Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОГНИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОГНИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / РАВНОПОЛУШАРНЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / ЭГАЛИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кац А. С.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования индивидуальных механизмов познания (когниций) у студентов-юношей и студентов-девушек, с учетом гендерных различий в обучении, что позволит достичь большей индивидуализации обучения, и всестороннего, гармоничного развития личности студента. Цель статьи заключается в том, чтобы определить гендерные особенности студентов-юношей и студентов-девушек с позиции функционирования различных типов мышления. Авторами сформулировано, что задача педагога - это формирование равнополушарного типа мышления с акцентом на совершенствование когнитивного инструментария. Раскрыта сущность гендерно-ориентированного подхода в обучении с позиции когнитивной педагогики, заключающаяся в создании комфортных условий, способствующих всестороннему развитию личности студента, в т.ч. наличию интеллектуального прироста в когнитивной сфере студентов. Автором систематизирована классификация гендерных особенностей подростков. Предложено, что педагогу следует формировать у студента такой тип мышления, при котором студент сможет успешно справляться как с освоением дисциплин социально-гуманитарного цикла, так и с техническими дисциплинами. Доказано, что развитие равнополушарного типа мышления предполагает обучение студентов с учетом принципа комплиментарности. Статья предназначена для ученых-исследователей в области гендерного образования и педагогов-практиков, положительно рассматривающих возможности гендерного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON GENDER FEATURES IN COGNITIVE PEDAGOGY

The relevance of the article is due to the need of enhancing individual mechanisms of cognition at male-students and female-students, taking into account gender differences in training that will allow to achieve greater individualization of training, and comprehensive, harmonious student’s individual development. The purpose of the article is to define gender features of male-students and female-students from a standpoint of functioning of various types of thinking. It is formulated that the task of the teacher is the formation of equi-hemispheric type of thinking with emphasis on enhancing cognitive tools. The essence of the gender-focused approach in training from a standpoint of cognitive pedagogy is revealed in creation of the comfortable conditions promoting comprehensive student’s individual development, including existence of intellectual gain in the cognitive sphere of students. The author systematized classification of gender features of male-students and female-students. It is offered that the teacher should form such type of thinking in accordance with which the student will be able to cope successfully both with disciplines of a social and humanitarian cycle, and with technical disciplines. It is proved that development of equi-hemispheric type of thinking assumes training of students taking into account a complimentary principle. The article is intended for researchers in the field of gender education and the practicing teachers who are positively considering the possibilities of gender approach in training.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОГНИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

УДК 378

Исследование гендерных особенностей в когнитивной педагогике Research on gender features in cognitive pedagogy

Кац A.C., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»,

cats. schura@yandex. ru

Kats A., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.029

Исследование выполнено по государственному заданию № 0N599-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Ключевые слова: высшая школа, гендерные особенности, функциональная асимметрия мозга, равнополушарный тип мышления, эгалитарные отношения.

Keywords: higher school, gender features, functional asymmetry of brain, equi-hemispheric way of thinking, egalitarian relationships.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования индивидуальных механизмов познания (когниций) у студентов-юношей и студентов-девушек, с учетом гендерных различий в обучении, что позволит достичь большей индивидуализации обучения, и всестороннего, гармоничного развития личности студента. Цель статьи заключается в том, чтобы определить гендерные особенности студентов-юношей и студентов-девушек с позиции функционирования различных типов мышления. Авторами сформулировано, что задача педагога - это формирование равнополушарного типа мышления с акцентом на совершенствование когнитивного инструментария. Раскрыта сущность гендерно-ориентированного подхода в обучении с позиции когнитивной педагогики, заключающаяся в создании комфортных условий, способствующих всестороннему развитию личности студента, в т. ч. наличию интеллектуального прироста в когнитивной сфере студентов. Автором систематизирована классификация гендерных особенностей подростков. Предложено, что педагогу следует формировать у студента такой тип мышления, при котором студент сможет успешно справляться как с освоением дисциплин социально-гуманитарного цикла, так и с техническими дисциплинами. Доказано, что развитие равнополушарного типа мышления предполагает обучение студентов с учетом принципа комплиментарности. Статья предназначена для ученых-исследователей в области гендерного образования и педагогов-практиков, положительно рассматривающих возможности гендерного подхода в обучении.

Abstract. The relevance of the article is due to the need of enhancing individual mechanisms of cognition at male-students and female-students, taking into account gender differences in training that will allow to achieve greater individualization of training, and comprehensive, harmonious student's individual development. The purpose of the article is to define gender features of male-students and female-students from a standpoint of functioning of various types of thinking. It is formulated that the task of the teacher is the formation of equi-hemispheric type of thinking with emphasis on enhancing cognitive tools. The essence of the gender-focused approach in training from a standpoint of cognitive pedagogy is revealed in creation of the comfortable conditions promoting comprehensive student's individual development, including existence of intellectual gain in the cognitive sphere of students. The author systematized classification of gender features of male-students and female-students. It is offered that the teacher should form such type of thinking in accordance with which the student will be able to cope successfully both with disciplines of a social and humanitarian cycle, and with technical disciplines. It is proved that development of equi-hemispheric type of thinking assumes training of students taking into account a complimentary principle. The article is intended for researchers in the field of gender education and the practicing teachers who are positively considering the possibilities of gender approach in training.

Введение. В современных условиях, перед формирования специалиста будущего,

системой образования стоит задача обладающего не только необходимыми

профессиональными компетенциями, но и гибкостью и нестандартностью мышления, способностью генерировать инновационные идеи и эффективно реализовывать свой профессиональный/творческий потенциал.

Следовательно, педагогу следует формировать у студента такой тип мышления, при котором студент сможет успешно справляться как с освоением дисциплин социально-гуманитарного цикла (изучение иностранных языков; литература и т.д.), так и с техническими дисциплинами (STEM-subjects: наука, технология, инженерное дело, математика) [9].

При развитии равнополушарности мышления у студентов (восприятие как дисциплин социально-гуманитарного цикла, так и технических дисциплин) акцент делается на совершенствование когнитивного

инструментария, предложенного Камалеевой А.Р. Она полагает, что «каждый человек обладает индивидуальным набором инструментов (внешних и внутренних), которые используются им с различной эффективностью при решении широкого класса задач» [2, с.151]. Мы исходим из того, что работа над совершенствованием когнитивного инструментария позволит активизировать когнитивные способности личности с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью

совершенствования индивидуальных механизмов познания (когниций) [3] у студентов-юношей и студентов-девушек, а также учета гендерных различий в обучении, что позволит достичь большей индивидуализации обучения, и всестороннего, гармоничного развития личности студента. Следует отметить, что в юношеском возрасте происходит перестройка

интеллектуальной сферы, что предполагает повышенные интеллектуальные нагрузки, чтобы справиться с ними, мы полагаем, необходимо поэтапное совершенствование когнитивной сферы студента, развитие потенциальных способностей студента.

Исследование гендерных особенностей студентов-юношей и студентов-девушек рассмотрено в работах (Исаев И.Ф., Лысова И.И. Кривых Я.А., Продолятченко П.А.; Daniela Webera, Vegard Skirbekka) [1;4;8;10].

Кривых Я.А. размышляет в своей работе о роли гендера и его влиянии на учебно-профессиональную деятельность студента. Кривых Я.А. полагает, что «биологические характеристики не даны человеку непосредственным образом, а всегда

преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, иными словами существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания» [4, c.92].

Продолятченко П.А. полагает, что нужно подходить дифференцированно к диагностике функционирования типов мышления в соответствии с гендерными особенностями [8].

Исаев И.Ф., Лысова И.И. и др. размышляют о значимости сформированной гендерной культуры педагога, а также о ее роли в педагогическом взаимодействии. В то же время, авторы акцентируют внимание на развитие личности студента, отмечая, что «организация образования на гендерной основе призвана помочь студентам само-идентифицироваться и адаптироваться к социальным процессам, повысить личностную самооценку, научиться видеть и принимать многогранность культурологических реалий» [1; с.216].

В исследованиях, проведенных Daniela Webera, Vegard Skirbekka и др. представлены гендерные различия в соответствии с различиями в выполнении когнитивных функций [10]. Так, была представлена гипотеза, что студенты-юноши лучше справляются с пространственными (ориентирование на местности) и математическими задачами, в то время как у студентов-девушек лучше развита эпизодическая память и более сформированы умения чтения.

Методология исследования. Е.Ю. Левина рассматривает когнитивность в двух аспектах: «обращение к знанию как к результату когнитивной деятельности человека; развитие когнитивных механизмов познания, реализуемых в условиях информационной насыщенности» [6, с.11]. Коллектив авторов «Когнитивной педагогики» рассматривают когнитивную педагогику как нацеленную на развитие индивидуальных механизмов познания студентов (когниций) за счет совершенствования когнитивных личностных инструментов познания (внешних и внутренних).

В контексте когнитивной парадигмы образования рассматривается когнитивный подход, который базируется на альтернативном поиске решений педагогических задач средствами совершенствования когнитивного инструментария - восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. В связи с высокой информационной насыщенностью, умение работать с информацией является первостепенным. В связи с этим, следует развивать в студентах высшей школы способность к ее обработке («оцифровыванию»).

Когнитивный подход подразделяется на информационно-когнитивный подход и социо-когнитивный подход. Согласно научной позиции Е.Ю. Левиной, информационно-когнитивный подход предполагает «управление развитием высшего образования обеспечивает

целенаправленную организацию взаимодействия агентов системы в контексте достижения результативности системы» [5, с.19], т.е. акцент делается на достижение высокого качества обучения в системе высшего образования.

Одним из ключевых аспектов информационно-когнитивного подхода является феномен «хронотопа», который детерминирует циклы успешного профессионального развития у педагогов, и циклы, наиболее благоприятные для обучения студентов. Благодаря всестороннему исследованию феномена «хронотоп», ученые-исследователи совместно с педагогами-практиками смогли установить цикличность в обучении студентов, что позволило индивидуализировать траектории обучения в высшей школе.

Социо-когнитивный подход [7] предполагает принципиально иную организацию

профессиональной деятельности и построение иного процесса взаимодействия с учетом индивидуальных механизмов познания (когниций). Акцент делается на интеллектуализацию и индивидуализацию образования, наполнение образовательного процесса в высшей школе когнитивной составляющей.

Е.Ю. Левина полагает, что «личность овладевает смыслами в представленных выше

реальностях предметного мира, культуры и речи посредством социального взаимодействия» [7, c.109], т.е. в процессе социального взаимодействия у студента формируется новое видение, новое представление об известных ранее феноменах. В процессе социального взаимодействия личность меняется, приобретает новые качества, трансформирует собственные взгляды и убеждения, т.е. происходит полноценный процесс социализации в интеграции с наращиванием человеческого и интеллектуального капитала.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что существуют определенные гендерные особенности у студентов-юношей и студентов-девушек, обусловленные функциональной асимметрией головного мозга, а также выраженностью гендерных различий.

Основанием представленной методологии является выделение гендерных особенностей, необходимых для их учета в процессе обучения. Наше исследование базируется на обобщении существующих гендерных различий при построении (конструировании) образовательной деятельности.

Результаты исследования. Мы

типологизировали гендерные особенности студентов-юношей и студентов-девушек и выделили четыре наиболее значимых аспекта: психологические аспекты в процессе взаимодействия; специфика функциональной асимметрии мозга; различия в интеллектуальной (когнитивной) деятельности; организация обучения студентов-юношей и студентов-девушек, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Типология гендерных особенностей обучающихся

Студенты-юноши Студенты-девушки

1. Психологические аспекты в процессе взаимодействия

Отношения в коллективе выстраиваются по принципу иерархичности, в котором определяются свои лидеры Ядро самосознания определяется межличностными взаимоотношениями

Характерна эмоциональная сдержанность Глубоко эмоциональны, ранимы

2. Функциональная асимметрия мозга

Преобладает правое полушарие Преобладает левое полушарие

Преобладает конкретно-образное восприятие информации Преобладает словесно-логическое восприятие информации

Хорошо развиты зрительные анализаторы, умение ориентироваться в пространстве Хорошо развиты слуховые анализаторы

Речь воспринимается через призму образов Умение оперировать словами, заключенными в знаках и символах

3. Различия в интеллектуальной (когнитивной) деятельности

Быстро усваивают / «оцифровывают» новый материал для изучения Работают в своем, индивидуальном, размеренном темпе восприятия материала

Легче усваивают алгоритмы Основная задача - понять принцип выполнения задания

Не терпят однообразия и рутинной/монотонной деятельности Любят задания на повторения

Переход от общего (формулирование гипотезы) к частному (утверждения) (дедукция) Переход от частных фактов к выделению общих подходов и принципов (индукция)

Продолжение таблицы 1

Студенты-юноши Студенты-девушки

Мыслят конкретно и прагматично (важно практическое / прикладное значение) Мыслят абстрактно (чаще важно теоретическое осмысление)

4. Организация обучения студентов-юношей и студентов-девушек

Нестандартное (креативное) преподнесение информации педагогом Преподнесение информации с эмоциональным компонентом

Акцент на самоконтроль и самодисциплину Акцент на контроль со стороны педагога

Способен обработать («оцифровать») большой объем информации Требуется размеренный темп подачи информации для ее усвоения

Использование групповых форм работы на основе духа соперничества и конкуренции (с акцентом на лидера) Использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь, эмпатию и толерантность

Акцент на самостоятельность в процессе обучения Акцент на помощь извне в процессе обучения

Необходимость объективной оценки выполненной работы (похвала и конструктивная критика) Необходимость эмоционально-оценочной составляющей в процессе и результате работы (проявление эмпатии)

Если рассматривать психологические аспекты в процессе взаимодействия, то студенты-юноши более склонны к доминированию и лидерству, в то время как студенты-девушки участвуют чаще в равноправных или подчиненных отношениях. Эта специфика позволяет определить характер и направленность педагогического взаимодействия, и помогает правильно расставить акценты педагогу в создании ситуаций взаимодействия в соответствии с принципами социо-когнитивного подхода.

Если рассматривать специфику

функциональной асимметрии мозга студентов-юношей и студентов-девушек, то можно констатировать следующее: в связи с тем, что у студентов-юношей более развито

пространственное мышление и ориентирование в пространстве, педагогу следует развивать у студентов-юношей компенсаторные умения: акцент делать на работе со словом и звуковой системой. Аналогично, в связи с тем, что у студентов-девушек лучше развиты слуховые анализаторы, педагогу следует сделать акцент на формирование пространственного мышления у студентов-девушек.

В контексте различий в интеллектуальной (когнитивной) деятельности, педагогу следует сделать акцент на темп усвоения материала, объем подачи материала в зависимости от гендерных особенностей. При подаче материала студентам-юношам в индивидуальной формате или в формате проектной деятельности, скорость преподнесения материала, а также сложность материала студентам-юношам будет

варьироваться и будет выше, чем при объяснении студентам-девушкам. При групповой работе педагогу можно комбинировать - часть заданий, которая ориентирована на студентов-юношей делать более информационно-насыщенными и

концентрированными, часть заданий, которая ориентирована на студентов-девушек, делать адаптированной с учетом скорости восприятия студентов-девушек.

В контексте организации обучения студентов-юношей и студентов девушек, педагогу следует учесть степень самостоятельности в процессе выполнения задания, приоритетный тип задания, вид оценки. В связи с этим, мы предлагаем развивать у студентов-девушек стремление к самостоятельности, умение прислушиваться к объективной оценке педагога, творческий характер деятельности. Педагогу следует развивать у студентов-юношей умение выстраивать равноправные отношения со студентами, развивать склонность к эмпатии.

Заключение. Несмотря на многоаспектность феноменов «гендер», «гендерный подход», можно систематизировать ключевые особенности организации обучения студентов-юношей и студентов-девушек в зависимости от гендерных особенностей и сформированности их когнитивных функций.

1. Педагогу важно формировать собственную гуманистическую позицию с акцентом на аутотолерантность и гендерную толерантность к студенту. Педагогу следует осознанно подходить к организации среды, включающей множество гендерных отличий: быть гендерно-чувствительным к индивидуальным особенностям студентов, создавать им максимально-комфортные условия для раскрытия их учебного/ творческого потенциала и самореализации.

2. Обучение студентов-юношей и студентов-девушек обладает комплиментарным характером; для формирования равнополушарного мышления, педагогу следует развивать те умения и навыки, которые присущи

противоположному полу. В данном контексте, студенты-юноши смогут лучше овладеть предметами гуманитарного цикла, а студенты-девушки будут способны воспринять технические дисциплины.

3. В формате групповой работы речь идет о том, чтобы часть задний была ориентирована на студентов-юношей, которая требует быстрого восприятия информации, информационно-насыщенного контента. При этом часть заданий, которая требует прилежания, работы в своем темпе была ориентирована на студентов-девушек.

4. В формате индивидуальной или проектной работы педагогу следует учитывать гендерные особенности студентов-юношей и студентов-девушек в обучении, и максимально использовать их образовательный потенциал. Следует сделать акцент на отличительных характеристиках: темп усвоения материала, объем подачи материала; степень самостоятельности в процессе выполнения задания, приоритетный тип задания, вид оценки.

Литература:

1. Исаев И.Ф., Лысова И.И., Витохина О.А., Волкова О.В. Гендерная культура преподавателя высшей школы: лингвистический компонент / И.Ф. Исаев, И.И. Лысова, О.А. Витохина, О.В. Волкова // Научные ведомости (Серия гуманитарные науки). -2013. - № 20(163). - Вып. 19. - С. 215-221.

2. Камалеева А.Р. О формировании когнитивного инструментария студентов вуза в процессе познавательной деятельности (в условиях технологического обучения) / А.Р. Камалеева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2020. - № 2(107). -С. 146-152.

3. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.

4. Кривых Я.А. Гендерные особенности мышления / Я.А. Кривых // Вестник науки и образования. - 2020. - № 13(91). - С. 91-93.

5. Левина Е.Ю. Методология информационно-когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3. -С. 17-21.

6. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3. - С. 8-18.

7. Левина Е.Ю., Никулин С.Г. Социо-когнитивный подход в концепции образования взрослых / Е.Ю. Левина, С.Г. Никулин // Professional education in Russia and abroad. - 2019. - № 4(36). - С. 107-112.

8. Продолятченко П.А. Гендерный подход к обучению студентов в ВУЗе [Электронный ресурс] / П.А. Продолятченко // Академия педагогических идей «Новация». - 2017. - № 12.- Режим доступа: http://akademnova.ru/page/875548

9. Kollmayer M., Shultes M.T., Lüftenegger M., Finsterwald M., Spiel Ch., Shober B. Reflect - a teacher-training program to promote gender equality in schools / M. Kollmayer, M.T. Shultes, M. Lüftenegger, M. Finsterwald, Ch. Spiel, B. Shober // Curriculum, instruction and pedagogy. - 2020. - № 5. - Р. 1-8.

10. Webera D., Skirbekka V., Freundc I., Herlitzd A. The changing face of cognitive gender differences in Europe / D.Webera, V. Skirbekka, I. Freundc, A. Herlitzd // PNAS. - 2014. - 11673-11678 p.

References:

1. Isaev I.F., Lysova I.I., Vitokhina O.A., Volkova O.V. Gender culture of the University- teacher: linguistic component / I.F. Isaev, I.I. Lysova, O.A. Vitokhina, O.V. Volkova // Scientific sheets humanities series). - 2013. - № 20(163). - Issue 19. - P. 215-221.

2. Kamaleeva A.R. About formation of cognitive tools of higher education institution of students in the course of cognitive activity (in the conditions of technological training) / A.R. Kamaleeva // ChGPU Bulletin named after I.Ya. Yakovlev. - 2020. - № 2(107). -P. 146-152.

3. Cognitive pedagogy: study guide / R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslennikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under scientific edition of E.Yu. Levina. - Kazan: Institute of pedagogy, psychology and social problems, 2020. - 228 p.

4. Krivykh Ya. A. Gender features of the way of thinking / Ya.A. Krivyakh //Messenger of science and education. - 2020. - № 13(91). - P. 91-93.

5. Levina E.Yu. Methodology of information and cognitive approach to the management of the higher education development / E.Yu. Levina // Kazan pedagogical journal. - 2018. - № 3. - P. 17-21.

6. Levina E.Yu., Mukhametzyanova L.Yu. Development of the Human of knowledge in a foreshortening of a cognitive paradigm // Kazan pedagogical journal. - 2020. - № 3. - P. 8-18.

7. Levina E.Yu., Nikulin S.G. Socio-cognitive approach in the conception of adult education / E.Yu. Levina, S.G. Nikulin // Professional education in Russia and abroad. - 2019. - № 4(36). - P. 107-112.

8. Prodolyatchenko P.A. Gender approach to training of students in higher education institution

[Electronic resource] / P.A. Prodolyatchenko // Academy of the pedagogical ideas "Innovation". - 2017. - № 12. -Access mode: http://akademnova.ru/page/875548

9. Kollmayer M., Shultes M.T., Lüftenegger M., Finsterwald M., Spiel Ch., Shober B. Reflect - a teacher-training program to promote gender equality in schools // M. Kollmayer, M.T. Shultes, M. Lüftenegger, M.

Finsterwald, Ch. Spiel, B. Shober // Curriculum, instruction and peda-gogy. - 2020. - № 5. - P. 1-8.

10. Webera D., Skirbekka V., Freundc I., Herlitzd A. The changing face of cognitive gender differences in Europe / D.Webera, V. Skirbekka, I. Freundc, A. Herlitzd // PNAS. - 2014. - 11673-11678p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

(19.00.07 - Педагогическая психология)

Сведения об авторе:

Кац Александра Семеновна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории «Когнитивной педагогики и цифровизации образования» ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.