Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОСИСТЕМОЙ ГОРОДА'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОСИСТЕМОЙ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОСИСТЕМОЙ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сибгатуллин Рузиль Рамилевич

Данная статья рассматривает экологические проблемы в управлении современным городом, пути совершенствования его экологического состояния, способы предотвращения экологических нарушений в предприятиях, экологизацию, как тенденция развитии экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОСИСТЕМОЙ ГОРОДА»



SCIENCE TIME

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОСИСТЕМОЙ ГОРОДА

Сибгатуллин Рузиль Рамилевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань

E-mail: jo_9292@mail.ru

Аннотация. Данная статья рассматривает экологические проблемы в управлении современным городом, пути совершенствования его экологического состояния, способы предотвращения экологических нарушений в предприятиях, экологизацию, как тенденция развитии экономики.

Ключевые слова: управление экосистемой, экология, экологизация, промышленность, природные ресурсы, управление городским хозяйством.

Современная урбанизированная среда городских территорий в России характеризуется серьезными социально-экологическими нарушениями, обусловленными масштабными загрязнениями атмосферного воздуха, поверхностных и глубинных почв, а также водных объектов.

Во второй половине 90-х годов ХХ в. была зафиксирована положительная экологическая динамика, обусловленная, прежде всего, заметным спадом промышленного производства. Однако с началом экономического роста в 2000-х годах экологическая ситуация в городах снова стала ухудшаться, особенно в условиях растущего морально-физического износа производственных мощностей.

Как отмечает А.Д. Мурзин, сегодня загрязнителям экономически выгоднее оплачивать штрафы, чем предотвращать экологические нарушения и модернизировать производство. Возведенный во главу угла принцип быстрой прибыли при экстенсивном использовании природных ресурсов способствует резкому увеличению нагрузки на окружающую природно-антропогенную среду городов. Ухудшение экологии и интенсификация воздействия человека на природу повышают вероятность негативных социально-экономических последствий, как для отдельного предприятия, так и в масштабах города [3].

Растущая концентрация промышленных предприятий на городских

I

SCIENCE TIME

I

территориях, бесконтрольное увеличение масштабов застройки, сокращение доли рекреационных территорий, замещаемых зонами производственного назначения и новыми линиями транспортных и инженерных коммуникаций, привели к нарушению равновесия техногенной и природной среды. Проблема неосознанного потребления природных ресурсов в результате роста и благоустройства городов и рисков, с этим связанных, обусловлена, прежде всего, скоплением значительного числа людей в одном месте, а также особенностями человеческой психологии и этики [4].

Одной из наиболее актуальных тенденций инновационного развития экономики становится экологизация, под которой понимается закономерный процесс постепенного повсеместного внедрения концепции устойчивого развития и сохранения окружающей среды во все сферы финансово-хозяйственной деятельности: законодательную, управленческую, экономическую, научную, образовательную. Современные критические эколого-экономические реалии показывают необходимость смены сложившегося техногенного типа развития на качественно иной - устойчивый экологосбалансированный тип [1].

Тем не менее, несовершенство законодательной и административно-организационной базы в вопросах регулирования экологической политики государства наблюдается и на федеральном, и на региональном, и на местном уровнях. Сформированный массив действующих в РФ нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологического нормирования предпринимательской деятельности, мало способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду со стороны субъектов экономической деятельности.

При формировании муниципальной экологической политики одним из элементов анализа экологической ситуации является анализ финансово-хозяйственной деятельности и связанных с ней экологических аспектов на крупных промышленных и производственных объектах, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.

Важным фактором в данном направлении анализа является изучение фактической реализации положений экологической политики, декларируемой на предприятии, и мероприятий по обеспечению экологической безопасности. В подавляющем большинстве случаев экологические проблемы территории муниципального образования и особенности реализации муниципальной экологической политики связаны с функционированием конкретных экономических хозяйствующих субъектов, производственная деятельность которых связана с негативным воздействием и загрязнением окружающей природной среды на территории.

На современных крупных производственных объектах экологическая политика разрабатывается, как правило, в соответствии со стратегией

I

SCIENCE TIME

I

государства в области экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, с экологической доктриной Российской Федерации, а также с учетом мнений, ведущих экологических общественных организаций, в том числе зарубежных.

Решение проблем, существующих в государственном регулировании в экологической сфере, видится в следующем.

В настоящее время многие суверенные государства закрепляют в своем законодательстве положения о возможности ограничения своих прав и делегирования части полномочий в экологической сфере международным структурам и организациям. Степень такого делегирования фиксируется соответствующими международными договоренностями и соглашениями. Нормативные акты, издаваемые такими наднациональными органами, в ряде случаев имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Одним из средств унификации и совершенствования российского экологического законодательства является создание единообразных модельных законодательных актов.

Другим решением проблем участия органов муниципальной власти в экологической сфере является разработка ряда мероприятий по формированию экологического сознания населения путем создания и внедрения системы методологических и практических способов экологизации общественного сознания в рамках муниципальной экологической политики. Для этого целесообразно в муниципальных образованиях реализовывать и обосновывать значение системной планомерной работы экологической службы в рамках муниципальной системы управления в деле решения природоохранных задач, воспитания молодежи, переориентации личности на природоохранное поведение.

Из сказанного следует, что качественное решение актуальных проблем в сфере охраны окружающей среды на муниципальном уровне сложно обеспечить без эффективной и планомерной работы профессиональных экологических служб, создаваемых в составе администраций муниципальных образований (прежде всего, городов), без их тесного сотрудничества с аналогичными службами предприятий, без общественных экологических инициатив и контроля со стороны органов муниципальной власти.

Третьим направлением совершенствования муниципальной экологической политики в контексте ее влияния на деятельность предприятий, функционирующих на территории конкретного муниципального образования, является подробный анализ экологических политик этих предприятий и эффективности реализации декларируемых в них мероприятий. На основе полученных результатов анализа органы муниципальной власти должны вырабатывать экономико-технологические и организационно-правовые мероприятия с целью устранения или нейтрализации неблагоприятных

I

SCIENCE TIME

I

факторов, возникающих в результате деятельности предприятий и вредного воздействия их производства на окружающую среду.

Четвертым направлением активного участия органов местного самоуправления в вопросах реализации экологической политики является обеспечение эффективного внедрения административных регламентов по осуществлению проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований и выполнения предписаний экологического и санитарного законодательства РФ.

Наконец, пятым направлением оптимизации муниципальной экологической политики является участие органов МСУ в реализации НК проектов по повышению уровня социальной экологической ответственности персонала производственных предприятий. Прежде всего, это участие должно проявляться в финансовом стимулировании подобных проектов, а также в предоставлении организационно-методической, научной и административной базы для реализации данных проектов [2].

Итак, на сегодняшний день главная задача управления городским хозяйством состоит в том, чтобы превратить даже небольшой город из пространства конкуренции в пространство кооперации. В этом смысле местное самоуправление является необходимым и обязательным элемен-том системы публичной власти. На данный уровень власти возлагаются важные обязанности по обеспечению функционирования городского хозяйства, содействию экономическому развитию подконтрольных территорий, обеспечению надлежащего уровня социальной защиты населения, мониторинга экологической ситуации, а также регулированию других серьезных аспектов общественной жизни на соответствующей территории.

Литература:

1. Баринова, Е.Е. Проблемы формирования экологизированной финансовой отчетности для целей эколого-экономического анализа / Е.Е. Баринова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 9. - С. 90-93.

2. Воссина, А.Е. Роль органов местного самоуправления в реализации экологической политики предприятия / А.Е. Воссина, М.А. Кустикова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2015. -№ 2. - С. 290-301.

3. Мурзин, А.Д. Структуризация элементов социально-экологической устойчивости и риска урбанизированных территорий в целях стратегического градостроительного планирования [Электронный ресурс] / А.Д. Мурзин // Науковедение. - 2013. - № 5.

4. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 717 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.