УДК 338.242.4
08.00.00 Экономические науки
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ИМ-ПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Артемова Елена Игоревна
д.э.н., профессор
РИНЦ SPIN-код: 9345-1430
e-mail: elenarush@yandex.ru
Кубанский государственный аграрный
университет им. И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия
Плотникова Елена Владимировна старший преподаватель РИНЦ SPIN- код: 4061-8030 e-mail: plotnikova17@mail.ru
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия
Обоснованы актуальность и необходимость государственного регулирования отечественного аграрного производства в условиях импортозамещения. Осуществлена систематизация научных взглядов по вопросам направлений и инструментов государственного регулирования аграрной сферы. Проведен комплексный анализ эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций Краснодарского края и дана оценка эффективности системы государственной поддержки аграрного производства в регионе. Определены актуальные направления совершенствования функций государства в условиях реализации политики импортозамещения и необходимости усиления государственного регулирования аграрного сектора экономики. Раскрыто содержание факторов, ограничивающих взаимодействие и механизмы согласования компонентов системы государственного регулирования аграрной сферы экономики региона. Обоснованы приоритеты аграрной политики Краснодарского края, которые включают адаптацию нормативно-правовой базы к современным экономическим реалиям, создание комплекса условий для ускоренной технико-технологической модернизации производства, развитие институциональной среды, поддержку предпринимательства, содействие частно-государственному партнёрству, ускоренное формирование социальной и производственной инфраструктуры сельских территорий
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ИМПОРТОЗАМЕ-ЩЕНИЕ, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА
Doi: 10.21515/1990-4665-128-085
UDC 338.242.4 Economic sciences
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF AGRARIAN PRODUCTION AS A FACTOR OF IMPORT SUBSTITUTION
Artyomova Elena Igorevna
Dr. Sci. Econ., professor
RSCI SPIN- code: 9345-1430, ^ 89184473245
e-mail: elenarush@yandex.ru
Kuban State Agrarian University named after
I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia
Plotnikova Elena Vladimirovna senior lecturer,
RSCI SPIN- code: 4061-8030, ^ 89182112117 e-mail: plotnikova17@mail.ru Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia
There were substantiated the urgency and the necessity of state regulation of domestic agrarian production under conditions of import substitution. There was implemented the systematization of scientific views on the issues of directions and instruments of state regulation of the agrarian sphere. There was conducted a complex analysis of the efficiency of the functioning of agricultural organizations in the Krasnodar region and there was assessed the effectiveness of the system of state support of agricultural production in the region. There were determined the actual trends of improving the functions of the state in the conditions of implementing the policy of import substitution and the need to strengthen the state regulation of the agricultural sector of the economy. There was revealed the content of factors limiting the interaction and mechanisms of coordination of components of the system of state regulation of the agrarian sphere of the regional economy. There were substantiated the priorities of the Krasnodar region which include the adaptation of normative-legal base to modern economic realities, the creation of a set of conditions for accelerated technical and technological modernization of production, the development of the institutional environment, the support of entrepreneurship, the promotion of private-state partnership, the accelerated formation of social and production infrastructure of rural areas
Keywords: STATE REGULATION, STATE SUPPORT, AGRARIAN PRODUCTION, FOOD SAFETY, IMPORT SUBSTITUTION, AGRARIAN POLICY
В условиях геополитической напряжённости и все чаще возникающих международных военных и политических конфликтов важнейшим условием достижения конкурентоспособных параметров и устойчивости отечественного сельского хозяйства становится государственное регулирование аграрного производства. Это связано с тем, что аграрный сектор экономики России отличается спецификой воспроизводственных процессов, связанных не только с природными условиями и сезонностью производства, но и недостаточно развитой материально-технической базой, зависимостью от импортных технологий производства, относительно низкой инновационно-инвестиционной привлекательностью и высокими производственно-финансовыми рисками. Все вышесказанное требует постоянной концентрации материально-технических и финансовых ресурсов для решения насущных проблем аграрного сектора экономики страны с целью обеспечения его стабильного функционирования и подчеркивает актуальность темы [7].
Эксперты в области отечественной аграрной политики едины во мнении, что для устойчивого развития отрасли необходима поддержка государства, которая выражается в эффективном использовании набора инструментов и механизмов государственного регулирования аграрной сферы, основанных на идее аграрного протекционизма [7]. При этом основой развития сельскохозяйственного производства в условиях современных экономических реалий должна стать развитая институциональная среда, способная формировать условия для активизации инвестиционно-инновационных и интеграционных процессов, развития импортозамещающих производств, повышения квалификации кадров. Механизмы государственной поддержки и регулирования отрасли должны опираться на экономические рычаги и инструменты: налоги, кредиты, субсидии, гранты и проч. [3].
В основе формирования концепции эффективного аграрного произ-Ыйр://е] .kubagro.ru/2017/04^/85^
водства и сбалансированной государственной аграрной политики лежит идея сбалансированного развития экономической, социальной и экологической сфер сельских территорий. Устойчивость развития аграрного сектора экономики регионов предполагает активизацию роли государства, которое за счет разнообразных инструментов воздействия, включая правовые нормативы и индикативное планирование, опосредованно контролирует и регулирует как производство сельскохозяйственной продукции, так и процесс ее реализации [1].
В условиях кризисных явлений в экономике, в том числе и в аграрной сфере регионов России важнейшим способом стимулирования и развития отечественного сельского хозяйства является бюджетная, кредитная и налоговая поддержка в сочетании с развитием государственно-частного партнерства. Важно подчеркнуть, что государственная поддержка аграрного производства является важнейшим звеном национальной безопасности страны, так как способствует росту объемов производства аграрной продукции и потребления продуктов питания на душу населения, а также обеспечивает доступность продовольствия для широких слоев населения [8].
Правовой основой развития аграрного производства в Российской Федерации и её регионах является Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», а также ряд других нормативных документов, которые регулярно корректируются с учетом текущего состояния внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие аграрной сферы.
При анализе системы государственного регулирования аграрного производства с учетом региональных особенностей необходимо учитывать
многофункциональность сельского хозяйства, которая связана с развитием социальной и производственной инфраструктуры АПК, сохранением и развитием сельских территорий [6].
Теоретическое и методологическое обоснование проблемы совершенствования государственного регулирования аграрного производства изложено в трудах известных зарубежных и отечественных ученых. Среди отечественных ученых исследованием различных аспектов государственного регулирования аграрной сферы занимались Алтухов А.И., Бершицкий Ю.И, Буздалов И.Н., Зельднер А.Г., Крылатых Э.Н., Кузнецов В.В., Мазло-ев В.З., Милосердов В.В., Нечаев В.И., Ушачев И.Г. и многие другие.
Несмотря на существенный задел, накопленный в разработке теории и методологии государственного регулирования аграрного производства, вопросы, связанные с обоснованием приоритетных направлений его совершенствования в условиях реализации политики импортозамещения требуют постоянного мониторинга.
Систематизация научных взглядов по вопросам направлений и инструментов государственного регулирования аграрного производства позволила установить:
- государственное регулирование аграрного сектора экономики направлено на достижение долгосрочных целей развития сельского хозяйства в условиях постоянной трансформации рыночных отношений;
- объектом государственного регулирования аграрной сферы является формирование будущего ресурсного потенциала сельского хозяйства;
- государственное регулирование аграрного производства предполагает влияние государства на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции с целью роста её эффективности и конкурентоспособности, обеспечения расширенного воспроизводства и устойчивого развития аграрной сферы;
- государственное регулирование аграрной сферы основано на тес-
ном взаимодействии сельского хозяйства, как с внутренней, так и внешней средой.
Природно-экономическое положение и благоприятное размещение производительных сил, результативное государственное воздействие на развитие сельского хозяйства позволяет Краснодарскому краю выделяться в числе развитых регионов страны с ежегодным увеличением валового регионального продукта в расчете на душу населения региона, Южного федерального округа и страны в целом [2].
В аграрном секторе экономики региона производится более 10% валового регионального продукта. Доля Краснодарского края в продукции сельского хозяйства ЮФО в 2015г. составила более 43,5% (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика производства продукции сельского хозяйства РФ и ЮФО, млн руб
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г.к 2011 г., %
Российская Федерация, млрд руб 3261,7 3340,5 3687,1 4319,0 5037,2 154,4
Южный федеральный округ 511535 528470 567865 653021 766832 149,9
Краснодарский край 239235 234524 254710 286518 333582 139,4
- к объему производства продукции сельского хозяйства РФ, % 7,3 7,0 6,9 6,6 6,6
- к объему производства продукции сельского хозяйства ЮФО, % 46,8 44,4 44,8 43,9 43,5
Республика Адыгея 12337 13899 14815 16335 19426 157,4
Республика Калмыкия 13874 16705 18882 20023 21626 155,9
Астраханская область 20931 24718 28236 31024 37618 179,7
Волгоградская область 76111 83947 89922 107804 125238 164,5
Ростовская область 149048 154676 161301 191316 229343 153,9
Как свидетельствуют данные таблицы 1, более 6,6% продукции сельского хозяйства России произведено в Краснодарском крае. При этом удельный вес края снижается в отчетном году относительно предыдущих лет. По темпам прироста продукции сельского хозяйства Краснодарский край отстает от ЮФО и России. Лидерами по темпам роста объемов производства продукции сельского хозяйства в 2015 г. относительно 2011 г. являлись Астраханская и Волгоградская области (соответственно 79,7 и
64,5%).
Концепция аграрной политики, предусматривающая пути выхода сельскохозяйственного производства из кризиса и обеспечение динамичного развития отражена в указе Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы и других программных документах.
Совершенствование механизмов государственного регулирования аграрного производства должно быть направлено на создание траектории его устойчивого развития, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для решения проблемы продовольственной безопасности и реализации политики импорто-замещения, повышения экономической, социальной, экологической эффективности функционирования сельского хозяйства [8].
С целью развития и поддержки предпринимательства в аграрной сфере в Краснодарском крае реализуются многочисленные программы в помощь фермерам и хозяйствам населения, в числе которых: программа поддержки малых форм хозяйствования в АПК; программа поддержки начинающих фермеров, включающая предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм, перепрофилирование хозяйств населения на альтернативные виды животноводства, развитие кролиководства в малых формах хозяйствования АПК Краснодарского края; поддержка фермерских хозяйств по оформлению земельных участков в собственность и др. Можно отметить, что в сложившихся условиях финансовая поддержка в рамках реализации краевых целевых программ является значительной помощью кубанским сельскохозяйственным производителям в достижении устойчивости и необходимой доходности производства.
В числе приоритетов аграрной политики региона можно выделить
сохранение и развитие инвестиционной привлекательности аграрного сектора в условиях негативного воздействия внешнеэкономических и внешнеполитических факторов. В настоящее время в регионе осуществляется отбор инвестиционных проектов, претендующих на господдержку в виде субсидирования процентной ставки по кредитам (займам). Так, 11 октября 2014 г. постановлением Правительства Российской Федерации №1044 утверждена программа поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. Срок выдачи инвестиционных кредитов в регионе в настоящее время достиг 15 лет, но только на цели развития молочного и мясного скотоводства. Следует отметить, что от доступности долгосрочных кредитов во многом зависит повышение рентабельности производства, возможность введения новых или модернизации существующих производственных мощностей. Увеличение срока выдачи инвестиционных кредитов на срок до 15 лет на все направления животноводства, а также на направления, связанные с логистикой, хранением, глубокой переработкой сельскохозяйственной продукции, строительством объектов АПК «с нуля», позволит существенно активизировать развитие данных направлений отрасли [5].
Показатели эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций Краснодарского края представлены в таблице 2.
Как свидетельствует анализ данных таблицы 2, прибыль от продаж за анализируемый период возросла в 3 раза, а в отрасли животноводства -в3,6 раза. Соответственно повысилась и рентабельность отрасли - на 21,6 п.п. Рентабельность продукции растениеводства увеличилась на 25,6 п.п., животноводства - на 17,9 п.п., что является положительной тенденцией, свидетельствующей об опережающих темпах роста выручки по сравнению с темпами роста себестоимости.
Таблица 2 -Эффективность функционирования сельскохозяйственных организаций Краснодарского края (без субъектов малого предпринимательства)
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2011 г., %
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг -всего, млн руб 101162 106857 109792 135806 178695 176,6
в том числе по отрасли:
- растениеводство 80663 68464 72190 85564 112985 140,1
- животноводство 18747 21313 16504 23397 26799 142,9
Прибыль от продаж - всего, млн руб 17455 16376 17435 30247 53278 305,2
в том числе по отрасли:
- растениеводство 15849 12271 13148 21027 37693 237,8
- животноводство 1579 1521 1300 3852 5714 361,8
Рентабельность, % 20,9 18,1 18,9 28,7 42,5 -
в том числе по отрасли:
- растениеводство 24,5 21,8 22,3 32,6 50,1 -
- животноводство 9,2 7,7 8,5 19,7 27,1 -
На рисунке 1 представлена диаграмма государственной поддержки сельского хозяйства Краснодарского края.
Рисунок 1 - Объем средств бюджета Краснодарского края, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, руб
В условиях импортозамещения проблема государственной поддержки аграрного производства станы и её регионов встает особенно остро, так как возрастает нагрузка на отрасль и повышаются требования к качеству производимой продукции.
В настоящее время реализация Программы государственной поддержки сельского хозяйства регламентируется распоряжением Правительства от 02.10.2014 г. №1948-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы». В соответствии с данным нормативным документом Доктрина продовольственной безопасности была откорректирована по отдельным индикаторам.
Государственная поддержка, как правило, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного). При этом ее механизмы на разных уровнях должны дополнять друг друга и способствовать нормальному функционированию рынка.
Усиление государственного регулирования АПК предполагает широкое использование как рыночных, так и административно-распорядительных методов управления. В этой связи в России регулирующие функции государства должны осуществляться по следующим направлениям:
- создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования, направленные на предотвращение отрицательного воздействия монопольных структур;
- формирование конкурентной среды, способствующей перераспределению конечного дохода АПК на всех аграрных рынках, пропорционально затратам всех его звеньев;
- регулирование системы цен, способствующее поддержке устойчивого экономического роста АПК путем поддержания устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье через государствен-
ный заказ, закупки продовольствия в федеральные и региональные продовольственные фонды;
- проведение политики разумного протекционизма с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемое продовольствие;
- создание благоприятного климата для иностранных инвесторов;
- проведение бюджетной, налоговой и кредитной политики, исходя из приоритетного характера в отношении аграрного сектора экономики.
Следует подчеркнуть, что почти 60% бюджетных средств в условиях современных трансформационных процессов в экономике страны направляется на финансирование государственных программ, ориентированных на решение приоритетных задач. В этой связи, система государственных программ является важнейшим инструментом реализации политики им-портозамещения. Важнейшими целями реализации программ является не только рост доли отечественных продуктов, но и создание новых рабочих мест, повышение оплаты труда в отрасли, расширение сырьевого рынка.
С 2017 года изменилась схема государственной поддержки, которая предполагает перевод в каждый регион полной суммы на развитие аграрной сферы, тогда как раньше деньги выделялись преимущественно под конкретные программы. Процентное субсидирование планируется реализовать через кредитные учреждения. При этом банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях, государство возместит 100% ключевой ставки.
Таким образом, можно сделать вывод, что правительство России осуществляет достаточно активную поддержку реального сектора экономики региона, создавая условия для активизации инвестиционной, инновационной политики, развития малого и среднего предпринимательства, топливно-энергетического комплекса, решения национальной продовольственной проблемы.
Литература
1. Зеленская А. А Развитие инфраструктуры регионального потребительского рынка / А. А. Зеленская, Л.В. Лазько // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 134-140.
2. Лазько Л.В. Приоритетные направления развития мясопродуктового подкомплекса России / Л.В. Лазько // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV международной научно-практической конференции. -2016. - С. 212-217.
3. Лазько Л.В. Проблемы государственного регулирования молочнопродукто-вого подкомплекса АПК России / Л.В. Лазько // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 206-212.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №315(ред. от 13.01.2017 г.). Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643482/ (дата обращения 11.02.2016)
5. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. №1044 (ред. от 01.11.2016 г.). Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.
6. Плотникова Е.В. Эффективность мер и стратегические направления государственной поддержки агропромышленного комплекса Краснодарского края в условиях членства России во Всемирной Торговой Организации / Е.В. Плотникова, М.В. Зайцева, А.В. Бережной // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №12-3 (53-3). -С. 358-362.
7. Плотникова Е.В. Использование программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм (СЖФ) в крае / Е.В. Плотникова // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: Сборник научных статей. Под ред. М.П. Дулина. - Краснодар, 2013. - С. 240-245.
8. Плотникова Е. В. Тенденции развития подотраслей животноводства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова // International Scientific and Practical Conference World science. - 2016. - Т. 5. №1 (5). - С. 47-51.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 1266 с.
References
1. Zelenskaja A.A Razvitie infrastruktury regional'nogo potrebitel'skogo rynka / A.A. Zelenskaja, L.V. Laz'ko // Jekonomika i upravlenie: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h tomah. - 2016. - S. 134-140.
2. Laz'ko L.V. Prioritetnye napravlenija razvitija mjasoproduktovogo podkompleksa Rossii / L.V. Laz'ko // Jekonomika i upravlenie: aktual'nye voprosy teo-rii i praktiki: materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2016. - S. 212-217.
3. Laz'ko L.V. Problemy gosudarstvennogo regulirovanija molochnoproduktovogo podkompleksa APK Rossii / L.V. Laz'ko // Jekonomika i upravlenie: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2016. - S. 206-
212.
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2014 g. №315(red. ot 13.01.2017 g.). Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody. / Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70643482/ (data obrashhen-ija 11.02.2016)
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 oktjabrja 2014 g. №1044 (red. ot 01.11.2016 g.). Ob utverzhdenii Programmy podderzhki investicionnyh proektov, realizuemyh na territo-rii Rossijskoj Federacii na osnove proektnogo finansirovanija.
6. Plotnikova E.V. Jeffektivnost' mer i strategicheskie napravlenija gosudarstvennoj podderzhki agropromyshlennogo kompleksa Krasnodarskogo kraja v uslovijah chlenstva Ros-sii vo Vsemirnoj Torgovoj Organizacii / E.V. Plotnikova, M.V. Zajceva, A.V. Berezhnoj // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2014. - №12-3 (53-3). - S. 358-362.
7. Plotnikova E.V. Ispol'zovanie programmno-celevogo podhoda k gosudarstvenno-mu regulirovaniju razvitija semejnyh zhivotnovodcheskih ferm (SZhF) v krae / E.V. Plotnikova // Problemy i perspektivy razvitija agrarnogo rynka: Sbornik nauchnyh statej. Pod red. M P. Dulina. - Krasnodar, 2013. - S. 240-245.
8. Plotnikova E.V. Tendencii razvitija podotraslej zhivotnovodstva v Krasno-darskom krae / E.V. Plotnikova // International Scientific and Practical Conference World science. - 2016. - T. 5. №1 (5). - S. 47-51.
9. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2015: Stat. sb. = M.: Rosstat, 2015. = 1266 s.