Научная статья на тему 'Система экологического аудирования в РФ'

Система экологического аудирования в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
906
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричук А. А.

В статье рассматриваются вопросы системы экологического аудирования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of the ecologycal audition in Russian Federation

In thises article considere of the system of the ecologycal audition in russian federation.

Текст научной работы на тему «Система экологического аудирования в РФ»

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИРОВАНИЯ В РФ

А.А. Киричук

Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе, 8/5, 113093, Москва, Россия

В статье рассматриваются вопросы системы экологического аудирования в РФ.

В последнее время в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институцио-лизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.

Международной организацией стандартизации принят Проект международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит-систем экологического менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов. До его утверждения, в качестве аналога, рекомендуется использовать Стандарт европейского банка реконструкции и развития, которым разработан Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, стандартный формат аудиторского отчета, рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности. Характерной особенностью этих стандартов является их комплексная направленность на оценку состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.

Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года определяет экологический аудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, международных стандартов, а также подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Вместе с тем в нашей стране практически не получил развитие экологический аудит предприятий. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет лишь понятие экологический аудит. Из-за несовершенства нормативно-правовой базы, недостаточной государственной поддержки система экологического аудирования не реализуется в настоящее время ни в Российской Федерации в целом, ни в ее субъектах, хотя бывшим Госстандартом России утверждены требования к системам управления окружающей средой на предприятиях (ГОСТ Р ИСО 14001-98), в которых используется экологический аудит еще в 1998 году.

Целью экологического аудирования является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

Основные задачи экоаудита — сбор достоверной выходной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта (отходоемко-сти производства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудования и технологий, качества продукции).

Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.

Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.

При формировании системы экологического аудирования используются нормативные документы и опыт работ, имеющийся в странах Европейского Союза, а также нормативные документы по аудиту в области финансовой деятельности, принятые соответствующими законодательными актами в Российской Федерации.

Экологическое аудирование как комплексный процесс деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования включает в себя множество взаимосвязанных элементов (органы административного управления, аудиторские фирмы, экоаудиторы, центры обучения, заказчики и т.д.). Наиболее эффективное взаимодействие этих элементов возможно обеспечить лишь в рамках общей системы, обладающей своими общими правилами действий и процедурами. Имея в виду это обстоятельство, Госкомэкология России как специально уполномоченный орган Российской Федерации в области охраны окружающей среды в настоящее время проводит мероприятия по созданию системы управления экологическим аудированием в Российской Федерации.

Требования, правила и процедуры экоаудита должны быть изложены в основополагающих документах системы экологического аудирования, где регламентируются прежде всего общие требования, структура и правила действий экоаудиторских фирм, экоаудиторов, клиентов. Все положения, требования и процедуры используемых методических рекомендаций должны быть

гармонизированы с международными стандартами ИСО серии 14000, относящимися к аудированию в области окружающей среды.

Система экологического аудирования в Российской Федерации строится на основе деятельности независимых органов — экоаудиторских фирм, осуществляющих экологический аудит на коммерческой основе (договорных отношениях), включая экоаудиторов и экспертов, входящих в состав экоаудиторских фирм либо действующих в качестве физических лиц.

Система экологического аудирования предусматривает:

- наличие собственной организационной структуры;

- установление собственных правил, процедур и управления для проведения экологического аудирования;

- взаимодействие с процессами государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, сертификации, лицензирования, а также с другими видами работ по охране окружающей среды и природопользования, в составе которых (или в целях которых) проводится экологическое аудирование;

- наличие методических документов системы для проведения работ по отдельным конкретным группам аудируемых объектов.

Система обеспечивает выполнение следующих функций:

- подготовку и аттестацию экоаудиторов и экспертов системы;

- экологическое аудирование выбранных объектов;

- аккредитацию организаций по экологическому аудированию;

- повышение квалификации специалистов в области экологического аудирования;

- обеспечение информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;

- ведение Реестра системы.

Система экологического аудирования в своем составе предусматривает также процедуры оказания помощи и содействия в части:

1. Предоставления предприятиям помощи по обеспечению (достижению) соответствия правилам, условиям и процедурам, определенным соответствующей нормативной документацией, а также в установлении системы управления окружающей средой предприятия и подготовке к проведению экологического аудита;

2. Упрощения и/или сокращения при определенных условиях процедур подтверждения и инспекции состояния окружающей среды, в особенности для небольших и среднего размера предприятий;

3. Рекламирования и информирования общественности о системе экологического аудирования.

Организация и порядок проведения работ по экологическому аудированию реализуются в комплексе инструктивно-методических документов системы экологического аудирования, утверждаемых Госкомэкологией РФ и при необходимости регистрируемых в Минюсте РФ.

При создании и развитии системы экологического аудирования основное внимание обращается на следующие вопросы:

- повышение эффективности экономического механизма управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- регулирование развития рынка экологических работ и услуг;

- формирование справочно-информационной базы законодательной и нормативной документации в области охраны окружающей среды и природопользования, необходимой для проведения экоаудита.

Система экологического аудирования ориентируется в основном на следующих заказчиков:

- федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти, природоохранные и правоохранительные органы;

- юридические и физические лица, в том числе хозяйствующие субъекты.

В состав документации, обеспечивающей функционирование системы

экологического аудирования в Российской Федерации, входят:

- основные положения;

- методические документы, устанавливающие процедуры проведения экоаудита по отдельным объектам и направлениям экоаудита;

- законодательные, правовые, нормативные и другие документы, соответствие требованиям которых оценивается при экоаудите;

- общие организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок функционирования отдельных элементов системы экоаудирования.

Деятельность всех элементов системы подлежит, соответственно, аттестации, аккредитации и лицензированию. Аттестация и аккредитация проводится в соответствии с правилами, установленными в системе, лицензирование проводится в соответствии с действующим Положением.

Организационная структурная схема системы экологического аудирования в Российской Федерации находится в стадии формирования и может включать:

- управляющий Совет;

- экоаудиторские фирмы ;

- аудиторов;

- заказчиков (клиентов;

- аудируемые организации;

- центры по обучению и практической стажировке экоаудиторов.

Взаимоотношения между заказчиком (клиентом), экоаудиторской фирмой

и аудируемой организацией при проведении работ по экологическому аудированию строятся на договорной основе.

Экологический аудит проводится на основании договора на оказание услуг в соответствии с ГК РФ [1] между заказчиком и аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором. Перед проведением проверки составляется и документально оформляется план проведения аудита. При этом должны учитываться следующие моменты: область деятельности аудируемого лица; система внутреннего контроля; сроки проведения проверки; необходимость привлечения других аудиторов и экспертов к проверке; объемы работ и наличие обособленных структурных подразделений аудируемого лица.

Экоаудитором составляется и документально оформляется программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных процедур экологического аудита. При проведении экологического аудита в зависимости от решаемых задач проверяются: учредительные документы аудируемого лица; разрешительные документы на осуществление основной деятельности и воздействие на окружающую среду; документация о движении сырья и материалов; документация по существующей системе контроля соблюдения природоохранных требований, экологической и промышленной безопасности; документация на природопользование; документация по учету и списанию расходов на осуществление мероприятий по природопользованию

и охране окружающей среды; техническая документация аудируемого лица (технологический регламент, другие документы); документальное и фактическое состояние систем оборудования по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке, утилизации, транспортировки и размещению отходов; документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям.

После проведения аудиторской проверки составляется отчет и заключение. Аудиторский отчет включает вводную, аналитическую и итоговую часть (выводы, рекомендации). В вводной части описаны юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в экологическом аудите, реквизиты удостоверений аудиторов. В аналитическую часть включаются: наименование аудируемого лица, период его деятельности, за который проводился экологический аудит; согласованные цели и объем экологического аудита; согласованные критерии, по которым проводится экологический аудит; срок проведения экологического аудита; результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее требованиям природоохранного законодательства; факты выявленных в ходе экологического аудита существенных нарушений природоохранного законодательства.

В рамках системы экологического аудирования создается база (справочноинформационный фонд) нормативно-технических документов, необходимых для осуществления деятельности по экологическому аудированию, которая включает:

- законы, законодательные акты, соглашения России, стран СНГ и международных сообществ, содержащие требования по экобезопасности и устойчивому развитию;

федеральные и региональные природоохранные и другие нормативные документы на природные объекты, ресурсы, технологические процессы, виды деятельности (услуги), отходы производства и потребления, продукцию, системы качества, методы испытаний, содержащие требования, связанные с экобезопасностью, в том числе действующие в различных отраслях промышленности, областях хозяйствования и на различных уровнях государственного управления;

федеральные, региональные и международные и национальные стандарты и нормы по экобезопасности;

комплекс организационно-методических документов, устанавливающих принципы, организацию, правила и процедуры экологического аудирования; реестр аттестованных организаций по экологическому аудированию и аудиторов (экспертов);

справочную, отчетную и другую документацию по экологическому аудированию;

перечень объектов, прошедших экологическое аудирование.

При экологическом аудировании используются нормативно-технические документы, нормативы, утвержденные в установленном порядке и внесенные в справочно-информационный фонд нормативов системы экологического аудирования. Ведение этого фонда осуществляется специально уполномоченной организацией системы по экологическому аудированию.

Утверждение руководящих документов системы и внесение в них изменений, касающихся организации и основных правил системы, является прерогативой Госкомэкологии России.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНАЯ БИ&ЛИОТгКА

Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических услуг в Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения и др. Именно здесь творческий потенциал предпринимательства способен создать принципиально новые возможности и пути преодоления экологического кризиса в России.

Методы и средства, используемые в практике экологического аудита, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, что требует постановки и проведения соответствующих научно-методических и научно-исследова-тельских работ. В России исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов и научных центров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. / М.: Изд-во НИЦ «Экобезопасность», 1998.

2. Потравный И.М. Экологический аудит: проблемы становления и развития / Бухгалтерский учет и аудит, 1997. - № 10.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды».

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 № 482 (ред. от 21.07.97) «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

5. Спиридонов И.Г., Волков С.Н. Экологический аудит как основа эффективной реализации инвестиционных проектов в сфере использования природных ресурсов // Разведка и охрана недр, 2004. - №3.

6. Макаров СВ., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промышленных производств. / М.: Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1997.

7. Сидорчук В. Л. Экологический аудит территории / Жилищно-коммунальное хозяйство, 1997. - № 10.

8. Серов Г.П. Экологический аудит. — М., 2000.

9. Экологическое аудирование промышленных предприятий. — М., 1997. — 144 с.

THE SYSTEM OF THE ECOLOGYCAL AUDITION IN RUSSIAN FEDERATION

A.A. Kirichuk

Ecological Faculty, Peoples ’ Friendship Russian University, Podolskoye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia In thises article considere of the system of the ecologycal audition in russian federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.