УДК 378
Римма Хамидовна Гильмеева, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивной педагогики и цифровизации образования Института педагогики, психологии и социальных проблем (г. Казань).
Е-шаП: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МИССИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА1
Ключевые слова: миссия, социокультурная миссия, принцип социальной ориентации, сетевое общество, ценности, социально ориентированное образование, социокультурное взаимодействие, социальный капитал, гуманитарные ценности образования
Аннотация. В статье как предмет исследования рассмотрены разнообразие и многоаспектность дефиниции «социокультурная миссия высшего образования», которая обладает ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями.
Целью исследования является: выявление особой роли социокультурной миссии высшего образования как доминирующей, которая реализуется через принятие ценностей в процессе социокультурного взаимодействия всех акторов образования. Методологией данного положения является принцип социальной ориентации высшего образования, сформулированный и раскрытый автором. Данный принцип обеспечивает взаимообусловленность и взаимообогащение социально-коммуникативного взаимодействия, с одной стороны, расширяя его возможности за счет включения внешних акторов в образовательную среду, с другой стороны - за счет обогащения и развития социума через воспроизводство социокультурных ценностей людьми новой формации и креативного современного мышления молодежи. Принцип социальной ориентации высшего образования предопределяет наращивание социального капитала образовательной организации, способствуя передаче и воспроизводству знаний, культуры и ценностей общества в формате «человек-знание-социум».
Основной результат исследования заключается в определении особенностей социокультурной миссии высшего образования в период цифровой трансформации общества, влияющих на способы передачи и использования информации, обеспечивающей формирование нового типа социального взаимодействия «сетевое общество». Результаты исследования могут быть использованы в организации учебной и внеаудиторной деятельности в вузе, методических пособиях и лекционных курсах для преподавателей, в организации социально ориентированной деятельности молодежи.
Для цитирования: Гильмеева, Р.Д. Особенности социокультурной миссии высшего образования в период цифровой трансформации общества / Р.Д. Гильмеева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №1 (91). - С. 44-55.
Штта КН. ОНтввуа,
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0Ш9-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».
Doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Cognitive pedagogy and education digitalization laboratory,
leading researcher (Kazan).
Е-mail: [email protected]
FEATURES OF SOCIO-CULTURAL MISSION OF HIGHER EDUCATION IN THE PERIOD DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY1
Keywords: mission, sociocultural mission, principle of social orientation, network society, values, socially oriented education, sociocultural interaction, social capital, humanitarian values of education
Abstract: The article claims as an object of research a variety and a multi-faceted character of a definition "a sociocultural mission of the higher education", which has its value and standard structure with the social positions corresponding to it.
The research objective is as follows: to identify a special role of the socio-cultural mission of the higher education as a prevailing one and being implemented through acceptance of values in the course of socio-cultural interaction of all actors of education. The methodology of the research is the principle of social orientation of the higher education formulated and revealed by the author. This principle provides inter-conditionality and mutual enrichment of social and communicative interaction, on the one hand, enlarging its opportunities due to inclusion of external actors in the educational environment, on the other hand, due to enrichment and development of society through reproduction of socio-cultural values by people of a new formation and creative modern way of thinking among youth. The principle of social orientation of the higher education redefines creating of a social capital of the educational organization, promoting transfer and reproduction of knowledge, the culture and values of society in a format: human - knowledge - society.
The main result of a research is to determine the features of a socio-cultural mission of the higher education in the period of society's digital transformation influencing ways of transfer and use of information providing formation of new type of social interaction called "network society". The results of a research can be used in the organization of educational and extracurricular activity in higher education institution, study guides and lecture courses for teachers, in the organization of youth socially oriented activities.
For citing: Gilmeeva R.Kh. (2021). Features of socio-cultural mission of higher education in the period digital transformation of society. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 1(91): 44-55. (In Russ).
DOI: 10.21510/1817-3292-2021-91-1-44-55
Введение. Национальная безопасность и стабильность государства обеспечивается наличием системы ценностей, включающей смыслы и ориентации, традиции, общепринятые нормы поведения в обществе. Конкретным механизмом, способствующим передаче культуры из поколения в поколение, являются институты образования как ценностно-нормативные
1 The article was prepared under the state assignment No. 0N59-2019-0013 "The problem of modern methodology for studying the formation and development of a person in the era of digitalization".
комплексы, обеспечивающие формирование, развитие и реализацию потребностей людей во всех основных сферах жизнедеятельности. Успешная деятельность образовательной организации высшего образования (далее Институт) возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: наличии социальных норм, этики и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; интеграции его в социально -общественную и ценностную структуру общества; наличие материальной базы, обеспечивающей успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социокультурной миссии.
Исключительно важную роль в процессе развития общества играет социокультурная миссия Института, благодаря которой материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей; обеспечивается трансляция культурного достояния общества; происходит наращивание интеллектуального потенциала социума, обеспечивается изменение менталитета личности и общества в новых условиях жизнедеятельности. В данном контексте миссия понимается нами как смыслообразующее ядро идеи, определяющее предназначение Института в современном обществе и трактуется как понятие, отражающее основную цель, связанную с самоопределением конкретного высшего учебного заведения среди других, включающее его специфику. Миссия характеризует вид, масштабы деятельности, особенности организации; обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях с учетом философии предназначения организации; является базисом стратегических решений, определения целей и задач организации; способствует пониманию и поддержке внешних и внутренних акторов, заинтересованных в ее успехе.
Содержание миссии раскрывается через ценности и принципы, являющиеся базовыми в деятельности образовательной организации, а также через действия, которые она намерена осуществлять, объединяя усилия коллектива на выбранном направлении. Методологической основой определения миссии выбран социокогнитивный подход, трактуемый с точки зрения процессов личностного, профессионального и социального взаимодействия субъектов образования в рамках траектории развития образовательной организации [1]. Суть социально-коммуникативного взаимодействия состоит в гармонизации и согласовании внутренних и внешних акторов образования: взаимообогащении человека, образовательной организации и социума; их социальной направленности [2]. С точки зрения педагогики, одним из актуальных ресурсов методологии образовательной организации является реализация принципа социальной ориентации, обеспечивающего накопление потенциала социального капитала образовательной организации, способствующего гармонизации личностных и профессиональных интересов, установок всех субъектов образовательного процесса и запросов социально-экономического и общественного развития страны [3].
Материалы и методы исследования. Невероятно возросший объем информации, принципиальные изменения в способах ее получения, воспроизводства и передачи, переход человекообразующей роли образования к социальным сетям, трансформация общества и культуры, формирование нового типа социального взаимодействия «сетевое общество», а также изменения в условиях социализации требуют переосмысления фундаментальных основ миссии высшей школы. Мыслители Европы XIX-XX вв., обозначая миссию классического университета, вбирающего лучшие традиции высшей школы, выделяли следующие основные положения: университетское знание универсально; к ценностям классического университета относятся воспроизведение, создание культуры, мировых и национальных духовных ценностей; автономия и коммуникативное взаимодействие между участниками образовательного процесса; социализация, целью которой является формирование интеллигентного человека и гражданина [4; 5; 6; 7; 8]. Проведенный нами анализ российских вузов показал, что классические университеты определяют свою миссию в сохранении, развитии и распространении отечественной и мировой культуры. Университеты исследовательского типа формулируют свою миссию как сохранение и приумножение духовных ценностей человечества; как освоение, диссимиляцию, получение и переработку информации; как опережающую подготовку интеллектуальной элиты общества на основе междисциплинарной интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и концептуальных инновационных идей [9]. Сегодня университеты конкурируют с множеством различных образовательных ресурсов, модернизируя способы передачи знаний, условия обучения, транслируя свою систему ценностей и представляя особое уникальное образовательное пространство.
Свой вклад в педагогическую теорию и практику когнитивной педагогики вносят ученые казанского Института педагогики, психологии и социальных проблем [1]. Так, Е.Ю. Левина и Л.А. Шибанкова акцентируют внимание на «необходимость формирования когнитивного капитала образовательной организации как нового формата "актива" высшего образования, способного повлиять на качество образовательной деятельности и ее результативность». Р.Х. Гильмеева считает, что когнитивный капитал, объединяющий человеческий, интеллектуальный, социальный и организационный капиталы, образует системно целостный сложный конструкт - континуум, ограниченный пространством образовательной организации, на которой имеют влияние группы внутренних и внешних факторов. Развитие когнитивного капитала образовательной организации высшего образования является ее генеральной организационно-педагогической задачей и актуализирует исследовательский поиск современных эффективных стратегий и механизмов его развития с упором на гуманитарные измерения и центрацию на преподавателе как субъекте образования. Л.Ю. Мухаметзянова выделяет одно из направлений реализации
когнитивной парадигмы в высшем образовании, ориентирующееся на изучение личности в многообразии ее гуманистически-смысловых взаимоотношений с быстро трансформирующейся реальной действительностью, определяя гуманистическую когницию как проявление умственных, интеллектуальных способностей человека, включающее личностно-ценностное гуманистическое осознание самого себя в процессе социокультурного взаимодействия, в том числе и обучения [1]. В определении гуманистической когниции отражено пересечение трех основных категорий - смысла, ценности (смысловая оценка) и концепта (концептуальное осознание). «В эпоху цифровизации особенностями образовательного процесса является как содержание учебных дисциплин, так и развитие механизмов познания человека, способствующих эффективному усвоению обучающимися знаний в культурном диалоге времён, концептуальных точек зрения, связанных со смыслами и ценностями в противовес мозаичному мышлению, вынужденно развивающемуся в неконтролируемых информационных потоках» [1].
Однако сегодня большинство исследователей и практиков сферы высшего образования сходятся в оценке функционирования университетов как недостаточно эффективного. Возможно, причина такой оценки скрывается в том, что идея университета вступает в противоречие с современной ситуацией цифровизации общества. Сетевые отношения, проникая во все социальные сферы, начинают преобладать в них, поскольку имеют большие возможности, воздействуя на изменение целеполагания, механизмов и субъектов социализации. В результате мощного влияния, которое оказывают сетевые отношения, растет многообразие потребностей в образовательных услугах и динамизм индивидуальных профессиональных и жизненных стилей молодежи [10].
В сетевом обществе одним из важнейших средств социализации выступает социально-коммуникативное взаимодействие, а главным результатом становится формирование субъекта, способного инициировать взаимодействия в межсетевом пространстве. В таких условиях человек учится конкретным формам социально-коммуникативного взаимодействия, свойственным его культуре, нации или группе, не ограничивая возможность коммуникации в сетях принадлежностью к одной культуре или ценностной системе. В рамках развития социальной ориентации высшей школы представляется важным изучение социального капитала образовательной организации как совокупности нормируемых, устойчивых профессиональных связей, коммуникаций и отношений между акторами образования, используемых для повышения результативности обучающей и научной деятельностей образовательной организации.
Социальные отношения, профессиональные связи, коммуникации позволяют сформировать социальный капитал образования, обеспечивающего как социализацию и профессионализацию обучающихся, так и профессионально-личностное развитие педагогического состава и образовательной организации в целом. Методологической основой его
изучения определен социокогнитивный подход, трактуемый с точки зрения процессов личностного, профессионального и социального взаимодействия субъектов образования в рамках траектории развития образовательной организации [1]. Суть социально-коммуникативного взаимодействия состоит в гармонизации и согласовании внутренних и внешних акторов образования: взаимообогащении человека, образовательной организации и социума; их социальной направленности [2].
С точки зрения педагогики одним из актуальных ресурсов методологии образовательной организации является реализация принципа социальной ориентации, обеспечивающего накопление потенциала социального капитала образовательной организации, способствующего гармонизации личностных, профессиональных интересов, установок всех субъектов образовательного процесса и запросов социально-экономического и общественного развития страны [3]. Нами было установлено, что данный принцип обеспечивает взаимообусловленность и взаимообогащение социально-коммуникативного взаимодействия, с одной стороны, расширяя возможности за счет включения в образовательную среду внешних акторов, с другой стороны, обогащая и развивая социум за счет воспроизводства социокультурных ценностей людьми новой формации и креативного современного мышления молодежи.
Социальные сети, актуализируя новые цели социализации, становятся ее главными агентами. вытесняя нередко все привычное социальное окружение (знания можно получить онлайн, дистанционно в нескольких образовательных организациях). Содержание образования отбирается через призму социальной значимости с учетом индивидуальных интересов обучающегося, вследствие чего человеческий капитал приобретает социальную значимость. Реализация данного принципа дает возможность эффективно объединять и распределять как материальные, так и образовательные ресурсы при решении общих задач образовательной деятельности; осуществлять необходимое общение всех акторов образования; учитывать интересы и предложения; интегрировать гражданские и социально-ориентированные инициативы каждого из них, формировать необходимые для человека социальные навыки, способствующие формированию и трансляции индивидуальных качеств и личностной позиции. На основе многолетних исследований, мы пришли к выводу, что социальные навыки эффективно проявляются на основе духовно-нравственного иммунитета, оберегая человека от внешних и внутренних негативных воздействий, способствуя преодолению психологических барьеров, поиску решения в нравственном выборе, противостоянию деструктивному влиянию [11].
Принцип социальной ориентации также определяет логику и непрерывность взаимообусловленности следующих понятий:
- система ценностей (базовые национальные ценности);
- гражданская устойчивость, социальная солидарность;
- духовно-нравственный иммунитет как способность человека осваивать и воспроизводить ценности, обеспечивающие моральное здоровье нации и готовность к преодолению деструктивного влияния;
- социальные навыки - возможность человека выразить и донести до окружающих свою нравственную и социальную позицию, готовность к коммуникации;
- социальная ответственность - потребность к осознанию личностной и гражданской ответственности.
Одной из ключевых фигур новой интерпретации миссии университета является английский исследователь Р. Барнетт, по мнению которого именно современные трансформирующиеся университеты могут противостоять охватившей мировое сообщество социальной фрагментации, неопределенности, внедрению массовой культуры, разрушению целостности и автономности человека и выступать медиатором, посредником в современном обществе, теряющем свою целостность [12]. Происходят кардинальные изменения и на рынке труда, профессия перестает определять человеческую ценность; уникальные личности могут создавать для себя индивидуальные, динамичные и локальные сферы занятости, по-новому интегрируясь в социокультурную среду. В этих условиях основной задачей образования становится обучение каждого обучающегося умению выстраивать собственную образовательную траекторию в соответствии с меняющейся жизненной и профессиональной ситуацией. Современный Университет должен быть направлен на обеспечение как «профессией на всю жизнь», так и на смену профессий, готовя студентов к осознанию того, что для жизни в этой непростой ситуации им необходимо найти и развить собственные силы [12].
Принимая во внимание вызовы, брошенные информационной эпохой, отдельные исследователи предлагают следующую формулировку современной миссии университета: создание коммуникативного пространства на основе междисциплинарного и межкультурного диалога; обеспечение субъектов образовательного процесса навыками критического осмысления; развитие методологии междисциплинарных исследований и предоставление всем равных возможностей участия в них; формирование у акторов образовательного поля социальных установок, мотивации к поиску новых нестандартных решений в неопределенных ситуациях. Исходя из подобного определения миссии современного университета, можно определить, что ядром его научно-образовательного пространства становятся проекты, междисциплинарные исследования, что обеспечивает межгрупповую коммуникацию, реализующуюся в научных форматах, доступных для всего профессорско-преподавательского и студенческого сообщества [13].
Выводы. В процессе исследования были сделаны выводы о том, что функции Института достаточно многообразны, многоаспектны. Среди них достойны особого внимания:
1) культурологическая функция, предусматривающая сохранение и развитие культуры в обществе; передачу научных достижений; общепринятых ценностей и норм поведения; базовых навыков, необходимых в профессиональной деятельности; сохранение своеобразия национальной культуры;
2) философская функция, ориентированная на формирование мировоззрения обучающихся, являющегося составным компонентом процесса социализации, осуществляемого высшей школой, способствующим привитию молодежи общечеловеческих ценностей, что достигается в процессе изучения гуманитарных дисциплин;
3) социальная функция, ориентированная на повышение социального статуса человека в современном цифровом обществе; запуск механизма социальной мобильности молодого человека - получение профессии, включение в профессиональную деятельность, реализацию траектории профессиональной карьеры; развитие позитивных установок, ценностных ориентаций, жизненных целей, обеспечивающих социализацию и интеграцию молодежи в социокультурную среду.
4. инновационная функция, предусматривающая процесс интеграции науки, высшего образования и высокотехнологичного производства, способствующего ускорению научно-технического развития, социально-экономическим изменениям государства и общества на основе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых учеными и студентами в вузах;
5. гражданская функция, обеспечивающая формирование гражданина, способного быть активным участником социально-экономических и социокультурных преобразований общества, государства, обладающего духовно-нравственным иммунитетом и социальной ответственностью.
В рамках развития социальной ориентации университетов изучены и выявлены особенности социокультурной миссии высшего образования в период цифровой трансформации общества. Они таковы.
Развитие социального капитала образовательной организации рассматривается как совокупность нормируемых, устойчивых профессиональных связей, коммуникаций и отношений между акторами образования, используемых для повышения результативности образовательной и научной деятельностей образовательной организации.
Социальные отношения, профессиональные связи, коммуникации позволяют сформировать социальный капитал образования, обеспечивающего как социализацию и профессионализацию обучающихся, так и профессионально-личностное развитие педагогического состава и образовательной организации в целом.
Сохранение гуманитарных ценностей образования при подготовке активного субъекта для общества знаний способствует формированию новой образовательной среды вуза, для развития успешно социализированного Человека.
Сохранение ценностей образования, переосмысление и фундаментальное изменение профессионально-педагогических связей, коммуникаций и отношений между субъектами образования имеют прямое влияние на результат образовательной деятельности - подготовку истинных гуманитариев.
Гуманистическая ориентация вопросов, связанная с человеком как объектом гуманитарных измерений и со сферой высшего образования, обеспечивает социокультурную миссию распространения и передачи ценностей, науки и культуры в эпоху цифровизации.
Заключение. Трансформация образовательных организаций высшего образования [14;15; 16; 17; 18; 19] зависит от того, насколько они способны принять вызовы цифровизации, откликнуться на запросы общества; готовы осваивать и реализовывать новые механизмы работы с информацией для решения новых образовательных задач. При реализации принципа социальной ориентации Университет может быть рассмотрен как самостоятельная социально ориентированная интеллектуальная корпорация, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности социальной системы общества, благодаря которой обеспечивается стабильность государства, развитие человека и общества.
1. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.
2. Гильмеева, Р.Х. Некоторые аспекты когнитивного моделирования в профессиональном образовании / Р.Х. Гильмеева // Когнитивное моделирование в профессиональном образовании»: сборник материалов Международной научно-практической конференции (24 октября 2019 года). - Казань : ФГБНУ «ИППСП», 2019. -С. 50-58.
3. Левина, Е.Ю., Когнитивный капитал образовательных организаций: гуманитарная ориентация на развитие высшего образования / Е.Ю. Левина, Р.Х. Гильмеева, Л.А. Шибанкова // Педагогика. - 2020. - № 7. - С. 91-102.
4. Верже, Ж. Средневековый университет: учителя / Ж. Верже // Alma mater. Литература. - 1997. - № 2. - С. 43-46; № 4. - С. 33-36; № 5. - С. 36-40.
5. Захаров, Н. В. Миссия университетов в европейской культуре / Н.В. Захаров, Е.С Ляхович. - Москва : Фонд «Новое тысячелетие», 1994. - 240 с.
6. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье. / Ж Ле Гофф // Время, труд и культура Запада. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002
7. Рутенберг, В.И. Университеты итальянских коммун / В.И. Рутенберг // Городская культура: Средневековье и начало Нового времени / под ред. В. И. Рутенберга. - Ленинград : Наука, 1986. - С. 43-52.
8. Хабермас, Ю. Идея университета. Процессы обучения / Ю. Хабермас // Alma mater. - 1994. - № 4. - С. 9-17.
9. Сайты образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Томска
10. Строгецкая, Е.В. Организационное развитие вузов как фактор социальных трансформаций региона / Е. В. Строгецкая // Власть. - 2013. - № 3. - С. 72-75. - Библиогр. в сносках. - ISSN 2071-5358
11. Гильмеева, Р.Х. Духовно-нравственный иммунитет как фактор социализации молодежи. / Р.Х. Гильмеева // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики»: материалы 11-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 31 мая 2017 года). В 2-х книгах. Книга 2. / Под общей редакцией д.п.н. Е.А. Корчагина; д.п.н. Р.С. Сафина. - Казань : Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - С. 8-12.
12. Барнетт, Р. Осмысление университета. Образование в современной культуре / Р. Барнетт. // Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; под ред. М. Гусаковского. - Мн.: Пропилеи, 2001. - 128 с.
13. Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации: сборник научных трудов / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной, Л.Ю. Мухаметзяновой. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 112 с.
14. Levina, E., Gilmeeva, R., Shibankova, L. Social Capital of the University: Humanitarian Representation in the Era of Digitalization // In: Gafurov I, Valeeva R (Eds) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 - June 9, 2020. ARPHA Proceedings, 2020, 3, 1435-1448.
15. Levina, E., Kamaleeva, A., Mukhametzyanova, L. Cognitive Approach: Methodology Development in the Era of Digitalization // In: Gafurov I, Valeeva R (Eds) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 - June 9, 2020. ARPHA Proceedings 2020, 3, 1449-1464.
16. Konopleva, N.V., Aleksandrovich, N.V. Digitalization of Education: Diversity of Views / N.V. Konopleva, N.V. Aleksandrovich // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Vol. 437. - P. 832 - 835.
17. Maltseva, O.A., Khovanskaya, E.A., Martynova, N.A., Karpova, I.V. The Digitalization of Education in Higher Education: Methodological and Practice-Oriented Aspects / O.A. Maltseva, E.A. Khovanskaya, N.A. Martynova, I.V. Karpova // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Vol.437. - P.859-864.
18. Popova, O.I., Gagarina, N.M., Karkh, D.A. Digitalization of Educational Processes in Universities: Achievements and Problems / O.I. Popova, N.M. Gagarina, D.A. Karkh // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Vol.437. -P. 738-742.
19. Yugova, E.A., Gafner, V.V., Blinov, D.I. State and Prospects of Digitalization in the Field of Formation of Students' Healthy and Safe Lifestyles / E.A. Yugova, V.V. Gafner, D.I. Blinov // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Vol. 437. -P. 495-500.
References:
1. Kognitivnaya pedagogika (2020) [Cognitive pedagogy]: manual / R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslennikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under scientific edition of E.Yu. Levina. - Kazan: Institute of pedagogy, psychology and social problems. - 228 p. (In Russ)
2. Gilmeeva R.Kh. (2019) Nekotoryye aspekty kognitivnogo modelirovaniya v professional'nom obrazovanii [Some aspects of cognitive modeling in professional education] / R.Kh. Gilmeeva //Cognitive modeling in professional education: collection of materials of the International academic and research conference (October 24, 2019). - Kazan : FSBSI "IPPSP". -Pp. 50-58. (In Russ).
3. Levina E.Yu. (2020) Kognitivnyy kapital obrazovatel'nykh organizatsiy: gumanitarnaya oriyentatsiya na razvitiye vysshego obrazovaniya [Cognitive capital of the educational organizations: humanitarian orientation to development of the higher education] / E.Yu. Levina, R.Kh. Gilmeeva, L.A. Shibankova. Pedagogy. No. 7: 91-102. (In Russ).
4. Verge Zh. (1997) Srednevekovyy universitet: uchitelya [Medieval university: teachers] / Zh. Verge // Alma mater. Literature. No. 2: 43-46; No. 4: 33-36; No. 5: 36-40. (In Russ).
5. ZakharovN.V., Lyakhovich E.S. (1994) Missiya universitetov v yevropeyskoy kul'ture [Mission of the universities in the European culture]. Moscow: Fond " Novoe tyisyacheletie"/ 240 p.
6. Le Goff Zh. (2002) Drugoye Srednevekov'ye [Other Middle Ages]. In: Time, work and culture of the West. Yekaterinburg : Publishing house Ural University. (In Russ).
7. Rutenberg V.I. (1986) Universitety ital'yanskikh kommun [Universities of the Italian communes]. In: City culture: The Middle Ages and the beginning of Modern times / under the editorship of V.I. Rutenberg. - Leningrad: Science. Pp. 43-52. (In Russ).
8. Habermas Yu. (1994) Ideya universiteta. Protsessy obucheniya [Idea of the university. Training processes] // Alma mater. No. 4: 9-17. (In Russ).
9. Websites of the educational organizations of the higher education in the Republic of Tatarstan, Moscow, St. Petersburg, Tomsk. (In Russ).
10. StrogetskayaE.V. (2013) Organizatsionnoye razvitiye vuzov kak faktor sotsial'nykh transformatsiy regiona [Organizational development of higher education institutions as factor of social transformations of the region]. Vlast'. No. 3: 72-75. Bibliogr. in footnotes. ISSN 20715358 (In Russ).
11. Gilmeeva R.Kh. (2017) Dukhovno-nravstvennyy immunitet kak faktor sotsializatsii molodezhi [Spiritual and moral immunity as a factor of youth socialization]. In: Continuous professional education as factor of sustainable development of innovative economy": materials of the 11-th International academic and research conference (Kazan, May 31, 2017). In 2 books. Book 2. / Under the general edition of dative of N of E.A. Korchagin; dative of R.S. Safin of N.
- Kazan: Publishing center "Shkola". Pp. 8-12. (In Russ).
12. Barnett R. (2001) Osmysleniye universiteta. Obrazovaniye v sovremennoy kul'ture [Understanding the university. Education in modern culture] / Belarusian state university. Center of problems of development of education of BGU; under the editorship of M. Gusakovsky. Minsk: Pro-pileas. 128 p. (In Russ).
13. Potentsial kognitivnoy pedagogiki v epokhu tsifrovizatsii [Potential of cognitive pedagogy during a digitalization era: collection of scientific works] / R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under E.Yu. Levina, L.Yu. Mukhametzyanova's scientific edition. - Kazan: Institute of pedagogy, psychology and social problems, 2020. 112 p. ISBN 978-5-89917-264-9. (In Russ).
14. Levina E., Gilmeeva R., ShibankovaL. (2020) Social Capital of the University: Humanitarian Representation in the Era of Digitalization. In: Gafurov I, Valeeva R (Eds) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 - June 9, 2020. ARPHA Proceedings. 3: 1435-1448. (In Eng).
15. Levina E., Kamaleeva A., Mukhametzyanova L. (2020) Cognitive Approach: Methodology Development in the Era of Digitalization. In: Gafurov I, Valeeva R (Eds) VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 - June 9, 2020. ARPHA Proceedings. 3: 1449-1464. (In Eng).
16. KonoplevaN.V., AleksandrovichN.V.Digitalization of Education: Diversity of Views. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol.437. - Pp. 832
- 835. (In Eng).
17. Maltseva O.A., Khovanskaya E.A., Martynova N.A., Karpova I.V. The Digitalization of Education in Higher Education: Methodological and Practice-Oriented Aspects. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 437. Pp. 859-864. (In Eng).
18. Popova O.I., Gagarina, N.M., Karkh, D.A. Digitalization of Educational Processes in Universities: Achievements and Problems. .In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 437. Pp. 738-742. (In Eng).
19. YugovaE.A., Gafner V.V., BlinovD.I. State and Prospects of Digitalization in the Field of Formation of Students' Healthy and Safe Lifestyles. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol.437. Pp. 495 -500. (In Eng).
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author read and approved the final manuscript.