Научная статья на тему 'Основные пути совершенствования институциональной инфраструктуры государственного регулирования воспроизводственных процессов в сфере аграрного производства'

Основные пути совершенствования институциональной инфраструктуры государственного регулирования воспроизводственных процессов в сфере аграрного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУТЫ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / AGROPRODUCTION / STATE REGULATION / STATE SUPPORT / REPRODUCTIONAL PROCESS / PRICE DISPARITIES / INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE / INFORMATIONAL-ANALYTICAL INSTITUTES / INSTITUTES OF CIRCULATION SPHERE / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирсаидов С.А., Аврорзода А.

В системе государственной поддержки воспроизводственного процесса в аграрном производстве важное место занимает институциональная инфраструктура государственного регулирования. Поэтому статья посвящена вопросам повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов сферы агарного производства в условиях рыночной экономики, институциональной инфраструктуре как управляющей подсистеме аграрного сектора. Рассматриваются институциональная структура государственного регулирования воспроизводственных процессов, которая осуществляет регулирование с целью оптимального развития отраслей аграрного производства и воспроизводственного процесса хозяйствующих субъектов, и земельный налог в сфере аграрного землепользования, имеющий льготный характер и включающий лишь часть земельной ренты. Обосновывается роль и значение экономических методов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в процессе воспроизводства. Рассмотрен диспаритет цен в аграрной экономике и проанализирован индекс цен на потребительские товары и услуги в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principal Ways in Regard to Institutional Improvement of Infrastructure of State Regulation of Reproductional Processes in the Sphere of Agrarian Produce

In the system of state support of the reproductional process in agroproduction the institutional infrastructure of state regulation occupies an important place. Therefore the article dwells on the issue related to elevation of effectiveness of economy subjects functioning in the sphere of agroproduction under the conditions of market economy, institutional infrastructure as a leading sub-system of an agrarian sector. The author considers an institutional structure of state regulation of reproductional process which effectuates the regulation aimed at optimal development of agroproductional branches; reproductional process of economy subjects and land tax in the sphere of agrarian land use having a privileged character and including only a part of land rent. The author substantiates the role and importance of economic methods of state regulation of the activities of economy subjects in the process of reproduction. He canvasses price disparities in agrarian economy and analyzes an index of prices for consumer goods and services in Tajikistan Republic.

Текст научной работы на тему «Основные пути совершенствования институциональной инфраструктуры государственного регулирования воспроизводственных процессов в сфере аграрного производства»

08 00 00 ИЛМ^ОИ ИКТИСОДЙ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMIC SCIENCES

08 00 01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 08 00 01 ECONOMIC THEORY

УДК 338 ББК 65.207

ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

PRINCIPAL WAYS IN REGARD TO INSTITUTIONAL IMPROVEMENT OF INFRASTRUCTURE OF STATE REGULATION OF REPRODUCTIONAL PROCESSES IN THE SPHERE OF AGRARIAN PRODUCE

Мирсаидов Саидакмал Аврорович,

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой маркетинга-агробизнеса ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд) e-mail: surush-sa@mail ru Ахдияи Аврорзода, аспирант Института экономики и демографии АН Республики Таджикистан Email: ODS-1976@mail.ru

Mirsaidov Saidakmal Avrorovich,

candidate of economic sciences, Associate Professor, chief of the department of agrobusiness marketing under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan Republic, Khujand), Avrorzoda Ahdiya,

post-graduate student of the Institute of economy and demography under the Academy of Sciences of Tajikistan Republic

Ключевые слова: аграрное производство, государственное регулирование, государственная поддержка, воспроизводственный процесс, диспаритет цен, институциональная инфраструктура, информационно-аналитические институты, институты сферы обращения, налоговая система

В системе государственной поддержки воспроизводственного процесса в аграрном производстве важное место занимает институциональная инфраструктура государственного регулирования. Поэтому статья посвящена вопросам повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов сферы агарного производства в условиях рыночной экономики, институциональной инфраструктуре как управляющей подсистеме аграрного сектора. Рассматриваются институциональная структура государственного

регулирования воспроизводственных процессов, которая осуществляет регулирование с целью оптимального развития отраслей аграрного производства и воспроизводственного процесса хозяйствующих субъектов, и земельный налог в сфере аграрного землепользования, имеющий льготный характер и включающий лишь часть земельной ренты. Обосновывается роль и значение экономических методов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в процессе воспроизводства. Рассмотрен диспаритет цен в аграрной экономике и проанализирован индекс цен на потребительские товары и услуги в Республике Таджикистан.

Key words: agroproduction, state regulation, state support, reproductional process, price

disparities, institutional infrastructure, informational-analytical institutes, institutes of

circulation sphere, tax system

In the system of state support of the reproductional process in agroproduction the institutional infrastructure of state regulation occupies an important place. Therefore the article dwells on the issue related to elevation of effectiveness of economy subjects functioning in the sphere of agroproduction under the conditions of market economy, institutional infrastructure as a leading sub-system of an agrarian sector. The author considers an institutional structure of state regulation of reproductional process which effectuates the regulation aimed at optimal development of agroproductional branches; reproductional process of economy subjects and land tax in the sphere of agrarian land use having a privileged character and including only a part of land rent. The author substantiates the role and importance of economic methods of state regulation of the activities of economy subjects in the process of reproduction. He canvasses price disparities in agrarian economy and analyzes an index of prices for consumer goods and services in Tajikistan Republic.

В системе государственной поддержки воспроизводственного процесса в аграрном производстве важное место занимает институциональная инфраструктура государственного регулирования. Институциональная структура государственного регулирования воспроизводственных процессов включает комплекс отраслей и сфер деятельности, которые осуществляют регулирование с целью поддержания оптимальной пропорции развития отраслей аграрного производства и других отраслей национальной экономики. В институциональную структуру государственного регулирования входят институты государственной власти, которые занимаются государственным регулированием экономики, кредитно-финансовая сфера, а также органы, обеспечивающие управление экономикой региона, областей и районов. Эти институты создают организации, которые регулируют экономику: информационные центры, вычислительные центры, учреждения финансово-кредитной системы [1, с. 48-52]. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры состоит в том, что она не является самостоятельной отраслью, а призвана обслуживать сферу аграрного производства как управляющая подсистема. По уровню выполняемых ею управленческих функций выступает как институциональная инфраструктура разных уровней: общества, региона, отрасли, производства и т.д.

В системе государственного регулирования воспроизводственного процесса важное место занимают информационно-аналитические институты государственной

поддержки воспроизводственного процесса, институты сферы обращения и налоговая система. Поэтому более подробно остановимся на природе этих институтов.

Сбор, обобщение, анализ и предоставление информации (финансово-экономической) субъектам сферы аграрного производства о конъюнктуре рынка в целом осуществляется институциональными единицами или организациями, которые занимаются информационной и информационно-аналитической деятельностью. Информационно-аналитическая деятельность обеспечивает доступность и "прозрачность" рынка, предоставляя его участникам информацию, и тем самым сокращает затраты, связанные с поиском информации. Сегодня в республике сформировался информационный сектор, где работают специальные организации и учреждения, занимающиеся производством и предоставлением информационных ресурсов, функционируют специализированные издания, Интернет, а также консалтинговые и информационные агентства. Эти агенты информационного сектора предоставляют информацию о ценах, индикаторах рынка, комментарии об участниках рынка, аналитические, экономические и финансовые обзоры, которые необходимы хозяйствующим субъектам для эффективной организации производства и воспроизводственного процесса. Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов аграрного производства тесно связана с уровнем доступности и качества информации. Его повышение зависит от совершенствования информационно-аналитических методов государственной поддержки воспроизводственных процессов, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1. Информационно-аналитические методы государственной поддержки воспроизводственных процессов в хозяйствующих субъектах сферы аграрного _производства

№ п/п Методы Виды

1 Оперативное доведение до субъектов сферы аграрного производства информации о нормах и правилах хозяйствования, т.е. правовой информации - предоставление информации о появлении новых и внесении изменений в уже существующие нормативно-правовые акты; - доведение до сведения потребителей материалов государственных программ и различных проектов развития соответствующих отраслей аграрного производства; - предоставление рекомендаций и методических материалов и др.

2. Организация курсов повышения квалификации работников и специалистов Организации за счет средств государства курсов повышения квалификации работников сферы, конференций, круглых столов, посвященных проблемам управления сферой аграрного производства.

3. Предоставление прогнозной информации о конъюнктурных колебаниях аграрного рынка - доведение до потребителей информации о планируемых изменениях в таможенной и налоговой системах, о пошлинах, состоянии импорта и экспорта агарной продукции; информации об изменениях институциональной структуры аграрного рынка; анализ состояния аграрного рынка и доведение до хозяйствующих субъектов прогнозных расчетов по изменениям его конъюнктуры.

Составлено авторами.

Информационно-аналитическая поддержка хозяйствующих субъектов государством осуществляется по различным направлениям и может реализовываться государством для стимулирования их деятельности, повышения эффективности функционирования и возможностей хозяйствующих субъектов в воспроизводственных процессах.

Другими институтами институциональной инфраструктуры государственного регулирования воспроизводственных процессов являются институты сферы обмена. Торговая деятельность как деятельность по продаже результатов труда завершает воспроизводственные процессы. Торговля имеет посреднический характер, связывая производство и потребление. Однако хозяйствующие субъекты, участвуя в обмене, испытывают на себе влияние изменений в системе экономических отношений в сфере аграрного производства, прежде всего усложнение взаимосвязей в сфере хранения и реализации продукции. Это связано с ростом ценового диспаритета в аграрной экономике, что вызывает необходимость серьёзного ценового регулирования для создания условий для расширенного воспроизводства, обновления материально-технического потенциала хозяйствующих субъектов сферы аграрного производства. Важность обеспечения ценовых пропорций подчеркнута в государственной стратегии развития аграрной экономики, особенно четко она определена в Законе Республики Таджикистан «О государственной поддержке отраслей агропромышленного комплекса Республики Таджикистан» [2, с. 174]. В статье 5.5 этого закона определена компетенция правительства республики в поддержке отраслей аграрного производства. Уполномоченный орган, контролирующий их деятельность, составляет список хозяйств, ощущающих недостаток финансовых ресурсов, пользователей субсидией (финансовой поддержкой), определяет её порядок и общие средства. Государственные институциональные инфраструктуры принимают меры по защите экономических интересов производителей сферы аграрного производства на внутреннем и внешнем рынках, с целью обеспечения их возможностей для осуществления расширенного воспроизводства. В результате принятия соответствующих мер, в республике за последние пять лет смягчился ценовый диспаритет в сфере аграрного производства. Как видно из данных таблицы 2, в 2013 г. индекс потребительских цен в % к соответствующему периоду предыдущего года составил 104,1, а индекс цен на продовольственные товары - 102,3 против 112,5 и 110,1 в 2010 г.

Таблица 2. Индекс цен на потребительские товары и услуги в Республике

Таджикистан

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014

Индекс потребительских цен в % к соответствующему периоду предыдущего года 112,5 105,8 112,5 105,8 104,1

Индекс цен на продовольственные товары 117,0 103,6 106,8 103,6 103,5

Индекс цен на промышленную продукцию 110,1 107,3 106,1 102,2 102,3

Индекс цен на услуги 106,2 112,9 107,6 112,9 102,8

Источник: Продовольственная безопасность и бедность. - Душанбе: Агентство по статистике

при Президенте Республики Таджикистан. - № 4.- 2013- С.45 ; №1 - 2014. С. 69.

Соответственно, индекс паритета цен на продовольственную продукцию по сравнению с индексом цен на промышленную продукцию составил в 2014 г. 1,01 (103,5/102,3) против 0,96 в 2011 г. Индекс паритета по сравнению с ценами в отрасли услуг находится в худшем положении. Номинально в 2013 г. годовой диспаритет цен по сравнению с ценами на промышленную продукцию отсутствует, поскольку индекс выше единицы. Но, несмотря на это, предстоит огромная работа по достижению ценовой эквивалентности. Это возможно при реализации следующих мер [3, с. 47]:

- осуществление бюджетного дотирования для импорта новых технологий по производству семян, посадочных материалов, ветеринарных препаратов, выведению породистых животных и других ресурсов промышленного происхождения на уровне, гарантирующем приемлемость цен и обеспечивающем возможности для осуществления воспроизводственного процесса;

- восстановление паритета цен, соответствующего соотношению цен между отраслями аграрного производства и промышленности (услуги) хотя бы на уровне 2003 г., и в дальнейшем - не ниже уровня 1990- х гг.;

- организация дотирования отраслей аграрного производства в первую очередь тех регионов, которые имеют неблагоприятные почвенно - климатические условия;

- совершенствование государственного регулирования цен на основные виды материально-технических ресурсов хозяйствующих субъектов сферы аграрного производства, введение предельных цен на энергетические ресурсы, энергоносители и регулирование транспортных тарифов;

- организация дотаций для использования научно-технической продукции аграрными предпринимателями; повышение доли аграрных товаропроизводителей в цепочке добавленной стоимости или в конечной цене на продукцию аграрного происхождения; обеспечение ее роста за счет вытеснения посредников из системы распределения и обмена.

Однако ценовое регулирование в направлении обеспечения воспроизводственного процесса должно дополняться другими экономическими методами и механизмами (дотации, налоговое регулирование, страхование, кредитование и др.) поддержки хозяйствующих субъектов.

Важное место в механизме государственного регулирования воспроизводственного процесса и защиты аграрных предпринимателей занимает налоговая система, которая выступает как самостоятельный ресурсный фактор развития производства и институт государственного регулирования воспроизводственного процесса. Налоговые механизмы регулирования воспроизводственного процесса в сфере аграрного производства обеспечивают условия для развития технического потенциала хозяйствующих субъектов, внедрения технологических новаций, которые стимулируют крупные капитальные вложения с определенным сроком окупаемости. Подобный подход реализуется в США: там фермерским хозяйствам предоставляется право инвестировать в производственное развитие до 25% прибыли без уплаты налога на вложенный капитал [4, с. 103-105].

Рис. 1. Основные экономические методы государственного регулирования воспроизводственного процесса и поддержки хозяйствующих субъектов Поэтому в будущем, с целью стимулирования производства и обеспечения расширенного воспроизводства, целесообразно было бы в течение определенного периода не взимать налог с прибыли от реализации продукции, особенно произведённой на передовом производственном оборудовании с использованием передовых технологий. Кроме того, необходимо предоставлять инвестиционные льготы и дифференцировать их в зависимости от внедрения инновационных технологий, совершенствования технического уровня производства. При этом льготы должны вводиться с момента внедрения передовых технологий, производства экологически чистой продукции. Кроме того, для каждого направления необходимо обосновать соответствующие размеры льгот с учетом определения уровня их приоритетности в наиболее важной для региона отрасли. Для того, чтобы налог на прибыль превратился в средство стимулирования и обеспечения воспроизводственного процесса, должна быть перестроена структура системы налогообложения и схема её использования. Естественно, для установления налога на прибыль нужно учитывать темпы инфляции. При создании условий для технического перевооружения хозяйствующих субъектов с небольшой прибылью и обеспечения воспроизводственного процесса, увеличения размера производства и эффективности механизма взимания прибыли, необходимо учитывать ее массу. Следует использовать и возможности ускоренной амортизации основных производственных фондов, особенно их активной части. Это очень важно, поскольку уровень износа оборудования превышает 7075%. Поэтому многие отечественные ученые-экономисты предлагают в период проведения реформы частичную или полную отмену налога на добавленную стоимость на продукцию, а также на услуги, которые потребляют хозяйствующие субъекты аграрного производства. Это предложение необходимо для сохранения в отрасли значительных

средств. Следует отметить, что такая особенность НДС, как многоступенчатость (его распространение на все стадии воспроизводственного процесса), а также дифференциация его ставок, предоставляет возможность выполнения им не только фискальной, но и стимулирующей функции по отношению к аграрным предпринимателям. Проведенное нами в 2010-2015 гг. сравнение динамики прибыли и выручки на 8 сельскохозяйственных предприятиях Согдийской области, имеющих и не имеющих льготы или пониженные налоговые ставки (по НДС и по налогу на прибыль), показали, что на птицефабриках, которые не имеют льгот, прибыль растет меньшими темпами по сравнению с другими хозяйствами. Это свидетельствует о том, что при существовании достаточно высокого уровня налогового бремени для хозяйствующих субъектов льготы и пониженные налоговые ставки оказывают определенное положительное влияние на финансовые результаты.

С развитием новых земельных отношений земельный налог стал важным инструментом регулирования воспроизводственного процесса главного средства аграрного производства - земель сельскохозяйственного назначения. Как свидетельствуют данные таблицы 2, объем валовой продукции сельского хозяйства за период с 2008 по 2014 гг. увеличился на 48,1%. Соответственно, объем налога на имущество и землю увеличился на 53%. Удельный вес этого вида налога в доходной части бюджета в 2014 г. составил 1,98% против 4,2 % в 2008 г. А его удельный вес в валовой продукции соответственно составил 0,9 и 0,8. Как видно, его удельный вес после 2011 г. имеет тенденцию снижения объема налоговых платежей: в 2013 г. он составил 181,4 млн. сомони против 191 млн. сомони в 2012 г. (см таблицу 3). Причина такой ситуации связана со многими объективными и субъективными причинами. По мнению ряда отечественных экономистов, ставки земельного налога в республике являются низкими. Они не соответствуют ценам на земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, не стимулируют землепользователей к её эффективному использованию.

Действительно, земельный налог в сфере аграрного землепользования имеет льготный характер, потому что он включает лишь часть земельной ренты, которую хозяйствующие субъекты получают от реализационных цен, излишний доход по сравнению с издержками на худших землях.

Таблица 3. Динамика производства валовой продукции сельского хозяйства и земельного

налога в Республике Таджикистан

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Валовая продукция сельского хозяйства, 13299,0 14695,4 15694,7 16934,6 18695,8 20116,7 21021,9

млн. сомони

Индекс валовой

продукций сельского хозяйства, в % к 106,1 110,4 106,8 107,9 110,4 107,6 104,5

предыдущему году

Налог на имущество и землю, млн. сомони 118,5 142,4 151,2 171,3 190,9 185,5 181,4

В % к предыдущему году 109,1 120,2 106,2 113,4 111,4 97,2 97,7

В % к общему объему государственного бюджета страны 4,2 2,46 2,27 2,40 2,16 1,92 1,98

В % к валовой продукции сельского хозяйства 0,9 0,96 0,96 1,01 1,02 0,92 0,86

Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе, 2015.

- С. 270, 409, 456.

Но, вместе с тем, следует отметить, что действующие цены на земледельческую продукцию в республике не обеспечивают получения хотя бы среднего уровня прибыли даже на лучших землях сельскохозяйственного назначения, таким образом, и получения дифференциальной ренты. Но необходимо установить дифференциальный налог на землю, это объективная необходимость. Кроме того, это необходимо потому, что в последние годы в сфере аграрного производства, на сельской территории распространены теневые операции, или трансакции с землей сельскохозяйственного назначения, которые лишают работников аграрной сферы значительных доходов от воспроизводственного процесса. Проведённые нами социологические опросы сельских жителей Ганчинского района Согдийской области республики показали, что теневая деятельность с землей и результатами производства характеризуется высокой интенсивностью. В связи с этим, целесообразно использовать в республике систему земельного налогообложения, основанную на рентном подходе и учете кадастровой оценки земель. Это позволит сгруппировать хозяйствующие субъекты и районы страны по уровню получения ренты в зависимости от качества почв, урожайности сельскохозяйственных культур и ряду других факторов.

Список использованной литературы:

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: РАГС, 2005.- 834 с.

2. Закон Республики Таджикистан «О государственной поддержке отраслей агропромышленного комплекса Республики Таджикистан //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан за 2007 год, №3, ст.174.

3. Мирсаидов А.Б. Государственное регулирование цен на продовольственную продукцию.

- Душанбе: Ирофон, 2013. - С.194.

4. Лишанский М.Л., Маслова И . Б . Финансы в сельском хозяйстве. - М: Финансы. ЮНИТИ, 1999. - 430 с.

5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2015, С. 270, 409 -456.

6. Минаков, И. А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК. — М.: Колос, 2007.

— 264 с.

7. Мадаминов А.А. Пути обеспечения устойчивого развития аграрного сектора Таджикистана в период становления рыночной экономики: /автореф. дис. докт. экон. наук; 08.00.05, 08.00.14. Абдурахим Асрорович Мадаминов-М., 2006. - 54 с.

8. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - М. : ИНФРА, 2001.- 124 с.

9. Олейник. А. Н. Институциональная экономика. - М. : ИНФРА-М, 2005.- 704 с.

10.Серегина С.Ф. Роль государства в экономике: Синергетический подход.- М.: Дело и сервис. - 2002. - 288 с.

Reference Literature

1. State Regulation of Market Economy: manual, the second edition, revised and enlarged. - M.: RAGS, 2005. - 834pp.

2. The Law of Tajikistan Republic «On State Support of the Branches of Agro-Industrial Complex of Tajikistan Republic» // Bulletin of Majlisi Oli of Tajikistan Republic for 2007, - # 3. -174 pp.

3. Mirsaidov A.B. State Regulation of Prices for Food Goods. - Dushanbe: Cognition, 2013. -pp. 194.

4. Lishansky M.L., Maslova I.B. Finances in Agriculture. - M.: Finances. UNITI, 1999. - 430 pp.

5. Statistical Annual of Tajikistan Republic - 2015, - pp. 270, 409 - 456.

6. Minakov, I.A. Cooperation and Agro-Industrial Integration in AIC. - M.: Ear, 2007. - 264 pp.

7. Madaminov A.A. Ways of Insurance Dealing with Stable Development of Agrarian Sector of Tajikistan in the Period ofMarket Economy Formation: / Synopsis of doctoral dissertation in economy; 08.00.05, 08.00.14. Madaminov Abdurakhim Asrorovich. - M., 2006. - 54 pp.

8. Oreshin V.P. State Regulation of National Economy. -M.: Infra, 2001. - 124pp.

9. Olyeynik A.N. Institutional Economy. - M. : Infra-M, 2005. - 704 pp.

10.Seryoghina S.F. The Role of State in Economy: Sinergetical Approach. - M.: Business and Service, 2002. - 288 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.