УДК 338.242.2
СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА В ПРЕДПРИЯТИЯХ
АГРОБИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
© 2018
Острик Владимир Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента устойчивого развития Соц Анастасия Дмитриевна, магистрант кафедры менеджмента устойчивого развития Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (295024, Россия, Симферополь, улица Севастопольская, 21/4, e-mail: [email protected])
Аннотация. Агропромышленный комплекс, как глобальная система взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства имеет ряд особенностей и специфических черт, которые необходимо комплексно учитывать при построении эффективного мотивационного механизма, который будет необходим, как работникам организационно-правового формирования, так и управленческому персоналу. Система эффективного управления в Агропромышленном комплексе, включающая в себя мотивационную составляющую, как неотъемлемую часть, крайне сложна и многофункциональна и управленческий труд играет в ней особую роль, так как включает в себя большой круг обязанностей и высокий уровень ответственности. В основе построения эффективного мотивацион-ного механизма лежит определенный набор мотивов, который индивидуален и имеет свои особенности, как для персонала организации, так и для управленческого состава. После проведения исследований в области мотивации профессиональной деятельности, среди работников аграрной сферы общественного производства выделяются следующие мотивы в структуре мотивации персонала: материальный мотив (77 %); профессиональный мотив (8 %); мотив самореализации и самовыражения (7 %); мотив социального признания и статуса (6 %); мотив власти и доминирования (2 %). Именно из системы мотивов складывается вся система мотивации на предприятии, мотив является единицей измерения мотивации в организационно-правовых формированиях. Создаваемая система мотивации напрямую связана с формированием стиля руководства, портрета лидера организации и с умелым сочетанием методов современного управления и менеджмента в организациях агробизнеса. Мотивация в управленческой среде организации учитывает все факторы, заставляющие человека действовать и усиливать побуждение к активной трудовой деятельности, а значит и к комплексной реализации целей организации агробизнеса. Как внешние, так и внутренние побуждающие мотивы работника связаны с психологической составляющей, которая, в свою очередь, всегда сопровождается переживаниями, как положительными, так и отрицательными эмоциями. На сегодняшний момент, показатели деятельности предприятий агробизнеса Республики Крым говорят о необходимости создания эффективного мотивационного механизма в системе управления агробизнесных формирований Республики Крым, позволяющим выйти на качественно новый уровень ведения хозяйствования и повышение престижности отрасли, что определяет актуальность темы исследования.
Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, система, механизм, менеджмент, управление, активизация, стимулирование, совершенствование, направления, формирование, побуждение, агробизнес, предприятие, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, мотивационный механизм, эффективность управления.
ESTABLISHMENT OF EFFECTIVE MOTIVATION MECHANISM IN ENTERPRISES OF AGRIBUSINESS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
© 2018
Ostrik Vladimir Urievich, candidate of economic sciences, associate professor of the department of management sustainable development Sots Anastasia Dmitrievna, Master of Science of the department of management sustainable development Crimean Federal University named by V.I. Vernadsky (295024, Russia, Simferopol, Sevastopolskaya Street, 21/4, e-mail [email protected])
Abstract. The agro-industrial complex, as a global system of interconnected industries and agriculture, has a number of features and specific features that must be taken into account in an integrated manner in constructing an effective motivational mechanism that will be necessary for both organizational and legal employees and for management personnel. The system of effective management in the agroindustrial complex, which includes the motivational component as an integral part, is extremely complex and multifunctional and managerial work plays a special role in it, as it includes a large range of responsibilities and a high level of responsibility. The basis for constructing an effective motivational mechanism is a certain set of motives, which is individual and has its own characteristics, both for the personnel of the organization and for the management team. After carrying out research in the field of motivation of professional activity. Among the workers of the agrarian sphere of social production, the following motives are distinguished in the structure of staff motivation: material motive (77 %); professional motive (8 %); motive for self-fulfillment and self-expression (7 %); motive of social recognition and status (6 %); the motive of power and domination (2 %). It is from the system of motives that the whole system of motivation is formed at the enterprise, the motive is the unit of measurement of motivation in organizational and legal formations. The created system of motivation is directly connected with the formation of leadership style, the portrait of the leader of the organization and with a skilful combination of modern management and management methods in agribusiness organizations. Motivation in the management environment of the organization takes into account all the factors that make a person act and strengthen the motivation for active labor activity, and hence to the complex realization of the goals of the organization of agribusiness. Both external and internal motivations of the worker are connected with the psychological component, which, in turn, is always accompanied by experiences, both positive and negative emotions. At the moment, the performance indicators of agribusiness enterprises of the Republic of Crimea speak about the need to create an effective motivational mechanism in the management system of agribusiness groups in the Republic of Crimea.
Keywords: motivation, motive, need, system, mechanism, management, management, activation, stimulation, improvement, direction, formation, motivation, agribusiness, enterprise, agriculture, agro-industrial complex, motivation mechanism, management effectiveness.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Мотивация в системе менеджмента занимает ведущее место, ведь именно от того на сколько грамотно и рационально по-
строен мотивационный механизм внутри организации зависят такие важнейшие производственные факторы, как рациональная организация труда, создание благоприятных условий труда персонала организации, обе-
Острик Владимир Юрьевич, Соц Анастасия Дмитриевна СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МОТИВАЦИОННОГО ...
спечение постоянного роста производительности труда, повышение эффективности и конкурентоспособности реализации управленческих решений, достижение целей организации в процессе хозяйственной деятельности.
Комплексное эффективное управление, невозможно без эффективной системы мотивации работников, на современном этапе развития рыночных отношений, новые экономические условия, порожденные кризисным адаптивным периодом, выдвигают все новые требования к персоналу, которые включают в себя не только подбор, обучение и координирование кадрового состава, но и формирование инновационного сознания, менталитета, а, следовательно, и методических подходов по созданию эффективной системы мотивации персонала в организации.
Предприятия агробизнеса, как специфическая основа народно-хозяйственного комплекса страны, требует особенного подхода к мотивации трудовой деятельности персонала, которая многоаспектно отличаются от мотивов поведения работников предприятий другой производственной направленности Республики Крым. Тема исследования является актуальной, так как на данном этапе развития сельского хозяйства вопрос совершенствования механизма мотивации трудовой деятельности персонала в предприятиях агробизнеса остаётся открытым, ведь современный менеджмент предприятий нуждается в существенных изменениях и адаптации к современным условиям хозяйствования и менеджмента.
Значительный вклад исследования мотивация трудовой деятельности в системе управления предприятиями внесли такие отечественные учёные, как: О С. Жиронкина [1], А.П. Исаев [2], М.Ф. Кокорев [3], Ю.Б. Королёв [4], Ю.Ю. Ковальчук [5], А.И. Кувшинов [6], М.Н. Нагибина [7], А.В. Ребров [8], А.А. Сперанский [9], Т.А. Филлипова [10], А.М. Югай [11] и многие другие [12-20]. Также вопросами мотивации уделяли большое внимание такие зарубежные ученые как: Д. Альдерфер, Г. Гантт, Ф. Гилберт, Л. Гилбрет, Ф. Герцберг, П. Друкер, Д. МакГрегор, Д. МакКлелланд, А. Маслоу, Е. Кон и другие. Подавляющее большинство исследований сосредоточивают свое внимание на материальной мотивации труда, оставляя без внимания нематериальные факторы трудовой деятельности и многие вопросы мотивации трудовой деятельности на предприятиях агробизнеса недостаточно раскрыты в работах современных ученых и требуют дальнейшего рассмотрения.
Целью статьи является выработка рекомендаций по построение эффективного мотивационного механизма для предприятий аграрного сектора, который будет реально применим для управленческой деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В сфере сельскохозяйственного общественного производства, среди основных составляющих трудовой мотивации можно выделить: удовлетворенность трудовыми успехами; заинтересованность в итоговых результатах трудовой деятельности; приверженность своей организации и разделение ее целей деятельности.
Учитывая данные составляющие, менеджеру необходимо выстраивать систему мотивации в организации, основываясь на отношении к профессиональному труду самого работника и анализируя его рабочее поведение. Внедряя в управленческую деятельность систему мотиваторов, как мотивационных составляющих происходит социально-психологический эффект трудовой деятельности, который отражается в экономических и финансовых результатах деятельности. К основным мотиваторам в организациях относятся: факторы достижения, и признания; личная и профессиональная ответственность; профессиональный рост; построение карьерной лестницы; материальное стимулирование; активизация самовыражения, через работу [1].
Реализуя мотиваторы в профессиональной деятельности, менеджер приобретает авторитет, признание,
уважение, а персонал организационно-правового формирования, удовлетворяя свои врожденные потребности, повышает производительность труда, развивает самоконтроль и повышает свой личный профессиональный уровень, что благоприятно сказывается на деятельности организации в целом.
По данным социологического опроса, проводимого, среди специалистов и работников отрасли сельского хозяйства (более 300 человек), было выявлено, что основным мотивом в области сельскохозяйственного производства, является мотив, ориентированный на максимальную материальную выгоду (50 %), далее преобладают мотивы признания и престижа (25 и 15 % соответственно), процентов из опрашиваемых респондентов в затруднении ответить, что мотивирует их при выполнении рабочих и профессиональных функций и заданий.
При построении эффективной системы мотивации труда персонала организации, через систему мотивов и стимулов, нами были выделены основные наиболее действенные составляющие, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Необходимые составляющие формирования эффективного мотивационного механизма предприятий агробизнеса
Как показывает исследование, именно материальные стимулы играют первостепенную роль в мотивации работников аграрных предприятий, данная тенденция обусловлена низким уровнем жизни на селе, и низким уровнем оплаты труда в предприятиях агробизнеса.
Остается актуальной проблема мотивации молодых специалистов к работе в предприятиях аграрного сектора экономики страны. По данным социологического опроса, проводимого среди студентов-выпускников крымских вузов, только 0,5 % из числа респондентов планируют вести свою профессиональную деятельность в предприятиях агробизнеса.
Данная тенденция и нежелание студентов связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность с предприятиями аграрной сферы отечественной экономики губительна для сельскохозяйственного сектора и будет способствовать стагнации, а не расширению деятельности [2].
На основании опроса молодых специалистов и студентов крымских вузов (более 300 человек) нами были выделены побуждающие факторы, которые необходимо учитывать при построении мотивационной модели в системе менеджмента предприятий агробизнеса с учетом привлечения молодых специалистов, а также создания кадрового резерва на предприятиях АПК.
По данным социологического опроса среди студентов и молодых специалистов, так же подтвердилось преобладание материальных стимулов над социально-психологическими и моральными.
Несмотря на то. что материальные стимулы имеют первостепенное значение для персонала организаций в нашей стране, исследователями мотивационных процессов в системе управления организациями, доказывают, что материальные стимулы действуют до определенного уровня, после наступает «насыщение» и повышение оплаты труда уже не стимулирует персонал к повы-
шению производительности труда и инициативности и приводит просто к отработке рабочего времени.
На сегодняшний момент, при формировании эффективной системы мотивации необходимо также учитывать внимательное и сопричастное отношение к людям, которые трудятся на благо организации, уважительное отношение к человеку, заботу о людях, их развитию, как лично, так и профессионально. Обеспечение отдыха работников организации также считается обязательным условием при формировании мотивационного механизма в организациях. Грамотные управленцы сочетают отдых персонала с обучением, повышая их общекультурный и образовательный уровень в рамках формирования неформальных групп и укрепления лидерских качеств руководителя организации агробизнеса [3].
Ожидаемая перспектива высокого социального статуса и уважительного отношения со стороны окружающих играют важнейшую роль в эффективной и профессиональной мотивации не только персонала организации, но и управленческого персонала предприятий агробизнеса.
В виду грамотного сочетания материальных и нематериальных стимулов в системе менеджмента создается благоприятный комфортный психологический климат в коллективе и как результат повышение результативности труда и повышения основных экономических показателей деятельности организационно-правового формирования агробизнеса [4].
Система управления внутри организаций в нашей стране имеет свои исторически сложившиеся особенности, которые формируют и влияют на теорию и практику мотивации в отечественной деятельности предприятий всех сфер деятельности и форм собственности в России.
В связи с тем, что на рынке труда в отечественных организациях наблюдается нехватка опытных и профессиональных управленцев, особенно в сфере управления сельскохозяйственным производством. Например, решение проблем администрирования персонала организаций возможно через введение гибкой системы оплаты труда, таких как, аккордной или премиальной систем. Проблема дополнительного стимулирования может решиться с помощью дополнительных привилегий, так ких как: социальная инфраструктура, служебный автотранспорт или оплата мобильного телефона.
Среди основных стимулов, которые привлекли бы молодежь к работе в сельской местности необходимо выделить: высокий уровень заработной платы и возможность ее увеличения, предоставление жилья, возможность саморазвития и карьерного роста, возможность повышения своего профессионального уровня, здравый подход в процессе принятия управленческих решений, организация досуга в сельской местности (фестивали, концерты), комфортные условия труда, предоставление социальных льгот и материальных поощрений.
В связи с тем, что на рынке труда в отечественных организациях наблюдается нехватка опытных и профессиональных управленцев, особенно в сфере управления сельскохозяйственным производством. Например, решение проблем администрирования персонала организаций возможно через введение гибкой системы оплаты труда, таких как, аккордной или премиальной систем. Проблема дополнительного стимулирования может решиться с помощью дополнительных привилегий, так ких как: социальная инфраструктура, служебный автотранспорт или оплата мобильного телефона.
Удовлетворенность содержанием и характером работы является главным рычагом в системе эффективной мотивации предприятий агробизнеса. К основным показателям удовлетворенности работой, которые надо учитывать менеджерам при построении эффективной системы управления, относятся: условия работы, оплата труда и материальное стимулирование, интенсивность и характер работы, степень престижности работы, перспективы повышения, карьера и развитие личности, а
также психологический климат в коллективе [5].
На сегодняшний момент проблема профессиональной мотивации персонала в предприятиях агропромышленного комплекса относится к числу не только очень важных, но и сложных вопросов. На ровне с желаемым материальным благополучием к важнейшим нематериальным стимулам в аграрной сфере относятся также уважение окружающих и возможность карьерного роста. В настоящее время, в условиях рыночной экономики материальные стимулы имеют наиболее важное значение для всех категорий работников аграрной сферы. Материальное благополучие работника организационно-правового формирования является первостепенным при выборе работы на современном этапе, однако набором социальных мотивов и стимулов также не следует пренебрегать руководителям аграрных формирований, при построении именно эффективной системы мотивации персонала в организациях агробизнеса [6; 7].
По результатам проведенных исследований, а также после анализа специальной литературы по управлению в малом бизнесе нами разработана модель мотивации персонала аграрных формирований, в основу которой легла комплексная мотивационная модель Портера-Лоулера, которая содержит в себе элементы содержательных и процессуальных мотивационных теорий и наиболее полно отражает процесс мотивации в системе управления организациями агробизнеса. Впервые, данный подход, при построении эффективной системы мотивации управленческого персонала акционерных обществ был представлен Лаптевым В.И., нами было проведено исследование и адаптация представленной мотивационной модели к современным реалиям и условиям хозяйствования предприятий агробизнеса Республики Крым.
Учитывая недостатки модели Портера-Лоулера (не отображение ситуации, когда личность не в состоянии удовлетворить свою потребность в результате потраченных усилий и отсутствие стимулов, как внешних движущих факторов) разработанная модель адаптирована именно для предприятий агробизнеса, за счет определения ценностных ориентиров, которые присущи именно жителям сельской местности, и стимулирующего влияния с учетом причинно-следственных связей, а также факторов времени и информации.
Важнейшую роль в представленной модели играет система стимулов, как внешняя принуждающая сила, причина активности, определенная компенсация действий управленческого персонала организации.
Стратегически важной составляющей мотивацион-ной системы в предприятиях агробизнеса на сегодняшний день может стать специальный орган - специальный совет, созданный внутри организации. Основной функцией данного совета должно стать наблюдательная и контролирующая функция, которая позволит достичь минимальных расхождений интересов управленческого персонала и работников организаций агробизнеса. Важнейшую роль в создании эффективной системы мотивации в предприятиях должен играть данный наблюдательный совет, в состав которого должны войти независимые члены коллектива, представители, как персонала организации, так и управленческого состава [8].
При достижении целей организации, наблюдательный совет должен выступать эффективным органом, позволяющим проводить системный и комплексный анализ влияющих факторов на мотивационные составляющие, которые должны быть систематизированы и адаптированы к внутренним и внешним факторам влияния на деятельность организаций агробизнеса. Среди этих факторов необходимо выделять организационные, социально-психологические и финансовые, которые существуют на предприятии и в окружающей среде во взаимодействии.
Наблюдательный совет должен быть независимым элементом в системе управления, который координирует свою деятельность со всеми руководителями струк-
Острик Владимир Юрьевич, Соц Анастасия Дмитриевна СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МОТИВАЦИОННОГО ...
турных подразделений и должен осуществлять свою деятельность в интересах потребностей и особенностей всего коллектива, не лоббируя интересы руководства, которые часто совмещают цели деятельности организации со своими личными целями.
Наблюдательный совет выступает специфическим информационным центром по сбору и анализу информации (ведомости, документы, запросы органов управления, должностных лиц, внешних органов, жалобы и предложения персонала организации), разработки управленческих решений и вынесения их на обсуждение в организации, после чего осуществляет текущий контроль по принятым к исполнению решениям по своевременному и качественному выполнению их [9].
Не смотря на ряд предложенных мероприятий по созданию эффективной системы мотивации в предприятиях, необходимо сделать вывод, что для аграрного сектора необходима такая система, которая способствовала бы повышению производительности труда персонала, и в тоже время стимуляции творческой инициативы отдельного работника и позволила бы создать благоприятный социально-психологический климат внутри организации, позволяющий качественно и эффективно трудится на благо достижения целей организации. Изменяя привычную систему мотивации, открываются новые возможности для инвестирования в аграрный сектор Республики Крым, ведь иностранные руководители привыкли видеть европейские (социальные) модели менеджмента в профессиональной деятельности, основной особенностью которых является отражение мировых тенденций развития управления, среди которых прямая зависимость между результатами труда и вознаграждением работника [10; 11].
После проведенных исследований в области формирования эффективного мотивационного механизма было выявлено, что внутри предприятий аграрного комплекса практически полностью отсутствует обратная связь с работником, карьерное продвижение и планирование карьеры персонала, которые являются эффективными методами нематериального стимулирования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления Адаптация менеджмента предприятий к требованиям современного рынка повысила роль мотивации в развитии агропромышленного комплекса страны. Государственное регулирование данного процесса способствует созданию действительно эффективного мотивационного механизма в предприятиях агробизнесного комплекса через регулирование земельных отношений в пользу коллективной собственности и демонополизации государственной собственности.
Правовые и организационные условия функционирования предприятий агробизнеса позволяет субъектам аграрных рыночных отношений самостоятельно определять организационную структуру производственного процесса, систему реализации готовой продукции, использование техники и технологий в деятельности. Государством созданы все условия для повышения конкурентоспособности отечественного аграрного производителя, однако без эффективной деятельности аграрных предприятий улучшение их конкурентных преимуществ невозможно, а эффективная деятельность любого аграрного предприятия невозможна без грамотной и качественной системы мотивации персонала АПК.
Отношение со стороны работников и руководства к мотивации персонала аграрных предприятий в последнее время качественно изменилось, на сегодняшний момент не наблюдается переизбыток рабочей силы, так как раньше работа в стабильной и мощной организации аграрного сектора была уже мотивационным рычагом, то теперь ситуация изменилась. В сельской местности наблюдается дефицит высококвалифицированного персонала на рынке труда, и только через разработку эффективной мотивационной программы данную ситуацию можно изменить и насытить важнейшую отрасль
народнохозяйственного комплекса страны квалифицированными, перспективными и эффективными работниками аграрной направленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жиронкина О.С. Проблемы стимулирования персонала предприятий и пути их решений / О.С. Жиронкина// Актуальные проблемы управления - модернизация и инновации в экономике: материалы регион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых, г. Волжский, 28-29 апреля 2011 г.: тез. докл./ ВПИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2011. - С.143-144.
2. Исаев, А.П. Методы оценки результатов работы и мотивации персонала [Электронный ресурс] /
A.П. Исаев. - Режим доступа: Ы1р: // www.eИtarшm. m/2009/03/20/ocenka_rezultatov_raboty.html
3. Кокорев М.Ф. Мотивация в организациях [Электронный ресурс] / М.Ф. Кокорев. - Режим доступа: http//www.pstu.ru/books/kokorev/main.html
4. Королёв Ю. Б., Менеджмент в АПК / Ю.Б. Королёв, В.Д. Коротне, Г.Н. Кочеткова. - М.: КолосС, 2007. 424 с.
5. Ковальчук Ю.Ю. Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности/ Ю.Ю. Ковальчук Р.В. Проценко// Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 589-592.
6. Кувшинов А. И. Теоретические основы мотивации труда работников сельскохозяйственных предприятий / А.И. Кувшинов. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012.- № 7. - С. 216.
7. Нагибина М. Н. Мотивация труда как фактор экономического развития сельского хозяйства/ М.Н. Нагибина. // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. - 2012. - № 13 (18).-150 с.
8. Ребров А. В. Факторы формирования мотивации работников/ А.В. Ребров // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 71-78.
9. Сперанский А.А. Мотивация и поведение человека в сфере труда / А.А. Сперанский. - М.: Сборник научных трудов, 2001. - 21с.
10. Филиппова Т.А., Завьялова В.В. Мотивация и стимулирование труда работников фирмы/ Т.А. Филиппова,
B.В. Завьялова//Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2010. - № 8. - С. 191-194.
11. Югай А.М. Экономические отношения и мотивация труда в сельском хозяйстве / А. М. Югай. - М.: Изд-во МСХА. 2001. - 582 с.
12. Прокофьева У.Н. Трудовая мотивация и психологический климат в коллективе в сфере торгового бизнеса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 6265.
13. Вишняков А.И. Психологические особенности трудовой мотивации и ее взаимосвязь с ценностными ориентациями сотрудников медицинских учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 245-248.
14. Волков И.В., Шаманин Е.В. Эволюция понятия мотивация в трактовках зарубежных и отечественных ученых // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 206-209.
15. Панина И.Н. Структура, формирование и развитие мотивации достижения успехов у сотрудников организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 477-480.
16. Крюкова А.А., Гизатулина М.Ф. Инновационные подходы к мотивации персонала // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 67-68.
17. Лобанова Т.Н. Активизация трудового поведения граждан за счет реализации мотивационного потенциала // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 54-60.
18. Гайнутдинова Е.В. Когнитивный подход в пони-
мании феномена мотивации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 173-180.
19. Ординарцева Г.П. Особенности мотивации персонала в условиях экономического кризиса на примере военной службы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 127-128.
20. Захаров А.Н. Особенности и проблемы мотивации труда в сельском хозяйстве // Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 27-37.
Статья поступила в редакцию 15.05.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018