Научная статья на тему 'Обеспечение экологически устойчивого развития современных социально-экономических систем на основе инструментария экологического аудита'

Обеспечение экологически устойчивого развития современных социально-экономических систем на основе инструментария экологического аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова М.В.

В качестве инструментальной поддержки управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов в целях обеспечения экологически устойчивого развития урбанизированных территорий может выступать система экологического аудита, направленная на оценку качества управления процессом экологизации природопользования социально-экономических систем, входящих в структуру промышленно ориентированных городских ареалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экологически устойчивого развития современных социально-экономических систем на основе инструментария экологического аудита»

УДК 338.1

обеспечение экологически устойчивого развития современных социально-экономических систем на основе инструментария экологического аудита

м. в. Щербакова,

соискатель кафедры теории и организации менеджмента E-mail: marisha1235@mail. ru Южный федеральный университет

В качестве инструментальной поддержки управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов в целях обеспечения экологически устойчивого развития урбанизированных территорий может выступать система экологического аудита, направленная на оценку качества управления процессом экологизации природопользования социально-экономических систем, входящих в структуру промышленно ориентированных городских ареалов.

Ключевые слова: система экологического менеджмента, экологический аудит.

В период кризисных и посткризисных циклов, связанных с различного рода финансовыми факторами, актуализируются проблемы решения задач сбалансированного хозяйственного развития социально-экономических систем в рамках дополнительных ограничений в обеспечении их экономической и экологической устойчивости. Формирование экологической политики с учетом требований устойчивого развития должно в достаточной мере учитывать особенности национального хозяйства, а также совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих его состояние и возможности развития [1]. Успешное практическое решение вопросов управления экологизацией социально-экономических систем возможно при модернизации средств и методов эколого-эконо-мического регулировании природопользования. Очевидным представляется и тот факт, что для

построения системы эффективного природопользования урбанизированных территорий необходимо осуществлять экологическую инвентаризацию практически каждого предприятия, независимо от формы собственности и видов деятельности. Связано это с тем, что без соответствующей экологической оценки невозможно сформировать комплекс мер по улучшению состояния окружающей среды, что может являться косвенной причиной негативных результатов и экономической деятельности предприятий.

В качестве инструментальной поддержки управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов в целях обеспечения экологически устойчивого развития урбанизированных территорий может выступать система экологического аудита, направленная на оценку качества управления процессами экологизации природопользования социально-экономических систем, входящих в структуру промышленно ориентированных городских ареалов.

Говоря об устойчивом развитии, в частности экологическом, необходимо отметить, что прошло уже более двадцати лет с тех пор, как в 1987 г. была сформулирована концепция устойчивого развития, поставившая перед обществом, наверное, самый важный вопрос современности: вопрос о возможности достойного, разумного, неразрушительного и продолжительного сосуществования человечества и окружающей природной среды.

69

Согласно определению Организации Объединенных Наций (ООН) устойчивое развитие общества — это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям будущих поколений по удовлетворению их собственных потребностей [10].

В России понятие «устойчивое развитие» остается скорее теоретическим понятием: интерес государственных органов власти по-прежнему сфокусирован на контроле различных компонентов устойчивого развития — экономического и социального развития, состояния окружающей среды. При этом в России имеется соответствующая законодательная и научная основа для применения подходов устойчивого развития [4].

Вместе с тем анализ нормативно-правовых и различного рода регламентирующих документов в области природопользования и концепций устойчивого развития свидетельствует о том, что использование методов управления учета экологического фактора в системе устойчивого развития до сих пор остается более формальным, нежели приближенным к практическим действиям. Успехи отдельных городов России в воплощении принципов устойчивого развития более заметны (местные «Повестки дня на XXI век» разработаны в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязани и многих других крупных и малых городах России). Впрочем, возможности определения социально-экономической политики на региональном уровне ограничены, хотя они и не используются в полной мере.

Однако вернемся к вопросу сущности экологического аудита как инструментальной поддержки управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов в целях обеспечения экологически устойчивого развития урбанизированных территорий.

Необходимость применения экологического аудита впервые возникла в США в 1970-х гг. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм [5]. В этой связи предприятия в США были вынуждены прибегнуть к инновационному инструменту — экологическому аудиту, цель которого заключалась в проведении проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлении степени соответствия проверяемой деятельности экологическим нормам. Такие проверки позволяли выявить отклонения от нормативов и своевременно принять меры по их устранению и, как следствие, избежать штрафных санкций либо продемонстрировать перед государственными органами ответственное

70 -

поведение и существенно снизить размер штрафа. Далее экологический аудит получил развитие также в Великобритании, Германии и ряде других стран.

На международном уровне в 1989 г. Международная торговая палата издала Рекомендации по проведению экологического аудита, в которых были подробно представлены методические основы экологического аудита и схема его проведения [5].

В России экологический аудит впервые стал проводиться в начале 1990-х гг., что было обусловлено желанием предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению природоохранных требований , а также в целях получения предприятиями кредитов международных финансовых структур.

Нельзя не отметить и тот факт, что в отечественной практике были известны и достаточно широко применяемые процедуры учета экологических факторов — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ). Однако экологический аудит выступает важным дополнением к двум указанным инструментам, становится неотъемлемой частью системы экологического менеджмента как отдельно взятого предприятия, так и урбанизированных территорий в целом.

Согласно ГОСТ Р ИС 14010-98 под экологическим аудитом понимается систематически документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторские данных, с тем чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту [3].

Таким образом, экономический механизм экологического аудита представляет собой многоуровневую систему отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами, поскольку включает в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды, позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль состояния и степени эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований (рис. 1) [2, 12].

Рассмотрим основные элементы экологического аудита как системы принятия решений в области построения эффективного природопользования социально-экономических систем.

Целевой функцией экологического аудита выступает получение достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования природоохранной деятельности [9, 13].

Исходя из цели экологического аудита, основными его задачами можно считать [6, 7]:

1) обоснование экологической стратегии и политики организации;

2) определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия и выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

3) проверка соблюдения предприятием в ходе его хозяйственной деятельности экологического законодательства;

4) подготовка предложений по организации природоохранной деятельности на предприятии и повышению их эффективности;

5) снижение финансового риска, связанного с негативным воздействием на окружающую среду (ОС);

6) снижение риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Согласно действующему стандарту ГОСТ Р ИСО 14010-98, основными принципами экологического аудита являются [3]:

• проведение данной процедуры третьей стороной — специализированными экологическими аудиторскими или консалтинговыми фирмами для обеспечения независимости объективности аудиторского исследования;

• комплексность аудита — охват и анализ всех социально-экономических и экологических показателей деятельности предприятий с использованием системных методов;

• объективность, достоверность и полнота предоставляемой информации;

• ответственность и компетентность аудиторов за выводы по результатам исследования;

Принятые обозначения: ОС — окружающая среда; ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду; ТЭО — технико-экономическое обоснование.

Рис. 1. Место экологического аудита в системе экологического контроля

• поддержка экологического аудита руководством или собственником объекта;

• разработка и принятие необходимых мер по результатам проведения аудита;

• конфиденциальный характер информации, получаемой при аудите.

Исходя из перечисленных задач и принципов экологического аудита, вытекает ряд функций, выполняемых им. Это, прежде всего, оценка текущей деятельности, а как следствие — обеспечение лиц, принимающих хозяйственные решения соответствующей информации для осуществления планирования и регулирования экологической политики соответствующей социально-экономической системы; подготовка предложений по организации эффективной системы природопользования предприятия; построение эффективной системы экологического риск-менеджмента и снижения финансового риска; проверка качества принятых решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране окружающей среды; укрепление доверия к предприятию всех заинтересованных сторон в лице общественности, акционеров, контролирующих органов.

Объектом экологического аудита могут выступать [3, 8, 14]:

• субъект хозяйственной деятельности, оказывающий прямое или опосредованное действие на окружающую среду;

• система управления воздействием на природную среду;

• имущество: земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины, оборудование и пр.;

• текущие операции предприятия;

• финансово-экономические риски и связанные с ними экологические риски;

• программа охраны природной среды;

• обеспечение безопасности персонала;

• степень соответствия конкретного бизнес-процесса нормативно-правовым природоохранным актам;

• урбанизированные территории и административные образования.

Предмет экологического аудита описывает весь комплекс фактической экологической деятельности его объектов и может включать в себя следующие направления [11]:

• обеспечение экологической безопасности и оценка экологического риска, предотвращен-

ного экологического ущерба, превентивных и оздоровительных мероприятий в части предупреждения и ликвидации последствий кризисных экологический ситуаций; экологический мониторинг, управление качеством окружающей среды, рационализация использования природных ресурсов, сырья, материалов, продукции, отходов; регулирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, использования природных ресурсов; обеспечение деятельности в сфере экологической сертификации;

лицензирование, экологическое страхование, экологическое нормирование; оценка уровня и степени экологической безопасности объектов, включая обеспечение требований экологической ответственности за нарушение природоохранного законодательства, развитие системы платежей за загрязнение природной среды и использование природных ресурсов;

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

получение достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационалвного исполвзования и охраны окружающей среды, для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования природоохранной деятелвноствю

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

Экологическая стратегия и политика организации

Определение приоритетов

Проверка соблюдения экологического законодателвства

Подготовка предложений по организации природоохранной деятелвности

Снижение риска возникновения техногеннвк ЧС

вход

Нормативно-правовая база. Контролирующие органы

ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА:

— субъект хозяйственной деятельности;

— система управления воздействием на природную среду;

— имущество;

— текущие операции предприятия;

— финансово-экономические риски и связанные с ними экологические риски;

— программа охраны природной среды;

— обеспечение безопасности персонала;

— степень соответствия конкретного бизнес-процесса нормативно-правовым природоохранным актам;

— урбанизированные территории и административные образования

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА:

— обеспечение экологической безопасности и оценка экологического риска;

— экологический мониторинг;

— регулирование выбросов (сбросов);

— обеспечение деятельности в сфере экологической сертификации;

» — лицензирование, экологическое страхование, экологическое нормирование;

— оценка уровня и степени экологической безопасности объектов;

— реализация экологических программ и экологической политики;

— обеспечение беспрепятственного поступления экологической информации, обучение персонала и образование населения

ВЫХОД

Реализованные функции:

- оценка текущей деятельности;

- обеспечение информацией;

- подготовка предложений по организации эффективной системы природопользования предприятия;

- построение эффективной системы экологического риск-менеджмента и снижения финансового риска;

- проверка качества принятых решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране окружающей среды;

- укрепление доверия к предприятию всех заинтересованных сторон в лице общественности, акционеров, контролирующих органов

Наличие третьей стороны

Комплексность

Объективность, достоверность, полнота

Ответственность, компетентность

Поддержка руководством

Принятие необходимых мер

Конфиденциальность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

Рис. 2. Систем а экологического аудита социально-экономических систем

• реализация экологических программ и экологической политики аудируемого объекта с учетом кратко- и долгосрочных задач по обеспечению экологической безопасности и устойчивости развития;

• обеспечение беспрепятственного поступления экологической информации, обучение персонала и образование населения.

Исходя из сказанного, всю систему экологического аудита социально-экономических систем, по мнению автора, можно представить в виде схемы (рис. 2).

Таким образом, сфера действия экологического аудита затрагивает отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов различного рода социально-экономических систем. Данные отношения имеют общественное значение, что обусловливает необходимость государственного участия в регулировании отношений в области экологического аудита. Смешанная система экологического аудита, основанная на применении комплекса государственно-рыночных механизмов, способствует интересам всех заинтересованных сторон в лице государства, рыночных структур, домашних хозяйств, общества в целом. Как система экологический аудит выполняет те функции управления, которые могут быть не реализованы в полной мере при построении экологоори-ентированного управления природопользованием на различных уровнях иерархии общества — от микроэкономического (предприятие, организация) до муниципального, регионального, общенацио-нального,глобального.

Список литературы

1. Бородин А. Экономические механизмы устойчивого развития // Экономист. 2005. № 4.

2. Гончарук Т., Семененко Т. Эколого-эконо-мические аспекты управления промышленными предприятиями // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1. С. 95—100.

3. ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы: постановление Госстандарта России от 21.10.1998 № 378. М.: Госстандарт, 1999.

4. Дайман С. Ю, Островкова Т. В., Заика Е. А, Сокорнова Т. В. Системы экологического менеджмента для практиков / под ред. С. Ю. Даймана. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. С. 15-16.

5. Иутин И. Г. Экологический аудит: роль, сущность и проблемы правового регулирования // Государство и право. 2008. № 4. С. 108.

6. Коломиец Ю. Экологический аудит // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 6. С. 29.

7. Коробко В. И. Экологический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 149-155.

8. Лукьянчиков Н. Н, Потравный И. М. Экономика и организация природопользования: учебник. М.: Юнити-Дана, 2007. С. 167-170.

9. Мотосова Е. А Научно-практические основы экологического аудита предприятия // Экоаудит и проблемы экологической безопасности. 2003. № 1. С. 11-19.

10. Организация Объединенных Наций // Отдел устойчивого развития Департамента социальных и экономических вопросов. URL: http://www. un. org/esa/sustdev/index. html.

11. Садовникова Ю. Ю. Управление устойчивым развитием национальной экономики: теоретико-методологические основы, инструментарий экологического аудита. Ростов-на-Дону, 2006. С. 124-125.

12. Саенко К. С. Учет экологических затрат. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 280.

13. Шевчук А. В. Развитие экологического аудита в Российской Федерации // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. № 2. С. 112-120.

14. Экологический аудит в системе управления и сертификации // Экологический вестник России. 2004. № 1. С. 29-33.

Л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.