Научная статья на тему 'Принципы эффективной организации экологического аудита'

Принципы эффективной организации экологического аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы эффективной организации экологического аудита»

' ' V- п -у-. - ЛИТЕРАТУРА ; >; ■ "

'■■■... . ;■ ¿. у-?-'1*' А ■

1. Абрамов В.А., Молев В.П., Абрамова В.А. Источники радиоактивного и геохимического загрязнения в техносфере юга Приморья // Труды МАНЭБ. СПб.: МАНЭБ, 1998. С. 45-46.

2. Молев В.П., Елисафенко Т.Н., Ивасюк В.Э. Радиометрическая съемка в системе горноэкологического мониторинга г,Партизанска/Тез. Докл. Н.т.к. «Приморские зори». 2003,

3. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99): Гигиенические нормативы. М.: Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России, 1999. 116 с.

4. Ahramov V.A., Abramova V.A., Echov B.V., Molev V.P., Chekryzhov Ш., Chernishov V.G., Chernishova V.V. Metal pol lution of Pacific and technosphere APR // Abstracts. PICES, Vladivostok, 1999. P. 108. , . -

5. Molev V.P. The technology of the radioecological monitoring of natural environment // Proceedings of the 2-nd international symposium of geosciences in NE Asia. Changchun, China. 2002. P. 214-216.

- . / ч. JI.П. Лазарева, В.М. Миловец, А.Н. Рябуха -

ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14050-99 экологический аудит (environmental audit) -систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задачей аудита является поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности, результирующим показателем является предоставление достоверной и объекгивной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Экологический аудит способствует решению многих задач развития предприятия, в том числе: 0

• создание инвестиционной привлекательности бизнеса;

• снижение штрафных рисков в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде и другим хозяйствующим субъектам;

• снижение финансовых рисков, связанных с правами собственности на природные объекты и результаты хозяйственной деятельности;

• снижение или исключение риска уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в области природопользования;

• повышение конкурентоспособности продукции;

• развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.

Однако в России экологический аудит до сих пор находит весьма ограниченное применение.

Дальнейшему распространению этого механизма должно способствовать улучшение соотношения стоимости аудита и достигаемых с его помощью результатов.

Проведение экологического аудита не подразумевает полной и всеобъемлющей проверки соответствия объекта всем требованиям законодательства РФ, с целью выявления всех возможных несоответствий. Аудиторы осуществляют проверку только в том объеме, который необходим и достаточен для достижения поставленной заказчиком цели.

Предметом проверки могут являться производственно-финансовые и правовые аспекты любой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.

Общий подход к проведению экологического аудита не зависит от отраслевых и региональных особенностей аудируемого предприятия, однако именно эти особенности, а также

поставленные заказчиком цели определяют область аудита, его программу, состав аудиторской группы и необходимые специальные исследования.

Эффективная организация экологического аудита требует концентрации внимания на тех направлениях, где ограниченные инвестируемые ресурсы могут обеспечить достижение максимального эффекта. Важным здесь является формулирование реальных рекомендаций для достижения лучших экологических результатов, исходя из имеющихся средств. Подобный подход требует пристального внимания к определению круга проблем, с тем, чтобы итоговые рекомендации соответствовали четко поставленным целям и учитывали существующие финансовые и организационные ограничения.

Объем и состав процедур в рамках экологического аудита может существенно различаться в зависимости от характеристик предприятия и целей, которых желает достичь заказчик. Под объемом экоаудита при этом понимается совокупность взаимоувязанных аудиторских процедур, применение которых обязательно для сбора аудиторских доказательств и подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения и для достижения цели экоаудита в конкретных условиях его проведения.

В настоящее время не существует единого, законодательно закрепленного порядка организации и проведения экологического аудита, однако на практике экспертным сообществом выработана достаточно устойчивая система, учитывающая мировой опыт и особенности российской действительности.

Необходимость повышения эффективности приводит к формированию определенной методологии проведения экологического аудита, основанной на:

- представлении аудируемой организации как «продукционной системы»;

- использовании «процессного подхода» к анализу деятельности аудируемой организации;

- максимальном использовании имеющейся экологической информации по проверяемому объекту. ■■г.н;: -; ■

В категорию экологической информации могут входить:

- результаты инвентаризации воздействия на окружающую среду и источников воздействия со стороны окружающей среды на персонал, сырье, производственные процессы, оборудование и т.д.;

- результаты производственного контроля (экологического; земельного; обращения с отходами; состояния атмосферного воздуха и водных объектов и т.д.);

- результаты работы формируемых в аудируемой организации комиссий по чрезвычайным ситуациям, по промышленной безопасности и т.д;

- материалы государственного экологического контроля, акты, заключения и предписания надзорных органов.

Содержание аудита определяется многофункциональностью и масштабностью деятельности проверяемой организации, количеством аудируемых подразделений, требованиями к их природоохранной деятельности, природопользованию, обеспечению экологической безопасности с учетом состояния экологической обстановки в регионах, а также:

- наличием особо охраняемых природных объектов, памятников культурного наследия, ограничений на промышленно-хозяйственную деятельность в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; - ..^ояу^^г-..:-: .

- частотой аудитов, результатами предыдущих аудитов, мнения заинтересованных сторон.

Область экоаудита включает в себя анализ следующих данных об аудируемой организации:

- местоположение и тип объектов аудита;

- организационно-штатная структура административного управления (наличие филиалов, обособленных структурных подразделений и т.д.);

- вид основной деятельности, общие технологические схемы, включая оборудование и промышленные средства;

- состав и технологические процессы вспомогательных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организации;

- организация деятельности в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

- состояние окружающей среды на прилегающей территории; ^

- воздействие на окружающую среду вблизи расположенных предприятий.

В зависимости от поставленных заказчиком целей, объектами экологического аудита могут являться:

- проектная и техническая документация, реализация которой может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду;

- хозяйствующие субъекты, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей природной среды;

- виды деятельности, связанные с охраной природы, природопользованием, обеспечением экологической безопасности и др.

- состояние окружающей среды и системы управления окружающей средой на объекте экологического аудита; ^ ; : г -

- выполнение обязательных мер по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и снижению экологического риска;

- соблюдение экологического законодательства и нормативно-правовых требований охраны окружающей среды на объекте экологического аудита;

- оценка состояния природно-ресурсного потенциала объекта, определение уровня, направлений возможных антропогенных нагрузок и прогноз ожидаемых экологических последствий;

- хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологический нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;

- экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения;

- инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;

Кроме перечисленных выше объектов экоаудирования в процесс экоаудига может входить, в зашсимости от конкретной ситуации и конкретной потребности, рад функциональных задач, к которым, в частности, относятся задачи корректировки, задачи оперативного контроля, стратегические задачи.

Задачи корректировки предусматривают, что в случае, если по результатам проведенного аудита экоаудитором были сделаны отрицательные выводы (в целом или в какой-либо части), то аудитор может, по желанию клиента, предоставить рекомендации по исправлению выявленных недостатков. В задачи корректировки не входит непосредственное исправление недостатков самим экоаудитором.

Задача оперативного контроля предусматривает проведение перманентного экоаудита, т. е. систематический контроль непосредственно в процессе деятельности объекта для предотвращения ошибок и/или выбора оптимальных вариантов решений. Деятельность экоаудиторов по предотвращению ошибок и выбору оптимальных решений на основе данных, полученных в процессе аудита, сводится к выработке рекомендаций, правильных или оптимальных решений, и/или к предоставлению на рассмотрение клиенту вариантов альтернативных решений. Экоаудитор не может сам непосредственно принимать решения за клиента.

Стратегическая задача экоаудирования - обоснование оптимальной или предложение альтернативной стратегии и перспективной программы развития какого-либо аспекта или деятельности в целом, в соответствии с запланированными или запрогнозированными обстоятельствами, и на основе данных, полученных в процессе аудита.

Востребованность экологического аудита определяется соотношением затрат (финансовых, временных, организационных) на проведение аудиторской проверки и полученных по ее итогам результатов. .. а : ^; ' ■ ■■■ - ■■■■ '

Исходя из этого, определение критериев оптимальности при организации экологического аудита для разных категорий объектов должно быть основано на балансе между охватом экологических аспектов деятельности предприятия, подробностью исследований и стоимостью работ.

Рост объема работ в рамках экологического аудита приводит к повышению его стоимости и, соответственно, к снижению привлекательности этого механизма.

Для предотвращения необоснованного подорожания аудита, при его организации необходимо сосредоточиться на наиболее значимых экологических аспектах, характерных для рассматриваемого

объекта. Это позволит снизить вероятность существенных ошибок, вызванных неполным охватом деятельности объекта аудирования, повысить результативность проверки и в тоже время сохранить экономическую эффективность и скорость проведения аудита.

ЛИТЕРАТУРА ' -

1. Корелов A.M. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Часть 1. М:, 1999.

2. Минье В.В. Системный подход к аудиту промышленного предприятия. // Экология производства. 2005. №¡6. С. 24-28.

3. Серов Т.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. М.: «Экзамен», 2000. 767 с.

4. Серов Г.П. Руководящие указания по экологическому аудиту организаций. Корпоративный стандарт. М., 2007.

5. Трифонова Т.А., Ишунькина H.A. Оценка жизненного цикла производства - основа системы управления окружающей средой. // Экология и промышленность России. Январь 2008. С. 29-31.

6. Шмаль А.Г. Экологический аудит как элемент управления природоохранной деятельностью. // Экология и промышленность России. Июнь 2005. С. 40-42.

; И.Л. Зубцова, В.А. Смолин, ЛЛ. Лазарева, О.И. Литвинец

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО КАДАСТРА

ОТХОДОВ

Подъем промышленного производства и увеличение плотности городского населения неизбежно сказываются на возрастании объемов бытовых и промышленных отходов. Возникающие при этом проблемы характерны не только для Приморского края, но и для большинства регионов Российской Федерации. Хорошо известно, что для решения любой задачи необходимо правильно ее сформулировать, определить граничные условия и область применения тех или иных методов и алгоритмов. Качество принимаемых решений, особенно в области экономики и сферы жизнедеятельности, напрямую зависит от достоверности получаемых выводов на основе систематизации и обработки имеющихся данных. Обратим внимание, что основу собираемых сведений составляют данные, полученные от хозяйствующих субъектов. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой предприятия и учреждений предоставляют территориальным контрольным органам не достаточные сведения, на основании которых можно успешно решать подобного рода задачи, следовательно, требуется на просто создание некого комплекса программного обеспечения, но и детальная разработка пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих бесперебойное получение необходимых сведений.

Базовым документом, на котором должна быть построена вся система экологического контроля, является стать Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Однако, этот нормативно-правовой документ, несмотря на его несомненные достоинства, имеет и ряд недостатков, прежде всего связанных с отставанием внесения в него необходимых изменений и пополнений, отражающих возникновение новых направлений в деятельности в сфере производства и, как следствие, расширении номенклатуры отходов. Таким образом, Федеральный кадастр отходов должен быть дополнен Региональным кадастром (РККО), который формируется и утверждается субъектом Российской Федерации. Создание этого нормативно-правового документа требует непосредственного участие региональных и территориальных законодательных и исполнительных органов управления, экологических и юридических организаций. Построение РККО должно быть полностью идентично ФККО, чтобы обеспечить быструю преемственность при переводе нового вида отходов в федеральный реестр. ч > .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.