Научная статья на тему 'Основные пути организации эффективного стратегического планирования в предприятиях АПК'

Основные пути организации эффективного стратегического планирования в предприятиях АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / АГРОБИЗНЕС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / MANAGEMENT / AGRIBUSINESS / MANAGEMENT SYSTEM / EFFECTIVE PLANNING / ORGANIZATION / STRATEGY / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Острик Владимир Юрьевич, Мальцева Татьяна Викторовна

В статье представлено теоретическое обоснование организации эффективного стратегического планирования в системе менеджмента предприятий агробизнеса, представлены конкретные рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования для практической деятельности менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Острик Владимир Юрьевич, Мальцева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical justification for the organization of effective strategic planning in the management system of agribusiness enterprises and specific recommendations for improving the strategic planning process for the practical activities of managers are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Основные пути организации эффективного стратегического планирования в предприятиях АПК»

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК_

Острик Владимир Юрьевич

к.э.н., доцент кафедры управления персоналом Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУВО «Крымский федеральный университет»им. В.И. Вернадского

(г. Симферополь) Мальцева Татьяна Викторовна магистрант кафедры управления персоналом Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет»им. В.И. Вернадского

(г. Симферополь) DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.9.61.81

АННОТАЦИЯ.

В статье представлено теоретическое обоснование организации эффективного стратегического планирования в системе менеджмента предприятий агробизнеса, представлены конкретные рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования для практической деятельности менеджеров.

ABSTRACT.

Theoretical justification for the organization of effective strategic planning in the management system of agribusiness enterprises and specific recommendations for improving the strategic planning process for the practical activities of managers are presented in the article.

Ключевые слова: менеджмент, агробизнес, система управления, эффективное планирование, организация, стратегия, совершенствование.

Keywords: management, agribusiness, management system, effective planning, organization, strategy, improvement.

На современном этапе деятельности предприятий аграрного сектора отечественной экономики стратегическое и инновационное планирование играет первостепенную роль, так как именно стратегическое планирование определяет направления перспективного и инновационного развития организации агробизнеса. Стратегическое планирование позволяет создать условия для привлечения дополнительных денежных средств, увеличивает инвестиционную привлекательность предприятия, а также позволяет обеспечить длительное функционирование организации на перспективу, способствую стабильному финансовому положению и ре-сурсоэкономному ведению хозяйственной деятельности.

Целью исследования являлась выработка основных конкретных рекомендаций для повышения эффективности стратегического планирования в системе менеджмента предприятий агробизнеса. В соответствии с целью были решены следующие задачи: выявить основные проблемы и недостатки современного стратегического планирования, предложить рекомендации по устранению этих проблем и созданию эффективной системы менеджмента в предприятиях АПК.

В работе использовались такие методы научных исследований как: абстрагирование, метод аналогии, моделирование и программирование, проблемные методы исследований, монографические методы, а также библиометрические методы исследований.

Для руководителей современных предприятий выработка концепции стратегического планирования позволяет выявить, что необходимо сохранить, что модернизировать, что видоизменить в процессе

хозяйственной деятельности. Стратегическое планирование выступает системой принципов, перспектив и направлений развития во взаимосвязи с миссией предприятия и его целями деятельности, комплексное формирование которых лежит в основе современного эффективного менеджмента предприятий. Стратегическое планирование включает в себя ряд оптимальных методов и приемов по их реализации, обеспечивает бесконечность и перспективность хозяйственной деятельности организационно-правового формирования аграрной сферы.

Предприятия АПК оказались в непростой ситуации, сложность сельскохозяйственного производства, повышенные риски в деятельности, климатические особенности, а также специфичность сельских жителей, требуют иного инновационного подхода к стратегическому планированию деятельности. На сегодняшний момент, именно руководитель аграрного предприятия, с профессиональным взглядом на менеджмент организаций, выступает ключевым звеном, способным обеспечить бесперебойную конкурентоспособную деятельность предприятия. На ряду с общепринятыми принципами стратегического планирования, таких, как: научность, комплексность, непрерывность и т.д. выделяют новые принципы, в соответствии со сложившимися условиями ведения хозяйственной деятельности. К новым принципам стратегического планирования сегодня относятся: альтернативность, устойчивость, адаптивность, рефлектор-ность, а также интеграционное развитие. Все перечисленные принципы обязательны для успешной хозяйственной деятельности [5].

Рисунок 1. Принципы стратегического планирования предприятий АПК.

Питер Друкер, как яркий представитель современной науки менеджмент, был сторонником целевого управления и разработал ряд принципов стратегического планирования предприятиями, нами была предпринята попытка сформировать принципы стратегического планирования для современных предприятий агропромышленного комплекса (рис. 1).

В условиях динамичного развития внешней среды деятельности предприятий аграрного сек-

тора, а также постоянно растущей конкуренции, использование научного подхода, то есть современных принципов стратегического планирования, позволяет системно планировать и осуществлять инновационную деятельность предприятиям аграрного сектора.

Формирование системы эффективной организации стратегического планирования в предприятиях агробизнеса содержит ряд ключевых моментов (рис.2).

Миссия и организационная стратегия предприятия АПК

Ресурсный и инновационный потенциал предприятия АПК

\

Т

Анализ сильных и слабых сторон,

внешнего и внутреннего ре-

су

рса

Существующие возможности и угрозы роста и развития

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

£

I

I

1

Стратегия инно- Стратегические Стратегические Создание гене-

вационного раз- цели предприя- задачи, которые рального плана

вития предприя- тия необходимо ре- развития пред-

тия шить приятия

^ 1 г 1 г /

В результате: Формирование благополучного имиджа предприятия, обеспечение инвестиционной привлекательности, возможность интеграции, использование достижение НТП, реализация научности при стратегическом

управлении предприятием

Рисунок 2. Формирование стратегического планирования предприятиями АПК. Составлено автором.

По мнению Сухорукова А.В. при разработке стратегического плана развития предприятий необходимо использовать технологию шести элементов формирования программ развития, которую разработали американские специалисты, в области стратегического планирования. Нами предпринята попытка адаптировать данную технологию для предприятий аграрной сферы, при создании эффективной системы стратегического планирования [6].

Ценность представленной технологии заключается, в том, что в ней содержатся трудности, с которыми сталкиваются отечественные предприятия и комплексные ошибки, которые совершают менеджеры при создании стратегического плана.

Одной из ключевых проблем отечественных управленцев является не столько недостаток знаний, сколько особенность их ментальности, которая заключается к неготовности к развитию и внедрению инноваций. Разработанная технология содержит в себе достаточно простые и понятные процедуры, следование которым приводит к получению реального эффективного результата.

Исходным элементом технологии является разработка стратегических целей развития предприятия или направления деятельности [4].

На следующем этапе необходимо построить именно модель развития, данный этап является недооцененным в современной управленческой практике, однако без построенной модели невозможно четко увидеть конечный желаемый результат планирования деятельности и обеспеченность ресурсами для достижения запланированных показателей.

При построении моделей американские эксперты в области инновационного планирования выделяют три вида моделей: первая модель-модель инициатора предполагает, то, что предприятие становится лидером в отрасли через внедрение инновационных технологий либо создание нового продукта. Особенностью данной модели является ее дороговизна, ведь при внедрении новых технологий или запуске нового технологического процесса необходимо обеспечение большими капитальными инвестициями, а для этого необходимо сначала создать инвестиционную привлекательность предприятия, что сделать достаточно сложно на современном этапе развития современных аграрных предприятий, особенно Республики Крым.

Вторая модель - модель адаптора, по нашему мнению, наиболее привлекательная для современных аграрных предприятий, так как подразумевает

использование уже существующих производственных мощностей и ресурсного потенциала, который уже имеется в распоряжении предприятия. Данная модель не предполагает внедрение в менеджерскую деятельность принципиально нового подхода.

Третья модель, получила название модель последователя, она предполагает покупку уже отработанного и апробированного управленческого решения у более успешной и конкурентоспособной организации. Данная модель схожа с моделью взаимоотношений по принципу франшизы, однако, для внедрения в деятельность уже готового стратегического плана необходимо все равно проводить достаточно объемные исследования, чтоб проверить будет ли данное приобретенное решение применимо для конкретного хозяйствующего субъекта.

Третий элемент технологии позволяет выбрать сферу применения, так как менеджеры часто совершают ошибки в области применения даже заведомо успешных и обоснованных управленческих решений.

На четвертом этапе происходи выбор конкретного пути деятельности в рамках инновационного планирования и развития предприятия. После выбора целей стратегического планирования, модели деятельности и сферы деятельности необходимо определить перечень инновационных мер, который необходимо внедрить в реальную хозяйственную деятельность. Устанавливается система критериев готовности организации к применению инновационного стратегического планирования в деятельности.

Пятым этапом технологии является оценка управляющей системы, которая обеспечивает взаимодействие между субъектом и объектом управления. Именно комплексное взаимодействие управляющей и управляемо системы позволяет наладить бесперебойную работу механизма внедрения стратегического планирования в менеджменте предприятий.

На последнем шестом этапе технологии разрабатывается программа реализации стратегического плана, где устанавливается все критериальные ограничения и учитываются непосредственные опасности при реализации данного плана. Схематически данная технология представлена на рисунке 3.

С учетом особенностей функционирования предприятий аграрной сферы общественного производства Республики Крым, по нашему мнению целесообразно осуществлять стратегическое планирование на 10-15 лет.

Разработка стратегической цели развития

Формирование и выбор модели развития

Рисунок 3. Технология стратегического планирования аграрного предприятия. Составлено автором.

При внедрении стратегии планирования и развития аграрного предприятия целесообразно создать иерархическое дерево целей, которое будет содержать в себе основные пути и методы достижения поставленных целей.

Система индикаторов стратегического планирования должна содержать в себе как количественные так и качественные параметры, к которым относится: прогнозируемый объем выпуска и реализации готовой продукции; прогнозируемые объемы затрат на техническое перевооружение, модернизацию основных средств и т.д.; прогнозируемый объемы инвестиций в маркетинг; прогнозируемый объем численности персонала, участвующего в проекте; прогнозируемые объемы прибыли, а также прогнозируемая динамика эффективности использования ресурсного потенциала и т.д.

Процедура экспертной оценки и система управленческого учета повысит качество сбора показателей, необходимых для построения эффективной модели стратегического планирования.

При реализации необходимо четко видеть источники финансирования для осуществления плана. Организация исполнения включает в себя координацию и регулирование функциональных подсистем. По нашему мнению, такая важнейшая управленческая функция, как координация и регу-

лирование зачастую забыта управленцами при осуществлении своей профессиональной деятельности, однако именно процесс регулирования и координации позволяет исполнителям избежать текущих проблем, что сокращает затраты всех видов ресурсов, участвующих в данном процессе, в том числе важнейшего временного ресурса.

В силу рискованности и инновационности процесса стратегического планирования в предприятиях агробизнеса, система стратегического управления обеспечивает конкурентоспособность предприятия в условиях развивающейся и постоянно видоизменяющейся внешней среде по средствам реализации долгосрочных и перспективных инновационных планов развития организации.

Стратегическое планирование должно быть согласовано между руководством и ключевыми должностями персонала организации, долгосрочное направление стратегического развития предприятия, касается всех сфер его деятельности, рыночного позиционирования и состояния внутренней среды, приводящее предприятие агробизнеса к достижению поставленных целей.

Стратегическое планирование - это своего рода создание идеальной модели деятельности на определенный период, которое невозможно комплексно реализовать без прогнозирования, как метода предвидения возможных вариантов развития.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (61), 2019 Недооценка стратегического планирования и прогнозирования в управленческой деятельности предприятий агробизнеса является основной причиной банкротства предприятий.

Современные управленцы не имеют навыков и опыта в управлении изменениями, что препятствует воплощению стратегического плана в реальную деятельность предприятия. Многие современные менеджеры фокусируют свое внимание на решении оперативных задач, получение прибыли в краткосрочный период, забывая про возможность формирования долгосрочных целей предприятия через механизмы стратегического планирования и прогнозирования. Желая получить скорейшую окупаемость вложенных ресурсов, менеджеры, участвуя в новых рискованных и перспективных проектах, не желают инвестировать дополнительные средства в развитие внутренней среды организации и прогнозирование возможных вариантов видоизменения внешней среды организации агробизнеса.

Постоянно возникающие оперативные проблемы в хозяйственной деятельности не позволяют сосредоточить внимание высшего руководства на стратегическом планировании и прогнозировании, что приводит к потере конкурентных позиций в рыночной среде деятельности.

Традиционная технология стратегического планирования в системе управления предполагает изначально сформировать миссию и цели деятельности предприятия, данный подход целесообразно внедрять при вновь созданных предприятиях. Уже функционирующие предприятия требуют своевременной диагностики выбранного направления развития, другими словами это выявление уже существующей стратегии возможно не совсем в профессиональном, с точки зрения менеджмента, виде.

Если стратегия развития уже существующего предприятия не формализована, это не означает, что ее не существует. Для разрешения данной проблемной ситуации возможно привлечение внешнего консультанта для объективной и беспристрастной оценки направлений развития предприятия и уже существующей системы стратегического планирования.

Выявление уже существующей текущей стратегии деятельности предприятия, позволит руководству перейти от оперативного и рутинного управления к осознанному выбору путей дальнейшего перспективного развития предприятия агробизнеса.

Выводы: Процесс стратегического планирования в предприятиях должен включать набор составляющих, среди которых необходимо выделить: непосредственно саму стратегию, организационную структуру, оценку мотивации персонала, технологический и информационные процессы, а

также оценку персонала организации. Отдельно следует выделить такое важнейшее действие, как информирование и доведение выработанной стратегии развития до коллектива организации. Стратегию необходимо постоянно пересматривать и обновлять, в соответствии с тенденциями и переменами в организационной окружении.

В условиях современного функционирования предприятий аграрного сектора и особенно при внедрении системы внутрихозяйственного стратегического планирования необходимо создание системы управленческого стратегического контроля, которая позволит оптимизировать внутренние резервы предприятия и создаст условия для повышения устойчивости и развития предприятия агробизнеса. Важнейшим направлением стратегического планирования является создание системы внутреннего контроля, которая позволит не только качественно изменить всю систему стратегического управления, но и создаст условия для расширения инвестиционной активности на предприятии.

Список литературы:

1. Греков А.Н. Основные направления повышения устойчивости развития сельских территорий [Текст] / А.Н. Греков // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2012. - №2 2.

2. Грекова Г.И., Нисанов Р.Г. Особенности развития регионального АПК и продовольственных рынков // Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. Ежеквартальный научный журнал. 2010. №19. С.246-250.

3. Майданевич П.Н. Направления инновационного развития аграрного производства /П.Н. Майданевич // Интеграция Республики Крым в систему экономических связей Российской Федерации: теория и практика управления: материалы XII межрегиональной научно- практической конференции с международным участием. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2016. - 332 с. - С.271- 272.

4. Острик В.Ю. Функциональная организация управленческой деятельности предприятий агробизнеса Крыма / В.Ю. Острик // Научный журнал «Апробация» под общ. ред. Гимбатова Ш.М., 2017 №1 (52) - 189 с.- С. 130-134.

5. Острик В.Ю. Создание адаптивной системы менеджмента в предприятиях агробизнеса республики Крым / В.Ю. Острик // Научный журнал «Апробация» под общ. ред. Гимбатова Ш.М., 2017 №1 (52) - 189 с.- С. 134-137.

6. Сухоруков А. В. Система стратегического управления инновационным развитием мебельного предприятия // А.В. Сухоруков. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 420-430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.