УДК 338.1
обеспечение экологически устойчивого развития современных социально-экономических систем на основе инструментария экологического аудита
м. в. Щербакова,
соискатель кафедры теории и организации менеджмента E-mail: marisha1235@mail. ru Южный федеральный университет
В качестве инструментальной поддержки управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов в целях обеспечения экологически устойчивого развития урбанизированных территорий может выступать система экологического аудита, направленная на оценку качества управления процессом экологизации природопользования социально-экономических систем, входящих в структуру промышленно ориентированных городских ареалов.
Ключевые слова: система экологического менеджмента, экологический аудит.
В период кризисных и посткризисных циклов, связанных с различного рода финансовыми факторами, актуализируются проблемы решения задач сбалансированного хозяйственного развития социально-экономических систем в рамках дополнительных ограничений в обеспечении их экономической и экологической устойчивости. Формирование экологической политики с учетом требований устойчивого развития должно в достаточной мере учитывать особенности национального хозяйства, а также совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих его состояние и возможности развития [1]. Успешное практическое решение вопросов управления экологизацией социально-экономических систем возможно при модернизации средств и методов эколого-эконо-мического регулировании природопользования. Очевидным представляется и тот факт, что для
построения системы эффективного природопользования урбанизированных территорий необходимо осуществлять экологическую инвентаризацию практически каждого предприятия, независимо от формы собственности и видов деятельности. Связано это с тем, что без соответствующей экологической оценки невозможно сформировать комплекс мер по улучшению состояния окружающей среды, что может являться косвенной причиной негативных результатов и экономической деятельности предприятий.
В качестве инструментальной поддержки управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов в целях обеспечения экологически устойчивого развития урбанизированных территорий может выступать система экологического аудита, направленная на оценку качества управления процессами экологизации природопользования социально-экономических систем, входящих в структуру промышленно ориентированных городских ареалов.
Говоря об устойчивом развитии, в частности экологическом, необходимо отметить, что прошло уже более двадцати лет с тех пор, как в 1987 г. была сформулирована концепция устойчивого развития, поставившая перед обществом, наверное, самый важный вопрос современности: вопрос о возможности достойного, разумного, неразрушительного и продолжительного сосуществования человечества и окружающей природной среды.
69
Согласно определению Организации Объединенных Наций (ООН) устойчивое развитие общества — это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям будущих поколений по удовлетворению их собственных потребностей [10].
В России понятие «устойчивое развитие» остается скорее теоретическим понятием: интерес государственных органов власти по-прежнему сфокусирован на контроле различных компонентов устойчивого развития — экономического и социального развития, состояния окружающей среды. При этом в России имеется соответствующая законодательная и научная основа для применения подходов устойчивого развития [4].
Вместе с тем анализ нормативно-правовых и различного рода регламентирующих документов в области природопользования и концепций устойчивого развития свидетельствует о том, что использование методов управления учета экологического фактора в системе устойчивого развития до сих пор остается более формальным, нежели приближенным к практическим действиям. Успехи отдельных городов России в воплощении принципов устойчивого развития более заметны (местные «Повестки дня на XXI век» разработаны в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязани и многих других крупных и малых городах России). Впрочем, возможности определения социально-экономической политики на региональном уровне ограничены, хотя они и не используются в полной мере.
Однако вернемся к вопросу сущности экологического аудита как инструментальной поддержки управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов в целях обеспечения экологически устойчивого развития урбанизированных территорий.
Необходимость применения экологического аудита впервые возникла в США в 1970-х гг. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм [5]. В этой связи предприятия в США были вынуждены прибегнуть к инновационному инструменту — экологическому аудиту, цель которого заключалась в проведении проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлении степени соответствия проверяемой деятельности экологическим нормам. Такие проверки позволяли выявить отклонения от нормативов и своевременно принять меры по их устранению и, как следствие, избежать штрафных санкций либо продемонстрировать перед государственными органами ответственное
70 -
поведение и существенно снизить размер штрафа. Далее экологический аудит получил развитие также в Великобритании, Германии и ряде других стран.
На международном уровне в 1989 г. Международная торговая палата издала Рекомендации по проведению экологического аудита, в которых были подробно представлены методические основы экологического аудита и схема его проведения [5].
В России экологический аудит впервые стал проводиться в начале 1990-х гг., что было обусловлено желанием предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению природоохранных требований , а также в целях получения предприятиями кредитов международных финансовых структур.
Нельзя не отметить и тот факт, что в отечественной практике были известны и достаточно широко применяемые процедуры учета экологических факторов — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ). Однако экологический аудит выступает важным дополнением к двум указанным инструментам, становится неотъемлемой частью системы экологического менеджмента как отдельно взятого предприятия, так и урбанизированных территорий в целом.
Согласно ГОСТ Р ИС 14010-98 под экологическим аудитом понимается систематически документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторские данных, с тем чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту [3].
Таким образом, экономический механизм экологического аудита представляет собой многоуровневую систему отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами, поскольку включает в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды, позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль состояния и степени эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований (рис. 1) [2, 12].
Рассмотрим основные элементы экологического аудита как системы принятия решений в области построения эффективного природопользования социально-экономических систем.
Целевой функцией экологического аудита выступает получение достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования природоохранной деятельности [9, 13].
Исходя из цели экологического аудита, основными его задачами можно считать [6, 7]:
1) обоснование экологической стратегии и политики организации;
2) определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия и выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
3) проверка соблюдения предприятием в ходе его хозяйственной деятельности экологического законодательства;
4) подготовка предложений по организации природоохранной деятельности на предприятии и повышению их эффективности;
5) снижение финансового риска, связанного с негативным воздействием на окружающую среду (ОС);
6) снижение риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Согласно действующему стандарту ГОСТ Р ИСО 14010-98, основными принципами экологического аудита являются [3]:
• проведение данной процедуры третьей стороной — специализированными экологическими аудиторскими или консалтинговыми фирмами для обеспечения независимости объективности аудиторского исследования;
• комплексность аудита — охват и анализ всех социально-экономических и экологических показателей деятельности предприятий с использованием системных методов;
• объективность, достоверность и полнота предоставляемой информации;
• ответственность и компетентность аудиторов за выводы по результатам исследования;
Принятые обозначения: ОС — окружающая среда; ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду; ТЭО — технико-экономическое обоснование.
Рис. 1. Место экологического аудита в системе экологического контроля
• поддержка экологического аудита руководством или собственником объекта;
• разработка и принятие необходимых мер по результатам проведения аудита;
• конфиденциальный характер информации, получаемой при аудите.
Исходя из перечисленных задач и принципов экологического аудита, вытекает ряд функций, выполняемых им. Это, прежде всего, оценка текущей деятельности, а как следствие — обеспечение лиц, принимающих хозяйственные решения соответствующей информации для осуществления планирования и регулирования экологической политики соответствующей социально-экономической системы; подготовка предложений по организации эффективной системы природопользования предприятия; построение эффективной системы экологического риск-менеджмента и снижения финансового риска; проверка качества принятых решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране окружающей среды; укрепление доверия к предприятию всех заинтересованных сторон в лице общественности, акционеров, контролирующих органов.
Объектом экологического аудита могут выступать [3, 8, 14]:
• субъект хозяйственной деятельности, оказывающий прямое или опосредованное действие на окружающую среду;
• система управления воздействием на природную среду;
• имущество: земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины, оборудование и пр.;
• текущие операции предприятия;
• финансово-экономические риски и связанные с ними экологические риски;
• программа охраны природной среды;
• обеспечение безопасности персонала;
• степень соответствия конкретного бизнес-процесса нормативно-правовым природоохранным актам;
• урбанизированные территории и административные образования.
Предмет экологического аудита описывает весь комплекс фактической экологической деятельности его объектов и может включать в себя следующие направления [11]:
• обеспечение экологической безопасности и оценка экологического риска, предотвращен-
ного экологического ущерба, превентивных и оздоровительных мероприятий в части предупреждения и ликвидации последствий кризисных экологический ситуаций; экологический мониторинг, управление качеством окружающей среды, рационализация использования природных ресурсов, сырья, материалов, продукции, отходов; регулирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, использования природных ресурсов; обеспечение деятельности в сфере экологической сертификации;
лицензирование, экологическое страхование, экологическое нормирование; оценка уровня и степени экологической безопасности объектов, включая обеспечение требований экологической ответственности за нарушение природоохранного законодательства, развитие системы платежей за загрязнение природной среды и использование природных ресурсов;
ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
получение достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационалвного исполвзования и охраны окружающей среды, для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования природоохранной деятелвноствю
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
Экологическая стратегия и политика организации
Определение приоритетов
Проверка соблюдения экологического законодателвства
Подготовка предложений по организации природоохранной деятелвности
Снижение риска возникновения техногеннвк ЧС
вход
Нормативно-правовая база. Контролирующие органы
ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА:
— субъект хозяйственной деятельности;
— система управления воздействием на природную среду;
— имущество;
— текущие операции предприятия;
— финансово-экономические риски и связанные с ними экологические риски;
— программа охраны природной среды;
— обеспечение безопасности персонала;
— степень соответствия конкретного бизнес-процесса нормативно-правовым природоохранным актам;
— урбанизированные территории и административные образования
ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА:
— обеспечение экологической безопасности и оценка экологического риска;
— экологический мониторинг;
— регулирование выбросов (сбросов);
— обеспечение деятельности в сфере экологической сертификации;
» — лицензирование, экологическое страхование, экологическое нормирование;
— оценка уровня и степени экологической безопасности объектов;
— реализация экологических программ и экологической политики;
— обеспечение беспрепятственного поступления экологической информации, обучение персонала и образование населения
ВЫХОД
Реализованные функции:
- оценка текущей деятельности;
- обеспечение информацией;
- подготовка предложений по организации эффективной системы природопользования предприятия;
- построение эффективной системы экологического риск-менеджмента и снижения финансового риска;
- проверка качества принятых решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране окружающей среды;
- укрепление доверия к предприятию всех заинтересованных сторон в лице общественности, акционеров, контролирующих органов
Наличие третьей стороны
Комплексность
Объективность, достоверность, полнота
Ответственность, компетентность
Поддержка руководством
Принятие необходимых мер
Конфиденциальность
ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
Рис. 2. Систем а экологического аудита социально-экономических систем
• реализация экологических программ и экологической политики аудируемого объекта с учетом кратко- и долгосрочных задач по обеспечению экологической безопасности и устойчивости развития;
• обеспечение беспрепятственного поступления экологической информации, обучение персонала и образование населения.
Исходя из сказанного, всю систему экологического аудита социально-экономических систем, по мнению автора, можно представить в виде схемы (рис. 2).
Таким образом, сфера действия экологического аудита затрагивает отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов различного рода социально-экономических систем. Данные отношения имеют общественное значение, что обусловливает необходимость государственного участия в регулировании отношений в области экологического аудита. Смешанная система экологического аудита, основанная на применении комплекса государственно-рыночных механизмов, способствует интересам всех заинтересованных сторон в лице государства, рыночных структур, домашних хозяйств, общества в целом. Как система экологический аудит выполняет те функции управления, которые могут быть не реализованы в полной мере при построении экологоори-ентированного управления природопользованием на различных уровнях иерархии общества — от микроэкономического (предприятие, организация) до муниципального, регионального, общенацио-нального,глобального.
Список литературы
1. Бородин А. Экономические механизмы устойчивого развития // Экономист. 2005. № 4.
2. Гончарук Т., Семененко Т. Эколого-эконо-мические аспекты управления промышленными предприятиями // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1. С. 95—100.
3. ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы: постановление Госстандарта России от 21.10.1998 № 378. М.: Госстандарт, 1999.
4. Дайман С. Ю, Островкова Т. В., Заика Е. А, Сокорнова Т. В. Системы экологического менеджмента для практиков / под ред. С. Ю. Даймана. М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. С. 15-16.
5. Иутин И. Г. Экологический аудит: роль, сущность и проблемы правового регулирования // Государство и право. 2008. № 4. С. 108.
6. Коломиец Ю. Экологический аудит // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 6. С. 29.
7. Коробко В. И. Экологический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 149-155.
8. Лукьянчиков Н. Н, Потравный И. М. Экономика и организация природопользования: учебник. М.: Юнити-Дана, 2007. С. 167-170.
9. Мотосова Е. А Научно-практические основы экологического аудита предприятия // Экоаудит и проблемы экологической безопасности. 2003. № 1. С. 11-19.
10. Организация Объединенных Наций // Отдел устойчивого развития Департамента социальных и экономических вопросов. URL: http://www. un. org/esa/sustdev/index. html.
11. Садовникова Ю. Ю. Управление устойчивым развитием национальной экономики: теоретико-методологические основы, инструментарий экологического аудита. Ростов-на-Дону, 2006. С. 124-125.
12. Саенко К. С. Учет экологических затрат. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 280.
13. Шевчук А. В. Развитие экологического аудита в Российской Федерации // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. № 2. С. 112-120.
14. Экологический аудит в системе управления и сертификации // Экологический вестник России. 2004. № 1. С. 29-33.
Л
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru