Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СПОРТА / СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ПРОГРАММА / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Термелева Екатерина Евгеньевна, Чернозубов Михаил Дмитриевич

В последнее время в Российской Федерации вся спортивная деятельность находится под пристальным взором, как государственной власти, так и общественности. Это связано со спортивными успехами наших национальных сборных по разным видам спорта, возросшим интересом к спортивной сфере в связи с проведением в нашей стране международных спортивных соревнований, а также с приоритетным значением физической культуры и спорта для здоровья нации и интеграции общества. Можно выделить взаимосвязь между развитием данной сферой со здоровьем общества, а также экономикой государства. За последние годы сфера физической культуры и спорта стала играть важную роль в осуществлении социально-экономической и инвестиционной политики на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Термелева Екатерина Евгеньевна, Чернозубов Михаил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION)

Recently, in the Russian Federation, all sports activities have been under the scrutiny of both the state authorities and the public. This is due to the sporting successes of our national teams in various sports, the increased interest in the sports field in connection with the holding of international sports competitions in our country, as well as the priority importance of physical culture and sports for the health of the nation and the integration of society. It is possible to distinguish the relationship between the development of this area with the health of society, as well as the economy of the state. In recent years, the sphere of physical culture and sports has begun to play an important role in the implementation of socio-economic and investment policy on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 232-237 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):232-237

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 323

doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-232-237

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Екатерина Евгеньевна Термелева1, Михаил Дмитриевич Чернозубов2

1 2Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева,

Самара, Россия

1termeleva.ee@ssau.ru

2mischersamara@gmail.com

Аннотация. В последнее время в Российской Федерации вся спортивная деятельность находится под пристальным взором, как государственной власти, так и общественности. Это связано со спортивными успехами наших национальных сборных по разным видам спорта, возросшим интересом к спортивной сфере в связи с проведением в нашей стране международных спортивных соревнований, а также с приоритетным значением физической культуры и спорта для здоровья нации и интеграции общества. Можно выделить взаимосвязь между развитием данной сферой со здоровьем общества, а также экономикой государства. За последние годы сфера физической культуры и спорта стала играть важную роль в осуществлении социально-экономической и инвестиционной политики на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: спорт, сфера физической культуры и спорта, региональная политика в области спорта, спортивная организация, спортивная программа, спортивные соревнования

Для цитирования: Термелева Е. Е., Чернозубов М. Д. Основные проблемы региональной политики в области физической культуры и спорта (на примере Самарской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 232-237. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-232-237

Politology and Ethnopolitics

Original article

THE MAIN PROBLEMS OF REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION)

Ekaterina E. Termeleva1, Mikhail D. Chernozubov2

Samara National Research University, Samara, Russia

1termeleva.ee@ssau.ru

2mischersamara@gmail.com

Abstract. Recently, in the Russian Federation, all sports activities have been under the scrutiny of both the state authorities and the public. This is due to the sporting successes of our national teams in various sports, the increased interest in the sports field in connection with the holding of international sports competitions in our country, as well as the priority importance of physical culture and sports for the health of the nation and the integration of society. It is possible to distinguish the relationship between

© Термелева E. E., Чернозубов M. Д., 2023 232

the development of this area with the health of society, as well as the economy of the state. In recent years, the sphere of physical culture and sports has begun to play an important role in the implementation of socio-economic and investment policy on the territory of the Russian Federation.

Keywords: sport, sphere of physical culture and sports, regional sports policy, sports organization, sport program, sport competitions

For citation: Termeleva E. E., Chernozubov M. D. The main problems of regional policy in the field of physical culture and sports (on the example of the Samara region). State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):232-237. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-232-237

Каждый день миллионы людей со всего мира занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни, принимают участие в спортивных соревнованиях. Также, в настоящее время, физическая культура и спорт могут влиять на политику страны, государственные и национальные отношения, социально-экономическую сферу в стране, участвуют в формировании моды, мировых брендов, общественно-важных ценностей и взглядов людей.

Прежде чем проанализировать политику региона в области физической культуры и спорта в Самарской области, нужно дать определение этим понятиям.

Если говорить про понятие «физическая культура», то это такой вид культуры, который влияет на укрепление здоровья человека, способствует развитию физических и двигательных способностей, выработке морально-волевых качеств, формированию иммунитета человека в процессе занятия физическими упражнениями.

Необходимо отметить то, что начиная с 2019 года, сфера физической культуры и спорта в Российской Федерации столкнулась с множеством проблем. В условиях карантина по коронави-русной инфекции все спортивные организации, соревнования либо были отменены, либо перешли на удаленный режим работы. Перед органами власти встала цель не только сохранить, но и нарастить темпы развития сферы физической культуры и спорта, не допустить сокращения работы спортивных организаций и клубов [1-2]. После введения санкций и международной спортивной изоляции к этим проблемам добавились проблемы создания конкурирующей среды для отечественных спортсменов и сборных команд, поддержки спортивных клубов, взаимодействия со спортивными комитетами по допуску отечественных спортсменов на международные соревнования. Организованная деятельность органов государственной власти, спортивных федераций, всего физкультурного и спортивного сообщества позволяет поддерживать спорт в России на высоком уровне даже в условиях жестких санкций.

Если говорить про сферу физической культуры и спорта в Самарской области, то на ее состояние влияют направления и мероприятия, которые выбираются в качестве оптимальных инструментов развития спортивной сферы, органами государственной власти Самарской области. На сегодняшний день, в качестве главенствующей спортивной программы на территории Самарской области, на которую опираются все органы власти и спортивное сообщество региона является государственная программа Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2025 годы», главной целью которой является всестороннее развитие спортивной сферы на территории области, улучшение показателей физического развития и развитие спортивной инфраструктуры региона.

В настоящее время акцент в спортивной сфере региона делается на следующих задачах:

- постоянное и полное отслеживание уровня здоровья спортсменов;

- увеличение различных методов ГЧП в области строительства спортивных объектов;

- организация и проведение региональных соревнований для поддержки российских спортсменов в условии международной изоляции;

- работа по модернизации и совершенствовании материально-технической базы, медицинского обеспечения спортсменов;

- регулярное проведение переподготовки кадров, тренеров детских и взрослых команд и сборных;

- составление плана развития инфраструктуры для летних и зимних видов спорта в регионе.

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2

233

Politology and Ethnopolitics

Termeleva E. E., Chernozubov M. D. The main problems of regional policy in the field of physical culture and sports...

Можно отметить успешную реализацию регионального проекта «Спорт - норма жизни», который является составной частью национального проекта «Демография». За несколько лет действия проекта значительно улучшились показатели физического развития населения области, детско-юношеского спорта, обеспеченности спортивной инфраструктурой. Благодаря проекту, ежегодно проводятся различные спортивные мастер-классы и семинары, организуются городские и областные соревнования. Также, развивается инфраструктура для сборных команд России, строятся новые объекты, устанавливается современное оборудование.

Благодаря реализации региональных спортивных программ в области ежегодно проводятся многочисленные спортивные мероприятия и соревнования. Например, соревнования по хоккею «Золотая шайба»; Самарский лыжный марафон «Сокольи горы»; городская легкоатлетическая гонка, посвященная Дню космонавтики; городские соревнования по футболу «Кожаный мяч» и «Лето с футбольным мячом» и т.д. Важность их проведения заключается в том, что успешная организация таких соревнований поднимет авторитет региона, тем самым обеспечит дополнительное финансирование спортивной сферы со стороны государства и частных инвесторов.

Важно отметить, что одним из главных направлений региональной политики в области спорта является поддержка и развитие спортивных клубов. На 2023 год существует такая тенденция, что все спортивные клубы в Самарской области финансируются за счет областного бюджета. Следовательно, снижение или прекращение финансирования повлечет за собой банкротство спортивных организаций, а это, в свою очередь, негативно скажется на всей отрасли физической культуры и спорта в регионе. В настоящее время четыре профессиональных спортивных клуба на территории области полностью зависят от Правительства Самарской области1.

Из-за кризисных и санкционных явлений в 2022 г. принято решение о поддержке спортивных организаций в виде предоставления дополнительного финансирования. Министерство спорта Самарской области в рамках региональной поддержки спорта выделил специальные субсидии для спортивных клубов и организаций в размере 1,5 млн руб.

До сих пор сказываются последствия коронавирусной инфекции в спортивной сфере. В 20212022 г. зафиксировано снижение показателя загруженности спортивной инфраструктуры, так как в связи с карантином многие объекты простаивали и до сих пор их не привели в полную готовность для эксплуатации населением.

В 2022 год показатель загруженности снизился почти на 30% по сравнению с 2021 г. Следовательно, снижаются и доходы спортивных организаций. За 2022 год более чем на 90 млн руб. упали доходы от платной деятельности и секций спортивных организаций. Внебюджетные источники финансирования спорта часто использовались за 2020-2022 г.

Этот показатель влияет на формирование зарплаты работников. В 2022 году зарплатный фонд работников спорта был увеличен почти на 900 млн рублей, так как было проведено перераспределение бюджетных средств. Курировалось перераспределение Министерством спорта Самарской области.

В какой-то степени можно отметить не слишком большую успешность региональной политики в области финансовой помощи спортивным субъектам. Не все организации воспользовались предложенными субсидиями. Главной причиной, по которой спортивные клубы отказывались от субсидий, была низкая эффективность этих субсидий при более высоких затратах при подготовке документации. Основными рисками также принято считать изменение тенденций и ориентиров населения Самарской области, а также сокращение реальных доходов населения в связи с кризисом.

1 Распоряжение о ходе реализации в 2021 году государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2023 годы"- URL:

https://minsportsamregion.ru/wp-content/uploads/sites/8/2022/04/otchetpdf (дата обращения 07.03.2023).

450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

351746,4

1

396250,7

2020

2021

315731,9

2022

Рис. 1. Внебюджетное финансовое обеспечение спортивных организаций за 2020-2022 гг.

Fig. 1. Extra-budgetary financial support of sports organizations for 2020-2022

В ближайшей перспективе важными составляющими в развитии спорта в регионе станут поддержание состояния инфраструктуры на высоком уровне, модернизация и переоборудование спортивной инфраструктуры, переподготовка в соответствии с современными стандартами кадровый и тренерский состав1. В итоге, главная задача всех этих преобразований - поддержание и укрепление здорового образа жизни и как следствие благосостояния населения Самарской области.

Перспективы развития инфраструктурной составляющей спортивной сферы Самарской области отражены в специальной подпрограмме «Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта на 2014 - 2025 годы». Главными задачами в перспективе должны стать развитие материально-технической базы физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений, реставрация спортивных объектов и улучшение оснащенности спортивных баз.

Все чаще приходится говорить о проблеме неэффективной и устаревшей системы детско-юношеского спорта, который стоит фундаментом для подготовки и развития будущих спортсменов сборной. Причины неэффективности системы детско-юношеского спорта кроятся в низком уровне технической, спортивно-теоретической и инфраструктурной оснащенности, нехватке высококвалифицированных и профессиональных тренеров и специалистов.

Правительством Самарской области в 2022 году утверждена программа регионального развития детско-юношеского спорта, направленная на всестороннее развитие юных спортсменов, организацию детско-юношеских спортивных соревнований и увеличение полномочий негосударственных спортивных организаций в сфере детско-юношеского спорта. В соответствии с программой, уже в начале года в Самарской области оперативно создаются школьные спортивные лиги по некоторым видам спорта, организуются областные детские спортивные мероприятия. Система детско-юношеских мероприятий должна состоять не только из всероссийских соревнований, но и из международных. Поэтому важно развивать спортивное взаимодействие с дружественными странами в сфере организации и проведения детско-юношеских соревнований. Основными вспомогательными площадками для этого могут стать Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС.

Направление государственного управления в сфере спорта, которое должно приобрести особую актуальность, является направление развития спортивной инфраструктуры и материально-технической базы спортивной сферы в регионе. В настоящее время, из-за санкций и ухода

1 Распоряжение о ходе реализации в 2021 году государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2023 годы"- URL:

https://minsportsamregion.ru/wp-content/uploads/sites/8/2022/04/otchetpdf (дата обращения 07.03.2023). Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2 235

Politology and Ethnopolitics

Termeleva E. E., Chernozubov M. D. The main problems of regional policy in the field of physical culture and sports...

из страны многих иностранных компаний, которые занимались строительством и поставкой современного оборудования на спортивные объекты, остро встал вопрос об импортозамещении как иностранных компаний, так и иностранного оборудования в данной сфере. Должны предприниматься меры по развитию производственной сферы спортивного оборудования, а также налаживаются деловые связи с компаниями, осуществляющими строительство и техническое обслуживание спортивных объектов, из дружественных стран.

Для развития перспективных направлений спортивной сферы в Самарской области реализо-вывается много программ. Одна из таких программ - региональное субсидирование некоммерческих спортивных организаций. Субсидии могут быть использованы для реконструкции инфраструктуры или проведения спортивных мероприятий.

На сегодняшний день основная задача по развитию спортивной отрасли в регионе это -развитие системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе школьников и студентов. Для этого нужно постоянно мотивировать население на занятие спортом. Здесь на первый план встает пропаганда здорового образа жизни. Важно развивать коммерческую составляющую спорта в регионе. Это можно сделать с помощью корректировки инвестиционной стратегии Самарской области, которая заключается в добавлении системы задач и инструментов, которые бы способствовали привлечению инвестиций в сферу спорта региона.

В связи с планомерным развитием перспективных направлений в сфере спорта, за год удалось достичь следующих показателей:

- увеличился процент населения Самарской области, которое систематически занимается физической культурой и спортом;

- увеличился процент обучающихся и студентов, которые систематически занимаются физической культурой и спортом;

- увеличился процент лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, которые систематически занимаются физической культурой и спортом;

- увеличилась пропускная способность инфраструктурных объектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря развитию перспективных направлений, образуется прочная система механизмов и мероприятий, которая является центром развития и совершенствования сферы спорта в регионе [3]. К таким механизмам можно отнести специальные стипендии и гранты, которые выдаются спортсменам, различные спортивные мероприятия, которые улучшают имидж региона, улучшение качества подготовки и переподготовки кадров, проведение конкурсов по поиску решений проблем в сфере спорта, обеспечение спортивной инфраструктурой все образовательные учреждения и дворы и т.д.

Если проанализировать все данные, то можно сделать вывод, что сфера физической культуры и спорта в Самарской области находится еще в стадии перестройки и становления.

Список источников

1. Погорелый А. Е., Федосова Л. П., Федотова Г. В. Основные направления совершенствования механизма государственного управления развитием физической культуры и спорта // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1-2(95).

2. Мифтахов М. Р. Эффективность проводимой региональной политики в области физической культуры и спорта (на примере субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации) // Экономические науки. 2020. № 193. С. 335-342.

3. Куманина С. Ю. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России: правовые аспекты // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Байкальский студенческий юридический форум-2019 : материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 21 марта 2019 года / Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Том 1. - Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. - С. 62-66.

References

1. Pogorely A. E., Fedosova L. P., Fedotova G. V. Main directions of improving the mechanism of state management of the development of physical culture and sports. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and business: theory and practice. 2023;1-2(95):66-69. (In Russ.)

2. Miftakhov M. R. The effectiveness of the regional policy in the field of physical culture and sports (on the example of the subjects of the Volga Federal District of the Russian Federation). Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences. 2020;(193):335-342. (In Russ.)

3. Kumanina, S. Yu. Problems and prospects for the development of physical culture and sports in Russia: legal aspects. In: Modern problems of lawmaking and law enforcement: Baikal Student Legal Forum-2019: materials of the All-Russian Student Scientific and Practical Conference, Irkutsk, March 21, 2019 / Irkutsk Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Volume 1. Irkutsk: Irkutsk Institute (branch) VGUYu (RPA of the Ministry of Justice of Russia), 2019:62-66. (In Russ.)

Информация об авторах

Е. Е. Термелева - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева. М. Д. Чернозубов - студент Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева.

Information about the authors

E. E. Termeleva - Senior Lecturer of the Department of State and Municipal Administration of Samara National Research University.

M. D. Chernozubov - Student of Samara National Research University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.05.2023; одобрена после рецензирования 27.05.2023; принята к публикации 28.05.2023.

The article was submitted 18.05.2023; approved after reviewing 27.05.2023; accepted for publication 28.05.2023.

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2

237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.