Научная статья на тему 'Экологический аудит как форма стимулирования природосбережения'

Экологический аудит как форма стимулирования природосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ПРИРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боташева З. Р.

В условиях сложной экологической ситуации, при низком уровне природоохранных мероприятий, на всех уровнях общественной структуры возникает необходимость совершенствования механизма природосбережения. И на наш взгляд, внедрение экологического аудита является перспективной формой стимулирования, представляющей собой освидетельствование в интересах заказчика (производителя, потребителя, собственника, банка, государства) эффективности управления народным хозяйством, природопользованием. В этой связи цель проведения аудита зависит от его типа: финансовый, технический, энергетический, управленческий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический аудит как форма стимулирования природосбережения»

п л

I-

0

N

01

г

предприниматель может быть страхователем; во-вторых, какая организация может выступать страховщиком.

Таким образом, при рассмотрении финансовых инструментов стимулирования развития индивидуального предпринимательства, автором сделан ряд выводов, основополагающим из которых является утверждение, что финансовые инструменты поддержки индивидуального предпринимательства должны носить универсальный характер и охватывать весь комплекс потребностей индивидуальных предпринимателей в финансовых средствах.

Необходимо разработать комплекс мероприятий направленных на адаптацию существующих финансовых инструментов к потребностям индивидуального предпринимательства. Следует обозначить приоритетные направления развития индивидуального предпринимательства с учетом региональной специфики. Так, для такого депрессивного региона как КЧР с доминантной сельскохозяйственной ориентации индивидуального предпринимательства необходимо сфокусировать финансовые потоки в таких сферах деятельности индивидуального предпринимательства как:

- сельское хозяйство;

- традиционная экономика;

- сфера бытового обслуживания населения;

- сфера туризма и гостеприимства.

Финансовая поддержка индивидуального предпринимательства основана на использовании сле-

ю дующих финансовых инструментов.

- льготное кредитование индивидуального предпринимательства;

- страхование рисков и имущества индивидуальных предпринимателей;

- субсидирование предпринимательской деятельности в приоритетных сферах региональной экономики;

о - лизинг.

Ь

N □

N -

♦ БОТАШЕВА З.Р.

2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ФОРМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ

о а ф

о

X

о.

х В условиях сложной экологической ситуации, при низком уровне природоохранных мероприя-

о тий, на всех уровнях общественной структуры возникает необходимость совершенствования механизма природосбережения. И на наш взгляд, внедрение экологического аудита является перспектив-

ен ной формой стимулирования, представляющей собой освидетельствование в интересах заказчика о (производителя, потребителя, собственника, банка, государства) эффективности управления народен ным хозяйством, природопользованием. В этой связи цель проведения аудита зависит от его типа: и финансовый, технический, энергетический, управленческий и т.д. Главные задачи экологического 2 аудита — сбор достоверной информации в производственной и хозяйственной деятельности объек-2 та и формирование на этой основе взглядов о его реальном экологическом состоянии. о Таким образом, задачи и цель экологического аудита дают возможность банкам, минимизиро-

ш

вать риск неплатежей по ссудам, государству своевременно выявить экологически опасные протер водства, а потребителям снизить риск приобретения недоброкачественной продукции, что в общем отражается на имидже хозяйствующего субъекта.

^ Экологический аудит является основой для разработки комплекса мер по предотвращению воз-

о

ф можных нарушений природоохранного законодательства, что характеризует его как экономический

метод стимулирования природоохранной деятельности предприятия. ^ Необходимо отметить, что в условиях принципов, которыми следует руководствоваться при хо-® зяйственной деятельности, оказывающей или способной оказать отрицательное воздействие на состо-5 яние окружающей среды, наряду с охраной жизни и здоровья человека, относятся обеспечение рао ционального использования и воспроизводства природных ресурсов и недопущение необратимых о последствий для окружающей среды необходимо соблюдение законодательства, для которого харак-

терны запретительные и обязательные экологические требования, а также поощрительные нормы, которые возможны исключительно на основе экологического аудита.

Что касается развития в России института аудита, то попытки предпринимались еще в 1989 году, а в условиях современных экологических отношений аудиторские фирмы появились в России в 1987 г. Относительно регионов, то аудиторская деятельность регламентируется временными правилами, утвержденными Указом Президента РФ от 07.08.01 №119 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 08.11.06 № 185 — 186) [6, с. 5].

Экологический аудит, как форма проверки деятельности предприятий предусмотрен Закон «Об охране окружающей природной среды» [2, с. 4]; государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ [1, с. 6], а также Приказом Госкомэкологии РФ от 18.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в РФ» [3]. Но в настоящее время не разработана правовая база внедрения экологического аудита в РФ. Введены лишь государственные стандарты РОСТ РИСО 14010-98; 14011-98; 14012-98, руководящие указания по экологическому аудиту, определяющие основные принципы, процедуры проведения аудита, квалификационные критерии для аудиторов, разработаны методики работы по объектам эко-аудирования, формы аудиторских протоколов, обсуждаются изменения и дополнения к закону «Об ^ охране окружающей природной среды» и внесена в настоящее время статья об экоаудировании в ^ России [5, с. 180], но правовой базы не существует.

Относительно Южного федерального округа, в условиях сложной экологической ситуации, где ^ существуют города с неблагоприятной обстановкой, по статистическим данным 2005 года, а именно qj Новочеркасск — 61,9 тыс. тонн выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, Волгоград — 42,7 тыс. ^ тонн, Новороссийск — 30,0 тыс. тонн [4, с. 75-76], необходимо практическое применение экологи- ^ ческого аудита, который является динамично развивающимся методом стимулирования и регулиро- ^ вания природоохранной деятельности, но необходимо определить понятийный аппарат, критерии и о методические принципы его применения. 7

В качестве критериев экологического аудита можно выделить качественные или количествен- □ ные показатели (признаки), основанные на местных, региональных, национальных или международ- О ных экологических требованиях и устанавливаемых в зависимости от целей и задач экологического аудита. С другой стороны, принципы, регулирующие экологический аудит, можно подразделить на ^ две основные группы: о

- принципы профессиональной этики и компетентности; £

- методологические принципы. о

Принципы профессиональной этики являются обязательными для соблюдения во всех случаях ^

проведения экологического аудита, в то же время методологические принципы могут в отдельных х случаях, иметь рекомендательный характер среди первых принципов следует прежде всего отметить о такие, как независимость, объективность, компетентность.

о

х

Методологические принципы экологического аудита охватывают такие основные его составля- ф ющие, как планирование экоаудита, обоснованность оценки значимости экоаудиторских свидетельств, о

а также систем внутреннего контроля; целесообразность выбора методики и техники экоаудите, оп- о

^

о о

ределение критериев достоверности; соблюдение методик оценки риска и выбора данных; анализ информации и формирование выводов; ответственность за выводы; соблюдение порядка документа-ционного оформления.

Таким образом, основными принципами экологического аудита, используемыми при разработке и реализации экологических программ и конкретных действий по обеспечению улучшения характеристик окружающей природной среды в конкретных условиях хозяйственной деятельности, о являются следующие [7, с. 30]: ^

1) конфиденциальность, компетентность, независимость, объективность аудиторской организации; ^

2) сочетание добровольных и обязательных форм экологического аудирования; ф

3) рыночное регулирование аудиторской деятельности, предоставление заказчику услуг экологического консалтинга; ¿3

4) обеспечение реализации программы экоаудита предприятия или территории для целей эф- ® фективности управления производством и сохранения качества окружающей природной среды; 2

5) определение степени соответствия систем управления охраной окружающей среды законо- § дательным и нормативно-правовым требованиям; О

0

1_

о о

ш

О

I—

О

п л

I-

0 со

7

си

01

г

о IN □

N о

I—

ф

I—

^

о а ф

ш

X

X >

0

1_

О х

X ф

ш

I—

О

а

о <

>

о

0

1_

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1_

о о

ш

о

I—

о о о.

о ф

о ф

о

X

о О

6) определение резервов и неиспользуемых возможностей деятельности предприятий или территории.

На наш взгляд данные принципы являются основой экологического аудита, как метода стимулирования природоохранной деятельности, но такой принцип как конфиденциальность, на наш взгляд может затруднить стимулирование природоохраны, так как о природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов должны знать не только заказчик, но и общественность. Так как негативное воздействие на окружающую среду, здоровье человека со стороны хозяйствующих субъектов должно иметь огласку и строго наказываться государством, а также влиять на имидж предприятия, что безусловно стимулировало бы к решительным действиям по приодоохране.

Относительно цели аудирования, необходимо отметить, что они определяются в зависимости от: а) действующего экономического механизма охраны окружающей среды; б) экологической политики хозяйствующего субъекта; в) кратко- и долгосрочных потребностей управленческого персонала хозяйствующего субъекта. При этом определяются организационные, функциональные, территориальные, нормативно-правовые границы экологического аудита.

Организационные границы экологического аудита — конкретные подразделения, производства, объекты, функции, системы, которые подлежат аудированию.

Функциональные границы экологического аудита — перечень факторов воздействия на окружающую среду и перечень источников воздействия, классификация отходов, а также характеристика систем экологического контроля и управления. В свою очередь территориальные границы экологического аудита включают описание промышленной площадки, экологической ситуации на определенной территории, региональной экологической ситуации, а также перечень требований и ограничений [8, с. 86].

Сущность специфики экологического аудита состоит в необходимости проведения экоаудита для обеспечения потребности пользователей в информации об экологическом состоянии хозяйствующего субъекта, что является основой для дальнейших действий со стороны государства и заказчика информации, что, безусловно, является основой для поощрения или наказания того или иного предприятия.

В методологическом плане важное значение имеет задача исследования и сопоставления и отличия экологического аудита и других методов стимулирования природоохранной деятельности, а именно таких, как экологический контроль, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду и др.

В таблице 1 показано соотношение различных методов стимулирования природоохраны на этапах хозяйственной деятельности.

Таблица 1. Методы стимулирования природоохраны на этапах хозяйственной деятельности

№ этапа хозяйственной деятельности Содержание этапа хозяйственной деятельности Методы стимулирования природоохранной деятельности

1 Подготовка хозяйственного решения (разрешения, выбор земельного участка, проектирование) ОВОС - государственная экспертиза

2 Строительство объекта Государственный экологический контроль

3 Ввод объекта в эксплуатацию Государственный экологической контроль, экологическая сертификация

4 Эксплуатация объекта Экологический контроль, налоговые формы, кредитные, ценообразование, платежи, продажа прав на загрязнение, экологический рынок, экологический аудит

5 Расширение объекта без его технического перевооружения Финансирование, субсидии, субвенции, ограничения, экологический аудит

6 Расширение объекта с одновременным техническим перевооружением ОВОС—> государственная экологическая экспертиза, кредиты, субсидии, формирование кадров

7 Реконструкция, техническое перевооружение, консервация или ликвидация объекта ОВОС—> государственная экологическая экспертиза, налоговая и кредитные формы, субсидии, экологический аудит, уголовная и административная ответственность.

Таким образом, экологический аудит может быть применен на любом этапе хозяйственной деятельности субъекта. Возникает вопрос: «В чем состоит целесообразность введения экологического аудита как метода стимулирования природоохранной деятельности, каковы его место и роль?

Экологический аудит используется при проведении экологической экспертизы. Он отличается своей комплексностью с выполнением исследовательских и инжиниринговых процедур.

Экологический аудит рассматривается как комплексный метод, обеспечивающий систематический анализ, проверку деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов.

Предусматривается применение экологического аудита в таких областях деятельности, как обеспечение экологической безопасности и сохранение биологического разнообразия, государственный экологический контроль, лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды.

Необходимо отметить, что экологический аудит по видам подразделяется на обязательный и инициативный (добровольный). Но, но наш взгляд в большей степени должен производиться обязательный экологический аудит так как в условиях рынка хозяйствующие субъекты в погоне за сверхприбылью не уделяют должного внимания природоохранной деятельности.

И в тоже время инициативный экологический аудит проводится по решению руководства хозяйствующего субъекта на добровольной основе.

Обязательный экологический аудит может проводиться по решению суда, арбитража, правоохранительных и природоохранных органов.

Порядок проведения экологического аудита предприятий включает:

- планирование аудита на основе предварительного анализа аудируемого субъекта, оценка масштаба предстоящих работ, а также определение процедуры, которую следует использовать в процессе работ;

- анализ и оценка системы учета и отчетности в области охраны и использования природных ресурсов, системы действующих и планируемых природоохранных мероприятий;

- сбор аудиторских доказательств для того чтобы оценить соответствие деятельности экономического субъекта в сфере охраны окружающей среды и природопользования законодательными нормативными актами, а также проверка их достоверности;

- документальное оформление аудиторских доказательств, изложение итогов проверки в виде аудиторского отчета и заключения.

В свою очередь, отчеты о проведении экологического аудита должны быть представлены в доступной для понимания форме, а также направлены для ознакомления представителям местного населения и правительственным организациям, которые должны быть информированы о степени загрязнения окружающей среды, состояние экологической безопасности определенного объекта или территории, а также о мерах, рекомендуемых или необходимых для улучшения экологической ситуации.

Таким образом, экологический аудит как метод стимулирования природоохранной деятельности является одним их важнейших для обеспечения экологически устойчивого развития экономики регионов.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ от 11.06.92 г. № 2980-1, с изменениями от 01.07.93 г. // Российская газета. 06.01.1993.

2. Закон «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.02 г. № 7, с изменениями и дополнениями от 05.03.07 г. // Российская газета. 09.02.07. № 28.

3. Официальный сайт компании «Гарант» // http://www.garant.ru/

4. Российский Статистический ежегодник. 2005. М., 2006.

5. Тимофеева С.С. Экологический менеджмент. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6. Указ Президента РФ от 07.08.01 г. № 119 «Об аудиторской деятельности в РФ» с изменениями и дополнениями от 08.11.06 г. № 185-186 // Российская газета. 09.11.06 г. № 250.

7. Шевчук А.В., Шибаева И.Н. Экологический аудит и охрана окружающей среды в РФ // Экология и промышленность России. 1997. № 1.

8. Юрина В.С. Экологический аудит территориально-промышленных комплексов как базовая процедура экономического механизма управления и обеспечения устойчивого развития сложных систем: Монография. Тольятти: ПТИС МРУС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.