A.A. Tikhonova//Volga-region pedagogical search. - 2016. - № 2(16). - P. 78-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Burnashev K.E. Hronotop - a key to knowledge of social space / K.E. Burnashev // The Messenger of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky: social sciences series. - 2007. - № 2(7). - P. 15-19.

8. Potential of cognitive pedagogy in the era of digitalization: collection of scientific articles/ R. Kh. Gilmeeva,

A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Ju Levina, L.Ju. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; edited by E. Ju Levina, L.Ju. Mukhametzyanova. - Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2020.

9. Witkin H.A., Moore, C.A., Goodenough D.R., & Cox P.W. (1975). Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications / H.A. Witkin, C.A. Moore, D.R. Goodenough, & P.W. Cox // ETS Research Bulletin Series, 1975(2), 1-64. doi: 10.1002/j.2333-8504.1975.tb01065.

10. Gardner R. et al. (1968) Cognitive control of differentiation in the perception of persons and objects/R. Gardner et al. // Percept. and Motor Skills. Vol. 26. - P. 311-330.

11. Kholodnaya M.A. Cognitive styles: About the nature of individual mind / M.A. Holodnaya. - M.: PER of SE, 2002. - 304 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Кац Александра Семеновна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Когнитивной педагогики и цифровизации образования», ФГБНУ «Институт педагогики психологии и социальных проблем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.