СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИРОВАНИЯ В РФ
А.А. Киричук
Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе, 8/5, 113093, Москва, Россия
В статье рассматриваются вопросы системы экологического аудирования в РФ.
В последнее время в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институцио-лизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.
Международной организацией стандартизации принят Проект международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит-систем экологического менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов. До его утверждения, в качестве аналога, рекомендуется использовать Стандарт европейского банка реконструкции и развития, которым разработан Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, стандартный формат аудиторского отчета, рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности. Характерной особенностью этих стандартов является их комплексная направленность на оценку состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.
Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года определяет экологический аудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, международных стандартов, а также подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Вместе с тем в нашей стране практически не получил развитие экологический аудит предприятий. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет лишь понятие экологический аудит. Из-за несовершенства нормативно-правовой базы, недостаточной государственной поддержки система экологического аудирования не реализуется в настоящее время ни в Российской Федерации в целом, ни в ее субъектах, хотя бывшим Госстандартом России утверждены требования к системам управления окружающей средой на предприятиях (ГОСТ Р ИСО 14001-98), в которых используется экологический аудит еще в 1998 году.
Целью экологического аудирования является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
Основные задачи экоаудита — сбор достоверной выходной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта (отходоемко-сти производства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудования и технологий, качества продукции).
Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.
Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.
При формировании системы экологического аудирования используются нормативные документы и опыт работ, имеющийся в странах Европейского Союза, а также нормативные документы по аудиту в области финансовой деятельности, принятые соответствующими законодательными актами в Российской Федерации.
Экологическое аудирование как комплексный процесс деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования включает в себя множество взаимосвязанных элементов (органы административного управления, аудиторские фирмы, экоаудиторы, центры обучения, заказчики и т.д.). Наиболее эффективное взаимодействие этих элементов возможно обеспечить лишь в рамках общей системы, обладающей своими общими правилами действий и процедурами. Имея в виду это обстоятельство, Госкомэкология России как специально уполномоченный орган Российской Федерации в области охраны окружающей среды в настоящее время проводит мероприятия по созданию системы управления экологическим аудированием в Российской Федерации.
Требования, правила и процедуры экоаудита должны быть изложены в основополагающих документах системы экологического аудирования, где регламентируются прежде всего общие требования, структура и правила действий экоаудиторских фирм, экоаудиторов, клиентов. Все положения, требования и процедуры используемых методических рекомендаций должны быть
гармонизированы с международными стандартами ИСО серии 14000, относящимися к аудированию в области окружающей среды.
Система экологического аудирования в Российской Федерации строится на основе деятельности независимых органов — экоаудиторских фирм, осуществляющих экологический аудит на коммерческой основе (договорных отношениях), включая экоаудиторов и экспертов, входящих в состав экоаудиторских фирм либо действующих в качестве физических лиц.
Система экологического аудирования предусматривает:
- наличие собственной организационной структуры;
- установление собственных правил, процедур и управления для проведения экологического аудирования;
- взаимодействие с процессами государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, сертификации, лицензирования, а также с другими видами работ по охране окружающей среды и природопользования, в составе которых (или в целях которых) проводится экологическое аудирование;
- наличие методических документов системы для проведения работ по отдельным конкретным группам аудируемых объектов.
Система обеспечивает выполнение следующих функций:
- подготовку и аттестацию экоаудиторов и экспертов системы;
- экологическое аудирование выбранных объектов;
- аккредитацию организаций по экологическому аудированию;
- повышение квалификации специалистов в области экологического аудирования;
- обеспечение информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;
- ведение Реестра системы.
Система экологического аудирования в своем составе предусматривает также процедуры оказания помощи и содействия в части:
1. Предоставления предприятиям помощи по обеспечению (достижению) соответствия правилам, условиям и процедурам, определенным соответствующей нормативной документацией, а также в установлении системы управления окружающей средой предприятия и подготовке к проведению экологического аудита;
2. Упрощения и/или сокращения при определенных условиях процедур подтверждения и инспекции состояния окружающей среды, в особенности для небольших и среднего размера предприятий;
3. Рекламирования и информирования общественности о системе экологического аудирования.
Организация и порядок проведения работ по экологическому аудированию реализуются в комплексе инструктивно-методических документов системы экологического аудирования, утверждаемых Госкомэкологией РФ и при необходимости регистрируемых в Минюсте РФ.
При создании и развитии системы экологического аудирования основное внимание обращается на следующие вопросы:
- повышение эффективности экономического механизма управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- регулирование развития рынка экологических работ и услуг;
- формирование справочно-информационной базы законодательной и нормативной документации в области охраны окружающей среды и природопользования, необходимой для проведения экоаудита.
Система экологического аудирования ориентируется в основном на следующих заказчиков:
- федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти, природоохранные и правоохранительные органы;
- юридические и физические лица, в том числе хозяйствующие субъекты.
В состав документации, обеспечивающей функционирование системы
экологического аудирования в Российской Федерации, входят:
- основные положения;
- методические документы, устанавливающие процедуры проведения экоаудита по отдельным объектам и направлениям экоаудита;
- законодательные, правовые, нормативные и другие документы, соответствие требованиям которых оценивается при экоаудите;
- общие организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок функционирования отдельных элементов системы экоаудирования.
Деятельность всех элементов системы подлежит, соответственно, аттестации, аккредитации и лицензированию. Аттестация и аккредитация проводится в соответствии с правилами, установленными в системе, лицензирование проводится в соответствии с действующим Положением.
Организационная структурная схема системы экологического аудирования в Российской Федерации находится в стадии формирования и может включать:
- управляющий Совет;
- экоаудиторские фирмы ;
- аудиторов;
- заказчиков (клиентов;
- аудируемые организации;
- центры по обучению и практической стажировке экоаудиторов.
Взаимоотношения между заказчиком (клиентом), экоаудиторской фирмой
и аудируемой организацией при проведении работ по экологическому аудированию строятся на договорной основе.
Экологический аудит проводится на основании договора на оказание услуг в соответствии с ГК РФ [1] между заказчиком и аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором. Перед проведением проверки составляется и документально оформляется план проведения аудита. При этом должны учитываться следующие моменты: область деятельности аудируемого лица; система внутреннего контроля; сроки проведения проверки; необходимость привлечения других аудиторов и экспертов к проверке; объемы работ и наличие обособленных структурных подразделений аудируемого лица.
Экоаудитором составляется и документально оформляется программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных процедур экологического аудита. При проведении экологического аудита в зависимости от решаемых задач проверяются: учредительные документы аудируемого лица; разрешительные документы на осуществление основной деятельности и воздействие на окружающую среду; документация о движении сырья и материалов; документация по существующей системе контроля соблюдения природоохранных требований, экологической и промышленной безопасности; документация на природопользование; документация по учету и списанию расходов на осуществление мероприятий по природопользованию
и охране окружающей среды; техническая документация аудируемого лица (технологический регламент, другие документы); документальное и фактическое состояние систем оборудования по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке, утилизации, транспортировки и размещению отходов; документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям.
После проведения аудиторской проверки составляется отчет и заключение. Аудиторский отчет включает вводную, аналитическую и итоговую часть (выводы, рекомендации). В вводной части описаны юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в экологическом аудите, реквизиты удостоверений аудиторов. В аналитическую часть включаются: наименование аудируемого лица, период его деятельности, за который проводился экологический аудит; согласованные цели и объем экологического аудита; согласованные критерии, по которым проводится экологический аудит; срок проведения экологического аудита; результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее требованиям природоохранного законодательства; факты выявленных в ходе экологического аудита существенных нарушений природоохранного законодательства.
В рамках системы экологического аудирования создается база (справочноинформационный фонд) нормативно-технических документов, необходимых для осуществления деятельности по экологическому аудированию, которая включает:
- законы, законодательные акты, соглашения России, стран СНГ и международных сообществ, содержащие требования по экобезопасности и устойчивому развитию;
федеральные и региональные природоохранные и другие нормативные документы на природные объекты, ресурсы, технологические процессы, виды деятельности (услуги), отходы производства и потребления, продукцию, системы качества, методы испытаний, содержащие требования, связанные с экобезопасностью, в том числе действующие в различных отраслях промышленности, областях хозяйствования и на различных уровнях государственного управления;
федеральные, региональные и международные и национальные стандарты и нормы по экобезопасности;
комплекс организационно-методических документов, устанавливающих принципы, организацию, правила и процедуры экологического аудирования; реестр аттестованных организаций по экологическому аудированию и аудиторов (экспертов);
справочную, отчетную и другую документацию по экологическому аудированию;
перечень объектов, прошедших экологическое аудирование.
При экологическом аудировании используются нормативно-технические документы, нормативы, утвержденные в установленном порядке и внесенные в справочно-информационный фонд нормативов системы экологического аудирования. Ведение этого фонда осуществляется специально уполномоченной организацией системы по экологическому аудированию.
Утверждение руководящих документов системы и внесение в них изменений, касающихся организации и основных правил системы, является прерогативой Госкомэкологии России.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНАЯ БИ&ЛИОТгКА
Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических услуг в Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения и др. Именно здесь творческий потенциал предпринимательства способен создать принципиально новые возможности и пути преодоления экологического кризиса в России.
Методы и средства, используемые в практике экологического аудита, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, что требует постановки и проведения соответствующих научно-методических и научно-исследова-тельских работ. В России исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов и научных центров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. / М.: Изд-во НИЦ «Экобезопасность», 1998.
2. Потравный И.М. Экологический аудит: проблемы становления и развития / Бухгалтерский учет и аудит, 1997. - № 10.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды».
4. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 № 482 (ред. от 21.07.97) «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
5. Спиридонов И.Г., Волков С.Н. Экологический аудит как основа эффективной реализации инвестиционных проектов в сфере использования природных ресурсов // Разведка и охрана недр, 2004. - №3.
6. Макаров СВ., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промышленных производств. / М.: Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1997.
7. Сидорчук В. Л. Экологический аудит территории / Жилищно-коммунальное хозяйство, 1997. - № 10.
8. Серов Г.П. Экологический аудит. — М., 2000.
9. Экологическое аудирование промышленных предприятий. — М., 1997. — 144 с.
THE SYSTEM OF THE ECOLOGYCAL AUDITION IN RUSSIAN FEDERATION
A.A. Kirichuk
Ecological Faculty, Peoples ’ Friendship Russian University, Podolskoye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia In thises article considere of the system of the ecologycal audition in russian federation.